«раз в полгода», «месячно», «когда прибывают новые постояльцы». В 2 случаях была указана случайная мокрая обработка (мытье влажной тряпкой). Дезинфекция матрацев нигде не проводилась.
Полученные нами бактериологические и паразитологические данные не должны обусловить предъявление повышенных требований. Мы считаем целесообразным предложить следующие мероприятия: ежедневную дезинфекцию санитарного оборудования общего пользования, замену коллективных полотенец бумажными или горячевоздушными сушилками, дезинфицирова ние при смене жильцов индивидуального санитарного оборудования, дезинфицирование раз в неделю или при смене постояльцев поверхностей в жилых помещениях, с которыми часто контактируют люди, тщательную обработку матрацев и накладных матрацев пылесосом раз в неделю или при смене гостей. Желательна и дополнительная дезинфекция матрацев.
ЛИТЕРАТУРА. Grossmann G , Liebetrau В. — Z. ges. Hyg., 1974, Bd 20, S. 233—237. —Jirovec O. Parasitolcgie für Arzte. Jena, 1960.
Поступила 26/X 1977 r.
Дискуссии и отклики читателей
УДК 612.014.46.017.2(049.3)
Канд. мед. наук Л. М. Каскевич
К ВОПРОСУ О ПРОЯВЛЕНИЯХ АДАПТАЦИИ ПРЕДПАТОЛОГИИ И ПАТОЛОГИИ ХИМИЧЕСКОЙ ЭТИОЛОГИИ 1
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
В статье И. М. Трахтенберга и В. А. Тычинина весьма подробно рассмотрены принципиальные аспекты возможной дифференциации адаптации и компенсации применительно к воздействию химических факторов внешней среды. Следует согласиться с авторами, что при решении этого чрезвычайно важного вопроса современной гигиены и клиники, изучающих патологию химической этиологии, необходимо исходить из современных'общебиологических предпосылок и представлений. В сущности поднятые в статье темы тесно связаны с изучением переходных состояний от нормы к патологии, что представляет огромный интерес для клиники. Не случайно, что и в работе, посвященной проблеме предпатологии (Г. И. Сидоренко и Ю. И. Прокопенко), ставится вопрос о том, что одной из основных задач является установление «демаркационных граней» в состоянии отдельных функциональных систем, за рамками которых выявляемые изменения могут расцениваться как патологические, что, с точки зрения авторов, может оказаться ключевым звеном в решении проблемы о критериях вредности химических факторов.
При изучении переходных состояний от нормы к патологии предложен ряд терминов: предпатологические состояния, доклиническая патология, дискомфортный синдром, донозологические состояния и др., в которые авторы вкладывают неравнозначные понятия. Возникает необходимость обсуждения и принятия единой общепринятой терминологии, что, безусловно,
1 В порядке обсуждения статьи профессоров И. М. Трахтенберга и В. А. Тычинина «К общебиологическим представлениям об адаптации, компенсации и привыкании в современной профилактической токсикологии». Гиг. и сан., 1977, № 1, с. 69.
будет способствовать большему взаимопониманию при изучении этой сложной проблемы.
С нашей точки зрения, при изучении воздействия химических факторов внешней среды целесообразно выделять следующие состояния: физиологические адаптивные реакции организма, состояния предпатологии с выделением неспецифической и специфической ее стадий, доклиническую патологию (временно скрытая компенсация патологического процесса), клинически выраженные формы патологии (декомпенсированная патология). Понимая известную условность такого деления, а также полностью разделяя положение о том, что адаптивные и компенсаторные реакции присущи организму на любом этапе развития патологического процесса (приспособительные реакции по И. В. Давыдовскому включают весь комплекс изменений «полома» и «защиты», отражающих биологическую сущность взаимоотношений организма и среды), мы считаем выделение указанных состояний оправданным.
Прежде всего при подобном подходе внимание врача привлекается к дифференциации реакций «полома» и «защиты», что существенно важно при вынесении конкретных лечебно-профилактических мероприятий. Кроме того, предполагается функциональное обследование практически здоровых лиц, подвергающихся воздействию тех или иных химических факторов, что еще не осуществляется в должной степени.
Под адаптивными реакциями организма мы понимаем количественные изменения состояния отдельных функциональных систем, возникающие при воздействии тех или иных экзогенных факторов и направленные на поддержание гойеостаза. Их характерные особенности — обратимость изменений, не требующих «биологической дотации со стороны организма» (И. М. Трах-тенберг и соавт.), и колебания в пределах определенного диапазона, для ряда показателей пригодно ограничение пределами М ± 2а или М ± 1,5а. Кроме того, необходимо учитывать характер выявленных изменений — жесткие и пластические показатели (П. К. Анохин; И. М. Трахтенберг и соавт.).
Еще не разработаны четкие критерии разграничения адаптивных реакций и предпатологических изменений. Последние характеризуются возникновением функциональных изменений, которые еще не могут классифицироваться как болезнь с ее конкретными нозологическими формами и в то же время уже не могут быть отнесены к адаптивным реакциям. Большинство исследователей, занимающихся данной проблемой, единодушны в том, что основной особенностью состояний, предшествующих выраженным заболеваниям, являются снижение функциональной активности механизмов адаптации, нарушения реактивности организма. Критерии разграничения адаптивных реакций и предпатологических изменений отсутствуют. Г. И. Сидоренко и Ю. И. Прокопенко предлагают использовать в указанных целях появление элементов компенсации: «Границы нормы и предпатологии лежат на уровне вовлечения в ответную реакцию организма элементов компенсации». Следует согласиться с мнением И. В. Саноцкого и И. П. Улановой о значимости изменений, лежащих в пределах физиологических колебаний, но стойко сохраняющихся.
С нашей точки зрения, при разграничении указанных состояний определенное значение может иметь выявление дискоординационных взаимоотношений, манифестирующихся при применении нагрузочных проб. В качестве примера сошлемся на нередко выявляемое нами при различных токсических воздействиях несоответствие между минутным объемом сердца и состоянием прекапиллярного русла после физической нагрузки.
Целесообразно, по нашему мнению, выделение неспецифической и специфической стадий предпатологии, последняя характеризует «готовность» к реализации патологического процесса на органном или системном уровне. Имеется в виду определенная нозологическая направленность, например выявление доклинического атеросклероза, предгипертонических, предъяз-
венных состояний и др. Возможна трансформация предпатологических изменений в патологический процесс, которая в то же время отнюдь не неизбежна, поэтому в данном плане название «предпатология» условно. Состояние «доклиническая патология» включает понятие уже имеющейся нозологической формы заболевания с органным или системным поражением, но без выраженных клинических проявлений.
Обследование больного с применением клинических и функциональных методов способствует выявлению указанного состояния (установление доклинической стадии токсического гепатита возможно при использовании радиоизотопной диагностики и др.). Это — временно компенсированная патология.
Следует также указать на стадию клинически выраженных форм патологии, когда компенсаторные механизмы не обеспечивают состояния гомео-стаза, что проявляется типичной клинической картиной той или иной нозологической формы.
Попытаемся аргументировать сказанное следующими результатами наших наблюдений. Сотрудниками клиники ВНИИГИНТОКСа обследовано более 400 практически здоровых лиц преимущественно в возрасте 20—45 лет. Большинство из них — жители сельской местности, проживающие в районах с различным уровнем применения хлорорганических (ХО) пестицидов и имеющие различный по степени интенсивности контакт с ними. Одни обследованные контактировали с комплексом токсических веществ (дезинфекторы), другие имели профессиональный контакт с цинебом, поэтому изучали характер функциональных изменений при воздействии различных по своей химической структуре соединений. Анализ полученных результатов проводили с учетом степени интенсивности воздействия, возраста и стажа работы. Здоровые жители района с минимальным уровнем расхода ХО-пестицидов (119 человек) были приняты за контрольную группу. Комплексное функциональное исследование включало применение методических приемов, позволяющих судить о состоянии сосудистого тонуса, биоэлектрической активности сердца, его сократительной способности, иммунологическом статусе; у некоторых лиц изучали обмен биогенных аминов, электролитный обмен, активность ряда ферментов (окислительно-восстановительных, характеризующих состояние обменных процессов в эритроцитах), определяли некоторые параметры кислородного режима организма, т. е. функциональное состояние ряда важнейших систем организма, ответственных за гомеостаз. Применяли нагрузочные пробы — фармакологические, дозированную физическую нагрузку на велоэргометре и др.
К числу ранних функциональных нарушений при воздействии изучающихся химических факторов мы отнесли изменения упруговязких свойств сосудов эластического и мышечного типа. У лиц с профессиональным контактом (независимо от вида вещества) наблюдалось достоверное снижение скорости распространения пульсовой волны по сосудам эластического и мышечного типа (показатель снижения тонуса артериальных сосудов), что, по-видимому, можно рассматривать как элемент компенсации на фоне сокращения систолического объема сердца, так как уменьшение скорости распространения пульсовой волны значительно облегчает движение крови по артериям, снижая необходимую для этого энергию сердца (Н. Н. Савицкий).
При клинически выраженных формах патологии сердечно-сосудистой системы выявлено повышение тонуса артериальных сосудов, что является неблагоприятным фактором, отягощающим условия гемодинамики. Сосудистый гипотонус, сменяющийся гипертонусом, по-видимому, можно рассматривать как фазовость развития синдрома сосудистой дистонии.
Заслуживает внимания обнаруженная нами разнонаправленность сдвигов общей и церебральной гемодинамики — отчетливый гипертонус церебральных сосудов на фоне неизмененного или пониженного тонуса периферических сосудов. Гипертонический тип кривой (по данным реоэнцефалогра-фии) установлен у 60% обследованных, работающих с комплексом токсиче-
ских веществ. Применение пробы с нитроглицерином позволило квалифицировать выявленные изменения как функциональные (на 2—4-й минуте после приема 1/2 таблетки нитроглицерина нормализовалась форма кривой, увеличивалась амплитуда систолической волны).
У большинства обследованных с изменениями сосудистого тонуса наблюдались и нарушения обмена биогенных аминов, чаще в виде снижения экскреции основного метаболита серотонина — 5-оксииндолуксусной кислоты — и повышения активности симпатического звена симпатико-адренало-вой системы, т. е. имелась дисфункция нейрогуморальных регуляторных механизмов. Оправдывает себя расчет коэффициентов, отражающих функциональное состояние симпатико-адреналовой системы, которые позволяют обнаружить начальные признаки срыва компенсаторных механизмов — снижение резервов системы, неадекватность инактивации, преобладание реакции симпатического отдела симпатико-адреналовой системы (Т. Д. Большакова). При изучении некоторых параметров кислородных режимов организма выявлено снижение показателей, характеризующих бронхиальную проходимость и резервы дыхания, усиление газообмена, особенно при физических нагрузках, т. е. возрастание кислородной стоимости физической нагрузки. Во время мышечной деятельности повышалось накопление недо-окисленных продуктов в крови, уменьшались показатели работоспособности, что свидетельствует о снижении функциональных возможностей организма, в первую очередь его кардиореспираторной системы. При воздействии цинеба и комплекса токсических веществ нарушались взаимоотношения между показателями гемодинамики — периферическим сопротивлением прекапилляров и минутным объемом крови. Изменения внутрипеченочной гемодинамики, по данным реографии печени, мы выявили у 45—60% обследованных; по-видимому, они связаны с нарушением нервно-регуляторных и гормональных механизмов регуляции. У части из них (27%) изменения на реограммах сочетались со сдвигами результатов биохимических печеночных тестов, что мы расцениваем как доклиническую стадию патологии гепа-тобилиарной системы токсического генеза.
При изучении активности некоторых окислительно-восстановительных ферментов установлена зависимость ее от длительности воздействия: при небольшой его продолжительности увеличивалась активность аэробных изоэнзимов ЛДГ и повышалась каталазная активность крови, что можно рассматривать в аспекте биохимической адаптации как фазу компенсаторной стимуляции ферментативной активности. При сроке воздействия более 6—10 лет снижалась активность каталазы крови, возрастала активность анаэробных фракций ЛДГ, что, по-видимому, связано с нарушением окислительного метаболизма в клетке и компенсаторным усилением анаэробного гликолиза.
В плане иммунологического обследования анализировали противоэрит-роцитарные аутоагглютинины (по Ж. Доссе) и уровень иммунокомпетентных клеток крови (по Н. Н. Клемпарской). Установлено достоверное усиление антителогенеза у жителей зоны с повышенной интенсивностью применения пестицидов: содержание иммунокомпетентных клеток в крови этих лиц составило 8,5±0,8%, а у жителей зоны с низкой интенсивностью — 6,5±0,6%.
Таким образом, при обследовании практически здоровых лиц, подвергающихся воздействию биологически активных веществ, таких, как пестициды, выявлен ряд функциональных изменений. Часть из них нам представляется возможным отнести к адаптивным реакциям организма (усиление активности окислительно-восстановительных ферментов, реакция симпатико-адреналовой системы при отсутствии указанных признаков истощения ее компенсаторных возможностей, усиление напряженности антителогенеза). Предпатологическим сдвигам присущи изменения регуляторных механизмов (нервной системы, нейрогуморальной регуляции), заключающиеся в нарушении сосудистого тонуса, ферментативных процессов, электролит-
ного обмена, к ним же могут быть отнесены описанные изменения кислородных режимов организма. В условиях нарушения регуляторных механизмов снижаются адаптационные возможности и воздействие раздражителей, не являющихся по своему характеру чрезвычайными, что может стать причиной «полома» защитных механизмов, т. е. возникновения патологии.
Выявлению специфической стадии предпатологии способствует применение нагрузочных проб, адекватных для той или иной «подозреваемой» системы или органа. Нагрузочные пробы выявляют также дискоордина-ционные взаимоотношения в исследуемых функционально-взаимосвязанных системах, что отчетливо выражено при исследовании кислородных режимов организма. Наличие функциональных изменений на органном уровне свидетельствует о доклинической (временно компенсированной) патологии (нарушения внутрипеченочной гемодинамики в сочетании с изменениями ферментативных печеночных тестов указывает на наличие доклинической патологии гепатобилиарной системы). Естественно, только динамическое наблюдение будет способствовать уточнению значимости и характера выявленных нарушений, выяснению возможной роли некоторых из них в формировании патологического процесса. Однонаправленность функциональных изменений при воздействии различных по своей химической структуре соединений позволяет рассматривать их как неспецифические.
Таким образом, мы считаем целесообразным для выявления состояний предпатологии при воздействии химических факторов внешней среды изучение состояния регуляторных механизмов (нейрогенных, эндокринных), сосудистого тонуса и сосудистой реактивности, кислородного режима организма, иммунологической реактивности, метаболических процессов в клетках крови (с использованием цитохимических и биохимических методов).
Дальнейшее разностороннее обсуждение рассматриваемой проблемы, успешно начатое в журнале «Гигиена и санитария», освещение различных ее аспектов с позиций современных теоретических представлений и конкретных гигиенических и клинических наблюдений несомненно окажутся весьма полезными и перспективными.
ЛИТЕРАТУРА. Анохин П. К. — Вестн. АМН СССР, 1962, № 4, с. 16— 26.— Большакова Т. Д. Некоторые показатели обмена катехоламинов при физиологических и патологических состояниях у людей. Автореф. дис. докт. М., 1973. — Давыдовский И. В. Проблема причинности в медицине. М., 1962. — Савицкий Н. Н. Биофизические основы кровообращения и клинические методы изучения гемодинамики. Л., 1974. — Саноцкий И. В., Уланова И. П. Критерии вредности в гигиене и токсикологии при оценке опасности химических соединений. М., 1975. — Сидоренко Г. И., Прокопенко Ю. И. — Вестн. АМН СССР, 1976, Л1» 4, с. 13—22. — Т р а х те н б е р г И. М., Шефтель В. О., Сова Р. Е. и др. — Гиг. и сан., 1976, № 7, с. 91—95. — Трахтенберг И. М., Тычинин В. А. — Там же, 1977, № 1, с. 69—72.
Поступила 4/У 1977 г.
УДК 612.014.46.017.2(049.3)
Г. П. Бабанов, Г. В. Курыгин, Ю. А. Буров, А. Г. Бабанов
К ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА К ХИМИЧЕСКИМ ФАКТОРАМ СРЕДЫ 1
Ярославский медицинский институт
Вопрос о путях приспособления организма к химическим факторам среды привлекает все большее внимание гигиенистов, в связи с чем работа И. М. Трахтенберга и В. А. Тычинина представляется достаточно важной.
1 По поводу статьи И. М. Трахтенберга и В. А. Тычинина «К общебиологическим представлениям об адаптации, компенсации и привыкании в современной профилактической токсикологии». Гиг. и сан., 1977, № I, с. 69—72.