Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональных стратегиях: концертмейстер в классе хорового дирижирования'

К вопросу о профессиональных стратегиях: концертмейстер в классе хорового дирижирования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC
122
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТРУКТУРА / АЛГОРИТМ / ДИРИЖЕРСКИЙ ТЕЗАУРУС / ОБУЧАЮЩИЕ СТРАТЕГИИ / КОЛЛЕГИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / ALGORITHM / STRUCTURE / KEY COMPETENCIES / COMMUNICATION STRATEGIES / EDUCATIONAL STRATEGIES / PROFESSIONAL STRATEGIES / STRATEGIES / CONDUCTING THESAURUS / TEACHING STRATEGIES / COLLEGIAL STRATEGIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чепеленко Ксения Олеговна, Чепеленко Наталия Юрьевна

Проблемно-тематическим фокусом данной статьи является фигура концертмейстера специалиста современного музыкального вуза, исследованная в аспекте коммуникативно-деятельностного анализа. Для характеристики профессиональной деятельности вузовского концертмейстера используется актуализируемое авторами понятие стратегия; вводится терминологическое словосочетание стратегии концертмейстера, на сегодняшний день недостаточно отрефлексированное в музыкально-педагогической науке. В статье обосновывается тезис, согласно которому комплекс профессиональных стратегий концертмейстера-хоровика обусловлен коммуникативностью актуальным доминантным свойством современной учебно-образовательной практики. В статье применяется метод дескрипции. Представленный опыт научной дескрипции стратегической деятельности концертмейстера осуществлен на примере анализа работы концертмейстера класса по специальности дирижер академического хора. В работе устанавливается связь между категориями стратегия и компетентность, отвечающими за качественную сторону стратегического поведения, акцентируется внимание на процессуальном характере стратегической деятельности. Деятельность концертмейстера дирижерско-хорового класса раскрывается с точки зрения специфики, содержания и структуры обусловленных ею важнейших профессиональных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PROFESSIONAL STRATEGIES: A CONCERTMASTER OF A CHORAL CONDUCTING CLASS

The article focuses on the role of a concertmaster a specialist of a modern music institute, which is studied in the context of communication and activity analysis. To characterise professional activities of an academic concertmaster, the authors use a notion of strategy; they introduce a terminological word combination “a concertmaster’s strategy”, which hasn’t been reflected fully enough in music education science. The article substantiates the thesis holding that a set of professional strategies of a concertmaster of a choral conducting class is determined by communicativeness a pertinent dominant characteristics of the modern educational practice. The authors use the method of description. The scientific description of the strategic activities of a concertmaster is based on the analysis of the work of a concertmaster of a choral conducting class. The authors establish a connection between the categories “strategy” and “competence” responsible for quality-related side of strategic behaviour, and focus on the procedural character of strategic activities. The article reveals the work of a concertmaster of a choral conducting class in terms of the specificity, content and structure of the key professional strategies determined by it.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональных стратегиях: концертмейстер в классе хорового дирижирования»

PHILHARMONICA International Music Journal

Правильная ссылка на статью:

Чепеленко К.О., Чепеленко Н.Ю. — К вопросу о профессиональных стратегиях: концертмейстер в классе хорового дирижирования // PHILHARMONICA. International Music Journal. - 2019. - № 6. DOI: 10.7256/2453-613X.2019.6.31029 URL: https://nbpublish.com'library_read_article.ptp?id=31029

К вопросу о профессиональных стратегиях: концертмейстер в классе хорового дирижирования

Чепеленко Ксения Олеговна

доктор искусствоведения, кандидат социологических наук

профессор, кафедра Коммерция и инжиниринг бизнес-процессов, Саратовский государственный

технический университет имени Гагарина Ю. А

410054, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Политехническая, 77

И kseniya_ch@list.ru

Чепеленко Наталия Юрьевна

концертмейстер, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова 410028, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Пр. Кирова, 1

И k.chepelenko@yandex.ru Статья из рубрики "Музыкальная педагогика и психология"

Аннотация.

Проблемно-тематическим фокусом данной статьи является фигура концертмейстера -специалиста современного музыкального вуза, исследованная в аспекте коммуникативно-деятельностного анализа. Для характеристики профессиональной деятельности вузовского концертмейстера используется актуализируемое авторами понятие стратегия; вводится терминологическое словосочетание стратегии концертмейстера, на сегодняшний день недостаточно отрефлексированное в музыкально-педагогической науке. В статье обосновывается тезис, согласно которому комплекс профессиональных стратегий концертмейстера-хоровика обусловлен коммуникативностью - актуальным доминантным свойством современной учебно-образовательной практики. В статье применяется метод дескрипции. Представленный опыт научной дескрипции стратегической деятельности концертмейстера осуществлен на примере анализа работы концертмейстера класса по специальности дирижер академического хора. В работе устанавливается связь между категориями стратегия и компетентность, отвечающими за качественную сторону стратегического поведения, акцентируется внимание на процессуальном характере стратегической деятельности. Деятельность концертмейстера дирижерско-хорового класса раскрывается с точки зрения специфики, содержания и структуры обусловленных ею важнейших профессиональных стратегий.

Ключевые слова: стратегии, профессиональные стратегии, образовательные стратегии, коммуникативные стратегии, ключевые компетенции, структура, алгоритм, дирижерский тезаурус, обучающие стратегии, коллегиальные стратегии

DOI:

10.7256/2453-613X.2019.6.31029

Дата направления в редакцию:

10-10-2019

Дата рецензирования:

10-10-2019

В отечественной музыкально-педагогической науке интерес к фигуре вузовского концертмейстера и проблемам его профессионального труда приобретает особое значение для осмысления современного состояния российского образования. Обозначенная тематика в рамках искусствоведческой статьи разрабатывается на основе научной категории стратегия . Междисциплинарная методология исследования привлекает для научного обоснования выдвинутой концепции теоретические положения и терминологический аппарат педагогики, социологии и психологии.

Предмет статьи, в самом общем смысле, можно лаконично охарактеризовать так: «стратегия - это цель и средства ее достижения», Формула эта акцентирует двуединство рационального и эмпирического. На когнитивном уровне цель деятельности и пути ее достижения определяются посредством инструментальных средств: методик, техник, технологий, Эмпирический (поведенческий) уровень связан с практической реализацией избранной цели [4, с- 14].

Универсальный, общедисциплинарный, полисемантичный термин стратегия широкораспространен в научной и практической сферах многогранной деятельности человека. Стратегии, определяющие содержание профессиональной деятельности, известны как профессиональные стратегии. Формирование разнообразных подходов соответствует специфике многопрофильных стратегий: научных (математических, экономических, медицинских, социологических, философских и т.д.) культурных (литературных, художественных, живописных, образовательных и т.д.), управленческих, спортивных, военных, технических и пр.

Стратегическому направлению посвящены многочисленные научные изыскания современных ученых во всех областях научного знания. Особую актуальность имеют для нас искусствоведческие труды: «Смысл творчества в интерпретации художника ХХ века», «Поиски смысла творчества и новые стратегии художника в ХХ веке» О.А. Кривцуна[6,7], диссертационные исследования в области филологии А.В. КазачковойС.А. Байковой

О.Ю. Ахманова-^, И.Ю. Погореловой И.М. Сугян t-12^ предметом которых стали писательские стратегии современных авторов. В этом ряду выделяются несколько работ,

посвященных творческим стратегиям современных композиторов H5I, а также ряд статей автора, развивающих стратегическую проблематику «пространства искусства» [16 - 21].

Главным мотивом рефлексии авторов данной публикации является феномен музыкальных

стратегий - стратегий специалиста, владеющего музыкальной специальностью пианист-концертмейстер. Словосочетание стратегии концертмейстера , не успевшее пока еще приобрести терминологический статус в музыкально-педагогической науке, раскрывается в ракурсе спецификации, связанной с работой концертмейстера в классе хорового дирижирования.

Поскольку профессиональная деятельность вузовского концертмейстера развертывается в образовательном пространстве и служит задаче воспроизводства профессиональных кадров, она может интерпретироваться в горизонте понятия музыкально-образовательные стратегии . Таким образом, понятие образовательные стратегии , характеризующее изначально деятельность обучаемого, приобретает здесь более широкое толкование.

Комплексное понятие образовательные стратегии вузовского концертмейстера включает в себя организационные, воспитательные, учебно-развивающие и художественно-исполнительские стратегии. В качестве базового основания выделяется исполнительские стратегии, стратегии ансамблевого музицирования.

Все формы стратегической деятельности характеризуют ее актора - в нашем случае, концертмейстера - с точки зрения развитости личных качеств, таких как эмпатия, эмоциональная чуткость, мобильность когнитивных реакций, толерантность, умение создать психологически комфортную атмосферу общения, выйти на невербальные контакты посредством музыкально-исполнительской деятельности и вербальные посредством корректно и лаконично сформулированных замечаний критического или оценочного характера, рекомендаций. Как очевидно, качественная сторона стратегического поведения концертмейстера по большей части осмысляется в категориях психологии и зависит она от арсенала личностных компетенций концертмейстера.

Стратегически выстроенная деятельность концертмейстера процессуальна, развернута во времени. Один из начальных ее этапов охватывает комплекс учебных стратегий -аудиторных, классных, камерных в своей основе, второй связан с концертными стратегиями публичного характера, предполагающими заранее подготовленное, отрепетированное выступление на сцене. И если учебная стратегия - долгосрочна по определению, то «отчетно-концертная» стратегия ограничена определенными временными рамками, краткосрочна. Первая, - условно говоря, - «будничная», повседневная, вторая - «праздничная» и, как правило, итогово-результирующая.

Взаимосвязанность описанных стратегий проявляется в том, что концертные стратегии, к примеру, невозможно сформировать, выстроить, реализовать, минуя комплекс учебных стратегий. Важно понимать также и то, что учебные стратегии поверяются практикой концертных стратегий, служат маркером освоения студентами программного материала, а, в конечном счете, - служат показателем степени профессиональной подготовленности студента, что может рассматриваться как качественная оценка стратегической деятельности концертмейстера.

Вузовский концертмейстер - специалист-универсал, без которого невозможно представить учебный процесс в хоровом классе, в классах оркестрового дирижирования, вокальной подготовки, инструментального исполнительства. Одно из наиболее сложных направлений музыкально-педагогической деятельности концертмейстера представляет работа с дирижерами-хоровиками. Тему эту развивают авторы методических и научных разработок: О.А. Абрамова А.С. Осипова Т.Д. Стрельцова Г.Г. Тенюкова

Современная система хорового образования обусловливает существующую

спецификацию концертмейстерской деятельности, соответствующую двум номинациям: концертмейстер хорового класса и концертмейстер, работающий в классе по специальности дирижер академического хора. К этому следует добавить еще одну градацию внутри второй номинации: концертмейстер-«инструменталист», исполняющий оркеструю партию (или партию фортепиано) в хоровых произведениях с сопровождением и концертмейстер-«хоровик», компенсирующий отсутствие учебного, «тренировочного» хора и исполняющий «партию» хора.

Одной из наиболее трудно решаемых задач, стоящих перед концертмейстером, признается сегодня задача воспроизведения на рояле звучания хора. Звуко-тембровая имитационная стратегия, воспроизведение пианистом хоровых тембров, а также умение «слышать руку» студента-дирижера и «читать» дирижерские жесты - представляет ключевую компетенцию, характеризующая степень его профессионального мастерства.

Стратегии вузовского концертмейстера-хоровика - стратегии диалогического взаимодействия, диалогического сотрудничества партнеров-участников

образовательного процесса, основываются на знании тезауруса дирижерских жестов: владении теоретической информацией, касающейся специфики метро-ритмической организации хоровой музыки (музыки, связанной со словом), знании особенностей построения вокального ансамбля, динамически выверенного согласования голосов и др. Эти компетенции актуализируются в пространстве интерпретации хорового произведения.

Некорректно, однако, описывать деятельностные стратегии концертмейстера как направленные исключительно на студента и классифицировать их только как обучающие стратегии. Некорректно умалять роль сотворческих стратегий обучающей стороны, союзнических отношений концертмейстера и педагога. Немаловажное значение для формирование коммуникативных концертмейстерско-педагогических стратегий имеет развитый научный интерес пианиста-концертмейстера к проблемам дирижирования,

актуализируемым современными отечественными и зарубежными исследователями ^^ Развивая тему концертмейстерских стратегий, отметим роль концертмейстера -связующего звена между студентом и педагогом в трехстороннем контексте коммуникативных учебно-образовательных стратегий.

Алгоритм исполнительской стратегии концертмейстера на индивидуальных занятиях по специальности при этом до схематичности ясен: студент с помощью педагога-дирижера создает виртуальную версию интерпретации разучиваемого произведении, подбирая верную дирижерскую аппликатуру и выстраивая темповую драматургию. Концертмейстер считывает дирижерские жесты студента, на тот момент уже вполне их освоившего, и перекодирует визуальную информацию в аудиальную, озвучивая ее на рояле.

В работе над хоровым произведением с сопровождением необходимо совершенствование двухрояльного ансамбля пианистов. Действия участников данного типа стратегий образуют трехкомпонентную структуру. С одной стороны, - дуэт пианистов, с другой - ансамбль пианистов и студента дирижера, с третьей -согласование описанных стратегий с генеральной стратегической линией педагога, учебно-воспитательной и художественно-интерпретаторской одновременно.

Помимо исполнительских стратегий профессиональную компетенцию концертмейстера в его вузовской работе составляют просветительские стратегии, с которыми связаны такие направления его деятельности как формирование у обучаемых интонационно-стилевого подхода в процессе изучения музыкального произведения, развитие навыков

продуктивного творческого общения, ансамблевых, коммуникативных и организаторских качеств, самостоятельности художественного мышления.

Нельзя не упомянуть еще об одной стороне вопроса, содержания которого косвенно мы уже касались. Профессиональные стратегии концертмейстера могут быть рассмотрены в рамках психофизиологии общения - одного из направлений современной психологии. В психологической литературе под стратегией общения принято понимать «общую схему

действий участников коммуникативного процесса, общий план достижения цели» -Ц0!. Эта дефиниция акцентирует внимание на тех смысловых координатах, вокруг которых строились наши предшествующие рассуждения.

Обобщая выше представленные рассуждения, можно констатировать - абрис стратегического портрета концертмейстера спецкласса хорового дирижирования складывается из совокупности ряда положений:

1. стратегии концертмейстера корректно классифицировать как профессиональные стратегии;

2. поскольку стратегии формируются в ситуации коммуникации - это стратегии коммуникативные;

3. стратегии носят межличностный характер, трехвекторно ориентированы: концертмейстер - студент, концертмейстер - концертмейстер («двухрояльные» стратегии), концертмейстер - педагог;

4. стратегии носят коллегиальный характер, к тому же это ансамблевые стратегии;

5. стратегии разворачиваются в пространстве профессионального образования и музыкального искусства - соответственно, это образовательные и музыкальные стратегии;

6. музыкальные стратегии опосредованы исполнением музыкальных произведений, а значит это исполнительские и, по большому счету, художественные стратегии;

7. исполнительские стратегии, по определению, - творческие, интерпретативные;

8. поскольку занятия в дирижерском классе носят индивидуальный характер, стратегии концертмейстера - индивидуальные, персональные, с каждым студентом имеющие свой стратегический курс.

В заключении подчеркнем следующее: именно в единстве исполнительской и образовательной стратегий концертмейстера раскрывается механизм решения художественных, образовательных, воспитательных и просветительских задач в целостном учебно-образовательном процессе вуза. При этом на первом плане находятся творческие аспекты, духовно-формирующие интенции, транслируемые посредством грамотно сформированной стратегической деятельности концертмейстера-профессионала .

Библиография

1. Абрамова О.А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классе

специального дирижирования на дирижерско-хоровом отделении // Державинские чтения. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 2000. - С. 71-72.

2. Ахманов О.Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. - Казань, 2011. - 21 с.

3. Байкова С.А. Авторская стратегия прозы Евг. Попова 1970-х-1990-х гг.: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Н. Новгород, 2013. - 20 с.

4. Заборова Е.Н., Озерова М.В. Образовательные стратегии: подходы к определению понятия и традиции исследования. Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2013 № 3 (116).

- С. 105-111.

5. Казачкова А.В. Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1990 -начала 2000-х гг.: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01. - Н. Новгород, 2015.

- 21 с.

6. Кривцун О.А. Поиски смысла творчества и новые стратегии художника в ХХ веке. // Человек. - 2002 №2, №3. С. 27-49.

7. Кривцун О.А. Смысл творчества в интерпретации художника XX века. Знаки переходного сознания // Искусствознание. 2002 № 1. - С. 462-485.

8. Осипова А.С. О специфике работы концертмейстера в классе хорового дирижирования // Державинские чтения. Культурология. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов (февр. 1998 г.) Тамбовск. гос. ун-т. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 1998. - С. 65-66.

9. Погорелова И.Ю. Концептуалистская стратегия как жанрообразующая система творчества Д.А. Пригова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. -Краснодар, 2011. - 30 с.

10. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник и практикум для прикладного бакалавриата О.О. Заварзина, Р.В. Козьяков, Н.Р. Коро, Е.А. Орлова, Н.В. Рышлякова. - М.- Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 546 с.

11. Стрельцова Т.Д. Заметки о воспитании концертмейстеров классов хорового дирижирования // Державинские чтения. Культурология. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов (февр. 1998 г.) / Тамбовск. гос. ун-т. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 1998. - С. 75-77.

12. Сугян И.М. Репрезентация авторской позиции в художественных и публицистических произведениях Ф.А. Искандера: автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.01.01. - Тверь, 2012. - 19 с.

13. Тенюкова Г.Г. Содержание и методы подготовки студентов к кон-цертмейстерской работе в классе хорового дирижирования: автореф дис. канд. педагогических наук. - Москва. 1993. - 17 с.

14. Фурсов К.С. Образовательные стратегии студентов российских вузов на этапе выхода на рынок труда: опыт эмпирического исследования // Вопросы образования.

- 2006 № 2. - С. 222-241.

15. Чепеленко К.О. Автор в контексте пространства искусства: на примере творческих стратегий современных отечественных композиторов: дис. ... докт. искусств.: 17.00.09. - Саратов, 2017. - 379 с.

16. Чепеленко К.О. Автор музыкальный: стратегии автопрезентации // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конференции / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. - С. 118-121.

17. Чепеленко К.О. Автопортретирование как стратегия самоинтерпретации автора

музыкального// Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сб. ст. VII Между-нар. науч.-практ. конференции / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: МЦНС «Наука и Провсещение», 2017. - С. 172-175.

18. Чепеленко К.О. Авторская художественная стратегия самоповтора // World science: problems and innovations: сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конференции: в 2 ч. -Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. - Ч. 1. - С. 292-295.

19. Чепеленко К.О. Композитор как авторологическая фигура творческих стратегий самопрезентации: методологические основания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017 № 4 (78). - С. 216-218.

20. Чепеленко К.О. Коммуникативно-творческие стратегии в модусе игры: на примере композиции В. Екимовского «Урок музыки в византийской школе» // Исторические, философские, политиче-ские и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2016 № 9 (71).

- С. 200-223.

21. Чепеленко К.О. Самоатрибутивные стратегии автора музыкаль-ного // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016 № 10 (72).

- С.197-199.

22. Duane S. Crowther. Key Choral Concepts: Teaching Techniques & Tools to Help Your Choir Sound Great (Techniques For Teaching & Conducting High School & Adult Choirs Book, 2016. - 128 р.

23. Garnett L. Choral Conducting and the Construction of Meaning: Gesture, Voice, Identity 1st Edition, Kindle Edition, 2017. - 242 p.

24. Joseph A. Labuta. Basic Conducting Techniques 7th Edition, Kindle Edition, 2017. -298 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.