Научная статья на тему 'Основные виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов'

Основные виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов»

© 2007 г. Г.С. Гончаренко

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И МЕХАНИЗМЫ КОРРУПЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ

Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых является проблема коррупции. Воспринимаемая правоведами еще в начале XX в. высокая вероятность распространения коррупционных проявлений обусловливала необходимость определения этого понятия.

Впервые в отечественной юридической литературе термин «коррупция» был введен в правовой понятийный аппарат А.Я. Эстриным в статье «Взяточничество», которая вышла в рамках работы кружка уголовного права при Санкт-Петербургском университете в 1913 г. Наиболее простое определение коррупции -подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще [1, с. 230].

Существуют и другие определения этого понятия. Одно из последних нашло отражение в Конвенции Совета Европы 1999 г. об уголовной ответственности за коррупцию [2]. Большинство Европейских стран (в том числе и Россия) договорились о достаточно широком ее понимании, отчасти возвращающем современные государства в глубь веков.

Однако было бы не верным считать, что коррупция везде и всегда проявляется одинаково, что одинаковы ее причины и последствия. Решающее значение здесь имеют национальный менталитет, правовые, религиозные и этнические традиции, которые никогда не являются зеркальным отражением друг друга, а также экономическое благополучие государства.

Коррупция - это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ [2, с. 89-90].

Она многообразна в своих проявлениях. Нельзя не обратить внимания на то, что национальное и международное право достаточно равнодушно реагирует на многочисленные формы коррупционного поведения, тем не менее, осуждаемые общественной моралью или религиями. Коррупция первоначально распадается на две неравные части: собственно этические отклонения и правонарушения. Однако этим дуализм ее не исчерпывается. Он выражается, с одной стороны, в возможности использования служащим своего статуса для получения незаконных преимуществ, а с другой - в возможности предоставления этих преимуществ заинтересованным физическим или юридическим лицам в корыстных целях. Традиционно считается, что в противоречивом единстве этих сторон с точки зрения большей общественной опасности до-

минирует продажность. Достаточно часто коррупция представляет собой подобие односторонних сделок или хищения. Исторически различающимися в российском общественном мнении и праве формами коррупции были мздоимство - получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законного действия (бездействия) по службе, и лихоимство - получение тем же лицом каких-либо преимуществ за совершение по службе незаконного действия (бездействия). Мздоимство и лихоимство могут проявляться на всех уровнях системы власти, при этом объемы сумм и масштабы вредного воздействия на общество могут бесконечно варьироваться. К примеру собственно этическими нарушениями можно назвать совершение государственным служащим действий, которые отрицательно влияют на общественное мнение о состоянии законности на государственной службе, хотя прямо они не запрещены законом или иным нормативным актом (присутствие на банкетах, устраиваемых организациями, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию данного лица; публичное неделовое общение с людьми, имеющими судимость за корыстные преступления; приобретение движимого или недвижимого имущества, стоимость которого не сопоставима с размером жалования).

Среди коррупционных правонарушений обычно выделяются четыре вида: гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные проступки и преступления, - хотя, разумеется, разделение собственно дисциплинарных (служебных) и административных проступков условное.

Достаточно традиционным заблуждением является абсолютизация аморальности коррупции. К сожалению часть коррупционных проявлений не воспринимается национальным общественным сознанием как неэтичное поведение, равно как многое из того, что подавляющая часть населения относит к коррупции, не является правонарушениями. Обычно это называется собственно этическими нарушениями. Представление о коррупции, сложившееся в общественном мнении, часто может расходиться с понятием коррупции, принятом в научной литературе и международных актах, при этом в глазах большинства людей общественное мнение может значить больше, чем закон. Кор -рупционные этические отклонения «гнездятся» в мировоззрении служащих и обычно проявляются как нарушение принципа «вытянутой руки», заключающегося в том, что процесс принятия важных решений не должен зависеть от личных и семейных отношений тех, кто находится на службе, государственной или негосударственной.

Границы этического осуждения коррупции очень подвижны. Нравственные стандарты гражданского общества

могут не совпадать с этикой государственной и негосударственной службы. Даже самые честные правительства и корпорации могут восприниматься общественным сознанием как коррумпированные. В этом проявляется одно из наиболее серьезных препятствий к созданию эффективных моделей противостояния коррупции.

К гражданско-правовым коррупционным деликтам можно отнести и принятие в дар и дарение подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с исполнением последними служебных обязанностей, при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях не превышает пяти МРОТ (ст. 575 ГК РФ). В этих случаях речь, конечно, идет о принятии подарков лишь за законные действия. Это обстоятельство нередко получает неправильное толкование в современных научно-практических комментариях к УК России. Получение должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или негосударственной организации, вознаграждения, которое в стоимостном выражении меньше пяти МРОТ, за совершение незаконного действия (бездействия), с одной стороны, не является гражданским правонарушением, а с другой - не является препятствием к уголовному преследованию [3].

Дисциплинарные коррупционные проступки, обычно проявляющиеся в таком использовании служащим своего статуса для получения преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание (например, осуществление сотрудником органа внутренних дел предпринимательской деятельности вопреки ч. 2 ст. 10 Положения о службе в органах внутренних дел), с трудом поддаются систематизации, поскольку в действительности достаточно произвольно определяются руководящими органами огромного числа государственных, муниципальных, коммерческих и иных организаций. Грань между коррупционным дисциплинарным проступком и преступлением подчас оказывается настолько слабо различимой, что даже специалисты затрудняются однозначно ответить на вопрос: где заканчивается дисциплинарный проступок и начинается незаконное участие в предпринимательской деятельности или злоупотребление полномочиями. Наиболее актуальна эта проблема в сфере публичной службы.

Обычно коррупционные преступления воспринимаются как наиболее опасные единичные проявления коррупции. До настоящего времени в России нет действующего нормативного акта, в котором бы прямо говорилось о том, какие именно преступления следует относить к коррупционным. Существует также весьма распространенное заблуждение (даже среди специалистов) относительно того, что эта проблема будет разрешена в случае принятия федерального закона РФ о борьбе с коррупцией. В действительности же ни в одном из проектов данного закона (за исключением первого рабочего варианта 1992 г.) не предусматривался исчерпывающий перечень таких коррупционных преступлений (или иных правонарушений) [4]. По-видимому, предполагается, что это должен делать тот,

кто будет применять закон (после прочтения соответствующего общего определения). Исчерпывающий перечень коррупционных преступлений - это не только технологическая (эффективный учет и контроль над распространенностью коррупционных проявлений), но и этическая проблема. Любая неопределенность в решении открывает бесчисленные возможности для политических спекуляций. К сожалению, мы не в состоянии полностью преодолеть эту неопределенность и подменить своим мнением то, что может сделать только законодатель.

Современное российское уголовное законодательство содержит весьма внушительный перечень норм об ответственности за собственно коррупционные и непосредственно связанные с ними преступления. Если допустить, что законодатель России достаточно точно предугадал коррупционную природу всех преступлений, совершение которых в принципе может быть связано с эксплуатацией служебного статуса в личных интересах, то число видов коррупционных преступлений достигнет нескольких десятков.

Следовательно и рассуждения о том, что в России нет или почти нет норм об ответственности за коррупционные преступления, в действительности не соответствуют истине. Нельзя, однако, не заметить, что российский законодатель вряд ли целенаправленно стремится криминализировать все известные формы общественно опасного коррупционного поведения. Многие его решения в этой сфере выглядят бессистемными.

В зависимости от характера той или иной социальной задачи могут предлагаться различные классификации коррупционных преступлений. В основу предлагаемой нами будут положены следующие их признаки, они должны в той или иной мере входить в состав выделяемых видов таких деяний: использование служебного положения в личных целях; корыстный характер деяния; участие в преступлении иных заинтересованных физических или юридических лиц; наличие в действиях сторон подкупа; получение или передача предмета подкупа.

Первая группа преступлений - это собственно коррупционные, когда присутствуют пять признаков, охватывающих весь состав (взятка, коммерческий подкуп, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов).

Вторая - это частично коррупционные, когда все признаки коррупционного преступления присутствуют лишь в части преступлений данного состава, что отражается либо в диспозиции, либо в квалифицирующих признаках этих преступлений (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.

Третья группа преступлений - это сопутствующие коррупционным, когда в их составе присутствуют только отдельные признаки коррупционного преступления (как правило, это использование своего служебного положения в корыстных целях).

Анализируя основные виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов необходимо хотя бы вкратце обозначить данное явление с эконо-

мической точки зрения. На сегодня выделяют два вида коррупции: широкомасштабную (основную) и мелкомасштабную (розничную). Первый вид процветает в международных экономических отношениях и обычно вовлекает в свой оборот помимо бюрократов, еще и политиков. Второй - имеет менее значимые экономические потоки, но обладает свойством всепроникновен-ности и всеобъемлемости. Агентами коррупционных отношений в данном случае могут выступать как предприниматели (взятки за получение лицензий), так и частные лица.

Помимо вышеупомянутых различают политическую и бюрократическую коррупции. Зачастую их трудно разделить, поскольку они имеют тенденцию к сращиванию через сговор (collusion).

Коррупция в обществе может проявляться редко, а может носить массовый характер. В этом случае мы говорим о единичной (isolated) или систематической (systematic) коррупции. Если она выражается в том или ином обществе лишь несколькими отдельными фактами, то ее легко выявить и пресечь. В таком обществе некоррупционное поведение является нормой, а государственные и частные институты стимулируют развитие честных и открытых отношений. Систематическая коррупция существует в том случае, когда взяточничество в любых масштабах является привычным делом и представляет собой вид трансакций для получения агентом экономических отношений определенных благ и возможность доступа к этим благам. Систематическая коррупция порождает так называемые «коррупционные ловушки» («corruption trap»), кото -рые функционируют как на микро-, так и на макроуровне.

В заключение отметим, что коррупция как широкое социальное явление представляет собой дисфункцию процессов социального управления, разложение власти, обусловленное корыстной мотивацией. Как явление правовое - это использование субъектами

Ростовский государственный университет

власти и управления своего служебного положения вопреки интересам службы в корыстных целях, а также противоправное предоставление таким лицам материальных или иных преимуществ иными физическими и юридическими лицами за действия (бездействие), совершаемые для их выгоды с использованием своего служебного положения.

В любом юридическом определении коррупции должны быть, на наш взгляд, отражены следующие признаки: социальные - разложение власти, подрыв экономических основ, правовые - запрещенность нормами права, психологические - корыстная мотивация. Необходимо учесть, что в структуру коррупции входят не только преступления, но и иные правонарушения (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Предлагаемый подход прослеживается в большинстве международных документов, определяющих понятие коррупции.

Литература

1. Эстрин А.Я. Должностные преступления. М., 1928. С. 230.

2. Егорова Н.А. Уголовная ответственность за коррупцию в свете Европейской Конвенции 1999 года и УК РФ // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 9. С. 89-90.

3. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. М., 2004.

4. Проект федерального закона «О противодействии коррупции» // http://www.legislauire.ru/monitor/ kor-ruptsiva/148067.html; Проект федерального закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике»// http:// www.legislature.ru /monitor/ kor-ruptsiya/216592-3.html

23 августа 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.