Научная статья на тему 'К вопросу о психопатологии шизоидного расстройства личности'

К вопросу о психопатологии шизоидного расстройства личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Клинический анализ / шизоидные расстройства личности / реактивные состояния / Clinical analysis / schizoid personality disorders / reactive states

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — В И. Максимов

Комментарий практикующего психиатра, посвященный анализу персонажа повести Н.В. Гоголя "Шинель", содержит объективную клиническую картину патологического развития личности главного героя, определяя неминуемую негативную развязку сюжета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of psychopathology of schizoid personality disorder

The comment of a practicing psychiatrist devoted to the analysis of the character of N.V. Gogol's novel "The Overcoat" contains an objective clinical picture of the pathological development of the personality of the protagonist, determining the inevitable negative outcome of the plot.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психопатологии шизоидного расстройства личности»

,____Психообразование

___^Г

К вопросу о психопатологии шизоидного расстройства личности

В.И. Максимов,

канд. мед. наук, врач психиатр

ГБУЗ ПКБ N 1 им. Н.А. Алексеева ПНД N 21, г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 22, корп.2

Комментарий практикующего психиатра, посвященный анализу персонажа повести Н.В. Гоголя "Шинель", содержит объективную клиническую картину патологического развития личности главного героя, определяя неминуемую негативную развязку сюжета.

Ключевые слова: Клинический анализ, шизоидные расстройства личности, реактивные состояния.

On the issue of psychopathology of schizoid personality disorder V.I. Maksimov,

Candidate of Medical Sciences, psychiatrist

GBUZ PKB N 1 named after N.A. Alekseev PND n. 21, Moscow, Akademika Anokhina str., 22, bldg.2

The comment of a practicing psychiatrist devoted to the analysis of the character of N.V. Gogol's novel "The Overcoat" contains an objective clinical picture of the pathological development of the personality of the protagonist, determining the inevitable negative outcome of the plot.

Keywords: Clinical analysis, schizoid personality disorders, reactive states.

«Шинель» — одна из петербургских повестей Николая Гоголя. Увидела свет в 3-м томе собрания сочинений Гоголя в 1842 году. По воспоминаниям современников повесть родилась из канцелярского анекдота о бедном чиновнике, утопившим ружье, на которое он долго копил деньги. По повести были поставлены спектакли, два балета, пантомима и пять экранизаций в СССР, Италии и Великобритании.

Центральное место в повести «Шинель» занимает образ Акакия Акакиевича Башмачкина, представляющего интерес с точки зрения психопатологии.

Акакий Акакиевич служил титулярным советником в каком-то Департаменте, но фактически был мелким чиновником по переписыванию документов. Он служил длительное время на одном месте и имел жалование 400 рублей в год. По долгу службы Акакий Акакиевич безропотно и монотонно переписывал различные бумаги, но нисколько этим не тяготился, а наоборот, находил это заслуживающим внимание и интересным. «Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице

его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его». Переписывание настолько захватывало его, что он продолжал свое увлечение и во вне рабочее время. «Заметивши, что желудок начинал пучиться, вставал из-за стола, вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом. Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя, особенно если бумага была замечательна не по красоте слога, но по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу».

Внешности он был самой обыкновенной, имел поношенное платье и зачастую страдал некоторой неряшливостью во внешнем облике. «И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный вздор».

Современная терапия в психиатрии и неврологии № 1-2 / 2023

Семьи Акакий Акакиевич не имел, проживал в арендованной у хозяйки комнате. Ел что попало, не разбирая вкуса. «Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору».

Вел он однообразный и замкнутый образ жизни, друзей и особых интересов не имел. «Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению. Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь вечере. Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?»

Смирный и покорный, Акакий Акакиевич стоически переносил подшучивания над ним и всяческие нападки со стороны сослуживцев. «Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Он был сдержан обычно и не выражал ни радости, ни горя».

Он, зачастую, был отрешен от реальности, не замечая окружающего. «Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на средине улицы».

В приведенном описании есть признаки, трактуемые МКБ 10 как шизоидное расстройство личности:

1. Вообще ничто или мало что доставляет удовольствие.

2. Эмоциональная холодность, отчуждение или уплощенная аффективность.

3. Неспособность проявлять сильные (теплые, нежные или гнев) чувства по отношению к другим людям.

4. Почти неизменное предпочтение в уединенной деятельности.

5. Отсутствие близких друзей или доверительных связей (или существование лишь одной), нежелание иметь такие связи.

В дополнение к перечисленным шизоидным признакам можно добавить проявления аутизма и чудаковатости. Эмоциональная сглаженность, бедность аутистического увлечения, редуцированная жизненная активность, сниженный уровень адаптации говорит о состоянии, которое можно характеризовать чертами бедного или дефицитарного шизоида. Кроме этого, Акакий Акакиевич характеризовался ананкастическим расстройством личности.

Он вел однообразный и стереотипный образ жизни, занимая на протяжении почти всей своей жизни одну и ту же должность. «Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове».

Он ревностно выполнял свои служебные обязанности. «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью». «Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники; но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлицу да нажил геморрой в поясницу».

Свои служебные обязанности Акакий Акакиевич ограничивал переписыванием документов и оказывался несостоятельным при малейшем усложнении задания. «Один директор, будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье; именно из готового уже дела велено было ему сделать какое-то отношение в другое присутственное место; дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье. Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и наконец сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». С тех пор оставили его навсегда переписывать. Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало».

По МКБ 10 отмечаются следующие ананка-стические черты:

_ Психообразование ; -

1. Стремление к совершенству (перфекци-онизм), препятствующее выполнению задач.

2. Чрезмерная добросовестность, скрупулезность и неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям.

3. Повышенная педантичность и приверженность к социальным условностям.

4. Ригидность и упрямство.

Красной нитью в повести «Шинель» проходит тема расстройства идеаторной сферы в форме сверхценной идеи. Эта сверхценная идея проявляется у Акакия Акакиевича в двух видах. Первая — это собственно аутистическое увлечение переписыванием вторая — пошив новой шинели.

Увлечение переписыванием имеет фабулу, аффективную насыщенность, вытекает из образа жизни Акакия Акакиевича. «Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его». К сверхценным расстройствам это увлечение относится в связи с неадекватно большим удельным весом во всей жизни Акакия Акакиевича, распространяясь не только на служебную, но и на рекреативную сферы. От сверхценного бреда это аутистическое увлечение отличается отсутствием элементов борьбы и фабулой, логически вытекающей из всей жизни Акакия Акакиевича.

Вторая сверхценная идея Акакия Акакиевича — пошив новой шинели — подчинила себе весь жизненный уклад, который характеризовался признаками жесточайшей экономии. «Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее, по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и

щадимом даже самим временем. Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность—словом, все колеблющиеся и неопределенные черты Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?». Здесь также имеется логически понятная фабула, аффективная заряженность и доминирование этой идеи над другими.

Разрешение идеи новой шинели через ее утрату характеризовалось развитием реактивного состояния. Психогенный комплекс при этом носил сверхценный характер и выражался в крушении мечты, доминировавшей долгое время. Симптоматика реактивного состояния определялось сутяжными тенденциями, которые отличались вялостью, отсутствием витальности и неразвернутым аффективным компонентом.

Таким образом, в повести Николая Гоголя «Шинель» речь идет о варианте шизоидного расстройства личности, которое имеет несколько особенностей.

Во-первых, шизоидные нарушения характеризуются признаками дефицитарности в эмоционально-волевой и аффективной сферах.

Во-вторых, шизоидные расстройства отличаются наличием склонности к сверхценным образованиям.

В-третьих, шизоидные нарушения имеют некоторое слияние с ананкастными проявлениями.

В-четвертых, развившееся реактивное состояние, несмотря на сверхценный характер психогенного комплекса также имеет черты незавершенности, стертости, дефицитарности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.