Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ В РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
законодательство / административное правонарушение / административное наказание / профилактика / принципы права / законность / постановление / должностное лицо / правонарушитель / потерпевший / административное право / демократизм / гуманизм / равенство перед законом / взаимная ответственность государства и личности / национальное равноправие.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безверхова Светлана Викторовна, Евецкая Светлана Владимировна

статье автором исследуются основные основополагающие взгляды ведущих ученых по вопросам определения главных принципов права, разные мнения ученых. Различные мнения и индивидуальные субъективные точки зрения по данному вопросу. Также ориентирует внимание на то, что проблема определения главных принципов российского законодательства так остра, что некоторые учебники даже не поднимают данный вопрос. В связи с остротой проблемы четкого определения принципов права, считаем необходимым ввести определение и перечисление принципов административного права в законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ В РОССИИ»

БЕЗВЕРХОВА Светлана Викторовна,

Старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России подполковник полиции, e-mail: dezverhova_84@mail.ru

ЕВЕЦКАЯ Светлана Владимировна,

преподаватель кафедры специальных дисциплин Волгодонского филиала Ростовского юридического

института МВД России, кандидат психологических наук, е-mail: Evetskaia @yandex.ru

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

НАКАЗАНИЙ В РОССИИ

Аннотация. В статье автором исследуются основные основополагающие взгляды ведущих ученых по вопросам определения главных принципов права, разные мнения ученых.

Различные мнения и индивидуальные субъективные точки зрения по данному вопросу. Также ориентирует внимание на то, что проблема определения главных принципов российского законодательства так остра, что некоторые учебники даже не поднимают данный вопрос.

В связи с остротой проблемы четкого определения принципов права, считаем необходимым ввести определение и перечисление принципов административного права в законодательство.

Ключевые слова: законодательство, административное правонарушение, административное наказание, профилактика, принципы права, законность, постановление, должностное лицо, правонарушитель, потерпевший, административное право, демократизм, гуманизм, равенство перед законом, взаимная ответственность государства и личности, национальное равноправие.

BEZVERKHOVA Svetlana Viktorovna,

Senior Lecturer of the Department of Special Disciplines Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia police lieutenant colonel

EVETSKAYA Svetlana Vladimirovna,

teacher of the department of special disciplines Volgodonsk branch of the Rostov legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of psychological sciences

PRINCIPLES FOR IMPOSING ADMINISTRATIVE PENALTIES

Annotation. In the article, the author explores the main fundamental views of leading scientists on the definition of the main principles of law, different opinions of scientists.

Different opinions and individual subjective points of view on this issue. It also draws attention to the fact that the problem of defining the main principles of Russian legislation is so acute that some textbooks do not even raise this issue.

Due to the severity of the problem of a clear definition of the principles of law, we consider it necessary to introduce the definition and enumeration of the principles of administrative law into the legislation.

Key words: legislation, administrative offense, administrative punishment, prevention, principles of law, legality, decision, official, offender, victim, administrative law, democracy, humanism, equality before the law, mutual responsibility of the state and the individual, national equality.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-278-282 NIION: 2018-0076-7/23-538 MOSURED: 77/27-023-2023-7-538

В любой отрасли права очень важным является четкое установление его основополагающих принципов. Все системы права функционируют на основе заложенных в них принципов. Это показывает большое значение всех принципов права как идейных начальных установок всех правовых систем направленных на регулирование общественных отношений.

Принципы права - это главные идеи системы права, его ведущие положения, характеризующие специфические особенности общественного регулирования [1].

На основе принципов права идет дальнейшее построение всей системы права, его институтов, норм, системы наказаний. В соответствии с межотраслевой классификацией права и его отраслью идет разделение принципов права [2]. В уголовном праве, например, есть его специфический принцип - индивидуализация. В гражданском праве есть принцип состязательности и т.д.

Большинство ученых считает, что принципы являются объективными качественными характеристиками, а не субъективными их установками. При конкретном разборе принципов, мнения ученых всегда разделяются.

С. Алексеев выделяет следующие принципы:

1. справедливость;

2. юридическое равенство;

3.законность;

4. объективная истина;

5. гражданский долг;

6. социальный долг;

7. ответственность за вину [3].

В. Бабаев приходит к мнению, что главенство принадлежит следующим принципам права:

1. демократизм;

2. гуманизм;

3. законность;

4. равенство перед законом;

5. взаимная ответственность государства и личности;

6. национальное равноправие [4].

В. Синюков выделяет следующие принципы права:

1. федерализм всей правовой системы;

2. принцип народовластия;

3. равенство всех перед законом;

4. плюрализм во всех сферах общества;

5. незыблемость и неотчуждаемость прав личности;

6. принцип законности;

7. принцип справедливости;

8. принцип ответственности за вину;

9. принцип гуманизма [5].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

Изучив основополагающие взгляды ведущих ученых по вопросам определения главных принципов права, мы видим, что мнения ученых значительно разнятся. Каждый исследователь выражает по данному вопросу свою субъективную точку зрения.

Проблема определения главных принципов российского законодательства так остра, что некоторые учебники даже не поднимают данный вопрос [6].

В связи с остротой проблемы четкого определения принципов права, считаем необходимым ввести определение и перечисление принципов административного права в законодательство.

В частности, необходимо определить само понятие принципа права в дополнение к 1 главе КоАП. Определенных уточнений в КоАП требуют и проблемы, связанные с назначением административного наказания. В частности не ясен до конца вопрос системного толкования норм, относящихся к виду и размеру административного наказания по отдельным административным правонарушениям.

В соответствии с административным законодательством, административное наказание назначается в соответствии с общими принципами административного права и Конституции РФ [7].

Изучив мнения различных авторов, мы можем выделить следующие основополагающие принципы административного наказания:

Законность назначаемого административного наказания.

В основе принципа законности лежат положения ст. 15 Конституции РФ [8], которая вводит закрепление принципа о том, что во всех случаях реализации норм права должна соблюдаться законность. То же положение дублируется в ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ [9].

Данный принцип означает, что виновный в совершении административного или иного правонарушения должен нести наказание соответствующее совершенному им правонарушению и которое четко определено нормой права. Наказание должно назначаться лишь должностным лицом или органом, обладающим соответствующей компетенцией для введения санкций [10].

В соответствии с принципом законности, при применении административного наказания строго необходимо придерживаться размера и вида наказания, установленного в КоАП. За одно административное правонарушение вводится только одно основное наказание [11].

Принцип законности не может применятся в одиночном порядке. Наряду с ним применяются принципы гуманизма, справедливости и т.д. Если при применении принципа обнаружится наличие пробела в законодательстве, необходимо приме-

нять в совокупности все вышеперечисленные принципы.

При вынесении административного наказания законодатель также должен соблюдать положения принципов вины, справедливости и неотвратимости наказания. Они обращены ко всем участникам процесса [12].

Принцип равенства всех перед законом.

Данный принцип введен 19 ст. Конституции РФ. Он означает, что перед законом РФ все имеют равные права и обязанности. Также равны все, кто совершил правонарушение. Равенство всех заключается и в равенстве вне зависимости от того, к какой национальности принадлежит правонарушитель, его язык, вероисповедание, убеждения, место жительства и другие личностные характеристики [13].

Юридическая ответственность должна наступить независимо от того, где находится правонарушитель, в какой организационной форме находится фирма и т.д.

Принцип презумпции невиновности.

Данный принцип считается классическим и устанавливает, что наказание должно быть назначено только после установления виновности лица.

Принцип гуманизма.

Принцип гуманизма требует признание правонарушителя как личности, как человека. Он приведен во 2 ст. Конституции РФ и признает, что человек является высшей ценностью. Его права и свободы должны быть незыблемы. Защита прав и свобод человека является обязанностью государства.

Ст. 3.1. КоАП также приводит необходимость следования данному принципу при установлении административного наказания. Какое бы правонарушение не совершил человек, всегда необходимо помнить о соблюдении его прав, уважении человеческого достоинства, не причинении человеку физических страданий, защите его репутации в деловом кругу.

Данный принцип введен на основании Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинств видов обращения и наказания, в 1948 г. [14] и Конвенции о защите прав человека и основных свобод [15].

Принцип справедливости наказания.

Данный принцип требует применения принципа справедливости как моральной категории при назначении любого административного наказания.

При вынесении наказания необходимо учитывать степень вреда нанесенного правонарушением, условия его совершения, общественный вред и сопоставив все данные обстоятельство

выносить справедливое административное наказание по административному правонарушению [16].

Принцип индивидуализации административного наказания.

Он предполагает назначать административное наказание в соответствии с индивидуальными особенностями правонарушителя, его личностными характеристиками, особенностями социального и семейного положения, смягчающими и отягчающими обстоятельствами по административному делу.

Вместе с тем при принятии решений о вынесении соответствующих административных наказаний, на наш взгляд, не всегда и (или) не в полной мере учитывается индивидуальность в отношении юридических лиц [17].

Принцип двусубъектности ответственности.

Он предполагает в соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ в случае вынесения наказания по административному правонарушению должностному лицу, наказание должно быть вынесено и юридическому лицу.

Принцип недопустимости наказания дважды за одно правонарушение.

Данный принцип является общеправовым и требует установления только одного наказания за одно правонарушение. Следует подчеркнуть, что в случае назначения определенных санкций, могут быть назначены также штрафы.

Принцип назначения наказания при совершении нескольких правонарушений.

Если совершено два и более правонарушений, правонарушитель должен нести наказание за каждое из них.

Принцип единства прав и обязанностей.

При вынесении административного наказания необходимо учитывать баланс соблюдения прав и обязанностей правонарушителя.

Таким образом, мы видим, что вынесение любого административного наказания должно производиться с учетом всех принципов административного права и с учетом большого количества фактов и обстоятельств.

Каждое административное правонарушение должно быть рассмотрено с учетом обстоятельств его совершения, цели совершения, личностных особенностей виновного лица и с учетом общественной опасности совершенного правонарушения.

Список литературы:

[1] Жеребцов А.Н. Принципы назначения административного наказания и их реализация в деятельности административно - юрисдикцион-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

ных органов./Юбщество и право. 2019. № 1 (67). С. 78-86.

[2] Шаклеин С.Н. Принципы назначения и исполнения административных наказаний как основа предмета административнойпенитоло-гии.//Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2019. № 1 (2). С. 461-464.

[3] Мондлане Ф.А. Проблемы соблюдения принципа справедливости при назначении административных наказаний.//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 3. С. 174-176.

[4] Першин, В. Б., Треушников, И. А. (2011). Методологические воззрения В. К. Бабаева на преемственность в праве. //Юридическая техника. 2011. № 5. С. 363-367.

[5] Загоруйко, К. Ф. (1995). 95. 04. 001. Синю-ков В. Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. Саратов: Полиграфист, 1994. С. 215.

[6] Осинцев Д.В. о технике выявления административных правонарушений и технике назначения административных наказаний, или сам себе режиссер.//Российский юридический журнал. 2011. № 2 (77). С. 199-200.

[7] Микулин А.И. Назначение административного наказания: принцип соразмерности.// Казанская наука. 2014. № 11. С. 193-195.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)».// Консультант Плюс: комп. справ.правовая система [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru.

[9] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ// Консультант Плюс: комп. справ.право-вая система [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru.

[10] Сидоренко А.И. Проблемы применения административных наказаний и порядок их назна-чения.//Colloquium-joumal. 2020. № 31-3 (83). С. 62-65.

[11] Липинский Д.А. Принципы и правоотношения юридической ответственности. М.: NotaBene, 2013. С. 153.

[12] Корсакова Н.А. Условия, учитываемые при назначении административных наказаний физическим лицам.//Полицейское право. 2008. № 1 (11). С. 76-77.

[13] Жеребцов А.Н., Вербицкий А.В. Построение административно-правовых санкций в КоАП РФ: от усмотрения к формированию научно-обоснованной концепции // Современное право. 2018. № 5. С. 23-30

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

[14] Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания ETS N 126 (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) // Собрание законодательства РФ, 07.09.1998. № 36. ст. 4665.

[15] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001. № 2. ст. 163

[16] Татарников В.Г. Принцип справедливости и его отражение в общих началах назначения наказания.//ГлаголЪ правосудия. 2018. № 4 (18). С. 31-36.

[17] Жидких И.В. Детализация принципов назначения наказания в системе смягчающих и отягчающих обстоятельств.//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Регионо-ведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 1. С. 138-150.

Spisok literatury:

[1] Zherebcov A.N. Principy naznacheniya administrativnogo nakazaniya i ih realizaciya v deya-tel'nosti administrativno - yurisdikcionnyh organov.// Obshchestvo i pravo. 2019. № 1 (67). S. 78-86.

[2] Shaklein S.N. Principy naznacheniya i ispol-neniya administrativnyh nakazanij kak osnova pred-meta administrativnojpenitologii.//Upravlenie deya-tel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozh-nogo dvizheniya: sostoyanie, problemy, puti soversh-enstvovaniya. 2019. № 1 (2). S. 461-464.

[3] Mondlane F.A. Problemy soblyudeniya principa spravedlivosti pri naznachenii administrativnyh nakazanij.//Aktual'nye problemy gumanitarnyh i est-estvennyh nauk. 2012. № 3. S. 174-176.

[4] Pershin, V. B., Treushnikov, I. A. (2011). Metodologicheskie vozzreniya V. K. Babaeva na preemstvennost' v prave. //YUridicheskaya tekhnika. 2011. № 5. S. 363-367.

[5] Zagorujko, K. F. (1995). 95. 04. 001. Sinyu-kov V. N. Rossijskaya pravovaya sistema: vvedenie v obshchuyu teoriyu. Saratov: Poligrafist, 1994. S. 215.

[6] Osincev D.V. o tekhnike vyyavleniya administrativnyh pravonarushenij i tekhnike naznacheniya administrativnyh nakazanij, ili sam sebe rezhisser.// Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2011. № 2 (77). S. 199-200.

[7] Mikulin A.I. Naznachenie administrativnogo nakazaniya: princip sorazmernosti.//Kazanskaya nauka. 2014. № 11. S. 193-195.

[8] «Konstituciya Rossijskoj Federacii" (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020)».// Konsul'tant Plyus: komp. sprav.pravovaya sistema [Elektronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru.

[9] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 g. № 195-FZ// Konsul'tant Plyus: komp. sprav.pravovaya sistema [Elektronnyj resurs] URL: http://www.consultant. ru.

[10] Sidorenko A.I. Problemy primeneniya administrativnyh nakazanij i poryadok ih naz-nacheniya.//Colloquium-journal. 2020. № 31-3 (83). S. 62-65.

[11] Lipinskij D.A. Principy i pravootnosheniya yuridicheskoj otvetstvennosti. M.: NotaBene, 2013. S. 153.

[12] Korsakova N.A. Usloviya, uchityvaemye pri naznachenii administrativnyh nakazanij fizicheskim licam.//Policejskoe pravo. 2008. № 1 (11). S. 76-77.

[13] Zherebcov A.N., Verbickij A.V. Postroenie administrativno-pravovyh sankcij v KoAP RF: ot usmotreniya k formirovaniyu nauchno-obosnovannoj koncepcii // Sovremennoe pravo. 2018. № 5. S. 23-30

[14] Evropejskaya Konvenciya po preduprezh-deniyu pytok i beschelovechnogo ili unizhayushchego dostoinstvo obrashcheniya ili nakazaniya ETS N 126 (Strasburg, 26 noyabrya 1987 g.) // Sobranie zakono-datel'stva RF, 07.09.1998. № 36. st. 4665.

[15] Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod (Zaklyuchena v g. Rime 04.11.1950) (s izm. ot 13.05.2004) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 08.01.2001. № 2. st. 163

[16] Tatarnikov V.G. Princip spravedlivosti i ego otrazhenie v obshchih nachalah naznacheniya naka-zaniya.//Glagol" pravosudiya. 2018. № 4 (18). S. 31-36.

[17] Zhidkih I.V. Detalizaciya principov naznacheniya nakazaniya v sisteme smyagchayushchih i otyagchayushchih obstoyatel'stv.//Vestnik Adyge-jskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya. 2011. № 1. S. 138-150.

jr

Mi)

ЮРКОМПАНИ

www.law-hooks.ru

л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ИЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.