витие более выраженного субиапиллярного слоя и некоторое замедление кровотока у стажнрованных рабочих свидетельствуют также о начальных проявлениях «периферической декомпенсации» (А. Е. Нестеров, 1929).
ЛИТЕРАТУРА
$
Беляева Л. Н. В кн.: Вопросы гигиены труда, проф. патологии и промышленной токсикологии. Свердловск, 1958, ч. 2, стр. 175. — Она же. Тезисы 10-й научной сессии Свердловск, ин-та гигиены труда и профпатологии. Свердловск, 1960, стр. 48. — Гол юсов а Е. В. В кн.: Скарлатина (вопросы клиники и терапии). Киев. 1956, стр. 91.—Нестеров А. И. К учению о кровеносных капиллярах и капилляроскопии, как методе их изучения в нормальных и патологических условиях. Томск. 1929. — Рощи на Т. А. Гиг. труда, 1959, № 4, стр. 28. — ВегдИаиБ Н., МбсЬг. ипГаИЬеПк., 1955, Вс1. 58, Б. 272.
Поступила 18 [V 1962 г.
"йг 'Лг 'йг
К ВОПРОСУ О РАДИОАКТИВНОСТИ НЕКОТОРЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Кандидаты медицинских наук 3. П. Барляева, А. А. Величко,
Н. Г. Прокофьева
Из кафедры гигиены II Московского медицинского института
имени Н. И. Пирогова
По вопросу о радиоактивности строительных материалов имеются данные Хульт-квиста (1959), полученные при исследовании радиоактивности 6 видов, и А. И. Ша-фира (1961), основанные на исследовании 14 видов строительных материалов. Согласно этим данным, наибольшую радиоактивность обнаруживают глина, гранит, шлаки и кирпич, тогда как мел и известняк отличаются наименьшей активностью.
Мы исследовали а- и р-активность 16 видов строительных материалов, применяемых в Москве и Московской области. Исследуемые материалы предварительно измельчали и просеивали через сито. Из каждого материала отбирали средние пробы. Определение а-активности производили на установке Б-2 с помощью сцинтилляцион-ной приставки, р-активности — на установке Б-2 торцовым счетчиком и цилиндрическим счетчиком АС-1 параллельно. При пользовании торцовым счетчиком навеску препарата 0,500 г наносили ровным слоем на круглую мишень и помещали в свинцовый домик. Из каждого образца материалов измеряли по 10 проб и вычисляли средний результат из них.
Определение Р-активности на счетчике АС-1 производили при помощи цилиндрической двухстенной кюветы, склеенной из кальки. Внутренняя стенка кюветы плотно облегала поверхность счетчика, а внешняя отстояла от нее на 0,5 см. Таким образом, исследуемый материал располагался вокруг счетчика равномерным слоем толщиной 0,5 см. Общая навеска исследуемого материала в зависимости от его удельного веса составляла 20—35 г. При измерении активности цилиндрическим счетчиком результаты отдельных измерений оказались хорошо совпадающими, поэтому в данном случае мы сочли возможным ограничиться измерением активности двух проб из каждого образца и среднюю величину брали за результат. Измерение активности каждой пробы производили в течение часа. Радиоактивный фон подсчитывали непосредственно перед измерением активности пробы в течение получаса и после счета препарата за такое же время. Абсолютную активность изучаемых образцов определяли путем сравнения с активностью стандартного излучателя (хлористого калия) при одинаковой геометрии. Результаты измерений подвергали статистической обработке.
Сопоставление результатов измерения радиоактивности образцов строительных материалов, проведенного нами параллельно торцовым и цилиндрическим счетчиками, позволяет высказать мнение о том, что ориентировочное определение активности проб возможно производить и торцовым счетчиком, но измерение цилиндрическим счетчиком
следует считать более точным (см. таблицу).
Из таблицы видно, что наибольшей активностью среди исследованных нами строительных материалов отличались шлаки, что объясняется, видимо, концентрацией радиоактивных веществ в них в процессе сжигания каменных углей. Довольно ^высокая активность отмечена у гранитного щебня и керамзита, а также у кирпича, облицовочной плитки и плитки для пола. Относительно высокая активность последних может быть объяснена, видимо, тем, что они представляют продукты переработки глины, которая является одной из наиболее радиоактивных естественных пород. Наиболее-низкая активность отмечена у гипса и песка; относительно низкой активностью обла-
Радиоаксивность строительных материалов
Материал
Место получения
ГО м
2 X •
к н СМ
л 5 у 7
в кюри(г
с керамзитовым
Цемент БТ Железобетон Газобетон гравием Портланд-цемент Гранитный щебень
Щебень »
Керамзит
Песок
Гипс
Кирпич
Плитка для пола Облицовочная плитка Шлак
3»
Раствор цемента на шлаковом песке
Николаевский завод, Львов.....
Карачарово Московской области
Завод Гигант, Воскресенск . . . .
Украина .............
Веневскай район Московской области Академический • карьер Московской области .............
Тучковский район Московской области Даниловский алебастровый завод, Москва
Говардово . . Серпухов . .
0,44 15,2 4,0
0,42 2,7 5,5
0,63 8,0 11,4
0,61 12,5 10,2
2,10 23,3 26,2
0,60 17,9 2,4
0,55 8,2 6,0
0,64 30,5 30,0
0,56 10,8 6,9
0,21 9,8 1,3
0,43 21,8 21,3
0,70 18,8 17,5
0,63 10,9 14,0
2,49 26,5 31,5
1,38 43,7 46,1
1,37 25,1 18,0
дает чистый цемент. С прибавлением же к цементу высокоактивных наполнителей (шлак, керамзитовый гравий) активность его повышается.
Из таблицы видно также, чго образцы материалов с относительно высокой а-активностью обладают и довольно высокой Р-активностью. Исходя из этого, следует предположить, что гранитные и кирпичные сооружения должны создавать относительно больший радиоактивный фон по сравнению не только с деревянными строениями, но и с конструкциями из бетона. Однако в последнем случае имеет значение, с каким наполнителем приготовляют бетон, учитывая, что шлаковые и гранитные наполнители повышают его активность.
Исследование а-активности строительных материалов дает возможность установить, не является ли вдыхание большого количества пыли, образующейся во время переработки некоторых из них, опасным в отношении инкорпорирования радиоактивных веществ. С этой целью мы произвели расчеты для шлака из Говардова, обладающего, по нашим данным, наибольшей а-активностью. Расчеты показывают, что при содержании пыли этого шлака в воздухе, не превышающем предельно допустимую концентрацию для нетоксической пыли (10 мг/м3), создается концентрация радиоактивных веществ, равная 2,49- Ю-17 кюри/л, что является значительно меньше предельно допустимой концентрации в воздухе рабочих помещений для любых смесей радиоактивных веществ с неидентифицированным изотопным и процентным составом (2-Ю-16 кюри/л). Следует отметить, однако, что суммарная а- и (3-активность при тех же условиях будет составлять уже 3,4-Ю-16 кюри/л, а если учесть, что на рабочих местах при ряде операций количество пыли, по данным Г. И. Румянцева (1961), может достигать 210 мг/м3, то при этих условиях концентрация радиоактивных веществ в воздухе будет составлять 7,14-10—16 кюри/л, что значительно превышает предельно допустимую. Иначе говоря, предельно допустимая концентрация радиоактивных веществ может быть превышена, если содержание шлаковой пыли в воздухе будет свыше 59 мг/м3. Исходя из этого, при переработке строительных материалов, сопровождающейся выделением большого количества относительно высокоактивной пыли, следует принимать во внимание опасность инкорпорирования радиоактивных веществ с этой пылью и повышать требования к мерам защиты.
ЛИТЕРАТУРА
Румянцев Г. И. Гиг. труда, 1961, № 9, стр. 39. — Хультквист Б. Ионизирующее излучение естественных источников. М., 1959. — Ш а ф и р А. И. Гиг. и сан., 1961, № 6, стр 14.
Поступила 31/1 1963 г.
•¿г -й- -Й-