К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНТЕРНЕТ-ПРАВА И НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА
TO THE QUESTION OF THE PROBLEMS OF THE FORMATION OF DOMESTIC INTERNET LAW AND REGULATORY REGULATION
OF THE INTERNET SPACE
УДК 347
А.В. ПЕРЕСЫПКИН
(Прокуратура города Белгорода, Россия, г. Белгород) p05p@yandex.ru
ANDREY V. PERESYPKIN
(Prosecutor's Office of the city of Belgorod, Belgorod, Russia)
М.М. СТАРОСЕЛЬЦЕВА,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) maryel_83@mail.ru
MARINA M. STAROSELTSEVA,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в настоящее время отмечается высокая активность общества в сети Интернет, причем локальные сети настолько разнородны, что проследить за увеличением числа пользователей становиться все труднее. Этот факт, конечно же, отражается на правовых отношениях, которые возникают между различными категориями субъектов, взаимодействующих в указанной сфере. В связи с этим возникает ряд правовых проблем, которые не учтены законодателем на сегодняшний день. В статье анализируется действующее законодательство, регулирующее общественные отношения в сети Интернет, и указывается на необходимость его совершенствования. Авторами освещаются задачи, которые необходимо последовательно решить в целях формирования национального интернет-права и разработки основного нормативного правового акта. Кроме того, в статье рассмотрены наиболее часто встречающиеся проблемы, связанные с идентификацией личности в сети Интернет, с целью обратить на них большее внимание. Предлагаются пути решения рассматриваемых проблем. Обосновывается необходимость идентификации личности в сети Интернет и выдвигаются, по мнению авторов, наиболее безопасные варианты идентификации личности.
Ключевые слова: интернет, интернет-право, отношения, персональные данные, идентификация.
Для цитирования: Пересыпкин А.В., Старосельцева М.М. К вопросу о проблемах становления отечественного интернет-права и нормативного регулирования интернет-пространства // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 2. С. 18-21.
Abstract: currently, there is a high level of social activity on the Internet, and local networks are so heterogeneous that it is becoming increasingly difficult to track the increase in the number of users. This fact, of course, is reflected in the legal relations that arise between different categories of subjects interacting in this area. In this regard, there are a number of legal problems that are not taken into account by the legislator today. The article analyzes the current legislation regulating public relations on the Internet, and indicates the need for its improvement. The authors highlight the tasks that need to be consistently solved in order to form the national Internet law and develop the main regulatory legal act. In addition, the article discusses the most common problems associated with personal identification on the Internet in order to pay more attention to them. The ways of solving the problems under consideration are suggested. The authors substantiate the need for identification of a person on the Internet and put forward the most secure options for identification of a person.
Keywords: Internet, Internet rights, relations, personal data, identification.
For citation: Peresypkin A.V., Staroseltseva M.M. To the question of the problems of the formation of domestic internet law and regulatory regulation of the internet space // Problems of Law Enforcement Activity. 2021. № 2. Р. 18-21.
Как отмечается в юридической литературе, в современных условиях объектом особого внимания становятся вопросы организации и развития интернет-пространства [10, с. 14]. Вместе с тем, как обоснованно отмечал еще в 2014 году В. Сазонов, отечественное законодательство достаточно инертно реагирует на изменяющуюся действительность1.
Своеобразным ответом на указанное обоснованное замечание и одновременно вехой в развитии национального интернет-права стал законопроект Виталия Милонова «О правовом регулировании деятельности социальных сетей»2.
Названная инициатива стала, пожалуй, одной из наиболее обсуждаемых и неоднозначных законопроектов за весь 2017 год. Вместе с тем, несмотря на то, что большинством критиков он был воспринят как «реакционный», на наш взгляд, его неоспоримой заслугой является попытка обсуждения проблем регулирования кибер-пространства на уровне высшего законодательного органа страны.
Не останавливаясь детально на анализе указанного законопроекта, отметим, что, на наш взгляд, основными причинами его непопулярности и последующего отклонения стали: дисбаланс содержащихся в нем регулятивных и охранительных норм, слабая направленность на защиту прав пользователей Интернета, от-
1 https://echo.msk.ru/blog/advokat_sazonov/1375070-echo/.
2 Проект Федерального закона № 145507-7 «О правовом
регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - http://asozd.duma.gov.ru.
сутствие широкой дискуссии при его разработке (прежде всего владельцев социальных сетей и интернет-пользователей).
Как следствие, законопроект большинством его критиков был воспринят как сборник запретов, который ограничивая и усложняя пользование Интернетом, не представлял дополнительные эффективные механизмы защиты для добросовестных пользователей3.
Однако, несмотря на указанную неудачную попытку, потребность в скорейшей разработке и принятии законодательной базы, регламентирующей интернет-отношения, осталась [10, с. 22].
При этом необходимо учитывать, что для Интернета и прежде всего социальных интернет-сетей характерно саморегулирование. Регламентация и унификация отношений в данной сфере должна осуществляться с учетом характера сложившихся отношений и уже имеющихся институтов администрирования.
Принимая во внимание указанные факторы, полагаем, в целях формирования национального интернет-права и разработки основного нормативного правового акта, регламентирующего данные правоотношения, необходимо последовательно решить следующие задачи: 1) разработка и нормативное закрепление понятийного аппарата; 2) анализ применяемых в сети Интернет «пользовательских соглашений» («правил» и т.п.), разрешение возникающих при их использовании проблем; 3) проработка указанных актов на предмет их возможной унификации (та-
3 http://pravorf.org/index.php/news/2373-o-zakonoproekte-o-pravovom-regulirovanii-deyatelnosti-sotsialnykh-setej; https://roskomsvoboda.org/29028.
кой целесообразности); 4) определение общих подходов к идентификации в сети Интернет и связи виртуальной и реальной личности.
Примером необходимости государственного вмешательства и унифицированного нормативного регулирования, на наш взгляд, является проблема существования аккаунтов, зарегистрированных на умерших лиц4.
На данный момент наиболее крупные социальные сети предлагают неодинаковые варианты поведения при смерти владельцев страниц в социальной сети, от создания «виртуального кладбища» до удаления. При этом процедура принятия таких решений кардинально отличается, начиная от лиц, которые могут ее инициировать, и заканчивая документами, которые необходимо для этого предоставить5.
Вместе с тем, наполнение страницы в социальной интернет-сети на данный момент регламентируется различным законодательством.
К примеру, в соответствии с Законом «О персональных данных»6 в случае смерти согласие на обработку персональных данных умершего (которые зачастую образуют профиль пользователя) дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни7.
Порядок же использования другой имеющейся на странице пользователя информации будет регулироваться самостоятельно. Так, на созданные (размещенные) пользователем на странице социальной сети художественные, музыкальные, фотопроизведения будут распространяться соответствующие положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом даже имеющиеся правовые механизмы, к примеру, возможность «перехода» страницы к другому лицу в порядке универсального правопреемства, не могут быть применены к страницам социальных интернет-сетей, зарегистрированных на вымышленные имена.
Представленная проблема, на наш взгляд, одновременно является еще одним доводом в пользу утверждения о необходимости идентификации личности в сети Интернет.
4 http://www.bolshoyvopros.ru/questions/469453-kogda-chelovek-umiraet-chto-proishodit-s-ego-socialnymi-stranichkami.html.
5 http://www.aif.ru/society/web/virtualnye_kladbishcha_chto_ proishodit_s_akkauntami_posle_smerti_ih_hozyaev;https:// vk.com/topic-22582448_24812401.
6 Часть 7 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // «Собрание законодательства РФ». - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - ст. 3451.
7 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». - 25.12.2006. - № 52 (1 ч.). - ст. 5496.
Анализ зарубежной практики показывает, что рядом стран такие требования были установлены. К примеру, во Франции с 2000 года введена уголовная ответственность провайдеров за предоставление хостинга неидентифи-цированным пользователям. Авторы сайтов, которые размещаются на местных серверах, обязаны предоставлять о себе полную информацию. В случае ее недостоверности законом предусмотрено наказание до шести месяцев тюрьмы. Законодательство предусматривает ответственность не только провайдеров, не обеспечивших проверку данных, но и пользователей [9]. В США идентификация личности позволила выработать правовой механизм наследования цифровой собственности, в том числе аккаунтов и блогов умершего [1].
На наш взгляд, идентификация пользователей Интернета необходима, в том числе в интересах самих пользователей. Однако механизм идентификации не должен сводится исключительно к использованию в сети Интернет паспортных данных, поскольку необходимость отождествления виртуальной личности с реальной может возникнуть только в случае совершения ими юридически значимых действий (в т.ч. противоправных), наступления юридических фактов. В случае отсутствия таковых предъявляемое к лицу требование о раскрытии своих персональных данных неограниченному числу пользователей сети Интернет является необоснованным и чрезмерным.
В связи с этим, полагаем возможным предусмотреть необходимость идентификации личности, обеспечивающей «привязку» виртуальной личности к реальной на уровне «провайдер-пользователь», при одновременном сохранении возможности использования псевдонимов («ников» и пр.) на уровне «пользователь-пользователи».
Возникающие в указанной сфере проблемы показывают, что существующих в национальном законодательстве правовых механизмов уже недостаточно.
Так, отсутствие единых подходов к регулированию указанных отношений приводит к росту количества аккаунтов в социальных интернет-сетях, зарегистрированных на умерших лиц, которые могут быть использованы в противоправных целях.
Решение представленных проблем на данный момент невозможно без скорейшей разработки нормативного правового акта, регламентирующего основы организации и функционирования интернет-пространства.
Литература
1. Амбарцумов Р.А. Аккаунты социальных сетей как объекты наследственных правоотношений // Вопросы российской юстиции. 2019. - 133 С.
2. Беззубиков Д.А., Морозов М.В. Проблема защиты персональных данных в сети интернет // Дневник науки. 2019. № 4 (28). С. 127.
3. Дроменко А.Ю. Информационные права граждан РФ и защита персональных данных в сети «Интернет» // Science Time. 2016. № 2 (26). С. 203-206.
4. Жученко В.С., Саенко Д.А. «Защита персональных данных от несанкционированного доступа злоумышленников в сети интернет» (проект членов молодежного движения «Интернет без угроз») // Обзор.НЦПТИ. 2018. № 2 (13). С. 50-55.
5. Колпаков В.В. Влияние сети «Интернет» на персональные данные: угрозы и перспективы / Стратегическое управление: теория, практика и проблемы: материалы XV Межрегиональной научно-практической конференции. 2018. С. 223-226.
6. Лачина Е.А., Кузнецова И.А., Носова Е.В. Проблемы защиты персональных данных в сети «Интернет» // Ученые записки. 2021. № 1 (37). С. 114-118.
7. Михайликов В.Л. Формы защиты авторских прав // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). С. 136-139.
8. Молчанов А.А. Законодательное признание цифровых прав как одного из объектов гражданского права // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 3. С. 4-8.
9. Паламарчук А.В. Регулирование правоотношений в сети Интернет в зарубежных странах // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2012. № 6 (32). - 28 с.
10. Перчаткина С.А., Черемисинова М.Е., Цирин А.М., Цирина М.А., Цомартова Ф.В. Социальные интернет-сети: правовые аспекты // Журнал российского права. 2012. № 5. С. 22.
References
1. Ambarcumov R.A. Akkaunty social'nyh setej kak ob»ekty nasledstvennyh pravootnoshenij // Voprosy rossijskoj yusticii. 2019. - 133 S.
2. Bezzubikov D.A., Morozov M.V. Problema zashchity personal'nyh dannyh v seti internet // Dnevnik nauki. 2019. № 4 (28). S. 127.
3. Dromenko A.YU. Informacionnye prava grazhdan RF i zashchita personal'nyh dannyh v seti «Internet» // Science Time. 2016. № 2 (26). S. 203-206.
4. ZHuchenko V.S., Saenko D.A. «Zashchita personal'nyh dannyh ot nesankcionirovannogo dostupa zloumyshlennikov v seti internet» (proekt chlenov molodezhnogo dvizheniya «Internet bez ugroz») // Obzor.NCPTI. 2018. № 2 (13). S. 50-55.
5. Kolpakov V.V. Vliyanie seti «Internet» na personal'nye dannye: ugrozy i perspektivy / Strategicheskoe upravlenie: teoriya, praktika i problemy: materialy XV Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 223-226.
6. Lachina E.A., Kuznecova I.A., Nosova E.V. Problemy zashchity personal'nyh dannyh v seti «Internet» // Uchenye zapiski. 2021. № 1 (37). S. 114-118.
7. Mihajlikov V.L. Formy zashchity avtorskih prav // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2010. № 2 (73). S. 136-139.
8. Molchanov A.A. Zakonodatel'noe priznanie cifrovyh prav kak odnogo iz ob»ektov grazhdanskogo prava // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina. 2020. № 3. S. 4-8.
9. Palamarchuk A.V. Regulirovanie pravootnoshenij v seti Internet v zarubezhnyh stranah // Vestnik Akademii General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii. 2012. № 6 (32). - 28 s.
10. Perchatkina S.A., CHeremisinova M.E., Cirin A.M., Cirina M.A., Comartova F.V. Social'nye internet-seti: pravovye aspekty // ZHurnal rossijskogo prava. 2012. № 5. S. 22.
(статья сдана в редакцию 10.06.2021)