К вопросу о проблемах проверки дееспособности лица при удостоверении завещания
нотариусом
On the issue of checking the legal capacity of a person when certifying a will by a notary
Тришин Никита Андреевич
Юрист, юридический институт СФУ Россия, г. Красноярск nikitatrisha@gmail. com
Trishin Nikita Andreevich
Lawyer, Law Institute of SFU Russia, Krasnoyarsk [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена проблемным аспектам в работе нотариуса при проверке дееспособности гражданина. Рассматриваются как проблемы административно-организационного характера, так сугубо правового. Внесены предложения о совершенствовании межведомственного взаимодействия между органами разных ветвей власти, а также методики совершения нотариусом нотариального действия по удостоверению завещания.
Annotation: The article is devoted to the problematic aspects in the work of a notary when checking the citizen's legal capacity. It considers both administrative and organizational problems, which are so strictly legal practice-oriented. Suggestions have been made to improve interagency cooperation between bodies of different branches of government, as well as methods for notarial acts to certify a will by a notary.
Ключевые слова: нотариус, дееспособность, удостоверение завещания, законность сделки, отказ в совершении нотариального действия.
Key words: notary public, legal capacity, testament, legality of a transaction, refusal to perform notarial acts.
Проверка дееспособности граждан, правоспособности юридических лиц, а также полномочий на совершение нотариального действия - одно из самых важных процессуальных действий, выполняемых нотариусом при осуществлении нотариальных действий.
Статья 43 «Основ законодательства о нотариате» обязывает нотариус проверять дееспособность граждан при обращении последних за удостоверением сделок. В силу статьи 57 того же закона нотариус может удостоверить завещание только дееспособного гражданина.
Закон на сегодняшний день подробно не описывает процедуру проверки нотариусом дееспособности лица, обратившегося с заявлением об удостоверении завещания. Поэтому проблемными моментами здесь стоит обозначить достаточность полномочий нотариуса при проверке дееспособности гражданина.
Процедура удостоверения завещаний конкретизируется в "Методических рекомендациях по удостоверению завещаний, принятию нотариусом закрытого завещания, вскрытию и оглашению закрытого завещания" (утв. Решением Правления ФНП от 01-02.07.2004, Протокол N 04/04) (Далее - Методические рекомендации). Действия нотариуса по проверке дееспособности гражданина, обратившегося за удостоверением завещания, складывается из двух этапов. Первый этап заключается в проверке документов, содержащих сведения о дееспособности гражданина (документ, удостоверяющий личность, для проверки наступления совершеннолетия; свидетельство о регистрации брака в случае приобретения дееспособности в полном объеме в результате заключения брака до достижения 18-летнего возраста; документ об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным). Второй этап обязывает нотариус провести с гражданином беседу, в ходе которой выясняется адекватность ответов завещателя на задаваемые вопросы, на основании чего нотариусом делается вывод о возможности гражданина понимать сущность своих действий.
С 1 января 2018 года в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия нотариат сотрудничает с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром). К полномочиям Росреестра относится внесение сведений о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными в единый государственный реестр недвижимости (ст. 38 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Названные сведения направляются уполномоченным работником аппарата суда в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня со дня вступления в силу судебного акта о признании гражданина ограниченным в дееспособности или признанным недееспособным. Нотариус же имеет право обратиться в Росреестр с запросом о предоставлении сведений о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным.
Несмотря на положительный эффект таких административных нововведений, следует отметить их некоторую незавершенность. Из толкования вышеуказанных правовых актов следует обязанность суда направлять в адрес Росреестра сведения только о возникновении такого юридического факта как лишение или ограничение гражданина в дееспособности. Однако статьи 29 и 30 Гражданского кодекса РФ допускают возможность признания гражданина вновь дееспособным в случае отпадения оснований для лишения или ограничения его в дееспособности через принятие судебного решения. Однако обязанность направить такое решение в адрес Росреестра у работника аппарата суда отсутствует. В результате чего возникает риск получения нотариусом недостоверных сведений из Россреестра о дееспособности гражданина, обратившегося за удостоверением завещания.
Также такой реестр охватывает лишь сведения о дееспособности лиц, сведения о вещных правах которых, внесены в государственный реестр недвижимости. То есть можно говорить о его ограниченности в части охватывания дееспособных субъектов - физических лиц.
Учитывая вышеизложенное, логично предложить внести в акты о межведомственном взаимодействии правовые нормы о расширении круга судебных решений, которые работник аппарата суда обязан направлять в Росреестр для учета, а именно добавить дополнительно решения об отмене лишения или ограничения дееспособности гражданина. Также, вполне логично поддержать позицию ученых о создании единого информационного банка сведений о признании лиц недееспособными. Для исключения случаев нарушения конституционного права гражданина на личную тайну такой реестр должен быть закрытым с обеспечением доступа к нему отдельных субъектов, обеспечивающих законность гражданского оборота. Обязанность по ведению реестра логично возложить на Департамент при Верховном суде РФ как орган, ведущий судебную статистику о деятельности судов.
Рассуждая об объеме действий нотариуса при установлении дееспособности гражданина, следует отметить следующее.
Нотариусами удостоверяются завещания, составленные в соответствии с требованиями гражданского законодательства гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Так как законом установлена презумпция наступления дееспособности гражданина по достижении им совершеннолетия, нотариус будет устанавливать наличие дееспособности на основании документов. Однако как установлено выше, независимо от наличия подтверждающих документов, нотариус обязан провести с гражданином беседу, направленную на установление факта понимания гражданином действий по совершению завещания.
Отсутствие четкой регламентации в части постановки вопросов нотариусом в ходе беседы, а также ответов, которые должен дать гражданин свидетельствует о достаточно свободной форме такой беседы и
широкой свободе усмотрения нотариусом при определении порядка ее ведения. Такая свобода обусловлена отсутствием у нотариуса специальных знаний в области медицины, обязанность провести беседу не включает в себя процедуру, схожую с привлечением специалиста для дачи консультации или эксперта для дачи заключения.
На наш взгляд, обязанность провести беседу с целью выявления способности завещателя отдавать отчет своим действиям связана не только с проверкой дееспособности, но и выявлением действительной воли гражданина на совершение завещания.
Методические рекомендации подтверждают данный тезис, запрещая нотариусу удостоверить завещание от имени гражданина, находящегося в момент обращения в состоянии, препятствующем его способности понимать значение своих действий и руководить ими, что делает невозможным выполнение нотариусом возложенной на него законом обязанности - проверить соответствие содержания завещания действительному намерению завещателя, а также разъяснить завещателю смысл и значение содержания завещания.
Статья 48 Основ содержит такие основания для отказа в совершении нотариального действия, как обращение за совершением нотариального действия поступило от недееспособного гражданина, и сделка не соответствует требованиям закона.
По смыслу пункта 1 статьи 163 ГК РФ одним из условий законности сделки является наличие у каждой из сторон права на ее совершение. Право на совершение сделки производно от гражданской правосубъектности лица - способности быть участником правоотношений. Дееспособность есть составляющая правосубъектности, а ее разновидностью можно считать сделкоспосбность, то есть способность лица совершать гражданско-правовые сделки. Из этих посылок можно сделать вывод о том, что только дееспособное (в некоторых случаях не в полном объеме) лицо имеет право своими действиями совершать сделки. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме и только лично.
Поэтому, отказ в совершении нотариального действия по основанию недееспособности гражданина (личным законом которого является российское право), возможен в случае недостижения возраста, с которым связывается наступление дееспособности в полном объеме, либо в случае признания его недееспособным (ограниченно дееспособным) судом, т.е. по формальным юридическим причинам.
Это часть правовой оценки, которую нотариус дает тем обстоятельствам, которые составляют юридико-фактическую основу нотариального действия.
Чтобы придать визуальной и вербальной оценке, проводимой нотариусом в ходе беседы с гражданином, характер правового анализа (а не применение специальных медицинских знаний, которыми нотариус априори не обладает), следует результат этой оценки соотнести с законностью сделки.
Сделка как волевой акт не может быть совершена, если лицо не понимает смысл и значение своих действий.
Поэтому нотариус, выяснивший, что состояние обратившегося к нему лица препятствует способности этого лица понимать значение своих действий и руководить ими, в таком случае отказывает в совершении нотариального действия по основанию несоответствия ее закону. (А. 6 статьи 48 Основ).
Список используемой литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ 03.12.2001, N 49, ст. 4552.
2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (ред. от 26.07.2019) // Российская газета, N 49, 13.03.1993.
3. О государственной регистрации недвижимости: ФЗ РФ от 13 июля 2015 г. // СПС Консультант Плюс.
4. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 9 января 2018 г. N 2 «О внесении изменений в Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденную Приказом Судебного департамента» от 29 апреля 2003 г. N 36 // СПС «Консультант Плюс»
5. Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной нотариальной палатой (Заключено в г. Москве 20.03.2014 N 28) // СПС Консультант Плюс.
6. А.А. Анисимова, Р.С. Бевзенко, В.А. Белов и др.; под ред. Д.Я. Малешина Комментарий законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный) // СПС Консультант Плюс.
7. Методические рекомендации по удостоверению завещаний, принятию нотариусом закрытого завещания, вскрытию и оглашению закрытого завещания (утв. Решением Правления ФНП от 01-02.07.2004, Протокол N 04/04) // Нотариальный вестник, N 9, 2004
8. С.С. Алексеев Теория государства и права // М.: Норма, 2004. 283 с.
9. Стоногина Д.С. Недействительность завещания и ее правовые последствия // Наука и образование сегодня. 2017. N 11 (22). С. 82 - 84.