Никитин Ю.В.
Преподаватель,
Сахалинский государственный университет
К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК СРЕДИ СТУДЕНТОВ ЮЖНО-САХАЛИНСКОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА САХГУ
Аннотация
В статье рассмотрена - профилактика курения среди поступивших студентов первых курсов и как табакокурение оказывает влияние на умственную и трудовую деятельность в образовательном процессе.
Ключевые слова: профилактика, табакокурение, вредная привычка, никотиновая зависимость.
Nikitin Y.V.
Teacher,
Sakhalin state university
TO QUESTION ABOUT PROPHYLAXIS OF PERNICIOUS HABITS AMONG STUDENTS OF SOUTH-SAKHALIN
PEDAGOGICAL COLLEGE OF SakhGU
Abstract
In the article considered is a prophylaxis of smoking among the acting students of the first courses and as t tobacco smoking has influence on mental labour and activity in an educational process.
Keywords: prophylaxis, tobacco smoking, harmful habit, nicotinic dependence.
Тысячи раз специалисты пытались вычислить мотивы курения и в молодёжной среде. В итоге стало ясно, что таким мотивом чаще всего является удовольствие и развлечение. Современные средства массовой информации, наряду с постоянной пропагандой курения, так же постоянно указывают на его вред. Написаны десятки и сотни научных трудов и статей, проведена масса исследований, доказывающих вред употребления табака. В книге С.Е. Ковригина описывается вред табакокурения в молодёжной среде [6, с. 64]; в трудах А.И. Вольского и М.А. Потапова большой упор делается на описание методик профилактики курения [3, 107]; А.А. Гунина предлагает несколько различных методик избавления молодого организма от табачной зависимости [4, с. 181].
ВОЗ напоминает, что употребление табака является основной предотвратимой причиной смерти во всем мире. Ежегодно от сигарет умирает около 6 миллионов человек, из которых 600 000 и вовсе не являются курильщиками и умирают в результате «пассивного» курения. Если не предпринимать активные действия, к 2030 году от табака будут ежегодно умирать более 8 миллионов человек, причем более 80% этих случаев смерти будут происходить в странах с низким и средним уровнем дохода.
Ученые выяснили, что 67% курильщиков умирают от заболеваний, связанных с негативным влиянием никотина на организм, а срок их жизни сокращается примерно на 10 лет по сравнению с некурящими людьми. Это онкологические заболевания (рак легких, горла, языка, десен) связанных с длительным курением. Общие экономические потери, связанные с табакокурением, составляют не менее $ 200 миллиардов в год. Распространение табакокурения в России - одно из самых высоких в мире. 42% всех случаев преждевременной смерти мужчин в возрасте 35-69 лет и женщин 30-59 связаны с курением. Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирает более 260 тысяч человек. В России курят 58% мужчин и 36% женщин, причем доля обладательниц прекрасного пола за последние годы увеличивается, особенно среди девушек 14 до 24 лет [8].
Поэтому к Всемирному дню без табака, который отмечается каждый год 31 мая, Всемирная организация здравоохранения призывает страны повысить налоги на табачные изделия, чтобы побудить курильщиков сократить потребление сигарет. По оценкам ВОЗ, это позволит спасти 11 миллионов человеческих жизней.
Актуальность выбранной темы неоспорима в связи с вышесказанным. Цель нашего исследования: выявить количество курящих студентов, выяснить, как повлияло курение на состояние их здоровья, и проанализировать популярность используемых мер профилактики среди студентов. Объектом нашего исследования мы выбрали студентов в возрасте 15-16 лет, поступивших на базе 9 классов, в количестве 153 человека.
Для проведения исследования мы использовали следующие методы: анкетирование, спирометрия, изучение творческих работ студентов по вопросам профилактики курения.
Прежде всего, мы выяснили процент курящих студентов, и оказалось, что он превышает общие показатели по России. В ЮСПК курят 80% юношей и 60% девушек. Часто считают, что молодёжь начинает курить именно в студенческие годы, оторвавшись от дома. Наше исследование показало совершенно иной результат: только три человека начали курить в колледже и столько же бросили курить, поступив в колледж, а все остальные начали курить, обучаясь в школе и проживая дома. Это, видимо, связано с недостатками профилактической работы в школе. Поэтому в рамках ЮСПК необходимо вести работу не только в сфере профилактики, но и в области борьбы с пристрастием к курению.Большинство учащихся достаточно хорошо информированы о том, какой вред курение наносит их организму, но, как правило, не относят эту информацию к себе, считая, что всё это наступит в очень отдалённом будущем. Чисто психологически 15-16 человеку трудно представить то, что с ним может произойти, например, к сорока годам. Поэтому мы решили на конкретных примерах показать, что изменения в функциях их организма в связи с употреблением табака происходят уже в первые годы курения.
В связи с этим мы провели спирометрическое исследование для выяснения жизненной ёмкости лёгких наших студентов. У подростков 15-16 лет она должна составлять 3 литра у девушек и 4 литра у юношей. Среди некурящих недостаточную жизненную ёмкость лёгких имеют 35%, а вот у курящих это проявляется в 52% случаев, и особенно это ярко выражено среди девушек, что подтверждает мнения многих медиков и психологов о том, что в женском организме быстрее происходят изменения под влиянием вредных веществ. Уменьшение жизненной ёмкости лёгких происходит из-за того, что табачный дым, проникая через альвеолы лёгких, делает их ткань менее эластичной, и лёгкие теряют возможность растягиваться. Также сужается просвет дыхательных путей. Эти изменения приводят к ухудшению функций дыхательной системы и увеличению частоты возникновения респираторных заболеваний. [1, с. 202]. Среди курящих болеют ОРЗ более трёх раз в год 52% исследуемых, в то время, как среди некурящих таких часто болеющих ОРЗ только 40%.
Поскольку в 15-16 лет организм находится в стадии развития, курение в этом возрасте пагубно влияет на нервную систему, а именно: ухудшается память, затрудняется концентрация внимания, что в свою очередь сказывается на учёбе студентов и ведёт к снижению их успеваемости.
По данным проведённого анкетирования среди некурящих на «4» и «5» учатся 40% исследуемых первокурсников, а среди курящих их только 14%, среди курильщиков к концу сессии задолженности имели 30%, тогда как среди некурящих только 20%.
Таким образом, нам удаётся на конкретных примерах доказать студентам, что последствия употребления табака уже сказались на функциях их организма. Тем самым мы создаём благоприятную почву для проведения профилактической работы и борьбы с курением.
По данным анкетирования мы пришли к выводу, что у многих студентов уже сформировалась никотиновая зависимость, и самостоятельно они не справятся с этой проблемой. Так, на вопрос анкеты - «хочешь ли ты бросить курить?» 40% ответили, что
40
обязательно бросят, а 58% хотят бросить, но не могут сделать это самостоятельно. И только 1 человек ответил, что он хочет продолжать курить.
Для планирования профилактической работы мы решили выяснить отношение наших студентов к курильщикам. Оказалось, что резко отрицательное отношение к курильщикам проявляют 22% опрошенных, а 50% анкетируемых равнодушны к ним. Ещё 28% сочувствуют курильщикам. Однако картина резко изменилась, когда вопрос встал по отношению к близким людям: «как ты отнесёшься к тому, что твой парень (девушка) курит?» Равнодушными к курению близкого человека остаются только 25%, а большинство 60% будут настаивать на отказе от курения, а для двух процентов опрошенных курение является поводом для расставания.
Исследование показало, что наших студентов волнует то положение с курением, которое сложилось в их учебном заведении. Они считают, что необходимо проводить профилактическую работу и сами предлагают её различные формы: от полного запрета до разъяснительных мер.
По данным опроса самым действенными методами большинство студентов считают штрафы за курение в общественных местах и показ конкретных случаев нанесения вреда здоровью, на примере наших студентов. Хотя мы и отмечали информированность студентов о том, какой вред наносит курение, многие опрошенные отмечают необходимость бесед на эту тему с просмотром кинофильмов. Начиная с 2010 года ежегодно в ноябре в ЮСПК проводится акция «Меняем сигарету на конфету», которая заинтересовывает студентов с каждым годом все больше и больше и позволяет им задуматься, для того чтобы отказаться от курения в будущем. Многие студенты настроены очень решительно и считают, что наиболее действенными мерами будут полный запрет на производство табачных изделий, резкое повышение цен на них и запрет на курение в общественном месте.
Но как все мы знаем, одни только запреты редко приводят к положительным результатам. Куда важнее, чтобы человек сам осознал, какой вред он наносит себе и добровольно отказался от табака. И здесь большую роль играют просветительные мероприятия. С этой целью студенты ЮСПК выполняют творческие работы: составление и оформление стенгазет, санитарных бюллетеней, стендов; пишут рефераты, готовят сообщения и выступают с ними в студенческих аудиториях. Тем самым, они сами получают более глубокие знания и ведут просветительскую работу среди первых курсов.
Таким образом, в результате нашего исследования, мы выяснили, что привычка к курению глубоко укоренилась в студенческой среде. Мы сумели показать на конкретных примерах, какие изменения произошли в состоянии здоровья студентов, и как это отразилось на их основной деятельности - учёбе.
Также мы увидели, что многие студенты уже не могут самостоятельно отказаться от табакокурения и нуждаются в помощи. Кроме того, мы убедились в необходимости активной профилактической работы для борьбы с этой привычкой. Мы поняли, что наши студенты сами заинтересованы в этой работе и предлагают различные меры профилактики. Конечно, эта работа длительная и кропотливая и не сразу даёт видимые результаты, но если вести её в системе, то мы сможем уберечь от этой беды многих молодых людей, что и является нашей задачей.
Литература
1. Болотовский И.С. Наркомании. Токсикомании : учеб. пособие / И.С. Болотовский. - М.: Медицина, 2010. - 307 с.
2. Борисов Г.Б. Книга для подростка : учеб. пособие / Г.Б. Борисов. - М.: Медицина, 2010. - 211 с.
3. Вольский А.И. Токсикомания и наркомания / А.И. Вольский., М.А. Потапова. - Медицинское руководство. - М.: Просвещение, 2011. - 288 с.
4. Гунина А.А. Психология зависимости / А.А. Гунина. - Методические рекомендации. - СПб: Здоровье, 2011. -- 211 с.
5. Калягин А.Н. Школа по преодолению табачной зависимости / А.Н. Калягин., Е.А. Швецова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2012. - № 4. - С. 54-60.
6. Ковригин С.Е. Вредные привычки / С.Е. Ковригин. - Медицинское руководство. - М.: Просвещение, 2012. - 297с.
7. Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредметный научный журнал/ МГУ. - Электронный журнал -С.С. Лалиев: МГУ, 2013. - Режим доступа: www.brosit-kurit.com.
8. Статистика употребления табака в России [Электронный ресурс]: открытый информационный сайт. / Управление государственной статистики 2013. - Режим доступа: http://uucyc.ru/statistics/item
References
1. Bolotovskii I. S. Addiction. Substance Abuse / I. S. Bolotovsky. - Training manual. - M.:Medicine, 2010. - 307 p.
2. Borisov G. B. Book for teen / G. B. Borisov. - Training manual. - M.: Medicine, 2010. - 211 p.
3. Wolski, A. I. Substance abuse and addiction / A. I. Volsky., M. A. Potapov. - Medical guide. - M.: Education, 2011. - 288 p.
4. Gunin A. A. Psychology of dependence / A. A. Gunina. - Methodical recommendations. - SPb:Health, 2011. - 211 p.
5. Kalyagin, A. N. School for overcoming tobacco addiction / A. N. Kalyagin., E. A. Shvetsova // safety studies. The basics of life safety. - 2012. - No. 4. - S. 54-60.
6. Kovrigin S.E. bad habits / S. E. Kovrigin. - Medical guide. - M.: Education, 2012. - 297 р.
7. Investigated in Russia [Electronic resource]: multidisciplinary research journal/ MSU. - Electronic journal - S. S. Liliev: Moscow state University, 2013. - Access mode: www.brosit-kurit.com. (data obrashhenija 20.02.2013).
8. Statistics of tobacco use in Russia [Electronic resource]: public information website. / State statistics 2013. - Access mode: http://uucyc.ru/statistics/item. (data obrashhenija 20.02.2013).
Олевская Е.Р.1, Тарасов А.Н.2, Новиков В.Н.3
1Кандидат медицинских наук, доцент, 2доктор медицинских наук, профессор, Южно-Уральский государственный медицинский
университет, 3Доктор медицинских наук, профессор,
Пермский клинический центр ФМБА России
КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕХИРУРГИЧЕСКИХ СПОСОБОВ ГЕМОСТАЗА ПРИ ПОРТАЛЬНОЙ
ГИПЕРТЕНЗИИ
Аннотация
В статье представлены результаты оптимизированной тактики применения различных нехирургических способов остановки кровотечения из варикознорасширенных вен пищевода при портальной гипертензии, основанной на использовании сочетания компрессии баллоном или стентом Дэмиша, консервативной терапии и эндоскопического лигирования или склерозирования вен.
Ключевые слова: кровотечение, портальная гипертензия, эндоскопический гемостаз, стент Дэмиша.
Olevskaya E.R. 1, Tarasov A.N. 2, Novikov V.N. 3
'Candidate of Medical Sciences, docent, 2Doctor of Medical Sciences, professor, South Ural State Medical University, 3Doctor of
Medical Sciences, professor,
Perm Clinical Center RFMBA (Federal Medical-Biological Agency of Russia)
CLINICAL CHARACTERISTICS OF NON-SURGICAL METHODS OF HEMOSTASIS IN PORTAL HYPERTENSION
41