References
1. Vysheslavtsev B.P. Ehtika Fihte. [Osnovy prava i nravstvennosti v sisteme transcendental'noy filosofii]. Moscow, 1914. 437 p.
2. Geyne G. Sobranie sochineniy [Vol.6]. Moscow, 1959. 472 p.
3. Gulyga A.V. Shelling. Ripol Klassik, 1984. 317 p.
4. Koplston F. Ot Fihte do Nizshe [Transl. from English by V.V. Vasil'eva]. Moscow: Respublika, 2004. 542 p.
5. Lazarev V.V. Ehticheskaya mysl' v Germanii i Rossii. Osmyslenie fihteanstva russkimi filosofami kontsaXIX- nacha-laXXvekov. Moscow, 2006. 221 p.
6. Luk'janov A.V. Filosofiya Joganna Gottliba Fichte. Orenburg, 1997. 230 p.
7. Fihte J.G. Rechi k nemeckoj nacii [Trans. from German by A.A.Ivanenko]. Saint Petersburg: Nauka, 2009. 349 p.
8. Fihte J.G. Sochinenija v dvuh tomah. [Vol.II., prepared by Vladimir Volzhskiy]. Saint Petersburg: Mifril, 1993. 798 p.
9. Fihte J.G. Fakti soznaniya. Naznachenie cheloveka. Naukouchenie [Trans. from German]. Minsk.: Harvest; Moscow: AST, 2000. 784 p.
10. Fihte J.G. Yasnoe, kak solnce, soobshhenie shirokoy publike o podlinnoy sushhnosti noveishey filosofii [Popytka prinudit' chitateley k ponimaniyu]. Moscow, 1937. 120 p.
11. Fisher K. Istoriya Novoy filosofii. [T.6. Fihte, ego zhizn', sochinenija i uchenie]. Direkt-Media, 2008. 814 p.
12. Dimik Z. Problema obrazovanija v filosofii Fihte [Facta-Universitatis], n.2, (2003): 777-778.
13. Heidegger M. Traktat Shellinga o sushhnosti chelovecheskoj svobody. M. Niemeyer, 1971. 237 s.
14. Hinz M. Sistema svobody. Stuttgart, 1981. 368 s.
15. Fichte J.G. Pis'mo. [Hrsg. von M. Buhr]. Leipzig: Philipp Reclam Junior, 1986. 435 s.
16. Fichte J.G. Sistema ehtiki. [Hrsg. von Hansjürgen Verweyen]. Hamburg: Felix Meiner, 2014. 268 s.
Дата поступления: 10.09.2015 Received: 10.09.2015
КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
УДК 342
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
ЗАБОРОВСКАЯ Светлана Геннадьевна
кандидат социологических наук, директор Института дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
ИШМУРАТОВ Миннираис Минигалиевич
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и социально-экономической политики ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
Для современной России по-прежнему остро стоит проблема организации работы с кадровым резервом муниципальной службы, поскольку именно его наличие и качественный состав может обеспечить непрерывность, преемственность и эффективность деятельности органов местного самоуправления, и, соответственно, качество власти на местах. Не случайно отечественные исследователи обращаются к этим вопросам, проецируя их как на федеральный, так на региональный и местный уровни.
PRINCIPLES OF PERSONNEL RESERVE FORMATION IN MUNICIPAL SERVICES: POLITICAL AND LEGAL ASPECTS
ZABOROVSKAYA Svetlana Gennadievna
Candidate of Sciences (Sociology), Director of the Institute of Additional Professional Education of the Bashkir Academy of Public Service and Administration under the President of the Republic of Bashkorto-stan,Ufa, Russia. E-mail: [email protected]
ISHMURATOV Minnirais Minigalievich
Doctor of Sciences (economy), Professor of the chair of Economics and Socio-economic Policy of the Bashkir Academy of Public Service and Administration under the President of the Republic of Bashkorto-stan,Ufa, Russia. E-mail: [email protected]
The organization of development of a personnel reserve of the municipal service is still an acute problem for modern Russia, because its presence and qualitative composition can provide continuity and efficiency of local government, and, accordingly, quality of local authorities. It's not fortuitously that Russian researchers are exploring these issues, projecting them both at the federal, regional and local levels. Often a person in charge is faced with staff shortages. This problem is
Часто при подборе персонала руководитель сталкивается particularly acute in rural areas. In this article, the au-с дефицитом кадров. Эта проблема особенно остро ощу- thors attempt to analyze legal regulation of formation щается в сельской местности. Авторами сделана попытка of a personnel reserve of municipal services on the ba-анализа правового регулирования формирования кадрово- sis of legal acts of municipal entities of the Russian го резерва муниципальной службы на основе правовых Federation. актов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: кадровый резерв, муниципальная Key words: personnel reserve, municipal service, a служба, муниципальный служащий, муниципальное об- municipal employee, municipality, post of municipal разование, должность муниципальной службы. service.
Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ, проект № 14-13-02009 «Актуальные проблемы развития местного самоуправления в Приволжском федеральном округе: опыт компаративистского анализа» (региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2014 - Республика Башкортостан).
Организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование - важное направление кадровой работы в муниципальном образовании. Эта норма закреплена ст. 28 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" [1] (далее - Федеральный закон № 25) [15, с. 155-156]. Наличие в кадровом резерве подготовленных специалистов позволяет значительно снизить затраты на подбор и адаптацию новых сотрудников, а также построить систему инвестиций в развитие персонала, что, в свою очередь, значительно повышает нематериальную мотивацию работников [16, с. 136]. В целях обобщения опыта муниципальных образований Российской Федерации был изучен опыт 108 муниципальных образований, представляющих 59 субъектов Российской Федерации. В том числе 49 муниципальных районов, 52 городов, 3 сельских поселений, 1 городского поселения, 1-ЗАТО и 2 внутригородские территории. При формировании кадрового резерва важнейшая задача состоит в том, чтобы обеспечить надежное выявление наиболее перспективных кандидатов, обладающих качествами, которые более всего необходимы для реализации задач, стоящих перед органами местного самоуправления [18, с. 130]. Например, в целях совершенствования работы с кадровым резервом в Тюменской области ежегодно проводится областной конкурс "Лучший кадровый резерв муниципального образования". Критериями оценки при проведении конкурса являются сформированность кадрового резерва и эффективность его использования. Конкурс проводится по двум группам: группа 1 - муниципальные районы; группа 2 - городские округа [11].
Проанализировав законы субъектов РФ о муниципальной службе, отметим, что большинство субъектов, следуя нормам Федерального закона № 25, не упоминает о кадровом резерве. В 11 субъектах Российской Федерации статья "Кадровый резерв" в законах присутствует, но она полностью дублирует федеральный закон № 25. В таких субъектах Российской Федерации, как город Москва, Республика Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкий автономный округ, законодательно установлены некоторые рамки формирования кадрового резерва. В законе о муниципальной службе города Москва установлено, что в кадровый резерв включается муниципальный служащий, отвечающий квалификационным требованиям, предъявляемым при замещении соответствующей муниципальной должности. Кроме того, в кадровый резерв может включаться лицо, не являющееся муниципальным служащим, отвечающее квалификационным требованиям, предъявляемым при замещении соответствующей муниципальной должности [2].
Законом Республики Саха (Якутия) устанавливается конкурсный порядок формирования кадрового резерва для замещения должностей муниципальной службы [3]. Определение кадрового резерва на муниципальной службе дается законом о муниципальной службе Ямало-Ненецкого автономного округа: "Кадровый резерв на муниципальной службе - сформированная в порядке, предусмотренном муниципальным правовым актом, категория муниципальных служащих в автономном округе, а также граждан, не состоящих на муниципальной службе в автономном округе и желающих поступить на нее, отвечающих квалификационным требованиям по соответствующим должностям муниципальной службы в автономном округе и способных по своим деловым и личностным качествам осуществлять профессиональную деятельность на должностях муниципальной службы в автономном округе." [4].
В ряде субъектов утверждается Положение о кадровом резерве на муниципальной службе и отдельно положение о комиссии по формированию соответствующего резерва. В администрации муниципального района "Козельский район" утвержден регламент деятельности комиссии по формирова-
нию кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы. Регламентом определен порядок образования комиссии и проведения заседаний комиссии [8].
Есть примеры, где в муниципальных образованиях нет как такового положения о порядке формирования кадрового резерва на муниципальной службе, отношения по формированию кадрового резерва регулируются положением о комиссии по проведению конкурса на замещение должности муниципальной службы и формированию кадрового резерва. В городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа в положении о комиссии указаны ее задачи, основные этапы формирования кадрового резерва на муниципальной службе и критерии, предъявляемые к кандидатам при проведении собеседования [7].
Интересен пример города Иркутска, где утверждены положение о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы и должностей руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений и положение о кадровом резерве на младшие должности муниципальной службы [10]. В городах Иркутск Иркутской области и Радужный Ханты-Мансийского автономного округа формирование кадрового резерва на вакантные должности муниципальной службы и на должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений регулируется одним правовым актом [5].
Понятие кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы установлено в 51 % изученных нами Положениях. Как отмечает А.Ю. Кирьянов, определения кадрового резерва, закрепляемые муниципальными правовыми актами, имеют право на существование, поскольку отражают специфику формирования кадрового резерва именно данного муниципального образования [17, с. 2]. Большинство муниципалитетов определили кадровый резерв как группу высококвалифицированных и перспективных специалистов (50%). Кадровый резерв как базу данных о муниципальных служащих и гражданах определяет 12% муниципалитетов. В качестве специально сформированной категории или списка кадровый резерв определяется в 15% положений. Также можно встретить определения кадрового резерва как перечня (7%) или совокупности сведений (5%).
В определении кадрового резерва отражен способ отбора в кадровый резерв. Конкурсный порядок отбора в кадровый резерв заложен в 10% определений кадрового резерва, индивидуальный и экспертный отбор - в 7% и 2% соответственно.
Часто в определении встречаются требования: к профессионализму (51%), деловым качествам (37%), личностным (35%) и морально-этическим (16,2%). В Положениях Алексеевского района и города Алексеевка Белгородской области и муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) уточняется, что кандидат должен быть, не просто подготовлен, а должен пройти необходимую профессиональную подготовку [12].
В своих определениях муниципалитеты очерчивают круг лиц, из которых формируется кадровый резерв для замещения должностей муниципальной службы. В большинстве случаев это граждане и муниципальные служащие (46,3%), "лица" (14,6%), "перспективные специалисты" (9,7%). В отдельных определениях указывается, что кадровый резерв формируется из числа "муниципальных служащих, руководителей и работников муниципальных учреждений и предприятий, а также иных организаций, граждан" или "перспективных руководителей и специалистов, как состоящих, так и не состоящих на муниципальной службе" (по 7,3%).
Отдельно хотелось бы отметить определение кадрового резерва, данного в положении Тутаев-ского муниципального района Ярославской области: "Кадровый резерв представляет собой совокупность лиц, биографические данные, личностные характеристики и профессиональный уровень которых позволяют рассматривать их в качестве потенциальных кандидатов на назначение на должности муниципальной службы Тутаевского муниципального района" [9].
Помимо определения кадрового резерва для замещения должностей муниципальной службы некоторые субъекты в своих Положениях дают дополнительные определения используемых ими понятий. В Положении Администрации Бейского района Республики Хакасия, предлагается определение формирования кадрового резерва: "Формирование резерва - это процесс оценки, отбора, специализированной подготовки и обучения высококвалифицированных кадров с целью их дальнейшего применения к конкретному виду деятельности в сфере" [13]. В Положении Администрации городского округа город Новокуйбышевск Самарской области система работы с кадровым резервом определяется как система создания подготовленного резерва кандидатов на замещение вакантных должностей, способных в короткие сроки освоить новый участок работы и обеспечить эффективное решение стоящих перед ним задач [6].
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что формирование и развитие муниципального кадрового резерва - одна из важнейших задач, стоящих сегодня не только перед кадровыми службами муниципалитетов, но и в целом перед регионами, во многом определяющими процесс профессионализации муниципальных служащих и руководителей. Только системный, комплексный подход к формированию кадровой политики поможет формировать позитивный образ муниципальной службы, так необходимый для строительства подлинного местного самоуправления [14, с. 39].
Библиографические ссылки
1. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.03.2007. № 10. ст. 1152.
2. Закон города Москвы от 22 октября 2008 года № 50 «О муниципальной службе в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 65. 25.11.2008.
3. Закон Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 года № 480-З № 975-Ш«О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)» // Якутские ведомости. № 67. 04.08.2007.
4. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 года № 67-ЗАО «О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе» // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. № 6. май-июнь. 2007.
5. Постановление Администрации города Радужный от 24 июня 2013 года № 1237 «О кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы в администрации города Радужный и должностей руководителей муниципальных предприятий и учреждений города Радужный» // Новости Радужного. Официальная среда. № 176-189. 02.07.2013.
6. Постановление Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области от 23 октября 2012 года № 3563 «О кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы в Администрации городского округа Новокуйбышевск // Вестник. № 121(9814). 30.10.2012.
7. Постановление Администрации муниципального образования город Салехард от 5 декабря 2012 года № 636 // Полярный круг. Спецвыпуск № 49/1. 06.12.2012.
8. Постановление администрации муниципального района «Козельский район» от 24.02.2015 № 218 «Об утверждении Положения о порядке формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в администрации муниципального района «Козельский район» // Козельск. № 25-26. 07.03.2015.
9. Постановление Администрации Тутаевского муниципального района от 5 сентября 2011 года № 328 «Об утверждении Положения о порядке формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы Тутаевского муниципального района» // Берега. № 60. 09.09.2011.
10. Распоряжение Администрации города Иркутска от 28 января 2010 года № 031-10-46/10 «Об утверждении Положения о кадровом резерве для замещения должностей муниципальной службы в городе Иркутске и должностей руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Иркутска» // Иркутск официальный. № 5. 08.02.2010.
11. Распоряжение Правительства Тюменской области от 10 ноября 2008 года № 1501-рп «Об областном конкурсе «Лучший кадровый резерв муниципального образования» // СПС КонсультантПлюс Региональное законодательство.
12. Решение муниципального Совета муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области от 25 февраля 2014 года № 10 «Об утверждении Положения о кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы Алексеевского района» // СПС КонсультантПлюс Региональное законодательство.
13. Решение Совета депутатов Бейского района от 26 апреля 2012 года № 26 «Об утверждении Положения о кадровом резерве на замещение выборной муниципальной должности, должностей муниципальной службы Администрации Бейского района, руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций» // Официальный вестник. № 7. 15.05.2012.
14. Газизова Л.И. Формирование образа муниципальной власти в электронных средствах массовой коммуникации (на примере Республики Башкортостан) // Вестник Томского Государственного Университета. 2013. №3 (23). С. 37-48.
15. Газизова Л.И., Заборовская С.Г. Теоретико-методологические и нормативно-правовые основания исследования муниципальной службы // Власть в современной России и Республике Башкортостан: политологические и социально-экономические аспекты: колл. монография. Уфа: БАГСУ, 2013. С. 155-175.
16. Газизова Л.И., Дорожкин Ю.Н., Фролова И.В. Муниципальные органы власти в Приволжском Федеральном округе Российской Федерации // Власть. 2014. № 8.
17. Кирьянов А.Ю. Организация работы с кадровым резервом муниципальной службы // Юрист. 2012. № 13. Никонов В.И. Становление новой системы работы с кадровым резервом // Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: (Кадроведение): курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 1997. 371 с.
References
1. The Federal Law of 02.03.2007 № 25-FZ "On Municipal Service in the Russian Federation". The Compilation of the Legislation of the Russian Federation on March 5, 2007, № 10, Art. 1152.
2. The Law of the City of Moscow as of October 22, 2008 № 50 "On Municipal Service in Moscow". Bulletin of the Mayor and the Moscow Government, № 65, 25.11.2008.
3. The Law of the Republic of Sakha (Yakutia) as of July 11, 2007 № 480-W number 975-III "On Municipal Service in the Republic of Sakha (Yakutia)" Yakut, Statements, № 67, 04.08.2007.
4. The Law of the Yamal-Nenets Autonomous District as of June 22, 2007 № 67, JSC "On Municipal Service in the Yamalo-Nenets Autonomous District", Bulletin of the State Duma of the Yamalo-Nenets Autonomous District, № 6, May-June, 2007.
5. Resolution of the City Administration of Raduzhniy as of June 24, 2013 № 1237 "On the Personnel Reserve at the Municipal Service of the City Administration and the Management Reserve of Municipal Organizations and Institutions of the city of Raduzhniy", Raduzhniy official news, № 176-189, 02/07/2013.
6. The Resolution of the Municipal Administration of Novokuibyshevsk City (Samara region) as of October 23, 2012 № 3563 "On the Personnel Reserve of Municipal Service in the Municipal Administration Novokuybyshevsk, Vestnik, №121 (9814), October 30, 2012.
7. The Resolution of the Municipal Administration of Salekhard as of December 5, 2012 № 636, Arctic Circle. Special Issue № 49/1, December 6, 2012.
8. The Resolution of the Municipal Administration of Kozelskiy District as of February 24, 2015 № 218 "On Approval of the Procedure of Formation of a Personnel Reserve of Municipal Service in the Administration of Kozelskiy District, Kozelsk, № 25-26, July 3, 2015.
9. The Resolution of the Administration Tutaevsky Municipal District as of September 5, 2011 № 328 "On Approval of the Procedure of Formation of a Personnel Reserve of Municipal Service of Tutaevsky Municipal Area", Berega, № 60, September, 9, 2011.
10. The Order of the Administration of Irkutsk City as of January 28, 2010 № 031-10-46/10 "On the Personnel Reserve at the Municipal Service of the City Administration and the Management Reserve of Municipal Organizations and Institutions of the city of Irkutsk ", Irkutsk official, № 5, February 8, 2010.
11. The Order of the Government of the Tyumen Region as of November 10, 2008 № 1501 -p "On the Regional Competition" The best Talent Pool of the Municipality ", SPS Consultant Regional Legislation.
12. The Decision of the Municipal Council of the Alexeevskiy District and the town of Alekseyevka of Belgorod Region as of February 25, 2014 № 10 "On Approval of the Personnel Reserve of Municipal Service in the Alekseevskiy Di strict", SPS Consultant Regional Legislation.
13. The Decision of Deputies of Beysky District as of April 26, 2012 № 26 "On Approval of the Personnel Reserve of Elective Municipal Offices of Administration of Beysky district and the Management Reserve of Municipal Organizations and Institutions, Heads of Municipal Enterprises, Institutions and Organizations", Official Gazette, № 7, May 15, 2012.
14. Gazizova L.I. The Formation of Image of Municipal Authority in Electronic Communications Media (for example of the Republic of Bashkortostan), The Bulletin of Tomsk State University, Tomsk, 2013, №3 (23), pp. 37-48.
15. Gazizova L.I., Zaborovskaya S.G. Theoretical, Methodological and Legal Bases of Research of Municipal Service, Mdern Russia and the Republic of Bashkortostan: Political Science and Socio-economic Aspects, Ufa, BAGSU, 2013, pp 155-175.
16. Gazizova L.I. Dorozhkin Y.N., Frolova I.V. Municipal Authorities in the Volga Federal District of the Russian Federation, Vlast', 2014, № 8, pp. 136.
17. Kiryanov A.J. The Organization of the Work with the Personnel Reserve of the Municipal Service, The Lawyer, 2012,. № 13.
Nikonov V.I. The Formation of a New System of Development of the Personnel Reserve. State Personnel Policy and its Implementation Mechanism (Kadrovedenie), Lectures, M, Publishing House of the RAPS, 1997, pp. 371.
Дата поступления: 10.09.2015 Received: 10.09.2015