Социология и социальная работа Вестник Ншйег®р®деког® университета им. НРИ. Л®б»Чезе&®г®. Серия Социальные наукк, 2&W, № 4 ОЛ0), с. 41-32
УДК 316.334.55
К ВОПРОСУ О ПУТЯХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАКРЕПЛЯЕМОСТИ СЕЛЬСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
© 2010 г. О.Г. Долговых, С.В. Козловский, С.Н. Уваров
Ижевская государственная сельскохозяйственная академия [email protected]
Поступила в редакцию 13.10.2010
Анализируется закрепляемость сельских специалистов на примере Удмуртской Республики, фиксируется состояние вопроса на основе данных социологического исследования, выявляются социальные факторы, влияющие на процесс возвращения выпускников вузов в сельскую местность, пути решения проблемы в настоящее время.
Ключевые слова: трудоустройство, высшее образование, социальный статус, занятость, мотивация, текучесть кадров, закрепляемость.
Актуальность проблемы
Полномасштабные преобразования в России, происходящие с начала 1990-х гг., обусловили множество социально-экономических проблем, особенно в сельской местности. В силу множества причин за пореформенные годы произошло кардинальное сокращение числа занятых в сельскохозяйственном производстве, ухудшился качественный состав кадров. В сельской местности резко снизились рождаемость и продолжительность жизни населения. Изменился возрастной состав сельского населения: население и трудовые ресурсы стареют, отток молодежи из сельской местности растет.
Согласно выводам Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, «доля лиц в возрасте 60 лет и старше в сельском населении России к 2026 г. достигнет 25.7%», но это «в среднем», положение во многих регионах еще сложнее. По мнению ученых РАН, «самым старым в демографическом отношении будет сельское население Центрального и Приволжского федеральных округов» [1]. Затраты на производство продуктов питания резко возрастут, в том числе из-за истощения и потери части плодородных земель юга России [2, с. 32].
Существует риск такого развития ситуации, при котором проблемы в отечественном сельскохозяйственном производстве совпадут с системным мировым кризисом производства продуктов питания. Население планеты уже превысило 6.5 млрд человек и продолжает расти, а значительная часть сельхозпродукции во всем мире используется для производства топлива. С большой долей вероятности к 2030 г. достойные
упоминания коммерческие запасы нефти останутся лишь в странах Персидского залива и Антарктике. «Критическая дата, когда спрос на нефть превысит предложение... это 20102015 гг. доля возобновляемых источников углеродного сырья к 2030 г. должна достичь 80%» [3, с. 32].
Однако системного кризиса в нашей стране можно избежать, если создать условия для повышения эффективности работы в сельском хозяйстве. Ключевым элементом в решении проблемы является кадровый вопрос, то есть проблема закрепления в селе специалистов.
Экскурс в проблему
Наибольших успехов в обустройстве села наше государство добилось в 1970-1980-е гг. Именно тогда большинство показателей сельскохозяйственного производства было максимальным, а социальный оптимизм в деревне -наивысшим. Выпускникам обеспечивались гарантии трудоустройства, их распределение регламентировалось. Строительство объектов соц-культбыта удерживало многих селян в деревне.
Сокращение государственной поддержки в 1990-е гг., деградация социальной инфраструктуры резко обострили проблему кадрового обеспечения агропромышленного комплекса современной России. Непрестижность и низкое качество жизни на селе отпугивали молодежь, которая не желала после получения образования работать на сельской местности. К 2001 г. трудоустройство на сельскохозяйственные предприятия выпускников аграрных вузов снизилось до 21% от их общего выпуска [4], а в 2005 г. их закрепляемость, по оценкам экспер-
Таблица 1
2008
1528.5 1036.7 491.8
603.1
48.8
Таблица 2
Население и трудовые ресурсы Удмуртии (на конец года) [6, с. 9]
Численность постоянного населения
1990
1995
2000
2005
2006
2007
Всего, тыс. человек
1616.7
1612.6
1588.1
1544.4
1537.9
1532.7
городского
1136.4
1125.0
1104.5
1069.4
1064.9
1060.6
сельского
480.3
487.6
483.6
475.0
473.0
472.1
Среднесписочная численность работающих всего, тыс. человек
723.3
665.0
648.4
598.0
574.9
564.4
в том числе в сельском хозяйстве
118.2
91.9
79.7
60.6
55.4
45.8
Прибытие выпускников высших учебных заведений в сельскохозяйственные организации в Удмуртской Республике (чел.) [5]
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Подготовлено 638 652 653 715
Принято в сельскохозяйственные организации 62 74 74 80
Остались работать 54 71 69 67
тов, в среднем колебалась в пределах 12-18% по стране [5, с. 4].
Критическая ситуация, сложившаяся в сельском хозяйстве в начале XXI века, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, а самое главное - восстановление дееспособности государства в начале 2000-х гг., позволили серьезнее заняться проблемами АПК. Были приняты различные программы (национальный проект «Развитие АПК», «Отраслевая программа развития аграрного образования (на 2002-2005 гг. и до 2010 г.)» и др.), благодаря которым государственная поддержка выросла, а закрепляемость выпускников агровузов к концу 2000-х гг. удалось повысить. В 2008 г. она составила 36.16% [5, с. 4]. Однако на этом нельзя останавливаться. И здесь, в частности, может пригодиться опыт Удмуртии, которая традиционно считается центром производства военной техники, но в 2000-е гг. достигла серьезных успехов по многим показателям и в АПК, в частности по производству молока, яиц и овощей.
Удмуртская Республика является частью Приволжского федерального округа и испытала типичные для российской деревни трудности с кадровым обеспечением АПК. К середине 2000-х гг. положение в сельском хозяйстве региона также стало критическим. Число работающих в сельском хозяйстве Удмуртии за годы реформ резко сократилось (см. таблицу 1).
Значительным стал недостаток в квалифицированных работниках по отдельным профессиям рабочих и специалистов в аграрном секторе экономики Удмуртии. Например, в 2005 г. слабо укомплектованными главными специалистами, имеющими высшее профессиональное образова-
ние, были службы: ветеринарная - 27%, бухгалтерская - 30%, инженерная - 36% [7]. Отчасти такая ситуация сложилась в связи с низкой закре-пляемостью выпускников вуза (см. таблицу 2).
Однако в результате принятых мер по поддержке сельского хозяйства со стороны федеральных и республиканских органов государственной власти Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики и руководству единственного аграрного вуза Удмуртии удалось повысить закрепляемость выпускников высшей квалификации. В Ижевской ГСХА внедрили контрактный (целевой) набор и вернулись к практике распределения выпускников, когда Минсельхозпрод УР ежегодно предоставляет перечень вакансий для молодых специалистов.
В дополнение к общероссийским программам в республике была принята подпрограмма «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Удмуртской Республики на 20072010 гг.» Республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2010 г.». В рамках реализации данной подпрограммы, молодые специалисты, прибывшие на работу в сельхоз-организации после окончания высших и средних профессиональных учреждений, получают социальные выплаты в виде ежемесячной доплаты к должностному окладу от 2000 до 2500 руб., в зависимости от уровня образования и занимаемой должности в течение двух лет работы. Также они получают единовременную выплату на обустройство в размере от 15 000 до 20 000 руб. по истечении первого и второго года работы соответственно. Социальные выплаты в размере до 5000 руб. ежемесячно получают
Таблица 3
Результаты опроса студентов 1-го и 4-го курсов, 2008 г._
1-й курс, 122 чел. 4-й курс, 135 чел.
Планируют после окончания вуза работать по специальности 76% 54%
Планируют после окончания вуза работать на селе 26% 16%
также и руководители, возглавившие сельхоз-организации [7].
В результате совместных усилий академия вышла на лидирующие позиции по степени за-крепляемости выпускников среди российских вузов аграрного профиля. В 2009 г. 67.5% выпускников Ижевской ГСХА были распределены в организации муниципальных районов республики [8].
Несмотря на положительные итоги работы, положение с кадровым обеспечением АПК Удмуртии далеко от благополучного. Высокой остается текучесть кадров. Перечень вакантных должностей специалистов с высшим профессиональным образованием сельскохозяйственных организаций Удмуртской Республики на 2009 г., по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики включал в себя 324 должности, тот же перечень на 2010 г. включает в себя 292 должности [9].
Тревожно нежелание многих студентов после окончания учебного заведения работать по приобретаемой специальности на селе. В 2008 г. в Ижевской ГСХА был проведен опрос студентов 1-го и 4-го курсов. Всего было опрошено 257 человек (1-й курс - 122 студента, 4-й курс -135 студентов) десяти специальностей, т.е. практически всех имеющихся в вузе. Из студентов 1-го курса собираются работать по своей специальности 76%, 24% опрошенных не знают или не уверены в своем выборе. Однако из студентов 4-го курса собираются работать по своей специальности уже только 54%, а 43% точно не собираются работать по получаемой специальности [10, с. 263]. Еще меньше доля тех, кто планирует после окончания вуза работать на селе. И здесь сравнение тоже не в пользу старшекурсников (см. таблицу 3).
Поэтому в Ижевской ГСХА активизировались исследования по проблеме закрепляемости сельских специалистов, проводимые ректоратом и отделом организации воспитательной работы, с целью поиска возможностей решения кадровой проблемы АПК. С появлением в ноябре 2009 г. в академии научно-учебной лаборатории истории, педагогики и социологии села эти исследования стали систематическими.
В ноябре - декабре 2009 г. сотрудниками лаборатории проведено социологическое исследо-
вание отношения к будущей профессии и месту работы студентов 1-5-го курсов академии. Данная тема уже не раз была предметом исследования, но в связи с начавшимся в конце 2008 г. финансовым кризисом и обострением конкуренции сложилась уникальная социальная ситуация. С одной стороны, к ноябрю 2009 г. уже прошла основная, наиболее острая, шоковая стадия кризиса, с другой стороны, студенты (и их родители) еще не настолько успокоились, чтобы перестать адекватно оценивать будущее положение на рынке труда.
Целью исследования было выявление влияния различных факторов на трудоустройство выпускников в сельской местности. Респондентам была предложена анкета из 36 вопросов, которые можно разделить на блоки:
1) общие сведения о респонденте;
2) мотивация выбора специальности респондентом;
3) условия, при которых респондент согласен работать в сельской местности;
4) отношение респондента к альтернативным вариантам трудоустройства;
5) факторы, влияющие на формирование мнения респондента.
В ходе исследования были опрошены 350 «сельских» по происхождению студентов очного отделения 1-5-го курсов всех факультетов Ижевской ГСХА в возрасте от 17 до 23 лет. Были использованы такие методы, как устный опрос, анкетирование, наблюдение, эксперимент. В ходе эксперимента нескольким студентам было предложено поставить себя на место выпускника и выяснить условия труда, объем социального пакета, дотаций и льгот, наиболее привлекательное место работы в сельской местности.
Анкетирование проводилось в три этапа. Сначала было проведено разведывательное исследование, включавшее прямые вопросы о выборе будущей специальности. Вслед за тем респондентам, проживающим в общежитиях, было предложено заполнить пакет из 6 анкет, не связанных непосредственно с темой исследования, но содержащих интересующие нас вопросы в качестве дополнительных. Часть анкет предлагалось заполнить родителям студентов. На третьем этапе в учебных аудиториях был проведен по-
вторный опрос для уточнения устойчивости ответов на основные вопросы. Величина изменения мнений в ответах на основные вопросы в итоге была в пределах 2%, ошибка выборки - 5%.
Большая часть опрошенных проживает в сельских поселениях (64%), в районных центрах (20%), в малых городах Удмуртии и соседних регионов (10%) и в Ижевске (6%).
Ответы на вопросы анкет во многом подтвердили тенденции, отмеченные исследованиями прошлых лет.
Желают работать по специальности более 75% студентов 1-го курса и до 54% студентов 2-5-го курсов от числа живущих в общежитиях. Количество сомневающихся в выборе места работы составляет 8-9%. Из числа студентов, имеющих постоянное место подработки, 39% не собираются возвращаться в село. На вопрос: «Довольны ли Вы выбором своей специальности?» - 87% ответили «да» и 4% «нет». 94% студентов считают свою специальность востребованной на рынке труда. Понятия «специальность» и «профессия» у студентов ассоциируются соответственно с учебой и работой, а потому отношение к профессии не столь радужное - ею довольны лишь 57%, а хотят работать по профессии на селе в среднем (1-5-й курс) вообще лишь 40%. Выбор специальности в 50% случаев происходит по совету родителей, 19% -по совету друзей, 6% - по совету учителей, 25% - по совету знакомых.
Дополнительное образование хотели бы получить до 70% опрошенных. По популярности на первом месте образование, связанное с экономикой и финансами, на втором - юридическое, на третьем - касающееся программирования. Вне конкуренции, почти на уровне идеала, - образование, позволяющее получить работу в нефтегазовой сфере.
Ностальгия по сельской жизни, в той или иной форме, прослеживается приблизительно у половины респондентов - 47%, многие из них негативно воспринимают своих городских сверстников, считая их «нетрудоспособными». Однако 88% студентов хотели бы по окончании вуза работать в городе и лишь 12% - в сельской местности.
Планируют работать: в сельской местности -34%, за границей - 23% студентов. Желание остаться за рубежом «навсегда» выразили 24% от общего количества возвратившихся из поездки на практику. Однако это скорее мечта, чем реальность, - 73% ищут вакансии по протекции знакомых и родителей, 57% стараются найти работу «поближе к дому» либо «в пределах района».
Отношение родителей к возвращению выпускников на работу в село в основном негативное - у 57%, только 16% желают, чтобы их дети работали «дома», но при этом хотят, чтобы они работали в администрации - 38%, сфере торговли и обслуживания - 30% и лишь 32% - непосредственно в сельском хозяйстве (в основном в этот показатель входят фермеры и лица, активно занимающиеся личным подсобным хозяйством). Отношение родителей студентов к жизни в сельской местности крайне неоднозначное - с одной стороны, 72% из них вполне довольны проживанием в своей местности, но с другой - 61% желают переехать в город (в перспективе, при удобном случае).
Причины нежелания возвращаться в сельскую местность можно разделить на объективные - связанные с недооцененной работой по специальности, трудными условиями, и субъективно-психологические, вызванные сформировавшимся негативным общественным мнением. На 1-м месте среди причин, по которым студенты не желают возвращаться в сельскую местность, находится низкая заработная плата. На 2-м месте - отсутствие приемлемых жилищных условий, на 3-м - невозможность проявить себя и сделать карьеру, на 4-м - отсутствие комфортных условий труда и досуга, на 5-м - «плохие дороги», отсутствие социальной инфраструктуры и большое расстояние до города.
Уровень притязаний студентов в отношении работы вообще, то есть не только в сельской местности, но и в городе, несколько иной: на 1-м месте - жилищные условия, на 2-м - высокая заработная плата, на 3-м - возможность карьерного роста, получение властных полномочий, на
4-м - работа по выбранной специальности, на
5-м- работа в престижной организации, на 6-м -интересная работа, на 7-м - простая и легкая работа, на 8-м - наличие социального пакета, на 9-м - престижность профессии, на 10-м месте -комфортные условия труда.
Из психологических причин чаще упоминаются: боязнь безработицы, страх за будущее детей, неодобрение родственников, ограниченность в выборе брачных партнеров, комплекс неполноценности в сравнении с более удачливыми сокурсниками, сумевшими закрепиться в городе, низкая престижность труда в сельском хозяйстве.
При анализе политических симпатий у студентов на 1-м месте находится «Единая Россия» - 92%, на 2-м - ЛДПР (6%), на 3-м - КПРФ (1%) и СПС (1%). Из политических лидеров высоким уровнем доверия обладают В.В. Путин («Единая Россия» с ним четко ассоциируется и лишь из-за этого пользуется авторитетом),
Д.М. Медведев, пользуется известностью В.В. Жириновский. Упоминания других лидеров единичны и имеют случайный характер.
Исходя из полученных данных, можно выделить факторы, влияющие на трудоустройство выпускников Ижевской ГСХА в сельской местности:
1. Уровень заработной платы.
2. Предоставление жилья.
3. Возможность карьерного роста.
4. Наличие социальной инфраструктуры и доступность социальных благ.
5. Общественное мнение.
Также можно выделить и «факторы риска», наличие которых создает возможность перехода к работе не по специальности, вне сельского хозяйства:
1. Отсутствие социальных корней (нет образца поведения, который было бы престижно повторить, отсутствуют капиталовложения, которые было бы обидно потерять).
2. Непредоставление жилья в сельской местности. (Как показал опрос, в районах шансы получить жилье с помощью работодателя составляют 50%.)
3. Низкая зарплата - в среднем предлагается до 7 тысяч рублей в районах и до 10 тысяч в районных центрах. Эти деньги студент способен заработать в городе в рамках подработки без отрыва от учебы.
4. Плохая оснащенность сельхозпредприятий техникой (техника очень изношена, в ряде случаев работать на ней экономически невыгодно).
5. Наличие работы не по профилю в процессе учебы - примерно в 4-10% случаев уровень заработка позволяет снимать жилье в городе и помогать родным, живущим в селе.
6. Различие в уровне дохода между работой в сельской местности и в городе.
7. Нестабильная занятость и невозможность открыть своё дело.
8. Низкий уровень социальной инфраструктуры.
Рекомендации
1. Наибольшее влияние на студентов оказывают их родители, не желающие, чтобы их дети возвращались в сельскую местность (до 61%), поэтому наибольший эффект в отношении за-крепляемости в сельском хозяйстве может оказать целенаправленная работа по убеждению родителей учащихся в перспективности развития сельского хозяйства.
2. Количество сомневающихся в решении остаться в городе составляет не менее 8-9%, это позволяет говорить о возможности применения
методов убеждения и пропаганды престижности крестьянского труда в СМИ (с помощью «Единой России», сохранившей авторитет у молодежи в ходе кризиса, либо КПРФ, удерживающей свои позиции у старшего поколения в сельской местности) и в процессе обучения.
3. Повышение стипендии и усиление дисциплины в целях недопущения работы не по специальности в процессе учебы (до 10%).
4. Развитие социальной инфраструктуры и строительство дорог.
Пути решения проблемы
Неотъемлемой частью решения проблемы привлечения молодых специалистов на село является улучшение социального обустройства сельских территорий. На это, в частности, нацелены «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» и Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 г.». В соответствии с ними продолжатся мероприятия по строительству жилья, в том числе для молодых специалистов, объектов социальной сферы, транспортной, инженерной инфраструктуры.
До сих пор решение вопроса закрепляемости кадров на селе происходило только в рамках традиционного подхода к выпускникам как будущим наемным специалистам. В соответствии с этим рассматривались условия, при которых молодой специалист готов остаться на селе. Действительно, удержать выпускника на предприятии сельского хозяйства в отсутствие высокой оплаты труда может перспектива быстрого карьерного роста либо возможность получить хорошее жильё значительно быстрее и дешевле, чем в городе.
Однако в подобном ракурсе проблема никогда полностью решена не будет. Нельзя рассматривать современного специалиста только как наемника, (дешевую) рабочую силу для сельских (часто низкорентабельных) предприятий. Согласно данным соцопроса, на 1-м месте в списке факторов, негативно влияющих на закрепление в сельском хозяйстве, стоит низкая зарплата, которая влечет низкий социальный статус и является «антиценностью» социума.
Высокая зарплата стала базовой экономической ценностью общества, достижение которой на селе почти невозможно. Выход из этой ситуации очевиден - необходимо вытеснить одну базовую ценность другой, изменить мотивацию будущего специалиста, поставить социальный статус в зависимость от прибыли, а не от зарплаты. Иными словами, вместо притязания на
высокую зарплату надо сформировать желание получать высокую прибыль и иметь собственный бизнес в сельском хозяйстве.
Как показали результаты соцопроса, личная инициатива и личная заинтересованность в будущей работе на селе, понимание перспектив карьерного роста и достижения имущественного благосостояния уже сейчас является основой для прочного закрепления специалистов в сельской местности (16%). До 70% студентов можно заинтересовать дополнительным образованием, необходимым для открытия собственного дела, что позволяет вести речь о потенциальной перспективе подобной профориентации.
Представленная проблема имеет комплексный характер и не может быть решена только в экономической, социальной или педагогической плоскости. Чтобы выпускники пожелали вернуться на работу в село, необходимо создание престижного образа, ориентира для подражания, то есть выявление тех, кому удалось достичь успеха на селе. Однако мало обобщить опыт героев труда и научить студента выживанию в условиях сельского хозяйства - надо, чтобы он еще и захотел выжить именно здесь - на селе, показать временный характер трудностей. Выпускник должен видеть не только то, что его основные жизненные цели достижимы и реальны, но и то, что они быстрее будут достигнуты в сельской местности, чем в городе.
Предварительные расчеты показывают, что при соблюдении указанных рекомендаций и изменении подхода к решению проблемы за-крепляемости, доля выпускников Ижевской ГСХА, постоянно занятых в сельском хозяйстве, может превысить 80%.
Список литературы
1. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». Центр демографии и экологии человека
Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН. Российское село в демографическом измерении. Часть 2. [Электронный ресурс] URL: http://www. demoscope.ru/weekly/2006/0255/tema05.php (дата обращения 19.03.10).
2. Проблемы деградации и восстановления продуктивности земель сельскохозяйственного назначения в России / Под ред. А.В. Гордеева, Г. А. Романен-ко. М.: Росинформагротех, 2008. - 67 с.
3. Вильданов Ф.Ш., Рахманкулов Д.Л., Николаева С.В., Латыпова Ф.Н. О проблеме истощения мировых запасов нефти // Башкирский химический журнал. 2008. Том 15. № 2. C. 5-35.
4. Отраслевая программа развития аграрного образования (на 2002-2005 гг. и до 2010 г.) [Электронный ресурс] URL: http://www.mcx.ru/documents/ document/show/7047.htm (дата обращения 15.03.10).
5. Семин А.Н. Проблемы закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях // Аграрный вестник Урала. 2009. № 6. С. 4-6.
6. Сельское хозяйство Удмуртии. 2008: Статистический сборник. Ижевск, 2009. 115 с.
7. Подпрограмма «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2007-2010 гг.» Республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2010 г.» [Электронный ресурс] URL: http://udmapk.ru/content/ blogkategory/15/63/ (дата обращения 16.02.10).
8. Перечень вакантных должностей специалистов с высшим и средним образованием в АПК Удмуртской Республики в 2010 г. [Электронный ресурс] URL: http://udmapk.ru/content/view/28/48/ (дата обращения 19.03.10).
9. Приоритетная отрасль: интервью с министром сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики А.Г. Коробейниковым [Электронный ресурс] URL: http://agro.paracels-pr.ru/archive/8/63 (дата обращения 04.03.10).
10. Сорокина В.С., Филатов А., Егоров А., Хис-матуллин Р., Кузнецов И., Русских Д. Перспективы молодых специалистов аграрного вуза // Шибанов-ские чтения. Вып. 5: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф.: к 100-летию со дня рождения проф. К.И. Шибанова / Сост. и общ. ред. С.Н. Уварова. Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. С. 261-265.
ON THE ISSUE OF THE TRACK OF A SOLUTION TO THE RURAL OCCUPATIONAL STABILITY PROBLEM (BY UDMURT REPUBLIC EXAMPLE)
O.G. Dolgovyh, S.V. Kozlovskiy, S.N. Uvarov
TOe article contains the rural occupational stability analysis focused on the Udmurt Republic, the authors concentrate on the sociological resarch data, the social factors influencing graduates return to the rural areas and the way of the solution of this problem at the present time.
Keywords: descriptive information: job placement, higher education, social status, employment, motivation, churn rates, occupational stability.