Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / СУДЕБНЫЙ ОРГАН / ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА / СУБЪЕКТЫ / ГАРАНТИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслова Б.И.

В статье рассматривается проблема неисполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, которая связана с несвоевременностью подготовки необходимых законопроектов, искажением формулировок. Особое внимание уделяется предложению расширить нормативную базу в сфере исполнения решений Конституционного Суда РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Б.И. Маслова

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается проблема неисполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, которая связана с несвоевременностью подготовки необходимых законопроектов, искажением формулировок. Особое внимание уделяется предложению расширить нормативную базу в сфере исполнения решений Конституционного Суда РФ.

Ключевые слова: решения Конституционного Суда, конституционные положения, судебный орган, юридическая сила, субъекты, гарантии.

Эффективность исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) имеет особую актуальность, поскольку от этого зависит не только качестве действующих законов, но и полнота реализации конституционных принципов. Однако в настоящее время сохраняется проблема их неисполнения, что представляет особую угрозу для правопорядка за счет умаления Основного закона России. Как было замечено В.Д. Зорькиным, существует множество неисполненных решений КС РФ всеми уровнями власти, и законодательной в том числе. Есть примеры, когда за 2 года законодатель не дал никакой реакции на решение Суда, которое без какого-либо подтверждения должно быть исполнено [7, с. 111].

В соответствии с действующим законодательством, все решения КС РФ являются общеобязательными, что представляется в необходимости их применения во взаимосвязи с конституционными положениями и иными нормативно-правовыми актами, затронутыми таковыми. По факту, это предопределено ч. 2 ст. 15 Конституции РФ «обязанность соблюдать Конституцию и законы» и ч. 1 ст. 1 Конституции РФ -обязанность должна быть исполнена «в правовом государстве» [1], коим провозглашается Российская Федерация. Но в таком случае необходимо не только должное поведение конкретных субъектов права, но и принятие комплекса мероприятий со стороны государства, что предопределяет множество проблемных аспектов.

В соответствии со ст. 81 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» указывается, что последствия неисполнения решений КС РФ «распространяется на любые органы и должностных лиц» [2] без каких-либо ограничений. Тогда как ответственность предусмотрена уголовного характера по общей ст. 315 Уголовного кодекса РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта» [3], о чем прямо подтверждается в одном из определений КС РФ [5]. Однако ни раз данная законодательная позиция критиковалась, в частности и судьей КС РФ В.О. Лучиным, который отмечал неэффективность привлечения к ответственности по указанной норме ввиду специфических субъектов (особенно органы государственной власти РФ и субъектов РФ) [8, с. 608]. Предполагается, что для указанного круга лиц наиболее верным стало бы привлечение к политической ответственности, к примеру, отказ таковым в повторном избрании либо назначении на соответствующую должность.

Нередко встречается проблема в изложении формулировок в решениях КС РФ, что предопределяет необходимость толкования Судом своего же акта. Подобные ситуации не только «тормозят» возможность его исполнения, но и влияет на загруженность работы судебного органа.

Помимо сказанного, одной из проблем также является несвоевременность подготовки необходимых законопроектов. Такая ситуация складывается опять-таки из-за несовершенства нормативной базы в сфере порядка реализации решений КС РФ. Например, в Регламенте Правительства РФ отсутствуют какие-либо указания касательно порядка принятия решений о мерах по исполнению правовых позиций КС РФ, разработки предложений или порядке принятия решений о разработке необходимых законопроектов [4]. В связи с чем реальным путем разрешения данного вопроса является четкое ограничение сроков подготовки и внесения законопроекта в Государственную Думу РФ, а возможность его увеличения только в исключительных случаях.

Особое внимание следует уделять решениям по несоответствию правовой нормы конституционным положениям. Такое признание влечет за собой пробел в нормативном регулировании, так как устранение

© Б.И. Маслова, 2021.

дефекта возможно только путем утраты его юридической силы вынесенным решением. Исполнение подобных решений осуществляется через принятие правовых актов, которые аналогичны ранее действующим нормам, в связи с чем надлежащее их исполнение не может заключаться в простом видоизменении.

Согласно статистическим данным, например, законодателем на федеральном уровне за 2020 год во исполнение решений Суда было принято всего 16 федеральных законов. Также есть решения, несущие рекомендательный характер по изменению законодательства: 46 постановлений и 28 определений, из которых только во исполнение 4 даны поручения от Правительства РФ. Что касается решений за предшествующие годы, то многие решения стали «мертвыми» и находятся длительное время в Государственной Думе (за 2018 год таких законопроектов насчитывалось 8, за 2019 год - 9, по 4 в 2017 и 2015 годах, 2 за 2010 и по 1 за 2016, 2011-2013 годы) [6].

Непосредственном самим Судом отмечается, что говорить о преодолении всех проблем исполнения решений КС РФ достаточно преждевременно, однако, требуется уделить данному вопросу особое внимание, так как от качества и своевременности их исполнения зависит гарантии действенности правосудия и защищенность прав и свобод человека и гражданина.

В целом, подводя итоги проведенного анализа, можно прийти к выводу, что имеется острая необходимость расширения нормативной базы в сфере исполнения решений Конституционного Суда РФ. Предполагается, что нужна разработка либо нового закона, либо внесение дополнений в уже действующий закон для устранения имеющихся недочетов по следующим аспектам: предусмотреть реальный механизм по привлечению к ответственности за неисполнение решений КС РФ либо ненадлежащее его выполнение, а также урегулировать порядок отмены законодателем неконституционных актов, особенно прописать сроки.

Библиографический список

¡.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Доступ из СПС Консультант Плюс. URL : http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/

2.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1 -ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Доступ из СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 4172/

3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // Доступ из СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/

4.Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 06.09.2021) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Доступ из СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 47927/ba269782742c5d460477b346c08f821af8de86 47/

5.Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2001 N 65-О «По ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан» // Доступ из СПС Консуль-

тант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 31538/

6.Информационно-аналитический отчет об исполнении решений КС РФ в 2020 году «Об исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, в 2020 году» (подготовлен Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 § 67 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации) // Доступ из СПС Консультант Плюс. URL: http://wwwxonsultantru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=666128#lwJYgiSicIGUoGdg

7.Зорькин В. Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки / В. Д. Зорькин. М.: Норма, 2007. 400 с.

8.Лучин В. О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации / В. О. Лучин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 687 с.

МАСЛОВА БОГДАНА ИГОРЕВНА - магистрант, Ростовский государственный экономический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.