Научная статья на тему 'К вопросу о профессональном самоопределении молодежи'

К вопросу о профессональном самоопределении молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
460
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кораблёва Марина Викторовна

Данная статья посвящена проблеме профессионального самоопределения молодежи, живущей в условиях динамичного развития общества. В статье освещаются как представления молодежи о профессиях и рынке труда, так и предпочтения современных выпускников школ, лицеев и колледжей. Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается вниманием президента РФ Д.А. Медведева, которое он уделяет этому вопросу в ряде своих выступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессональном самоопределении молодежи»

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 4

УДК 316.346.32-053.8(470+571)

к вопросу о профессональном самоопределении молодежи

М.В. Кораблёва

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Данная статья посвящена проблеме профессионального самоопределения молодежи, живущей в условиях динамичного развития общества. В статье освещаются как представления молодежи о профессиях и рынке труда, так и предпочтения современных выпускников школ, лицеев и колледжей. Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается вниманием президента РФ Д.А. Медведева, которое он уделяет этому вопросу в ряде своих выступлений.

Ключевые слова: молодежь, профессиональное самоопределение, общество.

on the of Youth Professional self-Determination M.V. ^^b^va

This article is devoted to the problem of professional self-determination of youth living in the dynamic development of society. The article highlights as youth representations of occupations and the labor market, as the preferences of modern graduates. The relevance of the topic is confirmed by attention of President D.A. Medvedev, which he gives to this question in a number of the performances. Key words: youth, professional self-determination, society.

Для отечественной социологии образования проблематика профессионального самоопределения молодого поколения не является новой. Отдельные аспекты этой проблемы в той или иной степени уже исследовались ранее социологами, философами, педагогами и психологами.

Вступая в активную самостоятельную жизнь, каждое молодое поколение решает для себя проблемы, которые принято считать вечными, -жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора. В ранней юности возрастающая активность процесса самоопределения личности обусловлена потребностью занять социально ответственную позицию взрослого человека в связи с приближающимся окончанием школы, когда будущее приобретает осязаемые черты.

Расширение социального пространства жизнедеятельности, предстоящее вхождение в послешкольный социум, необходимость адаптироваться к изменениям внешних условий, поиск и выбор путей построения собственной жизни, определение перспектив получения дальнейшего образования - все это создает стрессовую ситуацию напряжения, энергетических затрат и возможного разочарования1.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций,

моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека не только происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности, но также зависит от воспитания в семье, взглядов и убеждений друзей и влияния школы. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор. Одним из центральных, и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого молодого человека, в его профессиональной карьере является вопрос поиска, выбора и овладения профессией. Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. Даже бывалого взрослого человека такие вопросы и требования могут поставить в тупиковое и, казалось бы, безвыходное положение. Это тем более справедливо для подростков, заканчивающих школу, и только вступающих в самостоятельную трудовую жизнь молодых людей.

С одной стороны, планирование своих жизненных и профессиональных перспектив - это личное дело каждого человека, высшее проявление его свободы и ответственности за свое счастье. Но с другой стороны, человек живет в обществе, и чем он будет заниматься в этом мире -не безразлично для общества.

Как отметил президент РФ Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному собранию Российской Федерации, реализация стратегических планов страны невозможна без полноценных перемен в обществе. Укрепление политической системы и правовых институтов, внутренняя и внешняя безопасность государства, социальная стабильность, современное образование и культура (культура в самом широком смысле этого слова) неразрывны для достижения успехов. В частности, Д. Медведев подчеркнул: «Конечным итогом наших совместных действий станет качественное изменение не только уровня жизни

© М.В. Кораблёва, 2010

М.В. Кораблёва. К вопросу о профессональном самоопределении молодежи

граждан нашей страны. Измениться должны мы сами. Необходимо преодолеть широко распространенные представления о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто-то еще, но только не каждый из нас на своем месте. Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью нашей общенациональной культуры, именно частью общенациональной культуры. Для достижения этих целей начинать надо с самого начала - с воспитания новой личности уже в школе. Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Мир непрерывно меняется, становится все сложнее, стремительное развитие науки и технологий - все это требует непрерывного обучения, постоянного совершенствования человеческих способностей и профессиональных навыков» 2.

Несомненно, профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей жизни. Но в период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе, вопрос выбора профессии приобретает особую остроту. У отдельных школьников и их родителей уже есть ответы на него. Для других же школьников уже после окончания девяти классов актуальным становится выбор профессионального учебного заведения. Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. В 14-15 лет крайне сложно выбирать профессию. Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. При выборе профессии и подготовке будущих специалистов важно знать требования к профессии, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет. Подростковый возраст - период становления человека как гражданина, в это время происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование духовных качеств. Профессиональная мотивация - это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с ней.

Выбор профессии - довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс, ведь от правильности этого выбора во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Сознательный выбор профессии происходит

с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности. Если главным для него является общественный престиж, то профессия выбирается исходя из существующей моды, престижности этой профессии в обществе. Многие выбирают профессию в зависимости от того, в какой степени она может обеспечить их материальное благополучие. Ряд выпускников выбирает профессию из-за интереса к ней, и нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. Бывает, что такой выбор, основанный на поверхностном, чисто внешнем впечатлении или подкрепленный советами родителей, друзей, оказывается неудачным. Но часто романтика профессии быстро улетучивается и остаются «суровые будни», к которым человек не готов ни морально, ни физически, ни по своему психическому складу - работа превращается в пытку, вынуждает менять профессию. Таким образом, профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно прежде всего принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека. Имеющиеся у человека определенные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы (сила - слабость, подвижность - инертность, уравновешенность - неуравновешенность) могут обусловливать его склонность к определенному виду деятельности - быстрой, но кратковременной работе, работе переменного характера. Осознание этой склонности и ее причины (правда, не всегда отчетливое) приводит к формированию мотива, побуждающего человека заниматься определенным видом деятельности, так как в его глазах эта деятельность по своему характеру отвечает характеру имеющейся склонности (отсюда важность реального, адекватного представления о психологической структуре данной деятельности). Соответствующее же сочетание типологических особенностей способствует проявлению способностей к тому или другому виду деятельности, что влияет на уровень эффективности, создает удовлетворенность трудом и подкрепляет мотив выбора профессии, превращая его в стойкий интерес. Последний влияет на активность человека и «закрепляет» его в данной профессии.

Если же у человека имеется поверхностное и неадекватное представление о профессии, о тех требованиях, которые она предъявляет, то происходит рассогласование между склонностями и способностями, с одной стороны, и психологическим содержанием работы - с другой. В результате не будет ни высокой эффективности такой деятельности, ни удовлетворения ею. Склонность к определенному типу деятельности может проявляться в разных видах труда (профессиях), а это значит, что она еще не предопределяет узконаправленного профессионального выбора.

Социология

55

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 4

Реалии окружающей действительности и наши представления о ней таковы, что попадание человека в ситуацию неопределенности, поиска, отсутствия ответов на многие вопросы становится нормой, а проблема выбора - жизненного, профессионального, личностного характера - как никогда актуальной. Неслучайно адаптация молодежи к стремительно меняющимся условиям жизни общества особо выделяется среди наиболее значимых тенденций современного этапа развития образования в мире. Нельзя не учитывать и того, что у молодежи восприятие реальности дополняется, трансформируется, нередко искажаясь, многокрасочным видеорядом, насыщенным звуковым сопровождением, виртуальными образами компьютерных и других средств мультимедиа.

По оценкам экспертов, старшеклассники становятся критичнее, самостоятельнее, прагматичнее, амбициознее, ничего не принимают на веру, не спешат соглашаться с чужим мнением, суждениями, оценками, требуют доказательности. Современные старшеклассники более пессимистично относятся к возможностям своего вклада в изменение социальных процессов, но более оптимистично смотрят на свое будущее, веря в возможность своего личного успеха в жизни. Личный успех большинство учащихся школ, гимназий, колледжей связывает с необходимостью получения образования как средства продвижения по карьерной лестнице. Не утратили своего значения и такие ценности, как «общественное признание», «активная деятельная жизнь».

Современная молодежь особенно остро воспринимает безразличие, настороженность, агрессивность, жестокость. Молодые люди испытывают постоянный дефицит доброжелательности, дружелюбия, уважения, тактичности в отношениях, искреннего доверия к ним со стороны взрослых. Это происходит еще и потому, что они, к сожалению, уже имеют собственный опыт того, что ответственность за порученное дело, сказанное слово, результаты их выбора и действий чаще лишь декларируются старшими по возрасту, положению, статусу.

По данным специалистов в различных областях науки и практики, растущие в определенной мере в детской и молодежной среде состояние тревожности, агрессивность, раздражение, импульсивность действий и поступков свидетельствуют не только о неблагополучии, неудовлетворенности чем-то в настоящее время, но и о растерянности, неуверенности в завтрашнем дне, сомнении в собственных силах на этапе вступления в самостоятельную жизнь. Дефицит межвозрастного общения и взаимодействия в молодежной среде в дальнейшем усугубляет проявление инфантилизма, несамостоятельности, безынициативности, социальной апатии. Социальная гармония в обществе достигается не только за счет примирения, согласия, компромисса разных социальных групп и классов, но и за счет стремления преодолеть раз-

56

рыв между поколениями, устранить противоречия в отношениях старших и младших.

Социальное становление молодых происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. Востребован иной набор личностных качеств, позволяющих человеку успешно интегрироваться в сложную социальную среду, - способность к быстрому освоению нового, гибкость, динамика, мобильность, умение действовать методом проб и ошибок3.

Ориентация на труд в условиях складывающегося рыночного общества в нашей стране имеет ряд особенностей, главной из которых является трудность реализации такого выбора, в котором бы гармонично сочетались предпочитаемый вид труда, его оплата и престижность.

По результатам социологического исследования, представленным на круглом столе 27-28 апреля 1998 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова (в рамках ежегодных Ломоносовских чтений), выявлено, что при определении решающих факторов выбора работы юноши на первое место поставили большую зарплату (63%), что вполне понятно - возможность материально обеспечить семью всегда считалась одним из основных достоинств мужчины. Второе по значимости место занимает интересная работа (56%). У девушек эти характеристики меняются местами (соответственно 66% и 57%). На третьем месте оказалась престижная организация (25% -юноши, 22% - девушки). Комфортные условия труда интересуют 11% юношей и 14% девушек, а свободный график работы - соответственно 12% и 9% респондентов. Эти цифры подтверждают характерную для нашего времени ситуацию, связанную с женской занятостью, когда при выборе работы уходят на второй план такие важные для будущих жен и матерей характеристики занятости, как свободный график и комфортные условия труда. Интересно, что простую и легкую работу хочет иметь вдвое больше юношей, чем девушек (4% и 2% соответственно)4.

Приведенные выше данные, полученные исследователями Д.Е. Денисовой и А.В. Денисовым, позволили сделать следующие выводы.

Во-первых, «отмечается сохранность традиционных женских и мужских профессиональных ориентаций. Преподавательская и воспитательская работа, торговля и общепит, служба быта по-прежнему остаются преимущественно женскими сферами занятости, а такие области, как медицина и искусство, привлекают больше женщин, чем мужчин. Престижные в данный момент времени профессиональные отрасли, такие как юриспруденция и экономика, имеют вес в обеих группах, хотя в силу того, что младшим экономическим персоналом - бухгалтерами - обычно являются женщины, заметен их перевес в числе выбравших планирование и учет. Занятия, сопряженные с тяжелыми физическими нагрузками, и работа с

Научный отдел

И.Ю. Саяпина. Эвристический потенциал субъективистской парадигмы

техникой в области авто- и железнодорожного транспорта, машиностроения и металлообработки, а также охранная деятельность остаются уделом сильного пола. Также в наше время в связи с переходом к новой экономической системе, появлением большого количества фирм возникло много рабочих мест, отдаваемых преимущественно мужчинам, - агенты, экспедиторы. Как правило, они не требуют особых профессиональных навыков и неплохо оплачиваются, поэтому популярны среди молодых людей, что, скорее всего, и объясняет третье место служащих в списке предпочтений юношей».

Во-вторых, «многие 17-летние имеют четкую профессиональную ориентацию и вполне определенные требования к будущей работе, а также серьезно задумываются о собственных перспективах на рынке труда. В будущем половина из них (48% девушек и 50% юношей) хотят видеть себя профессионалом в своем деле. 69% юношей и 73% девушек хотят быть материально обеспеченными, при этом наиболее популярным способом добывания денег подростки считают работу (76%> респондентов)»5.

Итак, в ориентации на будущую профессию у большинства юношей и девушек наблюдаются сформированное представление о будущей жизни и стремление к самостоятельной активной деятельности, однако, получив профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях,

некоторые молодые люди переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля. И в случае отсутствия реальных профессиональных достижений и неопределенности перспектив карьеры проблема профессионального самоопределения вновь становится актуальной.

Примечания

1 См.: Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников. [Электронный ресурс]. URL: http://www.portalus.ru/ modules/shkola/ms_readme.php?subaction=showfuU&id=l 192706992 &archive=l 196815384&start_from=&ucat=&. (дата обращения: 18.10.2007). С. 32-38.

2 МедведевД.А. Измениться должны мы сами (Из Послания Федеральному собранию Российской Федерации). Видеоблог Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://blog.kremlin.ru/post/44. (дата обращения: 16.11.2009).

3 См.: Губанова М.И. Указ. соч.

4 Денисова Д.Е., Денисов А.В. Профессиональное самоопределение молодежи: тендерный аспект. По материалам круглого стола «Женский вопрос накануне XXI века» 27-28 апреля 1998 г., МГУ им. М.В. Ломоносова (в рамках ежегодных Ломоносовских чтений). [Электронный ресурс]. URL: http://www.owl.ru/win/ research/profmolodeg.htm. (дата обращения: 03.02.2005).

5 Там же.

удк 316.772.4

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТИВИСТСКОЙ ПАРАДИГМЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ (на примере анализа СМИ)

И.Ю. саяпина

Саратовский государственный университет E-mail:[email protected]

в статье рассматривается возможность применения субъективистской парадигмы в социологическом исследовании Сми. Предпринята попытка определить роль Сми и телевидения в системе массовой коммуникации, а также выявить основных субъектов взаимодействия.

Ключевые слова: массовые коммуникации, средства массовой информации, телевидение, субъективистская парадигма, субъекты взаимодействия, институциональные практики.

Heuristic Potential of the Inter-subjective Paradigm for sociological Research: a Case study of Mass Media

I. Yu. sayapina

The opportunity of inter-subjective paradigm application for sociological research is considered in the article. The attempts are

made to define the relationship between mass media and television in the mass communications system and present the main interaction subjects.

Key words: mass communications, mass media, television, intersubjective paradigm, interaction subjects, institutional practices.

Изучая изменения в системе массовой коммуникации в современном обществе, необходимо исследовать внутренние намерения и потенциал субъектов, которые вовлечены в процесс коммуникации. Научные объяснения в социологии могут оказаться неадекватными, если в них игнорируется интерпретация с точки зрения субъектов социального действия.

Глобальный процесс информатизации, вызвавший трансформацию социальных структур

© И.Ю. Саяпина, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.