Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке и оценке компетенций выпускников высшей школы с использованием модулей «Вектор развития направления» и «Квалификационные требования работодателей»'

К вопросу о подготовке и оценке компетенций выпускников высшей школы с использованием модулей «Вектор развития направления» и «Квалификационные требования работодателей» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ДВУХСТУПЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ВЕКТОР РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН / КОМПЕТЕНЦИИ / TRAINING PLANS / TWO-STAGE EDUCATIONAL PROCESS / CONTROL SYSTEM / EDUCATIONAL PROPULSION VECTOR / EMPLOYERS QUALIFICATION REQUIREMENTS / RELEVANT DISCIPLINES COURSE PLANS / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов А. Н., Кон Е. Л., Южаков А. А., Андриевская Н. В., Безукладников И. И.

В статье рассматриваются основные этапы системного подхода к организации учебного процесса высшей школы, и в частности: разработке рабочих программ профильных дисциплин (РППД, УМКД) с использованием выбранного модуля вектора развития направления (ВРН) и сформулированных квалификационных требованиях работодателей (КТР) по направлению и профилю подготовки. Предлагается рассматривать общую структуру организации учебного процесса в вузе с позиций классической теории управления, в частности, 4-х контурной (канальной) многосвязной системы управления. Анализируются назначение, основные принципы управления и функции, реализуемые в каждом контуре управления. Рассматриваются задачи оценки основных компонентов формируемых компетенцийзнание, умение, владение. Предлагаемый подход к организации и управлению учебным процессом рассматривается на примере подготовки специалистов направления 210700 «Инфокоммуникационные технологии и сети связи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилов А. Н., Кон Е. Л., Южаков А. А., Андриевская Н. В., Безукладников И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the main stages of a systematic approach to the educational process of higher education, and in particular, the problem of the relevant disciplines course plans development (RPPD, EMCD) using the selected module of the educational direction propulsion vector (BPH) and the consolidated list of employers requirements (CTE) for each educational direction and training profile. It is proposed to view and analyze the overall structure of the educational process at the university from the standpoint of classical control theory, in particular, as a four-contour (channel), multilinked control system. The purpose, basic principles and functions performed in each control loop are analysed. The problems of the generated competencies main components (knowledge, skill, knowledge) estimation are considered. The proposed approach to organization and management of the educational process is shown within the example of the training program for the educational direction 210700 «Infocommunication technologies and communication networks».

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке и оценке компетенций выпускников высшей школы с использованием модулей «Вектор развития направления» и «Квалификационные требования работодателей»»

2. Возможность написания на компьютере имен переменных в том виде, какое закрепилось за соответствующими величинами в той или иной научно-технической области задолго до появления компьютеров.

Это касается и использования в компьютерных формулах общепринятого написания математических операторов и функций.

3. Освобождение многих формул от коэффициентов, учитывающих разные системы измерения и единицы измерений тех или иных величин, участвующих в расчетах и др.

Выводы

В настоящее время открылись новые возможности публикации научно-технических справочников с учетом последних достижений IT. При этом необходимо не просто делать электронные копии страниц справочников, но «оживлять» все формулы и снабжать посетителей таких сайтов удобным севисом. Некоторые нюансы этого «оживления» описаны в данной статье.

Литература:

1. Очков В.Ф., Яньков С.Г. Эволюция техники инженерных расчетов // Труды Международной научно методической конференции "Информатизация инженерного образования", 10 -11 апреля 2012 г., М.: Издательский дом МЭИ, С. 222-223 - http://inforino2012.mpei.ru/App_Text/proc.pdf.

2. Очков В. Ф. Облачный» сервис по свойствам рабочих тел и материалов атомной энергетики // Автоматизация и IT в энергетике, № 3, 2012, С. 4-8 - http://twt.mpei.ac.ru/TTHB/npp/CC.pdf.

3. Александров А.А, Орлов К.А., Очков В.Ф. Теплофизические свойства рабочих веществ теплоэнергетики: Интернет-справочник. - М.: Издательский дом МЭИ, 2009. - 224 [8] с.: ил. -

http://twt.mpei.ac.ru/rbtpp/index.html.

4. Кондакова Г.Ю., Копылов А. С., Орлов К.А., Очков А.В., Очков В.Ф., Чудова Ю.В. Справочное издание "Интернет-версия справочника Теплоэнергетика и теплотехника. Инструментальные средства создания и развития". Издательский дом МЭИ, 2007. 160 с. - http://twt.mpei.ac.ru/TTHB.

5. Очков В.Ф. Mathcad 14 для студентов и инженеров: русская версия. БХВ-Петербург 2009 -http://twt.mpei.ac.ru/ochkov/Mathcad_14/RusIndex.html.

6. Очков В.Ф. Физические и экономические величины в Mathcad и Maple. М.: Финансы и статистика, 2002 - http://twt.mpei.ac.ru/ochkov/Units/Forword_book.htm

7. Очков В.Ф. Формулы в научных публикациях: проблемы и решения // Тезисы доклада IV Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование» Москва, факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова, 1416 декабря 2009 г. - http://twt.mpei.ac.ru/ochkov/formula.

УДК 378.147

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ И ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЕЙ «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЯ»

И «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ»

А.Н. Данилов, к. т. н., проф., начальник учебно-методического управления ПНИПУ,

Тел. (342) 2-39-18-16

Е.Л. Кон, к. т. н., проф., руководитель сектора «Инфокоммуникационные и распределенные информационно-управляющие системы»,

Тел. (342) 2-39-18-16, e-mail: kel@at.pstu.ru

А.А. Южаков, д. т. н., проф., зав. кафедрой «Автоматика и телемеханика»

Тел. (342) 2-39-18-16, e-mail: uz@at.pstu.ru

Н.В. Андриевская, к. т. н., доц. кафедры «Микропроцессорные средства автоматизации»,

Тел. (342) 2-39-18-21

И.И. Безукладников, старший преподаватель кафедры «Автоматика и телемеханика»

Тел. (342) 2-39-18-16

В.И. Фрейман, к. т. н., доцент кафедры «Автоматика и телемеханика»

Тел. (342) 2-39-18-16

Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)

http://pstu.ru Е.М. Кон, д. мед. н., проф.

Тел. (342) 2-39-33-17, e-mail: kel@at.pstu.ru

Пермская государственная медицинска я академия им. академика Е.А. Вагнера

http://www.psma.ru/

This article discusses the main stages of a systematic approach to the educational process of higher education, and in particular, the problem of the relevant disciplines course plans development (RPPD, EMCD) using the selected module of the educational direction propulsion vector (BPH) and the consolidated list of employers requirements (CTE) for each educational direction and training profile. It is proposed to view and analyze the overall structure of the educational process at the university from the standpoint of classical control theory, in particular, as a four-contour (channel), multilinked control system. The purpose, basic principles and functions performed in each control loop are analysed. The problems of the generated competencies main components (knowledge, skill, knowledge) estimation are considered. The proposed approach to organization and management of the educational process is shown within the example of the training program for the educational direction 210700 «Infocommunication technologies and communication networks».

В статье рассматриваются основные этапы системного подхода к организации учебного процесса высшей школы, и в частности: разработке рабочих программ профильных дисциплин (РППД, УМКД) с использованием выбранного модуля вектора развития направления (ВРН) и сформулированных квалификационных требованиях работодателей (КТР) по направлению и профилю подготовки. Предлагается рассматривать общую структуру организации учебного процесса в вузе с позиций классической теории управления, в частности, 4-х контурной (канальной) многосвязной системы управления. Анализируются назначение, основные принципы управления и функции, реализуемые в каждом контуре управления. Рассматриваются задачи оценки основных компонентов формируемых компетенций- знание, умение, владение. Предлагаемый подход к организации и управлению учебным процессом рассматривается на примере подготовки специалистов направления 210700 «Инфокоммуникационные технологии и сети связи».

Ключевые слова: учебный план, двухступенный учебный процесс, система управления, вектор развития направления, квалификационные требования работодателей, рабочие программы профильных дисциплин, компетенции..

Keywords: training plans, two-stage educational process, control system, educational propulsion vector, employers qualification requirements, relevant disciplines course plans, competencies.

1. Актуальность проблемы

Современный этап развития двухступенного (бакалавр-магистр) образовательного процесса Высшей школы, в соответствии с ФГОС, характеризуется новыми принципами формирования учебных планов и рабочих программ профильных дисциплин (РППД). В основе указанных новаций лежит большая самостоятельность и свобода выбора педагогом номенклатуры дисциплин, их позиционирование, тематики, содержания и структуры различных видов занятий в рамках вариативной части учебного плана и компетентностно-ориентированный подход к подготовке и оценке компетенций студентов и прочими новациями. Указанные факторы требуют пересмотра сложившихся представлений об организации и управлении учебным процессом,

поиском новых подходов к решению этой проблемы. В данной статье рассматривается одно из возможных решений этой сложной слабо формализуемой задачи, основанное на применение модулей «вектор развития направления» (ВРН) подготовки специалиста и сформулированных и структурированных квалификационных требованиях работодателей (КТР) по направлению и профилю подготовки.

Суть и новизна предлагаемого решения состоит в системном подходе и взаимосвязанности всех профильных дисциплин учебного плана и существенное влияние на их выбор и содержание выбранного вектора развития направления (ВРН), с одной стороны, и квалификационных требований работодателей (КТР) по направлению и профилю подготовки с другой. Указанный подход, позволяющий целенаправленно формировать и оценивать основные составляющие компетенций - знания, умения и владения (навыки) по каждой профильной дисциплине, противопоставляется сложившемуся традиционному автономному (изолированному) подходу к разработке РППД, при котором педагог разрабатывал и видел только свою дисциплину и во многих случаях не мог обосновать ни ее актуальность, ни ее содержание, ни ее взаимосвязь с другими профильными дисциплинами и требованиями рынка специалистов. [1, 2]

Правильно выбранный ВРН позволит аргументировано обосновать целесообразность выбора профильных дисциплин (в рамках вариативной части учебного плана), их содержание, отсутствие дублирования тематики в разделах других профильных дисциплин, наличие, а не декларация реальных компетенций и перейти от концепции «читаю (обучаю), что знаю» к концепции «знаю, что и зачем читаю», и в конечном итоге, способствовать успешному трудоустройству по специальности выпускников соответствующего направления.

2. Учебный процесс, как многоконтурная, многосвязная система управления

Для эффективной работы предлагаемая система организации учебного (образовательного) процесса (УП) должна отвечать основным свойствам любой системы управления сложным процессом, а именно устойчивости, управляемости, наблюдаемости.

Под устойчивостью учебного процесса понимаем свойство сохранять требуемое состояние, в которое переведен процесс, корректирующими (возмущающими, управляющими) воздействиями и характеризующееся новыми параметрами процесса, в частности, различными видами профильных занятий и их содержанием в рамках учебно-методического комплекса дисциплин (УМКД или РППД). При этом новое состояние должно сохраняться и после снятия возмущающих воздействий. Как следует из предложенной структуры организации УП (рис.1) возмущающими воздействиями являются изменения квалификационных требований работодателей (КТР), выбранного ВРН, стандартов отраслей, обусловленные изменением конъюнктуры рынка труда, развитием информационных технологий, нормативно-технической базы и другими факторами.

Следовательно, устойчивый УП позволит сформировать и сохранить новое состояние с требуемыми параметрами для последующих выпусков квалифицированных специалистов.

Можно считать, что учебный процесс, формирующий необходимые компетенции (знания, умения и владения) студентов и выпускников на промежуточных и итоговых рубежах, является в известной мере структурно устойчивым, с точки зрения методологической базы в виде УМКД, отвечающих современным требованиям ФГОС Министерства образования. В тоже время следует отметить, что с позиций непрерывных изменений КТР, ВРН, перехода на 2-х ступенчатое образование, введение вариативной части учебного плана и прочих факторов, УП требует перманентной коррекции.

Поэтому не менее важными и значимыми являются такие свойства системы, как управляемость и наблюдаемость, которые являются обязательными для синтеза и анализа многомерных систем с требуемым качеством. Анализируемый УП, с традиционной точки зрения, может рассматриваться как многомерная система, в которой задающие (управляющие) воздействия,

сформированы в виде ВРН, КТР, а выходные переменные в виде сформированных компетенций.

Под управляемостью системы понимается возможность перевода системы из любого состояния в требуемое за конечный интервал времени путем задания (изменения) входного воздействия. Конечность интервала времени обеспечивается временем обучения. Выбранный вектор развития направления, отвечающий современным требованиям и тенденциям развития отрасли, наряду с КТР, формируют актуальный набор как обязательных, так и вариативных дисциплин и являются основой управляемости образовательным процессом. Управляемый УП позволяет отработать актуальные изменения возмущающих воздействий, переведя процесс в требуемое состояние, изменив содержание РППД (УМКД), т.е. параметры (внутренние переменные) УП, обеспечивающие необходимые компетенции студентов.

Наблюдаемость системы, являющаяся дуальным понятием управляемости, означает, что все переменные состояния должны быть непосредственно или косвенно оценены по выходному вектору. Если изменение какой-либо переменной не влияет на выходной вектор, то имеет место неполная наблюдаемость системы либо избыточность переменной. Очевидно, что переменные состояния образовательного процесса влияют на степень освоения знаний, или формирование отдельных компонент компетенций. Измерителями текущего состояния системы являются контрольные измерительные мероприятия (КИМ), как текущие, так и рубежные. Разработка валидного контрольно-измерительного аппарата, включающего в себя различные формы, такие как тесты, курсовые работы, индивидуальные занятия, - является одним из важнейших моментов образовательного процесса, обеспечивающего полную наблюдаемость системы.

Таким образом, предложенная система организации и управления учебным процессом обладает необходимыми свойствами функционирования, а именно устойчивостью, управляемостью и наблюдаемостью.

Для эффективного функционирования данная система должна обладать определенными показателями качества, которые должны обеспечивать корректирующие мероприятия, являющимися по своей сути регуляторами. Поскольку образовательный процесс представляет многоконтурную, многосвязную систему управления (ММСУ), включающую организационную, методическую, техническую, нормативную базы, то разработка корректирующих мероприятий является важной и сложной задачей, связанной в первую очередь с формированием вариативной части учебно-методического комплекса профильных дисциплин (УМКД или РППД) на основе ВРН и КТР. Данная задача решается в настоящей статье на примере подготовки бакалавров и магистров направления 210700 «Инфокоммуникационные технологии и сети связи», обладающих необходимыми компетенциями, востребованных современным рынком труда специалистов указанного профиля. При этом следует подчеркнуть, что обсуждаемые принципы организации 4-х канального управления учебным процессом, а также полученные результаты и рекомендации могут использоваться при подготовке специалистов других направлений и профилей.

В работе [1] была предложена общая структурная схема организации учебного процесса, использующая предлагаемые модули ВРН и КТР. В разработанной структурной схеме организации и управления учебным процессом (рис. 1) выделены локальные и глобальный контуры управления. Локальные контура 1 и 2 обеспечивают контроль и управление компетенциями студента в процессе обучения, определяемыми профильной дисциплиной в процессе ее освоения (контур 1) и по завершении курса (контур 2). В контурах 2 и 3 происходит сопоставление (сравнение) компетенций субъекта (в качестве субъекта выступают: в процессе обучения в бакалавриате и магистратуре- студент, либо выпускники - бакалавр или магистр) соответствующим КТР по тематике профильной дисциплины или суммы компетенций выпускника соответствующего направления. Глобальным контуром управления учебным процессом (УП), способствующим разработке эффективных учебных программ, является 4-ый контур, определяющий влияние на УП «вектора развития направления подготовки» (ВРН), который, в свою очередь, зависит от изменения образовательных стандартов и квалификационных требований работодателей. Данный контур управления УП учитывает требования, стандарты и рекомендации ГОС третьего и последующих поколений 2-х ступенчатого высшего образования Министерства образования РФ и опосредованно через другие контуры рекомендации ITU-T (МСЭ), других министерств и ведомств РФ и институтов стандартизации (отечественных и зарубежных).

Вектор развития направления ВРН

Текущая

[\| ныи процес ^ успеваемость ^ контроль

Корректирующие мероприятия Корректирующие мероприятия <

Корректирующие

мероприятия

Рис. 1. Общая структура организации и управления учебным процессом

3. Вектор развития направления подготовки (ВРН): требования, характеристика

Вектор развития направления подготовки должен учитывать современное состояние, тенденции, динамику развития соответствующей отрасли и тем самым определять обоснованный и актуальный выбор вариативной части учебного плана, в частности: перечень дисциплин

и, в первую очередь, профильных, содержание и тематику всех видов занятий дисциплины (лекций, лабораторных работ, практических занятий, курсовых проектов, выпускных квалификационных работ (ВКР), тематику самостоятельной работы, подбор методического материала и др.), направление развития соответствующего сектора кафедры, его лабораторно-методическую базу и инфраструктуру. Поэтому корректный выбор ВРН является ответственным шагом при построении учебного процесса, отвечающего требованиям ФГОС, современным ключевым

требованиям работодателей и залогом успешности в профессии выпускников Вуза.

С учетом изложенного, мы выбрали для направления 210700 «Инфокоммуникационные технологии и сети связи» в качестве ВРН общую архитектуру и концепцию эволюционного развития сетей следующего (нового) поколения (NGN - Next Generation Networks), утвержденную в качестве Концепции развития ВСС РФ Министерством РФ по связи и информатизации [3] и описанные в рекомендациях ITU-T (МСЭ) Y100, Y1001, Y1291 (05/2004) и др.

Общая архитектура мультисервисной конвергентной инфоком-муникационной сети, построенная в соответствии с концепцией NGN, приведена на рис. 2.

В концепции NGN заложена идея конвергенции (постепенного сближения, обеспечивающего возможность совместного функционирования) существующих и новых сетей, технологий и сервисов, поддерживаемых единой инфраструктурой для передачи любых видов информации (речи, данных, видео) [4, 5].

С нашей точки зрения предложенный вектор развития подготовки бакалавров и магистров направления 210700 «Инфокоммуникационные технологии и сети связи» удовлетворяет всем требованиям, сформулированным выше.

На рис. 3 приведена обобщенная структура произвольной инфокоммуникационной системы (ИКС). Предложенная обобщенная структура ИКС позволяет выделить структурные компоненты любой ИКС и связанные с ними проблемы на всех этапах жизненного цикла ИКС, т.е. определить объекты и предметы изучения профильной дисциплины.

Рис. 2. Общая архитектура конвергентной мультисервисной сети следующего (нового) поколения

NGN

Э1. Планирование

Э2. Разработка

Э3. Проектирование и верификация

Э4. Изготовление ^ (^Э5. Запуск в эксплуатацию^) Q Э6. Эксплуатация и сопровождение

I

Э. Этапы жизненного цикла 1

Мт. Метрология

Ст. Стандартизация

Ин. Инструментальная база

Системы сопровождения

У. Пользовательские сервисы

С. Поддерживающие Сервисы

Д. Сеть доступа

Т. Транспортная платформа

Д. Сеть доступа

Терминалы

Рис. 3. Обобщенная структура инфокоммуникационной системы

Поэтому, совместный анализ ВРН (структуры, приведены на рис. 2 и рис. 3) и КТР позволит сформировать необходимые дидактические единицы и разработать актуальные модули, разделы и тематику всех видов занятий, предусмотренных учебными планами РППД в соответствие с ФГОС.

4. Основные этапы и рекомендации по разработке содержания РППД (модули и разделы лекций, практические и лабораторные занятия и пр.)

Введем ряд терминов и определений, используемых в излагаемом ниже подходе.

Дидактическая единица - множество изучаемых структурных единиц ИКС, их компонентов и проблем, связанных с функционированием и сопровождением структурных единиц на

всех этапах жизненного цикла системы.

Структурными единицами являются ИКС и ее компоненты (аппаратно-программные и информационные), представленные с помощью ВРН, обобщенной и развернутой структурами.

Проблемы функционирования структурных единиц (ИКС и компонентов) - связаны с задачами обеспечения заданных характеристик: эффективности, экономичности, производительности, надежности, отказоустойчивости, безопасности на соответствующих этапах жизненного цикла системы.

Проблемы сопровождения структурных единиц (ИКС и компонентов)- связаны с задачами метрологии, стандартизации, анализа и выбора инструментальной среды на всех этапах жизненного цикла системы.

Рекомендуется подходить к разработке рабочих программ профильных дисциплин со следующих позиций:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- при разработке РППД объектами изучения (исследования) являются структурные единицы ИКС и их компоненты;

- в случае, если изучаемый объект достаточно сложный, допускается его декомпозиция на более простые структурные единицы.

- Предметом изучения структурных единиц являются проблемы их функционирования и сопровождения.

Общие рекомендации. Рекомендуем следующие этапы разработки РППД.

4.1. Выбор вектора развития направления (ВРН)

Приступая к разработке РППД необходимо выбрать либо сформировать вектор развития направления (ВРН) подготовки специалиста и структурированный вариант квалификационных требований продвинутых работодателей (КТР), сформулировать объекты и предметы изучения, используя ВРН (см. рис. 2 и рис. 3) и КТР. При этом квалификационные требования работодателей (КТР), в частности, могут быть использованы для обоснования предпочтения (приоритета) при выборе объекта и предмета изучения в случае неоднозначности (многовариантности) возможного выбора.

Отметим, что в процессе эволюционного развития ИКТ и конъюнктурных требований рынка ИКС, изменениям могут подвергаться и сам вектор развития направления, и квалификационные требования работодателей. Поэтому в случае появления новых технологий, сервисов, квалификационных требований работодателей, корректируются соответствующие разделы РППД (см. рис. 1).

Кроме того, формируя разделы и тематику РППД для всех видов занятий, необходимо учитывать основные направления работы бакалавров и магистров, а именно:

- бакалавр должен уметь решать, в первую очередь, задачи, связанные, в основном, с производственными этапами жизненного цикла ИКС, а именно: изготовлением, эксплуатацией, сопровождением и сервисным обслуживанием ИКС (традиционных и перспективных) и их компонентов;

- магистр должен уметь решать задачи, связанные со всеми этапами жизненного цикла ИКС, т.е. помимо указанных выше, также: планированием, разработкой, проектированием (включая верификацию) и усовершенствованием (upgrade).

4.2. Структурированное представление квалификационных требований работодателей (КТР).

С нашей точки зрения анализ КТР, помещенных на сайт кафедры, помимо решения задачи разработки РППД, стимулирует студентов к более глубокому и целенаправленному изучению и выбору профильных дисциплин направлений и привлекает внимание будущих абитуриентов. Поэтому мы придаем большое значение публикации доступных нам КТР как предприятий эксплуатирующих ИКС, в частности операторов связи, так и предприятий, проектирующих и производящих аппаратуру связи. Заметим следующее, если работодатель формулирует квалификационные требования в произвольном виде, они должны быть структурированы по правилам сайта кафедры (сектора), т.е. детализированы, дополнены и согласованы с существующим ВРН и соответствовать следующим требованиям:

- единая форма представления КТР для всех заинтересованных предприятий, работающих в области инфокоммуникаций;

- форма представления КТР должна содержать основные разделы с информацией об

используемых и планируемых к внедрению технологиях в эксплуатируемых или разрабатываемых ИКС и их компонентах, полном перечне инженерных вакансий, для каждой из которых следует указать обязанности и требования к соискателю. Считаем желательным также

указывать в требованиях к соискателю каждой инженерной вакансии перечень профильных дисциплин, в которых изучались вопросы, интересующие работодателя (например, с использованием ссылок).

Ниже приведен структурированный фрагмент КТР одного из операторов связи:

Перечень Беспроводной Проводной Аналоговое Цифровое услуг Интернет Интернет КТВ КТВ(ТРТУ)

Ключевые Ethernet

технологии WiFi(8°2.11g) (РРР°Е),

PPTP VPN

Используемые технологии:

PAL B/G

MPEG-2,

MPEG-4

VoIP

SIPv2,

RTP

POTS ever VoIP (фикисрованная связь через VoIP)

SIPv2, RTP

Мобильная сеть: Wi-Fi(802.11g)

Транспортная сеть: SDH(STM4->STM16) MPLS DWDM

Сети абонентского доступа: Fast Ethernet FTTx(FTTB)->Gigabit Ethernet

Магистральный провайдер: Транстелеком (ТТК)

Желтый цвет - планируются к развертыванию Зеленый цвет - развернуты и используются Синий цвет - в процессе развертывания Коричневый цвет - используются, планируются к замене

Примеры вакансий:

Инженер активного оборудования

- обеспечение бесперебойного функционирования активного сетевого оборудования центрального и магистральных узлов сети и вверенного комплекса ПК и оргтехники;

- настройка и управление сетью провайдера интернет на базе оборудования Cisco, D-Link (коммутаторы, маршрутизаторы);

- мониторинг и устранение аварийных ситуаций с активным оборудованием сети;

Обязанности: - профилактика и модернизация оборудования сети;

- участие в приемке и освоении вновь вводимого в эксплуатацию оборудования, выполнение работ по его конфигурированию и инсталляции;

- рассмотрение жалоб и претензий сотрудников общества на работу оборудования и принимает меры по восстановлению работоспособности оборудования и устранению причин неисправностей.

Требования - образование - высшее;

к соискателю:

Связанные дисциплины (бакалавриат):

Связанные дисциплины (магистратура):

- опыт установки, настройки, управления большими сетями на базе оборудования Cisco, D-Link

- опыт устранения неполадок в сложных сетях;

- отличное знание стека протоколов TCP/IP;

- понимание семиуровневой модели ISO/OSI;

- отличное знание сетевых протоколов прикладного уровня (DNS, SMTP, HTTP, прочие).

- Цифровые системы передачи;

- Прикладные сервисы;

- Мобильная связь.

- Методология планированиея и проектироания ИКС;

- Управление качеством услуг ИКС;

- Технологии сервисов сетей NGN.

Обязанности:

Инженер по сетевому оборудованию

- обеспечение надежной работы сетевого оборудования;

- ведение актуальной документации сети, системы мониторинг;

- унификация используемых технических решений;

- постановка задач и контроль исполнения распоряжений

- высшее техническое образование (желательно в области телекоммуникаций);

- отличное знание сетевых протоколов и современных техноло-

Требования к соиска- гий передачи информации по мультисервисным сетям;

телю: - знание протоколов динамической маршрутизации;

- опыт работы с коммутационным и маршрутизирующим оборудованием различных производителей;

- знание английского языка.

Инженер эксплуатации коммутационной подсистемы

- эксплуатация оборудования SSS в целях обеспечения непрерывности оказания услуг связи;

- планирование расширения емкости и функциональных возможностей подсистемы

Обязанности: коммутации голоса;

- планирование параметров SSS;

- оптимизация параметров SSS на основе анализа статистических данных;

- краткосрочное и долгосрочное планирование развития интерфейсов и ресурсов коммутационной подсистемы.

- образование: высшее техническое в отрасли связи;

- ПК: уверенный пользователь;

- знание структуры мобильной сети GSM, UMTS;

Требования к соиска- - знание протоколов и интерфейсов мобильной сети GSM, UMTS;

телю: - знание протоколов сигнализации OKC-7: ISUP, MAP, CAP, INAP;

- знание SSS производства компании Ericsson, Siemens, Huawei является преимуществом.

4.3. Позиционирование профильной дисциплины в учебном плане. Решить вопросы, связанные с позиционированием профильной дисциплины (ПД) в учебном плане, в частности, проанализировать объем знаний, даваемых предшествующими дисциплинами, необходимых для усвоения материала разрабатываемой ПД и круг задач, которые делегируются последующим дисциплинам, т.о. разработчик РППД обязан знакомиться и анализировать содержание программ других профильных дисциплин, выделяя информацию, необходимую для разрабатываемой профильной дисциплины (суть системного подхода).

Ниже, в качестве примера, приведен фрагмент учебного плана бакалавриата направления 210700 «Инфокоммуникационные технологии и сети связи» с корректным позиционированием профильных дисциплин и учтенными изложенными выше рекомендациями.

4.4. Выделение основных проблем и задач профильных дисциплин.

Желательно в ПД выделять, прежде всего, проблемы и задачи, решаемые в ИКС, и только потом, конкретные разных дисциплин с целью устранения дублирования и избыточности.

Кроме того, это научит студента анализировать и сравнивать разные алгоритмы, решающие одинаковую задачу, а также понимать, что при изменении технологий и переходе от традиционных сетей к NGN меняются протоколы и алгоритмы, а ключевые проблемы и задачи, как правило, сохраняются.

4.5. Выделение проблем сопровождения профильных дисциплин.

Наряду с общими положениями и подходами, изучаемыми в курсах «Метрология», «САПР», «Стандарты ИКС», аналогичные разделы, соответствующие указанным дисциплинам, должны присутствовать в программах профильных дисциплин, изучаемых как в бакалавриате, так и в магистратуре.

4.6. Введение многоступенных идентификаторов разделов профильных дисциплин.

Для обоснования необходимости, актуальности и отсутствиия дублирования разделов профильных дисциплин, все разделы РППД могут быть помечены многоступенными идентификаторами, ступени которых фиксируют выбранные для изучения структурные и проблемные единицы.

Ниже приведены одноступенные идентификаторы структурных единиц, (компоненты многоступенных идентификаторов) для структур ВРН (см. рис. 2 и рис. 3), предназначенные для выделения основных структурных элементов при их обозначении в РППД, а также задач и проблем, решаемых в ИКС:

Плоскость доступа

Д.1 Проводные сети с коммутацией каналов (PSTN и др.)

Д.2 Мобильные сети с коммутацией каналов (GSM и др.)

Д.3 Мобильные сети с коммутацией пакетов (WiFi, WiMax и д.)

Д.4 Вещательная сеть (ATV, DTV, Radio и др.)

Д.5 Проводные сети с коммутацией пакетов (ADSL, Ethernet, DOCSIS и др.)

Плоскость транспортировки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т.1 Магистральные сети. IP ядро

Т.2 Уровень границы IP доступа

Плоскость поддерживающих услуг (примеры)

С.1 Авторизация/Аутентификация

С.2 Биллинг

С.3 Шифрование

С.4 Туннелирование

С.5 Определение местоположения

С.6 Управление качеством и др.

Плоскость пользовательских услуг (примеры)

У.1 Голосовая телефония

У.2 Видеотелефония

У.3 Телевидение/Видео по запросу

У.4 Передача данных

У.5 Мгновенные сообщения

У.6 Справочные службы

У.7 Электронная коммерция

У.8 Дополненная реальность

У.9 Управление домом и др.

Плоскость сигнализации, мониторинга и управления

М.1 Выявление неисправностей и обеспечение отказоустойчивости (Б)

М.2 Сигнализация, управление и мониторинг (0)

М.3 Обеспечение учета ^)

М.4 Обеспечение производительности (?)

М.5 Обеспечение безопасности ^)

Этапы жизненного цикла

Э.1 Планирование

Э.2 Разработка

Э.3 Проектирование и верификация

Э.4 Изготовление

Э.5 Запуск в эксплуатацию

Э.6 Эксплуатация и сопровождение

Сопровождение

Мт Метрология

Ст Стандартизация

Ин Инструментальная база

Ниже приведен фрагмент рабочей программы профильной дисциплины «Управление качеством сервисов в сетях NGN» с использованием многоступенных идентификаторов разделов программы (бакалавриат).

Id Общие вопросы. Введение в управление качеством в NGN инфраструктуре

У1- У4 Пакеты TRIPLEPLAY/QUADRUPLEPLAY. Краткое описание составляющих пакет услуг

1 6 УС Голосовой трафик реального времени. Факторы, влияющие на качество передачи голоса. Основные виды помех в аналоговой и цифровой телефонии

2 3 6 УУС Передача цифрового видео. Видеоуслуги реального времени (видеотелефония), Видеоуслуги с промежуточным накоплением (кабельное ТВ, видео по запросу) Факторы, влияющие на качество предоставляемой услуги. Основные виды помех в аналоговом и цифровом КТВ

У4 С6 Произвольный пакетный трафик. Предоставление широкополосного доступа. Факторы, влияющие на качество предоставляемой услуги. Основные виды помех

II Принципы построения конвергентных пакетов TRIPLEPLAY с использованием существующей инфраструктуры

Id Общие вопросы. Введение в управление качеством в NGN инфраструктуре

У1 Д1-2 Использование услуг традиционной ТфОП как составной части пакета TRIPLEPLAY. Использование последней мили ТфОП в качестве базы для остальных услуг пакета. Технология ADSL (Уралсвязьинформа/Ростелеком)

У2-3 Д2 Д5 Использование услуг существующей системы аналогового КТВ как составной части пакета TRIPLEPLAY. Использование последней мили аналогового КТВ в качестве базы остальных услуг пакета. Технология DOCSIS (МТС/Стрим)

У4 Д2 Пакет TRIPLEPLAYна базе IP-инфраструктуры. Использование сети Ethernet, как универсальной базы для пакета услуг (Дом.ру)

5. Граф методики разработки РППД

Основные этапы методики (рис. 4) разработки РППД могут быть графически представлены в виде следующей линейной последовательности операторов выбора:

Рис. 4. Графическое представление основных этапов методики

Взамосвязь разрабатываемой РППД с ВРН и КТР позволяет аргументированно выбрать профильную дисциплину, разработать содержание РППД, указать ее место (позиционировать) в учебном плане, показать ее связи с бподсистемами и задачами, решаемыми традиционными или перспективными инфокоммуникационными технологиями и системами, приобретать компетенции, реально способствующие трудоустройству выпускников на современном рынке специалистов в области инфокоммуникационных технологий и систем (ИКС).

б. Подход к оценке компетенций студентов и выпускников профильной кафедры вуза

Считаем, что УП и РППД разработаны и утверждены в соответствии с предложенным выше подходом. Тогда можно переходить к следующим задачам, связанным с оценкой компетенций выпускника и студента. В классической теории управления эта задача позиционируется как «задача наблюдаемости». Рассмотрим возможный подход к решению поставленной задачи.

Компетенции можно позиционировать как вектор, компонентами которого являются знания, умения и владения (навыки), учитывающие КТР ведущих работодателей и требования ФГОС (бакалавриата или магистратуры). Таким образом, ставятся следующие частные задачи для каждого из оцениваемых субъектов:

1. Разработать критерии и методику количественной оценки знаний.

2. Разработать критерии и методику количественной оценки умений.

3. Разработать критерии и методику количественной оценки владений (навыков),

которые, в свою очередь, обеспечат возможность создания критерия и методику количественной оценки компетенций выпускника.

Решением первой задачи (оценка знаний) являются тесты, разрабатываемые преподавателем, ведущим профильную дисциплину, и экзаменационные билеты. Результат тестирования сравнивается с некоторым порогом, который соответствует уровню усвоения материала, устанавливаемым педагогом, и выносится решение (суждение) о наличие знаний. Можно рекомендовать согласование программ ПД, включая содержание лекций, тесты, экзаменационные билеты, тематику практических работ, заданий на курсовое проектирование, программу производственной и преддипломной практик с представителями ведущих фирм региона, являющихся основными работодателями. Эта задача во многом сегодня уже решена. В тоже время этот подход может быть рекомендован на протяжении всего цикла обучения, включая выпускные экзамены.

В качестве оценки умений рекомендуется использовать различные количественные показатели (в том числе и тесты), оценивающие умение ставить и решать теоретические задачи, проведение исследований, создание учебных проектов, применения учебно-производственных САПР и стандартных методик оценки числовых характеристик систем и решения других задач, возникающих на всех этапах жизненного цикла изделий, компонентов и систем. Целесообразно применять тестовые процедуры защиты отчетов лабораторных работ, заданий по практикам, проектам и пр. При этом оцениваемые работы по профильным дисциплинам должны носить комплексный характер (а не разрозненные, не связанные между собой по тематике элементы) и защищаться перед комиссией из разных профильных специалистов. Указанный подход изложен авторами в работах [ ].

Решением третьей из сформулированных задач (оценка владений(навыков) могут быть показатели, оценивающие успешность выполнения реальных заданий. согласованных с работодателем, производственных практик, программ профильных магистратур, производственные задания по трудовым договорам (соглашениям) студентов, привлекаемым к работе на предприятиях в течение семестров и выполняемые ими под руководством ведущих специалистов фирм, тематика выпускных квалификационных работ и пр. Защита результатов названных производственных заданий, демонстрирующая наличие знаний, умений и владение профессиональными навыками, должна проводиться перед комиссией, состоящей из представителей кафедры и ведущих фирм, на квалификационные требования которых с учетом требований ФГОС ориентируется кафедра.

Заключение.

Обсуждаемый в статье, системный подход к формированию эффективных учебных планов при компетентностно-ориентированной подготовке специалистов в соответствии с выбранным нами вектором развития направления подготовки специалистов на основе концепции и архитектуры NGN и квалификационных требований ведущих работодателей позволил решить либо наметить пути решения сформулированных выше задач, а также:

1. Довести до сведения студентов (бакалавров и магистров) в виде обзоров текущее положение дел на рынке инфокоммуникационных технологий и услуг в регионе, России, мире; ближайшие и отдаленные перспективы развития отрасли, перспективные технологии, увязанные с обобщенной архитектурой NGN.

2. Обосновать актуальность и необходимость изучаемых учебных дисциплин и рассматриваемых в них информационных технологий и программно-аппаратных реализаций слоев и узлов архитектуры NGN .

3. Обосновать и предложить в качестве тематики самостоятельной работы, ВКР бакалавров, магистерских диссертаций изучение и анализ актуальных информационных технологий, предусмотренных в учебных дисциплинах, но не рассматриваемых в часы аудиторных занятий.

4. Обосновать выбор и порядок следования дисциплин (взаимоувязанность), изучаемых в бакалавриате и магистратуре. При этом необходимо считать процесс обучения в бакалавриате и магистратуре единым учебным процессом.

5. Стимулировать педагогов следить за текущим состоянием и тенденциями развития инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и сервисов; готовить и проводить семинары сектора с участием студентов, сотрудников и представителей операторов и фирм города, а также семинары по повышению квалификации их сотрудников.

6. Способствовать востребованности и трудоустройству бакалавров и магистров на рынке специалистов ИКТ и сервисов.

Литература

1. Данилов А.Н., Кон Е.Л., Южаков А.А., Кон Е.М. Модель многоканального управления учебным процессом высшей школы.// ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, № 2, 2012, С.7-11.

2. Данилов А.Н., Кон Е.Л., Южаков А.А. Компетентностно-ориентированный подход к подготовке студентов технического профиля. Материалы V международной конференции "Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования". - Ижевск, ИжГТУ, 2012. т. 1, С. 347-351.

3. Концептуальные положения по построению мультисервисных сетей на ВСС России. - Документ Министерства РФ по связи и информатизации, 2001 г.

4. Битнер В.И., Михайлова Ц.Ц. Сети нового поколения - N0^ Учебное пособие для вузов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2011. - 226 с.

5. Бакланов И.Г. N0^ принципы построения и организации / под ред. Ю.Н. Чернышова. - М.: Эко-Трендз, 2008. - 399 с.

УДК 65.015 ВАК 08.00.05

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕКРУТМЕНТА С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СИСТЕМ»

Г.А. Курушин, асп. кафедры «Менеджмента»

Тел.: (903) 185-5519, e-mail: gkurushin@yandex.ru Евразийский открытый институт www.eoi.ru Н.О. Токмакова, к.э.н., доцент зав. каф. Менеджмента, ЕАОИ проф. каф. Инновационного и производственного менеджмента Телефон: 8 (495) 276 0560 доб.7461 E-mail: NTokmakova@eaoi.ru Московский государственный университет экономики, статистики и информатики http//www.mesi.ru

Most companies, carrying out search and training of employees, are still using outdated methods. Borrowing of university's experience of e-learning systems using will improve the efficiency and quality of the recruitment process, as well as reduce corporate costs.

Многие компании, осуществляя поиск и обучение сотрудников, по-прежнему используют устаревшие методы. Заимствование опыта высших учебных заведений в применении систем дистанционного обучения позволит повысить эффективность и качество процесса рекрутмента, а также сократить корпоративные издержки.

Ключевые слова: Дистанционное обучение, рекрутмент, развитие, повышение качества, сокращение расходов.

Keywords: E-learning, recruitment, development, quality improvement, cost savings.

Введение

С распространением компьютерных технологий и интернета дистанционное обучение стало широко применяться в России. Пионерами в этой области стали высшие учебные заведения, которые активно создают и внедряют обучающие программы дистанционного типа. Крупные коммерческие организации также начинают применять технологии дистанционного обучения для внутрикорпоративных целей. Тем не менее многие компании не осознают в полной мере того потенциала, которым обладают системы дистанционного обучения. В частности, область применения подобных систем может быть гораздо шире ее традиционного представления. В данной статье описан новый подход к использованию возможностей информационных систем (подобных тем, что существуют во многих современных высших учебных заведениях) для решения задач рекрутмента. Также в статье произведен краткий анализ экономической выгоды, которая может быть получена благодаря этому.

Практическая важность предложенного решения заключается в том, что его реализация способна привести одновременно к сокращению издержек, а также к развитию кадрового капитала компании и, как следствие, к повышению качества результатов работы персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.