Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ДОКТРИНА ПРАВА / ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубень А.К.

В данной статье рассматриваются принципы построения системы информационной безопасности. Сложность построения такой системы заключается в необходимости рассматривать принципы права как основные начала и ориентир для законодателя, поскольку правовые нормы, формулируемые законодателем, не должны противоречить принципам права. В статье на основе анализа нормативных правовых актов и научно-правовых источников сформулировано основные направления развития принципов права, рассмотрены внешние и внутренние угрозы в информационной сфере, раскрывается содержание основных принципов международной информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE PRINCIPLES OF INFORMATION SECURITY

This article discusses the principles of building an information security system. The complexity of building such a system lies in the need to consider the principles of law as the main principles and a guideline for the legislator, since the legal norms formulated by the legislator should not contradict the principles of law. Based on the analysis of normative legal acts and scientific and legal sources, the main directions of the development of the principles of law are formulated in the article, external and internal threats in the information sphere are considered, the content of the basic principles of international information security is revealed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_6_62 УДК 340.11

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ To the question of the principles of information security

ДУБЕНЬ Андрей Кириллович,

научный сотрудник, Институт государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: k.duben@mail.ru;

DUBEN Andrey Kirillovich,

research associate Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 119019, Moscow, str. Znamenka, d. 10. E-mail: k.duben@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье рассматриваются принципы построения системы информационной безопасности. Сложность построения такой системы заключается в необходимости рассматривать принципы права как основные начала и ориентир для законодателя, поскольку правовые нормы, формулируемые законодателем, не должны противоречить принципам права. В статье на основе анализа нормативных правовых актов и научно-правовых источников сформулировано основные направления развития принципов права, рассмотрены внешние и внутренние угрозы в информационной сфере, раскрывается содержание основных принципов международной информационной безопасности.

Abstract. This article discusses the principles of building an information security system. The complexity of building such a system lies in the need to consider the principles of law as the main principles and a guideline for the legislator, since the legal norms formulated by the legislator should not contradict the principles of law. Based on the analysis of normative legal acts and scientific and legal sources, the main directions of the development of the principles of law are formulated in the article, external and internal threats in the information sphere are considered, the content of the basic principles of international information security is revealed.

Ключевые слова: Принципы права, основные начала, международное право, информационное право, доктрина права, трансформация права, цифровизация, правовое регулирование, национальное законодательство, правовой порядок.

Keywords: Principles of law, basic principles, international law, information law, doctrine of law, transformation of law, digitalization, legal regulation, national legislation, legal order.

Для цитирования: Дубень А.К. К вопросу о принципах обеспечения информационной безопасности // Аграрное и земельное право. 2023. № 6(222). С. 62-64. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_62.

For citation: Duben A.K. To the question of the principles of information security // Agrarian and Land Law. 2023. No. 6(222). pp. 62-64. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_62.

Статья поступила в редакцию: 24.05.2023

В период внедрения цифровых технологий, всеобщей цифровизации и дальнейшего развития информационных глобальных процессов вопросы определения принципов информационной безопасности имеют ключевое значение для совершенствования системы правовых средств, используемых в данной области. В связи с этим на сегодняшний день является особенно актуальным вопрос о научном осмыслении системы принципов, особенностей их становления и развития, а также влияния на правоотношения, возникающие в процессе обеспечения информационной безопасности. При этом такое осмысление также обусловлено практическими целями совершенствования правового регулирования и правоприменительной практики. Следует отметить, что предметом данного исследования выступают принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, их аспекты, функции, место в системе принципов российского права и роль в механизме правового регулирования.

Роль правовых принципов возрастает при обеспечении информационной безопасности, особенно в связи с реализацией государственных задач. Важно отметить, что правовые принципы являются основным началом и ориентиром для отечественного законодателя, поскольку правовые нормы, формулируемые законодателем, не должны противоречить принципам права. Роль данных принципов подчеркивал в своем диссертационном исследовании О.С. Макаров. Так, по его мнению, «в условиях неоконченного оформления информационных отношений нормами общественного поведения (и соответственно нормами права), основным социальным регулятором обеспечения информационной безопасности представляются принципы» [1, c. 85]. Научные исследования, связанные с правовыми принципами, весьма обширны и одновременно в правовой доктрине подходы к этой фундаментальной категории вариативны, большинство ученых определяет их исходя из ключевых признаков данного понятия. М.Н. Марченко определяет принципы права как «основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права» [2, c. 249]. При этом Л.А. Морозова рассматривает в своих работах принципы как «основополагающие идеи, закрепленные в официальных источниках права или получившие признание в юридической практике и отражающие закономерности развития общественных отношений» [3, c. 193]. Интересной представляется позиция В.М. Сырых, который трактует правовой принцип как объективный закон права и других явлений и процессов в правовой действительности [4, c. 63].

Таким образом, принципы права имеют фундаментальное значение для регулирования общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности и при этом могут находить нормативно-правовое закрепление как на государственном, так и на международном уровне. Такое закрепление может быть не только прямым, но и косвенным. Во втором случае наличие правового принципа выводится из смысла совокупности правовых норм и их системного толкования. Применительно к праву в области обеспечения информационной безопасности

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

правовые принципы в самом общем виде можно обозначить в качестве нормативно установленных основополагающих идей, начал, исходных положений, определяющих содержание и закономерности правового регулирования общественно значимых отношений в области информационной безопасности.

Как справедливо отмечает Т.А. Полякова, базовые принципы правового обеспечения информационной безопасности проявляются в отношении тех начал, которые закреплены в международно-правовых актах [5, ^ 17]. В теоретических работах права также отмечается, что «общие принципы права наиболее полно отражаются в нормах международного права» [6].

В связи с этим целесообразно рассмотреть общепризнанные принципы международно-парового регулирования, закрепленные в международных актах. Принцип суверенного равенства государств определяет возможность для всех государств равным образом участвовать в решении проблем международной информационной безопасности и быть членом глобального информационного пространства. Указанный принцип сегодня играет ключевую роль в части контроля национального информационного пространства и развития суверенного сегмента Интернета, позволяющего независимо от решений и вмешательства других государств осуществлять государственное управление в информационной сфере. Кроме того, вышеуказанный принцип позволяет предоставлять публично-правовые услуги в электронной форме, обеспечивать взаимодействие в финансово-кредитной сфере, развивать электронную коммерцию и иные виды деятельности.

Указанное детерминирует значение суверенного Интернета для обеспечения национальной безопасности. Международный принцип добросовестного выполнения обязательств реализуется посредством надлежащего исполнения государствами обязанностей, вытекающих из международных договоров в различных сферах, включая сферу защиты информации. Недобросовестное невыполнение взятых на себя обязательств отдельными государствами влечет деструктивное воздействие на доверие между государствами, вызывая конфронтацию и информационное противостояние между государствами.

В связи с этим особое значение приобретает принцип достоверности информации как основа доверия между государствами. Большинство указанных принципов согласуются с документами стратегического планирования и подчеркивают важность открытости и транспарентности деятельности государства в информационном пространстве, а также необходимости формирования глобальной культуры информационной безопасности. В частности, культура информационной безопасности играет существенную роль в повышении информационно-правовой и цифровой культуры населения в вопросах информационной безопасности, позволяя активно противостоять существующим угрозам и рискам, участвовать в обеспечении национальных интересов государства в информационной сфере.

Таким образом, как справедливо отмечает Т.А. Полякова, принципы права, обеспечивающие безопасность в информационной сфере на международном уровне, имеют устойчивый характер, однако необходима структурированная система данных принципов для эффективной реализации норм международного права в данной сфере [7, ^ 17]. Исследуемые принципы права могут формулироваться как на международном, так и на региональном уровне [8, ^ 79]. Считаем, что в условиях, когда информационное пространство фактически размывает границы между государствами, не ограничиваясь рамками одного государства, региона или континента, вопросы информационной безопасности, включая базовые принципы ее обеспечения, должны представлять собой универсальную и четко определенную систему, соблюдение требований (правил), на которых она основывается, будет обязательным для всех субъектов права.

В юридической доктрине справедливо отмечено, что в современных условиях неизбежно объединение правовых и технологических принципов регулирования информационной среды и формирование новых технико-правовых принципов, которые направлены на обеспечение надежности и устойчивости информационных технологий и прозрачности информационных отношений [9, ^ 91]. По мнению С.А. Дементьева, принципы информационной безопасности важны для преодоления уже заложенных негативных тенденций в информационной сфере, включая социально-информационную среду [10, ^ 81]. В этой связи можно отметить, что в качестве научной новизной данного исследования выступает то, что особенно важным сегодня представляется принцип реализации политики технологического суверенитета в сфере информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения информационной безопасности.

Современные авторы отмечают, что обеспечение технологического суверенитета сегодня является одной из ключевых задач каждого государства [11, ^ 669]. Реализация вышеуказанного принципа позволит в дальнейшем снизить зависимость от импорта, которая, в свою очередь, повлияет на развитие собственной информационной инфраструктуры. Как отмечают иностранные ученые, реализация данного принципа позволит действовать независимым исследованиям и разработкам технологий искусственного интеллекта, тем самым данный принцип позволит гарантировать систематизацию информационных технологий [12, ^ 519]. При этом действие данного принципа предполагает развитие отечественного производства информационно-коммуникационных технологий за счет использования протекционистских методов, способствующих снижению доли импорта зарубежной продукции и замещению данной продукции аналогичными товарами российского производства. Считаем, что успешная реализация данного принципа позволит повысить конкурентоспособность отечественной информационной продукции, в том числе средств защиты информации, а также увеличить количество рабочих мест в соответствующих отраслях экономики.

Высокий уровень зависимости создаваемых в России информационных систем от импортной продукции, а также влияние этого обстоятельства на обеспечение информационной безопасности уже констатировались в некоторых национальных актах стратегического планирования. Указанный принцип определяет один из основных векторов развития государственной информационно-правовой политики в современных условиях, связанных с усилением напряженности в международных отношениях и использованием в отношении России различных международно-правовых ограничительных мер (санкций), в частности, экономического характера.

Успешная практическая реализация данного принципа позволит укрепить технологический суверенитет России, что, несомненно, ока-

жет позитивное влияние на укрепление состояния информационной защищенности в целом.

Таким образом, правоприменительная практика находится на стадии развития с учетом динамичного изменения норм права. Формирование единых принципов и норм позволит реализовать в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации принципы всеобщей, равной и неделимой безопасности, согласно которым безопасность государства самостоятельна, тем самым другое государство не имеет право прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела, что актуально также в сфере информационной безопасности. На наш взгляд, юридическое сообщество должно выработать подходы к формированию единых стандартов и требований к безопасности в информационной среде, которые, в свою очередь, должны определять состояние защищенности информационной инфраструктуры и противодействие распространению недостоверной информации. Проведенное исследование показало, что система принципов в настоящее время требует совершенствования не только с точки зрения законодательных изменений, но и их теоретического осмысления. В условиях, когда информационное пространство фактически размывает границы между государствами, не ограничиваясь рамками одного государства, региона или континента, вопросы международной информационной безопасности, включая базовые принципы ее обеспечения, должны представлять собой универсальную и четко определенную систему, соблюдение правил которой будет обязательным для всего международного сообщества.

Библиогра фия:

1. Макаров О.С. Правовое обеспечение информационной безопасности на примере защиты государственных секретов государств - участников Содружества Независимых Государств: Дисс. ... д-ра юрид. наук: 12.00.13 / Макаров Олег Сергеевич. М.: ИГП РАН, 2013. 444 с.

2. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004. 785 с.

3. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. 510 с.

4. Сырых В.М. Логические основания общей теории права: В 2 т. Т. 1. М., 2000. 527 с.

5. Полякова Т.А. Базовые принципы как основные начала правового обеспечения информационной безопасности // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 3. С. 17-40.

6. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС «КонсультантПлюс». 2009.

7. Полякова Т.А. Базовые принципы как основные начала правового обеспечения информационной безопасности // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 3. С. 17-40.

8. Минбалеев А.В. Принципы информационного права // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: «Право». 2015. Т. 15. № 1. С. 7984.

9. Жарова А.К. Принципы использования информации и информационных технологий в системе правового обеспечения информационной безопасности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2021. Т. 21. № 4. С. 90-97.

10. Дементьев С.А. Принципы как основополагающие постулаты концепции информационной безопасности человека // Философия права. 2019. № 1(88). С.

80-84.

11. Байдаров, Д.Ю., Полосин А.В., Файков Д.Ю. Формирование новой модели отечественной экономики в контексте технологического суверенитета: принципы и механизмы // Вопросы инновационной экономики. 2023. Т. 13. № 2. С. 669-688.

12. Сунь Ю. Принципы Российской правовой системы для продвижения искусственного интеллекта в России // Теория права и межгосударственных отношений. 2022. Т. 1, № 5(25). С. 509-520.

References:

1. Makarov, O.S.(2013) Legal provision of information security on the example of the protection of state secrets of the member states of the Commonwealth of Independent States: Diss. ... Dr. yurid. sciences. M.: IGP RAS, 444 p.

2. Marchenko, M.N. (2004) Theory of State and law: Textbook for universities. M., Zertsalo, 785.

3. Morozova, L.A. (2010) Theory of State and law: Textbook. M., 510.

4. Syrikh, V.M. (2000) Logical foundations of the general theory of law. M.: 527 p.

5. Polyakova, T.A. (2016) Basic principles as the basic principles of legal provision of information security. Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 17-40.

6. Melekhin, A.V. (2009) Theory of State and law: Textbook. 2nd ed., reprint. and an addendum. SPS ConsultantPlus.

7. Polyakova, T.A. (2016) Basic principles as the basic principles of legal provision of information security. Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 17-40.

8. Minbaleev, A.V. (2015) Principles of information law. Bulletin of SUSU. The series "Law". 15 , 79-84.

9. Zharova, A.K. (2021) Principles of the use of information and information technologies in the system of legal provision of information security. Bulletin of the South Ural State University. Series: Law. 21 (4), 90-97.

10. Dementiev, S.A. (2019) Principles as fundamental postulates of the concept of human information security. Philosophy of Law. 1 (88), 80-84.

11. Baidarov, D.Y., Polosin, A.V., Faykov, D.Y. (2023) Formation of a new model of the domestic economy in the context of technological sovereignty: principles and mechanisms. Issues of innovative economy. 13 (2), 669-688.

12. Sun, Y. (2022) Principles of the Russian Legal System for the promotion of Artificial Intelligence in Russia. Theory of law and interstate relations.5(25), 509-520.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.