ТРИБУНА АСПИРАНТА, АДЪЮНКТА И СОИСКАТЕЛЯ
К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ И ПОНЯТИИ КОРРУПЦИИ
Бочегуров А.И. *
Recently the subject of corruption is widely enough discussed as in circles of scientific lawyers, experts практиков, and in mass media. Overwhelming majority of publications as corruption understand system of the certain attitudes based on illegal and other transactions of officials to the detriment of the state and public interests. It is considered, that in the big degree corruption prospers at totalitarian modes. However experience of Russia shows, as in conditions of arising democracy corruption can get global character.
В последнее время тема коррупции достаточно широко обсуждается как в кругах ученых-юристов, специалистов-практиков, так и в средствах массовой информации. Подавляющее большинство публикаций под коррупцией понимают систему определенных отношений, основанных на противоправных и иных сделках должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам. Считается, что в большой степени коррупция процветает при тоталитарных режимах. Однако опыт России показывает, что и в условиях нарождающейся демократии коррупция может приобрести глобальный характер.
В нашей стране она становится все более массовой и, самое страшное, привычной для общества. Существует особый рейтинг коррумпированности, в котором Россия занимает весьма незавидное положение в десятке самых неблагополучных стран мира. По данным Международной организации — «Transparency International» индекс восприятия коррупции за 2009 г. Россия занимает 146-е место из 180 возможных 1.
Коррупция приобрела системный характер, а применяемые государством меры по борьбе с этим недугом недостаточно эффективны. Впервые в отечественной юридической литературе термин коррупция был введен в правовой понятийный аппарат А.Я. Эстриным в работе «Взяточниство», которая вышла в Санкт-Петербургском университете в 1913 г. Наиболее простое определение коррупции —
подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а так же общественных и политических деятелей вообще2.
Существуют и другие определения этого понятия. Одно из последних нашло отражение в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.3 Большинство европейских стран, в том числе и Россия, договорились о достаточно широком понимании. Коррупция — это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения каких либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ4. Однако было бы неверным считать, что коррупция везде и всегда проявляется одинаково, что одинаковы ее причины и последствия.
Исторически различающимися в российском общественном мнении и праве формами коррупции было мздоимство — получение в нарушении установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законного действия (бездействия) по службе, и лихоимство — получение тем же лицом каких-либо преимуществ за совершение по службе (бездействия).
Адъюнкт 2 курса факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Санкт-Петербургского университета МВД России.
Ю
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
ISSN 1997-1001
Ю
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
Мздоимство и лихоимство могут проявляться на всех уровнях системы власти, при этом объемы сумм и масштабы вредного воздействия на общество могут бесконечно варьироваться. Примером собственно этических нарушений может служить совершение государственным служащим действий, которые отрицательно влияют на общественное мнение о состоянии законности на государственной службе, хотя прямо они не запрещены законом или иным нормативным актом (присутствие на банкетах, устраиваемых организациями, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию данного лица; публичное неделовое общение с людьми, имеющими судимость за корыстные преступления; приобретение движимого или недвижимого имущества, стоимость которого несопоставима с размером жалования).
Среди коррупционных правонарушений обычно выделяется четыре вида: гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные проступки и преступления, хотя, разумеется разделение собственно дисциплинарных (служебных) и административных проступков является условным. К сожалению, часть коррупционных проявлений не воспринимается национальным общественным сознанием как неэтичное поведение, равно как многое из того, что подавляющая часть населения относит к коррупции, не является правонарушениями. Обычно это называется собственно этическими нарушениями.
Представление о коррупции, сложившееся в общественном мнении, часто может расходиться с понятием коррупции, принятом в научной литературе и международных актах, при этом в глазах большинства людей общественное мнение может значить больше, чем закон. Коррупционные этические отклонения «гнездятся» в мировоззрении служащих и обычно проявляются как нарушение принципа «вытянутой руки», заключаются в том, что процесс принятия важных решений не должен зависеть от личных и семейных отношений тех, кто находится на службе, — государственной или не государственной.
К гражданско-правовым коррупционным деликтам можно отнести и принятие в дар и дарение подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или исполнением последними служебных обязаннос-
тей при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ). В этих случаях речь идет, конечно, о принятии подарков лишь за законные действия. Это обстоятельство нередко получает неправильное толкование в современных научно-практических комментариях к УК РФ. Получение должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или негосударственной организации, вознаграждения, которое в стоимостном выражении меньше пяти минимальных размеров оплаты труда за совершение незаконного действия (бездействия), с одной стороны не является гражданским правонарушением, а с другой — не является препятствием к уголовному преследованию5.
Современное российское уголовное законодательство содержит весьма внушительный перечень норм об ответственности за собственно коррупционные и непосредственно связанные с ними преступления. Если допустить, что законодатель России достаточно предугадал коррупционную природу всех преступлений, совершение которых в принципе может быть связано с эксплуатацией служебного статуса в личных интересах, то число видов коррупционных преступлений достигнет нескольких десятков. Следовательно, и рассуждения о том, что в России нет или почти нет норм об ответственности за коррупционные преступления, в действительности не соответствуют истине. Нельзя, однако, не заметить, что российский законодатель вряд ли целенаправленно стремится криминализировать все известные формы общественно опасного коррупционного поведении. Многие его решения в этой сфере выглядят бессистемными.
В зависимости от характера той или иной социальной задачи могут предлагаться различные классификации коррупционных преступлений. В основу предлагаемой здесь классификации будут положены следующие признаки коррупционных преступлений, которые должны в той или иной мере входить в состав выделяемых видов таких деяний.
1. Использование служебного положения в личных целях.
2. Корыстный характер деяния.
3. Участие в преступлении иных заинтересованных физических и юридических лиц.
Трибуна аспиранта, адъюнкта и соискателя
4. Наличие в действиях сторон подкупа.
5. Получение или передача предмета подкупа.
Первая группа преступлений — это собственно коррупционные, когда присутствуют пять признаков, и они охватывают все преступления этого состава (взятка, коммерческий подкуп, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов). Вторая группа преступлений — это частично коррупционные, когда все признаки коррупционного преступления присутствуют лишь в части преступлений данного состава, что отражается либо в диспозиции, либо в квалифицирующих признаках этих преступлений (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий). Третья группа преступлений — это сопутствующие коррупционным, когда в составе преступлений присутствуют только отдельные признаки коррупционного преступления (как правило, это использование служебного положения в корыстных целях).
Анализируя основные виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов, необходимо хотя бы вкратце обозначить данное явление с макроэкономической точки зрения. Сегодня выделяются два вида коррупции: широкомасштабная (основная) и мелкомасштабная (розничная).
Первый вид коррупции процветает в международных экономических отношениях и обычно вовлекает в оборот, помимо бюрократов, еще и политиков. Розничная коррупция имеет менее значимые экономические потоки. Но обладает свойством всепроникновенности и всео-бъемленности. Агентами коррупционных отношений в данном случае могут выступать как предприниматели (взятки за получение лицензий и т.д.), так и простые граждане. Помимо вышеупомянутого вида коррупции, различают политическую и бюрократическую коррупцию. Зачастую их трудно разделить, поскольку эти два
вида имеют тенденцию к сращиванию через сговор.
Коррупция в обществе может проявляться в виде единичных случаев, а может иметь массовый характер. В этом случае мы говорим о единичной или систематичной коррупции. Если коррупция в том или ином обществе единична, то ее легко выявить и пресечь. В таком обществе некоррупционное поведение является нормой, а государственные и частные институты стимулируют развитие честных и открытых отношений. Систематическая коррупция существует в случае, когда взя-точниство в любых масштабах является привычным делом и представляет собой вид трансакций для получения агентом экономических отношений определенных благ и возможность доступа к этим благам.
Коррупция как широкое социальное явление представляет собой дисфункцию процессов социального управления, разложение власти, обусловленное корыстной мотивацией. Как явление правовое, коррупция может пониматься как противоправное использование субъектами власти и управления своего служебного положения вопреки интересам службы в корыстных целях, а так же противоправное предоставление таким лицам материальных или иных преимуществ иными физическими и юридическими лицами за действия (бездействия), совершаемые в их пользу с использованием своего служебного положения. В любом юридическом определении коррупции должны быть, на наш взгляд, отражены следующие признаки: социальная сущность — разложении власти, подрыв экономических основ; правовая сущность — запрещенность нормами права; психологическая сущность — корыстная мотивация. В структуру коррупции входят не только коррупционные преступления, но и иные правонарушения (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Предлагаемый подход к понятию коррупции отражен в большинстве международных документов, определяющих понятие коррупции.
Литература и примечания
1. [Электронный ресурс]: www.gzt.ru /topnews /society/272140. html.
2. Эстрин А.Я. Должностные преступления. М., 1928. С. 230.
3. Конвенция Совета Европы (Об уголовной ответственности за коррупцию) 1999 г. // Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: сб. документов. М., 1999. С. 297-315.
4. Егорова Н.А. Уголовная ответственность за коррупцию в свете Европейской Конвенции 1999 г. и УК РФ. // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 9. С. 89-90.
5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 2004.
Ю
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со