Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ'

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЭКСТРАВЕРСИЯ / ИНТРОВЕРСИЯ / НЕЙРОТИЗМ / САМООТНОШЕНИЕ / САМОИНТЕРЕС / АУТОСИМПАТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Биктина Насима Нигматулиновна

Статья посвящена актуальной теме профессионального самоопределения школьников. В статье приводятся результаты исследования взаимосвязи между личностными характеристиками, уровнем самоуважения и профессиональными предпочтениями школьников. В ходе исследования установлено, что большинство школьников имеют склонность к профессиональной сфере «человек-человек». Менее популярными среди школьников являются профессии типа «человек-природа», «человек - художественный образ», «человек-техника» и «человек - знаковая система». Девочки экстраверты предпочитают профессии типа «человек-человек», им нравится общаться, они уверены в своих коммуникативных умениях и навыках. Мальчики экстраверты предпочитают профессии типа «человек-человек», а интровертам нравятся профессии типа «человек - техника», их выбор связан с положительной оценкой своих умений в этой сфере. Школьники с высоким уровнем нейротизма не любят и не хотят идти работать с техникой. Автором выявлена корреляционная связь между показателями экстраверсии, профессиональным предпочтением в сфере «Человек-человек» и завышенным уровнем самоуважения у школьников. Установлена взаимосвязь между интегральной шкалой самоотношения и тремя глобальными шкалами соответственно: самоуважение, аутосимпатия и самоинтерес у школьников, что свидетельствует о связи самоуважения с положительной самооценкой себя, принятием себя и уверенности в своей интересности для других. Результаты проведенного исследования, представленные в данной статье, могут быть интересны и полезны психологам, преподавателям с целью формирования готовности профессиональному выбору у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLS

The article is devoted to the actual topic of professional self-determination of schoolchildren. The article presents the results of a study of the relationship between personal characteristics, the level of self-esteem and professional preferences of schoolchildren. In the course of the study, it was found that the majority of schoolchildren have a penchant for the professional sphere "person-to-person". Less popular among schoolchildren are professions such as "man-nature", "man-artistic image", "man-technology" and "man-sign system". Extroverted girls prefer human-to-human professions, they like to communicate, they are confident in their communication skills and abilities. Extraverted boys prefer professions of the “person-to-person” type, while introverts like professions of the “person-to-person” type, their choice is associated with a positive assessment of their skills in this area. Schoolchildren with a high level of neuroticism do not like and do not want to go to work with technology. The author revealed a correlation between the indicators of extraversion, professional preference in the field of "Human-human" and an overestimated level of self-esteem among schoolchildren. The relationship was established between the integral scale of self-attitude and three global scales, respectively: self-esteem, autosympathy and self-interest in schoolchildren, which indicates the connection between self-esteem and positive self-esteem, self-acceptance and confidence in one's interest for others. The results of the study presented in this article may be interesting and useful to psychologists and teachers in order to form students' readiness for a professional choice.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

BIKTINA Nasima Nigmatulinovna

TO THE QUESTION ABOUT PROFESSIONAL...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

VTTk" 1 SO О 07? /—\ |Т|Д> C.2021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

•У ДЛ. Ljy.y.Vf /Z |(сс) кУ<$) |Tbs is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0069 iMmtw (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

© Автор (ы) 2021 SPIN: 7265-7068 AuthorlD: 688672 ResearcherlD: AAX-4712-2021 ORCID: 0000-0001-5613-3302

БИКТИНА Насима Нигматулиновна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Социальная психология» Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, пр. Победы 13, корп.20, e-mail: biktina@rambler.ru) Аннотация. Статья посвящена актуальной теме профессионального самоопределения школьников. В статье приводятся результаты исследования взаимосвязи между личностными характеристиками, уровнем самоуважения и профессиональными предпочтениями школьников. В ходе исследования установлено, что большинство школьников имеют склонность к профессиональной сфере «человек-человек». Менее популярными среди школьников являются профессии типа «человек-природа», «человек - художественный образ», «человек-техника» и «человек -знаковая система». Девочки экстраверты предпочитают профессии типа «человек-человек», им нравится общаться, они уверены в своих коммуникативных умениях и навыках. Мальчики экстраверты предпочитают профессии типа «человек-человек», а интровертам нравятся профессии типа «человек - техника», их выбор связан с положительной оценкой своих умений в этой сфере. Школьники с высоким уровнем нейротизма не любят и не хотят идти работать с техникой. Автором выявлена корреляционная связь между показателями экстраверсии, профессиональным предпочтением в сфере «Человек-человек» и завышенным уровнем самоуважения у школьников. Установлена взаимосвязь между интегральной шкалой самоотношения и тремя глобальными шкалами соответственно: самоуважение, аутосимпатия и самоинтерес у школьников, что свидетельствует о связи самоуважения с положительной самооценкой себя, принятием себя и уверенности в своей интересности для других. Результаты проведенного исследования, представленные в данной статье, могут быть интересны и полезны психологам, преподавателям с целью формирования готовности профессиональному выбору у школьников.

Ключевые слова: профессиональные предпочтения, профессиональное самоопределение, экстраверсия, интро-версия, нейротизм, самоотношение, самоинтерес, аутосимпатия.

TO THE QUESTION ABOUT PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLS

© The Author(s) 2021

BIKTINA Nasima Nigmatulinovna, candidate of psychological Sciences, docent, associate Professor of the

Department "Social psychology" Orenburg state University (4600018, Russia, Orenburg, 13 PobedyAve., bldg. 20, e-mail: biktina@rambler.ru) Abstract. The article is devoted to the actual topic of professional self-determination of schoolchildren. The article presents the results of a study of the relationship between personal characteristics, the level of self-esteem and professional preferences of schoolchildren. In the course of the study, it was found that the majority of schoolchildren have a penchant for the professional sphere "person-to-person". Less popular among schoolchildren are professions such as "man-nature", "man-artistic image", "man-technology" and "man-sign system". Extroverted girls prefer human-to-human professions, they like to communicate, they are confident in their communication skills and abilities. Extraverted boys prefer professions of the "person-to-person" type, while introverts like professions of the "person-to-person" type, their choice is associated with a positive assessment of their skills in this area. Schoolchildren with a high level of neuroticism do not like and do not want to go to work with technology. The author revealed a correlation between the indicators of extraversion, professional preference in the field of "Human-human" and an overestimated level of self-esteem among schoolchildren. The relationship was established between the integral scale of self-attitude and three global scales, respectively: self-esteem, autosympathy and self-interest in schoolchildren, which indicates the connection between self-esteem and positive self-esteem, self-acceptance and confidence in one's interest for others. The results of the study presented in this article may be interesting and useful to psychologists and teachers in order to form students' readiness for a professional choice.

Keywords: professional preferences, professional self-determination, extraversion, introversion, neuroticism, self-attitude, self-interest, autosympathy.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Проблема подготовки школьников к выбору профессии была актуальна во все времена развития нашего общества. В настоящее время, как утверждает Г.И. Аникина, - «Современная Российская система образования уже перед учащимися девятого класса общеобразовательной школы, ставит задачу выбора будущего профессионального пути: продолжение общего образования в 10-ом классе, либо профессиональное образование» [1].

Проблемы профессионального выбора современные ученые рассматривают в различных аспектах. В свою очередь, О.Б Ильина рассматривает данную проблему в контексте социальной ситуации, в которой живут современные подростки; с позиции самих подростков, выбирающих профессию. По мнению автора, несмотря на то, что в настоящее время профессиональной ориента-

цией занимаются и школы и учреждения дополнительного образования, проводится множество мероприятий, эффективность этой работа невысока. [2]. Проблемы самоопределения старшеклассников при выборе профессии А.А. Онипко видит в том, что представления о будущем у учащихся часто размыты, как размыт и их профессиональный выбор. В ходе исследования было выявлено, что на сегодняшний день СМИ - одна из сфер, сильно влияющих на выбор молодых людей, многие из них своей будущей профессией называли «профессию» руководителя и менеджера. По мнению ученого, важной задачей воспитания и образования подростков является формирование профессионального самоопределения на основе постоянного изучения своих склонностей и потребностей социума в специалистах разных сфер [3].

Разумова М.В., анализируя и обобщая существующие трактовки понятия «профессиональное самоопределение», говорит о том, что «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

БИКТИНА Насима Нигматулиновна К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ...

осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [4].

Одной из главных задач, по мнению ученых (Папсуева С.В., Ефимова Т.Е., Суворова О.Ф., Рябцева И. В. и др.), в подростковом возрасте становится формирование готовности к профессиональному самоопределению. Так И.В. Рябцева рассматривает «готовность к профессиональному самоопределению как сложное целостное состояние личности, характеризуемое совокупностью профессионально важных качеств личности, позволяющих молодому человеку осознать свои возможности и способности, положительным отношением к избираемому виду профессиональной деятельности, наличием необходимых знаний, умений, навыков, определенного опыта профессиональной деятельности» [5].

Теорию и практику формирования готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению рассматривает Т.Е. Ефимова; о формировании ценностных ориентаций школьников старшего подросткового возраста в процессе профессионального самоопределения пишет В.О. Суворова [6,7]. Сопровождение и организацию профессионального самоопределения обучающихся подросткового возраста в общеобразовательной школе описывают Л.Ю. Боликова, Е.А.Полищук [8].

Морально - ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте описывают в своей работе Н.С. Пряжников, С.В.Молчанов, К.А.Кирсанов [9].

Профессиональную направленность, определяет М.С. Лукьянова, как «систему движущих человеком устойчивых мотивов, зависящих от его эмоционально-ценностных отношений к конкретному виду профессиональной деятельности» [10].

Как известно, в старшем подростковом возрасте идет интенсивное развитие самосознания, подросток начинает отождествлять себя с той или иной профессией. Именно в этом возрасте формируются учебно-профессиональные намерения и профессиональные мотивы. Общеизвестно, что при выборе профессии необходимо, прежде всего, учитывать индивидуальные особенности, потребности и способности личности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В исследованиях последних лет данной проблеме уделяется достаточно внимания. К примеру, в исследовании Е.М. Климовой, Э.П.Утлик, С.М. Поручкиной выявлены взаимосвязи личностных ценностей (мотивации к достижению успеха и к избеганию неудачи) и профессионального самоопределения подростков. Результаты, полученные учеными, свидетельствуют о том, что высокий уровень мотивации к успеху и низкий уровень мотивации к избеганию неудач с большой долей вероятности определяет выбор «предпринимательских» профессий, а низкий уровень мотивации к успеху и высокий к избеганию неудач - «интеллектуальных» профессий [11].

Исследователями Н.Г. Шпагоновой и Д.Л. Петрович выявлены связи эмпатии с профессиональными предпочтениями школьников, так школьники с интуитивным каналом эмпатии предпочитают профессии типа «человек - художественный образ». Респонденты с более высоким уровнем тревожности и нейротизма предпочитают профессии «человек-человек», с менее высоким -«человек-знак» и «человек-техника»[12].

В ходе исследования Лазебной М.А. были выявлены взаимосвязи между свойствами темперамента и профессиональной направленностью личности, например, подростки, предпочитающие социальные профессии, имеют более высокий уровень предметной и социальной пластичности [13]. В свою очередь А.А. Перминова исследует взаимосвязи уровня самооценки и готовности ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005

к профессиональному выбору в старшем подростковом возрасте исследует [14].

По результатам исследования Л.Д. Федоровой, в мотивации профессионального выбора в 2011- 2012 годах доминируют удовлетворенность от собственной деятельности и проявление своего таланта, хотя их не волнует качество образования, в то время как в 2013 году главными были благосостояние и высокооплачиваемая работа при условии получения хорошего образования [15].

Достаточно подробно раскрывает мотивы выбора профессии в своей работе А.В. Платуха, говоря о том, что старшие подростки при выборе профессии особое внимание обращают на престижность профессии, уровень оплаты и комфортность условий труда, а также наибольшей популярностью пользуются профессии типа «человек-художественный образ», «человек-знаковая система» и « человек - человек» [16].

Важным в этом направлении считаем исследования ученых Л.А. Головей и М.В. Даниловой, раскрывающие мотивы выбора профессии у старшеклассников. Результаты свидетельствуют о том, что старшеклассники при выборе профессии ориентируются, прежде всего, на материальное благосостояние. Интерес к содержанию профессии стоит у них на втором месте. Анализ реальных профессиональных намерений показал, что профессиональные планы сформированы лишь у четверти подростков от выборки, не сформированы совсем- у третьей части [17].

Группа авторов (Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Закревская О.В) свидетельствуют, что у подростков, имеющих выраженную направленность на себя и на общение, не сформированы разнообразные профессиональные интересы (или сформированы очень узкие профессиональные интересы) и желание выполнять какую бы то ни было профессиональную деятельность, что затрудняет процесс профессионального самоопределения [18]. Эту же особенность выбора подростков отмечает М.С. Босов в своей работе: что подростки и юноши склонны выбирать те профессии, которые связаны с общением [19].

Работы ученых последних лет (В.С. Собкин, Е.А. Калашникова, 2021г.) свидетельствуют о том, что 35, 8 % девятиклассников имеют отчетливые планы на будущее. То есть современные подростки более отчетливо планируют свое будущее, у них актуализированы жизненные ценности, связанные с самореализацией в образовательной, культурной и профессиональной сферах [20].

На наш взгляд, процесс профессионального самоопределения представляется сложным, и многогранным, на него оказывают влияния индивидуально-личностные особенности, такие как экстраверсия, интроверсия, ней-роизм и уровень самоотношения школьника, а также возрастные, половые особенности субъекта деятельности, уровень его интеллектуального развития, личностная зрелость, ценностно-смысловые ориентации, мотивы, самооценка и притязания.

Учитывая сложную ситуацию на рынке труда, важно учитывать профессиональные предпочтения и формировать готовность к профессиональному самоопределению у школьников уже в процессе школьного обучения. На наш взгляд, подготовка должна быть ориентирована на углубленное изучение индивидуально-личностных особенностей субъекта профессионального выбора.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи.

Целью нашего исследования стало выявление взаимосвязей между личностными характеристиками, уровнем самоуважения и профессиональными предпочтениями школьников.

Используемые методы, методики и технологии.

Исследование было проведено в одной из общеобразовательных школ г. Оренбурга среди девятых классов. Выборку составили 54 учащихся в возрасте 15-16

BIKTINA Nasima Nigmatulinovna

TO THE QUESTION ABOUT PROFESSIONAL...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

лет, из них 25 девочек и 29 мальчиков. Для определения профессиональной готовности школьников и выявления профессиональных предпочтений нами использовался опросник Л.Н. Кабардовой. С помощью личностного опросника Г.Ю. Айзенка мы выявили личностные характеристики школьников экстраверсию/интроверсию и нейротизм. Тест-опросник самоотношения В.В. Столин, С.Р. Пантилеев позволил нам определить уровень самоотношения испытуемого к самому себе. Для статистической обработки использовался критерий Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В ходе нашего исследования мы выявили, что большинство школьников имеют предпочтение к профессиям типа «человек-человек» (50%), следующим по популярности является тип профессии «человек-природа» (17,5%), менее популярен у школьников тип профессии «человек-художественный образ» (15%) и «человек-техника» (12,5%). Меньше всего школьники выбирают профессии типа «человек - знаковая система» (5%). Полученные нами данные соотносятся с данными в исследовании Климовой Е.М., Утлика Э.П., Поручкиной С.М. Ученые говорят о том, что школьники далеко не всегда выбирают ту профессию, к которой они, казалось бы, предрасположены. Так, профессии творческого плана выбирают лишь 12 % опрошенных, тогда как художественный тип личности выражен у 44 % испытуемых. По мнению ученых, возможно, это связано с тем, что современная молодёжь не хочет посвящать себя низкооплачиваемым профессиям (а творческие люди, как известно, редко были богатыми, да и сейчас их труд не всегда высоко оплачивается) [12]

По результатам методики Г.Ю. Айзенка среди школьников выявлено 53% экстравертов и 47 % интровертов. При этом эмоционально стабильных школьников больше (65%), чем нестабильных (35%).

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

Интересно, что школьники интроверты предпочитают профессиональную сферу «Человек-Человек» (27,5%) и «Человек-Природа» (10%) и всего 5 % выбирают профессии типа «Человек-Техника», «Человек-Художественный образ», «Человек-Знаковая система». Экстраверты в свою очередь предпочитают профессиональную сферу «Человек-Человек» (22,5%) и «Человек-Художественный образ» (10%). Наименее популярными для школьников являются профессии типа «Человек-Техника» и «Человек-Природа», их выбирает всего 7,5 % школьников.

Известно, что самоуважение выступает одним из центральных факторов, обуславливающих особенности саморегуляции и влияющих на выбор профессиональной деятельности, поэтому в нашем исследовании было целесообразным наряду с личностными характеристиками исследовать уровень самоуважения у школьников. В нашей выборке школьников с завышенными балами по «самоуважению» больше (67%), чем с заниженным уровнем самоуважения у (25%). Самоуважение, по мнению В.В. Столина, является одним из аспектов самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимать самого себя [20]. Сравнительный анализ полученных результатов показал, что школьники, предпочитающие профессиональную сферу «Человек-Человек», в большинстве имеют завышенный уровень самоуважения (35%), всего у 16 % заниженный уровень самоуважения. В ходе корреляционного анализа с помощью математического критерия ранговой корреляции Спирмена у девочек выявлена взаимосвязь личностной характеристики «экстраверсия» с профессиональным предпо-

чтением в сфере «человек-человек» (0,394; р<0,05) и со шкалой «Эмоциональные отношения» (нравится) (0,468; р<0,05) и «Умения» (0,396; р<0,05) Следовательно, экстравертам девочкам нравится общаться, они уверены в своих коммуникативных умениях, и хорошо относятся к профессиям типа «Человек-человек» .

В группе мальчиков положительная корреляция средней силы установлена между интроверсией и всеми тремя шкалами профессионального предпочтения «Человек-техника» (0,553; р<0,05); «Эмоциональное отношение» (0,524; р<0,05); «Умения» (0,589; р<0,05). Возможно предпочтения профессий типа «человек - техника» связано с общей информационной и экономической политикой в стране, востребованностью в инженерах разного профиля и высокой оплатой труда. Мальчики экстраверты предпочитают профессии типа «человек-человек» (0, 506; р<0,05).

Интересным на наш взгляд является то, что школьники с высоким уровнем нейротизма не любят и не хотят идти работать с техникой. Об этом свидетельствует выявленная отрицательная корреляция средней силы между шкалой «Нейротизм» и шкалой профессиональное предпочтение «человек - техника» (-0,527 при р<0,05) и со шкалой «Эмоциональное отношение» к профессиональной сфере «человек-техника» (-0,454 при р<0,05). Полученные в данном исследовании результаты согласуются с выводами, Н.Г. Шпагоновой и Д.Л. Петрович в том, что школьники с интуитивным каналом эмпатии предпочитают профессии типа «человек-художественный образ». Респонденты с более высоким уровнем тревожности и нейротизма предпочитают профессии «человек-человек», с менее высоким - «человек-знак» и «человек-техника» [13].

Корреляционный анализ с помощью математического критерия ранговой корреляции Спирмена результатов по методике В.В.Столина и С.Р. Пантилеева выявил прямую корреляционная связь между интегральной шкалой (¡5) и тремя глобальными шкалами соответственно: самоуважение (0,773; р<0,01) аутосимпатия (0,690; р<0,01) и самоинтерес (0,429; р<0,01). Установленная взаимосвязь указывает на согласованность компонентов самоотношения школьников первого и второго уровня соответственно. Самоотношение, по мнению автора методики В.В. Столина, - это система представления человека о самом себе и основанная на ней установка по отношению к себе и другим людям, определяющая характер взаимодействия с партнерами по общению. Образ самого себя, своих способностей, внешности, социальной значимости, индивидуальности приобретает в ранней юности особую значимость. А самоуважение, принятия себя таким какой ты есть, дает возможность девятикласснику конкурировать на равных как с ровесниками, так и со взрослыми. Интегральная шкала самоотношения (¡) связана со шкалой экстраверсия/интроверсия (0,572; р<0,01). В свою очередь личностная характеристика экстраверсия/интроверсия имеет прямую зависимость от типа предпочитаемой профессии «Человек-человек» (0,572; р<0,01). Следовательно, школьники, предпочитающие профессию типа «Человек-Человек» являются экстравертами и имеют завышенный уровень самоуважения, верят в свои силы, способности, энергию, одобряют себя в целом, уверены в своей интересности другим.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

1. Большинство школьников имеют предпочтение к профессиям типа «человек-человек» (50%).

2. Менее популярными среди школьников являются профессии типа «человек-природа» (17,5%), человек-художественный образ» (15%) и «человек-техника» (12,5%). Всего 5 % школьников предпочитают профессии типа «человек-знаковая система».

3. Интроверты предпочитают профессии типа «человек-человек» (27,5%) и «человек-природа» (10%) и всего

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

БИКТИНА Насима Нигматулиновна К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ...

5 % выбирают профессии типа «человек-техника», «человек-художественный образ», «человек-знаковая система».

4. Экстравертов в большинстве своем привлекают профессии типа «человек-человек» (22,5%) и «человек-художественный образ» (10%).

5. Девочки экстраверты предпочитают профессии типа «человек-человек», им нравится общаться, они уверены в своих коммуникативных умениях и навыках.

6. Мальчики экстраверты предпочитают профессии типа «человек-человек», а интровертам нравятся профессии типа «человек - техника», их выбор связан с положительной оценкой своих умений в этой сфере.

7. Школьники с высоким уровнем нейротизма не любят и не хотят идти работать с техникой.

8. Существует взаимосвязь между интегральной шкалой самоотношения и тремя глобальными шкалами соответственно: самоуважение аутосимпатии и самоинтерес у школьников, что свидетельствует о связи самоуважения с положительной самооценкой себя, принятием себя и уверенности в своей интересности для других.

9. Существует взаимосвязь между показателями экстраверсии, профессиональным предпочтением в сфере «человек-человек» и завышенным уровнем самоуважения у школьников.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении видим в углубленном изучении эмоционально-личностных особенностей школьников, черт характера, свойств темперамента и формировании готовности к профессиональному самоопределению у школьников уже в процессе школьного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аникина Г. И. К новой модели профессионального самоопределения старшеклассника: ориентация на продолжение образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Педагогические науки. 2016. № 4. С. 75-79.

2. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №3.

3. Онипко А.А. Проблемы самоопределения старшеклассников при выборе профессии // Проблемы образования, науки и культуры. 2011. № 3 (92). С. 191-200

4. Разумова М.В. К вопросу о понятии «профессиональное самоопределение» // Профессиональное образование и общество. 2016. 1(17). С.14-20

5. Рябцева И.В. Анализ понятий «самоопределение» и «готовность к профессиональному самоопределению» в психолого-педагогической литературе //Педагогическое образование и наука. 2010. № 8. С.107-111

6. Ефимова Т.Е. Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Уральская государственная академия физической культуры. Челябинск, 2003. 24 с.

7. СувороваВ.О. Формирование ценностных ориентаций школьников старшего подросткового возраста в процессе профессионального самоопределения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского. Пенза, 2011

8. Боликова Л.Ю., Полищук Е.А. Организация профессионального самоопределения обучающихся подросткового возраста в общеобразовательной школе В сборнике: Воспитание в современных условиях: региональный аспект / Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М А. Лыгиной, О.А. Логиновой, Л.Ю. Боликовой. 2018. С. 33-36.

9. Пряжников Н.С., Молчанов С.В., Кирсанов К.А. Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 62. С. 7.

10. Лукьянова М.С. Взаимосвязь профессиональной направленности личности и уровня тревожности у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 11461150.

11. Климова Е.М., Утлик Э.П., Поручкина С.М. Взаимосвязь психологических особенностей и профессионального самоопределения подростков // Электронный журнал «ВестникМГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. 2015. № 1 психология

12. Шпагонова Н. Г., Петрович Д. Л. Эмпатия и индивидуально-личностные особенности // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2015. 5 (14). Психологические науки. С.160-161

13. Лазебная М.А. Взаимосвязь свойств темперамента и профессиональной направленности личности в подростковом возрасте //

Вопросы студенческой науки. 2018. Выпуск №5 (21). С. 27

14. Перминова А.А Самооценка как фактор профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 3. С. 40-42.

15. Федорова Л.Д. Профессионально самоопределение школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.2014. №3. С.19-23

16. Плахута А.В. Психологические особенности профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте // Электронный научный журнал. 2017. № 2-1 (17). С. 306-313.

17. Головей Л.А., Данилова М.В. Профессиональное самоопределение в связи с семейной и образовательной ситуацией развития в старшем подростковом возрасте / В сборнике: Профессиональное самоопределение, профессиональное становление молодежи - важное условие социально-экономического развития государства. Труды научно-практической конференции. 2018. С. 18-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Закревская О.В. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста //Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 192-202.

19. Босов М.С. Особенности процесса профессионального самоопределения молодых людей в подростковом и юношеском возрасте // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2019. Т. 2. № 8. С. 328-331.

20. Собкин В.С., Калашникова Е.А. К вопросу о межпоколенческих различиях в социальном самочувствии подростков: жизненная позиция и оценка значимости угроз //Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. С. 54-69

Статья поступила в редакцию 01.09.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005

289

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.