Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИНЯТИИ КОНЦЕПЦИИ РЕКЛАМНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ЕЕ РОЛИ В УКРЕПЛЕНИИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

К ВОПРОСУ О ПРИНЯТИИ КОНЦЕПЦИИ РЕКЛАМНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ЕЕ РОЛИ В УКРЕПЛЕНИИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / MILITARY-TECHNICAL COOPERATION / РЕКЛАМНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADVERTISING AND EXHIBITION ACTIVITY / ПРОДУКЦИЯ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / PRODUCTS FOR MILITARY USE / МИРОВОЙ РЫНОК ВООРУЖЕНИЙ / THE GLOBAL ARMS MARKET / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MILITARY SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевцов Михаил Борисович

В статье рассматриваются проблемы рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества, предлагаются меры продвижения российской продукции военного назначения на мировом рынке вооружений, обосновывается необходимость учета в рекламно-выставочной деятельности в области военнотехнического сотрудничества интересов обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шевцов Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF THE ADOPTION OF THE CONCEPT OF ADVERTISING AND EXHIBITION ACTIVITIES IN THE SPHERE OF MILITARY-TECHNICAL COOPERATION AND ITS ROLE IN STRENGTHENING MILITARY SECURITY

The article discusses the issues of advertising and exhibition activities in the sphere of military-technical cooperation, and proposes measures for the promotion of Russian military products on the world arms market, the necessity of accounting in advertising and exhibition activities in the sphere of military-technical cooperation of the interests of national defense and military security of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИНЯТИИ КОНЦЕПЦИИ РЕКЛАМНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ЕЕ РОЛИ В УКРЕПЛЕНИИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

УДК - 355.359 ШЕВЦОВ Михаил Борисович,

ББК - 68.4 кандидат юридических наук, доцент,

советник директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, e-mail: [email protected]

20.02.03 — военное право, военные проблемы международного права

К ВОПРОСУ О ПРИНЯТИИ КОНЦЕПЦИИ РЕКЛАМНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ЕЕ РОЛИ В УКРЕПЛЕНИИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества, предлагаются меры продвижения российской продукции военного назначения на мировом рынке вооружений, обосновывается необходимость учета в рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества интересов обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, рекламно-выставочная деятельность, продукция военного назначения, мировой рынок вооружений, военная безопасность.

SHEVTSOV Mikhail Borisovich,

candidate of legal Sciences, associate Professor, Advisor to the Director of the Federal service for military-technical cooperation

THE QUESTION OF THE ADOPTION OF THE CONCEPT OF ADVERTISING AND EXHIBITION ACTIVITIES IN THE SPHERE OF MILITARY-TECHNICAL COOPERATION AND ITS ROLE IN STRENGTHENING MILITARY SECURITY

Abstract. The article discusses the issues of advertising and exhibition activities in the sphere of military-technical cooperation, and proposes measures for the promotion of Russian military products on the world arms market, the necessity of accounting in advertising and exhibition activities in the sphere of military-technical cooperation of the interests of national defense and military security of the Russian Federation.

Keywords: military-technical cooperation, advertising and exhibition activity, products for military use, the global arms market, military security.

В настоящее время военное и военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами выходит на новые рубежи. Примером тому может служить одобрение 27 ноября 2017 г. Правительством Российской Федерации соглашения между Российской Федерацией и Южной Осетией о порядке вхождения отдельных подразделений Вооруженных сил Республики Южная Осетия в состав Вооруженных сил Российской Федерации [3].

В то же время, как показывают статистические данные, военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами в последнее время также значительно расширяется в своих количественных и качественных показателях. Как было отмечено Президентом Российской Федерации на заседании комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по итогам трех кварталов текущего года, пор-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО №11 • 2017

тфель заказов по линии военно-технического сотрудничества превысил 45 миллиардов долларов. По плану экспортные поставки в 2017 г. должны составить 15,3 миллиарда долларов [6].

С другой стороны, как было отмечено на том же заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству, экспорт оружия — это огромная ответственность для любого государства, и очень важно, чтобы это понимали все участники глобального рынка вооружений. При этом Президент Российской Федерации отметил, что Россия твердо привержена своим обязательствам в борьбе с терроризмом, ответственно подходит к выбору контрагентов и контролю над тем, как используют нашу технику и оружие получатели [6]. И, конечно, немаловажно то, что отечественным производителям и поставщикам вооружений и военной техники приходится действовать в непростых условиях, в ситуации недобросовестной конкуренции [6].

Причем вопрос учета так называемого принципа ответственности государства при выборе контрагента при продаже продукции военного назначения в последнее время поднимается неоднократно. Так, 6 июля 2017 г. на заседании комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Мы с вами, конечно, всегда при принятии решений о поставке вооружений на внешние рынки исходим из складывающейся международной обстановки, из ситуации, которая складывается в различных регионах мира, с тем, чтобы не допустить никаких дисбалансов, с тем, чтобы наши поставки не приводили к раскручиванию каких бы то ни было конфликтов, а наоборот, были бы использованы для сдерживания развития конфликтов и для их купирования желательно на начальных стадиях» [6].

Другими словами, целями военно-технического сотрудничества должно стать не только получение прибыли, но и укрепление военной безопасности Российской Федерации. Данная цель, конечно, должна учитываться в рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества.

По мнению В.В. Кудашкина, в широком смысле военно-техническое сотрудничество означает совокупность общественных отношений между государствами, иностранными и российскими юридическими лицами по продвижению и реализации вооружений и военной техники на мировом рынке [5, с. 36, 37].

В узком смысле военно-техническое сотрудничество — деятельность государства и уполномоченных государственных органов, направленная на управление общественными отношениями по продвижению российского вооружения и военной техники на мировой рынок оружия и установление устойчивых и длительных связей с иностранными государствами в области международного обмена продукцией военного назначения в целях обеспечения национальных интересов и соблюдения международных обязательств Российской Федерации.

Безусловно, в качестве одной из основных целей военно-технического сотрудничества является достижение военного превосходства и стабильности на континенте или в регионе ради обеспечения национальной безопасности. В этом плане следует отметить, что в настоящее время государственная политика Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества направлена на освоение новых целей. Одним из направлений военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами является подготовка военных кадров, обучение обращению с российским оружием, техникой, наращивание экспорта образовательных услуг в военной сфере [6].

Немаловажную роль в обеспечении рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества играют его субъекты. Так, на заседании Комиссии по военно-техническому сотрудничеству 6 июля 2017 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «оборонные предприятия, получившие право на внешнеторговую деятельность, берут на себя всю ответственность за качество продукции и соблюдение контрактных условий зарубежных поставок. Важно не допускать сбоев в работе» [6]. В свою очередь, в соответствии с п. 1 ст. 4

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017

Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» одним из принципов военно-технического сотрудничества является защита государством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения [10]. Интересы субъектов военно-технического сотрудничества также должны учитываться при совершенствовании правового регулирования рекламно-выста-вочной деятельности в названной сфере общественных отношений.

Начавшиеся в 2014 г. и продолжающиеся по сей день санкции со стороны США и Евросоюза актуализируют вопросы закрепления целей военно-технического сотрудничества Российской Федерации. Целью военно-технического сотрудничества, помимо получения прибыли от реализации продукции военного назначения, является укрепление уровня обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации. Речь, в частности, идет о запрете поставок продукции военного и двойного назначения в Российскую Федерацию со стороны ряда государств, проводящих санк-ционную политику в отношении Российской Федерации.

В этом плане следует отметить, что 4 декабря 2014 г. в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил задачу — «снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции», отметив: «...что касается импорта, то за рубежом должно приобретаться действительно уникальное оборудование и технологии» [1]. Названные тенденции государственной политики должны учитываться в рекламно-выс-тавочной деятельности в области военно-технического сотрудничества.

В то же время, как справедливо отмечают А.Н. Леонович и А.С. Тихонович, военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами также позволяет интегрировать экономические процессы нескольких государств, что, в свою очередь, приводит к снижению нагрузки на бюджет в ус-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО №11 • 2017

ловиях наметившихся в последние годы тенденций «сокращения темпа роста мировых военных расходов» [8, с. 59].

В рекламно-выставочной деятельности крайне важную роль играет такой субъект военно-технического сотрудничества, как Государственная корпорация «Ростехно-логии». В объем полномочий названной государственной корпорации входит осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в части, касающейся рекламно-выста-вочной и маркетинговой деятельности, участия в организации и проведении выставок (показов) продукции военного назначения. Пункт 18 Положения о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. № 1062, возлагает на данную корпорацию полномочия по осуществлению рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности [7].

В пункте 9 Военной доктрины Российской Федерации определены новые угрозы национальной безопасности Российской Федерации, например: глобальная конкуренция, «неустойчивость процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений» [9]. Противодействие данным угрозам, в том числе, должно явиться одной из целей военно-технического сотрудничества.

При совершенствовании рекламно-вы-ставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества необходимо использовать накопленный опыт использования Вооруженных Сил Российской Федерации в контртеррористической операции. Российское оружие демонстрирует надежность и большие возможности в ходе антитеррористической операции в Сирии. Нужно внимательно анализировать этот боевой опыт и для модернизации существующих систем, и для разработки перспективных видов продукции военного назначения [6].

Военно-техническое сотрудничество охватывает:

1) международные отношения, включающие как отношения между государствами, так и отношения между правомочными хозяйствующими субъектами этих государств, опосредующие поставки продукции военного назначения одних государств и хозяйствующих субъектов другим;

2) внутригосударственные отношения, объектом которых является продукция военного назначения, а предметом — поставки указанной продукции в иностранные государства в соответствии с установленным в каждом государстве порядком. Отсюда следует и установленная в законодательстве классификация принципов военно-технического сотрудничества на внутригосударственные и международные, на основании которых осуществляется государственно-правовое регулирование в области военно-технического сотрудничества. Эти принципы в рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества, несомненно, имеют свои особенности, которые должны быть учтены при совершенствовании правового регулирования данной сферы общественных отношений.

Как отмечается в ст. 2 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», все вопросы, связанные с военно-техническим сотрудничеством Российской Федерации с иностранными государствами, находятся в исключительном ведении органов государственной власти Российской Федерации [10]. Данное положение находит отражение и в деятельности такого специфического субъекта в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, как государственная корпорация «Ростехнологии». Без деятельности названной Государственной корпорации продвижение продукции военного назначения Российской Федерации на мировой рынок товаров и услуг было бы невозможно. Особый характер деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» свидетельствует о необходимости принятия специального нормативного правового акта о данном субъекте военно-технического сотрудничества.

Крайне важным в рекламно-выставоч-ной детальности в сфере военно-технического сотрудничества является урегулирование вопросов послепродажного обслуживания образцов вооружения и военной техники. Например, 8 ноября 2015 г. начальником Департамента международного сотрудничества Государственной корпорации «Ростехнологии» В. Кладовым было сделано заявление о принятии Индонезией решения закупить у России 12 новейших российских истребителей Су-35. При этом индонезийские партнеры проявили заинтересованность не только в покупке машин, но и в открытии на своей территории сервисных центров с последующей передачей технологии строительства [2]. Таким образом, создание отлаженной системы послепродажного обслуживания экспортируемой продукции военного назначения должно рассматриваться как один из важнейших элементов рекламно-выста-вочной деятельности в области военно-технического сотрудничества.

Что касается законодательной базы в сфере рекламно-выставочной деятельности, то здесь наблюдается противоречивость и неоднозначность некоторых норм законодательства, регулирующих отношения в сфере военно-технического сотрудничества в части, касающейся рекламно-выставочной деятельности на международном и на национальном уровнях.

С учетом изложенного следует констатировать, что комплексное научное исследование теоретических и практических вопросов правового регулирования процесса организации и проведения международных выставок военной продукции, исследование правовых основ функционирования российских и международных органов и организаций, участвующих в международных выставках продукции военного назначения, выработка конкретных предложений о совершенствовании законодательства в области военно-технического сотрудничества будет способствовать созданию сбалансированной, адекватной объективным потребностям обеспечения национальной безопасности правовой основы рекламно-выставоч-ной деятельности в области военно-технического сотрудничества.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017

Поскольку выставки и показы продукции военного назначения можно рассматривать в качестве стартовой позиции в процессе продвижения данной продукции на мировой рынок, то строго определенная нормативная правовая база, регламентирующая данный вид международной деятельности, позволит реализовать принцип обеспечения равных условий участия в осуществлении военно-технического сотрудничества для его субъектов, устранения недобросовестной конкуренции.

В настоящее время экспорт продукции военного назначения по праву считается одним из самых прибыльных видов внешнеторговой деятельности, что обусловливает жесткую конкурентную борьбу на мировом рынке оружия. Ситуацию осложняет тенденция к превышению «предложения над спросом», усиливающаяся конкуренция между ведущими мировыми экспортерами продукции военного назначения.

В настоящее время в России происходит формирование законодательных и организационных предпосылок государственного регулирования рекламно-выставочной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества. При этом государственная стратегия и тактика в области рекламы экспортируемой продукции военного назначения должна быть дифференцирована по странам и регионам мира, ориентирована на потребности в приобретении оружия и специальных средств, отвечающих запросам времени. Например, средства борьбы с терроризмом.

Четко разработанная законодательная база, регламентирующая осуществление рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества, позволит обеспечить рациональное сочетание между протекционизмом по отношению к отечественным производителям вооружений и военной техники и степенью либерализации международной торговли оружием.

Юридическая база рекламно-выста-вочной деятельности создается законодательной проработкой соответствующих вопросов и заключением международных договоров и соглашений, участием в различных международных мероприятиях в

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО №11 • 2017

рамках военно-технического сотрудничества - выставках, салонах, форумах, симпозиумах, показах техники и т.п.

В связи с этим важны и прямые, и косвенные меры рекламно-выставочной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества. К косвенным методам регулирования рекламно-выставочной деятельности можно отнести такие специфические методы, как таможенное регулирование, разработка механизма защиты интеллектуальной собственности, решение вопросов привлечения международных инвестиций, инновационная деятельность, международные патентно-лицензионные механизмы и др.

В данной сфере деятельности весьма актуальным можно также считать формирование единой базы нормативно-правовой и научно-технической информации и документации, что позволит обеспечить целевую ориентацию и комплексность рекламно-выставочной деятельности.

К важному направлению следует отнести объединение усилий в осуществлении рекламно-выставочной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Министерства обороны России, госпосредника, интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса. При этом необходимо обеспечить тесное взаимодействие государственных органов, осуществляющих военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами, с непосредственными производителями военной продукции.

Рекламно-выставочная деятельность, нацеленная на продвижение отечественной военной продукции за рубеж, должна учитывать и отражать такие активно развивающиеся формы военно-технического сотрудничества, как создание стратегических альянсов, совместная разработка и производство военной продукции в рамках международных консорциумов, лицензионное производство. Это, в свою очередь, вызывает необходимость формирования новой нормативно-правовой базы, позволяющей в ходе проведения международных выставок и показов военной продукции привлекать иностранных партнеров к совместной разработке военной продук-

ции, созданию инвестиционной привлекательности отечественных проектов, обеспечению защиты интеллектуальной собственности.

О необходимости принятия более активных мер по рекламе отечественной военной продукции и ее продвижению на мировой рынок заявляют многие специалисты в данной области. В коллективной статье специалистов ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт химии и механики» намечены направления, способствующие закреплению российской военной продукции на мировом рынке оружия [4, с. 17].

К этим направлениям относятся следующие:

- создание перечня наиболее важных и перспективных работ в отрасли с последующим распространением информации для ее внедрения и использования в стране и за рубежом;

- формирование национальной инновационной системы, развитие структуры инновационной деятельности;

- преодоление невостребованности в производстве научно-технических новаций;

- продвижение достижений науки и техники в реальный сектор экономики и повышение конкурентоспособности России на мировом рынке;

- обеспечение протекционизма отечественных научно-технических достижений в конкурентоспособных отраслях российской экономики.

Несовершенство законодательной базы, регулирующей рекламно-выставочную деятельность в сфере военно-технического сотрудничества, можно объяснить отсутствием программно-целевого планирования и управления различными структурами, вовлеченными в эту деятельность. Подобный подход лишает процесс продвижения российской военной продукции за рубеж критерия приоритетности, делает ее уязвимой по отношению к аналогичной продукции зарубежных конкурентов.

Исходя из основных факторов, влияющих на продвижение продукции военного назначения на мировой рынок, первостепенная роль стран-экспортеров оружия

заключается в приведении законодательной базы, регулирующей рекламно-выста-вочную деятельность, к единым международным стандартам. Это предполагает комплексную работу по таким важным направлениям, как право собственности, защита секретной информации, экспортный контроль, иностранные инвестиции в оборонно-промышленный комплекс и др.

Организация и проведение выставок и показов продукции военного назначения в режиме единого международного стандарта позволит сделать информацию о предлагаемой продукции более понятной для потенциального импортера, обеспечить оптимальное использование конъюнктуры, соблюсти правила конкуренции.

В конечном счете с учетом специфики военно-технического сотрудничества государственное регулирование рекламно-вы-ставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества призвано обеспечить рациональное сочетание между протекционизмом по отношению к отечественным производителям продукции военного назначения и степенью либерализации внешнеэкономических связей на мировом рынке торговли оружием.

Автор полагает, что решение обозначенных в статье вопросов говорит о необходимости принятия концепции развития рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества на долгосрочный период. В данной концепции предлагается закрепить такие важные аспекты рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества, как порядок проведения выставок и показов специальных технических средств, защита авторских прав в период проведения выставок, механизм контроля над надлежащим исполнением положений нормативных правовых актов в области рекламно-выставочной деятельности. Не вызывает сомнений, что принятие данной концепции будет способствовать укреплению военно-политических позиций Российской Федерации на мировой арене и, что более важно, укреплению обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017

Список литературы:

[1] Ежегодное послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации // URL: http:// kremlin.ru/ (дата обращения 22.11.2017).

[2] Индонезийские военные объявили о закупке 12 истребителей Су-35 // URL: http:// lenta.ru (дата обращения: 19.10.2017).

[3] Кабмин России одобрил соглашение о порядке вхождения подразделений ВС Южной Осетии в ВС РФ // [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/politika/4762464 (дата обращения: 27.11.2017).

[4] Крюков А.С., Абраменко Г.В., Проста-кова И.В. Возродить промышленность боеприпасов // Военно-промышленный курьер. 2004. № 11.

[5] Кудашкин В.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». М.: Междунар. отношения, 2002.

[6] Материалы работы Комиссии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 24.11.2017).

[7] Положение о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, ст. 18; утвер. Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. № 1062 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 24. Ст. 3140.

[8] Тихонович Н.С., Леонович А.Н. Экспорт вооружения и военной техники: современные тенденции // Гуманитарные проблемы военного дела: Сб. ст. I Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием; Новосибирск, 14 ноября 2014 г.). Новосибирск, 2014.

[9] Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2014 г. № Пр-2976 «Военная доктрина Российской Федерации» // Рос. газ. 2014. 30 дек.

[10] Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» п. 1 ст. 4 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 30. Ст. 3610.

Spisok literatury:

[1] Ezhegodnoe poslanie Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii Prezidenta Rossijskoj Federacii // URL: http:// kremlin.ru/ (data obrashheniya 22.11.2017).

[2] Indonezijskie voenny'e ob»yavili o zakupke 12 istrebitelej Su-35 // URL: http://lenta.ru (data obrashheniya: 19.10.2017).

[3]Kabmin Rossii odobril soglashenie o poryadke vxozhdeniya podrazdelenij VS Yuzhnoj Osetii v VS RF // [E'lektronny'j resurs]. URL: http://tass.ru/politika/4762464 (data obrashheniya: 27.11.2017).

[4] Kryukov A.S., Abramenko G.V., Prosta-kova I.V. Vozrodit' promy'shlennost' boe-pripasov // Voenno-promy'shlenny'j kur'er. 2004. № 11.

[5] Kudashkin V.V. Nauchno-prakticheskij kommentarij k Federal'nomu zakonu «O voenno-texnicheskom sotrudnichestve Rossij-skoj Federacii s inostranny'mi gosudarstvami». M.: Mezhdunar. otnosheniya, 2002.

[6] Materialy' raboty' Komissii po voenno-texnicheskomu sotrudnichestvu s inostranny'mi gosudarstvami // [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.kremlin.ru (data obrashheniya: 24.11.2017).

[7] Polozhenie o poryadke osushhestvleniya voenno-texnicheskogo sotrudnichestva Rossijskoj Federacii s inostranny'mi gosudarstvami, st. 18; utver. Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 10 sentyabrya 2005 g. № 1062 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2012. № 24. St. 3140.

[8] Tixonovich N.S., Leonovich A.N. E'ksport vooruzheniya i voennoj texniki: sovremenny'e tendencii / / Gumanitarny'e problemy' voennogo dela: Sb. st. I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodny'm uchastiem; Novosibirsk, 14 noyabrya 2014 g.). Novosibirsk, 2014.

[9] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 25.12.2014 g. № Pr-2976 «Voennaya doktrina Rossijskoj Federacii» // Ros. gaz. 2014. 30 dek.

[10] Federal'ny'j zakon ot 19 iyulya 1998 g. № 114-FZ «O voenno-texnicheskom sotrudni-chestve Rossijskoj Federacii s inostranny'mi gosudarstvami» p. 1 st. 4 // Sobr. zakonodatel'-stva Ros. Federacii. 1998. № 30. St. 3610.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО №11 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.