Научная статья на тему 'Организация детско-юношеского досуга в учреждениях социальной сферы: региональный аспект'

Организация детско-юношеского досуга в учреждениях социальной сферы: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
851
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ДОСУГ / CHILDREN AND YOUTH LEISURE / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / FREE TIME

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лабеикин А.А., Мартынова М.В.

В статье представлен практический опыт организации свободного времени детей и подростков в БУОО «Кризисный центр помощи женщинам и детям «Орловский». Предложены пути оптимизации детскоюношеского досуга в учреждениях социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CHILDREN AND YOUTH LEISURE IN SOCIAL INSTITUTIONS: A REGIONAL ASPECT

The article presents practical experience of organizing free time for children and adolescents in the Orel Crisis Center for Assistance to Women and Children. Ways of optimization of children and youth leisure in institutions of social sphere are offered.

Текст научной работы на тему «Организация детско-юношеского досуга в учреждениях социальной сферы: региональный аспект»

УДК 379.8 ЛАБЕЙКИН А.А.

доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности, ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» E-mail: mariya19852704@yandex.ru МАРТЫНОВА М.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» E-mail: mariya19852704@yandex.ru

UDC 379.8 LABEYKIN A.A.

Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Department of Social and Cultural Activities, Oryol State Institute of

Culture

E-mail: mariya19852704@yandex.ru MARTYNOVA M.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Department of Social and Cultural Activities, Oryol State

Institute of Culture E-mail: mariya19852704@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ДОСУГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

ORGANIZATION OF CHILDREN AND YOUTH LEISURE IN SOCIAL INSTITUTIONS: A REGIONAL ASPECT

В статье представлен практический опыт организации свободного времени детей и подростков в БУОО «Кризисный центр помощи женщинам и детям «Орловский». Предложены пути оптимизации детско-юношеского досуга в учреждениях социальной сферы.

Ключевые слова: социальная сфера, детско-юношеский досуг, свободное время.

The article presents practical experience of organizing free time for children and adolescents in the Orel Crisis Center for Assistance to Women and Children. Ways of optimization of children and youth leisure in institutions of social sphere are offered.

Keywords: social, children and youth leisure, free time.

Свободное время является одним из важнейших средств формирования личности человека. Использование свободного времени является своеобразным индикатором культуры, круга духовных потребностей и интересов подрастающего поколения. Досуг всегда рассматривался как одна из ведущих сфер реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением. В этом заключается социальная роль досуга. Он является мощным стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности. Но наряду с этим, досуг также может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую ее сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям асоциальности как пьянство, наркомания, преступность.

Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования, не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей, а напротив порой превращается в криминогенный фактор общества. Не случайно в работах современных исследователей появились такие понятия как «девиантный досуг» (Е.В.Омельченко), «криминогенный досуг» (Г. Паркер). Актуальной для нашего

общества является и проблема совершенствования механизма управления свободным временем, досуговой деятельностью, стимулирования последней, формирования у личности осознанной потребности в творчестве, образовательной, социально-культурной деятельности.

В настоящее время происходят существенные изменения в воспитании современного молодого поколения, в социально-педагогическую практику вводятся новые подходы, соответствующие тенденциям развития российского общества, в котором наблюдаются процессы социального расслоения, разрушения традиционных нравственных ориентиров, роста преступности, обострения межнациональных конфликтов, снижения общенародной доступности сферы культуры, дополнительного образования, досуга, спорта.

Досуг как время свободного самоопределения, саморазвития детей, подростков и молодежи сосредотачивает в себе значительные ресурсы для развития их творческой активности, так как эта деятельность осуществляется на основе свободного выбора. В то же время, досуг является зоной, свободной от участия в ее организации педагогов, родителей, вследствие чего он в некоторых случаях он может быть неконтролируемым и даже опасным.

Учреждения социальной сферы наряду с выполнением социозащитных функций, ведут активную деятельность по организации досуга различных категорий

© Лабейкин А.А., Мартынова М.В. © Labeykin A.A., Martynova M.V.

населения. Дети, подростки и молодежь являются самой многочисленной социальной группой, с которой работают специалисты и сотрудники данных учреждений в рамках данного направления.

Формы, методы и средства организации детско-юношеского досуга в учреждениях социальной сферы разнообразны. Их выбор обусловлен возрастными особенностями подрастающего поколения, а также социально-культурными потребностями и интересами. Важным является учет социального положения данных категорий, поскольку многие из них воспитываются в социально неблагополучных семьях, где родители ведут асоциальный образ жизни.

Задача обеспечения доступности организованных форм отдыха и оздоровления детей, в первую очередь нуждающихся в особой защите государства, является одной из приоритетных задач государственной молодежной политики Орловской области.

Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области рассматривает работу по организации отдыха детей, подростков и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, не только как одну из форм их временной занятости и оздоровления, но и как возможность предоставить несовершеннолетним комплекс социальных коррекционно-реабилитационных услуг и адресно поддержать нуждающиеся семьи с детьми.

Развитие содержания и форм организации детско-юношеского отдыха заслуживают особого внимания, поскольку является одним из эффективных механизмов дифференциации социальной поддержки семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.

Основные формы организации детско-юношеского досуга учреждений социальной сферы в Орловской области такие же, как и в целом по России. К ним относятся:

1. Организация летнего отдыха детей на базе загородных лагерей.

2. Работа лагерей дневного пребывания на базе со-циозащитных учреждений.

3. Кружковая работа.

4. Работа микроклубов.

5. Организация социокультурных мероприятий, проведение экскурсий.

В г. Орле о области функционирует 16 учреждений социальной сферы, работающих в детьми, подростками, молодежью в рамках различных направлений, 4 из которых - для детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из таких учреждений является БУОО «Кризисный центр помощи женщинам и детям «Орловский».

Впервые такие центры в России (при финансовой поддержке зарубежных фондов) появились в виде отделений на базе действующих социальных учреждений в 1993-1994 годах. Сегодня - двадцать с лишним лет спустя такие центры есть уже почти во всех регионах, и работа их все более совершенствуется. Кризисный центр помощи женщинам и детям в Орловской обла-

сти функционирует на протяжении нескольких лет. Организационная модель учреждения выстроена так, что аналогов ей в стране немного. Во всех подобных учреждениях работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию, заключается, как правило, в оказании им стационарных услуг. В «Орловском», помимо двух стационаров (отдельно для детей и женщин с детьми), есть круглосуточная телефонная служба, мобильная бригада и отделение психологов-консультантов. Стационарные отделения рассчитаны на 42 места, которые почти всегда заняты.

Всего в центре функционирует шесть отделений:

- Отделение экстренной помощи по телефону

- Отделение консультативной помощи

- Отделение неотложной социальной помощи

- Отделение Учебно-методический центр развития социального обслуживания

- Отделение социальной реабилитации

- Кризисное стационарное отделение для женщин и детей

Организацией детско-юношеского досуга занимаются специалисты и сотрудники кризисного стационарного отделения для женщин и детей, в котором пребывают дети разного возраста вместе со своими мамами.

За 2016 год сотрудниками Центра было организовано 8 масштабных социально-культурных мероприятий: экскурсии, посещение детьми цирковых представлений, спектаклей и др. Преимущественно это были выездные мероприятия с привлечением взаимодействующих и сотрудничающих с центром организаций: БУОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Орловского района», «Детская деревня - SOS Лаврово», «Знаменская богатырская застава» и др.

За четыре месяца 2017 года дети, находящиеся в данном учреждении, приняли участие в 13 социально-культурных мероприятиях. Это были как выездные формы организации детско-юношеского досуга — экскурсии, спектакли, праздники, так и проведение свободного времени в центре.

Перспективным направлением деятельности по организации детско-юношеского досуга в БУОО «Кризисный центр «Орловский» является работа в рамках дополнительного образования детей-воспитанников центра. В настоящее время специалистами учреждения разрабатывается перечень форм досуговой деятельность и их содержательная направленность. Приоритетными направлениями досуговой деятельности будут театральное, музыкальное и психологическое, ориентированное на формирование коммуникативной культуры личности.

С целью изучения особенностей организации детско-юношеского досуга в июне 2017 года нами был проведен опрос методом анкетирования детей, пребывающих в настоящее время в БУОО «Кризисный центр помощи «Орловский», в стационарном отделении (8 человек), а также детей, находящихся в БУ ОО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Орла» (9 человек).

В опросе участвовали 17 детей в возрасте от 7 до 14 лет.

Данное исследование показало, что дети знакомы с различными культурно-развлекательными учреждениями города. В парках бывают 41% опрошенных детей; в кинотеатрах - 29% детей; на дискотеках - 24% опрошенных. 18% детей бывают в театрах, музей посещают 12% респондентов.

Учреждения Число выборов (%)

парки 7 человек (41%)

дискотеки 4 человека (24%)

театры 3 человека (18%)

музеи 2 человека (12%)

кинотеатры 5 человек (29%)

спортивные учреждения 2 человека (12%)

нигде не бываю 1 человек (6%)

прочие на улице — 3 человека (18%) каток — 1 человек (6%) бассейн — 1 человек (6%) кафе — 2 человека (12%) гринн — 1 человек (6%) зоопарк — 1 человек (6%)

При ответе на вопрос о том, для чего им нужно свободное время, большинство детей выбрали несколько вариантов ответов. Результаты распределились следующим образом: 12 человек (71%) отметили «пообщаться с друзьями». Для 7 детей (41%) важно в свободное время развлечься, 4 ребенка (24%) выбрали вариант «развивать свои способности». И лишь 1 человек из опрошенных хочет в свое свободное время узнать что-то новое.

Хобби имеют 53% ребят - 9 человек. Среди любимых занятий на досуге были названы плетение из бисера, чтение, футбол, пение и танцы.

Только 6 детей (35%) посещают различные кружки и секции - спортивные, музыкальные и др.; 11 человек (65%) не посещают.

На вопрос «Часто ли ты отдыхаешь, посещаешь какие-либо мероприятия вместе с семьей?» ответы распределились следующим образом:

- «часто» - 3 человека (18%);

- «иногда» - 7 детей (41%);

- «редко» - 7 детей (41%).

Среди учреждений города Орла, в которых воспитанники центров хотели бы бывать чаще, были названы парки - 10 человек (59%), музеи - 4 человека (24%), кинотеатры - 3 человека (18%). Также дети хотели бы побывать на стадионе, в цирке.

53% опрошенных детей (9 человек) постоянно принимают участие в различных мероприятиях, проводимых в Центре. 47% (8 человек) выбрали ответ «иногда». Никто из опрошенных не ответил, что не участвует в праздничных мероприятиях.

Почти все дети, пребывающие в данных учреждениях, хотели бы, чтобы здесь проводилось больше различных мероприятий. Так ответило 14 человек (82%).

В основном, дети хотели бы, чтобы в Центре проводилось больше интересных игр и конкурсов (53%), а также экскурсий и походов (53%) - 9 человек указали

данные варианты ответов. Были названы также такие варианты как «концерты» (6%) - 1 человек и «мероприятия для всей семьи» (12%) - 2 человека. Кроме того, часть опрошенных детей ответили, что хотят больше рисовать и танцевать в свободное время.

Полученные данные помогают сделать вывод о достаточно широком спектре посещаемых детьми культурно-развлекательных учреждений. В основном, дети активно участвуют в мероприятиях, организуемых в Центрах, и стремятся разнообразить свое времяпровождение.

Из негативных моментов важно отметить неразвитость форм семейного досуга, не посещение детьми кружков, клубов по интересам, а также недостаточную творческую направленность досуговой деятельности, организуемой в Центрах.

Проведенный нами анализ позволяет сформулировать ряд предложений по развитию сложившейся в городе системы организации детско-юношеского досуга.

1. Обязательный учет психологических особенностей детей и подростков из категорий, требующих поддержки государства, при определении форм их отдыха и оздоровления.

Необходимо продолжить использование различных форм отдыха детей (отдых в загородном лагере или лагере дневного пребывания, семейные формы отдыха). Для подростков старше 15 лет, следует увеличить число лагерей, ориентированных на занятия физической культурой и спортом, в том числе оборонно-техническими видами спорта, предоставить им возможность трудится в лагерях труда и отдыха, а также создать реальные условия в городе (учреждения социальной защиты, клубы по месту жительства) для организации их содержательного досуга.

2. Создание комплексного молодежного спортивного клуба, который позволит дифференцированно учитывать интересы и потребности молодых людей, занимающихся спортом. Деятельность данного клуба будет предполагать работу психолога, проведение консультационной работы среди молодых людей, предоставление молодежи более широких возможностей для реализации своих способностей.

3. Расширение возможностей для отдыха и оздоровления детей из различных семей, одаренных детей, а также создание инфраструктуры для реализации программ семейного отдыха с детьми.

Для этого необходимо:

- обеспечить доступность форм семейного отдыха для семей с различным уровнем достатка;

- разработать содержательные программы семейного отдыха;

- обеспечить целенаправленную подготовку педагогических кадров для работы в центрах и на базах семейного отдыха;

- развивать сеть досуговых семейных клубов;

- развивать для одаренных детей профильные лагеря, летние творческие школы, лагери актива детских организаций.

4. Удовлетворение потребностей молодежи в информации, сотрудничество с местными средствами массовой информации по формированию образа досуга как средства самовыражения и саморазвития, создание городского информационного центра.

5. Развитие эффективной системы временной занятости, досуга детей в каникулярный период. Для этого необходимо активизировать привлечение средств из различных источников на создание временных рабочих мест, предоставление дотаций работодателям, расширение диапазона рабочих мест.

6. Продолжение работы по развитию творчества детей и молодежи.

Здесь предусматривается:

- создание единого банка данных талантливой молодежи города;

- поддержка юных дарований с целью развития интеллектуального и творческого потенциала города;

- повышение индивидуального мастерства;

- организация и поддержка передвижных палаточных лагерей, экспедиций, раскрывающих творческий потенциал молодежи;

- организация и проведение различных фестивалей и конкурсов.

Таким образом, детско-юношеский досуг в учреждениях социальной сферы представляет собой систему форм, методов, средств социально-культурной деятельности, реализуемых в различных направлениях в соответствие с потребностями и интересами подрастающего поколения, их возрастными, психологическими и физическими возможностями, особенностями. В социально-культурном направлении работы учреждений данного типа существуют как положительные моменты в организации детско-юношеского досуга - многообразие форм, средств, методов, так и проблемные стороны -ограниченность ресурсов, уровень профессиональной компетентности сотрудников и др. Главной задачей в деятельности учреждений социальной сферы является поддержка и развитие существующих форм и методов детско-юношеского досуга, а также внедрение новых, перспективных и пользующихся интересом у подрастающего поколения вариантов организации свободного времени данной возрастной категории.

Библиографический список

1. Ганьшина Г.В. Психолого-педагогические основы рекреации и анимации: учебное пособие; Департамент образования города Москвы, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Институт культуры и искусств, Кафедра социально-культурной деятельности. Москва: МГПУ, Науч.-информ. издательский центр, 201б. 91 с.

2. Исаева И.Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков. Монография. М. 2011. 1б1 с.

3. Организация досуговых мероприятий: учебник / под ред. Б. В. Куприянова. М.: Академия, 2014. 288с.

References

1. Ganshina G.V. Psychological and pedagogical foundations of recreation and animation: textbook; Moscow Department of Education, Moscow State Pedagogical University (Moscow State Pedagogical University), Institute of Culture and Arts, Department of Social and Cultural Activities. Moscow: Moscow State Pedagogical University, Research Information Publishing Center, 201б. 91 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Isayeva I.Yu. Formation of readiness of students of pedagogical high school for management of leisure activities of teenagers. Monograph. M. 2011. 1б1 p.

3. Organization of recreational activities: a textbook / ed. B. V. Kupriyanov. Moscow: Academy, 2014. 288p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.