Научная статья на тему 'К вопросу о процессном подходе к изучению экономической теории'

К вопросу о процессном подходе к изучению экономической теории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сущенко М.И., Головина И.В., Абрамов Я.Б.

Авторы обосновывают необходимость изучения Экономической теории студентами СКФ МТУСИ и применения процессного подхода к изучению данной дисциплины с целью обеспечения требуемого уровня качества и удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сущенко М.И., Головина И.В., Абрамов Я.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о процессном подходе к изучению экономической теории»

His

В E S E A R >: II

ЭКОНОМИКА В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯХ

К вопросу о процессном подходе к изучению экономической теории

Авторы обосновывают необходимость изучения Экономической теории студентами СКФ МТУСИ и применения процессного подхода к изучению данной дисциплины с целью обеспечения требуемого уровня качества и удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

Ключевые слова: экономическая теория, процессный подход, компетентностный подход.

Сущенко М.И., Головина И.В., Абрамов Я.Б.,

Северо-Кавказский филиал Московского технического университета связи и информатики

Качество подготовки студентов является одним из важнейших показателей деятельности вуза и требует построения в образовательном учреждении строгой системы мер и взаимодействий в рамках принятой или принятых моделей систем менеджмента качества.

Опыт внедрения системы менеджмента качества в Северо-Кавказском филиале Московского технического университета связи и информатики (СКФ МТУСИ) показывает, что создание системы качества, базирующейся на гармоничном применении принципов Типовой модели, разработанной в рамках проекта "Научно-методическое обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования" рядом вузов страны под руководством Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ" и стандартов семейства ИСО 9000 является действенным инструментом обеспечения высокого качества подготовки студентов.

Проецируя принципы менеджмента качества на образовательный процесс, будем утверждать, что эффективность системы качества образовательного учреждения зависят от того на сколько декомпозированы, тщательно прописаны, обеспечены документами, согласованы и, главное, результативны процессы вуза и, в первую очередь процессы проектирования, разработки и реализации основных образовательных программ.

Как известно, ФГОС 3-го поколения ориентируют высшую школу на формирование компетенций будущего специалиста, необходимых для решения профессиональных задач в различных видах деятельности. Центр тяжести тем самым переносится на умение применять

полученные знания, что повышает значимость и удельный вес прикладных, отраслевых дисциплин.

Известно, что экономическая теория является фундаментальной наукой, формирующей представление об экономическом устройстве общества, закономерностях экономического поведения и т.п. Как и любая подлинно научная теория, она не только дает объяснение фактам экономической жизни, но и содержит в себе возможность прогноза развития событий. Поэтому целью изучения экономической теории является не только и не столько вооружение студентов суммой знаний по экономике, сколько формирование экономического образа мышления, важнейшей профессиональной компетенции бакалавра по направлению подготовки "менеджмент". Представляется, что важнейшими характеристиками экономического образа мысли являются:

— ориентация на достижение высокого конечного результата социально значимой хозяйственной деятельности;

— умение просчитывать возможные последствия принимаемых хозяйственных решений;

— способность принимать нетривиальные, возможно, новаторские решения в сложных экономических ситуациях;

— умение выбирать из множества альтернатив наиболее эффективный вариант экономического поведения;

— преодоление сложившихся в переходную эпоху стереотипов хозяйствования, ориентированных на использование теневых форм, отрицающих социальную ответственность.

Наличие курса экономической теории не предусмотрено базовой частью ФГОС ВПО по направлению 080200 "Менеджмент" [4],

Process approach to study of the economic theory

Suscshenko M.I., Golovina I.V., Abramov Ya.B.,

North-Caucasian branch of the Moscow technical university relationship and informatics

Abstract

Authors prove necessity of studying of the Economic theory by students of NCB MTUCI and applications of the process approach to studying of the given discipline for the purpose of maintenance of a demanded degree of quality and satisfaction of all interested parties.

Keywords: economic theory, process approach, competence approach.

Наукоёмкие технологии в космических исследованиях Земли № 3-2012

ECONOMY IN TELECOMMUNICATIONS

однако длительный опыт преподавания экономических наук для специальности 080502.65, изучение требований и ожиданий потребителей в лице потенциальных работодателей, а также самих студентов, получающих образование в вузе, свидетельствуют о необходимости его включения в вариативную часть учебного плана. При этом, формируя содержание курса, необходимо учитывать, что работодатели предъявляют требования не к уровню владения выпускниками системой экономических категорий, а к качеству их профессиональной подготовки, к способности применять полученные специальные знания в своей профессиональной деятельности. Поэтому о значимости общетеоретической подготовки можно судить лишь косвенно, на основе оценок общей культуры и эрудиции выпускников, уровня их гуманитарной подготовки, способности к партнерскому взаимодействию, навыкам управления персоналом и т.п. Анкетирование работодателей позволяет выявить степень их удовлетворенности перечисленными характеристиками выпускников, однако связь с экономическим образом мышления как профессиональной компетенцией выглядит неочевидной.

Следует заметить, что ожидания и требования самих выпускников, выступающих в качестве потребителей образовательных услуг, отличаются от требований ФГОС. Прагматично настроенные студенты стремятся к освоению достаточно узких областей знаний, необходимых для избранной специальности. Значимость теоретико-экономической подготовки обычно недооценивается.

Изучение экономической теории нацелено не только на внешних, но и на внутренних потребителей, к которым следует отнести преподавателей, читающих курсы прикладных, отраслевых экономических дисциплин. Практически все они оперируют понятиями, первое знакомство с которыми происходит при изучении курса экономической теории.

Другая группа внутренних потребителей -это преподаватели, осуществляющие руководство ВКР по направлению подготовки 210700 "Инфокоммуникационные технологии и системы связи". Неотъемлемым компонентом дипломного проектирования является технико-экономическое обоснование проекта. Чтобы рассчитать экономическую эффективность предлагаемого проектного решения, студент-диплом-

ник должен владеть не только основами экономики связи и технико-экономического анализа, но и более широкими экономическими знаниями, которыми может дать ему экономическая теория. Такие понятия, как издержки, доходы, прибыль, капитал, финансы, впервые раскрываются именно в курсе экономической теории. Далее, расчет эффективности инвестиционного проекта предполагает дисконтирование, т.е. приведение разновременных инвестиций и денежных поступлений к определенному периоду времени или, проще, приведение будущих доходов к моменту осуществления вложений. Дисконтирование основывается на принципиальном положении экономической теории об изменении во времени ценности благ, в том числе и денежных ресурсов.

Обычная практика такова, что руководство технико-экономическим обоснованием ВКР поручается кому-либо из преподавателей кафедры экономики и управления, читающих курсы прикпадных экономических дисциплин. Это не умаляет значимости экономической теории в подготовке бакалавров по направлению 210700, поскольку последняя обеспечивает определенный стартовый уровень экономической подготовки студентов. С другой стороны, становится очевидной необходимость обратной связи со стороны инженерных кафедр, учета их требований к определению перечня дисциплин по выбору, содержанию экономических дисциплин, ориентированных на выпуск полноценного специалиста, способного анализировать экономические и организационные проблемы и общественные процессы в организации связи как активного субъекта экономической деятельности.

Реализация целей изучения экономической теории требует подключения к образовательному процессу современных педагогических технологий, среди которых следует выделить проблемное обучение, ролевые и деловые игры, эвристическое обучение. Особое значение имеют технологии контекстного обучения, в которых дидактическими средствами моделируется будущая профессиональная деятельность студентов. В рамках контекстного обучения рекомендуется использование кейс-технологий, предполагающих создание проблемной ситуации на основе фактов реальной жизни или профессиональной деятельности. При этом допускается альтернативность подходов и путей по-

ш

В Е S Е A R С II

иска решения проблемы. Технологии активного обучения способствуют не только формированию познавательной мотивации студента, но и готовят его к профессиональной деятельности.

Наибольшую трудность представляет оценка результативности изучения экономической теории, поскольку главная цель заключается в формировании способности мыслить экономически, и применять это умение в решении профессиональных задач, видеть возможность "экономического измерения" любой профессиональной или житейской проблемы. Поэтому недостаточно подсчитать средний балл из оценок, полученных на экзамене или при тестировании остаточных знаний. Необходимо анкетирование студентов для выявления их удовлетворенности изучением экономической теории, разработка анкеты для работодателей, учитывающей их оценку такой профессиональной компетенции выпускника, как экономический образ мышления.

Обратившись к ГОСТ Р ИСО 9001-2008, рассмотрим процесс изучения дисциплины Экономическая теория как деятельность, использующую ресурсы и управляемую в целях преобразования входов в выходы. На Рис. 1 показано условное изображение процесса изучения дисциплины в нотации ЮЕР0.

При этом изучение дисциплины рассматривается как составная часть более крупного процесса "Реализация основной образовательной программы" по специальности или направлению в совокупности требований к поставщику, с ресурсами, управляющими воздействиями и с учетом требований потребителей. Одним из документов, предваряющих разработку процесса освоения дисциплины, должна являться структурно-логическая схема освоения ООП с выверенными связями между дисциплинами.

Рассмотрим факторы, влияющие на результативность процесса изучения дисциплины.

Как известно стрелки, обращенные к верхней грани прямоугольника, обозначающего процесс, отражают управляющие воздействия. В нашем случае это федеральные и локальные нормативные акты, методические документы и, конечно, учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД).

Известно, что процедуры оценки уровня знаний студентов должны быть составлены в соответствии с планируемыми результатами обучения и должны отвечать целям программы.

High technologies in Earth space research № 3-2012

ш

и IV К Е А Я I: II

Рис. 1. Изучение дисциплины как самостоятельный процесс

Таким образом, первое, что должно быть понято - это то, что в образовательном учреждении должны быть четко сформулированы и осознаны требования потребителей и всех заинтересованных сторон к уровню подготовки студентов.

И если требования государства заложены в ФГОС, то требования работодателей и других потребителей, которые должны реализовы-ваться дисциплинами вариативной части учебного плана, должны быть сформулированы на основе изучения соответствующих мнений, их анализа, обобщения и проецирования на перечень и содержание дисциплин вариативной части.

Процедуры обеспечения указанных выше требований должны быть прописаны, понятны и прослеживаемы. Они должны подтверждаться материалами, выложенными в ЛВС ОУ, на сайте ОУ, быть известны всем категориям заинтересованных лиц. Очень хорошим показателем учета мнения потребителей является практика рецензирования УМКД в целом, или их отдельных частей, особенно в части содержания дисциплины и распределения часов между отдельными разделами и темами.

На этом этапе анализа управляющих воздействий целесообразно рассмотреть использование новых образовательных технологий, их описание в УМКД.

Следующим вопросом, на который следует обратить внимание, являются взаимоотношения с поставщиками. Следует отметить, что поставщики могут быть как внешними (школы, колледжи и т.д.), так и внутренними (кафедры и преподаватели образовательного учреждения). В любом случае изучение дисциплины должен предварять диагностический контроль, который позволяет установить насколько выполнены требования потребителей, сформулировать претензии к поставщику и скорректировать, насколько это возможно, образовательный процесс по рассматриваемой дисциплине.

Проведение диагностического тестирования является подтверждением понимания функционирования процессного подхода в рамках созданной системы качества. При этом как всегда большое значение имеет наличие и качество документов, описывающих как саму эту процедуру, так и процедуру коррекции знаний в случае их не полного соответствия требованиям.

Стрелки, обращенные к нижней грани прямоугольника на Рис.1 - это ресурсы образовательного процесса. Требования к ним, в частности требования к профессорско-преподавательскому составу (ППС), материальной базе и т.п. прописаны в аккредитационных показателях. Однако на некоторые моменты хочется обратить внимание особо.

ЭКОНОМИКА В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯХ

1) Интеграция учебного процесса и науки возможна только в том случае, когда дисциплины в вузе изучаются под руководством преподавателей, чьи научные интересы совпадают, пусть даже косвенно, с преподаваемой дисциплиной. Это должно подтверждаться опубликованными статьями, тезисами докладов, отчетами по НИР и т.д.

2) Не ущемляя права преподавателя на творчество в рамках педагогического процесса считаем, что в УМКД должны быть строго прописаны минимальные требования к материально-техническому обеспечению дисциплины. В частности, должен быть составлен перечень и определено количество образцов специальной техники, а также должно быть определено количество компьютерных аудиторных часов в расчете на одну группу.

3) Качество подготовки студентов в настоящее время все больше зависит не от наличия библиотечного фонда на бумажных носителях в том или ином образовательном учреждении, а от наличия электронных версий изданий, доступа к ведущим библиотекам и умения найти требуемые источники в сети Интернет. Желательно, чтобы список основной и дополнительной литературы УМКД трансформировался в список информационных источников и содержал перечень как русско-, так и англоязычных сайтов по рассматриваемому предмету.

Таким образом, изучение Экономической теории представляется необходимым компонентом процесса формирования профессиональных компетенций выпускника СКФ МТУСИ, а применение процессного подхода к изучению данной дисциплины - необходимым условием обеспечения требуемого уровня качества и удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

Литература

1. Стандарты и Директивы для Агентств Гарантии Качества в Высшем Образовании на Территории Европы (ЕЫОА).

2. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования.

4. ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 "Менеджмент".

5. ФГОС ВПО по направлению подготовки 210700 "Инфокоммуникационные технологии и системы связи".

Наукоёмкие технологии в космических исследованиях Земли № 3-2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.