Научная статья на тему 'К вопросу о проектировании семейного досуга для детей среднего возраста'

К вопросу о проектировании семейного досуга для детей среднего возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
126
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проектировании семейного досуга для детей среднего возраста»

К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

ВОЗРАСТА

Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Кризисное состояние современной семьи - и социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, которая ждет помощи.

Семья является важной ячейкой общества, так как именно в ней формируется и развивается личность, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в социуме, именно поэтому роль семьи несравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами [1, с. 41].

«Семейный кодекс РФ» определяет «семью как круг лиц, которые связаны между собой личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из заключения брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.

От уровня культуры семьи как ячейки социума во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность информационной эпохи; преодолеть социальную пассивность, демографический кризис, алкоголизм, наркоманию; утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности; раскрыть им созидательный и эстетический потенциал искусства, чтения, активного досуга, общения с природой, занятий спортом. В отличие от сферы экономики, политики, образования, на семью нельзя оказывать прямое, административное воздействие, формируя позитивную жизненную стратегию. Трудно директивно обязать любить, рожать, заботиться о стариках, духовно насыщать свое свободное время. Жизнедеятельность семьи во многом определяется эффективностью использования конструктивного потенциала социально-культурной деятельности, средствами которой можно создать в семье благоприятную культурную среду развития, обеспечить корректное, но стабильное и последовательное вовлечение каждого члена семьи в мир культуры и художественного творчества [5, а 112].

Особая роль в реализации воспитательной функции семьи принадлежит совместной досуговой деятельности, которая представляет собой часть свободного времени, используемую для общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной активности, способствующей сохранению, восстановлению и развитию физического и духовного здоровья человека, его интеллектуальному совершенству.

Значительный потенциал оптимизации семейного досуга содержит социально-культурная деятельность, в которой значительное место занимает художественное творчество, сочетающее отдых, личностное развитие и эстетическое воспитание. Востребованность досугового художественного творчества позволит повысить эффективность нравственного развития ребенка, сформировать моральный климат в семье, обеспечивающий психологический комфорт, защиту и гармоничное развитие личности [3, с. 68].

Петровская Юлия Игоревна

Студентка 5 курса СурГПУ, г. Сургут

Научный интерес к изучению семьи как социального института воспитания достаточно постоянен и находит отражение в современных социологических, социально-культурных и психолого-педагогических исследованиях И.М. Асановой, Н.И. Бочаровой, А.Д. Жаркова, О.В. Коряковцевой и др.

Все современные исследователи признают, что современное общество поставило семью в новую ситуацию, и этому институту предстоит адаптироваться к среде, отличной от той, в которой она существовала последние столетия. В настоящее время семья подверглась серьезным изменениям - трансформировались ее принципы, структура, усложнились задачи и функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации на семейный образ жизни. Социально-экономические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых психологические проблем, которые отразились на системе семейных взаимоотношений, на жизнедеятельности семьи, процессе семейного воспитания, а значит, затрагивают и интересы детей. И, поскольку, научно-технический прогресс будет продолжать свое поступательное движение, можно со всей определенностью предполагать дальнейшую трансформацию общественных отношений и их составляющей - семьи.

Потеря семейных традиций, ценностей и оказывают огромное воздействие на семью, проблемы которой становятся объектом работы социально-культурных учреждений. Появляется потребность формирования культуры семьи, как обязательного аспекта построения общества абсолютно нового формата. На учреждения социально -культурной деятельности возлагается ответственность за разработку и внедрение новых методов деятельности с семьей [6, с. 138-139].

Исходя из вышесказанного, сегодня родители и педагоги культурных учреждений уже осознают необходимость тесного взаимодействия, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей, а также в организации семейного досуга. Такое взаимодействие необходимо как семье, образовательным учреждениям, так и школе искусств, которые не могут в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями.

Для решения обозначенной проблемы мы предлагаем реализовать социально-культурный проект «Моя творческая семья», направленный на организацию досуга детей среднего школьного возраста.

Проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу, в связи чем, необходимо четко придерживаться этапов реализации проекта, таких как: диагностический, организационно-подготовительный, содержательный, оценочно-корректировочный.

Используя проектирование в работе с детьми среднего школьного возраста, необходимо учитывать психологические особенности для данной возрастной группы. В отличие от младшего школьника подросток способен не

только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Значительно увеличивается объем памяти. Важная особенность этого возраста — формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Это позволяет вовлекать подростков в разностороннюю творческую деятельность, в том числе досуговую.

Особую актуальность в проектировании организации семейного досуга приобретают формы работы с семьей. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. В рамках нашего проекта мы предлагаем проведения совместных мастер-классов, тренингов на сплочение семьи, создание фотовыставки «Мир наших интересов», организацию круглого стола для родителей «Досуг как средство воспитания», выпуск семейных газет, а также проведения фестиваля семейного творчества «Папа, мама, я - музыкальная семья!».

Формирование у родителей ценностей семейного досуга, повышение их мотивации принимать активное и конструктивное участие в оптимизации межличностных отношений ребенка в неформальной группе, в создании благоприятного социально-психологического климата, будет способствовать социализации и самореализации личности ребенка и формированию ролевой идентичности и максимально полной реализации творческих возможностей личности каждого члена семьи.

Таким образом, мы осветили основные аспекты, этапы и мероприятия проекта «Моя творческая семья» в организации досуга детей среднего школьного возраста. Формирование семейных традиций в проведении свобод-

ного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам (увлечение алкоголем, курением, наркотиками) и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке. У ребенка, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «образ семьи», который он проносит через свою жизнь и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.

Список литературы

1. Антонов, А.И. Микросоциология семьи: учеб. пособие / А.И. Антонов. - 2-е издание. - М.:ИНФРА-М, 2009. - 368 с.

3. Исаева, И.Ю. К вопросу об организации семейного досуга / И.Ю. Исаева // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №4. - С. 70-74.

4. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика: Учебное пособие / И.Ю. Исаева; Российская академия образования (РАО). - М.: Флинта: МПСИ, 2010. - 200 с.

5. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д.: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

6. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и до. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

7. Николаева, Е.И. Психология семьи: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» / Е.И. Николаева. - СПб., 2013. - 336 с.

ОХВАТ НАСЕЛЕНИЯ ДОСУГОВЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ, ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

НАРКОЗАВИСИМЫХ

Шинкевич Владимир Ефимович,

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических наук,

Сибирский юридический институт ФСКН России (г. Красноярск)

Динамика развития в современных условиях наркоситуации обусловлена целым комплексом взаимосвязанных факторов, угрожающей национальной безопасности нашего общества, социальному здоровью населения [1], особенно наиболее деятельной ее части - молодежи [2]. Наряду с наркоэкспансией на развитие наркоситуации влияют состояние социально-экономической ситуации, уровень депрессивных настроений в обществе. Во многом это является следствием низкого уровня духовности, наличия, с одной стороны, слабой мотивации населения к системным занятиям в культурно-досуговых учреждениях, с другой, недостаточная обеспеченность населения данными учреждениями, распространения в различных социальных слоях общества праздно-потребительского отношения к жизни и активное навязывание исключительно развлекательного досуга через средства массовой информации.

В этой связи при анализе результатов эмпирического исследования, проводимого в рамках ежегодного мониторинга наркоситуации, исследователями обраща-

ется внимание на оценки населением возможности интересно проводить досуг; субъективного уровня удовлетворенности количеством досуговых учреждений; качества предоставляемых ими услуг. Оценивается и анализируется также динамика результатов деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков (в первую очередь по линии органов образования и науки, физкультуры, спорта и туризма, молодежной политики, культуры). Значимость данного направления прежде всего определяется как требованиями профилактической работы, так и выстраиванием системы ресоциализации бывших наркопотребителей, прошедших курсы реабилитации, либо отказавшихся самостоятельно от наркопотребления.

Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в нем молодые люди более чем, где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Данная сфера характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.