Научная статья на тему 'К вопросу о признаках и свойствах интернет-дискурса'

К вопросу о признаках и свойствах интернет-дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
835
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ГИПЕРТЕКСТ / ГИПЕРМЕДИА / КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / INTERNET DISCOURS / VIRTUAL REALITY / HYPERTEXT / HYPERMEDIA / CREOL TEXT / VIRTUAL LANGUAGE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вересовая Елена Викторовна

Статья посвящена описанию экстралингвистических и лингвистических признаков и свойств интернет-дискурса. Это связано с необходимостью комплексного изучения особенностей виртуального коммуникативного пространства и повышения эффективности взаимодействия пользователей в среде Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Internet Discours Characteristics

The article represents the description of extralinguistic and linguistic peculiarities of internet discours. It is necessary for the complex research of virtual communicative space and for the increasing of effective interaction of Internet users.

Текст научной работы на тему «К вопросу о признаках и свойствах интернет-дискурса»

УДК 81'42+004.738.5

К ВОПРОСУ О ПРИЗНАКАХ И СВОЙСТВАХ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА

Е. В. Вересовая

Научный руководитель — И. В. Пекарская, доктор филологических наук, профессор Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Статья посвящена описанию экстралингвистических и лингвистических признаков и свойств интернет-дискурса. Это связано с необходимостью комплексного изучения особенностей виртуального коммуникативного пространства и повышения эффективности взаимодействия пользователей в среде Интернета.

Ключевые слова: интернет-дискурс, виртуальная реальность, гипертекст, гипермедиа, креолизованный текст, виртуальная языковая личность.

В настоящее время исследователи всё чаще обращают внимание на филологические проблемы развития Интернета, изучая его структурные, жанровые и функциональные особенности. Интерес вызывает формирование интернет-дискурса как одной из форм виртуальной реальности, где языковая презентация индивида реализуется преимущественно в форме сложноорганизованного нелинейного текста - гипертекста. Интернет-дискурс имеет свою специфику как в реализации признаков, так и в реализации свойств, которая выражается в возникновении виртуальной языковой личности, в особых экстралингвистических и лингвистических процессах, в создании гипертекста.

Прежде чем описать признаки и свойства интернет-дискурса, обратимся к определению самого понятия «интернет-дискурс».

Бурное развитие информационных технологий, Интернета в целом, а также изменение социальных функций участников общения не могло не сказаться на понятии «дискурс». Уже стали привычными сочетания: «интернет-дискурс», «компьютерный дискурс», «электронный дискурс», «виртуальный дискурс». Эти термины могут рассматриваться как синонимы, хотя некоторые исследователи предлагают различать эти понятия, учитывая следующие факторы: тип технического устройства, посредством которого происходит общение, а также степень погруженности участников в процесс коммуникации.

Описывать и изучать интернет-дискурс можно, используя разные подходы: структурный, функциональный, лингвокультурный, этнолингвистический, социолингвистический, лингвостилистический, синергийный [1; 2]. Приведём некоторые определения интернет-дискурса.

«Интернет-дискурс представляет собой процесс создания текста в среде Интернет в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими факторами, целенаправленное социальное действие, включающее взаимодействие людей и механизмы их сознания - когнитивные процессы» [3, с. 5].

Е. Н. Галичкина использует термин «компьютерный дискурс» и понимает его как «многожанровую функциональную разновидность публичной монологической и диалогической речи, рождающейся в процессе «компьютерного общения» [4, с. 5].

По мнению О. В. Лутовиновой, виртуальный дискурс - это «текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности, которая обладает всеми основными свойствами виртуальной реальности <...> и является видом символической реальности, созданной на основе компьютерной и некомпьютерной техники и реализующей принцип обратной связи» [5, с. 10].

Интернет-дискурс - это речемыслительная деятельность человека в сети Интернет, в результате которой формируются новые сетевые типы и жанры общения и создаются тексты со своими особыми чертами, объединяя вербальную и невербальную коммуникацию. В определении понятия «интернет-дискурс» мы опираемся на работы В. В. Красных, трактующей дискурс с точки зрения деятельностного подхода как вербализованную речемыслительную деятельность, представляющую собой совокупность процесса и результата и обладающую собственно лингвистическим и экстралингвистическим планами [6, с. 23].

Интернет-дискурс, на наш взгляд, представляет общение по типу «человек-компьютер-человек» и «человек-компьютер» при подключении к информационно-коммуникативной среде Интернета, что и отражено в его названии.

В научной литературе перечисляется достаточно много разноплановых признаков интернет-дискурса, но не проводится разграничение по каким-либо основаниям. Например, Н. А. Ахренова считает, что особенности интернет-дискурса проявляются: 1) в разнообразии жанров (электронная почта, чаты, гостевые книги и т. д.); 2) в особенностях сетевого языка с особой лексикой; 3) в особых процессах словообразования; 4) в использовании

специальных семиотических систем (смайлики, аватары, ники и т. д.); 5) в специфических когнитивных процессах и процессах речепроизводства [3, с. 9].

Е. Н. Галичкина выделяет следующие признаки и свойства интернет-дискурса: 1) электронный сигнал как канал общения; 2) виртуальность; 3) дистантность; 4) опосредованность; 5) высокая степень проницаемости; 6) креолизованность; 7) наличие гипертекста; 8) по преимуществу статусное равноправие участников; 9) передача эмоций, мимики, чувств с помощью «смайликов»; 10) комбинация различных типов дискурса - бытового, делового, научного, педагогического, рекламного, политического и т. д.; 11) специфическая компьютерная этика (например, требование не отклоняться от темы; определённые запреты на некоторые виды писем и т. д.) [4, с. 55].

О. В. Лутовинова говорит о наличии в интернет-дискурсе 1) целей и стратегий (коммуникативных интенций); 2) ценностей (демократичность, анонимность и др.); 3) жанров (блог, ICQ, е-мейл и др.); 4) прецедентных текстов (связанные с компьютерной и интернетной тематикой); 5) дискурсивных формул (например, формула приветствия «Доброго времени суток!»); 6) виртуальной языковой личности; 7) гипертекста; 8) креолизованно-го текста [5, с. 11; 7, с. 5].

Ю. А. Комарова считает, что любому дискурсу присущи следующие признаки: тема, ситуативная обусловленность, социальная ориентация (коммуникативные роли и установки, социальный статус), неоднородная структурированность (актуализация языковых и неязыковых факторов), динамичность (развитие и изменение темы в пространстве), недискретность (неопределённость границ дискурса как целостного речевого произведения) [8, с. 95].

Так как каждый дискурс обладает экстралингвистическим и лингвистическим планами, образующими его специфику, правомерно разграничение всех признаков на этом основании. Мы считаем, что для интернет-дискурса особыми экстралингвистическими факторами являются: 1) феномен виртуальной реальности; 2) особое сознание и мышление коммуникантов; 3) существование виртуальной языковой личности и 4) сетевой формы коммуникации. Охарактеризуем кратко каждый признак.

Так, главным неязыковым признаком выступает формирование новой технической реальности - компьютерных сетей и Интернета. В обществе существует новая социокультурная и информационно-коммуникативная среда Интернета, которая создаёт особую ситуацию общения - виртуальную реальность.

Существуют различные определения виртуальной реальности, например, у О. В. Лутовиновой, Д. Репкина, В. В. Бычкова и Н. Б. Маньковской [5; 9; 10]. Мы взяли за основу подход В. В. Бычкова и Н. Б. Маньковской и, корректируя понятие, предлагаем следующее определение виртуальной реальности: «Виртуальная реальность - особый пространственно-временной континуум, создаваемый с помощью компьютерных технологий, в котором человек ощущает своё присутствие на уровне восприятия и взаимодействует с реальными и воображаемыми объектами». Виртуальная реальность подчиняется своим законам, её внутренняя природа автономна, но она существует, пока существуют порождающие её процессы в действительности [11].

Виртуальную реальность на основании цели использования её человеком можно разделить на эстетическую, техническую и коммуникационную. Для нашего исследования интерес представляет коммуникационная виртуальная реальность, которая включает среды формального (сайты государственных учреждений, учебных заведений и др.) и неформального (чаты, блоги, конференции и т. д.) общения коммуникантов. В Интернете в рамках этой виртуальной реальности складывается особое социокультурное пространство, которое характеризуется особыми культурой, общением и языком [12, с. 8]. В коммуникационной виртуальной реальности существует виртуальная языковая личность [7] и формируются особые языки общения: сетеязык, или киберязык, язык «па-донков», или «олбанский», сyberlanguage, суржик [5; 13; 14; 15].

Многие исследователи отмечают, что с развитием Интернета и сетевых практик произошло изменение структуры сознания личности и типа мышления. Для обозначения этой стороны интернет-реальности в научных работах используются такие термины, как «сетевое сознание», «виртуальное сознание», «виртуальное мышление», «net-мышление», «Интернет-мышление». Например, Н. В. Громыко считает, что привычка к языковым играм и скоростным информационным потокам приводит к деструкции в мышлении и сознании - порождению «клиповости» мышления, разрушению способности сосредоточиваться и удерживать в сознании объекты, неспособности к понятийной работе и др. [16, с. 177]. М. Э. Рябова говорит о формировании виртуального типа сознания и личности под воздействием массовой культуры и новых информационных технологий [17, с. 151]. В. В. Миронов полагает, что человек в процессе общения с компьютером оперирует большим числом взаимоисключающих понятий, ведущих к алгоритмизации языка и, следовательно, к изменению стиля мышления [18, с. 28].

Презентация личности в Интернете единственно возможна через её лингвистический образ, так называемую виртуальную языковую личность. Виртуальная языковая личность - специально конструируемая (вымышленная) или любая личность, общающаяся в виртуальной реальности [5, с. 87]. Виртуальная языковая личность

более компетентна в техническом плане и менее грамотна в использовании языковых средств [5, с. 93]. В виртуальной языковой личности проявляются новые лингвокультурные типажи, например, такие как: «хакер», «программист», «ламер», «чайник», «сисадмин», «модератор», «спамер», «геймер», «падонак» и др. [5, с. 334]. Интернет-дискурс - это сфера существования виртуальных языковых личностей, которые могут общаться друг с другом только посредством письменных текстов, подверженных влиянию спонтанной устной разговорной речи.

Особая сетевая форма коммуникации связана с нелинейностью пространства Интернета. Коммуникация в пространстве Интернета имеет свои особенности: она происходит опосредованно на сайтах через компьютеры, реализуется в письменном виде (в виде электронных текстов), носит интерактивный характер. Здесь происходит объединение средств письменного и устного общения, что позволяет говорить о новом виде речевой деятельности, а именно о «компьютерно-опосредованной устно-письменной коммуникации» [19, с. 201]. По мнению исследователей, в Интернете смещаются границы между устной и письменной речью, монологом и диалогом, исчезают различия между межличностной, групповой и массовой коммуникацией [14, с. 30]. Невербальные средства, характерные для устного общения (жесты, мимика, запах, движения, звук и др.), воспроизводятся здесь визуально с помощью разных техник. В Интернете соединяется в единое целое текст, графика, анимация и звук, что создаёт «эффект присутствия» участников общения в сети.

К специфическим лингвистическим признакам, характеризующим интернет-дискурс, по нашему мнению, относятся следующие: 1) новые жанры общения; 2) новые типы языков; 3) гипертекст; 4) гипермедиа; 5) креоли-зованный текст; 6) наличие разнообразных невербальных семиотических систем. Кратко опишем эти признаки.

Большинство жанров в Интернете - это жанры межличностного общения с присущей им стилистикой разговорной речи. В настоящее время общение в сети уже достаточно дифференцированно, чтобы говорить о состоявшихся жанрах. Это - чаты, ICQ, ролевые игры, форумы, блоги, электронная почта, социальные сети. Возможна классификация жанров по таким параметрам, как синхронность/асинхронность, устные/письменные нормы, тематика и т. д. [14].

Л. Ю. Иванов предлагает следующее подразделение жанры по отношению к интернет-сфере: 1) общеинформационные, или жанры новостей; 2) научно-образовательные и специальные информационные жанры; 3) художественно-литературные; 4) развлекательные; 5) жанры, объединяющие неспециальное, непрофессиональное общение; 6) деловые и коммерческие. Также Л. Ю. Иванов предлагает разделить интернет-жанры на исконно сетевые, т. е. порожденные самим использованием языка в сети (чаты и дискуссионные группы), и заимствованные из других сфер общения (аннотации научно-технических статей или передовицы электронных СМИ) [20].

О. В. Лутовинова в своей работе предлагает рассматривать жанры интернет-коммуникации на основе структурности и композиционности текста и выделяет дискурсообразующие и дискурсоприобретённые жанры. К дискурсообразующим жанрам учёный относит электронное письмо (e-mail), чат, форум и гостевую книгу, жанр мгновенных сообщений, блог, многопользовательскую ролевую игру онлайн, CMC. Дискурсоприобретёнными жанрами являются: флейм, сетевой флирт, виртуальный роман, креатифф, флуд, спам и послание [5]. Нами ранее также предпринимались попытки в разграничении жанров Интернета. Среди специфичных жанров интернет-дискурса были названы веб-страница, е-мейл, каталог, файл, интернет-диалог, интернет-конференция [21, с. 15].

Масштабы коммуникации привели не только к появлению новых жанров и текстов, но и к изменению в языках общения. В результате происходят разнообразные сдвиги - речевые, текстовые, коммуникативные, семиотические [14, с. 25]. Языки новейшего функционируют в двух пространствах - реальном и виртуальном, приспосабливаясь к новым условиям общения, вырабатывая новые и трансформируя старые языковые средства. Сходные процессы наблюдаются во многих современных языках. Например, в английском существует термин «Weblish» (Web+English) [14, с. 26], а в украинском языке появилось такое явление, как «суржик», которое напоминает язык «падонков» в русском Интернете [15]. В русском языке стали употребительны понятия «язык Интернета», «киберязык», «сетеязык», «олбанский йазык» [13, 14]. О. В. Лутовинова выделяет следующие особенности языка интернет-общения:

1) большое количество компьютерного сленга («Океюшки, я тебе его форвардну сейчас», «Он не просто ламер, а пробитый!!!», «... никак не могла залогиниться»);

2) письменная фиксация особенностей устной речи (нравицца, чо, здрасьте и др.), включая фонетические отклонения, как например, заикания, имитация произношения с акцентом и т. д. (Эй, дАрАгой, и не говорЫ, да))) пЭрсики))) и др.);

3) наличие своеобразных эмотиконов, так называемых смайликов (:), :(, :р, @—>—>—);

4) большое количество эрративов, то есть слов, специально искажённых носителями языка, владеющими литературной нормой (например, йожыг, зайчег, учаснег и др.) [5, с. 33; 13, с. 138 - 139].

Характерным признаком интернет-дискурса признаются гипертекст, гипермедиа и креолизованный текст. Гипертекст, являясь одновременно и сетевой технологией, и письменным текстом, выступает главным ли н-гвистическим признаком интернет-дискурса, так как на его принципах структурирована вся информация в Интернете.

В рамках современной антропоцентрической научной парадигмы понятие гипертекста, в зависимости от ставящихся задач, трактуется исследователями как: 1) специфическое текстовое построение; 2) особый сетевой метод представления информации; 3) системно-структурная конструкция; 4) новая гносеологическая и логическая форма организации знания.

Мы в понимании гипертекста придерживаемся первого подхода, который определяет этот феномен как специфическое текстовое построение: Гипертекст есть организованный текст в интернет-дискурсе, соединённый разнообразными ссылками с другими текстами или частями этого же текста.

В интернет-дискурсе достаточно часто встречаются креолизованные тексты. И. В. Вашунина предлагает следующее определение этого вида текстов: Креолизованный текст - это текст, состоящий из вербальной и невербальной (иконической) составляющих [22, с. 3]. Под иконической составляющей понимается изобразительный элемент. Участвуя в раскрытии темы, иконические элементы взаимодействуют с разными компонентами вербального сообщения. Это может быть предложение, абзац, весь текст [23, с. 169].

Еще одной особенностью интернет-дискурса выступает наличие гипермедиа. Гипермедиа - гипертекст, соединенный с графическими образами, звуком, видео, анимацией при помощи системы гипертекстовых ссылок [14, с. 29]. Оперируя вербальными и невербальными представлениями, гипермедиасистемы позволяют выдавать пользователю информацию в наиболее эффективной форме с учётом не только сущности информации, но и индивидуальных психофизиологических особенностей пользователя.

Наличие и функционирование разнообразных невербальных семиотических систем является характерным признаком интернет-дискурса. Отдельные невербальные семиотические системы составляют графика, цвет, звук, видео, анимация, смайлы, аватары, пространственное расположение элементов, пунктуация, шрифты, рисунки, схемы и т. д. Каждое невербальное средство выполняет разнообразные функции, например, смысловы-делительную, аттрактивную, эстетическую, информационную, коммуникативную, функцию языковой игры и др. Так как в интернет-дискурсе отсутствуют невербальные элементы устного общения (интонация, мимика, жесты, громкость, смех, вздохи, прикосновения и пр.), вышеназванные невербальные средства восполняют этот пробел. Они дополнительно используются для выражения эмоций и чувств, а также передают некоторые особенности устной речи.

На основании вышеописанных признаков интернет-дискурса можно сформулировать следующие его главные специфические свойства:

1) экстралингвистические - виртуальность и нелинейность;

2) лингвистические - гипертекстуальность, креолизованность, мультимедийность, интерактивность, полижанровость, поликодовость.

Свойство виртуальности связано с существованием коммуникативной виртуальной реальности, где взаимодействуют виртуальные языковые личности и функционируют особым образом построенные тексты. Разнообразные процессы, связанные с данным свойством в рамках интернет-сферы, ранее мы характеризовали как виртуализацию [24]. Свойство нелинейности диктует особая форма организации информации в интернет-дискурсе - сетевая; также это свойство проявляется в наличии множества индивидуальных смысловых кибер-маршрутов. Гипертекстуальность говорит о наличии гипертекста в пространстве Интернета (см., например: [24, с. 38]). Креолизованность указывает на креолизованный текст, представляющий собой объединение вербального и невербального компонентов. Свойство мультимедийности возникает в результате функционирования видео-, аудио-, фото- и графических образов как единого семиотического целого. Интерактивность предполагает управление порядком следования частей гипертекстовой структуры, передачу собственной реакции на прочитанное в реальном масштабе времени. Полижанровость говорит о наличии на веб-странице текстов разных жанров, которые образуют целостный образ при восприятии их содержания. Поликодовость связана с взаимодействием в интернет-дискурсе разнообразных знаков, образующих отдельные семиотические системы или коды.

Добавим, что описание многих экстралингвистических свойств интернет-коммуникации предложено нами в указанной уже работе, в которой предложена попытка вычленения и классификации таких свойств [24].

Таким образом, интернет-дискурс характеризуется рядом особых экстралингвистических и собственно языковых признаков, проявляя при этом специфические свойства. В результате взаимодействия и взаимовлияния данных признаков интернет-дискурс представляет единое системно-структурно-функциональное образование.

Библиографический список

1. Пономаренко, Е. М. О принципах синергетического исследования речевой деятельности / Е. М. Пономаренко // Вопросы филологии. -2007. - № 1. - С. 14-23.

2. Фесенко, О. П. Эпистолярный текст: жанр, стиль, дискурс /О. П. Фесенко // Вопросы филологии. - 2008. - N° 3. - С. 13-21.

3. Ахренова, Н. А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: автореф. дисс. ... докт. филол. наук Н. А. Ахренова. - Москва, 2009. - 27 с.

4. Галичкина, Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. Н. Галичкина. - Волгоград, 2001. - 24 с.

5. Лутовинова, О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса / О. В. Лутовинова. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. - 477 с.

6. Красных, В. В. Структура коммуникации в свете лингвокогнитивного подхода: автореф. дис. ... докт. филол. наук / В. В. Красных. -Москва, 1999. - 64 с.

7. Лутовинова, О. В. Виртуальный дискурс: к определению понятия / О. В. Лутовинова. - URL: http://www.lingvomaster.rufiles178.pdf (дата обращения 03.08.09).

8. Комарова, Ю. А. Понятие дискурса в современной лингвистической науке / Ю. А. Комарова // Коммуникативная лингвистика: вчера, сегодня, завтра / под ред. Р. С. Сакиевой. - Армавир: Изд-во Армавирского лингвистического университета, 2005. - С. 92-96.

9. Репкин, Д. Виртуальная реальность / Д. Репкин (Электронный ресурс). - URL: http://www.virtual.ru/virtual_reality.html (дата обращения 15.04.12).

10. Бычков, В. В. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская // Вопросы философии. -2006. - № 11. - С. 47-59.

11. Носов, Н. А. Виртуальная реальность / Н. А. Носова // Вопросы философии. - 1999. - № 10. - С. 152-165.

12. Атабекова, А. А. Лингвистический дизайн Web-страниц (сопоставительный анализ языкового оформления англо- и русскоязычных Web-страниц) / А. А. Атабекова. - М.: Изд-во РУДН, 2003. - 202 с.

13. Антонов, В. П. «Олбанский йазык»: экологическая угроза русского языка или особый стиль его употребления? / В. П. Антонов, А. О. Бойко // Язык, культура, коммуникация: аспекты взаимодействия: научно-методический бюллетень. Вып. 4 / под ред. И. В. Пекарской. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2008. - С. 154-159.

14. Дедова, О. В. О языке интернета /О. В. Дедова // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. - 2010. - № 3. - С. 25-38.

15. Курохтина, Т. Н. Суржик в Интернете / Т. Н. Курохтина // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. - 2009. - № 2. - С. 101-112.

16. Громыко, Н. В. Интернет и постмодернизм - их значение для современного образования / Н. В. Громыко // Вопросы философии. -2002. - № 2. - С. 175-180.

17. Рябова, М. Э. Полиязычие как преодоление усложнения мира / М. Э. Рябова // Вопросы философии. - 2010. - № 7. - С. 149-152.

18. Миронов, В. В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии / В. В. Миронов // Вопросы философии. - 2006. - № 2. - С. 27-43.

19. Фомин, А. Г. Специфика содержания образов языкового сознания подростка-пользователя интернет-чатов (лингвистический аспект анализа данных ассоциативного эксперимента) / А. Г. Фомин, Е. А. Подгорная // Сибирский филологический журнал. - 2010. - № 3. -С. 200-207.

20. Иванов, Л. Ю. Язык интернета: Заметки лингвиста / Л. Ю. Иванов. - URL: http://www.truentt.info/chistyy-yazyk/yazyk-interneta-zametki-lingvista.html (дата обращения 14.04.12).

21. Антонов, В. П. К вопросу о формировании нового функционального стиля в системе стилей русского языка / В. П. Антонов, Е. В. Вересовая // Язык, культура, коммуникация: аспекты взаимодействия: научно-методический бюллетень. Вып. 1 / под ред. И. В. Пекарской. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2003. - С. 7-16.

22. Вашунина, И. В. Взаимовлияние вербальных и невербальных (иконических) составляющих при восприятии креолизованного текста: автореф. дис. докт. ... филол. наук / И. В. Вашунина. - Москва, 2009. - 42 с.

23. Осаволюк, О. И. Некоторые особенности информационных креолизованных текстов / О. И. Осавалюк // Язык, культура, коммуникация: аспекты взаимодействия: научно-методический бюллетень. Вып. 4 / под ред. И. В. Пекарской. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2008. - С. 166-171.

24. Антонов, В. П. О стилевых чертах Интернет-стиля / В. П. Антонов, Е. В. Вересовая // Коммуникативная лингвистика: вчера, сегодня, завтра / под ред. Р. С. Сакиевой. - Армавир: Изд-во Армавирского лингвистического университета, 2005. - С. 30-39.

Вересовая Е. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.