Научная статья на тему 'К вопросу о разграничении понятий «Граница муниципального образования», «Граница населённого пункта» и «Граница административно-территориальной единицы»'

К вопросу о разграничении понятий «Граница муниципального образования», «Граница населённого пункта» и «Граница административно-территориальной единицы» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
612
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНИЦА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГРАНИЦА НАСЕЛЁННОГО ПУНКТА / ГРАНИЦА АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАСЕЛЁННЫЙ ПУНКТ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ / РАЗГРАНИЧЕНИЕ / СООТНОШЕНИЕ / THE BOUNDARY OF THE MUNICIPALITY / BOUNDARY SETTLEMENT / BOUNDARY OF THE ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL UNITS / MUNICIPALITY / TOWN / ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL UNIT / TERRITORIAL ORGANIZATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL DIVISION / MUNICIPAL AND TERRITORIAL DIVISION / DISTINCTION / RATIO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хлуднев Егор Игоревич Фгбоу Впо «московский Государственный Машиностроительный Университет «мами» Россия

На сегодняшний день до сих пор прослеживается тенденция к смешению понятий «граница муниципального образования», «граница населённого пункта» и «граница административно-территориальной единицы». В настоящем исследовании приводится анализ причин данной путаницы, а так же ключевых отличий по функциональному назначению между названными понятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Хлуднев Егор Игоревич Фгбоу Впо «московский Государственный Машиностроительный Университет «мами» Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the delimitation of the concepts of «municipal boundaries», «boundary settlement» and «the boundaries of administrative-territorial unit»

Today is still a tendency to confusion «municipal boundaries», «boundary settlement» and «the boundaries of administrative-territorial unit». The present study is an analysis of the causes of the confusion, as well as key differences in functions between these concepts.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разграничении понятий «Граница муниципального образования», «Граница населённого пункта» и «Граница административно-территориальной единицы»»

Мир Науки

Выпуск 2 - 2014

УДК 351/354

Хлуднев Егор Игоревич

ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет «МАМИ»

Россия, Москва Старший преподаватель E-Mail: [email protected]

К вопросу о разграничении понятий «граница муниципального образования», «граница населённого пункта» и «граница административно-территориальной единицы»

Аннотация: На сегодняшний день до сих пор прослеживается тенденция к смешению понятий «граница муниципального образования», «граница населённого пункта» и «граница административно-территориальной единицы». В настоящем исследовании приводится анализ причин данной путаницы, а так же ключевых отличий по функциональному назначению между названными понятиями.

Ключевые слова: Граница муниципального образования; граница населённого пункта; граница административно-территориальной единицы; муниципальное образование; населённый пункт; административно-территориальная единица; территориальная организация местного самоуправления; административно-территориальное деление; муниципальнотерриториальное деление; разграничение; соотношение.

На сегодняшний день, несмотря на различное функциональное назначение таких понятий, как «граница муниципального образования», «граница населённого пункта» и «граница административно-территориальной единицы» нередки случаи их отождествления. В частности путаница между административно-территориальным и муниципальнотерриториальным делением, как отмечает В.И. Васильев, приводила к нарушению прав граждан на осуществление местного самоуправления в некоторых субъектах Российской Федерации, разбирательствам спорных вопросов в судах, в том числе и Конституционном Суде Российской Федерации.1

Для того чтобы разобраться в вопросе, автор считает целесообразным начать с рассмотрения отличий между муниципальными образованиями, административнотерриториальными единицами и населенными пунктами.

Административно-территориальная единица - это часть территории субъекта Российской Федерации в фиксированных границах, созданная для осуществления функций управления и имеющая законодательно-установленный статус и наименование.2

Муниципальное образование - это населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные

3

органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения3.

А.А. Замотаев обращает внимание, что под населенной территорией понимается территория, имеющая постоянное население и каким-либо образом используемая этим населением. Понятие населенной территории не следует путать с понятием селитебной территории - территории, занятой строениями, предназначенными для жилья. Смешению этих понятий способствует довольно часто употребляемый термин «заселенная территория», который в одних случаях используется как синоним населенной, а в других - селитебной территории4.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131- ФЗ (далее в тексте - Закон о МСУ) именно на основе муниципальных образований в Российской Федерации строится местное самоуправление.5 Данный термин является собирательным понятием, являющимся обобщенным наименованием городских и сельских поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения.

Стоит отметить, что до принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации муниципально-территориальное деление напрямую привязывалась к административнотерриториальному.

В своём постановлении Конституционный суд Российской Федерации признал, что федеральное законодательство связывает формирование местного самоуправления с существующим территориальным делением субъекта Федерации. Таким образом, по мнению В.И. Выдрина, делается недвусмысленный вывод о существующей привязке муниципального

1 Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник / В.И. Васильев - М.: ЗАО Юстицинформ, 2008 - 847 с.

2Нарутто С.В. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации / С.В. Нарутто // Городское управление - 2013 - №3 - С. 44-50

3 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России. 3-е изд., перераб. и доп. / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008 - 672 с.

4 Гильченко Л.В. Федеральные правовые акты о местном самоуправлении / Л.В. Гильченко, А.А. Замотаев, В.В. Пашенцев - М.: МОНФ, 2000. - 491 с.

5 Об общих принципах организации местного самоуправления: федеральный закон от 06 октября 2003 № 131 - ФЗ : принят Гос. Думой 16 сентября 2003 г. : одобр. Советом Федерации 24 сентября 2003 г. : с изм. от 30 января 2014 г. // Российская газета - 2003. - 8 октября

устройства к административно-территориальной организации региона.6 В то же время, по мнению Конституционного Суда России, муниципально-территориальное устройство не имеет жесткой привязки к административно-территориальному делению субъекта Российской Федерации. Перечень муниципальных образований может меняться, а значит и существующая привязка территориальной организации местного самоуправления к административнотерриториальному делению не является абсолютной и границы муниципальных образований могут не совпадать с границами административно-территориальных единиц.'

Кроме того, что границы административно-территориальных единиц и муниципалитетов могут не совпадать, ключевым их отличием является их назначение. А.Н. Чертков указывает на то, что функциональное назначение административно-территориального устройства субъектов состоит в организации деятельности органов государственной власти, а назначение территориальной организации местного самоуправления - в организации местного самоуправления, осуществляемого населением непосредственно или через органы местного самоуправления на территориях муниципальных образований.8 То есть, исходя из того, что государственная власть и местное самоуправление являются двумя самостоятельными формами осуществления народом своей власти и органы местного самоуправления, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации9 не входят в систему органов государственной власти, можно говорить о том, что административно-территориальное и муниципальнотерриториальное деление - две независимых друг от друга формы территориальной организации власти в стране. Но это не исключает возможности в границах административнотерриториальных параллельного осуществления местного самоуправления.

Приведем конкретные примеры. После того, как Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил территориальные основы местного самоуправления и саму категорию «муниципальное образование» вопрос о соотношении муниципального-территориального и административно-территориального деления решался в разных субъектах Федерации по-разному, то есть имели место:

1) совмещение административно-территориального устройства и муниципальных образований (Пермская, Челябинская области)

2) относительное обособление административно-территориальных и муниципальных образований в пределах субъекта Российской Федерации (Ленинградская область)

3) полное разделение административно-территориального устройства и муниципальных образований (Свердловская область)10.

По мнению автора, так как границы административно-территориальных единиц и границы муниципально-территориальных образований это два независимых друг от друга правовых инструмента, первый из которых служит для разграничения объектов управления органов государственной власти, второй - для разграничения юрисдикции муниципалитетов,

6 Выдрин И.В. Муниципальное право России : учебник / И.В. Выдрин - М.: Норма, 2008 - 320 с.

7 Постановление Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1997 г. №15-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" в связи с запросом Тульского областного суда" : Российская газета - 1997 - № 17

8 Чертков А.Н. Развитие правового регулирования территориального устройства России: историко -теоретический аспект / А.Н. Чертков // Брянск - 2012

9 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: с изм. от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

10 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России / И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов - М., 1999 - 368 с.

то и никакой привязки одного к другому быть не может. Однако следует признать, что установление границ административно-территориальных единиц в соответствии с границами муниципалитетов способствует лучшему пониманию населением правовой обстановки, а следовательно, является полезным.

Так же путаницу вызывает соотношение понятий населенный пункт и поселение. В словаре Русского языка С.И. Ожегова термин «поселение» определяется как населенный пункт, а так же вообще место, где кто-либо живет.11 А.Н. Дементьев отмечает, что в положениях Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 154-ФЗ термины «поселение» и «населенный пункт» имели практически одинаковое значение и использовались для обозначения географических и градостроительных объектов.12

Но в современной муниципально-правовой доктрине эти понятия не идентичны. Под населенным пунктом понимается часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах фиксированной границы и служащая постоянным или преимущественным местом проживания и жизнедеятельности людей. Причем отдельно расположенные жилые дома постоянного проживания граждан на железнодорожных переездах, разъездах, в лесничествах и иных местах проживания граждан не относятся к населенным пунктам и подлежат приписке к ближайшему населенному пункту.13

Поселением (городским или сельским) является муниципальное образование, т.е. населенная территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

Так же, как и в случае с административно-территориальными единицами, границы населенных пунктов и поселений могут совпадать, в том случае, если в состав данного муниципального образования входит один населенный пункт. В таких случаях Законом субъекта Российской Федерации границы поселения устанавливаются в соответствии с границами населенного пункта, что, тем не менее, ни в коем случае их не отождествляет.

То есть тогда, как границы муниципальных образований разграничивают юрисдикцию между муниципалитетами, границы населенных пунктов представляют собой пределы сосредоточенной застройки, служащей постоянным или преимущественным местом проживания и жизнедеятельности людей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отождествление понятий «граница муниципального образования», «граница населённого пункта» и «граница административнотерриториальной единицы» недопустимы, поскольку они лежат в разных плоскостях и имеют разное функциональное назначение: границы муниципальных образований разграничивают юрисдикцию между муниципалитетами, границы населенных пунктов представляют собой пределы сосредоточенной застройки, служащей постоянным или преимущественным местом проживания и жизнедеятельности людей, а границы административно-территориальных единиц - территориальные пределы, необходимые для организации деятельности органов государственной власти.

ЛИТЕРАТУРА

11Ожегов С.И. // Словарь русского языка - М.: Рус. яз. - 1983 - 816 с.

12Паршин Е.В., Дементьев А.Н. Реформирование территориальных основ местного самоуправления (анализ переходных положений новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ - 2004 - С. 10-12

13Шугрина Е.С. Соотношение понятий «муниципальное образование», «административно -территориальная единица», «населенный пункт» / Е.С. Шугрина // Городское управление.- 2013.- №1.- С.30-43.

1. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник / В.И. Васильев - М.: ЗАО Юстицинформ, 2008 - 847 с.

2. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России / И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов - М., 1999 - 368 с.

3. Выдрин И.В. Муниципальное право России : учебник / И.В. Выдрин - М.: Норма, 2008 - 320 с.

4. Гильченко Л.В. Федеральные правовые акты о местном самоуправлении / Л.В. Гильченко, А.А. Замотаев, В.В. Пашенцев - М.: МОНФ, 2000. - 491 с.

5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России. 3-е изд., перераб. и доп. / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008 - 672 с.

6. Нарутто С.В. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации / С.В. Нарутто // Городское управление - 2013 - №3 - С. 44-50

7. Ожегов С.И. // Словарь русского языка - М.: Рус. яз. - 1983 - 816 с.

8. Паршин Е.В., Дементьев А.Н. Реформирование территориальных основ местного самоуправления (анализ переходных положений новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ - 2004 - С. 10-12

9. Шугрина Е.С. Соотношение понятий «муниципальное образование», «административно-территориальная единица», «населенный пункт» / Е.С. Шугрина // Городское управление.- 2013.- №1.- С.30-43.

Мир Науки

Выпуск 2 - 2014

Egor Khludnev

Federal State budget institution of higher education «Moscow state machine building university»

Russia, Moscow E-Mail: [email protected]

To the delimitation of the concepts of «municipal boundaries», «boundary settlement» and «the boundaries of administrative-territorial unit»

Abstract: Today is still a tendency to confusion «municipal boundaries», «boundary settlement» and «the boundaries of administrative-territorial unit». The present study is an analysis of the causes of the confusion, as well as key differences in functions between these concepts.

Keywords: The boundary of the municipality; boundary settlement; boundary of the administrative-territorial units; municipality; town; administrative-territorial unit; territorial organization of local self-government; administrative-territorial division; municipal and territorial division; distinction; ratio.

REFERENCES

1. Vasil'ev V.I. Municipal'noe pravo Rossii: uchebnik / V.I. Vasil'ev - M.: ZAO Justicinform, 2008 - 847 s.

2. Vydrin I.V., Kokotov A.N. Municipal'noe pravo Rossii / I.V. Vydrin, A.N. Kokotov -M., 1999 - 368 s.

3. Vydrin I.V. Municipal'noe pravo Rossii : uchebnik / I.V. Vydrin - M.: Norma, 2008 -320 s.

4. Gil'chenko L.V. Federal'nye pravovye akty o mestnom samoupravlenii / L.V. Gil'chenko, A.A. Zamotaev, V.V. Pashencev - M.: MONF, 2000. - 491 s.

5. Kutafin O.E., Fadeev V.I. Municipal'noe pravo Rossii. 3-e izd., pererab. i dop. / O.E. Kutafin, V.I. Fadeev - M.: TK Velbi, izd-vo Prospekt, 2008 - 672 s.

6. Narutto S.V. Administrativno-territorial'noe ustrojstvo sub#ekta Rossijskoj Federacii /

S.V. Narutto // Gorodskoe upravlenie - 2013 - №3 - S. 44-50

7. Ozhegov S.I. // Slovar' russkogo jazyka - M.: Rus. jaz. - 1983 - 816 s.

8. Parshin E.V., Dement'ev A.N. Reformirovanie territorial'nyh osnov mestnogo samoupravlenija (analiz perehodnyh polozhenij novoj redakcii Federal'nogo zakona «Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii») // Analiticheskij vestnik Soveta Federacii Federal'nogo Sobranija RF - 2004 - S. 10-12

9. Shugrina E.S. Sootnoshenie ponjatij «municipal'noe obrazovanie», «administrativno -territorial'naja edinica», «naselennyj punkt» / E.S. Shugrina // Gorodskoe upravlenie. -2013.- №1.- S.30-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.