Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональной деформации государственных служащих'

К вопросу о профессиональной деформации государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1304
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комлева В. В.

The article discusses issues of professional and personality distortion in the system of public service. The main trends and forms of public employees' professional distortion are considered. The author analyses her empirical data and proposes ways to prevent professional and personality distortion among public employees, one of the ways being professional retraining.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PUBLIC EMPLOYEES' PROFESSIONAL DISTORTION

The article discusses issues of professional and personality distortion in the system of public service. The main trends and forms of public employees' professional distortion are considered. The author analyses her empirical data and proposes ways to prevent professional and personality distortion among public employees, one of the ways being professional retraining.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональной деформации государственных служащих»

щий» тип гармонизации природного и социального в человеке выступает как базовое основание становления физической культуры на современном этапе развития.

Так или иначе, но большинством исследователей признается факт существования разных по качеству групп ценностей: материальных (льготы, оплата на институциональном уровне, явная зависимость освоения ценностей культуры от материальных аксессуаров и услуг), физических (роль здоровья, телосложения, физических качеств, двигательных умений и навыков), психических (важность широты диапазона эмоциональных переживаний, быстрота мышления, воображение, творчество в освоении физической культуры), духовных (самоутверждение и гармонизация личности через освоение «философии телесности», чувство собственного достоинства и защищенности благодаря навыкам физической культуры, ценности «мышечной радости», специфические эстетические и нравственные ценности, идеалы), социальных (престижность физической подготовленности и спортивных достижений, ценности навыков трудолюбия, физического воспитания и социализации детей).

Думается, что базисом, своеобразным «методологическим центром» этих ценностей является человек, в его соматопсихиче-ском, социокультурном и духовном единстве, где каждая сторона является одновременно условием и элементом других, но вовсе не абстрактная физическая культура как метафизический элемент системы общественных отношений.

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность. М., 1995.

2. Выдрин В.М., Николаев Ю.М. О ценностном аспекте физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1989. № 5. С. 13-25.

3. Штейнер Р. Христианство как эстетический факт и мистерии древности. М., 1989. С. 27.

4. Мифологический словарь. М., 1992.

5. Dalen V., Mitchll D., Deneett В. World Histori of Physcal Education. N. Y., 1953. 248 p.

6. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1989.

7. Косевич Е. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового Завета. М., 1992.

8. Столбов В.В. История физической культуры и спорта. М., 1975.

9. Rice Е. Brief History of Physikal Education. N. Y., 1926.214 р.

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

В.В. Комлева

Komleva, V.V. On public employees’ professional distortion. The article discusses issues of professional and personality distortion in the system of public service. The main trends and forms of public employees’ professional distortion are considered. The author analyses her empirical data and proposes ways to prevent professional and personality distortion among public employees, one of the ways being professional retraining.

Профессиональная деятельность государственных и муниципальных служащих является одним из факторов, обусловливающих формирование определенных личностных качеств и черт характера человека. В случае положительного влияния профессиональная деятельность позволяет реализовать свои способности, раскрыть личностный потенциал. Неблагоприятное протекание профессионального развития внешне проявляется в снижении производительности труда,

работоспособности, трудоспособности, а также в негативных изменениях психических качеств человека, в утрате ценностных ориентаций в труде.

Нарушения могут касаться различных сторон трудового процесса: самой профессиональной деятельности, личности, профессионального общения.

Профессиональная деятельность считается психологически полноценной в том случае, если человек самостоятельно целепола-

гает, самостоятельно ставит профессиональные задачи; достигает требуемого результата, умеет регулировать процесс труда. Нарушения профессиональной деятельности, как правило, связаны с наличием у специалиста психического состояния усталости, утратой трудовых умений и навыков. В результате происходит остановка, разрыв в профессиональной деятельности, снижается продуктивность труда. Психологически зрелую профессиональную личность характеризуют стабильные профессиональные ценности, развитое профессиональное сознание, профессиональные способности, использование приемов профессионального мышления, интерес, творчество и адекватность личностных черт человека личностному профилю профессии. Признаками профессиональной деформации и отклонений являются угасание ряда позитивных психических качеств (например, эмпатии, сопереживания клиентам); заострение пограничных психических качеств (например, эмоциональное истощение); появление эмоционального равнодушия, несоответствие профессиональным нормам специалиста (требованиям профессии) и индивидуальной профессиональной норме (требования человека к самому себе, например, отсутствие желаемого, но не возможного творчества); неудовлетворенность, депрессия.

Профессиональное общение считается зрелым, если человек способен охватить широкий диапазон его характеристик: знание профессиональных норм и правил общения, этики и этикета в системе государственной службы; способность и готовность к сотрудничеству в данном коллективе, приятие групповой культуры, идентификация с ней. Деформация профессионального общения выражается в повышении несовместимости и конфликтности, неумении срабатываться, сужении круга общения, дифференциации коллектива на враждующие микрогруппы.

Подобные отклонения в профессиональном развитии имеют довольно сложную динамическую корреляцию. Неблагоприятные условия труда провоцируют негативные изменения сначала в профессиональной деятельности и поведении человека, затем (по мере повторения сложных ситуаций) регрессивные изменения воздействуют на личность и специфику ее профессионального общения.

Установлено, что «сначала возникают временные негативные психические состоя-

ния и установки, затем начинают угасать и как бы выпадать позитивные качества. Далее «заостряются» пограничные состояния, позднее на месте положительных возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника и соотношение ПВК в этом профиле. При повторении ситуаций негативные состояния закрепляются и вытесняют позитивные качества человека, удельный вес позитивных качеств уменьшается. Наступает устойчивое искажение конфигурации личностного профиля профессионала, что означает деформацию личности» [1]. Подобные нарушения могут затрагивать нервно-соматическую сферу, вследствие чего возникают профессиональные заболевания, в том числе, неврозы. 30 % государственных служащих после рабочего дня чувствуют недомогание, 49 % плохо засыпают из-за переживаний на работе. Этот вывод был сделан в результате исследования проблем профессиональной деформации госслужащих. Выборка составила 240 человек, в том числе 59 % - женщины, 41 % - мужчины. Стаж работы которых составил: 36 % -5-10 лет, 33 % - 10-15 лет, 13 % - 16-20 лет, 7 % - 4-5 лет, 3 % - до 1 года, 2 % - 2-3 года, другие - более 20 лет. 41 % опрошенных проживает в областном центре, 23 % - в городе областного подчинения, 27 % - в поселке городского типа, 9 % - в селе.

Опрошенные государственные служащие в качестве неблагоприятных условий труда называли недостаточную двигательную активность (43 %), перенапряжение нервной системы (32 %), монотонные условия труда (21 %), наличие перегрузок (21 %), ненорми-рованность рабочего дня (20 %), наличие отрицательных внешних воздействий (недостаточность освещения, шумы, производственная пыль и тому подобное) - 13 %, а также менее 10 % назвали резкие изменения режима работы, плохой психологический климат, конфликтную обстановку. Государственные служащие переживают на работе из-за того, что:

• организационные недостатки постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться (59 %);

• часто возникает тревожное ожидание, связанное с работой (что-то должно случиться, как бы не допустить ошибку, не сократят лии тому подобное) (34 %);

• при воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение (32 %);

• работа приносит все меньше удовлетворения (28 %);

• от них как профессионалов мало зависит исход дела (26 %);

• обстановка на работе кажется очень сложной (24 %);

• партнерам по работе отдают внимания и заботы больше, чем получают от них (23%).

Деятельность в системе государственной службы, по мнению респондентов, несомненно оказывает влияние на личность служащих (с этим согласны 83 %), особенно «работа научила меня быть более исполнительным» (65 %), «я стал более разборчив в контактах» (62 %), «я стал более осторожным» (45 %), «работа заставила меня быть более послушным» (44 %), «работа научила более почтительно относиться к вышестоящим» (40 %). В то же время лишь 18 % респондентов отмечают, что работа позволяет реализовать свой творческий потенциал и лишь 12 % считают, что рабочий день проходит спокойно и легко.

Наиболее яркими признаками наступающей профессиональной деформации являются утомление, монотония, психическое напряжение, профессиональные заболевания.

Утомление - комплекс физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями труда и пониженными способностями человека. С целью преодоления противоречия организм мобилизует внутренние ресурсы, переходит на более высокий энергетический уровень функционирования. Субъективно утомление переживается в виде усталости, мотивационной и эмоциональной неустойчивости.

Монотония возникает в условиях монотонной работы и характеризуется однообразным и многократным повторением одинаковых трудовых действий, малой продолжительностью цикла трудовых движений, небольшим числом элементов производственных операций, простотой содержания трудовых действий. В таких условиях снижается настроение, появляются негативные эмоции, жалобы на сонливость, скуку.

Еще одним неблагоприятным фактором в профессиональной деятельности является психическая напряженность, связанная с трудными условиями труда, конфликтами, ощущением дискомфорта, тревоги, фрустра-

ции. Среди опрошенных служащих 46 % часто испытывают на работе утомление, 28 % -психическое напряжение, 27 % - монотонию, 17 % — подавление инициативы, 15 % - неоправданное™ ожиданий, 9 % - сонливость, 6 % - дискомфорт. В то же время 28 % считают, что карьера сложилась удачно, в 30 % случаев приносит радость, сопровождается творческим подъемом (19 %) и энтузиазмом (22 %). На вопрос «Если бы у Вас была возможность, то Вы с удовольствием сменили бы работу», ответы распределились так: «да» -32 %, «скорее да, чем нет» - 17 %, «скорее нет, чем да» - 16 %, «нет» - 28 %, затруднились ответить - 7 %.

Государственные служащие, как представители профессий типа «человек-человек», особо подвержены профессиональной деформации. Это вызвано не только монотонней труда, но и тем, что общение с другим человеком предполагает обратное воздействие, «вживание» в роль другого. 27 % опрошенных откровенно устали от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе, 18 % настолько устают на работе, что дома стараются общаться как можно меньше. В результате государственные служащие усваивают особенности личности партнера по деловому общению, что не всегда благоприятно сказывается на личности самих служащих.

Поэтому каждому работающему человеку желательно время от времени задавать себе вопрос на предмет появления негативных издержек профессиональной деятельности. Служащим важно самим научиться определять первые признаки профессиональных деформаций и своевременно принимать меры.

Со временем у любого высококвалифицированного специалиста наступает «период полураспада профессиональной компетентности» [2]. Поэтому любой специалист через определенные периоды времени должен включаться в систему непрерывного образования разной формы - послевузовское и последипломное профессиональное образование, повышение квалификации, а также дополнительное образование для удовлетворения непрофессиональных потребностей человека (эстетических, экологических и других).

Мы говорим о повышении квалификации и переквалификации как об одном из способов профилактики профессиональной де-

формации государственных служащих. Это позволяет не только повысить свои трудовые умения и навыки, уровень профессионализма, но и отвлечься на некоторое время от привычной обстановки, включиться в новые формы общения, сменить привычную социальную роль.

В результате нашего исследования 54 % служащих считают, что профессиональной деформации могут препятствовать изменения условий труда; 19 % - переобучение и повышение квалификации; 16 % - изменение отношений в трудовом коллективе; 10 % -изменение самой системы государственного и муниципального управления. С другой стороны, опрос слушателей профессиональной переподготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление» в Тамбовском филиале Поволжской академии государственной службы (100 человек) выявил, что обучение позволяет повысить общий уровень образования (66 %), повысить уровень профессионализма (12 %), отвлечься от привычной обстановки (10 %), завязать новые знакомства (7 %), включиться в новые отношения (6 %).

Другими словами, перед системой повышения квалификации и переквалификации ставится ряд социально-психологических задач профилактики деформации личности: обновить знания слушателей, преодолевая разрыв между ранее полученной профессиональной подготовкой и новыми требованиями государственной службы; перестроить устаревшие установки, профессиональные стереотипы и штампы, рефлексировать свой опыт с современной точки зрения; стимулировать положительную мотивацию к дальнейшему профессиональному саморазвитию; помочь преодолеть ошибки накопленного практического опыта, сложившуюся профессиональную деформацию личности, эмоциональное истощение; осуществить, по возможности, профессиональную реабилитацию, выправление социального травматизма, вооружив взрослого человека средствами и способами своего профессионального и духовного восстановления; помочь обучающемуся интериоризировать чужой опыт профессиональной деятельности и, возможно, выработать свой, индивидуальный стиль деятельности, на основе чего проектировать свой дальнейший профессиональный рост; помочь взрослому слушателю осуществить профессиональную диагностику и самодиаг-

ностику уровня своего профессионализма и компетентности, оценить актуальный уровень своего профессионального развития; научить взрослого специалиста постоянно учитывать интересы потребителя результатов профессиональной деятельности.

Эти задачи повышения профессиональной квалификации определяют ее механизмы и способы. Психологическим механизмом повышения квалификации является пере-страивание уже сложившейся профессиональной деятельности: включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности; замена одного действия, приема другими; изменение мотивационных установок или придание им нового смысла; изменение профессиональных самооценок.

Повышение квалификации - это до-фор-мирование или пере-формирование профессиональной деятельности, профессионального общения, личностных качеств, овладение новыми способами решения профессиональных проблем и новыми приемами профессионального мышления, преодоление негативных установок и тормозящего влияния прошлого опыта, если оно было, изменение мотивационной и операциональной сферы профессиональной деятельности, становление самого служащего как субъекта повышения квалификации. Одним из эффективных способов повышения квалификации является реформирование, перестраивание самой профессиональной среды, для чего повышение квалификации проходит не отдельный специалист, а весь коллектив. Это существенно облегчает последующую адаптацию служащего к реальным условиям профессиональной деятельности, создает предпосылки для того, чтобы, возвращаясь из учреждения повышения квалификации, специалист мог использовать новые знания и умения в кругу единомышленников.

Результатами успешного повышения квалификации является усиление потребности в дальнейшем непрерывном образовании, преобразование профессиональной деятельности с реальным использованием в ней новых знаний; более точное представление о себе как о специалисте и профессионале, усиление авторства своей дальнейшей профессиональной жизни, рефлексия на новые проблемы в профессии и себя в профессии,

удовлетворенность результатами труда, сохранение индивидуальности при усвоении чужого опыта.

Успешность повышения квалификации тесно связана с возрастными особенностями и профессиональной обучаемостью государственных служащих. В психологии отмечается наличие возрастных кризисов: 28-34 года; 40-45 лет; 50-55 лет, обусловливающих специфику профессионального самоопределения [3, 4]. Эти кризисы связаны с угнетающим человека несоответствием между Я-реальным и Я-идеальным, потерей чувства нового, ощущением отставания от жизни, снижением уровня профессионализма, внутренней растерянностью, осознанием необходимости переоценки себя, усталостью, возникновением ощущения исчерпанности своих возможностей, несбывшимися надеждами.

Именно в эти возрастные периоды государственные служащие наиболее мотивированы в отношении профессиональной переподготовки, и, следовательно, само обучение наиболее эффективно.

При этом обучение взрослых довольно специфично. Ведущая роль в процессе обучения принадлежит самому взрослому, обучение происходит в процессе совместной деятельности обучающихся с обучающим. В идеале взрослый обучающийся должен обладать рядом психических качеств: осознавать себя как самостоятельную самоуправляемую личность; обладать запасом жизненного, профессионального, социального опыта, который является важным источником его обучения; стремиться с помощью учебы решить свои актуальные проблемы и достичь конкретных целей; стремиться к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств.

С другой стороны, актуализируется вопрос о профессиональной обучаемости.

Профессиональная обучаемость - это активное приспособление человека к профессиональной деятельности и к профессиональной среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами; это готовность, открытость к переходу на новые уровни профессионализма, это мотивация и постоянная потребность в профессиональном обновлении. Профессиональная обучаемость характеризуется соотношением между показателями сегодняшнего (актуального) профессионально развития человека и его завтрашнего (потенциального) профессионального развития; связана с разной степенью упражняемости психических функций у разных людей; не должна приводить к излишней внушаемости, податливости, повинуемости.

Образование взрослого выполняет по отношению к нему роль социальной защиты, так как образованный человек приобретает большую внутреннюю свободу действий, решений, поступков, менее привязан к среде, меньше скован стереотипами и предрассудками, более мобилен. Быстрые изменения в мире профессий приводят к тому, что процессы профессионального повышения квалификации должны постоянно сопровождать человека в течение всей его жизни.

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 149.

2. Вульфсон Б.Л. Последипломное образование в развитых странах // Педагогика. 1993. № 3. С. 87.

3. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. №2.

4. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. МГУ. Сер. Психология. 1980. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.