Для каждого предприятия в соответствии с Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»» разрабатывают общеобъектовые и цеховые инструкции о мерах пожарной безопасности [4]. В инструкциях следует отражать основные требования пожарной безопасности для данного цеха или участка производства (по содержанию помещений, путей эвакуации, территории предприятия, дорог, подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, подходов и подъездов к зданиям и сооружениям; условия и нормы хранения веществ и материалов в цехах, складах, кладовых и других помещениях; места применения открытого огня и курения и т. д.). В инструкциях о мерах пожарной безопасности устанавливаются также порядок применения средств пожаротушения и вызова пожарной помощи в случае возникновения пожара на предприятии. Определяются порядок хранения ЛВЖ и ГЖ, сбора, хранения и удаления обтирочных материалов и производственных горючих отходов, содержания и хранения спецодежды, а также обязанности и действия рабочих и служащих при пожаре [5].
Список использованной литературы
1. Анисимов В. В. Общие основы пожарной безопасности: учеб. для вузов/В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2006. - 574 с.
2. Иванов Е. Н. Расчет и проектирование систем противопожарной защиты - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Химия, 2003. - 384 с.
3. СНиП 2.01.02.85. Противопожарные нормы. - М.: Стройиздат, 2002.
4. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»».
5. ИПБ 001-2013 Инструкция по пожарной безопасности в учреждении.
К ВОПРОСУ О ПУБЛИЧНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ
Г. И. Сметанкина, начальник кафедры государственного надзора,
кандидат технических наук Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Одним из основных направлений деятельности государства является создание условий для интенсивного развития национальной экономики.
В течение последних лет последовательно реализуются шаги, направленные на повышение уровня защищенности граждан, объектов экономики и социальной сферы от ЧС и пожаров. Это повышение эффективности работы надзорных органов, с одной стороны, с другой стороны это снижение уровня администрирования бизнеса со стороны надзорных органов.
По оценке Минэкономразвития России, МЧС России проводит наибольшее количество мероприятий по надзору по сравнению с другими федеральными органами исполнительной власти, обладающими, контрольно-надзорными и разрешительными функциями.
Масштабы деятельности делают надзор МЧС России наиболее социально ощутимым для населения и общества в целом.
Именно это обуславливает повышенное внимание к нему со стороны государственных структур, бизнеса, общественных организаций и средств массовой информации. Президентом и Правительством Российской Федерации обозначен курс на создание гражданского общества. И сегодня гражданское общество дает оценку деятельности надзорных органов. Значительная работа по обеспечению публичности и информационной открытости надзорных органов Министерства, а также ограничению вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства проводится на всех уровнях надзорных органов.
Стоит отметить, что в совместной работе эффективно показало себя всестороннее и плодотворное сотрудничество между МЧС России и общественными организациями. Эта деятельность направлена на устранение факторов, препятствующих развитию предпринимательства и созданию благоприятных условий для успешной экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
В этих целях МЧС России заключены соглашения о взаимодействии с общественной организацией «ОПОРА РОССИИ», а также с институтом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Проведены совместные совещания по взаимодействию с региональными омбудсменами. Принято решение о совместном рассмотрении административных материалов в отношении предпринимателей. В связи с этим направлено соответствующее письмо во все территориальные органы Министерства и в региональные отделения «ОПОРА РОССИИ» с целью организации этой работы на местах. Выполняя решения Совета по развитию местного самоуправления от 31 января т. г., проходившего под руководством Президента Российской Федерации, существенным образом скорректированы и утверждены планы проверок на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации. В текущем году были заключены соглашения о взаимодействии главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с советами муниципальных образований всех без исключения субъектов Российской Федерации.
Одновременно, проведены с членами этих советов рабочие совещания по проблемным вопросам реализации органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вместе с тем, для понимания эффективности проводимой работы по снижению административной нагрузки на бизнес-сообщества, а также удовлетво-
ренности в проводимой надзорными органами МЧС России работы в сравнении с другими контрольно-надзорными органами, на постоянной основе осуществляется мониторинг средств массовой информации.
Данный мониторинг показал отсутствие претензий у предпринимательского сообщества к надзорным органам МЧС России.
Кроме того, в некоторых регионах в начале текущего года по инициативе управления надзорной деятельности представителями «ОПОРЫ РОССИИ» проведены анонимные опросы предпринимателей непосредственно после проведения проверок, в целях сбора объективных данных о работе должностных лиц ФГПН.
Результаты анализа подтвердили правильность выбранного направления работы, в части открытости и прозрачности деятельности в отношениях с субъектами малого и среднего предпринимательства.
В пожеланиях по улучшению работы органов ГПН 100 % респондентов указали только на упрощение и систематизацию противопожарных требований. При этом ни один из опрошенных не указал на нарушение его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со стороны сотрудников надзорных органов ГПН МЧС при проведении проверок.
Сегодня представителями «ОПОРЫ РОССИИ» разработана дорожная карта для предпринимателя.
«КАК ОПТИМИЗИРОВАТЬ ЗАТРАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
• 27 % из общего количества проверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляется МЧС России.
• 30 % административных штрафов, наложенных федеральными органами исполнительной власти, приходится на долю МЧС России.
Шаг 1 - заполнить декларацию о соответствии требованиям пожарной безопасности. Рекомендуем: изучить в Федеральном законе 123-ФЗ Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности» Статью 64 «Требования к декларации пожарной безопасности».
Шаг 2 - пригласить аудитора по пожарной безопасности для проведения независимой оценки пожарного риска. Разъяснение: в соответствии с Федеральным законом 123-ФЗ Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности» ст.144 независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) и декларирование пожарной безопасности являются формами оценки соответствия объектов требованиям пожарной безопасности.
Шаг 3 - аудитор осуществит независимую оценку пожарного риска, при необходимости выдаст рекомендации по плану мероприятий для полного соответствия требованиям пожарной безопасности, обучит персонал, утвердит декларацию.
Шаг 4 - сдать декларацию и заключение по независимой оценке пожарного риска в территориальные органы надзорной деятельности МЧС России.
Шаг 5 - при необходимости, выполнять план мероприятий.
Г!
Положительное заключение аудитора по пожарной безопасности, избавит предпринимателя от плановых проверок в течение 3-х лет с момента регистрации декларации и заключения аудитора в территориальный надзорный орган МЧС России (см. Приказ МЧС РФ от 28.07.2012 № 375, ст.31). А в случае внеплановой проверки аудитор поможет отстаивать интересы предпринимателя при взаимодействии с органами надзора, вплоть до представления интересов предпринимателя в суде.
Сегодня созданы все условия для полномасштабного развития независимой оценки пожарного риска на основе правовых и открытых взаимоотношений между собственниками объектов защиты, экспертными и страховыми организациями.
МЧС России разработана необходимая нормативная правовая база для эффективного функционирования данной системы.
В настоящее время в Российской Федерации аккредитовано более 770 экспертных организаций, проводящих независимую оценку пожарного риска. Вместе с тем, территориальными органами ГПН слабо организована работа по разъяснению бизнес-сообществам положений Технического регламента в части проведения независимой оценки рисков на объектах защиты. На стадии планирования не учитываются результаты независимых оценок.
Во исполнение Послания Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию предложено разработать новые методы осуществления надзорных функций.
В связи с этим руководством МЧС России перед надзорными органами поставлен ряд важных и ответственных задач. В том числе, по оперативному развертыванию в российском обществе независимой оценки пожарного риска, подготовке квалифицированных экспертов в этой области, выстраивании пра-
вильных и открытых взаимоотношений между собственниками объектов защиты и экспертными организациями.
Для достижения поставленной цели определены основные сдерживающие факторы развития НОР, организована работа по их устранению. Эффективным средством обеспечения публичности и открытости в деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору являются совместные совещания с представителями объединений предпринимателей.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
3. Федеральный закон № 123 от 22 07.2008г. Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности».
4. Материалы Всероссийского учебно-методического сбора по вопросам совершенствования форм и методов надзорной деятельности в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». Подольск, 9.09.-13.09. 2013г.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ
Р. С. Старосто, преподаватель Государственное учреждение образования
«Гомельский инженерный институт» МЧС Республики Беларусь, г. Гомель
Повышению эффективности защиты граждан и экономики страны от бедствий сегодня уделяется повышенное внимание, как со стороны государства, так и общества в целом. Достижение этой цели обеспечивается формированием в обществе культуры безопасной жизнедеятельности, созданием и внедрением инноваций в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Своевременным и взвешенным решением в сложившейся ситуации является Директива Президента Республики Беларусь № 1 от 11 марта 2004 [1] «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», которая определяет основные направления обеспечения общественной безопасности, снижения гибели и травматизма в чрезвычайных ситуациях и на производстве, повышает ответственность руководителей различных уровней.
Немало усилий направлено на формирование у населения культуры безопасности жизнедеятельности и более того изменение мировоззрения человека