ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Угрозы и безопасность
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
Виктор Борисович КНЯЖЕВ3*, Анатолий Федорович МАЙДЫКОВЬ, Геннадий Иванович ДЕМИНС
а доктор юридических наук, кандидат военных наук, военный исследователь, начальник кафедры управления ОВД в особых
условиях, Академия управления МВД России, Москва, Российская Федерация
ь заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления ОВД в особых
условиях, Академия управления МВД России, Москва, Российская Федерация
сдоктор философских наук, профессор, профессор кафедры управления ОВД в особых условиях, Академия управления МВД
России, Москва, Российская Федерация
"Ответственный автор
Аннотация
Тема. В статье анализируются проблемы формирования и поддержания стрессоустойчивости общества и государства в современных условиях на всех уровнях социальной системы. Специфика проблем состоит в том, что человек по роду своей жизнедеятельности вовлечен в экстремальное пространство, это требует от него проявления стрессоустойчивости, однако формированию и развитию у него стрессоустойчивости пока что уделяется недостаточное внимание.
Цель. В статье анализируются состояние стрессоустойчивости российского общества и задачи государства, гражданского общества, организаций, социальных институтов и отдельных граждан по обеспечению высокого уровня стрессоустойчивости в различных ситуациях. Вопросы стрессоустойчивости приобретают особую актуальность в связи с социальной, экономической, политической, теоретической и практической значимостью обеспечения должного уровня готовности общества и государства с позиции своих членов к эффективным действиям в сложной обстановке. Цель работы состоит в социально-политическом анализе структуры стрессоустойчивости общества и государства, системы ее обеспечения, формулировании основных направлений повышения уровня стрессоустойчивости российского общества и государства. Интересы обеспечения национальной безопасности России диктуют необходимость углубленного анализа действующей системы формирования и поддержания стрессоустойчивости, определения ее достоинств и недостатков, выдвижения предложений по повышению стрессоустойчивости общества и государства. Методология. Применен горизонтальный сравнительный анализ. Исследование базируется на анализе современной концепции общественного развития, разработанной в работах П.А. Сорокина, К. Манхейма, Т. Парсонса, Э. Гидденса, П. Штомпки, Г. Бехманн о наличии рисков, воздействующих на социальные процессы.
Результаты. В результате исследования разработаны направления повышения стрессоустойчивости российского общества и государства в условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу и растущей глобализации. Предположительно применение результатов возможно при решении широкого спектра задач, связанных с обеспечением национальной безопасности, устойчивого развития общества и государства в различных, в том числе в экстремальных ситуациях.
Выводы и значимость. Сделан вывод, что стрессоустойчивость выступает важнейшим компонентом национальной безопасности, характеризующим состояние общества, всех его сфер на различных уровнях. Важное значение имеет разработка направлений повышения стрессоустойчивости общества и государства, требующих комплексного подхода к их реализации.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Формирование и укрепление стрессоустойчивости развития нарушаются проблемами, противоречиями, является важнейшим фактором существования и кризисами и бедствиями, которые могут происходить развития любого государства. Периоды стабильного в развитии страны. «Мы живем и действуем в
История статьи:
Принята 19.03.2015 Одобрена 19.03.2015
УДК 615.851
Ключевые слова: стресс, устойчивость, общество, государство, безопасность
эпоху великих бедствий, — отмечал выдающийся русско-американский социолог и культуролог П.А. Сорокин. — Войны и революции, голод и эпидемии опять бесчинствуют на нашей планете. Опять они собирают свою кровавую дань со страдающего человечества. Опять они оказывают влияние на каждый момент нашего существования: на наши умственные способности и поведение, на нашу общественную жизни и культурные процессы» [1].
Готовность общества успешно решать внезапно возникающие проблемы воплощается в его стрессоустойчивости. Вопрос о стрессоустойчивости, а тем более о формировании стрессоустойчивости в обществе и государстве не так прост, как это кажется на первый взгляд. Следует отметить, что в настоящее время некоторые авторы даже стали злоупотреблять этим термином, используя его слишком часто и не к месту, забывая при этом, что он имеет целый ряд существенных особенностей.
Во-первых, указанное понятие представляет собой сочетание двух слов: «стресс» и «устойчивость», что означает устойчивость к стрессу. То есть это гармоничное объединение двух понятий, характеризующее новое качественное состояние.
В-вторых, особенностью данного словосочетания является объединяющее свойство этих терминов, а именно их содержательная качественная характеристика. Стресс — это термин психологический или психофизиологический, причем используется (исследуется) как свойство личности, проявляющееся у нее в экстремальных ситуациях. Устойчивость же применительно к стрессу (или стрессовой обстановке) является способностью личности, человека противостоять стрессу (стрессовой ситуации).
Таким образом, указанное словосочетание должно употребляться по отношению к физическим, а не к юридическим лицам. На практике же и в отдельных научных трудах оно в равной степени используется как по отношению к одушевленным, так и к неодушевленным предметам (организациям, учреждениям, службам и организациям).
Проблема здесь состоит в том, что, с одной стороны, человек по роду своей жизнедеятельности (или просто виду деятельности) вовлечен в экстремальное пространство (в особые условия функционирования), что требует от него проявления стрессоустойчивости, а с другой — возникает необходимость последовательного формирования и развития у отдельного индивида стрессоустойчивости
(чему пока уделяется недостаточное внимание). Кроме того, эта проблема с позиции результата целостного процесса саморегуляции личности (физического лица) своей деятельности, вопроса о месте и роли в этом процессе личностных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других составляющих саморегуляции (в том числе стрессоустойчивости) изучена недостаточно и требует глубокой научной разработки.
В настоящее время проблема стрессоустойчивости в указанном плане приобретает особую актуальность в связи с социальной, экономической, политической, теоретической и практической значимостью обеспечения должного уровня готовности общества и государства к эффективным действиям в экстремальной обстановке. Становится очевидным, что от успешной разработки этой проблемы зависит общая ориентация практики в деле подготовки высокопрофессиональных специалистов в указанной сфере, способных эффективно осуществлять свою деятельность в самых сложных условиях оперативной обстановки, вплоть до экстремальных обстоятельств, сохраняя при этом необходимое психофизическое состояние, т.е. проявляя стрессоустойчивость.
Прежде чем рассматривать вопросы общей и специальной профилактики стрессовых состояний в обществе и государстве, формирования стрессоустойчивости, следует отметить, что эти понятия будут использоваться в широком смысле слова — применительно к обществу и государству, однако при этом будет учитываться их «человеческое» (личностное) наполнение. В этом отношении, по мнению авторов, стрессоустойчивость можно представить как способность общества, государства, личности противостоять состояниям напряженности, возникающим в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров) — кризисов, потрясений, стихийных бедствий, психических и физических травм.
Стрессы представляют собой неотъемлемую часть общественной и личной жизни человека, социальных групп и общностей. Следовательно, общество, государство, личность, разнообразные организации и институты должны планомерно формировать, поддерживать и развивать собственную стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость является важнейшей характеристикой состояния общества, всех его сфер: экономической, социальной, политико-правовой, научно-технической, культурной и
военной, а также общественной психологии, в том числе и менталитета народа или народного характера. Менталитет народа, по мнению ряда ученых, проявляется как исторически сложившийся психологический склад мышления, образ мыслей, оценок, духовных установок, привычных социальных предпочтений, вкусов. В нем выпукло представлена народная уникальность психологии данного общества. Стрессоустойчивость общества и государства одновременно отражает историю страны, народа, которая способствовала или препятствовала формированию устойчивости к бедствиям, потрясениям, трудностям и рискам [2-15].
Стрессоустойчивость — один из интегральных показателей национальной безопасности страны, ее жизнеспособности, готовности обеспечивать свое существование при неблагоприятных внешних и внутренних условиях. В качестве факторов, играющих негативную роль, выступают стихийные бедствия, экологические катастрофы, затрудняющие жизнь регионов и страны в целом.
В то же время нельзя не учитывать, что Российская Федерация является неотъемлемой частью мирового сообщества. Следовательно, наша страна испытывает непрерывное воздействие со стороны других государств, региональных объединений, сообществ и взаимно оказывает, в свою очередь, свое влияние на них. Внешние влияния и связи обладают как положительными, так и отрицательными сторонами. Мировые экономические, финансовые кризисы, военно-политическая конкуренция в той или иной мере затрагивают Россию. Внутренние процессы, как и в любой другой стране, осложняются проблемами, противоречиями, конфликтами в различных сферах. Убедительным свидетельством тому являются известные события в Украине, происходящие с 2013 г. и по настоящее время, а также предпринятые в связи с этим экономические санкции США и Европейского союза1. По оценке экспертов МИД России, санкции США и ЕС бесполезны и обречены на неудачу. Однако премьер-министр Д.А. Медведев, выступая с ежегодным отчетом о работе правительства в Государственной Думе, признал, что в 2015 г. потери России от санкций, которые ударили по всем отраслям экономики, могут составить 75 млрд евро, или до 4,8% от ВВП. В то же время, по словам главы правительства, россияне
1 Рябков С. МИД РФ: санкции США и ЕС бесполезны и обречены на неудачу // ИТАР-ТАСС. 27.05.2015. URL: http://tass. ru/politika/1994888.
уже научились жить «в другой экономической
2
реальности»2.
«Впервые за всю историю России после распада СССР и вообще за всю историю России в ХХ веке и в период советский, и постсоветский, наша страна оказалась под воздействием сразу двух внешних шоков — резкого падения цен на нефть и беспрецедентно жесткого санкционного давления, — сказал Д.А. Медведев. — С таким набором одновременных вызовов мы никогда не сталкивались». Сложившаяся ситуация потребовала от Правительства РФ оперативных действий. Так, для помощи регионам был увеличен объем бюджетных кредитов субъектам РФ со 150 до 310 млрд руб., были предприняты другие меры против кризиса. В результате указанных мер произошла стабилизация ситуации на валютном рынке: экономика стала постепенно адаптироваться к плавающему курсу рубля3.
Стрессоустойчивость охватывает все уровни российского общественного организма. Каждый из этих уровней обладает собственной стрессоустойчивостью, органично соединяется со стрессоустойчивостью общества в целом. Стрессоустойчивость всех уровней базируется на состоянии экономической, социальной, политико-правовой, научно-технической, культурной, военной сфер общественной жизни и общественной психологии [16-27].
По мнению авторов, стрессоустойчивость страны необходимо оценивать в 2 плоскостях:
вертикальный анализ согласно структуре государства; горизонтальный анализ различных сфер общественной жизни.
1. Состояние стрессоустойчивости на всех уровнях государства, а именно:
• федеральном;
• региональном;
• межрегиональном;
• групповом;
• личностном.
2. Состояние стрессоустойчивости в сферах общественной жизни:
• экономической;
2 Замахина Т. Премьер призвал готовиться к новой экономической реальности // Российская газета. 21.04.2015. URL: http:// rg.ru/2015/04/21/otchet-site.html.
3 Там же.
• социальной;
• политико-правовой;
• научно-технической;
• культурной;
• военной;
• общественной психологии.
Данные проявления стрессоустойчивости на всех уровнях государства и в сферах общественной жизни представляют собой цельную систему взаимосвязанных компонентов, их функций и выполняемых задач. Очевидно, что система формирования и поддержания стрессоустойчивости общества является важной частью системы обеспечения национальной безопасности.
«Все государства, — отмечают Д. Норт, Дж. Уоллис, Б. Вайнгаст, — представляют собой организации, состоящие из множества индивидов, которые кооперируются для достижения общей цели, даже если они не забывают о своих личных интересах» [28]. Следовательно, в формирование и поддержание стрессоустойчивости общества и государства вовлекаются все члены общества, социальные группы, организации и социальные институты. Основными субъектами поддержания стрессоустойчивости страны выступают государство, гражданское общество в целом и отдельные граждане. Причем ни одна из этих составляющих не может игнорироваться. Усилия личности, государства и гражданского общества на всех уровнях призваны гармонично дополнять друг друга. Государство неспособно самостоятельно сформировать высокую стрессоустойчивость без участия большинства гражданского общества, т.е. наиболее здравомыслящей и патриотичной части населения.
Однако, рассматривая проблему формирования и развития стрессоустойчивости общества и государства в целом, следует обратить внимание на то, что эта проблема является вторичной по отношению к проблеме профилактики (предупреждению и устранению) причин и условий, вызывающих стрессовое состояние. Понятно, что беду и общественный катаклизм все же легче предотвратить, чем потом напряженно бороться с их последствиями. Именно это направление деятельности в обществе и государстве должно быть поставлено во главу угла при решении вопросов стрессоустойчивости. Недопущение стрессовых состояний у населения, вызываемых явлениями
природного, техногенного, биологического и социального свойства, либо минимизация их последствий — вот главные задачи всех органов власти и уровней управления. Успешное решение этих задач позволит существенно скорректировать всю систему мер по формированию стрессоустойчивости общества и государства.
Интересы обеспечения национальной безопасности России диктуют необходимость углубленного анализа действующей системы формирования и поддержания стрессоустойчивости, определения ее достоинств и недостатков, выдвижения конкретных предложений по повышению стрессоустойчивости общества и государства.
По мнению авторов, к числу основных недостатков российской системы формирования и поддержания стрессоустойчивости общества и государства можно отнести следующие:
1) указанная система является сугубо государственной, т.е. государство в основном берет на себя заботу об обеспечении стрессоустойчивости в обществе, при этом игнорируются возможности других общественных образований. Вследствие этого система является сверхцентрализованной, она предоставляет мало самостоятельности и ресурсов «нижним» уровням управления: районам, муниципальным образованиям, в том числе деревням, поселкам, малым городам. Однако они, с другой стороны, пока не способны при необходимости самостоятельно справиться с крупными стихийными бедствиями, пожарами и наводнениями, с восстановлением разрушенных дорог и мостов;
2) слабое привлечение структур гражданского общества к формированию и поддержанию стрессоустойчивости. Структуры гражданского общества представляют собой совокупность прогрессивных, ответственных и активных граждан, общественных, религиозных объединений и организаций, образующих сеть самоорганизации общества как в обычных, так и в чрезвычайных ситуациях. Без объединенных усилий государства и гражданского общества нельзя противостоять современным угрозам и вызовам, возникающим в жизни общества, принимать адекватные меры;
3) существующие трудности в экономической, социальной, культурной жизни страны ограничивают активность личности, которая была, есть и будет основной составляющей единицей общества. Уровень развития, культуры,
образования, профессионализма, моральной и психической устойчивости отдельных членов общества определяет в конечном итоге состояние общества в целом, его способность противостоять стрессам;
4) отсутствие комплексного подхода к формированию и поддержанию стрессоустойчивости общества, что проявляется в следующих факторах:
а) не осуществляется координация усилий во всех сферах жизни: экономической, социальной, политико-правовой, научно-технической, культурной, военной, в сфере общественной психологии;
б) не уделяется должного внимания созданию организационной (институциональной) системы поддержания стрессоустойчивости муниципалитетов, регионов страны в особых условиях;
в) не решается проблема формирования психологической готовности личности, семьи, жителей деревни, поселка, малого города к стрессам, к напряжению жизненных сил в неблагоприятных условиях;
5) функционируют короткие «горизонты» социального планирования страны, регионов, муниципальных образований без учета возможной эволюции и осложнения мировых и внутренних процессов социального развития.
Вследствие указанных недостатков пока не в полной мере проявляется адаптивность к постоянно изменяющимся внешним и внутренним условиям. Общество и государство вынуждены каждый раз чрезмерно напрягать свои усилия при неблагоприятном развитии обстановки. Более того, экстремальные условия порой выявляют частичную неготовность к оперативным действиям. Так, летом 2010 г. на территории Центрального федерального округа, а затем и в других регионах России из-за аномальной жары и отсутствия осадков возникла сложная пожарная обстановка. На начало августа пожарами было охвачено 200 тыс. га в 20 регионах России, плотный дым от горящих торфяников окутал Москву. Увы, имеющихся сил и средств противопожарной службы оказалось явно недостаточно, причем одна из причин экстремальной ситуации состояла в том, что в результате реформирования они в предыдущие годы были сильно сокращены в размерах. Аналогичная ситуация сложилась и в подразделениях лесного
хозяйства страны. Определенным выходом из критического положения было привлечение 11 тыс. военнослужащих, которые только в Московской, Рязанской и Владимирской областях проложили 134 км магистральных трубопроводов, проявили героизм и самоотверженность при тушении пожаров.
Анализ современных исследований общественного развития приводит к выводу о глубокой обеспокоенности ученых перспективами эволюции мирового сообщества. Во вводной статье к работе Г. Бехманна «Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний» В.Г. Горохов отмечает, что существует «фундаментальное противоречие современной эпохи, — с одной стороны, со стремлением к достижению устойчивого развития, с другой — с возрастанием риска жизни в современном технизированном мире...» [29, с. 8].
Для России концепция устойчивого развития связана с надеждой на улучшение уровня жизни, ликвидацию социальных, техногенных и природных катаклизмов, что в принципе невозможно. Очевидно, это нашло отчетливое отражение в сложившейся системе представлений в обществе и государстве, что проявляется в развитии и укреплении такой структуры, как Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)4. Современное общество, идущее по пути постиндустриальной, информационной трансформации, растущей глобализации, существует в условиях нестабильности и увеличения угрозы обострения внутренних и внешних проблем. Таким образом, возникают новые требования к обществу и государству, к их специальным структурам, отвечающим за обеспечение стрессоустойчивости и национальной безопасности в целом.
По мнению авторов, в целях формирования и поддержания стрессоустойчивости общества и государства, адекватной современным угрозам и вызовам, целесообразно уделить особое внимание нескольким направлениям.
Прежде всего следует организовать подготовку и проведение прогноза формирования и развития стрессоустойчивости общества и государства. К разработке такого прогноза следует привлечь представителей различных органов, организаций и ведомств:
4 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). URL: http://mchs.gov.ru.
• государственных органов, в том числе субъектов РФ;
• органов местного самоуправления;
• бизнес-структур, в том числе представителей крупного, среднего и малого бизнеса;
• промышленных, сельскохозяйственных предприятий и объединений;
• научных, технических и образовательных кругов;
• общественных организаций и объединений.
В результате должно быть выработано общее видение перспектив развития страны на 5, 10, 15 лет, созданы различные сценарии эволюции ситуации, определены возможные угрозы на всех уровнях социальной системы.
Следует отметить, что стрессоустойчивость общества, государства и личности не возникает вдруг, не появляется сразу из ничего. Она формируется на основе экономических, социальных, политических, научно-технических, культурных, военных и психологических усилий государства, гражданского общества и отдельных граждан на протяжении весьма длительного периода времени.
Здравый смысл, научные исследования, интересы национальной безопасности России диктуют необходимость тщательной разработки и реализации целостной программы формирования, развития и поддержания стрессоустойчивости на всех уровнях общества. Только при этом условии стрессоустойчивость будет выступать одной из опор существования общества в различных сложных условиях, подчас и экстремальных. Забота о формировании и поддержании стрессоустойчивости должна пронизывать жизнедеятельность государства, гражданского общества и граждан во все периоды существования.
Программа формирования и поддержания стрессоустойчивости позволит скоординировать усилия всех субъектов РФ на последовательном решении жизненно необходимой проблемы. Основные положения данной программы могут быть следующими.
Во-первых, систематическая оценка стрессоустойчивости общества и государства как одного из важнейших компонентов национальной безопасности. Понятие «стрессоустойчивость» необходимо рассматривать в качестве одного из терминов, используемых при изложении проблем национальной безопасности. Как уже
отмечалось, система формирования и поддержания стрессоустойчивости общества и государства представляет собой один из важных элементов системы обеспечения национальной безопасности.
Во-вторых, формирование и укрепление стрессоустойчивости общества и государства, включающее последовательное решение 2 задач:
1) укрепление и развитие материального, ресурсного, институционального, организационного обеспечения стрессоустойчивости в стабильной ситуации;
2) п о д д е р ж а н и е , в о с с т а н о в л е н и е стрессоустойчивости общества и государства в экстремальных ситуациях природного, техногенного характера, при чрезвычайных социальных обстоятельствах.
В-третьих, следует разработать междисциплинарную теорию стрессоустойчивости, ее формирования и поддержания в различных условиях, выделить критерии и признаки стрессоустойчивости органов государственной власти всех уровней общества в различных сферах жизнедеятельности: экономической, социальной, политико-правовой, научно-технической, культурной, военной, общественной психологии. На основе этих критериев и признаков возможно создание «паспорта безопасности» муниципального образования (деревни, поселка), города, района, субъекта РФ.
В-четвертых, выделение ресурсов, средств, стабилизационных фондов субъектам РФ, муниципальным образованиям — обязательное условие обеспечения их стрессоустойчивости при различных изменениях обстановки, в том числе и экстремальных. Граждане, группы граждан, трудовые коллективы, организации, предприятия и фирмы должны иметь возможности самообеспечения, самозащиты в различных кризисных ситуациях посредством создания запасов медикаментов, автономных систем электро- и водоснабжения.
В-пятых, активное привлечение структур гражданского общества к формированию и поддержанию стрессоустойчивости общества и государства. Гражданское общество является е сте ственным партнером государства в силу объективных обстоятельств. Здравый смысл, инстинкт жизни побуждают человека к заботе о сохранении семьи, дома, населенного пункта во всех возможных ситуациях. Они же подталкивают человека к объединению своих усилий с другими
здравомыслящими и активными людьми. Закономерная логика коллективных действий лежит в основе гражданского общества, которое жизненно заинтересовано в стрессоустойчивости общества и государства.
Государство должно всячески стимулировать организацию групп взаимопомощи, добровольных пожарных и народных дружин, советов старейшин, которые будут способствовать активизации усилий общества по повышению стрессоустойчивости.
В-шестых, последовательное повышение адаптивной эффективности российского общества как способности реагировать на изменения внешних и внутренних условий существования, на имеющуюся зависимость от предшествующего развития. «Адаптивная эффективность приводит к созданию институтов и организаций, — подчеркивают Д. Норт, Дж. Уолис, Б. Вайнгаст, — которые способствуют экспериментированию, награждают успешные инновации и, что не менее важно, уничтожают результаты неправильных решений. Это не гарантия того, что люди всегда найдут решения для новых и неизведанных проблем, с которыми им придется столкнуться в будущем, однако все же некоторые социальные институты и организации делают эту вероятность более высокой» [28].
Способность приспосабливаться зависит от состояния и гибкости сфер общественной жизни на всех уровнях социальной системы, от творческой энергии коллективов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, структур гражданского общества, от возможности действовать в ситуации риска, повышенной напряженности и неопределенности.
Ключевую роль в обеспечении стрессоустойчивости общества и государства выполняет уровень доверия граждан к государству. Имеющиеся исследования показывают, что при 30% недовольных или критически настроенных лиц начинается дезориентация социальной системы, а при наличии 50% — наступает кризис, становится возможен развал системы в целом. Поэтому планку добровольного согласия граждан при принятии и реализации решений желательно иметь на уровне не менее 70%. Иначе говоря, эффективность общества и государства доказывается их устойчивостью во времени и пространстве.
В-седьмых, необходимость обеспечения стрессоустойчивости общества и государства связана с проблемой достоверности прогнозов
эволюции внешних и внутренних условий существования общества. Современный уровень развития наук о природе и обществе не позволяет дать всеобъемлющую необходимую информацию как о природных, так и о социальных процессах. Отсюда возникает проблема неожиданности возникающих угроз для существования общества. «Речь идет о неопределенности и будущем, о принятии решений и прекращении работ, — пишет известный немецкий исследователь Г. Бехманн. — Неопределенные последствия связаны с принятием решений. Они могут привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. Выгоды и потери также располагаются в будущем, которое неизвестно и несет с собой опасности, но открывает возможности и обещает выигрыш... Риск как решение ведет к нестабильному состоянию в будущем» [29].
Иначе говоря, вероятность возникновения угроз должна быть «ожидаемой» обществом, государством, другими социальными институтами, организациями, конкретными людьми. Психологическая готовность к возникновению различных угроз и действиям в условиях риска и неопределенности позволяет их встретить «во всеоружии».
В-восьмых, составным элементом стрессоустойчивости общества и государства является общественная психология. Она органично связана с экономическими, социальными, политико-правовыми, научно-техническими, культурными, военными основами стрессоустойчивости общества и государства. Но в то же время она обладает собственной самостоятельностью, которая оказывает положительное и отрицательное воздействие на стрессоустойчивость личности, общества и государства. Эта взаимосвязь определяет необходимость заботы и внимания к состоянию общественной психологии, в том числе менталитета народа, к воспитанию стрессоустойчивости у каждого человека.
Стрессоустойчивость личности выражается в ее морально-психологической готовности преодолевать трудности, проблемы, неблагоприятные процессы, трагические события в жизни трудовых коллективов и общества. В психологии личности это связано с многогранной устойчивостью: морально-волевой, эмоционально-психологической и с ситуативно-психологической. На стрессоустойчивости личности в конечном счете базируется стрессоустойчивость общества и государства в целом.
В-девятых, назрела необходимость формирования и развития целостной культуры стрессоустойчивости
российского общества, которая по-существу должна пронизывать жизнь всех людей, социальных групп, организаций и институтов. Неслучайно народная мудрость гласит: «Жизнь прожить — не поле перейти». Трудности, проблемы, несчастья и бедствия — составные части жизненного пути человека, семьи, организации, общества. Выдержать любые испытания, стойко пережить экстремальные напряжения, не отчаиваться в самой сложной обстановке, сохранить жизненный оптимизм, преодолеть все преграды и трудности, добиться поставленной цели — такие требования предъявляет повседневная жизнь к человеку, государству и обществу. Причем культура стрессоустойчивости должна последовательно формироваться, воспитываться и развиваться.
Важнейший раздел программы — анализ деятельности государства, гражданского общества, всех членов общества по поддержанию и восстановлению стрессоустойчивости в чрезвычайных условиях. Именно тогда происходит «распад системы норм и ценностей — моральных, юридических, религиозных и других — у подавляющего большинства голодающих масс или у обнищавшего общества... Под влиянием голода часть населения деморализуется настолько, что идет на самые тяжкие преступления и совершает какие угодно антиобщественные деяния. Однако даже во время самого сильного голода это происходит только с частью населения. Те, у кого моральные, религиозные, юридические, эстетические и социальные ценности и нормы не разрушены, не нарушают их запретов» [1, с. 222, 223].
Перед государством встает задача сохранения, восстановления общественного порядка и общественной безопасности в указанных чрезвычайных условиях. Общественный порядок и общественная безопасность позволяют удержать, восстановить и поддержать стрессоустойчивость общества и государства в целом, сконцентрировать усилия на устранении возникших угроз и вызовов, на сохранении общества и государства.
Накопленный опыт человечества позволяет сформулировать относительно полное представление о типичном воздействии стихийных бедствий, техногенных катастроф, чрезвычайных социальных обстоятельств на человеческое поведение и процессы жизнедеятельности в виде определенных «сценариев», которые могут служить основой разработки алгоритмов деятельности государства, гражданского общества по поддержанию стрессоустойчивости общества в экстремальных условиях.
Таким образом, стрессоустойчивость общества и государства составляет неотъемлемую компоненту способности общества и государства эффективно действовать в чрезвычайных условиях. Забота о формировании и развитии стрессоустойчивости должна рассматриваться как важная часть усилий общества и государства по обеспечению национальной безопасности, причем как в относительно стабильной ситуации, так и в условиях различных стихийных бедствий, техногенных катастроф, чрезвычайных социальных обстоятельств.
Список литературы
1. СорокинП.А. Человек и общество в условиях бедствий. СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2012. 336 с.
2. Социальная психология: учебное пособие для вузов / под ред. проф. А.М. Столяренко. М.: Юнити Пресс, 2001. 543 с.
3. БердяевН.А. Судьба России. М.: Философское общество СССР, 1990. 246 с.
4. Бердяев Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. 398 с.
5. Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. 235 с.
6. Вундт В. Проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912. 65 с.
7. КоузерЛ. Основы конфликтологии: учеб. пособие / пер. с англ. А.А. Крашевского. СПб.: Светлячок, 1999. 191 с.
8. Лебон Т. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. 124 а
9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
10. Сорокин П.А. Социология революции. М.: РОССПЭН, 2005. 704 с.
11. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989. 192 с.
12. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект-Пресс, 1996. 317 с.
13. Найт Ф. Понятие риска и неопределенность // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 12-28.
14. АндрееваГ.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.
15. Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования / под ред. д.ф.н. Е.И. Степанова. Ин-т социологии РАН, Центр конфликтологии. 2-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 343 с.
16. Бергер П., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология. М.: Академический Проект,
2004. 608 с.
17. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
18. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. 2-е изд. М.: Академический Проект,
2005. 528 с.
19. Манхейм К. Избранное: диагноз нашего времени. М.: Говорящая книга, 2010. 744 с.
20. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.
21. ШтомпкаП. Социология. Анализ современного общества / пер. с польск. С.М. Червонной. М.: Логос, 2005. 664 с.
22. Штомпка П. Социология социальных изменений / пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с.
23. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник для вузов по направлению (специальности) «Социология» / пер. с польск. 2-е изд. М.: Логос, 2010. 168 с.
24. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синэргетика и прогнозы будущего. М.: Едиториал УРСС, 2003. 288 с.
25. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основная синэргетика. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002. 414 с.
26. Доминик Кола. Политическая социология. М.: Весь мир; ИНФРА-М, 2001. 406 с.
27. СоловьевА.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2003. 559 с.
28. Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М.: Изд-во Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, 2011. 480 с.
29. Бехманн Г. Современное общество. Общество риска, информационное общество, общество знаний / пер. с нем. 2-е изд. М.: Логос, 2011. 248 с.
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Threats and Security
SOME ASPECTS OF GENERATING STRESS RESISTANCE IN THE MODERN SOCIETY AND STATE
Viktor B. KNYAZHEV*, Anatolii F. MAIDYKOVb, Gennadii I. DEMINc
aAcademy of Management of RF Interior Ministry, Moscow, Russian Federation [email protected]
bAcademy of Management of RF Interior Ministry, Moscow, Russian Federation [email protected]
cAcademy of Management of RF Interior Ministry, Moscow, Russian Federation [email protected]
"Corresponding author
Article history:
Received 19 March 2015 Accepted 19 March 2015
Keywords: stress, resistance, society, State, security
Abstract
Importance The article reviews issues of generating and maintaining stress resistance of the society and the State in the current circumstances at each level of the social system. Objectives The research pursues a social and political analysis of the stress resistance structure of the society and the State, mechanisms for generating stress resistance, formulating the main areas for improving the stress resistance in the society and the State.
Methods The research relies upon a horizontal and comparative analysis and reviews the contemporary concept of the social development as articulated in the proceedings of P. A. Sorokin, K. Mannheim, T. Parsons, A. Giddens, P. Sztompka, G. Bechmann on risks influencing the social processes.
Results We find directions for improving stress resistance of the Russian society and the State during the transition to the post-industrial, information society and growing globalization. The results may be applied to solve a wide spectrum of tasks for ensuring the national security, sustainable development of the society and the State in various and emergency situations. Conclusions and Relevance We conclude that stress resistance is a crucial component of national security that reflects how the society feels, and each aspects of its life at various levels. It is important to develop areas for increasing the stress resistance of the society and the State that requires a comprehensive approach to their implementation.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Sorokin P.A. Chelovek i obshchestvo v usloviyakh bedstvii [The man and society during calamities]. St. Petersburg, Mir" Publ., 2012, 336 p.
2. Sotsial'nayapsikhologiya [Social psychology]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2001, 543 p.
3. Berdyaev N.A. Sud 'ba Rossii [The destiny ofRussia]. Moscow, Filosofskoe obshchestvo SSSR Publ., 1990, 246 p.
4. Berdyaev N.A. Samopoznanie [Self-cognition]. Leningrad, Lenizdat Publ., 1991, 398 p.
5. Bobrova E.Yu. Osnovy istoricheskoi psikhologii [Fundamentals of historical psychology]. St. Petersburg, Saint Petersburg State University Publ., 1997, 235 p.
6. Wundt W. Problemypsikhologiinarodov [Die Volker psychologie probleme]. Moscow, Kosmos Publ., 1912, 65 p.
7. Coser L. Osnovy konfliktologii [Selecta on the study of the conflict. Russian edition]. St. Petersburg, Svetlyachok Publ., 1999, 191 p.
8. Le Bon G. Psikhologiya narodov i mass [Psychologie des Foules]. St. Petersburg, Maket Publ., 1995, 124 p.
9. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Man. Civilization. Society]. Moscow, Politizdat Publ., 1992,543 p.
10. Sorokin P.A. Sotsiologiya revolyutsii [Sociology of the revolution]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2005, 704 p.
11. Al'gin A.P. Risk i ego rol'v obshchestvennoi zhizni [Risk and its role in social life]. Moscow, Mysl' Publ., 1989, 192 p.
12. Zdravomyslov A.G. Sotsiologiya konflikta [Sociology of the conflict]. Moscow, Aspekt Press Publ., 1995, 317 p.
13. Knight F. Ponyatie riska i neopredelennost' [The Meaning of Risk and Uncertainty. In: Risk, Uncertainty and Profit]. THESIS, 1994, no. 5, pp. 12-28.
14. Andreeva G.M. Sotsial'nayapsikhologiya [Social psychology]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2001, 384 p.
15. Konflikty v sovremennoi Rossii. Problemy analiza i regulirovaniya [Conflicts in modern Russia. Problems of analysis and regulation]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2000, 343 p.
16. Berger P., Berger B., Collins R. Lichnostno-orientirovannaya sotsiologiya [Selecta. Russian edition. Personality-oriented sociology]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2004, 608 p.
17. Giddens E. Sotsiologiya [Sociology: A Brief but Critical Introduction]. Moscow, Editorial URSS Publ., 1999, 704 p.
18. Giddens E. Ustroenie obshchestva: ocherk teorii strukturatsii [The Constitution of Society. Outline of the Theory of Structuration]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2003, 528 p.
19. Mannheim K. Izbrannoe: diagnoz nashego vremeni [Selecta. Russian edition. Diagnosis of our times]. Moscow, Govoryashchaya kniga Publ., 2010, 744 p.
20. Parsons T. Sistema sovremennykh obshchestv [Sociological Theory and Modern Society]. Moscow, Aspekt Press Publ., 1998, 270 p.
21. Sztompka P. Sotsiologiya. Analiz sovremennogo obshchestva [Socjologia. Analiza spoleczenstwa]. Moscow, Logos Publ., 2005, 664 p.
22. Sztompka P. Sotsiologiya sotsial'nykh izmenenii [The Sociology of Social Change]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2008, 416 p.
23. Sztompka P. Vizual 'naya sotsiologiya. Fotografiya kak metod issledovaniya [Socj ologia wizualna: fotografia jako metoda badawcza]. Moscow, Logos Publ., 2010, 168 p.
24. Kapitsa S.P., Kurdyumov S.P., Malinetskii G.G. Sinergetika i prognozy budushchego [Synergetics and forecasts of the future]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2008, 288 p.
25. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Osnovnaya sinergetika. Rezhimy s obostreniem, samoorganizatsiya, tempomiry [General synergetics. Modes in extremes, self-organization, worlds of paces]. St. Petersburg, Aleteiya Publ., 2008, 414 p.
26. Colas D. Politicheskayasotsiologiya [Sociologie politique]. Moscow, Ves' mir, INFRA-M Publ., 2001, 406 p.
27. Solov'ev A.I. Politologiya: Politicheskaya teoriya, politicheskie tekhnologii [Political science: Political theory, political technologies]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2001, 559 p.
28. North D., Wallis J., Weingast B. Nasilie i sotsial'nye poryadki. Kontseptual'nye ramki dlya interpretatsii pis'mennoi istorii chelovechestva [Violence and Social Order. A Conceptual Framework for Interpreting Recorded Human History]. Moscow, Gaidar Institute for Economic Policy Publ., 2001, 480 p.
29. Bechmann G. Sovremennoe obshchestvo. Obshchestvo riska, informatsionnoe obshchestvo, obshchestvo znanii [Moderene Gesellschaft: Risikogesellschaft, Informationsgesellschaft, Wissensgesellschaft]. Moscow, Logos Publ., 2012, 248 p.