М. А. Васильева
К вопросу о развитии медальерного искусства Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины XX в.
В статье предпринята попытка проследить основные направления развития медальерного искусства Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины ХХ в., выявить и обобщить особенности каждого этапа. Рассматриваются и анализируются композиционные приемы, различие в техниках, материалах.
Ключевые слова: медаль; медальер; медальерное искусство.
M. А. Vasilyeva Up to the Question of Development of Medal Art of Leningrad - St. Petersburg in the Second Half of the XXth Century
The article attempts to trace the main directions of development of medal art of Leningrad - St. Petersburg in the second half of the twentieth century, to identify and synthesize characteristics of each phase. Composition devices, difference in techniques and materials are being examined and analyzed. Key words: medal; medalist; art medal.
Современное медальерное искусство как особая область в системе пластических форм относится к числу далеко не изученных сторон художественной жизни России. В этой связи, выдвижение такой темы как «Развитие медальерного искусства Ленинграда -
Санкт-Петербурга второй половины ХХ века» на сегодняшний день является актуальным и объективно необходимым, так как художественная практика дает тому обширный, требующий осмысления и еще никем специально не изученный материал. Проследить основные направления в развитии медали Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины ХХ в. невозможно без обращения к истокам становления отечественной медали предшествующего периода. Как известно, к концу XIX в. в России была в основном прекращена подготовка медальеров. Администрация Императорской Академии художеств старалась всеми силами поддержать эту угасавшую специальность, но перспектива стать медальером-чиновником на государственной службе не вдохновляла молодых художников и количество учеников сокращалось, что привело к закрытию медальерного класса в 1895 г. «Хотя обучение основам мастерства продолжалось на С.-Петербургском Монетном дворе и в Школе Общества поощрения художников, в целом отечественной медальерной школе был нанесен удар, оправиться от которого он смогла лишь в советское время» [2; с. 74]. В первые годы Советской власти продолжают работать скульпторы-медальеры и граверы, начавшие свой творческий путь задолго до революции. Такие мастера, как академик А. Ф. Васютин-ский, Д. К. Степанов, И. И. Цыганков, каждый по-разному осмыслили новое идейно-художественное значение искусства памятной медали, сделав его понятным и нужным современнику.
Медали 1920-х гг. привлекают искренним чувством сопереживания великих событий, ясностью авторской мысли, интересными поисками новой советской символики и безупречным профессиональным мастерством (Васютинский А. Ф. «Третья годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. 1917-1920», 1920 (илл. 19); Васютинский А. Ф. «8-й съезд Советов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», 1920).
Следующий этап - 1930-е и, особенно, 1940-е годы - когда в произведениях медальерного искусства ясно ощущается высокая гражданственность. Их основной посыл - прославление героической личности, ее заслуг - как нельзя более отвечал идеалам эпохи. Само медальерное искусство ясно характеризует идеологи-
ческую ситуацию в стране, являясь на сегодняшний день важным историческим свидетелем. В это время вводится обязательная советская символика - перекрещенный серп и молот, пятиконечная звезда; собирательный образ человека труда возникает под мощным и непосредственным воздействием античных образцов. Меняются принципы художественного решения медали: изображение все чаще строится на гравированном рисунке, часто суховатом, излишне детализированном. Стремление к скрупулезной документальности нередко приводило к чрезмерной дробности форм, что недопустимо в медальерном искусстве (Соколов Н. А. «Снятие блокады Ленинграда 27 января 1944 г.», 1945; Соколов Н. А. «250 лет со дня основания города Ленинграда», 1953; Акимушкина В. М., Резниченко А. И. «300-летие воссоединения Украины с Россией», 1954). Важно отметить, что медали этого времени являются ценными иконографическими документами.
Медаль обладает особыми, свойственными ей содержательными возможностями, недоступными или менее доступными другим видам искусства. Это и есть ее специфика, которая дает право на самостоятельное существование. Начиная с 1960-х гг. наряду с идеями увековечения и прославления героической личности, скульптор стремится выражать непосредственно свое, глубоко личное отношение к наследию прошлого, представление о современном мире, который его окружает. Мастер старается «ввести» живое лицо в пантеон «вечности», нередко используя новые пластические и технологические возможности для выражения идей. В целом, для медальерного искусства этого времени характерна тенденция к расширению своих возможностей, происходит поиск новых изобразительных приемов, используется опыт смежных искусств, а также достижения научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что границы портретного жанра не замыкаются в рамках только памятной медали как мемориального объекта. Освоение медальерами современных тем вызвало большой интерес к портретам современников, что способствовало появлению «интимной» медали. Положительное содержание личности виделось в ее способности сопереживания жизненной драме времени,
произошло открытие духовного совершенствования человека. Так медаль становилась иной. Соотношение фона и рельефного портрета изменилось в пользу последнего - он стал масштабнее и монументальнее, реверс, ранее выполнявший функцию краткого текста-посвящения, начал приобретать более образный смысл, вместе с тем подчиняясь содержанию и пластике аверса (Коро-люк А. А. «225 лет со дня рождения М. Ф. Казакова», 1963 (илл. 20); Соколов Н. А. «С. А. Есенин», 1967). В этот период складывается ленинградская школа медали, и такие мастера как Ю. Архипова, А. Королюк, Н. Носов, В. Сидоренко, Г. Постников надолго определили ее дальнейшее развитие.
С искусством второй половины шестидесятых годов связано открытие нового эстетического пространства, большого исторического пласта, не известного ранее в культуре. Возрастающее чувство «исторического» сознания (на уровне тем и сюжетов) шло параллельно с интересом к личности, ее роли в жизни в общества. Хотя расширение границ традиций происходило и на рубеже 1950-1960-х гг., но это было скорее освоение сравнительно близких пределов наследия русского искусства начала XX в., революционного десятилетия, героических событий великой Отечественной войны. Открытие раннего Северного Возрождения, культуры Древней Руси знаменовало совершенно новую психологию, когда современный художник стал чувствовать себя органично в любом временном пространстве художественной истории (Мельникова П. В. «Рублев Андрей (1360-1960)», 1960; Коро-люк А. А. «250-летие победы русского флота над шведами у мыса Гангут», 1965; Дараган И. А. «350 лет со дня организации народного ополчения К. Мининым и Д. Пожарским (1612-1962)»,1962; Шмаков М. А. «Первый в мире полет человека в космос 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин»,1962).
Процессы преобразований, происходившие в медали 1960-х гг., во многом были связаны с установлением достаточно четкого порядка выпуска памятных и юбилейных медалей в соответствии с решением Совета министров СССР 1956 г. Это обязывало Министерство культуры обеспечить государственные заказы на вы-
полнение медалей и их утверждение специальным художественным советом. Тиражирование поручалось Московскому и Ленинградскому Монетным дворам. Проведение конкурсов по наиболее сложным, ответственным темам создавало условия для расширения круга авторов и активизации выпуска медалей (например, Международный конкурс имени П. И. Чайковского, проводимый с 1958 г. раз в четыре года). К проектированию были привлечены многие начинающие скульпторы, в числе которых ленинградцы - Ю. Ар-хипова, А. Королюк, Ю. Клюге, Л. Комшилов, ныне относящиеся уже к старшему поколению. В целом, достижения шестидесятых продолжают функционировать и развиваться в последующие десятилетия. Значимость периода «возрождения медали» состояла в том, что новые установки открыли перспективу свободного выбора художественных средств, дали возможность ощутить внутреннюю раскованность от стилистических нормативов.
Настоящий расцвет развития медальерного искусства второй половины ХХ в. можно смело отнести к 1970-м гг. Выходит в свет альбом «Советская мемориальная медаль. 1917-1967» [3] - первая попытка хронологической систематизации настольных мемориальных (памятных) медалей, изготовленных монетными дворами Ленинграда и Москвы. Предисловие книги дает краткий обзор развития советского медальерного искусства за пятьдесят лет, что восполнило в какой-то мере пробел, существующий в литературе этого периода. В 1973 и 1975 гг. в Москве проходят одна за другой Первая и Вторая Всесоюзные выставки медали. Они продемонстрировали не просто разнообразие стилей, техник, материалов, возможностей применения, близость к пластике и декоративно-прикладному искусству, но и позволили говорить о схожих процессах развития медальерного искусства и скульптуры малых форм в период конца 1960-х - 1970-х гг. Обзорные статьи таких авторов как Т. Бельская, А. Кочетов, М. Маркеева, Е. Щукина явились непосредственным откликом на эти выставки. Авторы не ограничивались рамками рецензии, а попытались определить место медали в системе изобразительных искусств, ее специфику и некоторые тенденции развития. Так, А. Кочетов пишет о Первой Всесоюзной выставке медали:
«Она не только подвела определенный итог развития искусства советской медали за предшествующие десятилетия, но прежде всего, впервые с достаточной полнотой познакомила советского зрителя с этим своеобразным и имеющим давние художественные традиции видом пластики, с теми большими и поистине неисчерпаемыми возможностями, которые заложены в самой его природе» [1; с. 194]. На страницах ежегодника «Советская скульптура» и журналов «Художник», «Искусство» развернулась научная дискуссия, в которой критики размышляют о расширении видовых и жанровых границ медальерного искусства, о его идейно-образном содержании и общественно-эстетической функции. Отдельные статьи и заметки посвящались либо конкретным медальерам, либо небольшим сериям медалей.
Тематика этого периода отражает, как и прежде исторические, политические, научные и культурные события, происходившие в жизни страны. Круг медальеров продолжает пополняться молодыми художниками. Заметно проявляется свобода творческих решений, стремление уйти от «ложной правдивости» и «штампов», наполнить произведения чем-то новым и в образном раскрытии темы, и в ее пластическом исполнении, и в самой технике, воплощающей замысел автора. Возрастающий интерес к личности способствует появлению творческих находок у медальеров разных поколений (Королюк А. А. «100 лет со дня рождения Н. А. Семашко», 1974; Королюк А. А. «175 лет со дня рождения Оноре де Бальза-ка»,1975; Шагин А. Г. «Союз-АроПо»,1975; Сальман М. Г. «500 лет со дня рождения Джорджоне», 1978; Королюк А. А. «600-летие Куликовской битвы», 1980 (илл. 21)).
Выставки ленинградских-петербургских медальеров (1987, 1990, 1994, 1999 гг.) демонстрировали несомненный интерес к медали в конце восьмидесятых - начале девяностых годов. 1000-летие крещения Руси, возрождение забытых имен, интерес к трагическим судьбам представителей русской интеллигенции, жертв сталинизма ярче всего проявились в портретных медалях, где художники стремился выявить грани, созвучные своему внутреннему миру и миру героя (Постол И. А., Носов Н. А. 1000-летие крещения Ру-
си. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир», 1988; Бакланов А. В. «200 лет Свято-Троицкому собору Александро-Невской лавры», 1990 (илл. 22); Разумовский Л. С. «Анна Ахматова», 1990; Долгов А. Н. «И. Бунин», 1983; Архипов А. А. «Н. Гумилев», 1987; Постников Г. П. Серия «О человеке», 1986-1990; Харитонов Р. В. «I Международный конгресс памяти А. Д. Сахарова "Мир, прогресс, права человека"», 1991). Петербургские медальеры наряду с классическим рельефом используют в своих работах при проработке поля медали приемы обратного рельефа, графического рисунка, свободной живописной лепки (Архипова Ю. Н. «Переславль-Залесский. Купола», 1985; Иванов С. М. Серия «Скульптуры Летнего сада», 1987 (илл. 23)).
Поскольку путь восприятия медали проходит через непосредственное соприкосновение, важным является все: и материал, и техника исполнения, и качество литья, все, что способно запечатлеть в металле мельчайшие движения рук скульптора. Однако освоенная в конце 1970-х гг. на Ленинградском Монетном дворе технология изготовления медалей - «пруф» (сочетание невысокого матового рельефа с отполированным до зеркального блеска фоном), постепенно стала вытеснять авторскую «режиссуру» поверхности медали. Новая технология позволяла изготавливать изделия различных размеров, в том числе так называемые монетовидные медали. В результате, в настоящее время большинство медалей выпускается именно с применением данной технологии1. Таким образом, в прошлое уходят уникальные фактурные медали с выразительной поверхностью, так как при использовании технологии «пруф» основным и единственным художественным средством является контраст тона и фактуры матированных и полированных участков (Бакланов А. В. «Андрей Рублев», 1989; Бакланов А. В. «190-летие со дня рождения П. С. Нахимова», 1992 (илл. 24).
Несмотря на то, что тематически большинство выставочных произведений ориентировано на отечественный материал, медальерное искусство Санкт-Петербурга начала 1990-х гг. органично включается в общий поток развития современной европейской медали. Работы наших мастеров принимают постоянное участие
в выставках конгрессов Международной Федерации медали2 (1992, 1994, 1997, 2000, 2002 гг. и др.).
В целом развитие медали второй половины XX в. - процесс сложный и неоднозначный, соединяющий широкий спектр разнообразных эмоциональных, эстетических аспектов. Это период, когда декоративность сочетается с нерасчлененностью объемов; жанрово-документальный подход с символикой; психологизм с поисками обобщенных образов. Процессы обновления, происходящие во многих сферах изобразительного искусства в данный период, характерны и для развития медальерного искусства Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины XX в. в целом. Кроме дифференцированной общественной функции в медали активно развивается более свободная индивидуальная направленность. Актуальным на пороге следующего тысячелетия становится вопрос о естественных границах этого вида пластики. В экспозиции выставок теперь можно встретить не только круглую медаль в ее традиционном понимании, а некие «медальерные объекты», выполненные в объеме и приближенные скорее к мелкой пластике в скульптуре (Екушев П. Г. Серия «Медали Гулливера», 1998; Екушев П. Г. Серия «Случайки», 2005)3. Таким образом, медали Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины ХХ в. можно рассматривать как самостоятельный этап в развитии медальерного искусства России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Новые технологии, уменьшение доли использования ручного труда, а также ослабление полированного фона или отказ от него удешевили производство изделий, и, следовательно, сделали их доступными более широкому кругу ценителей медальерного искусства.
2 ФИДЕМ (РГОЕМ) - Международная Федерация медали, была учреждена в 1937 г. Ее целями являются продвижение и распространение искусства медали на международном уровне, в основном через публикации и организации международных мероприятий - каждые два года проходит конгресс и международная выставка. FIDEM работает в более чем 30 странах мира.
3 Особую технику для выражения своего взгляда на мир применяет петербургский медальер Павел Екушев, будь то микроскопические фигурки воинов на медалях или комбинации реальных предметов - монет или пуговиц с фигурками лилипутов.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Кочетов А. О медальерном искусстве последних лет //Советская скульптура-74. М., 1976. С. 194-208.
2. Сазонов А. А. Некоторые тенденции развития современного советского медальерного искусства // Проблемы традиций и новаторства в советском искусстве : Сб. статей. Л., 1987. С. 73-80.
3. Советская мемориальная медаль. 1917-1967 / Авт. вст. ст. А. Ша-тэн. М., 1970.