Научная статья на тему 'Медальерное искусство Башкортостана'

Медальерное искусство Башкортостана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медальерное искусство Башкортостана»

ЛИТЕРАТУРА. ИСКУССТВО. ФОЛЬКЛОР

Ядкяр. 2008. № 1

Ф.М. Миннигулова

МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО БАШКОРТОСТАНА

У башкирских мастеров скульптуры медальерное искусство долгое время оставалось вне области их творческих интересов. Лишь в конце 1970-х гг. на республиканской молодежной выставке впервые были экспонированы медали, автором которых был художник Ханиф Хабибрахманов, накануне окончивший отделение художественного металла факультета декоративно-прикладного искусства Московского высшего художественно-промышленного училища (МВХПУ, бывшее Строгановское; 1973—1978). Серия миниатюрных рельефов, посвященная всесоюзным комсомольским стройкам (алюминий. 1978. Ил. 1), была его студенческой работой, созданной на последнем курсе училища.

«Медальерный» дебют Х.М. Хабибрахманова на выставках в республике, регионе («Урал социалистический». 1980) и России («По родной стране». 1981), стал своеобразным прологом того, что в 1980-е гг. появление новых имен как авторов именно медалей вылилось в своего рода тенденцию. Сам художник, выполнив в 1982 г. два рельефа в алюминии под общим названием «Детство», больше к медали не возвращался. У выпускников художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического института (БГПИ), где Х.М. Хабибрахманов вел занятия по художественному металлу (1978—1986), работа в медальерном искусстве была таким же кратким эпизодом в начале их творческого пути. Тем не менее показателен сам факт обращения молодых авторов к форме миниатюрного памятника, в чем можно усмотреть влияние перемен, происходивших в медальерном искусстве страны, и, что представляется особенно важным, — пример творчества Николая Александровича Калинушкина (1948—2004), постоянно работавшего в медали на протяжении двадцати лет. В 1977 г. он окончил мастерскую A.C. Кондратьева и Г.А. Шульца на отделении скульптуры факультета монументального искусства МВХПУ и с того же года преподавал эту дисциплину на худграфе БГПИ.

Впервые к миниатюрной рельефной плоскости H.A. Калинушкин обратился в студенческие годы в Москве, тогда же он участвовал во Второй всесоюзной выставке медальерного искусства (1975). В Уфе гипсовые варианты медалей скульптор показал на молодежной выставке 1980 г., после чего несколько раз выставлялся только как

Миннигулова Фарида Муслимовна, искусствовед, старший научный сотрудник Нефтекамского филиала БГХМ им. М.В. Нестерова

Ил. 1. Х.М. Хабибрахманов. Медаль «Целина». 1978.

© Миннигулова Ф.М., 2008

Ил. 2.

В. Г. Лобанов. Плакетка «Солдатские шинели». 1980.

медальер или же представлял медали наряду со станковыми произведениями. На той же выставке экспонировались медальерные работы еще двух молодых художников — одного из первых дипломников мастерской Н. Калинушкина Владимира Лобанова (род. 1959) и выпускника художественного отделения Уфимского училища искусств Владимира Антипина (род. 1950). Несмотря на то, что все работы были в гипсе, что вполне объяснимо при обращении к доселе не практикуемому виду скульптурного творчества, значимость этой экспозиции была в демонстрации первого опыта молодых авторов Башкирии по созданию миниатюрных рельефов.

Из нескольких работ В. Лобанова интерес представляет непоказанная на выставке плакетка «Солдатские шинели» (гипс. 1980. Ил. 2). Ее сюжет и решение композиции, — «вырезанный» по контуру ряд висящих на вешалке шинелей и форменных шапок, — были отражением новых тенденций в советском медальерном искусстве, в частности, появление в нем жанровых зарисовок1. В конце десятилетия Владимир Антипин перевел в дерево свои гипсовые плакетки, посвященные спорту, четко выделив на фоне вибрирующих мелких насечек «травяного» поля линеарно-стилизованные, экспрессивные фигуры спортсменов, выполненных в гладко-вог-нутом рельефе («Футбол». 1988. Ил. 3).

Если вчерашние выпускники стремились испробовать свои силы в экспериментировании с формой и темой, то Н. Калинушкин, будучи ненамного старше, но имевший статус учителя, оставался в пределах традиционной мемориальной темы и классической формы круглой медали с аверсом и реверсом, или же односторонней, не превращая ее в тот «медальерный объект», который получил развитие в российском искусстве в 1980-е гг.2 Его первые работы в гипсе, как это и присуще медали, призванной увековечивать конкретные события и выдающихся людей, были посвящены ученым, писателям, художникам мировой культуры - Авиценне, Андерсену, Блоку, Кардовскому, Майолю, Мичурину. Среди них — керамическая плакетка «Сайфи Кудаш» (ил. 4), созданная в числе станковых портретных произведений, посвященных башкирскому поэту Сайфетдину Куда-шеву. Переведенные в материал, эти и другие произведения скульптора в 1980-е гг. были представлены на таких масштабных форумах, как российская выставка «По родной стране» (1981), Всесоюзная выставка «Молодость страны» (1982), IV Всероссийская выставка скульптуры малых форм (1983), Первая всесоюзная выставка скульптуры (1983), «Советская Рос-сия-VII» (1985), международный конкурс «Приз медалей» (1986. Париж), биеннале «Дантеско» (1992, 1994. Верона).

На лицевой стороне медалей H.A. Калинушкина обычно скомпонованы крупный план портре-

Ил.З.

В. П. Антипин. Плакетка «Футбол». 1988.

Ил. 4.

H.A. Калинушкин. Плакетка «Сайфи Кудаш». Ок. 1980.

та (лицо или погрудное изображение), реже — фигура, и надпись с именем. Но в каждом произведении, в зависимости от авторского видения образа, меняется характер рельефа: в «Андерсене» это заостренное моделирование формы головы и волос почти геометрическими плоскостями, нарушающими округлость границ медали (бронза. 1980. Ил. 5); в «Авиценне» — более утонченная лепка продолговатого лица, бороды и чалмы на ровной поверхности фона с именем ученого (бронза. 1981). Живописно-плоскостный рельеф заполняет все поле медали «Нестеров» (алюминий. 1982. Ил. 6), в «Александре Матвееве» он решен более объемно и в то же время графично, в таких деталях, как пенсне и поля широкополой шляпы (алюминий, 1983). Как писала известный исследователь медальерного искусства К. Шмакова, приводя в пример среди других произведений работу Н. Калинушки-на «Майоль» (свинец. 1982), медаль такого типа «заключает в себе определенную историческую оценку непреходящей общечеловеческой ценности и значимости того или иного персонажа как творческой личности»; здесь «нет прямой стилизации, но в сложном единстве выступают стилевые черты творчества изображенного и его эпохи. Вместе с тем появляется и отношение к ним самого художника, его эмоциональное восприятие того культурного наследия, которому посвящена медаль»3. К этому ряду произведений Н. Калинушкина относятся также работы «Модильяни» (алюминий — 1984, бронза — 1988), «Мусоргский» (бронза. 1988), «Доктор Касьян» (бронза. 1988), «Андрей Сахаров» (бронза. 1990) и другие.

Иногда скульптор, нарушая классические принципы композиционно-пласти-ческих построений медали, расширял ее формальные и образные возможности. В композицию, посвященную живописцу Борису Домашникову, он включил реальное пространство, «вписав» его в треугольник мольберта, стоящего перед художником (бронза. 1985. Ил. 7). Работы, посвященные Баху (бронза. 1981) и Анне Ахматовой (алюминий. 1982) по своей форме тяготеют к плакетке, особенно в портрете композитора, чье лицо вылеплено на фоне контурного рельефа букв его имени (ил. 8). Композиция медали «Ахматова» (ил. 9) в дальнейшем была переосмыслена скульптором в благородно-изысканной моделировке рельефного портрета поэтессы в мраморе «Меня как реку суровая эпоха повернула...» (1985), с которым созвучны портреты Полины Виардо и Ивана Тургенева, выполненные в двух плоских каменных блоках (1987). В этих произведениях особенно наглядно прослеживается тесная связь станкового творчества Н. Калинушкина с его медальерным искусством.

Есть у скульптора и классические плакетки прямоугольной или квадратной формы, некоторые из них выполнены в технике гальванопластики, в частности, такие работы, как «А.Э. Тюлькин», «М.В. Нестеров», «К.С. Девлеткильдеев» (все — 1984). В плакетке «Нестеров» фигура живописца в позе одного из его автопортретов

Ил. 7.

Н.Л. Калинушкин. Медаль «Борис Домашников». 1985.

Ил. 5.

Н.А. Калинушкин. Медаль «Андерсен». 1980.

Ил. 6.

Н.А. Калинушкин. Медаль «Нестеров». 1980.

Ил. 8.

H.A. Калинушкин.Медаль «Бах». 1981.

Ил. 9.

H.A. Калинушкин. Медаль «Ахматова». 1982.

Ил. 10.

H.A. Калинушкин. Медаль «Тот голос знакомый». (?)

представлена на фоне очень редкого в рельефах Н. Калинушкина пейзажа (бронза. 1984). Литературный в своей основе пейзаж, «рассказывающий» о конкретном месте, в котором находится герой произведения, можно увидеть лишь еще в одной недатированной работе скульптора, посвященной Федору Шаляпину, - певец изображен на фоне узнаваемых берегов реки Белой, возможно, на крыльце того дома, где он жил во время пребывания в Уфе (бронза. Ил. 10).

Станковая мемориальная медаль, посвященная известной личности, даже будучи полностью выполненная автором и отлитая в единственном экземпляре, неизменно сохраняет в себе качество миниатюрного памятника. После Второй всесоюзной выставки медальерного искусства (1979) начались поиски и разработки новых форм и содержания медали, в ней появилась социальная тема, пейзажи, натюрморты. Николай Калинушкин иногда тоже предпринимал некий «шаг в сторону», в результате чего появлялись довольно редкие для него сюжетные медали, одна из которых посвящена красоте обнаженной натуры (бронза. Ил. 11). «Текучая» рельефная поверхность мягко обволакивает фигуру, создавая ощущение драпировок, в которых сидящая спиной к зрителю женщина занимается своим туалетом. Возможно, основой медали стал один из листов графической серии «TORSO», созданной скульптором в 1996-1997 гг.

На факультете БГПИ, где преподавал H.A. Калинушкин, в 1976-1981 гг. учился Ильдар Валеев (род. 1958), защитивший диплом по живописи, однако позднее художник несколько лет работал в медали, впервые выступив в качестве медальера на республиканской выставке, посвященной 70-летию Октябрьской революции (1987). Здесь он показал несколько суховатую по пластике, но, как говорится, тематически оправданную работу «Шагит Худайбердин. Партийный билет № 350917» (бронза. 1987). В том же стиле были выполнены четыре медали серии «Вся власть Советам», три из которых посвящены А. Свидерскому, А. Цюрупе и И. Яку-тову.

Для Ильдара Валеева медаль стала совершенно самостоятельным, обособленным от скульптуры, видом художественного творчества, ибо непосредственно круглой скульптурой он никогда не занимался. За шесть лет работы в медали (1986-1992), привлекшей его техни- Ил 11

ческой мобильностью, образной емкостью и новыми пла- Калинушкин.Медаль.

стическими возможностями, появившимися в период ее Ок. 1996-1997

освобождения от исконной роли официального памятника и награды, художник сумел сказать здесь новое слово для башкирского искусства. Так, самой первой его работой стала пейзажная медаль с изображением сплошной стены гор, изрезанной острым фактурным рельефом, у основания которой и над водами бурной реки из арки туннеля выезжает поезд («Горы». 1986. Бронза. Ил. 12).

Ильдар Валеев всегда работал в чистой и спокойной форме круга, однако редко придерживался классических принципов построения медальерной композиции с надписью по окружности. Одна из таких работ - медаль, посвященная 110-летию Уфимского пожарного добровольного общества, в которой цифры вполне оправданно являются также профилем пожарного в каске (бронза. 1987. Ил. 13). Чаще всего художник полностью заполнял плоскость медали рельефом, изображая как бы наезжающие, напирающие и плотно вписывающиеся в силуэтный рисунок друг друга композиционные элементы, будь то фасады домов и крыши («Город». 1988. Бронза. Ил. 14) или женские обнаженные тела («Ню». 1986. Бронза).

В отличие от Н. Калинушкина, И. Валеев посвящал свои произведения разным темам, — глобальным проблемам цивилизации и экологии, судьбам маленьких людей в большом городе, красоте и гармонии жизни человека в природе и на родной земле, величественности древних памятников архитектуры (медали «Кумыс», «Город», «Цивилизация», «Лодки», «Вариация на тему», «Спасо-Преображенский собор», «Сретенская церковь». Ил. 15, 16). Есть в его творчестве и мемориальные медали, посвященные революционерам Бахтигарею Шафиеву и Багау Нуриманову (обе — бронза. 1988), выдающимся деятелям культуры, башкирскому писателю Даут Юлтыю (бронза. 1989) и классикам татарской литературы Габдулле Тукаю (бронза. 1986) и Хади Такташу (бронза. 1987. Ил. 17). Выразительные образы поэтов отличаются особенной заостренностью психологической характеристики. Реверсы дополняют авторское видение их вклада в культуру и трагической судьбы. Особенно удачно решена, на наш взгляд, оборотная сторона медали «Хади Такташ», на которой изображены клиновидная надпись из «цепляющихся» друг за друга букв имени поэта и летящие ввысь четыре лебедя.

В начале 1990-х И. Валеев создал две серии плакеток, посвященные жизни и творчеству поэта Мажита Гафури и писателя Сергея Аксакова (бронза. Ил. 18, 19). Аксаковская серия, которая благодаря своему обрамлению воспринимается миниатюрными картинами в металле, была выполнена к выставке-конкурсу, посвящен-

Ил. 12. Ил- 13 ■ Ил. 14.

ИМ. Валеев. Медаль и-м- Фалеев. Медаль «Уфимс- ИМ. Валеев. Медаль «Город».

«Горы». 1986. кому пожарному добровольно- 1988. му обществу - 110лет». 1987.

Ил. 15.

ИМ. Валеев. Медаль «Кумыс». 1986.

И.М. Валеев. Медаль «Хади Такташ». Аверс, реверс. 1987.

Ил. 16. И.М. Валеев. Медаль «Цивилизация». 1988.

Ил. 18.

И.М. Валеев. Плакетка «Ма-жит Гафури» (5). 1990.

ной 200-летию со дня рождения писателя, и отмечена призовым местом (1991). Оба цикла плакеток исполнены в низком рельефе, возможно, в расчете на их тиражирование методом штамповки. Однако подробная иллюстративность несколько снижает пластически-эмоциональное звучание плакеток, являющееся достоинством лучших станковых медалей Ильдара Валеева.

Ил. 19.

И.М. Валеев. Плакетка из серии «С.Т. Аксаковы». (7) 1991.

Ил. 20.

Ф. С. Нуриахметов. Медаль «Композитор Н. Сабитов». 1986.

Ил. 21.

P.A. Хасанов. Медаль «Леонардо». Аверс, реверс. 1998.

Таким образом, утверждение, что, помимо возникновения, развитие медальерного искусства в республике также «связано практически только с именем Николая Александровича Калинушкина»4, является верным лишь отчасти. Как наглядно показали Вторая выставка художников автономных республик РСФСР (1989) и Первая республиканская выставка скульптуры (1996), в медальерном искусстве Башкирии в 1980-е — начале 1990-х гг., кроме H.A. Калинушкина, интересно работал Ильдар Валеев, а начало медальерной коллекции БГХМ им. М.В. Нестерова было положено одной из работ Фирданта Нуриахметова (род. 1961), ученика В. Г. Лобанова по худграфу БГПИ5, который начал выставляться во второй половине 1980-х гг., и одними из первых его работ также были медали, отлитые в несколько необычных для этого вида пластики материалах, — портретные вещи «На-риман Сабитов» (олово. 1986), «Пиросмани» (свинец. 1986) и «Джалиль Киекбаев» (олово. 1988).

В каталогах выставок 1980-х гг. значатся также авторы Ильдар Салимгареев с серией медалей «Чекисты Башкирии» (алюминий. 1982) и Александр Щетинкин с работами в омедненном чугуне «Мирные полигоны» (1983). Изредка в медальерном искусстве работали и другие авторы, среди них Мавлетбай Халилов (род. 1952), окончивший худграф БГПИ в 1981 г. и создавший, в том числе, медаль, посвященную писателю Степану Злобину (бронза. 1984).

Миниатюрный национальный художественный памятник, способный «запечатлеть на века значительные события эпохи, облик видных государственных деятелей, представителей науки и искусства»6, является для скульптора хорошей возможностью, при отсутствии заказа на монументальную скульптуру, поставить авторский «памятник» всем тем Личностям, кто волнует его ум и сердце. При этом он должен обладать универсальным дарованием и высоким профессионализмом, поскольку медаль, как известно, является совершенно особым видом творчества и требует от художника, специализирующегося на ней, немалых способностей графика, скульптора и прикладника одновременно. Николай Калинушкин делал медаль наравне с работой в других видах скульптуры. В первой половине 1990-х гг. он создал произведения, завершавшие основную линию его медальерного творчества, а именно двухсторонней мемориальной медали в бронзе («Данте». 1992; «Давид Бурлюк». 1992; «Александр Солженицын». 1995), которая шла у него параллельно со станковыми портретами из серии «Художники».

В том, что молодые художники республики после первых своих попыток работы в медали оставляли этот вид творчества, видимо, сказывается испытываемая ими

робость перед темой и своим потенциалом достойно ее «монументализировать» столь малыми по форме методами художественного высказывания, ибо чисто технически сделать медаль проще, чем самостоятельно отлить в металле композицию круглой скульптуры. Тем более, что соединение на маленькой плоскости художественных средств скульптуры, графики, отчасти декоративного искусства, для талантливых художников, закончивших универсальный в своей основе художественно-графический факультет, не должно было стать серьезным препятствием в создании оригинальных станковых произведений.

Вероятно также, что на бытование медали в республике влияет отсутствие здесь традиций по увековечиванию в скульптурных памятниках выдающихся деятелей национальной культуры, поскольку даже такой вид мемориальной скульптуры, как портретный рельеф на памятной доске, появился здесь, как и медаль, лишь в 1980-е гг. и до сих пор не получил широкого распространения. Во всяком случае, одной из причин, что медалью перестал заниматься Ильдар Валеев, произведения которого, как и некоторые вещи других авторов, были посвящены поэтам, писателям и общественным деятелям республики, стала проблема востребованности этого вида скульптуры, о чем наглядно свидетельствует небольшая медальерная коллекция в музее: пять медалей Николая Калинушкина, одна медаль Ильдара Валеева и одна -Фирданта Нуриахметова (ил. 20).

Тем не менее потенциал развития медали в республике есть. В 1999 г. на выставке «Россия-IX» с медалями «Врубель» (1997) и «Леонардо» (1998. Обе - бронза), выполненными на высоком художественном уровне, участвовал уфимец Рустем Хасанов (род. 1961), выпускник мастерской Н.А. Калинушкина в Уфимском институте искусств (ныне — академия имени 3. Исмагилова; 2002)7. Его медали представляют собой образец классически-репрезентативного рельефного портрета на аверсе, сделанного по известным автопортретам художников, и репродукционного изображения их произведений на реверсе. Интересно решена композиция медали «Леонардо» (ил. 21), на оборотной стороне которой в рельефе и контррельефе изображена фигура из «Пропорций человека», и очертания так называемой «квадратуры круга» стали своеобразной границей медали. Сегодня Рустем Хасанов преподает скульптуру в родной alma-mater, и в перспективе молодого медальерного искусства республики видится появление новых интересных имен и произведений.

1 Антонов Р. Где границы медали? // Творчество. 1984. № 2. С. 11-14.

2 Ткаченко Н. Маленькие монументы эпохи // Художник. 1992. № 1-2. С. 22.

3 Шмакова К. Медаль. Поиски и находки // Советская скульптура: Сб. ст. / Сост.

B.А. Тиханова. М.: Советский художник, 1986. С. 48.

4 Николай Калинушкин. Скульптура. Рисунок: каталог / Авт. ст., сост. кат. и персоналии

C.B. Евсеева. Уфа: Автор, 1998.

5 Лобанов В.Г. работал в БГПИ с 1983 по 1990 год.

6 Косарева A.B. Искусство медали. М.: Просвещение, 1982. С. 6.

7 С 1992 г. H.A. Калинушкин преподавал скульптуру и рисунок на факультете живописи Уфимского института искусств (позже - академии), в начале 2000-х гг. стал профессором факультета изобразительных искусств (переименован из фак-та живописи) и планировал открыть кафедру скульптуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.