Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЦЕНТРАЦИЯ / ЭМПАТИЯ / ЭМПАТИЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ ЭМОЦИЙ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лаптева Юлия Александровна, Гребенщикова Наталья Петровна

Цель статьи - выявление характеристик и условий развития показателей эмпатии детей 4-7 лет. В статье обозначены показатели трехкомпонентной структуры эмпатии. К таким показателям авторы относят способность к дифференциации и идентификации эмоций разной модальности; способность к идентификации с другими и эмпатии; социальное опосредование эмоций и просоциальная мотивация поступков. Понимание механизмов личностного развития и возрастной динамики показателей эмпатии в период дошкольного детства позволяет грамотно подойти к реализации задач педагогической деятельности воспитателя в дошкольной образовательной организации. Возрастные характеристики развития эмпатии описываются на основе анализа экспериментальных данных, полученных на выборке детей 4-7 лет. Установлено, что расширение опыта социального взаимодействия в дошкольный период детства приводит к зарождению социального уровня опосредования и просоциальной мотивации поведения и совершенствованию форм эмпатии. Возраст 5-7 лет сензитивнен для решения задач целенаправленного развития эмпатии детей. Системная работа по развитию эмпатии определяет необходимость выделения взаимосвязанных направлений: диагностического, развивающего, консультативно-профилактического. Выделены задачи и условия развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Эффективность педагогической работы по развитию эмпатии детей обеспечивается учетом индивидуальных и возрастных характеристик эмпатии, активным использованием потенциала совместной коллективной деятельности, построением взаимодействия в системе «взрослый - ребенок» для обеспечения комфортного позитивного эмоционального мироощущения, повышением эмоциональной культуры взрослых, выступающих ориентиром эмоциональных проявлений для дошкольников. Ключевые положения статьи могут быть использованы в педагогической деятельности при определении содержательных и методических аспектов развития эмпатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF EMPATHY OF PRESCHOOL CHILDREN

The purpose of the article is to identify the characteristics and conditions for the development of empathy indicators in children 4-7 years old. The article outlines the indicators of the three-component structure of empathy. The authors refer to such indicators the ability to differentiate and identify emotions of different modality; the ability to identify with others and empathy; social mediation of emotions and prosocial motivation of actions. Understanding the mechanisms of personal development and age-related dynamics of empathy indicators during preschool childhood allows us to competently approach the implementation of the tasks of the teacher's pedagogical activity in a preschool educational organization. Age characteristics of the development of empathy are described based on the analysis of experimental data obtained on a sample of children 4-7 years old. It has been established that the expansion of the experience of social interaction in the preschool period of childhood leads to the emergence of a social level of mediation and prosocial motivation of behavior and the improvement of forms of empathy. The age of 5-7 years is sensitive for solving the problems of purposeful development of children's empathy. Systematic work on the development of empathy determines the need to identify interrelated areas: diagnostic, developmental, consultative and preventive. The tasks and conditions for the development of empathy in children of senior preschool age in kindergarten are identified. The effectiveness of pedagogical work on the development of children's empathy is ensured by taking into account the individual and age characteristics of empathy, the active use of the potential of joint collective activity, building interaction in the "adult-child" system to ensure a comfortable positive emotional worldview, increasing the emotional culture of adults, acting as a guide for emotional manifestations for preschoolers. The key provisions of the article can be used in pedagogical activity in determining the content and methodological aspects of the development of empathy.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

3. Вилкова, А.В. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: о влиянии воспитательной системы на характер и динамику правонарушений / А.В. Вилкова, С.А. Фадеева // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2020. - № 2. - С. 21-23

4. Григорьева, А.А. Криминализация несовершеннолетних как проблема современного общества (психологические, социально-психологические и клинико-психопатологические факторы) / А.А. Григорьева, Ю.С. Афонина, Т.Н. Кабанова // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 4(45). - С. 49-59

5. Казберов, П.Н. Экспертная психокоррекция в пенитенциарной сфере. Том 2. Психолого-педагогические аспекты проведения экспертами коррекционной работы в уголовно-исполнительной системе, с несовершеннолетними осужденными: учебник / П.Н. Казберов, А.В. Новиков, Д.Н. Слабкая, под общ. редакцией д.п.н., к.ю.н., доцента А.В. Новикова; ФКУ НИИ ФСИН России. - М.: РУСАЙНС, 2019. - 164 с.

6. Корнакова, С.В. Современные тенденции насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними / С.В. Корнакова, С.А. Корягина // Всероссийский криминологический журнал. - 2016. -№ 1. - С. 148-155

7. Кулакова, С.В. Историко-психологический анализ феномена криминальной субкультуры несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных / С.В. Кулакова // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России: Научно-практическое ежеквартальное издание / ФКУ НИИ ФСИН России. - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2021. -С. 158-162

8. Кулакова, С.В. Учет гендерных аспектов осужденных ювенального возраста женского пола / С.В. Кулакова // Вопросы ювенальной юстиции. - 2021. - № 1. - С. 10-13

9. Кулакова, С.В. Учет особенностей личности несовершеннолетних осужденных при организации комплексной работы по ресоциализации / С.В. Кулакова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2020. -№ 6. - С. 22-24

10. Маришин, С.В. Особенности применения программы по профилактике распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных с использованием приемов и методов арт-терапии "Вырвись из круга" / С.В. Маришин // Сборник научных трудов сотрудников Вологодского института права и экономики ФСИН России: Сборник статей / Под общей редакцией А.А. Середина. - Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. - С. 125-129

11. Маслов, В.В. Психолого-педагогические методы воздействия на несовершеннолетних осужденных в процессе их ресоциализации: учебно-методическое пособие / В.В. Маслов, Ю.Л. Бондарцова. - 2-е изд. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2006. - 142 с.

12. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. «chart4-Erc» (код 494) «СВЕДЕНИЯ о состоянии преступности и результатах расследования преступлений», утверждена приказом Росстата от 13 октября 2009 г. № 222. Предоставляют информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. - URL: http://crimestat.ru/offenses_ (дата обращения: 01.10.2022).

13. Поздняков, В.М. Профилактика криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, подозреваемых, обвиняемых: Методические рекомендации / В.М. Поздняков, М.Г. Дебольский, Д.Е. Дикопольцев, М.М. Москвитина, М.П. Чернышкова / под общей ред. д. пс.н., профессора В.М. Позднякова; ФКУ НИИ ФСИН России. -Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2015. - 87 с.

14. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. - М., 1988. - С. 15.

15. Caplan, Н. Deviant Behavior in Defense of Self / Н. Caplan. - N Y., 1980. - 46 p.

16. Milojevic, S. Bad past, gloomy future: The trait emotional intelligence profile of juvenile offenders / S. Milojevic, A.A. Dimitrijevic, Z.J. Marjanovic, A. Dimitrijevic // Personality and Individual Differences. - 2016. - Vol. 94. - P. 295-298

Психология

УДК 159.99: 373.24

кандидат психологических наук Лаптева Юлия Александровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); старший преподаватель Гребенщикова Наталья Петровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Цель статьи - выявление характеристик и условий развития показателей эмпатии детей 4-7 лет. В статье обозначены показатели трехкомпонентной структуры эмпатии. К таким показателям авторы относят способность к дифференциации и идентификации эмоций разной модальности; способность к идентификации с другими и эмпатии; социальное опосредование эмоций и просоциальная мотивация поступков. Понимание механизмов личностного развития и возрастной динамики показателей эмпатии в период дошкольного детства позволяет грамотно подойти к реализации задач педагогической деятельности воспитателя в дошкольной образовательной организации. Возрастные характеристики развития эмпатии описываются на основе анализа экспериментальных данных, полученных на выборке детей 4-7 лет. Установлено, что расширение опыта социального взаимодействия в дошкольный период детства приводит к зарождению социального уровня опосредования и просоциальной мотивации поведения и совершенствованию форм эмпатии. Возраст 5-7 лет сензитивнен для решения задач целенаправленного развития эмпатии детей. Системная работа по развитию эмпатии определяет необходимость выделения взаимосвязанных направлений: диагностического, развивающего, консультативно-профилактического. Выделены задачи и условия развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Эффективность педагогической работы по развитию эмпатии детей обеспечивается учетом индивидуальных и возрастных характеристик эмпатии, активным использованием потенциала совместной коллективной деятельности, построением взаимодействия в системе «взрослый - ребенок» для обеспечения комфортного позитивного эмоционального мироощущения, повышением эмоциональной культуры взрослых, выступающих ориентиром эмоциональных проявлений для дошкольников. Ключевые положения статьи могут быть использованы в педагогической деятельности при определении содержательных и методических аспектов развития эмпатии.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, эмоциональная сфера детей, эмоциональная децентрация, эмпатия, эмпатийное поведение, социальное опосредование эмоций, условия развития эмпатии.

Annotation. The purpose of the article is to identify the characteristics and conditions for the development of empathy indicators

in children 4-7 years old. The article outlines the indicators of the three-component structure of empathy. The authors refer to such indicators the ability to differentiate and identify emotions of different modality; the ability to identify with others and empathy; social mediation of emotions and prosocial motivation of actions. Understanding the mechanisms of personal development and age-related dynamics of empathy indicators during preschool childhood allows us to competently approach the implementation of the tasks of the teacher's pedagogical activity in a preschool educational organization. Age characteristics of the development of empathy are described based on the analysis of experimental data obtained on a sample of children 4-7 years old. It has been established that the expansion of the experience of social interaction in the preschool period of childhood leads to the emergence of a social level of mediation and prosocial motivation of behavior and the improvement of forms of empathy. The age of 5-7 years is sensitive for solving the problems of purposeful development of children's empathy. Systematic work on the development of empathy determines the need to identify interrelated areas: diagnostic, developmental, consultative and preventive. The tasks and conditions for the development of empathy in children of senior preschool age in kindergarten are identified. The effectiveness of pedagogical work on the development of children's empathy is ensured by taking into account the individual and age characteristics of empathy, the active use of the potential of joint collective activity, building interaction in the "adult-child" system to ensure a comfortable positive emotional worldview, increasing the emotional culture of adults, acting as a guide for emotional manifestations for preschoolers. The key provisions of the article can be used in pedagogical activity in determining the content and methodological aspects of the development of empathy.

Key words: emotional development, emotional sphere of children, emotional decentralization, empathy, empathic behavior, social mediation of emotions, conditions for the development of empathy

Введение. Процесс обогащения и совершения эмоциональных структур сохраняет свое ведущее значение на всех этапах дошкольного детства. Переход на новую возрастную ступень обусловливает появление количественных и качественных изменений показателей эмоционального развития детей. Обобщенный результат таких изменений на этапах дошкольного детства представлен в форме эмоциональных новообразований. В период старшего дошкольного возраста эмпатия занимает важное место в круге социальных эмоций ребенка, обеспечивает способность к сочувствию, сопереживанию, содействию другому, что позволяет рассматривать ее важным компонентом содержания нравственного воспитания и социально-коммуникативного развития детей. Так, Т.В. Гребенщикова, анализируя задачи эмоционального развития детей в дошкольной образовательной организации, отмечает, что овладение культурными способами совместной деятельности и общения предполагает наличие способности учитывать чувства другого человека, сопереживать его неудачам и радоваться успехам, что, в свою очередь, базируется на умении детей понимать эмоции. Развитые умения эмоциональной регуляции делают ребенка более успешным в деятельности, позволяют выстраивать конструктивное общение [3].

Считаем, что грамотное решение задач педагогической работы невозможно без конкретизации возрастных характеристик развития эмоциональной регуляции и эмпатии в дошкольном возрасте, знание которых способно углубить понимание механизмов личностного развития детей. Цель статьи видим в выявлении характеристик и условий развития показателей эмпатии детей 4-7 лет.

Изложение основного материала статьи. Методологическим основанием исследования послужили работы Т.П. Гавриловой [2], Г.М. Бреслава [1] о значении развития механизма децентрации как умственного действия и его роли в совершенствовании эмоциональной регуляции поведения детей. Эмоциональная децентрация обеспечивает ребенку возможность отстраниться от собственных переживаний и откликаться на эмоциональное состояние другого. Концептуальные положения Т.П. Гавриловой [2], Е.Р. Овчаренко [9] и других о трехкомпонентной структуре эмпатии детей дошкольного возраста, обеспечивающей моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека. Показатели эмоционального (аффективного), когнитивного и поведенческого компонента взаимообусловлены и опосредованы опытом социального взаимодействия детей и педагогической деятельностью взрослых. Положения А.В. Запорожца [10], Л.П. Стрелковой [11] и других, утверждающие идею о последовательном становлении форм проявления эмпатии в детстве («сопереживание - сочувствие - импульс к содействию»).

В ряде эмпирических исследований обоснованы показатели и представлены содержательные характеристики новообразований эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Установлено, что эмоциональная децентрация обусловливает совершенствование способов регуляции деятельности и поведения в детском возрасте, способствует зарождению способности к эмпатическим переживаниям. Эмпатия зарождается и активно совершенствуется в возрасте 4-7 лет, обеспечивает способность детей к осознанной эмоциональной идентификации с другими. Эмоциональное соучастие, ориентация на желание другого, переживание единого эмоционального состояния с ним постепенно мотивирует дошкольника на совершение содействия. Старшие дошкольники уверены, что могут самостоятельно выполнить усвоенные ими правила и нормы поведения. Закрепляются нравственные регуляторы поведения («надо», «должен») по отношению к себе, сверстнику и взрослому [7].

В предшкольный период желания и переживания других людей становятся для детей целью собственной деятельности. Дети понимают, что достижение такой цели возможно только при соблюдении социальных норм, осознании перспектив и последствий своих действий, умений учитывать социальные обстоятельства и личные возможности. Значимыми становятся такие нравственные качества как смелость, эмоциональная отзывчивость, формируется идеал человека [4, 5].

На констатирующем этапе эксперимента выборку составили дошкольники трех возрастных групп в возрасте от 4 до 7 лет. Методики отбирались в соответствии с выделенными компонентами и показателями развития эмпатии (см. табл. 1). Данные методики были модифицированы нами и включены в программу мониторинга эмоционального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста [8].

Таблица 1

Показатели и методики диагностики эмпатии дошкольников

Компоненты и показатели Методики

Эмоциональный компонент: - способность к дифференциации и идентификации эмоций разной модальности. - методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке (Т.А. Данилина).

Когнитивный компонент: - способность к идентификации с другими и эмпатийным переживаниям. - проективное интервью «Три желания» (Г.М. Бреслав); - опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А. М. Щетинина).

Поведенческий компонент: - социальное опосредование эмоций и просоциальная мотивация поступков. - методика изучения социальных эмоций у детей 3-7 лет (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

С помощью t - критерия Стъюдента установили наличие значимых различий в распределении признака между возрастными группами детей 4 и 5 лет, 5 и 6 лет на констатирующем этапе эксперимента (таблица 2).

Таблица 2

Динамика показателей развития эмпатии в дошкольном возрасте

Показатели развития эмпатии Возраст детей Значение ^критерия

4 года п=124 5 лет п=190 6 лет п=214 4^5 лет 5^6 лет

tэмп. Р tэмп. Р

способность к дифференциации и идентификации эмоций разной модальности 35.31 38.48 42.34 3.62 0.001 5.64 0.001

способность к идентификации с другими и эмпатийным переживаниям 4.37 5.72 8.02 6.80 0.001 18.20 0.001

социальное опосредование эмоций и просоциальная мотивация поступков 8.44 9.77 12.24 6.20 0.001 5.70 0.001

На основании анализа и обобщения полученных результатов выявлены следующие возрастные и содержательные характеристики показателей эмпатии детей 4, 5 и 6 лет.

Результаты проективного интервью показали исключительную эгоцентрическую направленность ответов детей четвертого года жизни. Дети среднего дошкольного возраста очень легко принимают роль взрослого волшебника, им становятся мама, папа, прародители, которых дети рассматривают в качестве универсального инструмента получения желаемого предмета («Пусть будет у него много денег, тогда он мне купит...»). Основные желания детей связаны с обладанием предметами, удовлетворяющими их вещественные потребности, игрушки, домашние животные, атрибуты волшебника; с развлечениями («поехать отдыхать.», «играть всегда» и т.п.); с приобретением новых качеств или возможностей («Выросли длинные волосы», «Хочу летать»).

Условный социальный характер желаний выразили менее 3% детей 4 лет («Чтоб была семья, а в ней никто не кричал», «Все не дрались, а говорили словами»). В этом возрасте концентрация на личных переживаниях и потребностях максимальна, фиксируется исключительно инструментальный уровень опосредования. Доступные детям социальные правила поведения выступают в качестве «знаемых», но реально не действующих мотивов поведения. Интерес к сверстнику ситуативный, часто связан с эмоциональным откликом на сильные переживания. Однако, по нашему мнению, типичные для данного возраста проявления скорее связаны с желанием детей показать свои переживания, получить похвалу взрослого за хоть и пассивное, но сочувствие сверстнику.

В 5 лет фиксируются первые попытки детей учитывать интересы и желания других, появляются «желания для всех», например, чтобы все были здоровы, или у всех были только хорошие друзья и партнеры по игре. Содержание личных потребностей начинает включать понятия «дружба» и «взаимоотношениями с друзьями». Дети хорошо ориентированы в желаниях друга-сверстника, выражают сочувствие другому, стремятся информировать взрослого о случаях когда «я пожалел», «я успокоил», «я помог». Стремятся привлечь внимание взрослого к поступкам других детей, которые могут иметь негативные эмоциональные последствия.

Более содержательно с позиции просоциальной мотивации поведения детям удалось пояснить, почему нельзя обижать животных, но ведущий мотив связан с осознанием детьми угрозы личной безопасности («Можно и обидеть, но могут отомстить, верблюд плюнет, коза забодает, кошка поцарапает», «Даже хомячки кусаются»). Редко сопереживали слабости и беззащитности животных («Они живые, ничего не умеют, надо помочь и не обижать»), иногда вспоминали правила поведения («Нет, так делать нельзя, нам так на занятиях говорили, не помню когда, но говорили»).

Расширение опыта социального взаимодействия в возрасте 5 лет, изменение ведущего мотива общения со взрослыми и сверстниками, обеспечивает появление значимого социального окружения. Регуляторами поступков становится признание роли дружбы («Если друг упал, то помогу») и любви («Если мама сказала, то не буду шуметь, я ведь ее люблю»). Дети способны дифференцированно реагировать на события, сочувствовать другому, с учетом ситуации («Буду смеяться, но если он ударился и ему больно, то нет»). В затруднительных ситуациях дети апеллируют к опыту и помощи взрослого («Расскажу воспитателю, она и скажет, кто будет с игрушкой играть). Актуализируется стремление соблюдать правила поведения в социуме вопреки актуальному желанию («так будет правильно»), что приводит к увеличению жалоб на сверстника, если он нарушает правила поведения или совершает поступки фрустрирующие потребности ребенка [6].

Преобладает смешенный (50%) и гуманистический (39%) типы эмпатии, такое соотношение сохранятся на протяжении всего старшего дошкольного возраста.

На протяжении шестого года жизни фиксируются значительные количественные и качественные изменения показателей развития эмпатии. Вещественные потребности полностью поглощаются «желаниями для всех», опосредованные опытом личных переживаний, усвоенными социальными нормами поведения («Чтобы у всех детей родители были счастливы и не умирали», «Никто не мусорил, и бездомных животных забирали домой и кормили»). Дети стремятся к обладанию социально значимыми личностными качествами (быть дружелюбным, воспитанным, смелым, отличным учеником, и т.п.). Заинтересованы в едином со сверстником переживании («Если я фея, то пусть и моя подруга будет фея», «Пусть мой друг станет мне братом, мы тогда не будем расставаться»).

Наличный опыт социального взаимодействия помогает детям хорошо идентифицироваться со сверстником (реже со взрослым), осознано ориентироваться в его актуальных желаниях, на этой основе зарождается мотивация деятельной помощи другу. Такие результаты согласуются с эмпирическими данными Е.Р. Овчаренко [9] и О.Ю. Зайцевой, И.В. Михайловой [4] о доминировании в старшем дошкольном возрасте идентификационного (среднего) уровня эмпатии, активном использовании детьми знаний норм и правил поведения при разрешении социальных ситуаций.

Принятие и активное использование норм социума в регуляции своего поведения, появление чувства долга приводит к 7 годам к снижению ориентации на помощь взрослого в эмоционально напряженных ситуациях. Дети знают и начинают использовать широкий спектр приемлемых вариантов выхода из эмоционально напряженных ситуаций, которые не приведут к ссоре («волшебные слова», юмор и т.п.). Они способны самостоятельно реализовывать отработанные ранее алгоритмы оказания поддержки и содействия находящемуся в затруднительной ситуации сверстнику. Поступать правильно, доставить партнеру положительные эмоции становится значимой целью совместной деятельности.

Формирование представления о значимых «идеальных» личностных качествах («Я справедливый») сопровождается проявлением гендерных различий при аргументации поведения («Я же девочка, я драться точно не буду!»).

В исследовании установили наличие прямой положительной статистически достоверной связи между способностью к дифференциации и идентификации эмоциональных состояний и способностью к эмпатии во всех возрастных группах (ге=0,395, при р<0,01 и п=124) группа детей 4 лет, (ге =0,312 при р<0,001 и п=134) группа детей 5 лет, . (ге= 0,276 при р< 0,01 и п=191) группа детей 6 лет. Однако признаем, что развитие эмпатии как социальной эмоции обеспечивается способностью детей адекватно воспринимать и идентифицировать эмоциональные состояния только опосредованно, через последовательное решение задач педагогической деятельности по развитию компонентной структуры эмпатии.

Описанные выше тенденции развития эмпатии в период от 4 до 7 лет подтверждены результатами лонгитюдного исследования. На протяжении трех лет выявлена тенденция к усилению интереса детей к состоянию другого, росту стремления помочь сверстнику или слабому в трудных ситуациях. При этом в возрасте 6 лет в поведении детей фиксировали рост эгоцентрических проявлений и мотивацию получения похвалы от взрослого за реализацию «правильных» поступков. Это вполне объясняется активным становлением морально-ценностных структур личности, желанием соответствовать усвоенным нравственным эталонам и правилам социального поведения [7].

Понимание единства и целостности процесса развития показателей эмпатии детей требует выделения взаимосвязанных с диагностической деятельностью направлений (развивающего, консультативно-профилактического), определения условий для оказания содействия старшим дошкольникам в становлении показателей эмпатии в рамках их возрастных возможностей.

Так, первое условие связываем с необходимостью учета индивидуальных и общевозрастных параметров развития эмпатии, конкретизации представлений родителей об эмоциональном опыте своих детей. Возрастные характеристики эмпатии дошкольников позволяют нам определить следующие задачи развивающего этапа.

- формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между событиями и внутренними переживаниями человека (распознавать события, детерминирующие появления положительных и негативных эмоциональных переживаний);

- формировать умения адекватно опознавать специфику собственных переживаний (модальность эмоции);

- формировать умения детей поднимать настроение себе и сверстнику;

- осуществлять поддержку чувства доверия к окружающим и оптимистического взгляда детей на мир, стимулировать развитие чувства юмора;

- развивать взаимопонимание и заботливое отношение к близким людям;

- формировать внимательного отношения к эмоциональному состоянию другого, развитие способности учитывать его в ситуациях взаимодействия;

- формировать у детей ценностное отношение к моральной стороне поступков и представлений о настоящей дружбе;

- формировать умения выражать дружеские чувства по отношению к сверстнику;

- способствовать совершенствованию у детей способов налаживания отношений после конфликтных ситуаций и ссор.

Второе условие предполагает решение задач развития эмпатии посредством включения детей в совместную

коллективную деятельность. Реализация данного условия связано с разработкой технологии организации видов деятельности (игровой, коммуникативной, художественно-эстетической) в направлении обогащения эмоционального опыта детей, становления их эмоциональных способностей. При этом основным источником развития эмпатии рассматривается характер взаимоотношения с окружающими (сверстником и взрослым).

Третье условие связано с построением взаимодействия в системе «взрослый - ребенок», обеспечивающего детям комфортное позитивное эмоциональное мироощущение. Реализация условия требует установления доверительных отношений и заинтересованного участия воспитателя в эмоциональной жизни ребенка.

Четвертое условие определено необходимостью повышения эмоциональной культуры взрослых, выступающих ориентиром эмоциональных проявлений для дошкольников. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка рассматривается в качестве эффективных средств развития эмпатических способностей [4]. В связи с этим, реализация консультативно-профилактического направления предполагает организацию консультативной поддержки родителям, формирование потребности у педагогов повышать свою эмоциональную культуру и профессиональную компетентность в вопросах эмоционального развития детей. Совершенствование умений понимать эмоциональный настрой и эмоциональные состояния участников взаимодействия, умений дать характеристику актуальным эмоциям ребёнка, соблюдение культуры собственных эмоциональных реакций на вербальном и невербальном уровнях составляют основу профессиональной компетентности специалиста, работающего с детьми дошкольного возраста.

Выводы. Расширение опыта социального взаимодействия в старшем дошкольном возрасте приводит к зарождению социального уровня опосредования и просоциальной мотивации поведения, становлению сложных форм эмпатии, сочувствия и стремления к содействию (в дошкольный период представлено минимально).

Возраст 5-7 лет является сензитивным для развития эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов

эмпатии. Однако становление возрастных показателей эмпатии детей обеспечивается педагогической деятельностью взрослых, требует системного подхода и последовательных шагов в направлении развития показателей эмпатии в рамках возрастных возможностей детей.

Создание условий для оказания содействия дошкольникам в становлении параметров развития эмпатии обеспечивается методами и средствами развивающей работы, однако методическое и технологическое обеспечение процесса носят вариативный характер, что, на наш взгляд, определяет перспективы последующих исследований в области развития эмпатии детей.

Литература:

1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения / Г.М. Бреслав.

- Москва: Педагогика, 1990. - 144 с.

2. Гаврилова, Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии / Т.П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы докладов. - Москва, 1979. - С. 10-13

3. Гребенщикова, Т.В. Отражение эмоционального развития ребенка в содержании ФГОС дошкольного образования / Т.В. Гребенщикова // Преемственность предшкольного и начального образования: художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. - Томск: Издат-во Томского гос. пед. ун-та, 2021. - С. 135-138

4. Зайцева, О.Ю. Изучение эмпатии у детей старшего дошкольного возраста / О.Ю. Зайцева, И.В. Михайлова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - №3(24). - С. 21-213

5. Изотова, Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников / Е.И. Изотова // Мир психологии.

- 2015. - № 1. - С. 65-77

6. Лаптева, Ю.А. Возрастная изменчивость параметров эмоционального развития детей на разных этапах дошкольного детства / Ю.А. Лаптева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - № 1. - С. 73-77

7. Лаптева, Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития ребенка на разных этапах дошкольного детства: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Лаптева Юлия Александровна. - Кемерово, 2017. - 238 с.

8. Лаптева, Ю.А. Мониторинг психического развития детей в дошкольной образовательной организации: учеб. пособие / Ю.А. Лаптева, Н.И. Федорова. - Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2018. - 1 CD-ROM.

9. Овчаренко, Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Овчаренко Елена Рудольфовна. - Волгоград, 2003. - 27 с.

10. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [А.В. Запорожца и др.] / под ред. А.В.Запорожца, ЯЗ. Неверович. - Москва: Педагогика, 1986. - 176 с.

11. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Стрелкова Людмила Петровна. - Москва, 1987. - 218 с.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат педагогических наук, доцент Ноговицына Надежда Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ДИСТАНЦИОННОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ

Аннотация. В данной статье обоснована актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения семей в сельском социуме с учетом современных реалий и вызовов времени. Определены возможности дистанционного сопровождения семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Представлены выводы по результатам изучения теоретических подходов в вопросах оказания психолого-педагогической помощи сельской семье. Определены основные проблемы в семейных и детско-родительских отношениях. В выборке участвовали семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и прикрепленные к педагогам-психологам Центра социально-психологической поддержки семьи и молодежи в М-Кангаласском районе Республики Саха (Якуия). Выявлены эффективные формы и методы работы педагога-психолога в данном направлении. Также в статье представлены результаты исследования по реализации разработанной психологами программы «Дьиэ кэргэн - биир сомо§ол» («Семья как единое целое») в М-Кангаласском филиале ГКУ РС(Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи». Работа по психолого-педагогическому сопровождению семей в дистанционном формате проводилась в течение 2020-2021 гг. Дан анализ результатов апробации программы «Дьиэ кэргэн - биир сомо§ол» («Семья как единое целое»).

Ключевые слова: детско-родительские взаимоотношения, дистанционное сопровождение, дистанционное обучение, педагог-психолог, психолого-педагогическое сопровождение, психологические проблемы, сельская семья, супруги.

Annotation. This article substantiates the relevance of the problem of psychological and pedagogical support of families in rural society, taking into account the current realities and challenges of time. The possibilities of remote support for families in difficult life situations are determined. Conclusions on the results of the study of theoretical approaches to the provision of psychological and pedagogical assistance to rural families are presented. The main problems in family and child-parent relations are identified. The sample included families who found themselves in difficult life situations and were assigned to educational psychologists at the Center for Social and Psychological Support of Families and Youth in M-Kangalassky District of the Republic of Sakha (Yakutia). Effective forms and methods of work of the educational psychologist in this direction are revealed. The article also presents the results of the pedagogical experiment on the implementation of the program "Diye kergen - biyr somogol" ("Family as a Single Entity") developed by psychologists in the M-Kangalassky branch of the State Committee of the Republic of Sakha (Yakutia) "Center for Social and Psychological Support of Families and Youth". Work on Psychological and pedagogical support of families in a remote format was carried out during 2020-2021. The results of approbation of the program "Family as a Single Entity" are analyzed.

Key words: child-parent relationships, remote support, distance learning, educational psychologist, psychological and pedagogical support, psychological problems, rural family, spouses.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. В последние годы обострилась проблема взаимоотношения в семье. Глубокий кризис в обществе, связанный с пандемией, изоляцией, и политическими событиями привел к тому, что население страны не чувствует себя в безопасности, что, в свою очередь, повышает уровень массовой тревожности, пробуждает панические настроения и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.