Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И РАЗВИТИИ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ'

К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И РАЗВИТИИ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьный театр / монастырские школы / средние века / образование / духовно-нравственное воспитание / дидактика / school theater / monastic schools / the Middle Ages / education / spiritual and moral education / didactics

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Игорь Николаевич Чистюхин, Наталия Ивановна Жукова

В статье рассматриваются проблемы организации и деятельности монастырских и церковно-приходских школ в Европе в период средневековья. Отмечается роль католической церкви, в частности монастырей, в развитии системы школьного образования, значение монастырских школ в создании христианской культуры, искусства, науки. Авторами раскрывается история возникновения театральных постановок в школьной среде, влияние их на образование и театральную культуру, генезис новых драматургических жанров. Делается вывод о дидактической, воспитательной функции театра как способа передачи сакральных знаний в зримой форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ORIGINS AND DEVELOPMENT OF SCHOOL THEATER IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF MEDIEVAL EUROPE

Modern trends in pedagogy encourage school education program to involve various forms of theater arts in both extracurricular and educational activities. Teachers discover large opportunities of theatre arts as a means of education, spiritual and moral development of children and adolescents. This paper addresses the origins of school theater in order to identify the initial function and purpose of theatre arts in school education. Our task is to trace the development of school education in the monasteries of medieval Europe, the emergence and purpose of the first school theaters. The Middle Ages laid both the principles of school education and the didactic, spiritual and educational foundations of theatre arts. Monasteries, as the largest educational centers, played a leading role in this process. The analysis of the early monastic charters shows that children were taught not only literacy and knowledge of the Holy Scriptures, but arts as well. Monasteries were also engaged in scientific activities. They created textbooks on grammar, literature, astronomy, arithmetic, history, and poetry. Monastic schools flourished in the West during the “Carolingian Renaissance” (VIII-IX centuries), when they became an important element of the educational reform. By the end of the ninth century the educational reforms initiated in the time of Charlemagne bore fruit: almost every monastery and cathedral church had schools. Secular urban schools were emerging and spreading widely since the XII century. Theater, in the form of Latin dramas and individual dramatic scenes, entered monastic schools in the XI century. Later they developed to mystery-plays, moralite-plays and miracle-plays. In the XIV-XV centuries school drama began to move from Latin to the vernacular language. These theatrical genres began to influence the development of theatrical culture in general. We conclude from our studies that the main purpose of theatrical performances in medieval schools and monasteries was the transmission of sacred concepts through a visible form, the transcendent through the visible, the spiritual through the tangible, the abstract through the tactile. To conclude, didactics was at the heart of the church drama. These were a kind of ecclesiastical illustrations of the doctrine of the faith, designed for the visual impression for the edification of church members. In the future, the study of the insufficiently explored experience of the use of theater and dramatization in the medieval spiritual culture, and that includes the domestic culture, may contribute to the formation of the methodology and principles of the organization of school theater, the return of the theater to its original purpose for the spiritual and moral education of the younger generation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И РАЗВИТИИ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2023. № 52. С. 114-129. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2023. 52. pp. 114-129.

Научная статья УДК 373.67

doi: 10.17223/22220836/52/10

К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И РАЗВИТИИ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Игорь Николаевич Чистюхин1, Наталия Ивановна Жукова2

1 2 Орловский государственный институт культуры, Орел, Россия

1 dom26@list.ru

2 zhuki-anna3@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации и деятельности монастырских и церковно-приходских школ в Европе в период средневековья. Отмечается роль католической церкви, в частности монастырей, в развитии системы школьного образования, значение монастырских школ в создании христианской культуры, искусства, науки. Авторами раскрывается история возникновения театральных постановок в школьной среде, влияние их на образование и театральную культуру, генезис новых драматургических жанров. Делается вывод о дидактической, воспитательной функции театра как способа передачи сакральных знаний в зримой форме.

Ключевые слова: школьный театр, монастырские школы, средние века, образование, духовно-нравственное воспитание, дидактика

Для цитирования: Чистюхин И.Н., Жукова Н.И. К вопросу о происхождении и развитии школьного театра в системе образования средневековой Европы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 52. С. 114-129. doi: 10.17223/22220836/52/10

Original article

ON THE ORIGINS AND DEVELOPMENT OF SCHOOL THEATER IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF MEDIEVAL EUROPE

Igor N. Chistyukhin1, Natalia I. Zhukova2

1 2 Orel State Institute of Culture, Orel, Russian Federation

1 dom26@list.ru

2 zhuki-anna3@yandex.ru

Abstract. Modern trends in pedagogy encourage school education program to involve various forms of theater arts in both extracurricular and educational activities. Teachers discover large opportunities of theatre arts as a means of education, spiritual and moral development of children and adolescents. This paper addresses the origins of school theater in order to identify the initial function and purpose of theatre arts in school education. Our task is to trace the development of school education in the monasteries of medieval Europe, the emergence and purpose of the first school theaters.

The Middle Ages laid both the principles of school education and the didactic, spiritual and educational foundations of theatre arts. Monasteries, as the largest educational centers, played a leading role in this process. The analysis of the early monastic charters shows that children were taught not only literacy and knowledge of the Holy Scriptures, but arts as well.

© И.Н. Чистюхин, Н.И. Жукова, 2023

Monasteries were also engaged in scientific activities. They created textbooks on grammar, literature, astronomy, arithmetic, history, and poetry. Monastic schools flourished in the West during the "Carolingian Renaissance" (VIII-IX centuries), when they became an important element of the educational reform. By the end of the ninth century the educational reforms initiated in the time of Charlemagne bore fruit: almost every monastery and cathedral church had schools. Secular urban schools were emerging and spreading widely since the XII century.

Theater, in the form of Latin dramas and individual dramatic scenes, entered monastic schools in the XI century. Later they developed to mystery-plays, moralite-plays and miracle-plays. In the XIV-XV centuries school drama began to move from Latin to the vernacular language. These theatrical genres began to influence the development of theatrical culture in general.

We conclude from our studies that the main purpose of theatrical performances in medieval schools and monasteries was the transmission of sacred concepts through a visible form, the transcendent - through the visible, the spiritual - through the tangible, the abstract - through the tactile.

To conclude, didactics was at the heart of the church drama. These were a kind of ecclesiastical illustrations of the doctrine of the faith, designed for the visual impression for the edification of church members. In the future, the study of the insufficiently explored experience of the use of theater and dramatization in the medieval spiritual culture, and that includes the domestic culture, may contribute to the formation of the methodology and principles of the organization of school theater, the return of the theater to its original purpose for the spiritual and moral education of the younger generation. Keywords: school theater, monastic schools, the Middle Ages, education, spiritual and moral education, didactics

For citation: Chistyukhin, I.N. & Zhukova, N.I. (2023) On the origins and development of school theater in the educational system of medieval Europe. Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 52. pp. 114-129. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/52/10

Следуя современным тенденциям в педагогике, программа школьного образования все чаше стала включать в себя театральное искусство в самых различных формах как внеучебной, так и учебной деятельности. Это театральные кружки, факультативы, уроки театра в общеобразовательных школах. Как отмечают исследователи, «включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы становится потребностью развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его воспитательной и образовательной функции» [1. С. 4]. Происходит переоценка театра как развлечения, формы досуга. Педагоги открывают большие возможности театрального искусства прежде всего как средства воспитания, духовно-нравственного развития детей и подростков. Для такого воспитания зрительской культуры мало - важным средством являются непосредственное участие детей в театральном представлении, театрализация различных видов деятельности.

В связи с этим нам представляется важным обратиться к истокам школьного театра, выявить изначальную функцию и назначение театрального искусства в школьном образовании. Говоря о зарождении театра, исследователи обращаются в основном к античной культуре. Период европейского средневековья, где господствует христианская церковь, традиционно считают упадком литературы и искусства, мрачным, темным временем, но именно в эту эпоху закладываются как принципы школьного образования, так и дидактические, духовно-просветительские основы театрального искусства.

В Западной Европе, по мере установления и развития института монашества в III—IV вв., появилась и начала распространяться практика приема в монахи молодых людей или даже детей. В качестве примера можно привести преподобного Онуфрия Великого (S. Onufrius Magnus, IV в.), которого отец «по внушению ангела» отдал во младенческом возрасте в монастырь. Вместе с этим возникает необходимость в изучении такими детьми христианского вероучения, богослужебных текстов, чтения и понимания Священного Писания и т.д. Существование школ при монастырях предусматривалось уже в Уставах преподобного Пахомия Великого (IV), святителя Василия Великого (IV в.) и преподобного Венедикта Нурсийского (VI).

Из жития преподобного Пахомия (S. Pachomius Magnus, 292-348) видно, что дети воспитывались в его монастыре, но Устав [2] мало что говорит о порядках, какие соблюдались в этом отношении. Как детей принимали, не видно ни из житий, ни из Устава. Возможно, это происходило так, как позже практиковалось у святителя Василия Великого: сирот принимали без всяких условий, а для тех, у кого были родители, требовалась их просьба или согласие. Цель такого монастырского воспитания заключалась не столько в том, чтобы непременно сделать из них монахов (хотя такое стремление и приветствовалось), сколько привить христианское благочестие и страх Божий.

Внутри монастыря имелся особый дом, в котором жили дети и их наставники. Они вместе с насельниками монастыря принимали пищу, и в отличие от иноков им делались некоторые послабления: они принимали пищу два раза в день, и часто им готовилось что-то отдельно от остальной братии. Дети вместе с монахами участвовали в соборных богослужениях, молитвах, трудились вместе. При этом монахам было запрещено водить с детьми дружбу, забавляться, играть. За внешним поведением воспитанников строгий надзор вели их воспитатели (смотрители). За шалости и праздность их увещевали, делали замечания, а если эти меры были недостаточны, то об этом докладывали настоятелю монастыря, который мог их подвергнуть и телесному наказанию.

Святитель Василий Великий (S. Basilius Magnus, 330-379), в отличие от Пахомия, предлагает воспитывать детей с целью принятия ими монашества после наступления совершеннолетия. Так, 292-е правило гласит: «Поскольку Апостол сказал: отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании и учении Господни (Еф. 6, 4); то, если приводящие детей приводят их с подобною целью, и принимающие несомненно уверены, что могут приводимых воспитывать в наказании и учении Господни; пусть соблюдается повеление Господа, Который сказал: оставите детей прийти ко Мне, и не браните им: таковых бо есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). А без такой цели и без такой надежды, как рассуждаю и Богу сие неугодно, и нам неприлично и неполезно» [3. С. 482].

На ту же тему он пишет: «Хотя должно воспитывать детей во всяком благочестии как общих чад братства, однако же надо отделять особые дома и особый учреждать образ жизни детям мужеского и женского пола, чтобы не приобрели они смелости и безмерной дерзости пред старшими, но, по редкости встречи, сохраняли уважение к высшим, и чтобы наказания, налагаемые на более совершенных за пренебрежение ими своих обязанностей (если б им случилось впасть в такое разсеяние), неприметным образом не породили в

детях удобопреклонности ко грехам, или иногда и превозношения, как скоро заметят, что старшие претыкаются в том, в чем сами они преуспевают. Ибо младенчествующий разум не разнится с младенцем по возрасту, а потому неудивительно, если и в том и другом оказываются те же недостатки. Да и в чем у старших по их возрасту соблюдается приличие, то молодым, вследствие частого обращения их с старшими, делать преждевременно неприлично. Итак, для сей предосторожности и для соблюдения степенности во всем прочем надобно отдельно помещать детей и совершенных возрастом. А с сим вместе в доме подвижников не будет и шума при изучении уроков, необходимом для юных» [3. С. 483].

В Уставе Василия Великого предписывалось участие детей во всех богослужениях наравне с монахами, но это касалось лишь общих с братией собраний, для индивидуальных, келейных молитв, времени сна, качества и количества еды детям делались небольшие уступки в сторону послабления. Детьми руководил взрослый наставник, «превосходящий других опытностью, доказавший свое великодушие, чтобы он мог с отеческим сердоболием благоразумным словом исправлять погрешности юных, после каждого падения употреблять приличные врачевства; от чего бы одно и то же служило наказанием за погрешность и обращалось в упражнение в беспристрастии душе» [3, С. 484].

Были и свои правила для обучения детей: «Надобно, чтобы и обучение грамоте было соответственно цели; а для сего должно заставлять их употреблять слова, взятые из Писания, - вместо басен рассказывать им повествования о делах чудных, вразумлять их изречениями из Притчей, и назначать награды за удержание в памяти слов и вещей, чтобы дети с приятностию и отдыхом, без огорчения для себя и непреткновенно достигали цели. При правильном руководстве дети удобно приобретут внимательность ума и навык не рассеиваться, если приставники постоянно будут допрашивать, на чем остановилась их мысль и какой предмет их размышления... Поэтому, пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние. Тогда должно принимать и обет девства, как уже твердый, произносимый по собственному расположению и рассуждению» [3. С. 484].

Не только грамоте и знанию Священного Писания учили в монастырях, живших по этому Уставу. Особое внимание уделялось занятию искусством: «Поскольку иным искусствам надобно обучаться тотчас с самого детства, то, как скоро некоторые из детей окажутся способными к обучению, не запрещаем им проводить дни с наставниками в искусстве. Но на ночь необходимо переводить их к сверстникам, с которыми надобно принимать им и пищу» [3. С. 483].

В истории Византии монастырские школы в целом не играли заметной роли, а вот на католическом Западе все было как раз наоборот. Монастырские школы сыграли огромную роль в создании христианской культуры, искусства, науки и вообще цивилизации. Здесь монастырские школы известны с ГУ—У вв. (в аббатствах Лерин, Лигуже и др.). В раннем средневековье они стали крупнейшими образовательными центрами.

В Римской Империи существовали школы троякого рода, которым отчасти наследовала средневековая Европа:

• начальные школы;

• школа грамматиков;

• школы риторов [4. С. 20].

Начальные школы еще назывались тривиальными, потому что находились на больших площадях. В них мальчиков обучали чтению, письму и счету. В школах грамматиков изучали литературу (сначала римскую, затем греческую), математику, музыку и гимнастику. Начиная с I в. до Рождества Христова ораторское искусство приобрело особое значение, так как оно служило юношам подготовкой к общественной деятельности, поэтому для изучения ораторского искусства были предназначены школы высшего разряда - школы риторов.

Кроме этих общеобразовательных школ, существовали еще специальные школы для юристов и медиков, но о них мы не будем говорить, так как это выходит далеко за рамки данной работы.

Подобные школьные учреждения существовали и в Галлии. Учителя этих школ получали жалованье от государства, имели определенные льготы и привилегии и даже подлежали особому суду. В 376 г. по указу императора Грациана (Flavius Gratianus, 359-383) учителя в Галлии получали:

• ритор - 30 аннон (запас хлеба - определенная мера);

• грамматик латинского языка - 20;

• грамматик греческого языка - 12 [5. Р. 18].

Когда в IV-V вв. под натиском германских племен пала западная часть Римской Империи, то погибло и само учебное дело, но римская культура не была совсем стерта с лица земли; христианская Церковь усвоила обломки этой культуры, став в том числе и носительницей образования.

Самой известной была школа риторов в Бордо (лат. Burdigala). Здесь в течение 30 лет преподавал грамматику и риторику известный поэт Децим Магн Авсоний (D. Magnus Ausonius, 310-394). Школы риторов постепенно приходили в упадок, но просуществовали в Галлии дольше всех и даже продержались в царствование Меровингов.

Необходимость в школьном образовании особенно возросла с VI в. в связи с уничтожением античной системы образования. В развитии почти угасшего учебного дела наибольшую роль сыграли монастыри. Особенно выделился орден Бенедиктинцев повсеместным распространением монашеского устава Венедикта Нурсийского (Benedictas Nursiae, 480-549), определявшего чтение религиозных книг как одну из главных обязанностей монахов. Глава 48-я его Устава гласит: «Во дни Четыредесятницы, с утра до третьего часа, пусть занимаются чтением, а отсюда до часа девятого - работают каждый свои работы. В эти дни Четыредесятницы всякий пусть возьмет себе из библиотеки особую книгу, которую должен прочитать всю подряд: выдавать их в начале Четыредесятницы. На это время назначаются один или два старца для обхождения келий в часы, когда братия должны заниматься чтением, и наблюдения, чтобы никто не потратил этих часов попусту в праздности, в дремании или празднословии, а не в чтении, - себе не на пользу и другим на соблазн» [6].

Венедикт Нурсийский - создатель западного монашеского ордена бенедиктинцев и основатель Монте-Кассинского монастыря, который под его ру-

ководством стал центром богословского образования для Западной Церкви. Он написал для этой обители в 530-540 гг. Устав, основанный на опыте жизни восточных пустынников и Уставе преподобного Иоанна Кассиана (Ioannes Cassianus, 360-435). Впоследствии этот Устав был принят в большинстве западноевропейских монастырей. Кроме обычных монашеских установлений, Устав вменяет старшим инокам кроме традиционного переписывания старинных трактатов еще и обязанность обучения детей. Это способствовало не только тому, что были сохранены многие письменные памятники древности, но и появлению большого штата образованных монахов.

В бенедиктинском ордене научной деятельностью отличались монастыри Англии, Шотландии и Ирландии. Здесь создавались учебные пособия по грамматике и литературе, астрономии и арифметике, истории и поэзии. Недаром в Европе Великобританию называли «остров ученых». Неудивительно, что из Йорка вышел Алкун (Alcuinus, 735-804) - поэт, ученый, богослов, педагог, советник Карла Великого. Его роль в создании и распространении светского образования в Европе вряд ли можно переоценить. Учебники, написанные им, использовались в европейских школах вплоть до самого конца средневековья.

Одним из самых выдающихся английских ученых был Беда Достопочтенный (лат. Beda Venerabilis, 673-735) - бенедиктинский монах монастыря Святых Петра и Павла в англосаксонском королевстве Нортумбрия. Образование Беда получил в родном монастыре обители, и оно было наилучшим для его времени и страны. В своей «Церковной истории» (V, 24) он сообщает, что когда ему было семь лет, его родственники отдали его на обучение в монастырь.

Впоследствии в своей автобиографии Беда писал, что его самым любимым занятием было «учить». При этом он нигде он упомянул, что и как преподавал в своей монастырской школе, но по содержанию его трактатов это можно реконструировать: латынь, риторика, арифметика, астрономия. Все ранние работы Беды были написаны для школы монастыря св. Петра и Павла в Ярроу; среди них: «Об орфографии», «Об искусстве метрики», «О фигурах и тропах Св. Писания» («De orthographia», «De arte metrica», «De schematibus et tropis sacrae scripturae»).

Школьное образование в Галлии находилось в глубоком упадке в период династии Меровингов (Mérovingiens, конец V - середина VIII в.), гибли последние остатки античной образованности. «Эти убежища образования стали настолько деморализованы, что те традиции, которые пробились из древних Галльских школ в школы франков, были почти полностью потеряны; из философии и литературы не было ничего; латинский язык забывается, а когда на нем говорят, то без правил или грамматики. Хуже того, голос учителя был почти безмолвным в городе и в монастыре; праздность и порок усердно следовали за упадком обучения, пока монах и священник, которые должны быть учителями своего народа, деградировали до такой степени, что почти потеряли даже инстинкт нравственной жизни (the instinct for moral life)» [7. Р. 66].

Условия, вероятно, были бы еще хуже, если бы Карл Великий (Carolus Magnus, 742-814) не ввел в обществе некое подобие порядка, и образование начинает оживать. Устав св. Бенедикта, о котором мы говорили выше, вменял монахам в обязанность заботиться о «pueri oblati» («посвященных детях»), т.е. тех мальчиках, которые с раннего детства предназначались для монаше-

ской жизни и отдавались в монастыри. Этих детей нужно было воспитывать и обучать, вследствие чего монастыри наполнялись учениками и учителями. А так как архиепископ Майнца Бонифаций (Bonifatius, 673-754) положил в основание всех учрежденных им монастырей предписания св. Бенедикта, то всюду при монастырях устраивались монастырские школы для этих детей («pueri oblati»). Об этом говорит правило Собора в Аахене (Conciles d'Aix-la-Chapelle, 801-802): «правило святого Бенедикта будет введено повсеместно в монастырях; если миряне знают и понимают законы, которые их интересуют, каждый из них имеет заботу, чтобы отправить ее сына в школу (la règle de saint Benoît est introduite partout dans les monastères; si les laïques connaissent et comprennent les lois qui les intéressent, si chacun a soin d'envoyer ses fils à l'école) [8. Р. 1122].

На протяжении почти шестисот лет школы ордена бенедиктинцев являлись самыми влиятельными учебными заведениями. В XV в. на всем европейском континенте у ордена было около 15 000 монастырей (только во Франции 2 000) [9. С. 713] и практически в каждом из них была школа.

Под влиянием этих реформ педагогическая деятельность духовенства не ограничилась только стенами монастырей. При кафедральных соборах также стали обучать мальчиков - будущих клириков. Одним из первых эту деятельность начал франкский епископ Хродеганг (Chrodegang, 742-766) из Метца. Он установил при своем соборе обычай брать на воспитание и обучение детей и подготовлять из них клириков. Преподавателями для них назначались духовные лица, обладавшие особыми педагогическими способностями, но это была школа, которой руководили исключительно клирики и которая предназначалась также исключительно для лиц духовного звания, можно сказать, первая семинария.

Это начинание встречает горячее сочувствие, и по образцу этой школы епископ Хеддо (лат. Heddo) устраивает такую же в Страсбурге при своем соборе. Незадолго до этого, на Соборе в Англии (Concile de Clovesho, 747 г.) уже поднимался вопрос о необходимости обучения детей при соборах и монастырях. «7. Епископы, настоятели и аббатства должны обеспечить, чтобы они усердно читали в своих семьях (их соответствующих домах); грустно видеть, как мало они любят учебу; большинство не хотят ничего изучать и предпочитают фривольность или незнание Священного Писания. Мы должны отправлять детей в школы» (Les évêques, abbés et abbesses doivent veiller à ce qu'on lise assidûment dans leurs familles (leurs maisons respectives); il est triste de voir combien peu aiment l'étude; la plupart ne veulent rien apprendre et préfèrent des frivolités ou l'ignorance à la sainte Ecriture. On doit envoyer les enfants aux écoles) [8. Р. 907].

В результате на церковном Соборе в Нейхинге (Neuching, 770-772 гг.) учреждение соборных школ в Баварии стало законом. Епископам вменялось в обязанность устраивать школы в своей резиденции, поручать обучение детей учителям, которые были бы в состоянии «преподавать и руководить школой «по обычаю римлян». «Каждый епископ должен организовать школу в своем городе и доверить ее мудрому учителю, который будет учить в соответствии с традициями римлян» (Chaque évêque doit organiser dans sa ville une école, et la confier à un maître sage, qui instruira d'après les traditions des Romains) [8. С. 972].

Позднее на Соборах вновь возвращались к этому вопросу. Так, в Аахене в 789 г. (Conciles d'Aix-la-chapelle) постановили: «71. ...чтобы были созданы школы для мальчиков; мы будем учить во всех монастырях; и во всех епископских церквях псалмам, нотной грамоте, пению, счету и грамматике» (Qu'on érige des écoles pour des garçons; on enseignera dans tous les monastères; et dans toutes les églises épiscopales les psaumes, les neumes, le chant, le calcul et la grammaire) [8. Р. 1032].

Собор 813 г. в Майнце (Concile de Mayence) принял такое правило: «45. Каждый должен научиться Символу Веры и Отче Наш; в случае необходимости заставим постом и покаянием (епитимьей) их изучать. Каждый должен отправить своих сыновей в школу, либо в монастырь, либо в другое место к священнику. Тот, кто не может сделать большего, должен, по крайней мере, выучить Символу и Отче Наш на своем родном языке» (Chacun doit apprendre le symbole et le Notre Père; si cela est nécessaire, on forcera par le jeûne et d'autres pénitences à les apprendre. Chacun doit envoyer ses fils à l'école, soit dans un monastère, soit ailleurs chez un prêtre. Celui qui ne peut faire plus, doit du moins apprendre le symbole et le Notre Père, dans sa langue maternelle) [8. Р. 1142].

Время так называемого «Каролингского возрождения» (renaissance carolingienne VIII—IX вв.) можно считать эпохой наивысшего развития и распространения монастырских школ, когда они стали важнейшим элементом реформы образования, предпринятой императором Карлом Великим. В это время центрами образования становятся монастыри на территории современной Франции (в Туре, Люксей-ле-Бен, Сен-Дени, Сент-Аман-лез-О, Реймсе) и Германии (в Лорше, Фульде и Райхенау).

Среди наиболее ярких представителей того времени выделяется настоятель монастыря святого Мартина Григорий Утрехтский (Gregory of Utrecht, 707-770). Бабушка Григория была настоятельницей монастыря Пфальцель под Триром. Однажды, когда ему было 15 лет, она поручила ему читать за трапезой латинское поучение. За столом сидел знаменитый миссионер св. Бонифаций, который и принял Григория в ученики. Незадолго до своей гибели Бонифаций послал Григория в Утрехт руководить недавно основанным здесь монастырем. Обитель св. Мартина, которой он руководил, стала крупнейшим миссионерским центром. Школа его аббатства, своего рода семинария, была центром обучения для многих народов: франков, фризов, саксов, даже баварцев и швабов. Влияние Григория простиралось и за пределы Франции.

Даже Англия, хотя у нее были свои великолепные школы, послала сюда своих учеников. Среди наиболее известных учеников этой школы - святой Людгер (нем. Liudger, 742-809), миссионер в Нидерландах и северной Германии, позднее первый епископ Мюнстера. В память о своем учителе Григории он пишет его Житие («Vita Gregorii») [10]. В нем он восхваляет достоинства Григория, его презрение к богатству, трезвость, прощающий дух и милостыню.

Реформы в образовании, начатые во времена Карла Великого и во многом под его руководством, к концу IX в. принесли свои плоды: школы были открыты практически при всех монастырях или соборных храмах. В эту эпоху окончательно сформировались монастырские школы, которые делились на два вида:

• внутренние (scholae interiores) - закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители Церкви, отличались строгой дисциплиной;

• внешние (scholae exteriores), как правило, располагавшиеся вне монастырских стен и предназначавшиеся для мирян, которые не всегда впоследствии стремились получить духовный сан, обладали большей свободой [11. Р. 100].

В монастырские школы принимались, как правило, дети 5-7 лет вне зависимости от их сословной принадлежности. Во внешних школах обучали грамоте, чтению, письму, счету, пению (богослужебному). Для внутренних школ был характерен уже углубленный уровень образования: здесь изучали предметы, составлявшие «семь свободных наук». Как мы помним, святой Людгер обучался в школе при Утрехтском соборе, где ему «семь свободных наук» (septem artes liberales) преподавал миссионер Григорий Утрехтский. Что же это были за дисциплины?

Еще во времена античности начал вырабатываться необходимый набор учебных дисциплин, который завершил свое формирование в Римской Империи, сформировав обязательный образовательный канон, достойный свободного человека. Число наук было ограничено семью, при этом они были выстроены в порядке, определяющем уровни обучения. Разделялись науки на два цикла:

• тривиум (trivium), - риторика, грамматика, диалектика;

• квадривиум (quadrium), - арифметика, астрономия, музыка, геометрия.

Тривиум преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому и

назывались тривиальными. Во внутренних школах к нему добавлялся квадривиум. Лишь наиболее способные ученики переходили из trivium в quadrium, так как предметы последнего считались более сложными и трудными.

В лучших школах преподавали также медицину, каноническое право. Во многих монастырских школах (как внутренних, так и внешних) из-за практических потребностей быта монастыря было обучение ремеслам и основам агрономии; с их деятельностью связывается появление первых сельскохозяйственных школ. В женских аббатствах школьное образование девочек традиционно не выходило за круг обучения чтению, письму, пению, рукоделию и некоторым ремеслам.

К середине IX в. мы наблюдаем существование школ уже трех видов:

• монастырские;

• соборные;

• приходские.

При этом происходит некоторое сужение их задач. Церковный собор в Аахене 817 г. постановил допускать в монастырские школы только «pueri oblati» для подготовки их к монашеству, а монастырям иметь только одну школу (45. Il n'y aura dans le monastère qu'une seule école, pour les oblats. - C'est ce canon qui a donné lieu à l'institution générale des scholse externse. Quelques monastères avaient eu antérieurement deux écoles, une externa et une interna. Ainsi, en 815, Walafrid Strabo entra dans l'école des externes de Reichenau; elle comptait alors quatre cents élèves, tandis que la classe d'internes en comptait cent) [8. Р. 27].

Соборные школы также ограничиваются только церковными интересами и должны были готовить будущих клириков (scholares canonici). Весьма немногочисленные приходские школы хотя и предполагали возможность их воспитанникам стать клириками, давали самую элементарную подготовку для церковного служения, по существу являясь общеобразовательными. Наконец, к концу девятого столетия возникают общественные школы (scholae publicae), которые должны были готовить учителей для школ.

Начиная с XII в. школьное образование начинает покидать стены монастырей и церквей - появляются и широко распространяются светские городские школы. Их возникновение непосредственно связано с ростом городов, все возрастающими запросами ремесленных горожан. Постепенно обучение в монастырских школах сосредоточивается на потребностях монастырей, что, в свою очередь, ограничивает круг обучающихся, тем не менее монастырские школы сохраняют свое образовательно-воспитательное значение до конца XV в.

Итак, подведем итог. Совершенно ясно, что вплоть до конца IX в. в монастырских школах преподавали довольно много разнообразных дисциплин, читали даже комедии Теренция (Publius Terentius Afer, 185-159 гг. до н.э.), но при этом в них не было театральных постановок. Об этом говорят как отечественные [12], так и зарубежные исследователи [5]. В то же время мы знаем, что в 1110 г. английский школьный учитель Джеффри де Горхам (Geoffrey de Gorham, иногда еще называемый Geoffrey of Dunstable; ум. 1146), написал «Действо о святой Екатерине» (Ludus Sanctae Catharinae) и поставил его в монастырской школе с помощью учащихся. Возникает закономерный вопрос: когда же театральные постановки проникают в школьную среду? Собственно, это и был главный вопрос данного исследования, к которому мы исподволь подходили. Когда в монастырских школах начинают устраивать театральные представления?

Мы знаем, что саксонская монахиня Гросвита Гандерсгеймская (Hrotsvitha, canonissa Gandeshemensis, 935-973) написала в 963 г. шесть пьес назидательного характера на латинском языке, но, как отмечают многие исследователи, это были скорее драматизированные диалоги, чем произведения, предназначенные для сцены. Они были созданы под влиянием популярного в Х в. римского драматурга Теренция (II в. до Р. Х.), о чем собственно автор, не скрывая, сообщает в предисловии к своим пьесам. Она замечает, что многие, презирая все языческое, между тем «Теренция, однако, часто читают» (Terentii tamen fingmenta frequentius lectitant) [13].

Известно, что Гросвита читала их в своей монастырской школе воспитанникам, но в качестве назидательного примера, так как их сюжет был основан на житиях святых. Как мы уже указывали выше, в 1110 г. английский школьный учитель Джеффри поставил пьесу-моралите в своей школе, и это была уже сложившаяся практика. Таким образом, можно считать, что именно в XI в. театр проникает в монастырские школы.

Профессор Лионского университета Леон Кледа (Léon Clédat, 1851-1930) отмечает, что во французской литературе имеются образцы латинских драм, что исполнялись с одиннадцатого века в школах соборов и аббатств (il faut signaler les drames scolaires, en latin, dont on a des exemples à partir du XI-e siècle, et qui étaient représentés dans les grandes écoles établies près des cathédrales et des abbayes) [14. Р. 7].

Французский историк Мариус Сепе (Marius Sepet, 1845-1925), рассматривая процесс возникновения церковной драмы из рождественских и пасхальный праздников, отмечает, что они возникли во Франции в конце десятого века и в начале одиннадцатого века (la scène dramatique des Bergers, celle des Innocents, celle des Mages, qui avaient pris place à la fin du dixième siècle et au commencement du onzième dans l'office de Noël, du jour des Saints-Innocents, de l'Epiphanie) [11. Р. 100].

Вначале это были отдельные драматические сцены (la scène dramatique), но затем стала возникать тенденция к их объединению в одно представление, в более широкую драму. Она проявилась именно в драмах, составленных для епископских и монашеских школ. Именно здесь это объединение отдельных сцен в широкое представление и происходит (on avait tendu à les réunir pour former un drame plus large. C'est précisément dans les drames composés pour les écoles épiscopales et monastiques que cette tendance se manifeste et que la réunion peu à peu s'accomplit) [11. Р. 104], вызывая к жизни более масштабные постановки: такие, например, как Мистерии.

Подтверждение тому мы можем найти в рукописи из Мюнхенской библиотеки, представляющей собой сборник текстов, большинство из которых созданы студентами монастыря Бенедиктбойерн (Benedictbeuern; Верхняя Бавария, Германия, основан в 725 г.) в конце двенадцатого или в начале тринадцатого века. Среди них находится Мистерия Рождества в латинских и немецких стихах, и, вероятно, это произведение коллективное. В его создании принимали участие клирики высшего учебного заведения этого монастыря. Это видно по широко используемым материалам по классам логики и астрономии, да и Аристотель цитирован там много раз [11. Р. 103-112].

Профессор французской средневековой литературы парижского университета Луи де Жюльвиль (Louis Petit de Julleville, 1841-1900) также говорит о том, что школьные театральные постановки существовали во всех учебных заведениях: «Представления на латыни, которые были даны в колледжах Университетов и даже раньше, в монастырских школах, в школах епископских (représentations latines, qui furent données dans les collèges dès la naissance des Universités et même auparavant, dans les écoles des monastères, dans les écoles épiscopales)» [15. Р. 295]. Он не указывает, в какое время возникли данные школьные постановки, но отмечает, что в 1315 г. уставы колледжа Наварры в Париже запретили школьникам «любую игру в праздники святого Николая и Святой Екатерины» (En 1315, les statuts du collège de Navarre, à Paris, interdisaient aux écoliers «tout jeu déshonnête aux fêtes de saint Nicolas et de sainte Catherine») [15. Р. 296]. Сохранилось известие, относящееся к 1392 г., о том, что на праздник Пятидесятницы (Троицы) в Анжере несколько школьников, детей буржуа и других («escoliers et fils de bourgeois, comme autres») [15. Р. 308] исполняли игру «Робен и Марион».

Совсем немного пьес дошло до нас от пятнадцатого века. Известно лишь, что в 1426 и 1431 гг. в том же колледже Наварры были представлены моралите на французском языке. Это самая ранняя дата театрального представления на французском языке, исполняемого школьниками, а вот шестнадцатый век богат на постановки и пьесы, но этот период уже выходит за рамки нашего исследования.

Мариус Сепе считал, что «христианская драма получила свое первое развитие в епископских и монашеских высших школах, которые содержали в себе ростки будущих университетов» (Le drame chrétien reçut ses premiers développements dans les grandes écoles épiscopales et monastiques qui contenaient en germe les futures Universités) [11. Р. 45], однако это произошло несколько позднее, и документальные сведения говорят о том, что театр проник в школьную среду довольно поздно (конец XI - начало XII в.). Сепе говорит не о самом зарождении церковной драмы, а о периоде, когда школьная драма стала переходить с латыни на народный (французский) язык, а это происходит в XIV-XV вв. В этот период (когда литургическая драма становится полулитургической) школьные театральные представления начинают оказывать значительное влияние на развитие театральной культуры.

Так, Мариус Сепе считал, что именно в школьных представлениях стали вводиться фарсы на вульгарном языке в литургические мистерии, и это происходило в первые годы XII в. (L'introduction de farcitures en langue vulgaire dans les mystères liturgiques peut bien remonter par elle-même aux premières années du douzième siècle, mais il ne suit pas de là que les vers français, en partie traduits de vers latins, que nous trouvons dans la version développée d'Origny Sainte-Benoîte, aient été composés si tôt) [11. Р. 174]. В женском монастыре ('Origny Sainte-Benoîte, Франция; основан в 854 г.) монахини разыгрывали Пасхальное представление («Jeu de Pâques») для своих послушниц и школьниц, и это обстоятельство особенно объясняет присутствие этих французских стихов. По той же причине все заголовки в рукописи и сценические ремарки также написаны на народном языке. Более того, эти надписи на французском языке показывают, что «в конце тринадцатого века или в начале четырнадцатого монахини Ориньи несколько пренебрегали латинскими занятиями, которые сделали тремястами годами ранее славу монастырю Гандерсхайм и знаменитой Гротсвите» (montre qu'à la fin du treizième siècle ou au commencement du quatorzième, les religieuses d'Origny avaient un peu négligé ces études latines qui faisaient, trois cents ans plus tôt, la gloire du monastère de Gandersheim et de la célèbre Hrotsvitha) [11. Р. 219].

Еще один жанр, популярный не менее мистерий, родился в школьных стенах - миракль, спектакль, сюжет которого основан на житии какого-то святого и специально приуроченный ко дню празднования его памяти. «Этот жанр, без сомнения, родился, в подражании более древним драмам Рождества и Пасхи, в тех высших епископальных или монашеских школах, из которых вышли Университеты и которые оказали значительное влияние на развитие театра в средние века» (Miracles, spécialement consacré à célébrer les saints. Ce genre sans doute prit naissance, à a l'imitation des drames plus anciens de Noël et de Pâques, dans ces grandes écoles épiscopales ou monastiques d'où sortirent les Universités, et qui eurent une influence considérable sur le développement du théâtre au moyen âge) [11].

Наиболее любимым мираклем в школьном театре было «Чудо о святом Николае» («Miracle de Saint Nicolas»). Известны 4 миракля о чудесах этого святого (Les Filles dotées, Les Trois Clercs, Le Juif volé, Le Fils de Gédron). Сегодня этот миракль более известен по варианту трувера из Арраса Жана Бо-деля (1165-1210) «Le Jeus de Saint-Nicolas», созданном в 1200 г. [16. Р. 162207]. Это неудивительно, ведь Святой Николай Чудотворец был покровите-

лем школьников («patron des écoliers»). Он и сегодня им остается. Каждое Рождество в Бельгии и Франции дети поют такую песенку:

Христианство на Западе, сообразуясь с массой большинства народа, мало подготовленной к принятию христианского учения, в чем-то уступало, изобретало новые средства для распространения своих идей, а самое сильное по воздействию средство - передача сакральных понятий в зримой форме. Трансцендентное через видимое, духовное через материальное, отвлеченное через осязательное. Это самая действенная дидактическая форма в катехизации. Берта Меррил по этому по поводу пишет: «В эту эпоху стали вводить в службу Церкви, главным образом в праздничные дни, например, на Рождество и Пасху, живые картины, чтобы проиллюстрировать уроки Евангелия дня. Эта служба была полностью на латыни, эти картины, несомненно, имели большое значение как окулярный перевод великих евангельских истин для жадной, любопытной и неграмотной толпы, для которых «видеть было верить» (À cette époque on commença à introduire dans le service de l'Église, surtout aux occasions de fête comme à Noël et à Pâques, des tableaux vivants pour illustrer la leçons des évangiles du jour. Le service étant entièrement en latin, ces tableaux avaient assurément du être d'une grande valeur, comme traduction oculaire des grandes vérités évangéliques pour la foule avide, curieuse et illettrée pour qui "voir était croire") [17. Р. 20-21].

Говоря о необходимости дидактики в богослужении, нужно понимать, что Церковь для христиан средневековья не была только домом молитвы, это был также институт обучения и центр развлечений. За пределами Церкви была только война и работа, книги были очень редки и дороги, кроме того, они были написаны на латыни и потому их могло читать очень мало людей. Верующие искали в религиозной службе не только выражение своих духовных устремлений, но и пищу и вдохновение для их интеллектуального развития. Это был универсальный приют, и социальная жизнь полностью сосредоточилась там, поэтому именно в Церкви, а не в домах аристократов или королевском дворе начали развиваться драматизированные действа, поясняющие значение главных догматов церковных обрядов, дающих символическое истолкование важных событий Священного Писания. Так возникают театрализованные представления, торжественные процессии, связанные с церковными праздниками и объясняющие их сакральное значение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здесь особо отметим, что эти «представления» происходили не в рамках богослужения. Современник Хротсвиты епископ Этельвольд Винчестерский (Ethelwold, Bishop Winchester, 912-984), воспитатель короля Эдгара Миролюбивого, даже специально указывает, что все это происходит: «В день Святой

Ô grand Saint Nicolas, Patron des écoliers

О великий Святой Николай, Покровитель школьников, Принеси мне игрушки В мою маленькую корзину. Я всегда буду благоразумным, Как маленькая овечка. Я выучу уроки, Чтобы иметь конфеты.

Apporte-moi des jouets Dans mon petit panier. Je serai toujours sage

Comme un petit mouton. J'apprendrai mes leçons Pour avoir des bonbons.

Пасхи, перед заутреней» («In die sancto paschae eiusdem tempore noctis antequam») [18. Р. 309]. «Перед заутреней», т.е. между службами.

Эти режиссерские указания, ремарки и сам текст постановки были включены в 970 г. в корпус свода монастырских правил «Regularis concordia monachorum», составленного епископом Этельвольдом вместе со святым архиепископом Кентерберийским Дунстаном (анг. Dunstan, 909-988). При этом указывалась причина. Драматизация пасхальных событий осуществлялась для «укрепления в вере неученого люда и новообращенных (ad fidem indocti vulgi ac neofitorum curroborandam)» [16. Р. 308]. Святой Этельвольд в указанном сочинении рекомендует подобную театрализацию для подражания.

Это дидактическое значение внешнего выражения (материального воплощения) сакральных истин позже поэтически выразит Сюгер (Сюжер) аббат из Сен-Дени (1088-1151) в следующем стихе:

«Mens hebes ad verum per materialia surgit

Et demersa prius hac visa luce resurgit» [11]

(«Тупой (тусклый) ум восходит к истине через материальное

И, видя этот свет, воскресает из своей бывшей погруженности

[в материальное]»).

Скорее всего, это высказывание восходит к стиху из Послания Апостола Павла «К Римлянам»: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (1:20).

Этельвольд Винчестерский пишет, что подобные инсценирования событий Нового Завета нужны для того, «чтобы торжественно отпраздновать положение во гроб нашего Спасителя и крепить веру невежественного простонародья и неофитов, мы решили следовать похвальному обычаю некоторых церковников» [19. С. 62].

Какие же цели и задачи ставились перед подобного рода «представлениями»? Мы можем выделить следующие:

• катехизация через зрелище;

• презентация наглядным образом догматов вероучения;

• миссионерство на народном языке;

• замещение представлений гистрионов-жонглеров;

• нравственное воздействие на паству (зримая проповедь).

Дидактика лежала в основе церковной драмы. Это были своего рода церковные иллюстрации вероучения, рассчитанные, прежде всего, на зрительное впечатление, в назидание и поучение верующих, или «мнемонические инструменты» (mnemonic instruments [20]). Их цель - «побуждать человека делать добро и утверждать его в вере» - как сказал кастильский король Аль-фонсо Х Мудрый (исп. Alfonso X de Castilla, 1221-1284).

Дальнейшее развитие этого направления церковной катехизации привело к появлению специфически религиозно-театральных представлений (мистерия, моралите, миракль). Их постепенная секуляризация привела к церковному запрету этих постановок и в то же время к появлению современного драматического театра в Европе.

В перспективе изучение мало исследованного опыта использования театра и драматизации в средневековой духовной культуре, в том числе и в отечественной, на наш взгляд, может способствовать формированию методо-

логии и принципов организации школьного театра, возвращению театру его изначального предназначения в целях духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Список источников

1. Рыбина О.В. Школьный театр как педагогическая среда формирования компетенций школьников // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 3 (11). С. 4-18.

2. Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. J.-P. Migne, 1859. Tomus LXVI.

3. Устав Пахомия Великого // Древние иноческие уставы: пр. Пахомия великого, св. Василия великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные Епископом Феофаном. Издание Афонского Русского Пателеимонова монастыря. М., 1892.

4. Циглер Теобальд. История педагогики / авториз. пер. с 3-го изд., испр. и доп. нем. Е. Цитрон и А. Карнауховой ; под ред. [и с предисл.] прив. доц. С.А. Ананьина. Санкт-Петербург ; Киев : Сотрудник, 1911.

5. Theobald Ziegler. Geschichte der Pädagogik mit besonderer Rücksicht auf das höhere ünter-richtswesen. München, 1909.

6. Древние иноческие уставы: пр. Пахомия великого, св. Василия великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные Епископом Феофаном. Издание Афонского Русского Пателеимонова монастыря. М., 1892. С. 633-634.

7. BarlowR. The letters of Alcuin. New York, 1909.

8. Hefele K.J. von. Histoire des Conciles d'après les documents originaux. Nouvelle traduction française, faite sur la deuxième édition allemande par Dom H. Leclercq. In IV tomes. Paris, 19071911. Tome III, Deuxieme partie. 1910.

9. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона : в 86 т. СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1890-1907. Т. XXXVIIa (74). 1903.

10. Acta Sanctorum. Augusti. Tomus Quintus. Parisiis et Romae, 1868. P. 240-264.

11. SepetM. Le drame chretien au Moyen Age. Paris : Librairie Academique, 1878.

12. Иванов К.А. Средневековый монастырь и его обитатели. 4-е изд.. Петроград : Книгоиздательство Товарищества «Петроградский Учебный Магазин», 1915.

13. Opera Hrosvite illustris virginis et monialis germane gente saxonica orte nuper a Conrado Celte inventa. Nuremberg : Sodalitas Celticae, 1501.

14. ClédatLéon. Le Théatre en France au Moyen Age. Raris, 1896.

15. L. Petit de Julleville. Les Comediens en France au Moyen Age. Paris, 1885.

16. L.J.N. Monmerqué et Francisque Michel. Théâtre français au moyen âge, d'apres les manuscrits de la bibliotheque du roi. (XI-XIV siecles). - Paris, Firmin Didot frères, 1842.

17. Bertha Alice Merrill. L'Origine et le developpement du drame liturgique latin. - Graduate School Boston University, 1918.

18. Chambers E.K. The mediaeval stage. V. 1-2. Oxford University Press, 1903. Vol. II. Book III.

19. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. М. : Искусство, 1952. Т. 1.

20. The York Corpus Christi Plays. Clifford Davidson (Editor) - Publisher Location: Kalamazoo, Michigan Publisher Name: Medieval Institute Publications Publication Date: 2011. Вступление.

References

1. Rybina, O.V. (2012) Shkol'nyy teatr kak pedagogicheskaya sreda formirovaniya kompetentsiy shkol'nikov [School theater as a pedagogical environment for developing schoolchildren's competencies]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykhproblem. 3(11). pp. 4-18.

2. Migne, J.P. (ed.) (1859) Patrologiae Cursus Completus. Vol. LXVI. J.-P. Migne

3. Pachomius the Great. (1892) Ustav Pakhomiya Velikogo [Rule of Pachomius the Great]. In: Bishop Theophan. (ed.) Drevnie inocheskie ustavy: pr. Pakhomiya velikogo, sv. Vasiliya velikogo, pr. Ioanna Kassiana i pr. Venedikta, sobrannye Episkopom Feofanom [Ancient monastic rules: Ave. Pachomius the Great, St. Basil the Great, St. John Cassian and St. Benedict, collected by Bishop Theophan]. Moscow: Athos Russian Pateleimon Monastery.

4. Ziegler, T. (1911) Istoriya pedagogiki [History of Pedagogy]. Translated from German by E. Tsitron, A. Karnaukhova. St. Peterburg; Kiev: Sotrudnik.

5. Ziegler, T. (1909) Geschichte der Pädagogik mit besonderer Rücksicht auf das höhere ünter-richtswesen. München: Beck.

6. Bishop Theophan. (ed.) (1892) Drevnie inocheskie ustavy: pr. Pakhomiya velikogo, sv. Vasiliya velikogo, pr. Ioanna Kassiana i pr. Venedikta, sobrannye Episkopom Feofanom [Ancient monastic rules: Ave. Pachomius the Great, St. Basil the Great, St. John Cassian and St. Benedict, collected by Bishop Theophan]. Moscow: Athos Russian Pateleimon Monastery. pp. 633-634.

7. Barlow, R. (1909) The Letters of Alcuin. New York: [s.n.].

8. Hefele, K.J. von. (1910) Histoire des Conciles d'après les documents originaux. Vol. 3. Paris:

[s.n.].

9. Brockhaus, F.A. & Efron, I.A. (1903) Entsiklopedicheskiy slovar' F.A. Brokgauza i I.A. Efrona [The F.A. Brockhaus and I.A. Efron Encyclopedic Dictionary]. Vol. XXXVIIa (74). St. Petersburg: Brokgauz-Efron.

10. Acta Sanctorum. (1868) Augusti. Tomus Quintus. Parisiis et Romae. pp. 240-264.

11. Sepet, M. (1878) Le drame chretien au Moyen Age. Paris: Librairie Academique.

12. Ivanov, K.A. (1915) Srednevekovyy monastyr' i ego obitateli [Medieval monastery and its inhabitants]. 4th ed. Petrograd: Knigo-izdatel'stvo Tovarishchestva "Petrogradskiy Uchebnyy Magazin."

13. Anon. (1501) Opera Hrosvite illustris virginis et monialis germane gente saxonica orte nuper a Conrado Celte inventa. Nuremberg: Sodalitas Celticae.

14. Clédat Léon. (1896) Le Théatre en France au Moyen Age. Paris: [s.n.].

15. L. Petit de Julleville. (1885) Histoire du théâtre en France: Les comédiens en France au moyen âge. Paris: [s.n.].

16. L.J.N. Monmerqué & Francisque Michel. (1842) Théâtre français au moyen âge, d'apres les manuscrits de la bibliotheque du roi. (XI-XIVsiecles). Paris: Firmin Didot frères.

17. Merrill, B.A. (1918) L'Origine et le developpement du drame liturgique latin. Graduate School Boston University.

18. Chambers, E.K. (1903) The Mediaeval Stage. Vol. 2(3). Oxford University Press.

19. Stolnaya, V.Ya. (ed.) (1952) Khrestomatiyapo istorii zapadnoevropeyskogo teatra [A Reader on the History of Western European Theater]. Vol. 1. Moscow: Iskusstvo.

20. Davidson, C. (ed.) (2011) The York Corpus Christi Plays. Kalamazoo: Medieval Institute Publications.

Сведения об авторах:

Чистюхин И.Н. - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры режиссуры, мастерства актера и экранных искусств Орловского государственного института культуры (Орел, Россия). E-mail: dom26@list.ru

Жукова Н.И. - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры режиссуры, мастерства актера и экранных искусств Орловского государственного института культуры (Орел, Россия). E-mail: zhuana3@gmail.com

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Chistyukhin IN. - Orel State Institute of Culture (Orel, Russian Federation). E-mail: dom26@list.ru

Zhukova N.I. - Orel State Institute of Culture (Orel, Russian Federation). E-mail: zhua-na3@gmail.com

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.02.2021; одобрена после рецензирования 22.11.2021; принята к публикации 15.11.2023.

The article was submitted 10.02.2021; approved after reviewing 22.11.2021; accepted for publication 15.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.