Научная статья на тему '"ДВОРЦЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" ЕВРОПЕЙСКИХ ВСЕМИРНЫХ ВЫСТАВОК В ПАМЯТНИКАХ МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА (1851-1889 ГГ.)'

"ДВОРЦЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" ЕВРОПЕЙСКИХ ВСЕМИРНЫХ ВЫСТАВОК В ПАМЯТНИКАХ МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА (1851-1889 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
19
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНАЯ МЕДАЛЬ / МЕДАЛЬЕР / ДВОРЦЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ВСЕМИРНЫЕ ВЫСТАВКИ / ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ / ВЫСТАВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / COMMEMORATIVE MEDALS / MEDALIST / PALACES OF INDUSTRY / WORLD FAIRS / СRYSTAL PALACE / EXPO HALLS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прыгов Вадим Игнатьевич

Изображение «Дворцов промышленности» на медалях фиксировало облик «архитектурного чуда», предназначенного стать домом для Всемирной выставки. Статья впервые в отечественной историографии прослеживает, как в разных странах ведущие мастера воплощали единую тему, как менялся художественный язык и выразительные средства памятной медали в самом начале эпохи европейской интеграции. Традиция изображать на памятных медалях патронируемую правителем особо значимую сакральную или светскую постройку сложилась в эпоху Ренессанса в Италии. К XIX в. практически все крупные достижения европейских государей увековечивались в памятниках медальерного искусства. Этот вид художественной деятельности рассматривался как важное средство прославления государственных заслуг правителя. Всемирные универсальные выставки второй половины XIX в. (Лондон - 1851, 1862; Париж - 1855, 1867, 1878, 1889; Вена - 1873) воспринимались современниками как событие планетарного масштаба. Организация, подготовка и проведение каждой из них патронировались членами королевской семьи или высшими должностными лицами государства. Необходимо было спроектировать и в сжатые сроки возвести огромные по площади и новаторские по своим конструкциям экспозиционные помещения. Требовалось также подготовить городскую инфраструктуру, так как число посетителей могло превышать население принимающей выставку европейской столицы в несколько раз. Значительное расширение тематики и круга участников выставок обусловило быструю эволюцию от единого экспозиционного сооружения к сложному комплексу временных сооружений, вписанных в городской ландшафт. Практически все эти грандиозные новаторские архитектурные проекты получили отражение в обширном корпусе памятных медалей. Медали первых выставок отличает сопровождаемое подробной легендой «пейзажное» либо «интерьерное» изображение главного экспозиционного сооружения. Выполнялись они как придворными королевскими медальерами - А. О. Каки, Г. Понскармом, А. Шарфом, так и приглашенными иностранными мастерами: Ж. Винером, Ш. Массоне и А. Бови. На реверсе медали выставки 1867 г., конца периода «Второй империи», изображен уже план целого комплекса выставочных павильонов на Марсовом поле. «Архитектурные» медали выставок времени «Третьей республики» (1878, 1889 гг.) более многочисленны и разнообразны. На их реверсах воспроизводится план с подробной легендой, а также панорамные виды Марсова поля и комплекса Трокадеро с высоты птичьего полета. Выдающиеся французские мастера - Л. Боти и Ж.-К. Шаплен - в этих работах принципиально меняют художественный язык медали, знаменуя начало невиданного подъема медальерного искусства в наступающую эпоху модерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN WORLD FAIRS’ “PALACES OF INDUSTRY” ON COMMEMORATIVE MEDALS (1851-1889)

Depiction of a “Palace of Industry” on a medal was the visual fixation of an “architectural wonder” which was intended to become home for the World Fair. For the first time in Russian historiography the article examines how the common theme was embodied by leading masters in different countries and how the artistic language and the means of expression of commemorative medals were changing at the beginning of the era of European integration. The tradition to memorialize the significant sacred or secular buildings which were constructed under patronage of the ruler on the commemorative medals goes back to Italian Renaissance. By the 19 th century almost all major achievements of European monarchs were commemorated in medals. This kind of artistic activity was considered to be an important way of glorification of the achievements of the ruler. The Universal exhibitions of the second half of the 19 th century (London 1851, 1862; Paris 1855, 1867, 1878, 1889; Vienna 1873) were perceived by contemporaries as events of planetary scale. The organization, preparation, and conduct of each exhibition were patronized by the members of the Royal family or the highest officials of the state. It was crucially important to construct “palaces of industry” huge and innovative in their design. Organizers also needed to prepare the city’s infrastructure, as the number of visitors could exceed the population of the host European capital several times. The expanding of themes and the increase of exhibitors resulted in the rapid evolution from a single exposure building to complex constructions of temporary structures included into the urban landscape. Almost all of these grandiose innovative architectural projects were reflected in vast corpus of commemorative medals. The first exhibitions’ medals usually feature the depiction of the main exposition buildings accompanied with a detailed legend. They were executed by both Royal medalists A. A. Caqué, H. Ponscarme, A. Scharff, and invited foreign artists J. Wiener, Ch. Massonnet and A. Bovy. Then, the plan of the whole complex of pavilions at Champ-de-Mars was shown on the reverse of the medal of the exhibition of 1867 at the end of the period of the “The Second Empire”. Architectural medals of the exhibitions of the period of “The Third Republic” (1878, 1889) are more numerous and varied. The exact plan, with a detailed legend, as well as panoramic views of the Champ-de-Mars and Trocadero complex from the height of bird flight were reproduced on their reverses. In these works, the outstanding French masters L. Bottée and J.-C. Chaplain fundamentally changed the artistic language, starting the unprecedented rise of medal art in the modern epoch

Текст научной работы на тему «"ДВОРЦЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" ЕВРОПЕЙСКИХ ВСЕМИРНЫХ ВЫСТАВОК В ПАМЯТНИКАХ МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА (1851-1889 ГГ.)»

УДК: 737.23 ББК: 85.125.4 А43

DOI: 10.18688^188-1-9 В. И. Прыгов

«Дворцы промышленности» европейских Всемирных выставок в памятниках медальерного искусства (1851-1889 гг.)

Изображение патронируемой правителем особо значимой сакральной или светской постройки на памятных медалях встречается уже на ранних этапах становления медальерного искусства в Италии в эпоху Ренессанса. К XIX в. этот вид художественной деятельности рассматривался как важное средство прославления государственных заслуг правителя. Практически все крупные достижения европейских государей увековечивались в памятниках медальерного искусства. Изображение «Дворцов промышленности» на медалях фиксировало в металле зримый облик «архитектурного чуда», ставшего возможным благодаря усилиям государственных деятелей. Технологические возможности медальерных мастерских обеспечивали широкое разнообразие видов и высокие тиражи. Памятная медаль становилась экономически более доступной, но перед художниками ставились иные, более сложные, чем прежде, творческие задачи. Единство темы изображения «Дворцов промышленности» для всех национальных мастеров стран — организаторов Всемирных выставок позволяет выявить особенности и постепенную трансформацию художественного языка памятной медали. В отечественной историографии такое исследование предпринимается впервые. Зарубежные специалисты обращались к «архитектурным» медалям Всемирных выставок как важной составляющей тематического направления в коллекционировании [6], творческого пути определенного художника [1], эпохе расцвета прежде всего французской медальерной школы [7].

Всемирные художественно-промышленные выставки имели важнейшее значение для политической, экономической и культурной жизни стран Западной Европы. Первые из тех, что пришлись на вторую половину XIX в., воспринимались современниками как событие планетарного масштаба. Члены королевской семьи или высшие должностные лица государства не только патронировали, но и принимали непосредственное участие в организации, подготовке и проведении каждой из них. Только поэтому оказывалось возможным спроектировать и в сжатые сроки возвести огромные по площади и новаторские по своим конструкциям экспозиционные помещения, подготовить городскую инфраструктуру. Число посетителей в разы превышало население принимающей выставку европейской столицы. Значительное расширение тематики, круга участников, количества так или иначе связанных с выставкой мероприятий обусловило быструю эволюцию от единого экспозиционного сооружения к сложному комплексу временных сооружений, вписанных в городской ландшафт.

Практически все эти грандиозные и новаторские архитектурные проекты увековечены в обширном корпусе памятных медалей. Перед каждой выставкой изготавливалось, помимо официальных (преимущественно наградных для участников-победителей), еще и множество неофициальных памятных медалей в значительном ассортименте и количестве. Чеканка неофициальных памятных медалей осуществлялась частными предприятиями преимущественно из недрагоценных металлов. Данные о тиражах, как правило, не сохранялись в архивах фирм и не публиковались ими. Коллекции таких медалей, собранные с разной степенью полноты, ныне хранятся во многих крупных музейных собраниях: Музее Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Государственном Эрмитаже (СПб), ГИМ (Москва), Карнавале (Париж) и др. Они запечатлели вид временных сооружений, не сохранившихся к настоящему времени. Но помимо такой визуальной фиксации важно и то, что в течение всего лишь половины столетия разительно изменился художественный язык медали, и прежде всего благодаря таким выдающимся французским мастерам, как Ж.-К. Шаплен (J.-C. Chaplain)1, Л. Ботти (L. Bottée)2 и ряд других.

Первая Всемирная выставка, проходившая в 1851 г. в Лондоне, многократно превзошла по числу экспонентов, тематическому охвату и продолжительности всех своих национальных предшественниц, за что удостоилась эпитета «Великой»3. Специально созданная комиссия, возглавляемая принцем-консортом Альбертом, курировала все необходимые организационные мероприятия. Королевский патронаж придавал проекту государственный, политический характер, далеко выходящий за рамки коммерческого предприятия, хотя и грандиозного по своему масштабу. Спроектированное и возведенное в удивительно короткий срок грандиозное экспозиционное помещение стало предметом гордости англичан. Как писал В. В. Стасов: «...„Хрустальный дворец" явился чем-то неведомым и неслыханным: он выступил первою, истинно гениальною попыткой дать нашему веку архитектуру совершенно новую, всю из одного железа и стекла, такую архитектуру, какой даже и во сне не снилось прежним столетиям. Она была какой-то беспримерной в летописях искусства смелости, она дерзко шла наперекор всем преданиям и принятым правилам, но тут же сооружала чудные палаты, поразительные волшебством впечатления, воздушной легкостью, громадными пространствами, залитыми светом» [17, с. 16]. Изображения Хрустального дворца на многочисленных памятных медалях4 тяготеют к фотографической точности и нередко сопровождаются текстовым изложением основных параметров сооружения. Один из наиболее характерных вариантов, выполненных в мастерской Аллена и Моо (Allen & Moore),

1 Жюль-Клемен Шаплен (1839-1909), в 1857 г. поступил в Школу изящных искусств, где изучал скульптуру и медальерное искусство; получил Гран-при Французской академии в Риме (1860, 1863), где оставался до 1868 г., отсылая работы на выставки в Салон, затем вернулся в Париж. В 1881 г. избран членом Академии. С 1896 г. директор Севрской мануфактуры.

2 Луи-Александр Ботти (1852-1941), в 1871 г. поступил в Школу изящных искусств; в 1878 г. получил Гран-при Французской академии в Риме, пенсионерская поездка в Италию в 1880-1882 гг.

3 14 000 экспонентов из 32 стран, разбивка экспонатов на 31 класс, более 6 млн посетителей, продолжительность чуть менее полугода.

4 В каталоге Л. Л. Аллена приведено свыше пятидесяти разновидностей [6, p. 42-46]. После переноса в 1854 г. Хрустального дворца в Сиденхэм его изображения на памятных медалях использовались достаточно часто.

представлен5 в экспозиции Музея Виктории и Альберта в Лондоне. На аверсе медали — профильный портрет принца Альберта в стилистике неоклассицизма, на реверсе — архитектурный пейзаж: Хрустальный дворец в Гайд-парке (Илл. 14). Под изображением приводятся основные факты, связанные с этим сооружением6. Данное решение оказалось весьма удачным для целей увековечивания столь грандиозного проекта и использовалось в дальнейшем не только в Англии, но также во Франции и Австрии.

Всемирная выставка 1855 г. в Париже, по замыслу организаторов, должна была превзойти по масштабам и размаху лондонскую. Она проходила под патронажем императора Наполеона III и императрицы Евгении. Для размещения основных экспозиций на Елисейских полях был построен огромный павильон, названный Дворцом промышленности, ставший французским ответом на Хрустальный дворец выставки 1851 г. Его изображения7 на памятных медалях не были столь разнообразны, лишь несколько вариантов было выполнено бельгийским медальером Жаком Вьенэ (Jacques Wiener)8. Характер медалей этого круга близок к описанному выше типу, что наглядно видно, в частности, на одном из вариантов9. На аверсе — парный портрет императорской четы в строгом неоклассическом стиле10, на реверсе представлена в детальной прорисовке перспектива Дворца промышленности с северо-запада. Под изображением помещена подробная легенда11 с указанием дат начала и окончания строительства, императора в качестве патрона и участников проекта.

Та же документальная точность, но уже в передаче интерьера еще более грандиозного Дворца промышленности отличает выполненный Жаком Вьенэ реверс медали

5 Инв. A. 40-1978; Мастерская Аллен и Моо, Бирмингем, 1851 г. Джозеф Моо (1817-1901) — один из лучших медальеров Бирмингема. Аналогичный экземпляр хранится в частной коллекции, г. Москва.

6 'THE INTERNATIONAL INDUSTRIAL EXHIBITION / LONDON, 1851. / PROPOSED BY H. R. H. PRINCE ALBERT / THE BUILDING DESIGNED BY JOSEPH PAXTON ESQR F. L. S. / ERECTED BY FOX, HENDERSON & CO. / THE MATERIALS ARE IRON AND GLASS; / LENGTH 1848 FEET; / WIDTH 456 FEET; / HEIGHT OF PRINCIPAL ROOF 66 FEET; / HEIGHT OF TRANSEPT 108 FEET; / GLAZED SURFACE 900,000 SUP. FEET; / OCCUPIES 18 ACRES OF GROUND; / ESTIMATED VALUE / £150,000.'. Международная промышленная выставка. Лондон, 1851 г. Предложено Его Королевским Величеством Принцем Альбертом. Проект разработан Джозефом Пакстоном, эскв. Построено фирмой «Фокс, Хен-дерсон и Ко». Материалы — железо и стекло. Длина 1848 футов. Ширина 456 футов. Высота основной крыши 66 футов. Высота трансепта 108 футов. Остекленная поверхность 900 000 кв. футов. Занимает 18 акров. Оценочная стоимость 150 000 фунтов стерлингов.

7 В конце XIX в. Дворец промышленности был разобран. Ныне сохранились лишь его разнообразные изображения.

8 Wiener, Jacques (Jacob) (1815-1899), медальер и гравер, работал в Брюсселе, выполнил значительное количество медальерных штампов с изображением ряда архитектурных памятников Бельгии, Германии, Франции, Англии и других западноевропейских стран. Его работы отличались тщательностью и высокой точностью в воспроизведении всех важных деталей.

9 Хранится в собрании музея Карнавале в Париже. Инв. ND809. Однако подобные медали изготавливались в разных размерах и из сплавов различного состава. Аналогичная медаль хранится в частной коллекции, г. Москва.

10 Работы медальера А.-О. Каки (CAQUÉ Armand Auguste (1793-1881), придворного медальера Наполеона III.

11 "PALAIS DE L'INDUSTRIE"; "COMMENCÉ 10 FEVR. 1853. ACHEVÉ AVRIL 1855. / NAPOLEON III EMPEREUR / A. FOULD, MAGNE MINISTRES. / VTE DE ROUVILLE DIRECTEUR. / ARDOIN, RICARDO, BOUISSIN ADMINRS / VIEL ARCHIT: BARRAULT ING. R". "GERVAIS ET CIE ÉDIT.".

к следующей Всемирной выставке — 1862 г. в Лондоне (Илл. 15)12. Новый выставочный павильон13 был выстроен в районе Кенсингтона, где сейчас располагается Музей естественной истории, и представлял собой сооружение базиликального типа, увенчанное гигантским куполом. Каркас здания состоял из металлических опор и арочных перекрытий, боковые нефы были двухярусными. Менее чем за полгода до открытия скончался принц Альберт, что в значительной степени повлияло на общественный и политический резонанс, ожидаемый от выставки. Данная медаль носит мемориальный характер — на аверсе изображен профильный портрет принца Альберта, выполненный Кристианом Шницшпаном14 (Christian Schnitzspahn, 1829-1877). Следует также подчеркнуть подлинно интернациональный характер, присущий этому предмету: частная мастерская из Пруссии получила разрешение организаторов и наладила процесс чеканки непосредственно в здании Дворца промышленности, используя штемпели, выполненные ведущими медальерами из Дармштадта и Брюсселя.

Не менее интересен образец из Национального музея в Мельбурне15, выполненный в известной парижской частной медальерной мастерской Шарля Масоне (Charles Massonnet) на основе пуансонов Антуана Бови16 (Bovy, Jean Francois Antoine; 1795-1877)17. Её композиционное решение близко к рассмотренным: на аверсе — профильный портрет королевы Виктории, увенчанной лавровым венком; на реверсе изображен перспективный вид фасада Дворца промышленности. Литеры текста легенды и оба изображения акцентированы по контуру тонировками18, что придает им дополнительную объемность. Столь необычный декоративный эффект был весьма новаторским для серии медалей к Всемирной выставке 1862 г.

В едином пространстве грандиозных Дворцов промышленности произведения одного класса, например ювелирные изделия, были представлены не системно, а фрагментарно. Обычно продукция фирм принимающей страны экспонировалась с учетом принятой национальной классификации, а иностранные мастера этому классификатору не подчинялись и располагались в рамках национальных экспозиций. Этот недостаток был преодолен лишь на Парижской выставке 1867 г. Выстроенное из стекла и железа на Марсовом поле основное, овальное в плане здание имело радиально-концентриче-скую планировку. Как писал В. В. Стасов: «Внутри дворец 1867 г. являлся образцом современного архитектурного творчества... Ничто не может быть грандиозней входной залы, прорезывающей от портала и до самого сердца здания концентрические кольца,

12 Приведено фото медали из частной коллекции, г. Москва. Легенда на реверсе: Х. Ульхорн из Грей-фенбройха, Пруссия. Международная выставка 1862 г. Отчеканено в здании (By Н. Uhlhorn of Greve-broich. Prussia. International Exhibition 1862. Stamped in the building). Для чеканки медалей непосредственно в выставочном павильоне требовалось специальное разрешение организаторов.

13 Через непродолжительное время по окончании выставки сооружение было разобрано и в дальнейшем уже не использовалось.

14 С 1858 г. придворный гравер и медальер в Дармштадте. Легенда на аверсе: To the commemoration of His late R. H. prince consort Albert.

15 Инв. 2012.447. а.-с.

16 А. Бови, потомственный медальер, сын женевского ювелира, обосновался в Париже, выполнил значительное количество штемпелей для чеканки монет и памятных медалей.

17 Аналогичная медаль хранится в частной коллекции, г. Москва.

18 В каталоге [6, p. 209] вариант с тонировками описан как «shadowed» /SK-B015/.

одни в другие вдвинутые, из которых состоял план дворца. Эта громадная палата, кончавшаяся вверху сквозными железными стропилами кровли и везде по сторонам, высоко сверху, сиявшая всеми цветами колоссальных разноцветных окон, стояла тут на выставке, словно кафедральный (собор), с его величественным и подавляющим впечатлением...» [17, с. 17]. Национальным экспозициям отводились радиальные галереи, а по концентрическим — выдерживался тематический принцип компоновки [13, с. 6]. Это планировочное решение отражено на реверсе одной из памятных медалей19, выполненной Г. Понскармом (Hubert Ponscarme)20. Парящая над земным шаром крылатая богиня в развивающихся струящихся драпировках держит в руках развернутый свиток с подробным планом Дворца промышленности.

Одна из памятных медалей выставки была выполнена Ж.-К. Шапленом и представлена им на очередном парижском Салоне [3, v. 1, p. 249]. На её реверсе в нижней части изображена панорама Дворца промышленности в окружении множества небольших павильонов и построек, а центральное место занимает аллегорическая композиция (Илл. 16). Обнаженный крылатый гений, олицетворяющий прогресс, с факелом в высоко поднятой руке фланкирован двумя женскими фигурами в развивающихся драпировках, олицетворяющих главнейшие искусства и промышленность. В этой работе Ж.-К. Шаплен отступает от жестких канонов классицизма, присущих официальной медали, и использует свободную и динамичную композицию.

Новаторство французского медальера не нашло продолжения в работах австрийских мастеров в серии медалей для Всемирной выставки 1873 г. в Вене. На реверсе одной из них изображено располагавшееся в венском парке Пратер основное здание выставочного комплекса, точнее его центральная часть. Она была увенчана гигантской ротондой (Илл. 17), которая «шире и огромнее всех ротонд в мире, даже купола (собора) Святого Петра в Риме.» [17, с. 18]. Работа А. Шарффа (Anton Scharff)21 при безусловном техническом совершенстве традиционна и суховата: протокольно точное изображение Дворца промышленности и профильный парадный императорский портрет на аверсе.

В начале наступившей эпохи Третьей республики во Франции руководители страны прекрасно понимали экономическую и политическую значимость организации и проведения в своей столице Всемирной выставки. Особую значимость для пропаганды и увековечивания достижений республиканского правительства на этом поприще приобретали памятные медали. На реверсе одной из медалей22 парижской выставки 1878 г. Э.-А. Удин воспроизводит тщательно вычерченный план основного выставочного ком-

19 Музей Карнавале в Париже, Инв. ND 5315. Аналогичная медаль хранится в частной коллекции, г. Москва.

20 Гюбер Понскарм (1827-1903) — французский скульптор, медальер, гравер и резчик по камню. Обладатель Гран-при Французской академии в Риме 1855 г. Автор официального медальерного портрета императора Наполеона III. Этот портрет императора, увенчанного лавровым венком, располагается на аверсе указанной медали.

21 Anton Karl Rudolf Scharff (1845-1903) — окончил венскую Академию изящных искусств. Гравер, скульптор, медальер, рисовальщик. Работал на венском Монетном дворе. В дальнейшем обладатель Гран-при парижской выставки 1900 г.

22 Выполнена знаменитым парижским медальером Эженом Андре Удином (Eugène Andre Oudine) (1810-1889), учеником Галле, Петиту и Энгра. Обладатель Гран-при Французской академии в Риме (1831 г.), участник парижских Салонов с 1837 по 1882 г.

плекса на Марсовом поле и возведенного на противоположном берегу Сены дворца Трокадеро23. Два парящих в воздухе путти держат развернутый свиток с планом, увенчанный лавровым венком. Над ними помещается важная часть легенды24 — надпись «Французская Республика», акцентированная как своим положением, так и размером шрифта. На аверсе изображена группа аллегорических фигур на фоне входного арочного портала Дворца промышленности. Олицетворяющая Республику женская фигура располагается в центре и венчает лавровыми венками персонификации Промышленности, Искусства, Торговли и Науки.

На реверсе наградной медали парижской выставки 1878 г. работы Ж.-К. Шаплена представлена панорама Марсова поля и дворца Трокадеро с высоты «птичьего по-лета»25. Композиция выстроена мастером по аналогичному принципу, как и в рассмотренной ранее медали 1867 г. Архитектурная панорама в нижней части служит фоном для центральной композиции. Стремительная крылатая женская фигура в развивающихся драпировках, с лавровым венком трубой, готовится восславить имя победителя, которое начертано на картуше в руках гения. Однако при кажущейся сюжетной второстепенности воспроизводимой архитектурной панорамы все основные элементы выставочного комплекса на Марсовом поле и дворца Трокадеро показаны достаточно детально. Символично и изображение на аверсе — профиль Цереры с легендой «Французская Республика».

Всемирная парижская выставка 1889 г. уже в очень значительной степени эволюционировала к сложному конгломерату выставочных павильонов, как грандиозных, так и небольших по своим масштабам. Основной комплекс размещался, как и прежде, на Марсовом поле. В глубине его П-образно располагались три павильона: изящных искусств и свободных искусств (с книгопечатным, картографическим, фотографическим и др. разделами) друг напротив друга, за ними Дворец промышленности, а к нему примыкал зал машиностроения с остекленным сводчатым пролетом. Напротив них, в основании этой условной буквы «П», располагалась возведенная специально к выставке Эй-фелева башня, а с противоположной стороны на высоком берегу Сены высился дворец Трокадеро. Панорамное изображение этого комплекса построек воспроизведено на реверсе наградной медали выставки, выполненной Л. Ботти26. Как и в рассмотренной выше композиции, в данном случае архитектурный пейзаж дополняет центральную сцену: Минерва увенчивает Ремесленника лавровым венком. Следует также отметить мягкую и плавную моделировку формы, использование разной высоты рельефа для фигур, атрибутов и архитектуры, что было присуще отливаемым медалям мастеров Ренессанса.

23 Музей Виктории и Альберта, Лондон, инв. A. 6-1980. Такая же медаль хранится в частной коллекции, г. Москва.

24 Полная легенда по периметру: REPUBLIQUE FRANÇAISE/ PLANS DES BATIMENTS DE L'EXPOSITION UNIVERSELLE DU CHAMP DE MARS ET DU TROCADERO. В нижней половине реверса перечислены должностные лица, торжественно открывшие выставку. Первым из них указан Президент Французской республики маршал Мак-Магон.

25 Хранится в собрании музея Карнавале в Париже, инв. ND 1055. Такая же медаль хранится в частной коллекции, г. Москва.

26 Хранится в собрании музея Карнавале в Париже, инв. ND 1241. Такая же медаль хранится в частной коллекции, г. Москва.

«Архитектурные» медали Всемирных выставок второй половины XIX в. отличает широкое разнообразие материалов, размеров, ракурсов и портретных вариантов аверса. На их примере можно наглядно увидеть быструю эволюцию стиля. Французские медальеры впервые использовали сложные композиции реверса, в которых группы аллегорических фигур изображались в динамике, с обилием атрибутов и символов, на фоне развернутой панорамы выставочного комплекса архитектурных сооружений и павильонов. Несмотря на определенные рамки, налагаемые официальным характером заказа, выдающиеся мастера, прежде всего Л. Боти и Ж.-К. Шаплен, принципиально меняют в своих работах художественный язык медали, знаменуя начало невиданного подъема медальерного искусства в наступающую эпоху модерна.

Литература

1. Абрамзон М. Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римский империи. — Магнитогорск: Магнитогор. Дом печати, 1995. — 654 с.

2. Болотина Н. С. Наградные медали всемирных и международных выставок российским промышленникам // Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры. — М.: ГИМ, 1995. — С. 452-455.

3. Григорович Д. В. Художественное образование в приложении к промышленности на всемирной парижской выставке 1867 г. — СПб.: тип. т-ва «Обществ. польза», 1868. — 62 с.

4. Дьяков М. Е. Медали Российской империи. — М.: Духовная Нива, 2006. — Ч. 5, 6. — 270 с.; 216 с.

5. Евдокимова Л. А. Пенсионерский период творчества художника-медальера А. Ф. Васютинского // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2012. — № 3. — C. 136-141.

6. Никитин Ю. А. Выставочная архитектура России XIX — начала ХХ в. — СПб.: Коло, 2014. — 415 с.

7. Стасов В. В. Нынешнее искусство в Европе. — СПб: тип. т-ва «Обществ. польза», 1874. — 183 с.

8. Шпаков В. Н. История Всемирных выставок. — М.: АСТ, 2008. — 384 с.

9. Щукина Е. С. Два века русской медали. Медальерное искусство в России. — М.: Терра, 2000. — 272 с.

10. Щукина Е. С. Немецкие медали XVI века. Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2011. — 240 с.

11. Щукина Е. С. Художественная медаль в Эрмитаже. — Л.: Изд-во ГЭ, 1961. — 70 с.

12. Catalogue Général illustré des éditions de la Monnaie de Paris. V. 3. — Paris: Editions Charles Negiar, 1977. — 447 p.

13. Catalogue of the International Exhibition of Contemporary Medals / Ed. B. A. Baldwin. — New York: American Numismatic Society, 1911. — 568 p.

14. Forrer L. Biographical dictionary of medalists. 6 vols. — London: Spink & Son, 1902. — 1916. — 574; 588; 649; 725; 738; 738 p.

15. Hill G. F. Medals of the Renaissance. — Oxford: Clarendon press, 1920. — 204 p.

16. Jones M. The Art of Medal. — London: British Museum, 1979. — 192 p.

17. Leslie L. A. The World's Show. Coincaft's Catalogue of Crystal Palace Medals and Tokens 1851-1936. — London: Coincraft, 2000. — 276 p.

18. Maier N. French Medallic Art. 1870-1940. — Munich: Nicolas Maier, 2010. — 415 p.

19. Norris A. S., Weber I. S. Medals and Plaquettes from the Molinari Collection at Bowdoin College. — Brunswick: Maine, 1976. — 316 p.

20. Taylor J. Architectural Medal: England in the Nineteenth Century. — London: British museum, 1978. — 244 p.

21. Vandenbrouck-Przybylski M. "These Should Without Delay Be Represented in Our Museum". Nineteenth-and Twentieth-Century Medals at the V&A // The Medal. — 2012. — No. 61. — Р. 21-37.

Название статьи. «Дворцы промышленности» европейских Всемирных выставок в памятниках медальерного искусства (1851-1889 гг.).

Сведения об авторе. Прыгов Вадим Игнатьевич — кандидат искусствоведения, эксперт. Ассоциация искусствоведов, Б. Лёвшинский пер., д. 8/1, корп. 1, офис 314, Москва, Российская Федерация, 119034. vadim-pr@yandex.ru

Аннотация. Изображение «Дворцов промышленности» на медалях фиксировало облик «архитектурного чуда», предназначенного стать домом для Всемирной выставки. Статья впервые в отечественной историографии прослеживает, как в разных странах ведущие мастера воплощали единую тему, как менялся художественный язык и выразительные средства памятной медали в самом начале эпохи европейской интеграции.

Традиция изображать на памятных медалях патронируемую правителем особо значимую сакральную или светскую постройку сложилась в эпоху Ренессанса в Италии. К XIX в. практически все крупные достижения европейских государей увековечивались в памятниках медальерного искусства. Этот вид художественной деятельности рассматривался как важное средство прославления государственных заслуг правителя. Всемирные универсальные выставки второй половины XIX в. (Лондон — 1851, 1862; Париж — 1855, 1867, 1878, 1889; Вена — 1873) воспринимались современниками как событие планетарного масштаба. Организация, подготовка и проведение каждой из них патронировались членами королевской семьи или высшими должностными лицами государства. Необходимо было спроектировать и в сжатые сроки возвести огромные по площади и новаторские по своим конструкциям экспозиционные помещения. Требовалось также подготовить городскую инфраструктуру, так как число посетителей могло превышать население принимающей выставку европейской столицы в несколько раз. Значительное расширение тематики и круга участников выставок обусловило быструю эволюцию от единого экспозиционного сооружения к сложному комплексу временных сооружений, вписанных в городской ландшафт. Практически все эти грандиозные новаторские архитектурные проекты получили отражение в обширном корпусе памятных медалей. Медали первых выставок отличает сопровождаемое подробной легендой «пейзажное» либо «интерьерное» изображение главного экспозиционного сооружения. Выполнялись они как придворными королевскими медальерами — А. О. Каки, Г. Понскар-мом, А. Шарфом, так и приглашенными иностранными мастерами: Ж. Винером, Ш. Массоне и А. Бови. На реверсе медали выставки 1867 г., конца периода «Второй империи», изображен уже план целого комплекса выставочных павильонов на Марсовом поле. «Архитектурные» медали выставок времени «Третьей республики» (1878, 1889 гг.) более многочисленны и разнообразны. На их реверсах воспроизводится план с подробной легендой, а также панорамные виды Марсова поля и комплекса Трокадеро с высоты птичьего полета. Выдающиеся французские мастера — Л. Боти и Ж.-К. Шаплен — в этих работах принципиально меняют художественный язык медали, знаменуя начало невиданного подъема медальерного искусства в наступающую эпоху модерна.

Ключевые слова: памятная медаль; медальер; дворцы промышленности; Всемирные выставки; Хрустальный дворец; выставочные комплексы.

Title. European World Fairs' "Palaces of Industry" on Commemorative Medals (1851-1889).

Author. Prygov, Vadim Ignatyevich — Ph. D., expert. Art Critics and Art Historian Association, B. Levshin-sky per., 8/1-1-314, Moscow 119034, Russian Federation. vadim-pr@yandex.ru

Abstract. A depiction of a "Palace of Industry" on a medal was the visual fixation of an "architectural wonder" which was intended to become home for the World Fair. For the first time in Russian historiography the article examines how the common theme was embodied by leading masters in different countries and how the artistic language and the means of expression of commemorative medals were changing at the beginning of the era of European integration.

The tradition to memorialize the significant sacred or secular buildings which were constructed under patronage of the ruler on the commemorative medals goes back to Italian Renaissance. By the 19th century almost all major achievements of European monarchs were commemorated in medals. This kind of artistic activity was considered to be an important way of glorification of the achievements of the ruler. The Universal exhibitions of the second half of the 19th century (London 1851, 1862; Paris 1855, 1867, 1878, 1889; Vienna 1873) were perceived by contemporaries as events of planetary scale. The organization, preparation, and conduct of each exhibition were patronized by the members of the Royal family or the highest officials of the state. It was crucially important to construct "palaces of industry" huge and innovative in their design. Organizers also needed to prepare the city's infrastructure, as the number of visitors could exceed the population of the host European capital several times. The expanding of themes and the increase of exhibitors resulted in the rapid evolution from a single exposure building to complex constructions of temporary structures included into the urban landscape. Almost all of these grandiose innovative architectural projects were reflected in vast corpus of commemorative medals. The first exhibitions' medals usually feature the depiction of the main exposition buildings accompanied with a detailed legend. They were executed by both Royal medalists A. A. Caqué, H. Ponscarme, A. Scharff, and

invited foreign artists J. Wiener, Ch. Massonnet and A. Bovy. Then, the plan of the whole complex of pavilions at Champ-de-Mars was shown on the reverse of the medal of the exhibition of 1867 at the end of the period of the "The Second Empire". Architectural medals of the exhibitions of the period of "The Third Republic" (1878, 1889) are more numerous and varied. The exact plan, with a detailed legend, as well as panoramic views of the Champ-de-Mars and Trocadero complex from the height of bird flight were reproduced on their reverses. In these works, the outstanding French masters L. Bottée and J.-C. Chaplain fundamentally changed the artistic language, starting the unprecedented rise of medal art in the modern epoch.

Keywords: commemorative medals; medalist; palaces of industry; world fairs; Crystal Palace; expo halls.

References

Abramzon M. G. Monety kak sredstvo propagandy ofitsialnoi politiki Rimskoi Imperii (Coins as Propaganda Tool for the Roman Empire Official Policy). Magnitogorsk, Magnitogorsk Media House Publ., 1995. 654 p. (in Russian).

Badwin B. A. (ed.). Catalogue of the International Exhibition of Contemporary Medals. New York, American numismatic society Publ., 1911. 568 p.

Bolotina N. S. World and International Exhibition Reward Medals for Russian Manufacturers. Istoricheskii muzei — entsiklopediia otechestvennoi istorii i kul'tury (Historical Museum — Encyclopedia of Domestic History and Culture). Moscow, State Historical museum Publ., 1995, pp. 452-455 (in Russian).

Direction des monnaies et médailles. Catalogue Général illustré des éditions de la Monnaie de Paris, vol. 3. Paris, Charles Negiar Publ., 1977. 447 p. (in French).

D'iakov M. E. Medali Rossiiskoi Imperii (Medals of Russian Empire). Moscow, Spiritual Field Publ., 2006, vol. 5, 6270 p.; 216 p. (in Russian).

Evdokimova L. A. Pension Creative Period of Medallist A. F. Vasyutinsky. Obshchestvo. Sreda. Razvitie ( Terra Humana) (Society. Environment. Development (Terra Humana)), 2012, no. 3, pp. 136-141 (in Russian).

Forrer L. Biographical Dictionary of Medalists, 6 vols. London, Spink & Son Publ., 1902-1916. 574; 588; 649; 725; 738; 738 p.

Grigorovich D. V. Khudozhestvennoe obrazovanie v prilozhenii k promyshlennosti na vsemirnoi parizhskoi vystavke 1867 goda (Art Education Applied to Industry at World Fair in Paris 1867). Saint Petersburg, Public benefit Publ., 1868. 62 p. (in Russian).

Hill G. F. Medals of the Renaissance. Oxford, Clarendon press Publ., 1920. 204 p.

Jones M. The Art of Medal. London, British Museum Publ., 1979. 192 p.

Leslie L. A. The World's Show. Coincafts Catalogue of Crystal Palace Medals and Tokens 1851-1936. London, Coincraft Publ., 2000. 276 p.

Maier N. French Medallic Art. 1870-1940. Munich, Nicolas Maier Publ., 2010. 415 p.

Nikitin Yu. A. Vystavochnaia arkhitectura Rossii XIX — nachala XX vv. (Exhibition Architecture of Russia in 19th — Early 20th Centuries). Saint Petersburg, Kolo Publ., 2014. 415 p. (in Russian).

Norris A. S.; Weber I. S. Medals and Plaquettes from the Molinari Collection at Bowdoin College. Brunswick, Maine Publ., 1976. 316 p.

Shchukina E. S. Dva veka russkoi medali. Medalyernoe iskusstvo v Rossii (Two Centuries of Russian Medal. Art of Medal in Russia). Moscow, Terra Publ., 2000. 272 p. (in Russian).

Shchukina E. S. Khudozhestvennaia medal v Ermitazhe (Artistic Medal at the Hermitage). Leningrad, The State Hermitage Publ., 1961. 70 p. (in Russian).

Shchukina E. S. Nemetskie medali XVI veka. Katalog kollektsii ( German Medals of 16th Century. Catalogue of the Collection). Saint Petersburg, The State Hermitage Publ., 2011. 240 p. (in Russian).

Shpakov V. N. Istoriia Vsemirnykh vystavok (The History of the World Fairs). Moscow, AST Publ., 2008. 384 p. (in Russian).

Stasov V. V. Sovremennoe iskusstvo v Evrope ( Contemporary Art in Europe). Saint Petersburg, Public benefit Publ., 1874. 183 p. (in Russian).

Taylor J. Architectural Medal: England in the Nineteenth Century. London, British Museum Publ., 1978. 244 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vandenbrouck-Przybylski M. 'These Should Without Delay Be Represented in Our Museum". Nineteenth-and Twentieth-Century Medals at the V&A. The Medal, 2012, no. 61, pp. 21-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.