Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / PRINCIPLES OF LAW / ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / TURN OF LAND SHARES AND THE LAND PLOTS FROM LANDS OF AGRICULTURAL PURPOSE / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ УГОДЬЯ / AGRICULTURAL GROUNDS / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / LANDS OF AGRICULTURAL PURPOSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зюбина Анна Федоровна

Статья посвящена принципам правового регулирования оборота земельных долей и земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the question of the principles of legal regulation of relations in the sphere of circulation of agricultural lands

This article is devoted to principles of a turn of land shares and the land plots from lands of agricultural purpose in the special legislation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ЗЮБИНА Анна Федоровна,

аспирантка кафедры земельного и экологического права Российского государственного университета правосудия. E-mail: 5271304@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена принципам правового регулирования оборота земельных долей и земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Abstract: This article is devoted to principles of a turn of land shares and the land plots from lands of agricultural purpose in the special legislation.

Ключевые слова: Принципы, принципы права, оборот земельных долей и земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственные угодья, земли сельскохозяйственного назначения.

Keywords: Principles, principles of law, turn of land shares and the land plots from lands of agricultural purpose, agricultural grounds, lands of agricultural purpose.

Конституция Российской Федерации[1] установила основы правового регулирования земельных отношений, на базе которых стало формироваться и развиваться современное земельное законодательство. Кроме того, в течение последних десятилетий принят ряд федеральных законов, а также законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие как земельные отношения в целом, так и оборот земельных долей и земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в частности.

На сегодняшний день также сформировалась и продолжает развиваться практика применения земельного законодательства, в том числе регулирующего правовые отношения в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения. Однако, как справедливо подчеркивает Г.А. Волков, «не всегда судам легко найти правильный выход в разрешении дела при наличии коллизий правовых норм, пробелов в правовом регулировании земельных отношений, определить точное значение правовой нор-мы[2]». В подобных ситуациях правоприменитель руководствуется принципами права. Поэтому значение исследования основополагающих начал земельного права заключается в их практическом применении при его реализации.

Как известно, в общей теории права выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. Согласно этому критерию правоведы классифицируют и принципы земельного права. Однако стоит заметить, что в науке экологического, природоресурсного, аграрного права единый подход к системе принципов земельного права пока не выработан.

Отраслевые же принципы природоре-сурсного права закреплены в законодательных актах. Так, в ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации[3] зафиксированы принципы, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства. Кроме того, федеральными законами могут быть установлены и иные принципы, не противоречащие указанным в статье. Из чего можно заключить, что установленные земельным законодательством общие начала являются отраслевыми принципами правового регулирования отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения.

В свою очередь, в структуре отраслевых принципов в соответствии с системой самой отрасли земельного права, как справедливо отмечает М.М. Бринчук, выделяются принципы подотраслей и правовых институтов[4]. В частности, в ст. 1 Федерального закона от 24 июля

2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»[5] установлен перечень принципов правового регулирования института оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Первый принцип, предусматривающий сохранение целевого использования земельных участков, является закреплением общеотраслевого для земельного законодательства принципа: деление земель по целевому назначению на категории. В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Воля законодателя, при установлении принципа сохранения целевого использования земельных участков в регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения, была направлена, прежде всего, на сохранение земель данной категории как незаменимых, представляющих основу жизнедеятельности человека и особую общественную ценность. Правоприменитель, трактуя данный принцип, закрепляет, что федеральное законодательство исходит из принципов допустимости ограничения свободы оборота земель сельскохозяйственного назначения в целях достижения баланса конституционных ценностей сохранения целевого использования, - с одной стороны, и защиты интересов собственника по свободному владению, пользованию, распоряжению землями сельскохозяйственного назначения - с другой[6].

Второй принцип направлен на ограничение максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться в собственности одного лица на территории одного муниципального района, т.е. на обеспечение равных прав субъектов сельскохозяйственной деятельности и воспрепятствование возникновению монополистов среди лиц, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью. Статья 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» конкретизирует данный принцип. В ней закреплено правило о том, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории

одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина или юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории. Указанная норма подвергается небезосновательной критике в юридической лите-ратуре[7], потому как положение «не менее 10 процентам» не ограничено законодателем верхним пределом, что может способствовать концентрации сельскохозяйственных угодий в собственности даже одного лица на территории одного субъекта Российской Федерации. Поэтому полагаем необходимым на законодательном уровне установить верхнюю границу максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться в собственности одного лица, устанавливаемых законом субъекта Российской Федерации. Это позволит защитить от обезземеливания субъектов сельскохозяйственного производства, например, крестьянские фермерские хозяйства.

Третий принцип закрепляет преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных его законом, - муниципального образования на покупку земельного участка при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Данный принцип в настоящее время критикуется правоведами, которые считают, что в местных бюджетах, как правило, нет средств на покупку участков, публичные образования не получают субвенций на выкуп, следовательно, вероятность реализации преимущественного права нивелируется[8]. Также у публичных образований практически нет механизмов для использования выкупленных земельных участков для проведения сельскохозяйственной деятельности. На снижение эффективности данного принципа влияет и то, что указанное преимущественное право распространяется только на сделки купли-продажи. В связи с этим, на практике существуют способы обойти данное правило, путем совершения иных действий, например, дарения, внесения земельного участка в уставный капитал, ренты и других. Но, с другой стороны, законодательно установленное преимущественное право покупки способствует участию государства на рынке земель сель-

скохозяйственного назначения, что позволяет оперативно его контролировать.

Четвертый принцип направлен на правовое регулирование оборота земельных долей. Он закрепляет преимущественное право участников долевой собственности на земельный участок, либо использующих его сельскохозяйственной организации или гражданина-члена крестьянского фермерского хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок при возмездном ее отчуждении. Из буквального толкования приведенного положения видно, что законодатель уравнял в праве приобретения земельной доли участника долевой собственности, и лиц, использующих этот земельный участок. Подобный подход вызывает сомнения, противоречит гражданско-правовому законодательству и ст. 35 Конституции Российской Федерации, так как нарушает принцип неприкосновенности собственности[9]. Можно предположить, что при помощи данной нормы-принципа законодатель хотел защитить интересы сельскохозяйственной организации от произвольной покупки земельных долей лицами, не использующими земли сельскохозяйственного назначения по назначению. Вместе с тем, следовало бы согласиться с предложением уче-ных[10] и законодательно установить, что доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть продана лицам, использующим эти земли, если участники общей собственности откажутся от покупки этой доли.

Наконец, пятый принцип направлен на ограничение прав иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. Нельзя не согласиться с мнением Г.А. Волкова о том, что данный принцип может быть рассмотрен на соответствие Конституции Российской Федерации. Ведь согласно ее положениям в федеральном законе могут быть уста-

Библиография:

новлены исключения из общего правила о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, «но не возведение неравенства иностранцев в правоспособности по сравнению с гражданами Российской Федерации в ранг правового прин-ципа[11]». Статья 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» уточняет, что перечисленные выше иностранные лица могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Однако хотелось бы подчеркнуть, что законодатель не ограничивает права данных лиц быть участниками общей долевой собственности на такой земельный участок, что также отрицательно влияет на эффективность рассматриваемого принципа.

В юридической литературе высказывается мнение, что необходимости в формулировании принципов в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» нет, так как в них не содержится ничего, что не регулировалось бы данным законом более подробно[8, с. 45]. С данным утверждением трудно согласиться, потому как судьи, разрешая дела, связанные с оборотом земельных долей и земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, зачастую основываются именно на закрепленных законом принципах такого оборота[6].

В заключение хотелось бы согласиться с И.А. Игнатьевой в том, что «не принципы призваны напрямую регулировать соответствующие отношения, в правоприменении особенно важна степень урегулированности отношений конкретными правовыми нормами[12]». Принципы правового регулирования, в том числе нормы-принципы правового института оборота земельных долей и земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, по нашему мнению, должны применяться при недостаточности правового регулирования земельных отношений по существу.

1. Росс. газ. 1993. 25 декабря. № 237.

2. Волков Г.А. Принципы земельного права: Автореф. дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук. М., 2005. С. 4

3. Росс. газ. 2001. 30 октября. № 211-212.

4. Бринчук М.М. Принципы экологического права: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 6.

5. Росс. газ. 2002. 27 июля. № 137; 2008. 17 мая. № 105.

6. Определение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2009 г. № 15-Г09-2 // СПС «Консультант плюс».

7. Быстров Г.Е. Частноправовые и публично-правовые начала организации оборота земель // Землеустройство. 2005. № 8. С. 46.

8. Комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / А.В. Мазуров, В.В. Нахратов, В.Э. Чуркин. М., 2012. С. 218.

9. Право собственности на землю в России и ЕС: правовые проблемы: сборник статей / Отв. ред. И.А. Ико-ницкая. М., 2009. С. 84.

10. Беляева З.С., Устюкова В.В. Проблемы совершенствования законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения // Аграрное и земельное право. 2009. № 3. С. 66.

11. Волков Г.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». М., 2004. С. 16.

12. Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России: теория и практика систематизации: Автореф. дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук. М., 2007. С. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.