УДК 81'42+004.738.5
К ВОПРОСУ О ПРИЗНАКАХ И СВОЙСТВАХ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА
Е. В. Вересовая
Научный руководитель — И. В. Пекарская, доктор филологических наук, профессор Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Статья посвящена описанию экстралингвистических и лингвистических признаков и свойств интернет-дискурса. Это связано с необходимостью комплексного изучения особенностей виртуального коммуникативного пространства и повышения эффективности взаимодействия пользователей в среде Интернета.
Ключевые слова: интернет-дискурс, виртуальная реальность, гипертекст, гипермедиа, креолизованный текст, виртуальная языковая личность.
В настоящее время исследователи всё чаще обращают внимание на филологические проблемы развития Интернета, изучая его структурные, жанровые и функциональные особенности. Интерес вызывает формирование интернет-дискурса как одной из форм виртуальной реальности, где языковая презентация индивида реализуется преимущественно в форме сложноорганизованного нелинейного текста - гипертекста. Интернет-дискурс имеет свою специфику как в реализации признаков, так и в реализации свойств, которая выражается в возникновении виртуальной языковой личности, в особых экстралингвистических и лингвистических процессах, в создании гипертекста.
Прежде чем описать признаки и свойства интернет-дискурса, обратимся к определению самого понятия «интернет-дискурс».
Бурное развитие информационных технологий, Интернета в целом, а также изменение социальных функций участников общения не могло не сказаться на понятии «дискурс». Уже стали привычными сочетания: «интернет-дискурс», «компьютерный дискурс», «электронный дискурс», «виртуальный дискурс». Эти термины могут рассматриваться как синонимы, хотя некоторые исследователи предлагают различать эти понятия, учитывая следующие факторы: тип технического устройства, посредством которого происходит общение, а также степень погруженности участников в процесс коммуникации.
Описывать и изучать интернет-дискурс можно, используя разные подходы: структурный, функциональный, лингвокультурный, этнолингвистический, социолингвистический, лингвостилистический, синергийный [1; 2]. Приведём некоторые определения интернет-дискурса.
«Интернет-дискурс представляет собой процесс создания текста в среде Интернет в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими факторами, целенаправленное социальное действие, включающее взаимодействие людей и механизмы их сознания - когнитивные процессы» [3, с. 5].
Е. Н. Галичкина использует термин «компьютерный дискурс» и понимает его как «многожанровую функциональную разновидность публичной монологической и диалогической речи, рождающейся в процессе «компьютерного общения» [4, с. 5].
По мнению О. В. Лутовиновой, виртуальный дискурс - это «текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности, которая обладает всеми основными свойствами виртуальной реальности <...> и является видом символической реальности, созданной на основе компьютерной и некомпьютерной техники и реализующей принцип обратной связи» [5, с. 10].
Интернет-дискурс - это речемыслительная деятельность человека в сети Интернет, в результате которой формируются новые сетевые типы и жанры общения и создаются тексты со своими особыми чертами, объединяя вербальную и невербальную коммуникацию. В определении понятия «интернет-дискурс» мы опираемся на работы В. В. Красных, трактующей дискурс с точки зрения деятельностного подхода как вербализованную речемыслительную деятельность, представляющую собой совокупность процесса и результата и обладающую собственно лингвистическим и экстралингвистическим планами [6, с. 23].
Интернет-дискурс, на наш взгляд, представляет общение по типу «человек-компьютер-человек» и «человек-компьютер» при подключении к информационно-коммуникативной среде Интернета, что и отражено в его названии.
В научной литературе перечисляется достаточно много разноплановых признаков интернет-дискурса, но не проводится разграничение по каким-либо основаниям. Например, Н. А. Ахренова считает, что особенности интернет-дискурса проявляются: 1) в разнообразии жанров (электронная почта, чаты, гостевые книги и т. д.); 2) в особенностях сетевого языка с особой лексикой; 3) в особых процессах словообразования; 4) в использовании
специальных семиотических систем (смайлики, аватары, ники и т. д.); 5) в специфических когнитивных процессах и процессах речепроизводства [3, с. 9].
Е. Н. Галичкина выделяет следующие признаки и свойства интернет-дискурса: 1) электронный сигнал как канал общения; 2) виртуальность; 3) дистантность; 4) опосредованность; 5) высокая степень проницаемости; 6) креолизованность; 7) наличие гипертекста; 8) по преимуществу статусное равноправие участников; 9) передача эмоций, мимики, чувств с помощью «смайликов»; 10) комбинация различных типов дискурса - бытового, делового, научного, педагогического, рекламного, политического и т. д.; 11) специфическая компьютерная этика (например, требование не отклоняться от темы; определённые запреты на некоторые виды писем и т. д.) [4, с. 55].
О. В. Лутовинова говорит о наличии в интернет-дискурсе 1) целей и стратегий (коммуникативных интенций); 2) ценностей (демократичность, анонимность и др.); 3) жанров (блог, ICQ, е-мейл и др.); 4) прецедентных текстов (связанные с компьютерной и интернетной тематикой); 5) дискурсивных формул (например, формула приветствия «Доброго времени суток!»); 6) виртуальной языковой личности; 7) гипертекста; 8) креолизованно-го текста [5, с. 11; 7, с. 5].
Ю. А. Комарова считает, что любому дискурсу присущи следующие признаки: тема, ситуативная обусловленность, социальная ориентация (коммуникативные роли и установки, социальный статус), неоднородная структурированность (актуализация языковых и неязыковых факторов), динамичность (развитие и изменение темы в пространстве), недискретность (неопределённость границ дискурса как целостного речевого произведения) [8, с. 95].
Так как каждый дискурс обладает экстралингвистическим и лингвистическим планами, образующими его специфику, правомерно разграничение всех признаков на этом основании. Мы считаем, что для интернет-дискурса особыми экстралингвистическими факторами являются: 1) феномен виртуальной реальности; 2) особое сознание и мышление коммуникантов; 3) существование виртуальной языковой личности и 4) сетевой формы коммуникации. Охарактеризуем кратко каждый признак.
Так, главным неязыковым признаком выступает формирование новой технической реальности - компьютерных сетей и Интернета. В обществе существует новая социокультурная и информационно-коммуникативная среда Интернета, которая создаёт особую ситуацию общения - виртуальную реальность.
Существуют различные определения виртуальной реальности, например, у О. В. Лутовиновой, Д. Репкина, В. В. Бычкова и Н. Б. Маньковской [5; 9; 10]. Мы взяли за основу подход В. В. Бычкова и Н. Б. Маньковской и, корректируя понятие, предлагаем следующее определение виртуальной реальности: «Виртуальная реальность - особый пространственно-временной континуум, создаваемый с помощью компьютерных технологий, в котором человек ощущает своё присутствие на уровне восприятия и взаимодействует с реальными и воображаемыми объектами». Виртуальная реальность подчиняется своим законам, её внутренняя природа автономна, но она существует, пока существуют порождающие её процессы в действительности [11].
Виртуальную реальность на основании цели использования её человеком можно разделить на эстетическую, техническую и коммуникационную. Для нашего исследования интерес представляет коммуникационная виртуальная реальность, которая включает среды формального (сайты государственных учреждений, учебных заведений и др.) и неформального (чаты, блоги, конференции и т. д.) общения коммуникантов. В Интернете в рамках этой виртуальной реальности складывается особое социокультурное пространство, которое характеризуется особыми культурой, общением и языком [12, с. 8]. В коммуникационной виртуальной реальности существует виртуальная языковая личность [7] и формируются особые языки общения: сетеязык, или киберязык, язык «па-донков», или «олбанский», сyberlanguage, суржик [5; 13; 14; 15].
Многие исследователи отмечают, что с развитием Интернета и сетевых практик произошло изменение структуры сознания личности и типа мышления. Для обозначения этой стороны интернет-реальности в научных работах используются такие термины, как «сетевое сознание», «виртуальное сознание», «виртуальное мышление», «net-мышление», «Интернет-мышление». Например, Н. В. Громыко считает, что привычка к языковым играм и скоростным информационным потокам приводит к деструкции в мышлении и сознании - порождению «клиповости» мышления, разрушению способности сосредоточиваться и удерживать в сознании объекты, неспособности к понятийной работе и др. [16, с. 177]. М. Э. Рябова говорит о формировании виртуального типа сознания и личности под воздействием массовой культуры и новых информационных технологий [17, с. 151]. В. В. Миронов полагает, что человек в процессе общения с компьютером оперирует большим числом взаимоисключающих понятий, ведущих к алгоритмизации языка и, следовательно, к изменению стиля мышления [18, с. 28].
Презентация личности в Интернете единственно возможна через её лингвистический образ, так называемую виртуальную языковую личность. Виртуальная языковая личность - специально конструируемая (вымышленная) или любая личность, общающаяся в виртуальной реальности [5, с. 87]. Виртуальная языковая личность
более компетентна в техническом плане и менее грамотна в использовании языковых средств [5, с. 93]. В виртуальной языковой личности проявляются новые лингвокультурные типажи, например, такие как: «хакер», «программист», «ламер», «чайник», «сисадмин», «модератор», «спамер», «геймер», «падонак» и др. [5, с. 334]. Интернет-дискурс - это сфера существования виртуальных языковых личностей, которые могут общаться друг с другом только посредством письменных текстов, подверженных влиянию спонтанной устной разговорной речи.
Особая сетевая форма коммуникации связана с нелинейностью пространства Интернета. Коммуникация в пространстве Интернета имеет свои особенности: она происходит опосредованно на сайтах через компьютеры, реализуется в письменном виде (в виде электронных текстов), носит интерактивный характер. Здесь происходит объединение средств письменного и устного общения, что позволяет говорить о новом виде речевой деятельности, а именно о «компьютерно-опосредованной устно-письменной коммуникации» [19, с. 201]. По мнению исследователей, в Интернете смещаются границы между устной и письменной речью, монологом и диалогом, исчезают различия между межличностной, групповой и массовой коммуникацией [14, с. 30]. Невербальные средства, характерные для устного общения (жесты, мимика, запах, движения, звук и др.), воспроизводятся здесь визуально с помощью разных техник. В Интернете соединяется в единое целое текст, графика, анимация и звук, что создаёт «эффект присутствия» участников общения в сети.
К специфическим лингвистическим признакам, характеризующим интернет-дискурс, по нашему мнению, относятся следующие: 1) новые жанры общения; 2) новые типы языков; 3) гипертекст; 4) гипермедиа; 5) креоли-зованный текст; 6) наличие разнообразных невербальных семиотических систем. Кратко опишем эти признаки.
Большинство жанров в Интернете - это жанры межличностного общения с присущей им стилистикой разговорной речи. В настоящее время общение в сети уже достаточно дифференцированно, чтобы говорить о состоявшихся жанрах. Это - чаты, ICQ, ролевые игры, форумы, блоги, электронная почта, социальные сети. Возможна классификация жанров по таким параметрам, как синхронность/асинхронность, устные/письменные нормы, тематика и т. д. [14].
Л. Ю. Иванов предлагает следующее подразделение жанры по отношению к интернет-сфере: 1) общеинформационные, или жанры новостей; 2) научно-образовательные и специальные информационные жанры; 3) художественно-литературные; 4) развлекательные; 5) жанры, объединяющие неспециальное, непрофессиональное общение; 6) деловые и коммерческие. Также Л. Ю. Иванов предлагает разделить интернет-жанры на исконно сетевые, т. е. порожденные самим использованием языка в сети (чаты и дискуссионные группы), и заимствованные из других сфер общения (аннотации научно-технических статей или передовицы электронных СМИ) [20].
О. В. Лутовинова в своей работе предлагает рассматривать жанры интернет-коммуникации на основе структурности и композиционности текста и выделяет дискурсообразующие и дискурсоприобретённые жанры. К дискурсообразующим жанрам учёный относит электронное письмо (e-mail), чат, форум и гостевую книгу, жанр мгновенных сообщений, блог, многопользовательскую ролевую игру онлайн, CMC. Дискурсоприобретёнными жанрами являются: флейм, сетевой флирт, виртуальный роман, креатифф, флуд, спам и послание [5]. Нами ранее также предпринимались попытки в разграничении жанров Интернета. Среди специфичных жанров интернет-дискурса были названы веб-страница, е-мейл, каталог, файл, интернет-диалог, интернет-конференция [21, с. 15].
Масштабы коммуникации привели не только к появлению новых жанров и текстов, но и к изменению в языках общения. В результате происходят разнообразные сдвиги - речевые, текстовые, коммуникативные, семиотические [14, с. 25]. Языки новейшего функционируют в двух пространствах - реальном и виртуальном, приспосабливаясь к новым условиям общения, вырабатывая новые и трансформируя старые языковые средства. Сходные процессы наблюдаются во многих современных языках. Например, в английском существует термин «Weblish» (Web+English) [14, с. 26], а в украинском языке появилось такое явление, как «суржик», которое напоминает язык «падонков» в русском Интернете [15]. В русском языке стали употребительны понятия «язык Интернета», «киберязык», «сетеязык», «олбанский йазык» [13, 14]. О. В. Лутовинова выделяет следующие особенности языка интернет-общения:
1) большое количество компьютерного сленга («Океюшки, я тебе его форвардну сейчас», «Он не просто ламер, а пробитый!!!», «... никак не могла залогиниться»);
2) письменная фиксация особенностей устной речи (нравицца, чо, здрасьте и др.), включая фонетические отклонения, как например, заикания, имитация произношения с акцентом и т. д. (Эй, дАрАгой, и не говорЫ, да))) пЭрсики))) и др.);
3) наличие своеобразных эмотиконов, так называемых смайликов (:), :(, :р, @—>—>—);
4) большое количество эрративов, то есть слов, специально искажённых носителями языка, владеющими литературной нормой (например, йожыг, зайчег, учаснег и др.) [5, с. 33; 13, с. 138 - 139].
Характерным признаком интернет-дискурса признаются гипертекст, гипермедиа и креолизованный текст. Гипертекст, являясь одновременно и сетевой технологией, и письменным текстом, выступает главным ли н-гвистическим признаком интернет-дискурса, так как на его принципах структурирована вся информация в Интернете.
В рамках современной антропоцентрической научной парадигмы понятие гипертекста, в зависимости от ставящихся задач, трактуется исследователями как: 1) специфическое текстовое построение; 2) особый сетевой метод представления информации; 3) системно-структурная конструкция; 4) новая гносеологическая и логическая форма организации знания.
Мы в понимании гипертекста придерживаемся первого подхода, который определяет этот феномен как специфическое текстовое построение: Гипертекст есть организованный текст в интернет-дискурсе, соединённый разнообразными ссылками с другими текстами или частями этого же текста.
В интернет-дискурсе достаточно часто встречаются креолизованные тексты. И. В. Вашунина предлагает следующее определение этого вида текстов: Креолизованный текст - это текст, состоящий из вербальной и невербальной (иконической) составляющих [22, с. 3]. Под иконической составляющей понимается изобразительный элемент. Участвуя в раскрытии темы, иконические элементы взаимодействуют с разными компонентами вербального сообщения. Это может быть предложение, абзац, весь текст [23, с. 169].
Еще одной особенностью интернет-дискурса выступает наличие гипермедиа. Гипермедиа - гипертекст, соединенный с графическими образами, звуком, видео, анимацией при помощи системы гипертекстовых ссылок [14, с. 29]. Оперируя вербальными и невербальными представлениями, гипермедиасистемы позволяют выдавать пользователю информацию в наиболее эффективной форме с учётом не только сущности информации, но и индивидуальных психофизиологических особенностей пользователя.
Наличие и функционирование разнообразных невербальных семиотических систем является характерным признаком интернет-дискурса. Отдельные невербальные семиотические системы составляют графика, цвет, звук, видео, анимация, смайлы, аватары, пространственное расположение элементов, пунктуация, шрифты, рисунки, схемы и т. д. Каждое невербальное средство выполняет разнообразные функции, например, смысловы-делительную, аттрактивную, эстетическую, информационную, коммуникативную, функцию языковой игры и др. Так как в интернет-дискурсе отсутствуют невербальные элементы устного общения (интонация, мимика, жесты, громкость, смех, вздохи, прикосновения и пр.), вышеназванные невербальные средства восполняют этот пробел. Они дополнительно используются для выражения эмоций и чувств, а также передают некоторые особенности устной речи.
На основании вышеописанных признаков интернет-дискурса можно сформулировать следующие его главные специфические свойства:
1) экстралингвистические - виртуальность и нелинейность;
2) лингвистические - гипертекстуальность, креолизованность, мультимедийность, интерактивность, полижанровость, поликодовость.
Свойство виртуальности связано с существованием коммуникативной виртуальной реальности, где взаимодействуют виртуальные языковые личности и функционируют особым образом построенные тексты. Разнообразные процессы, связанные с данным свойством в рамках интернет-сферы, ранее мы характеризовали как виртуализацию [24]. Свойство нелинейности диктует особая форма организации информации в интернет-дискурсе - сетевая; также это свойство проявляется в наличии множества индивидуальных смысловых кибер-маршрутов. Гипертекстуальность говорит о наличии гипертекста в пространстве Интернета (см., например: [24, с. 38]). Креолизованность указывает на креолизованный текст, представляющий собой объединение вербального и невербального компонентов. Свойство мультимедийности возникает в результате функционирования видео-, аудио-, фото- и графических образов как единого семиотического целого. Интерактивность предполагает управление порядком следования частей гипертекстовой структуры, передачу собственной реакции на прочитанное в реальном масштабе времени. Полижанровость говорит о наличии на веб-странице текстов разных жанров, которые образуют целостный образ при восприятии их содержания. Поликодовость связана с взаимодействием в интернет-дискурсе разнообразных знаков, образующих отдельные семиотические системы или коды.
Добавим, что описание многих экстралингвистических свойств интернет-коммуникации предложено нами в указанной уже работе, в которой предложена попытка вычленения и классификации таких свойств [24].
Таким образом, интернет-дискурс характеризуется рядом особых экстралингвистических и собственно языковых признаков, проявляя при этом специфические свойства. В результате взаимодействия и взаимовлияния данных признаков интернет-дискурс представляет единое системно-структурно-функциональное образование.
Библиографический список
1. Пономаренко, Е. М. О принципах синергетического исследования речевой деятельности / Е. М. Пономаренко // Вопросы филологии. -2007. - № 1. - С. 14-23.
2. Фесенко, О. П. Эпистолярный текст: жанр, стиль, дискурс /О. П. Фесенко // Вопросы филологии. - 2008. - N° 3. - С. 13-21.
3. Ахренова, Н. А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: автореф. дисс. ... докт. филол. наук Н. А. Ахренова. - Москва, 2009. - 27 с.
4. Галичкина, Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. Н. Галичкина. - Волгоград, 2001. - 24 с.
5. Лутовинова, О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса / О. В. Лутовинова. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. - 477 с.
6. Красных, В. В. Структура коммуникации в свете лингвокогнитивного подхода: автореф. дис. ... докт. филол. наук / В. В. Красных. -Москва, 1999. - 64 с.
7. Лутовинова, О. В. Виртуальный дискурс: к определению понятия / О. В. Лутовинова. - URL: http://www.lingvomaster.rufiles178.pdf (дата обращения 03.08.09).
8. Комарова, Ю. А. Понятие дискурса в современной лингвистической науке / Ю. А. Комарова // Коммуникативная лингвистика: вчера, сегодня, завтра / под ред. Р. С. Сакиевой. - Армавир: Изд-во Армавирского лингвистического университета, 2005. - С. 92-96.
9. Репкин, Д. Виртуальная реальность / Д. Репкин (Электронный ресурс). - URL: http://www.virtual.ru/virtual_reality.html (дата обращения 15.04.12).
10. Бычков, В. В. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская // Вопросы философии. -2006. - № 11. - С. 47-59.
11. Носов, Н. А. Виртуальная реальность / Н. А. Носова // Вопросы философии. - 1999. - № 10. - С. 152-165.
12. Атабекова, А. А. Лингвистический дизайн Web-страниц (сопоставительный анализ языкового оформления англо- и русскоязычных Web-страниц) / А. А. Атабекова. - М.: Изд-во РУДН, 2003. - 202 с.
13. Антонов, В. П. «Олбанский йазык»: экологическая угроза русского языка или особый стиль его употребления? / В. П. Антонов, А. О. Бойко // Язык, культура, коммуникация: аспекты взаимодействия: научно-методический бюллетень. Вып. 4 / под ред. И. В. Пекарской. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2008. - С. 154-159.
14. Дедова, О. В. О языке интернета /О. В. Дедова // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. - 2010. - № 3. - С. 25-38.
15. Курохтина, Т. Н. Суржик в Интернете / Т. Н. Курохтина // Вестник МГУ. Сер.9. Филология. - 2009. - № 2. - С. 101-112.
16. Громыко, Н. В. Интернет и постмодернизм - их значение для современного образования / Н. В. Громыко // Вопросы философии. -2002. - № 2. - С. 175-180.
17. Рябова, М. Э. Полиязычие как преодоление усложнения мира / М. Э. Рябова // Вопросы философии. - 2010. - № 7. - С. 149-152.
18. Миронов, В. В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии / В. В. Миронов // Вопросы философии. - 2006. - № 2. - С. 27-43.
19. Фомин, А. Г. Специфика содержания образов языкового сознания подростка-пользователя интернет-чатов (лингвистический аспект анализа данных ассоциативного эксперимента) / А. Г. Фомин, Е. А. Подгорная // Сибирский филологический журнал. - 2010. - № 3. -С. 200-207.
20. Иванов, Л. Ю. Язык интернета: Заметки лингвиста / Л. Ю. Иванов. - URL: http://www.truentt.info/chistyy-yazyk/yazyk-interneta-zametki-lingvista.html (дата обращения 14.04.12).
21. Антонов, В. П. К вопросу о формировании нового функционального стиля в системе стилей русского языка / В. П. Антонов, Е. В. Вересовая // Язык, культура, коммуникация: аспекты взаимодействия: научно-методический бюллетень. Вып. 1 / под ред. И. В. Пекарской. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2003. - С. 7-16.
22. Вашунина, И. В. Взаимовлияние вербальных и невербальных (иконических) составляющих при восприятии креолизованного текста: автореф. дис. докт. ... филол. наук / И. В. Вашунина. - Москва, 2009. - 42 с.
23. Осаволюк, О. И. Некоторые особенности информационных креолизованных текстов / О. И. Осавалюк // Язык, культура, коммуникация: аспекты взаимодействия: научно-методический бюллетень. Вып. 4 / под ред. И. В. Пекарской. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2008. - С. 166-171.
24. Антонов, В. П. О стилевых чертах Интернет-стиля / В. П. Антонов, Е. В. Вересовая // Коммуникативная лингвистика: вчера, сегодня, завтра / под ред. Р. С. Сакиевой. - Армавир: Изд-во Армавирского лингвистического университета, 2005. - С. 30-39.
Вересовая Е. В., 2012