Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПУТЯХ И СРЕДСТВАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ'

К ВОПРОСУ О ПУТЯХ И СРЕДСТВАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВУ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / LEGAL CULTURE / LEGAL CONSCIOUSNESS / RESPECT FOR LAW / LEGAL NIHILISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусейнов Омар Меджидович, Гусейнов Г.О.

Статья посвящена теоретическому осмыслению проблемы исследования роли и значения различных путей и средств в деле формирования правовой культуры личности как фактора, призванного укреплять и совершенствовать не только общественную дисциплину и порядок, но и всю систему функционирующих в социуме духовных и нравственных взаимоотношений людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF WAYS AND MEANS OF FORMING A LEGAL CULTURE OF THE INDIVIDUAL

The article is devoted to the theoretical understanding of the problems associated with various ways and means, allowing to form and improve not only social discipline and order, but the whole system of spiritual and moral relationships of people functioning in society.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПУТЯХ И СРЕДСТВАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

УДК 340

DOI 10.34823/SGZ.2020.5.51441

О.М. ГУСЕЙНОВ доктор философских наук, профессор кафедры философии и социально-политических наук Дагестанского государственного университета*

Г.О. ГУСЕЙНОВ Кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и биологической химии дагестанского государственного медицинского университета

К вопросу о путях и средствах формирования правовой культуры личности

Статья посвящена теоретическому осмыслению проблемы исследования роли и значения различных путей и средств в деле формирования правовой культуры личности как фактора, призванного укреплять и совершенствовать не только общественную дисциплину и порядок, но и всю систему функционирующих в социуме духовных и нравственных взаимоотношений людей.

Ключевые слова: правовая культура, правосознание, уважительное отношение к праву, правовой нигилизм.

O.M. HUSEYNOV Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy and socio-political Sciences of Dagestan state University

G.O. HUSEYNOV Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of General and biological chemistry of Dagestan state medical University

To the question of ways and means of forming a legal culture of the individual

* Гусейнов Омар Меджидович, e-mail: hamann16 @yandex.ru

The article is devoted to the theoretical understanding of the problems associated with various ways and means, allowing to form and improve not only social discipline and order, but the whole system of spiritual and moral relationships of people functioning in society.

Keywords: legal culture, legal consciousness, respect for law, legal nihilism.

Нормальное функционирование и развитие общества, его дальнейшее усовершенствование невозможно себе представить без права, без правового регулирования совместной жизни людей. Как отмечает выдающийся русский правовед и философ Н.Н. Алексеев, «всякое усовершенствование общества не только неотделимо от усовершенствования права, но более того, единственно может быть достигнуто путём права. Общество не может иметь иного пути усовершенствования, кроме пути улучшения своего регулирующего закона»1.

При этом не следует пренебрегать той простой истиной, что никакое право, даже самое совершенное, не может быть той единственной панацеей, которая способна и может спасти общество от всех его бед и противоречий, создать в нём все условия, чтобы оно стало идеальным. Этого невозможно достичь и нравственным или религиозным путём. Поэтому речь вовсе не идёт о том, что право может и должно быть конечной формулой общественного совершенства, всеисцеляющим лекарством от всех общественных зол и противоречий. Цель настоящей статьи - найти, как на это указывает Н.Н. Алексеев, те действительные пути, методы и средства, «при помощи которых может быть улучшен всякий возможный правопорядок, - при полном сознании, что подобное улучшение может излечить многие болезни общества, но не в состоянии преобразовать общество в его целом и довести его до состояния земного рая»2.

Первым и важнейшим условием усовершенствования права, призванного усовершенствовать общество, является усовершенствование самого субъекта права, носителя правового смысла, и прежде всего, уровня совершенства, здоровья его правосознания. А верным способом безошибочной проверки, определения уровня правосознания индивида выступает его правовая культура, говорящая о достигнутом

1 Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999, с. 201.

2 См. там же, с. 220.

на сегодняшний день уровне знания человеком требований права, его убеждённости в их ценности и степени следования им в повседневной жизни.

Что же такое правовая культура личности и каковы основные пути и средства её формирования и дальнейшего усовершенствования?

Среди авторов, занимающихся исследованием правовой культуры личности, нет единого понимания данного понятия, его структуры и роли в укреплении общественной дисциплины и порядка. Дело в том, что к определению феномена правовой культуры разные авторы подходят с разных точек зрения: с идеологической, антропологической, социологической, аксиологической и т.д., что мешает выработке единого понимания данного явления.

Л.А. Морозова, к примеру, трактует правовую культуру как идеологическое явление1.

Е.Н. Тонков, разделяющий антропологический подход к правовой культуре личности, отмечает, что последняя является «основным критерием принятия решений, подчас единственным каноном при распоряжении людскими судьбами»2.

В социологии под правовой культурой личности понимается вся система осознаваемых как ценности самим индивидом и ценимых в обществе качеств права, усвоенных человеком как членом общества. «Правовая культура, в её самом общем смысле, - подчеркивает Е.А. Певцова, - является одним из способов описания относительно стабильных образцов ориентированного на право социального поведения людей и их взаимоотношений»3.

Аксиологический подход к правовой культуре предусматривает её понимание как всего того ценного, что имеется в праве, что призвано способствовать поступательному дви-

1 Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2010, с.142.

2 Тонков Е.Н. Национальная культура как источник права // История государства и права, 2015, №12, с. 46.

3 Певцова Е.А. Особенности развития правовой культуры общества как правовой среды планирования правотворческой деятельности // Право и государство: теория и практика, 2017, №7(151), с. 37.

жению общества. По мнению О.А. Плоцкой, правовая культура - это «качественное состояние правовой жизни общества»1.

В своё время В.И. Каминская и А.Р. Ратинов считали, что «под правовой культурой предполагается понимать систему овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей»2.

Отдельные авторы сводят правовую культуру лишь к характеристике уровня правосознания, знания человеком права и уважения к законам3.

На взгляд Е.А. Петровой, правовая культура, будучи разновидностью культуры вообще, «выступает детерминантой правового развития государства, обусловливающей специфику его правовой системы, её самобытность и самоидентификацию на правовой карте мира»4.

Анализ приведённых точек зрения показывает, что правовая культура - многогранное явление, сложное по своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Различия в её определении, обусловленные разными идеологическими и методологическими подходами, субъективными представлениями и суждениями разных исследователей, отрицательно сказываются на процессах формирования и развития политического и правового сознания людей, а, следовательно, и их поведения и деятельности в правовой сфере. Определённость, единое понимание понятия правовой культуры общества может эффективно повлиять и на определённость и порядок в общественных отношениях, качество правотворчества, качество создаваемых законодателями норм права, призванных регулировать не только правовые, но и всю систему функционирующих в социуме духовно-нравственных взаимоотношений людей.

1 Плоцкая О.А. Правовая информация как институт регулирования правовых отношений в обычном этническом праве коми-зрян в XIX - начале XX вв. // История государства и права, 2016, № 15, с. 3.

2 Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания, М., 1974, с. 43.

3 См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966, с. 176-178.

4 Петрова Е.А. Национальная культура как детерминанта правового развития государства в России и США: сравнительный аспект // История государства и права, 2015, с. 48.

Несмотря на наличие в литературе различных мнений, в целом в науке сложились два основных подхода по отношению к пониманию понятия правовой культуры личности. Одни авторы подразумевают под ней совокупность духовных явлений, индивидуальных позиций и ориентаций по отношению к правовым явлениям, другие представляют себе правовую культуру как совокупность типичных образцов поведения, как реализацию правовых знаний, ценностных ориентаций в правовой деятельности, в правовом поведении человека. Между тем оба эти подхода к правовой культуре личности являются крайними. Сводить правовую культуру к одной из её составляющих означало бы грубое её упрощение, когда часть принимается за целое. Правовая культура - это органическое единство духовного, идеологического и практического, деятельного начал в правовой жизнедеятельности человека. Она начинается со знания человеком права, его требований, которые получают отражение и закрепление в законах и воплощаются в юридических решениях о правах и обязанностях конкретных лиц. Как мыслящее разумное существо человек должен следовать правовой норме осознанно, по убеждению в её правомерности и истинности. Требования закона сложны и многообразны. Они не могут предписать личности конкретные формы поведения в каждой конкретной ситуации. Решение действовать наиболее верно и целесообразно человек должен принять исключительно на основе всестороннего знания закона и сознательного к нему отношения.

С этой точки зрения правовую культуру личности, её правовую зрелость нужно понимать прежде всего как активность индивида в правовой сфере, его умение и способность самостоятельно принимать те или иные решения, не полагаясь на требования, которые предъявляет к нему общество. «Правовым существом человек может стать только тогда, -справедливо подчеркивают К.Е. Сигалов и Т.Э. Петрова, -когда научится принимать самостоятельные, не зависимые ни от кого решения и станет понимать, что только он один обязан нести за них всю полноту ответственности. Любое навязанное решение... свидетельствует о незрелости правового существа и только продуманное решение (при условии, что человек совершенно точно понимает всю меру

своей ответственности) свидетельствует о том, что в данном случае мы имеем дело с реальным правовым существом»1.

Однако правовая культура личности не может ограничиться лишь простым знанием человеком основ законодательства, содержания конкретных нормативных актов и его активностью и критичностью в правовой сфере. Для правовой культуры личности гораздо важнее её стремление в реальной жизни превратить свои знания и убеждения, свою активность в реальные правовые поступки. Готовность человека активно действовать в реальной правовой жизни, его правомерное поведение - это особый элемент правовой культуры личности, так как о степени правовой культуры человека судят не по его заявлениям, чувствам и помыслам, а прежде всего по конкретным делам, поступкам, по реальному отношению человека к праву, по его правомерному поведению.

В обыденном сознании правовая культура личности обычно ассоциируется с совокупностью черт характера человека, которые не позволяют ему нарушить закон. Однако было бы ошибкой сводить правовую культуру личности лишь к поведению, соответствующему общепринятым правовым нормам. Простое положительное отношение человека к праву ещё не есть правовая культура личности, под которой надо понимать внутреннюю духовную активность человека, его способность самому творить норму, исходя из своего правового опыта и правового видения нормы, его постоянную готовность к самосовершенствованию в соответствии с нормами и принципами передового права. Короче говоря, правовую культуру личности можно характеризовать как её правовую надёжность, как правовую мудрость человека, способного и готового следовать в жизни достойным правовым поступкам и требовать этого от окружающих, нацеленного на определенные образцы и идеалы должного поведения, на эталоны в правовой культуре. Такая правовая культура личности, обладающая огромной созидательной силой, может направлять энергию человека на утверждение в межчеловеческих отношениях принципов гуманизма, добра, справедливости, честности, порядочности и других положительных правовых норм. Этим она будет, в свою очередь, способствовать и повышению культурно-образовательного уровня самого человека, нацеливая его на

1 Сигалов К.Е., Петрова Т.Э. Человек юридический и его правовая определённость // История государства и права, 2017, № 20, с. 30.

правомерное поведение и активную борьбу с нарушителями правопорядка.

Следование человека нормам права в реальной жизни может быть обеспечено как уважительным его отношением к праву, его убежденностью в правоте закона, так и с помощью страха, боязни применения санкций нормативного акта. Поэтому очень важно обеспечить правомерное поведение человека на основе сознательного его выбора, творческого подхода к праву, чтобы человек в любой жизненной ситуации уважительно относился к нормам права, добивался этого и от окружающих.

Культура исполнения гражданского долга, глубокое внутреннее понимание авторитета закона и уважение к нему необходимо предполагают выработку привычки к соблюдению норм и требований права. И тут нельзя согласиться с встречающимся иногда в литературе предубеждением, будто привычные формы поведения, в том числе и в области права, чуть ли не равнозначны лишению человека возможности свободы выбора, якобы принижающей роль сознания, творческого начала в поведении личности. Между тем, привычка жить и работать по нормам права, складывающаяся в результате многократного повторения образцов должного поведения, их превращение в привычные каждодневные действия, помогая человеку в разгрузке его сознания, в необходимости задуматься каждый раз над элементарными вопросами, высвобождает ему время на решение действительно творческих задач, на подлинную свободу правового выбора. Поэтому формирование привычки к соблюдению норм права следует рассматривать как важнейшую предпосылку формирования правовой культуры личности.

Правовая культура общества и личности - это тот фундамент, на котором основываются общественная жизнь, каждодневные взаимоотношения людей. А поскольку эти последние не стоят на одном месте, а постоянно меняются, то неизбежно должны меняться, усовершенствоваться и правовые нормы, их содержание и смысл. Однако, как показывают практика и публикации отдельных авторов1, в российском обществе и государстве к интерпретации законов подходят

1 См.: Хмелевская С.А., Ермаков Д.Н. Нормы права в ракурсе рефлекторного знания // Государство и право, 2015, № 10, с. 107-111; Чистяков

слишком формально, строго придерживаясь буквы закона, отвергая практикуемую на Западе теорию «мягкого права». Между тем проблема истолкования и применения права в реальных взаимоотношениях людей должна решаться на путях диалектического учёта и сочетания требований между «мягкими» и «жесткими» подходами к праву, разумный баланс между которыми должен обеспечить не только эффективное законодательство, но и формирование новой правовой культуры общества как высшей его ценности. Это положение предполагает также строгий учёт и соответствие норм права и норм нравственности, законодательной этики, этики исполнения и этики правосудия. В этом плане нельзя не согласиться с мнением Б.А. Осипяна, который указывает на то, что в деле повышения правовой культуры общества следует обратить внимание на необходимость «постоянного обновления и совершенствования действующей судебной правовой системы любого правомерного государства, учитывать не только роль развивающегося профессионально -юридического правосознания законодателей, судей и иных конституционно-правовых субъектов, но и правосознание юридически просвещённых и сознательных избирателей, которые не могут и не должны иметь меньше прав в решении законодательных вопросов, нежели их представители в парламенте»1

Правовая культура личности - то часть общей культуры общества. Она тесно взаимодействует с политической, экономической и нравственной культурой личности. Немаловажную роль в её формировании играет знание человеком веками сложившихся правовых обычаев, правового опыта и традиций народа, воплощённых в так называемом обычном этническом праве. Эти общеобязательные для всех членов общества правила поведения в огромной степени влияют на правовое воспитание молодого поколения, так как усваиваются людьми с молоком матери, понятны и близки им в силу их каждодневного повторения. Они направлены на

К.В., Ермаков Д.Н., Бурмистров И.А., Глазкова Л.В. Коррупция как составляющая квинтэссенция образа жизни // Право и государство: теория и практика, 2017, № 3(147), с. 94-98.

1 Осипян Б.А. Верное правосознание как путеводитель надлежащего развития законодательной и судебно-правоохранительной системы правомерного государства // Право и государство: теория и практика, 2017, № 12(156), с. 42-53.

развитие как правового сознания отдельного индивида, так и правовой культуры всего социума, играя тем самым исключительную роль в обеспечении правовой стабильности общества. Говоря о значимости этих живущих в народной памяти норм права в деле повышения правовой культуры общества, проф. С.А. Маркова-Мурашова отмечает, что сегодня, в условиях глобализации, «человечеству, чтобы выжить, необходимо возвращаться к национальной правовой культуре и утраченным вечным ценностям», подчёркивая при этом, что «из богатой культурно-правовой традиции России необходимо взять основное, лучшее, суметь его понять и по достоинству оценить, а негативные черты попытаться снивелировать»1.

Действительно, обычаи, в том числе и правовые, обычаям рознь. Если правовые обычаи и традиции, отражающие консервативные, вредные, не подходящие для современного развития общества стороны исторического прошлого народа, должны отмирать, то новые правовые обычаи и традиции, вызванные к жизни современными этнокультурными запросами людей, следует всячески поддерживать и развивать. Так, применительно к Дагестану, например, такие правовые обычаи и традиции, как общинные внесудебные, примирительные и согласительные способы разрешения конфликтов, участия старейшин в решении наиболее важных проблем общественно-политической жизни республики, вобравшие в себя многовековой духовный опыт народа, можно и нужно использовать в регулировании норм общежития и взаимоотношений людей, что несомненно способствует сохранению самобытной правовой культуры народа. Что же касается отживших свой век правовых обычаев и традиций, таких, как кровная месть, самосуд, похище-ние(умыкание) невесты, брачный выкуп, многожёнство и т.д., противоречащих современным правовым представлениям, то их не следует возрождать или трансформировать в современную правовую систему.

Однако при этом следует помнить о том, что государственное право не может и не должно заменяться никакими

1 Маркова-Мурашова С.А. Национальное возрождение духовного мышления и правовой культуры как векторы развития правовой системы России в условиях глобализации // История государства и права, 2015, № 12, с. 35-36.

неписаными правовыми обычаями, противоречащими публичному порядку, так как действенными в обществе могут быть только те нормы, которые выражают всеобщую волю, отражённую в законе.

Правовая культура личности не возникает на голом месте. Она формируется под влиянием различных факторов, таких, как работа средств массовой информации по распространению правовых знаний, деятельность правоохранительных органов по пресечению отступлений от норм действующего права, активное применение в этой сфере методов убеждения и поощрения, воспитание у граждан чувства непримиримости к разного рода правонарушениям и многое другое.

При этом, как показывает практика, в формировании правовой культуры больше всего нуждается сегодня молодёжь, не отличающаяся однородным правосознанием. Дело в том, что каждый человек живёт не только в условиях общей социальной среды, но и в условиях микросреды, создающей бесконечные оттенки и вариации правосознания, а порою и его дефекты, которые требуют своего тщательного изучения и учёта в процессе формировании правовой культуры личности. Значимость этой проблемы особо возрастает в связи с переходом общества к рыночным отношениям, которые пока ещё большей частью развиваются вне правового поля, стихийно, где всё ещё действует закон силы, а не сила закона, как принято во всём цивилизованном мире. Отсюда и правовой нигилизм, неуважение к закону, правоохранительным органам. Всё это не может не насторожить общество, особенно когда речь идёт о молодёжи, которой предстоит строить правовое государство. Поэтому государство, его правовые институты, общество в целом должны активно заниматься упрочением не формальной, а истинной законности, т.е. правозаконности, которая, как отмечает С.С. Алексеев, «означает строжайшее, неукоснительное проведение в жизнь не любых и всяких норм, а начал гуманистического права»..., что, по мнению автора, позволит обществу осуществить «переход к действительной демократии, к свободной рыночной экономике, всестороннему развитию культуры, твёрдому правопорядку. Это -формирование свободной и ответственной личности. Лич-

ности - с высоким достоинством, неотъемлемыми правами»1. Таким образом, центральным звеном в деле становления и развития правовой культуры личности сегодня должно стать утверждение в стране гуманистического права, твёрдой правозаконности, создание благоприятных условий для развития личности человека как носителя высших нравственных ценностей.

Разумеется, формирование правовой культуры личности - сложный процесс, который не стоит на одном месте. В нем происходят существенные перемены под влиянием изменений повседневной жизни людей, роста уровня их образования, удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей, обретения им гражданской зрелости. Благодаря средствам массовой информации и каждодневному общению народов и государств всё более тесными становятся их контакты, которые не могут не способствовать взаимному обогащению их правовых норм и традиций, показателем чего служит рост правовой культуры общества и личности. Подчеркивая это обстоятельство, Е.А. Певцова пишет: «Правовая культура не является застывшим образованием. Она отражает не только текущее состояние дел в обществе, но и само это состояние. Она неизбежно эволюционирует со временем и является адаптивным ответом на изменения любого рода как внутри страны, так и за её пределами»2.

Становлению правовой культуры личности может мешать правовой максимализм, завышенные требования к законодательству, предъявление к нему необоснованных претензий раз и навсегда, скажем, покончить с помощью законодательства со всеми антиобщественными проявлениями и т.д. Такая переоценка роли права не только не способствует признанию его высокой значимости для личности и общества, а, наоборот, может вызвать к нему нигилистическое отношение, дискредитировать и обесценить его в сознании личности.

Формирование и развитие правовой культуры личности предполагает как воздействие на личность со стороны общества и его многочисленных институтов, так и самовоспитание человека, его умение совершенствовать в себе

1 Алексеев С.С. Философия права. Изд-во Норма, М., 1999, с. 132,292.

2 Певцова Е.А. Особенности развития правовой культуры общества как правовой среды планирования правотворческой деятельности // Право и государство: теория и практика, 2017, № 7(151), с. 38.

положительные правовые качества и преодолевать отрицательные не из-за страха, не по принуждению, а по глубокому внутреннему убеждению. Без учёта этого взаимодействия объективных и субъективных факторов, общественного воздействия на личность и её самовоспитания, самодисциплины невозможно понять закономерности формирования и развития правовой культуры личности и её роли в стабилизации и дальнейшем совершенствовании всех общественных отношений.

В заключение отметим, что формирование правовой культуры личности - дело сложное и многоплановое. Можно назвать множество способов и путей формирования правовой культуры личности. Но при этом неверно абсолютизировать какую-то одну, пусть даже и очень эффективную форму работы. Здесь требуется учёт совокупного воздействия на личность всех возможных путей и средств, могущих благотворно влиять на формирование её правовой культуры. Да и работа эта должна носить систематический и комплексный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.