Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИОРИТЕТАХ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

К ВОПРОСУ О ПРИОРИТЕТАХ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
информационная безопасность / правовая политика / Доктрина информационной безопасности / приоритеты правовой политики / цифровая грамотность населения / information security / legal policy / Doctrine of information security / priorities of legal policy / digital literacy of the population

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О. Л. Солдаткина

статья посвящена реализации некоторых новелл Доктрины информационной безопасности Российской Федерации посредством инструментария правовой политики. Автор проводит анализ удачных зарубежных проектов в выбранном направлении (повышение цифровой грамотности населения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — О. Л. Солдаткина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the priorities of legal policy in the field of information security

the article is devoted to the implementation of some short stories of the Doctrine of Information Security by means of legal policy tools. The analysis of successful foreign projects in the chosen direction (increasing the digital literacy of the population) is also carried out.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИОРИТЕТАХ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

от 31 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - N° 1, ст. 48; - 2020. - № 31, ч. 1, ст. 5062.

12. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. // Российская газета. - 2016. - 6 декабря.

О.Л. Солдаткина, O.L. Soldatkina,

кандидат юридических наук, Candidate of Law, Senior Researcher, старший научный сотрудник Saratov Branch of the Institute Саратовского филиала ИГП РАН of State and Law of the RAS

buzum@mail.ru

£ DOI:

-C

К ВОПРОСУ О ПРИОРИТЕТАХ ПРАВОВОЙ 0; ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ

§ БЕЗОПАСНОСТИ

О

Аннотация: статья посвящена реализации некоторых новелл Доктрины ин-^ формационной безопасности Российской Федерации посредством инструментария правовой политики. Автор проводит анализ удачных зарубежных проектов в вы-^ бранном направлении (повышение цифровой грамотности населения). Si Ключевые слова: информационная безопасность, правовая политика, Доктрина

¡5 информационной безопасности, приоритеты правовой политики, цифровая грамот-■S ность населения.

с5 t

To the question of the priorities of legal policy

On

ct in the field of information security

О

Eq Abstract: the article is devoted to the implementation of .some .short stories of the

qJ Doctrine ofInformation Security by means of legal policy tools. The analysis of successful С foreign projects in the chosen direction (increasing the digital literacy of the population) is also carried out.

110 Keywords: information security, legal policy, Doctrine ofinformation security, priorities of legal policy, digital literacy of the population.

«V

® Тема информационной безопасности является актуаль-

ной последние десятилетия. Более того, ее значимость в период пандемии Covid-19 только повысилась. Необходимость плановости всех действий в области цифровизации и правовой политики неоднократно обосновывалась нами ранее [1-2], поэтому не будем повторяться. Однако уточним, что стратегические ориентиры, намечаемые в рамках

теории правовой политики (в нашем случае информационно-правовой), определяют соответствующие задачи правовой политики, а наиболее важные, значимые и первоочередные из них традиционно называют приоритетами [3, с. 105]. Задавая приоритеты, можно наметить уровни, на которых решение проблем будет максимально эффективным.

Основные стратегические положения, которые могут быть вы- § делены в сфере информационной безопасности и должны быть преобразованы в приоритеты правовой политики, содержит Доктрина

информационной безопасности Российской Федерации, принятая °

в 2016 г. (далее - Доктрина) [4], один из основополагающих доку- "§ ментов для информационной сферы. Анализ Доктрины показывает,

что помимо технического уровня, связанного в основном с защитой з|

информации, особого внимания требует социальная надстройка, 4

связанная с развитием сетевой коммуникации. "§

Действительно, сетевые социальные взаимодействия, похожие §

на прочие социальные связи, пронизывают всю общественную жизнь. 8

Как следствие, все основные явления, существующие в физическом §

социуме, имеют «проекции» на виртуальное пространство (электрон- д

ное государство, электронная коммерция, виртуальные библиотеки, 8

дистанционное обучение, электронная биржа, сетевые СМИ, компью- ° терные преступления, экстремистские движения, информационные

войны и др.). Доктрина учитывает данный факт: в ней присутствуют 8

отдельные пункты, содержащие перечень угроз в этой социальной над- ■& стройке. Особенно подчеркнем следующие направления обеспечения

информационной безопасности: |

«23. Основными направлениями обеспечения информационной |

безопасности в области государственной и общественной безопас- 8 ности являются:

е) повышение эффективности профилактики правонарушений, совершаемых с использованием информационных технологий, и противодействия таким правонарушениям;

111

и) повышение эффективности информационного обеспечения ^

реализации государственной политики Российской Федерации; Ь

к) нейтрализация информационного воздействия, направленного о

на размывание традиционных российских духовно-нравственных |

ценностей. д

... ®

27. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области науки, технологий и образования являются:

г) развитие кадрового потенциала в области обеспечения информационной безопасности и применения информационных технологий;

д) обеспечение защищенности граждан от информационных угроз, в том числе за счет формирования культуры личной информационной безопасности».

Таким образом, говоря об информационной безопасности сегодня, Доктрина имеет в виду не только защиту информации, но и защиту населения от негативного воздействия информации. Отметим, что государственные органы и организации ведут борьбу с негативной информацией, основываясь на собственных представлениях о степени ее негативности, в основном используя механизмы запретов и блокировок [5]. Однако видится, что точечных мер здесь недостача точно: положения Доктрины ставят перед органами государственной власти задачу по формированию нужной идеологии и поведения ^ населения, желаемого с точки зрения обеспечения информационной 0; безопасности.

§ Идеологическая работа должна носить комплексный характер, § а значит, можно выделить в качестве приоритета правовой политики 5 следующее положение: для обеспечения информационной безопасно-^ сти необходимо обеспечить подготовку населения к жизни и коммуни-^ кации в сетевом, цифровом пространстве. Без решения этой проблемы § все цифровые преобразования могут провалиться, а информационная безопасность никогда не будет достаточной. Сосредоточимся далее на вопросах повышения компьютерной грамотности населения. ^ Конечно, в Российской Федерации работы в данном направлении ц- ведутся: например, Федеральный проект «Кадры для цифровой эконо-^^ мики», реализуемый в рамках национальной программы «Цифровая О экономика» [6], ставит целью обеспечение подготовки высококвали-^ фицированных кадров для цифровой экономики. Реализация проекта С идет полным ходом, в частности, намечены направления цифровиза-ции школьного образования: оснащение не только школ, но и клас-112 сов широкополосным доступом в интернет; обеспечение школьных учителей необходимыми для работы индивидуальными устройствами; (V повышение квалификации учителей в этой части; создание масштаб® ной российской платформы, которая позволит использовать сервисы ^ видео- и аудио-конференц-связи в школах, коммуникацию в чатах учителей, детей и родителей [7].

Обращать внимание на проблемы школьного образования - позитивная тенденция, однако представляется, что технических мер недостаточно. Необходимо сделать акцент на стандартах обучения

дисциплине «Информатика». Проводимые нами в течение многих лет опросы обучающихся первого курса, пришедших в вуз сразу после школы, показывают, что школьная программа не дает им основ жизни в цифровом мире: студенты не могут создавать или сохранять файлы в папке и часто не знают, что это такое; обладают очень поверхностными знаниями в области поиска информации в сети Интернет § и практически не умеют оценивать ее достоверность; не осведомлены о современных информационных технологиях (блокчейн, облачные

технологии, искусственный интеллект и др.); имеют очень смутные °

представления об информационной безопасности. 1

Таким образом, пересмотр курса информатики для школьников 1

становится насущной необходимостью, что и определяет уровень з|

решения проблемы - федеральный. Представляется, что курс инфор- 4

матики необходимо вводить не в средней школе, а как можно раньше, "§

хотя бы теоретически, чтобы к подростковому возрасту обучающегося §

необходимая модель поведения в сетевом пространстве была сфор- 8

мирована. Содержание курса также нуждается в пересмотре: кроме §

преподавания работы в системе и морально устаревшем «Паскале», 1

следует сосредоточиться на правилах социального взаимодействия 8

в сетевом пространстве и критического отношения к отбору инфор- °

мации в сети. Кроме того, необходимо дополнить курс «Безопасность ^

жизнедеятельности»: он должен включать раздел, посвященный ин- 8

формационной безопасности. ■&

Помимо школьного образования, нацеленного на повышение информационной грамотности детей и подростков, правовая политика 1 должна предусматривать и другие способы повышения информаци- | онной грамотности населения. Здесь представляется интересным 8 изучить международный опыт с точки зрения его имплементации ? в отечественную стратегию. | Отметим, что уровень компьютерной грамотности населения £ не велик даже в таких развитых в области компьютерной техники 1 странах, как США и Китай. Однако там данному вопросу уделяется большое внимание, как правило, в рамках национальных стратегий 113 цифрового развития. В основном государства в своих программах ^ повышения цифровой грамотности ориентируются в первую очередь Ь на социально незащищенные группы людей, имеющих ограниченный £ доступ к технологиям, но есть и специфичные направления: | 1. Подготовка к цифровой коммуникации через семью (США, Ц Великобритания). Для родителей создан ряд интерактивных инстру- ^ ментов, облегчающих взаимодействие с детьми в вопросах цифрового образования; активно внедряются понятия «цифровая этика» и «циф-

ровые наставники», которые помогают взрослым и детям знакомиться с современными онлайн-инструментами, оценить их возможности, риски и построить оптимальный план использования информационных инструментов. В Российской Федерации есть возможность организовать подобные курсы для родителей на базе школ.

2. Продвижение технических профессий для девушек (Испания, Швейцария). Распространены программы по IT-обучению женщин [8] с целью достижения тендерного равенства и расширения прав и возможностей всех женщин. Реализуются в том числе путем введения льгот для поступления девушек на технические специальности.

3. Обучение пожилого населения (Испания, Япония, Австралия, Швейцария). Так, в Испании введено обучение использованию мобильных устройств для лиц в возрасте 55 лет и старше (совместная

:0 инициатива Фонда Пере Тарреса и Фонда Vodafone в сотрудничестве g с сетью муниципальных библиотек [9]); большое количество про-^ грамм для повышения компьютерной грамотности пожилых людей 0; существует в Японии [10]. Аналогичные программы есть и в России, § например сайт https://www.sberbank.ru/promo/eco/seniors/ создан для § пожилых людей, чтобы помочь им оставаться в самоизоляции в ком-g форте - в частности, людям предлагаются разнообразные онлайн-сервисы, с помощью которых можно совершать все необходимые для ^ комфортной жизни операции, не выходя из дома. Однако информацию, § опубликованную на сайте, пожилые люди могут не увидеть. i5 4. Массовая подготовка профессионалов для цифровой экономики (Австралия). В Австралии внимание акцентируется на изучении тра-^ диционных дисциплин также через цифровую среду (начиная с ариф-0- метики и грамматики) и введение в обязательный школьный курс § предметов по технологии блокчейн, программированию в Minecraft, О VR/AR, медиаграмотности, искусственному интеллекту. g Движение в сторону повышения информационной грамотности С всех групп населения уже ведется Минцифры РФ. Министерством совместно с татарстанским Университетом Иннополис был создан 114 консорциум учебных заведений по подготовке кадров для цифровой экономики, предполагается введение новых курсов для преподавате-CV лей и сотрудников учебных заведений с целью освоения ими новых ® цифровых компетенций [11]. До завершения данной работы еще далеко, поэтому рассмотренные специфичные направления деятельности могут быть очень перспективными в условиях российского общества.

Таким образом, для повышения уровня информационной безопасности российского общества необходимо обеспечить подготовку населения к жизни и коммуникации в сетевом, цифровом пространстве.

Сосредоточиться необходимо на двух направлениях - изменении стандартов школьного образования и внедрении программ повышения правовой грамотности различных групп населения. Пути решения данной проблемы государство может выбрать разные, однако действовать нужно безотлагательно, причем деятельность должна быть комплексной и грамотно выстроенной, т.е. осуществляться в рамках правовой политики, став одним из ее приоритетов.

Список литературы:

1. Солдаткина, О.Л. Цифровое право: особенности цифровой среды и субъекты / О.Л. Солдаткина // Государство и право. - 2019. - Вып. 12.

- С. 113-123.

2. Солдаткина, О.Л. Стратегические направления развития в сфере цифровизации права как приоритеты информационно-правовой политики

/ О.Л. Солдаткина // Гуманитарные и юридические исследования. - 2020. 3

- № 2. - С. 154-160. I

3. Малько, А. В. Теория правовой политики / А. В. Малько. |

- М.: Юрлитинформ, 2012. - 328 с. ®

4. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской § Федерации : указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. №2 646 // Собр. законо- g дательства Рос. Федерации. - 2016. - № 50, ст. 7074. ®

5. Головкин, Р.Б. Правовая защита от негативной информации / § Р.Б. Головкин // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской п академии МВД России. - 2018. - № 2. - С. 100-106. g

6. Кадры для цифровой экономики. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/ § directions/866/#section-docs (дата обращения: 15.04.2021). о

7. Максут Шадаев: интернет будет в каждом классе. URL: https://digital. о gov.ru/ru/events/39954/ (дата обращения: 15.04.2021). 3

8. Inspira STEAM - promotion of technological vocations among girls. | URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/digital-skills-initiatives/ о inspira-steam-promotion-technological-vocations-among-girls (дата обращения: ^ 15.04.2021). g

9. Mobile device training for individuals aged 55 and over. URL: https:// 01 ec.europa.eu/digital-single-market/en/digital-skills-initiatives/mobile-device- 115 training-individuals-aged-55-and-over (дата обращения: 15.04.2021). -

10. «Активное долголетие»: как активисты могут улучшить жизнь по- Р жилых людей. URL: https://www.asi.org.ru/2018/10/05/aktivnoe-dolgoletie-kak- ^ aktivisty-mogut-uluchshit-zhizn-pozhilyh-lyudej/ (дата обращения: 15.04.2021). 8

11. Минцифры объединило сотни вузов для подготовки кадров цифровой экономики. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/40922/ (дата обращения: g 15.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.