от 31 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - N° 1, ст. 48; - 2020. - № 31, ч. 1, ст. 5062.
12. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. // Российская газета. - 2016. - 6 декабря.
О.Л. Солдаткина, O.L. Soldatkina,
кандидат юридических наук, Candidate of Law, Senior Researcher, старший научный сотрудник Saratov Branch of the Institute Саратовского филиала ИГП РАН of State and Law of the RAS
buzum@mail.ru
£ DOI:
-C
К ВОПРОСУ О ПРИОРИТЕТАХ ПРАВОВОЙ 0; ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ
§ БЕЗОПАСНОСТИ
О
Аннотация: статья посвящена реализации некоторых новелл Доктрины ин-^ формационной безопасности Российской Федерации посредством инструментария правовой политики. Автор проводит анализ удачных зарубежных проектов в вы-^ бранном направлении (повышение цифровой грамотности населения). Si Ключевые слова: информационная безопасность, правовая политика, Доктрина
¡5 информационной безопасности, приоритеты правовой политики, цифровая грамот-■S ность населения.
с5 t
To the question of the priorities of legal policy
On
ct in the field of information security
О
Eq Abstract: the article is devoted to the implementation of .some .short stories of the
qJ Doctrine ofInformation Security by means of legal policy tools. The analysis of successful С foreign projects in the chosen direction (increasing the digital literacy of the population) is also carried out.
110 Keywords: information security, legal policy, Doctrine ofinformation security, priorities of legal policy, digital literacy of the population.
«V
® Тема информационной безопасности является актуаль-
ной последние десятилетия. Более того, ее значимость в период пандемии Covid-19 только повысилась. Необходимость плановости всех действий в области цифровизации и правовой политики неоднократно обосновывалась нами ранее [1-2], поэтому не будем повторяться. Однако уточним, что стратегические ориентиры, намечаемые в рамках
теории правовой политики (в нашем случае информационно-правовой), определяют соответствующие задачи правовой политики, а наиболее важные, значимые и первоочередные из них традиционно называют приоритетами [3, с. 105]. Задавая приоритеты, можно наметить уровни, на которых решение проблем будет максимально эффективным.
Основные стратегические положения, которые могут быть вы- § делены в сфере информационной безопасности и должны быть преобразованы в приоритеты правовой политики, содержит Доктрина
информационной безопасности Российской Федерации, принятая °
в 2016 г. (далее - Доктрина) [4], один из основополагающих доку- "§ ментов для информационной сферы. Анализ Доктрины показывает,
что помимо технического уровня, связанного в основном с защитой з|
информации, особого внимания требует социальная надстройка, 4
связанная с развитием сетевой коммуникации. "§
Действительно, сетевые социальные взаимодействия, похожие §
на прочие социальные связи, пронизывают всю общественную жизнь. 8
Как следствие, все основные явления, существующие в физическом §
социуме, имеют «проекции» на виртуальное пространство (электрон- д
ное государство, электронная коммерция, виртуальные библиотеки, 8
дистанционное обучение, электронная биржа, сетевые СМИ, компью- ° терные преступления, экстремистские движения, информационные
войны и др.). Доктрина учитывает данный факт: в ней присутствуют 8
отдельные пункты, содержащие перечень угроз в этой социальной над- ■& стройке. Особенно подчеркнем следующие направления обеспечения
информационной безопасности: |
«23. Основными направлениями обеспечения информационной |
безопасности в области государственной и общественной безопас- 8 ности являются:
е) повышение эффективности профилактики правонарушений, совершаемых с использованием информационных технологий, и противодействия таким правонарушениям;
111
и) повышение эффективности информационного обеспечения ^
реализации государственной политики Российской Федерации; Ь
к) нейтрализация информационного воздействия, направленного о
на размывание традиционных российских духовно-нравственных |
ценностей. д
... ®
27. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и образования являются:
г) развитие кадрового потенциала в области обеспечения информационной безопасности и применения информационных технологий;
д) обеспечение защищенности граждан от информационных угроз, в том числе за счет формирования культуры личной информационной безопасности».
Таким образом, говоря об информационной безопасности сегодня, Доктрина имеет в виду не только защиту информации, но и защиту населения от негативного воздействия информации. Отметим, что государственные органы и организации ведут борьбу с негативной информацией, основываясь на собственных представлениях о степени ее негативности, в основном используя механизмы запретов и блокировок [5]. Однако видится, что точечных мер здесь недостача точно: положения Доктрины ставят перед органами государственной власти задачу по формированию нужной идеологии и поведения ^ населения, желаемого с точки зрения обеспечения информационной 0; безопасности.
§ Идеологическая работа должна носить комплексный характер, § а значит, можно выделить в качестве приоритета правовой политики 5 следующее положение: для обеспечения информационной безопасно-^ сти необходимо обеспечить подготовку населения к жизни и коммуни-^ кации в сетевом, цифровом пространстве. Без решения этой проблемы § все цифровые преобразования могут провалиться, а информационная безопасность никогда не будет достаточной. Сосредоточимся далее на вопросах повышения компьютерной грамотности населения. ^ Конечно, в Российской Федерации работы в данном направлении ц- ведутся: например, Федеральный проект «Кадры для цифровой эконо-^^ мики», реализуемый в рамках национальной программы «Цифровая О экономика» [6], ставит целью обеспечение подготовки высококвали-^ фицированных кадров для цифровой экономики. Реализация проекта С идет полным ходом, в частности, намечены направления цифровиза-ции школьного образования: оснащение не только школ, но и клас-112 сов широкополосным доступом в интернет; обеспечение школьных учителей необходимыми для работы индивидуальными устройствами; (V повышение квалификации учителей в этой части; создание масштаб® ной российской платформы, которая позволит использовать сервисы ^ видео- и аудио-конференц-связи в школах, коммуникацию в чатах учителей, детей и родителей [7].
Обращать внимание на проблемы школьного образования - позитивная тенденция, однако представляется, что технических мер недостаточно. Необходимо сделать акцент на стандартах обучения
дисциплине «Информатика». Проводимые нами в течение многих лет опросы обучающихся первого курса, пришедших в вуз сразу после школы, показывают, что школьная программа не дает им основ жизни в цифровом мире: студенты не могут создавать или сохранять файлы в папке и часто не знают, что это такое; обладают очень поверхностными знаниями в области поиска информации в сети Интернет § и практически не умеют оценивать ее достоверность; не осведомлены о современных информационных технологиях (блокчейн, облачные
технологии, искусственный интеллект и др.); имеют очень смутные °
представления об информационной безопасности. 1
Таким образом, пересмотр курса информатики для школьников 1
становится насущной необходимостью, что и определяет уровень з|
решения проблемы - федеральный. Представляется, что курс инфор- 4
матики необходимо вводить не в средней школе, а как можно раньше, "§
хотя бы теоретически, чтобы к подростковому возрасту обучающегося §
необходимая модель поведения в сетевом пространстве была сфор- 8
мирована. Содержание курса также нуждается в пересмотре: кроме §
преподавания работы в системе и морально устаревшем «Паскале», 1
следует сосредоточиться на правилах социального взаимодействия 8
в сетевом пространстве и критического отношения к отбору инфор- °
мации в сети. Кроме того, необходимо дополнить курс «Безопасность ^
жизнедеятельности»: он должен включать раздел, посвященный ин- 8
формационной безопасности. ■&
Помимо школьного образования, нацеленного на повышение информационной грамотности детей и подростков, правовая политика 1 должна предусматривать и другие способы повышения информаци- | онной грамотности населения. Здесь представляется интересным 8 изучить международный опыт с точки зрения его имплементации ? в отечественную стратегию. | Отметим, что уровень компьютерной грамотности населения £ не велик даже в таких развитых в области компьютерной техники 1 странах, как США и Китай. Однако там данному вопросу уделяется большое внимание, как правило, в рамках национальных стратегий 113 цифрового развития. В основном государства в своих программах ^ повышения цифровой грамотности ориентируются в первую очередь Ь на социально незащищенные группы людей, имеющих ограниченный £ доступ к технологиям, но есть и специфичные направления: | 1. Подготовка к цифровой коммуникации через семью (США, Ц Великобритания). Для родителей создан ряд интерактивных инстру- ^ ментов, облегчающих взаимодействие с детьми в вопросах цифрового образования; активно внедряются понятия «цифровая этика» и «циф-
ровые наставники», которые помогают взрослым и детям знакомиться с современными онлайн-инструментами, оценить их возможности, риски и построить оптимальный план использования информационных инструментов. В Российской Федерации есть возможность организовать подобные курсы для родителей на базе школ.
2. Продвижение технических профессий для девушек (Испания, Швейцария). Распространены программы по IT-обучению женщин [8] с целью достижения тендерного равенства и расширения прав и возможностей всех женщин. Реализуются в том числе путем введения льгот для поступления девушек на технические специальности.
3. Обучение пожилого населения (Испания, Япония, Австралия, Швейцария). Так, в Испании введено обучение использованию мобильных устройств для лиц в возрасте 55 лет и старше (совместная
:0 инициатива Фонда Пере Тарреса и Фонда Vodafone в сотрудничестве g с сетью муниципальных библиотек [9]); большое количество про-^ грамм для повышения компьютерной грамотности пожилых людей 0; существует в Японии [10]. Аналогичные программы есть и в России, § например сайт https://www.sberbank.ru/promo/eco/seniors/ создан для § пожилых людей, чтобы помочь им оставаться в самоизоляции в ком-g форте - в частности, людям предлагаются разнообразные онлайн-сервисы, с помощью которых можно совершать все необходимые для ^ комфортной жизни операции, не выходя из дома. Однако информацию, § опубликованную на сайте, пожилые люди могут не увидеть. i5 4. Массовая подготовка профессионалов для цифровой экономики (Австралия). В Австралии внимание акцентируется на изучении тра-^ диционных дисциплин также через цифровую среду (начиная с ариф-0- метики и грамматики) и введение в обязательный школьный курс § предметов по технологии блокчейн, программированию в Minecraft, О VR/AR, медиаграмотности, искусственному интеллекту. g Движение в сторону повышения информационной грамотности С всех групп населения уже ведется Минцифры РФ. Министерством совместно с татарстанским Университетом Иннополис был создан 114 консорциум учебных заведений по подготовке кадров для цифровой экономики, предполагается введение новых курсов для преподавате-CV лей и сотрудников учебных заведений с целью освоения ими новых ® цифровых компетенций [11]. До завершения данной работы еще далеко, поэтому рассмотренные специфичные направления деятельности могут быть очень перспективными в условиях российского общества.
Таким образом, для повышения уровня информационной безопасности российского общества необходимо обеспечить подготовку населения к жизни и коммуникации в сетевом, цифровом пространстве.
Сосредоточиться необходимо на двух направлениях - изменении стандартов школьного образования и внедрении программ повышения правовой грамотности различных групп населения. Пути решения данной проблемы государство может выбрать разные, однако действовать нужно безотлагательно, причем деятельность должна быть комплексной и грамотно выстроенной, т.е. осуществляться в рамках правовой политики, став одним из ее приоритетов.
Список литературы:
1. Солдаткина, О.Л. Цифровое право: особенности цифровой среды и субъекты / О.Л. Солдаткина // Государство и право. - 2019. - Вып. 12.
- С. 113-123.
2. Солдаткина, О.Л. Стратегические направления развития в сфере цифровизации права как приоритеты информационно-правовой политики
/ О.Л. Солдаткина // Гуманитарные и юридические исследования. - 2020. 3
- № 2. - С. 154-160. I
3. Малько, А. В. Теория правовой политики / А. В. Малько. |
- М.: Юрлитинформ, 2012. - 328 с. ®
4. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской § Федерации : указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. №2 646 // Собр. законо- g дательства Рос. Федерации. - 2016. - № 50, ст. 7074. ®
5. Головкин, Р.Б. Правовая защита от негативной информации / § Р.Б. Головкин // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской п академии МВД России. - 2018. - № 2. - С. 100-106. g
6. Кадры для цифровой экономики. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/ § directions/866/#section-docs (дата обращения: 15.04.2021). о
7. Максут Шадаев: интернет будет в каждом классе. URL: https://digital. о gov.ru/ru/events/39954/ (дата обращения: 15.04.2021). 3
8. Inspira STEAM - promotion of technological vocations among girls. | URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/digital-skills-initiatives/ о inspira-steam-promotion-technological-vocations-among-girls (дата обращения: ^ 15.04.2021). g
9. Mobile device training for individuals aged 55 and over. URL: https:// 01 ec.europa.eu/digital-single-market/en/digital-skills-initiatives/mobile-device- 115 training-individuals-aged-55-and-over (дата обращения: 15.04.2021). -
10. «Активное долголетие»: как активисты могут улучшить жизнь по- Р жилых людей. URL: https://www.asi.org.ru/2018/10/05/aktivnoe-dolgoletie-kak- ^ aktivisty-mogut-uluchshit-zhizn-pozhilyh-lyudej/ (дата обращения: 15.04.2021). 8
11. Минцифры объединило сотни вузов для подготовки кадров цифровой экономики. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/40922/ (дата обращения: g 15.04.2021).