Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»'

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / физическая культура / учебно-тренировочный процесс / травматизм / профилактика травматизма / sport / physical education / educational and training process / traumatism / traumatism prevention

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дудус Александр Николаевич, Рысев Юрий Львович, Черкасова Алина Викторовна

Актуальность данной статьи заключается в необходимости разработки методики по снижению травматизма на занятиях по физической культуре на основе комплексного подхода и детального изучения причин возникновения травм у студентов. В ходе исследования определены наиболее частые факторы, влияющие на возникновение травматизма, и разработаны предложения по снижению уровня получения травм в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INJURY PREVENTION OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE AND SPORTS»

The relevance of this article lies in the need to develop a methodology to reduce injuries in physical education classes based on a comprehensive approach and a detailed study of the causes of injuries in students. During the study the most frequent factors affecting the occurrence of injuries were identified, and proposals to reduce the level of injuries in the discipline «Physical Culture and Sports».

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»»

УДК 378.6

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Дудус Александр Николаевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры физической подготовки, канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected]

Рысев Юрий Львович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры физической подготовки, e-mail: [email protected]

Черкасова Алина Викторовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры физической подготовки, e-mail: [email protected]

Актуальность данной статьи заключается в необходимости разработки методики по снижению травматизма на занятиях по физической культуре на основе комплексного подхода и детального изучения причин возникновения травм у студентов. В ходе исследования определены наиболее частые факторы, влияющие на возникновение травматизма, и разработаны предложения по снижению уровня получения травм в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт»

Ключевые слова: спорт; физическая культура; учебно-тренировочный процесс; травматизм; профилактика травматизма

ON THE ISSUE OF INJURY PREVENTION OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE AND SPORTS»

Dudus Alexander N.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Assistant Professor of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, e-mail: [email protected]

Rusev Yuriy L.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lector of the Department of Physical Training, e-mail: krasnydoker@ mail.ru

Cherkasova Alina V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lector of the Department of Physical Training, e-mail: cherar@mail. ru

The relevance of this article lies in the need to develop a methodology to reduce injuries in physical education classes based on a comprehensive approach and a detailed study of the causes of injuries in students. During the study the most frequent factors affecting the occurrence of injuries were identified, and proposals to reduce the level of injuries in the discipline «Physical Culture and Sports»

Keywords: sport; physical education; educational and training process; traumatism; traumatism prevention

Для цитирования: Дудус А.Н., Рысев Ю.Л., Черкасова А.В. К вопросу о профилактике травматизма студентов в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

2023. № 2 (86). С. 125-129.

Физическая культура является необходимой составляющей жизни общества, но в то же время представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено исключительно решением задач физического усовершенствования и развития. Данное явление выполняет ряд социальных функций общества в отношении морали, воспитания, этики и духовности. Безусловно, занятия физическими упражнениями оказывают значительное влияние и содействие укреплению здоровья.

Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта, одобренной Правительством РФ до 2030 года (распоряжение Прави-

тельства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года») [1], одним из приоритетных направлений признано формирование комфортной и безопасной среды в сфере физической культуры и спорта, в связи с чем представляется актуальным исследование вопросов совершенствования мероприятий, направленных на профилактику и реабилитацию травматизма, в том числе студентов Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт».

В последнее время данное направление пре-

Дудус А.Н., Рысев Ю.Л., Черкасова А.В.

бывает в фокусе внимания со стороны исследователей и медицинских специалистов. Несмотря на растущую актуальность темы травматизма у студентов, детальное изучение механизмов возникновения спортивных травм и эффективных методов их профилактики не приобрело широкий спектр развития. В этой связи необходимо определить наиболее эффективный метод совершенствования профилактики травматизма у студентов во время занятий по физической культуре.

Достаточно точная характеристика травматизма содержится в трудах В.О. Аграновича и Н.В. Аграновича. Авторы определяют травматизм как совокупность травм, возникающих в определенный отрезок времени, которые основываются повреждением мягких тканей во время тренировочного и спортивного процессов [2, с. 54]. Частота и вид травм в значительной степени зависят от специфики спортивной деятельности, связанной с игровыми видами спорта, особенно с контактными командными видами спорта, обеспечивающими наиболее высокий процент травматизма. Более того, практические занятия физической культурой предполагают развитие высокой концентрации внимания, профилактики гиподинамии и гипокинезии, что говорит о потенциальных возможностях нарушения техники безопасности, которое может привести к травматизму. Получение различного рода травм неизменно влияет на неврологическое, физиологическое и психологическое развитие. Последствия получения травмы могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными и могут проявляться сразу после воздействия неблагоприятных факторов или иметь отсроченное начало. Возникновение травм противоречит основным оздоровительным задачам физического воспитания.

Наиболее распространенными спортивными травмами, возникающими на занятиях по физической культуре, являются: растяжение лодыжки (симптомы включают боль, отек и скованность); ушибы (удар может вызвать небольшие кровоизлияния в кожу); сотрясение мозга (легкое обратимое повреждение мозга в результате удара по голове, которое может сопровождаться потерей сознания, симптомы включают головную боль, головокружение и кратковременную потерю памяти); порезы и ссадины (обычно возникают при падении, особенно подвержены колени и кисти рук); обезвоживание (потеря слишком большого количества жидкости может привести к тепловому истощению и тепловому удару); повреждение зубов (удар в челюсть может расколоть, сломать или сместить зубы); растяжение подколенного сухожилия (симптомы включают боль, отек и синяк); травмы коленного сустава (симптомы включают боль, отек и скованность, могут быть затронуты связки, сухожилия или хрящ); травмы носа (кровотечение из носа или перелом носа, вызванные прямым ударом); стрессовые переломы (особенно

в нижних конечностях, удар при многократных прыжках или беге по твердым поверхностям может в конечном итоге привести к трещинам и переломам).

О.Ю. Малоземов и Ю.Г. Бердникова разделяют категории травм на тяжелые травмы, травмы средней тяжести и легкие травмы [3]. Необходимо рассмотреть понятийный аппарат травм всех указанных категорий.

Тяжелые травмы - травмы, повлекшие за собой серьезное нарушение здоровья, требующие длительного амбулаторного лечения. Потеря физической трудоспособности равна 30 дням.

Травмы средней тяжести - травмы, повлекшие за собой изменения в организме, требующие лечения у травматологов-ортопедов. Потеря физической трудоспособности составляет от 10 до 30 дней.

Легкие травмы - травмы, не повлекшие серьезных нарушений и потери физической трудоспособности. В основном это ссадины, ушибы, растяжения первой степени, неглубокие раны. Достаточно оказание первой медицинской помощи, в некоторых случаях сочетание лечения и тренировок.

Все виды спорта принято разделять на 4 группы по степени опасности получения травм:

1 группа: настольный теннис, шахматы, бильярд.

2 группа: волейбол, парусный спорт, бадминтон, спортивное ориентирование.

3 группа: гребля, лыжное двоеборье, все виды борьбы, легкая атлетика, водное поло, бейсбол, художественная гимнастика, акробатика, все виды стрельбы, фехтование, планерный спорт.

4 группа: баскетбол, футбол, хоккей, конный спорт, альпинизм, подводный спорт, гандбол, конькобежный спорт, пятиборье, регби, горнолыжный спорт, парашютный спорт.

По данным НИИ травматологии за 2022 г. большая часть травм приходится на травмы колена - 55 %; травмы голеностопного сустава составляют около 15-10 %; остальной процент приходится на травмы плеча, кисти и локтевого сустава. На занятиях по физической культуре большинство полученных травм возникают во время проведения спортивных соревнований [4].

Принимая во внимание данную статистику, следует отметить результаты опроса представителей Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии в отношении основ техники безопасности на занятиях по физической культуре в 2021/2022 учебном году, которые имеют практическое значение для исследования причин возникновения травм.

Авторами было опрошено 75 обучающихся в возрасте от 18 до 21 года. Респонденты в анонимной форме предоставляли ответы на ряд вопросов, которые предполагали ответы о полученных травмах, характере и месте получения травм, а также какие рекомендации по профилактике травматизма они знают.

Проведенный опрос показал, что больше всего травм было получено во время занятий спортивными играми: баскетбол, футбол и волейбол. Следовательно, данные виды спорта представляют собой распространенную причину получения травм на занятиях физической культуры [5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при организации учебного процесса преподавателю необходимо учитывать ряд факторов получения той или травмы, а студентам необходимо знать правила безопасного участия в спортивных играх и сдачи определенных нормативов.

Некоторые эксперты предлагают разделять факторы получения травм на занятиях по физической культуре на внешние и внутренние. Внешние факторы в основном не связаны с поведением студента [6]. Здесь ключевую роль играют недостатки организации учебного процесса, например: недостаточное освещение спортивного зала, некачественный спортивный инвентарь и материальное оснащение зала, нарушение медицинского наблюдения и гигиенических условий, отсутствие должной квалификации у преподавателя. Значимую роль играет состояние проведения мест занятий и оборудования. Так, неисправимое и несоответствующее антропометрическим данным спортивное оборудование является частой причиной получения травм среди студентов.

К внутренним факторам эксперты относят те обстоятельства, которые напрямую зависят от студента. Прежде всего, это состояние переутомления студента, что приводит к плохому самочувствию и отсутствию необходимой концентрации на занятиях по физической культуре. Далее это неправильная техника выполнения упражнений и недостаточная физическая подготовка студента. В том числе, необходимо учитывать и третье обстоятельство - это индивидуальная склонность студента к сосудистым, либо мышечным спазмам.

Таким образом, источники возникновения травм полиморфны - содержат в себе сочетание сразу нескольких факторов. Следовательно, при профилактике спортивных травм и минимизации обстоятельств, влияющих на их получение, необходимо учитывать как и внешние факторы, так и внутренние. Комплексный и квалифицированный подход позволит не только изучить возникновение травм, но и ликвидировать их источники.

В этой связи следует детально рассмотреть правила профилактики спортивных травм и разработать конкретные стратегии по снижению риска их получения.

Так, В.Б. Рубанович акцентирует внимание на значимости профессионального обучения преподавателей по физической культуре. Знание преподавателя-тренера правильной техники выполнения упражнений, причин возникновения травм и анатомических особенностей строения человека играет ключевую роль в безопасном проведении занятий по физической культуре [7]. В том числе

необходимо проводить подготовительные занятия или «пятиминутки» о важности профилактики травматизма в рамках занятий по физической культуре. Необходимо придерживаться основных требований методики обучения студентов: постепенное изменение нагрузки, последовательное овладение двигательных навыков, демонстрация преподавателем техники выполнения упражнений, детальный инструктаж, контроль выполнения упражнений [8, с. 14].

Крайне важно учитывать особенности освещения и оснащения зала. Стены зала, окрашенные в светлые тона, влияют на световой поток отражения, что увеличивает освещенность территории. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [9], Своду правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение» [10] освещенность зала должна быть не менее 200 лк, вертикальная - не менее 75 лк [10, с. 96]. В том числе, помимо необходимости обеспечения требуемого уровня освещенности, следует не допускать мерцаний света, шумовых эффектов и резких теней. Температура цвета должна быть приближена к дневному естественному цвету [11].

Причиной получения травм нередко становится спортивный инвентарь, не соответствующий техническим требованиям. Во избежание возможного получения травм, преподавателям необходимо проверять спортивные снаряды до начала занятий по физической культуре.

Также на сегодняшний день признаны эффективными определенные методы снижения травматизма на основе разминки студентов перед началом выполнения упражнений. Основные из них:

- растягивание мышц до и после занятия, что влияет на повышение их гибкости и эластичности;

- разогрев мышц улучшает кровоток, что способствует повышению температуры и предотвращает мышечные напряжения;

- перерывы и восстановление водно-соляного баланса;

- контроль нагрузки, т.к. чрезвычайно быстрые колебания в тренировочной нагрузке потенциально создают возможность возникновения травм;

- самостоятельная регулярная тренировка студента способствует сопротивлению получения гематом и ушибов во время занятия спортом. Обучающимся необходимо включить в свою жизнь индивидуальный еженедельный план упражнений.

Вышерассмотренный базис профилактики травматизма необходимо классифицировать, целесообразно разделить данные мероприятия по усовершенствованию физического воспитания на два комплексных уровня: первичный и вторичный.

Дудус А.Н., Рысев Ю.Л., Черкасова A.B.

Первичная профилактика травматизма. Ее основу составляет комплексная методика проведения занятий: регулярность занятий, разминка, последовательная интенсивность физической нагрузки, постепенное и поэтапное овладение опорно-двигательными навыками, грамотная техническая подготовка, учет индивидуальных особенностей студента. Относительно организации соревнований действует методическая концепция, прежде всего: учет инструкций и положений по проведению различных групповых тренировочных занятий, правильное составление программы соревнований, правильное размещение студентов при проведении соревнований, грамотная комплектация соревновательных групп.

Вторичная профилактика травматизма. Основу вторичной профилактики составляют принципы и нормативы материально-технического обеспечения: качественные снаряды, постоянная проверка на изношенность и неисправность спортивного инвентаря, соответствие размеров и массы инвентаря особенностям студентов, правильное освещение спортивного зала, выполнение техники мер безопасности при тренировках на спортивных сооружениях, правильное хранение спортивного инвентаря. В том числе немаловажную роль играют метеорологические и санитарные условия на занятиях по физической культуре. Необходимо следовать утвержденным нормам температуры воздуха, уровня влажности, скорости ветра, а также обращать внимание на санитарное состояние спортивного инвентаря, полноценную работу вентиляции в закрытых спортивных залах. Достаточно часто наблюдается ситуация, когда спортивные соревнования проводятся без учета метеорологических условий, что нередко становится причиной получения травм. От 2 % до 6 % спортивных травм возникают по причине неблагоприятных погодных условий [3, с. 11].

Необходимо отметить значимость не только практических аспектов образовательной деятельности, но и теоретических. Необходимый уровень знаний о специфике спортивных травм у студентов еще недостаточен. Теоретическая база может быть одним из наиболее рентабельных средств, помогающих снизить риск получения травм. В целях снижения риска получения травм на занятиях по физической культуре представляется целесообразным включить в лекционный курс дисциплины «Физическая культура и спорт» раздел «Техника безопасности и предупреждения травматизма при занятиях базовыми видами физ-культурно-спортивной деятельности» с последующими формами контроля в виде тестирования и практическими заданиями.

Таким образом, данное исследование показало, что в настоящее время прослеживается недостаточность высокого уровня соблюдения правил техники безопасности, поскольку существует потребность не только в знаниях, умениях и навыках

обеспечения безопасности, но и безопасной реализации любого вида спортивной деятельности, понимания целей и последствий своих действий.

Важнейшей целью образовательного процесса в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» является формирование мышления, основанного на глубоком осознании безусловности приоритетов безопасности студента Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии при решении любых профессиональных задач. Многие спортивные травмы предсказуемы и предотвратимы при условии методически правильной последовательной организации занятий с учетом комплексного подхода предотвращения факторов, влияющих на возникновение травм.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года». URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/74866492/.

2. Агранович В.О., Агранович Н.В. Анализ спортивного травматизма при занятиях физической культурой и спортом и создание условий по его снижению // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. № 2. С. 77-81.

3. Малоземов О.Ю. Травматизм при физкультурно-спортивных занятиях в вузе: учебно-методическое пособие для обучающихся всех медицинских групп здоровья, дисциплина «Физическая культура» / О.Ю. Малоземов, Ю.Г. Бердникова; Минобрнау-ки России, Урал. гос. лесотехн. ун-т, Кафедра физического воспитания и спорта. Екатеринбург, 2018. 36 с.

4. Шихов А.В. Медико-педагогические аспекты спортивного травматизма: учебное пособие / А.В. Шихов, Г.И. Семёнова; научный редактор В.В. Гайл. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. 128 с.

5. Теплухин Е.И., Юдин Д.С., Крыжановская О.О., Митрохин Е.А., Самсонова Е.А. Профилактика травматизма на занятиях по физической культуре в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С.123-126.

6. Алексеева Н.Д., Зиновьев Н.А., Зиновьев А.Н., Свят-ченко П.Б. Профилактика травматизма у студентов-первокурсников на занятиях по дисциплине «Элективный курс по физической культуре и спорту» // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. № 3 (181). С. 12-16.

7. Рубанович В. Б. Основы врачебного контроля при занятиях физической культурой. Учебное пособие для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт. 2020. 25 с.

8. Склярова И.В., Малянова Е.Ю., Дудус А.Н., Явдо-шенко Е.О. Организация рекреационных занятий и их интегрирующая роль в процессе формирования здоровье сбережения: учебное пособие. СПб.: Северо-Западный государственный медицинский

университет имени И.И. Мечникова. 2021. 44 с.

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/.

10. Приказ Министерства строительства и жилищ-

но-коммунального хозяйства РФ от 7 ноября 2016 г. № 777/пр «Об утверждении СП 52.13330 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»» (с изменениями на 10 февраля 2017 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/456046667.

11. Освещение в спортзале школы по СанПиН и СП: главные требования и нормы//КСО. URL: https:// ksosvet.ru/blog/osveshchenie-v-sportzale-shkoly-po-sanpin-i-sp-glavnye-trebovaniya-i-normy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.