Научная статья на тему 'К вопросу о применении вертолетов в тушении пожаров'

К вопросу о применении вертолетов в тушении пожаров Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
146
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о применении вертолетов в тушении пожаров»

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ВЕРТОЛЕТОВ В ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ

В.П. Перминов, доцент, А.Д. Аширова, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

Расширяющееся применение авиации для тушения пожаров наряду с доказанной эффективностью и постоянным совершенствованием техники и тактики требует постоянного мониторинга целесообразности и его непредвзятого анализа. Применение летательных аппаратов (ЛА) для тушения площадных пожаров на сегодняшний день сомнений в целесообразности не вызывает, особенно для удаленных районов и защиты пожароопасных направлений на населенные пункты, и нуждается в совершенствовании тактики и отдельных технических систем.

В то же время использование ЛА при борьбе с пожарами в городах не настолько очевидно. Несмотря на ряд успешных случаев применения вертолетов, а именно этот класс ЛА более других подходит для действий в условиях города, остаются большие сомнения в расширении данного направления. Эти сомнения имеют в первую очередь экономическую основу. Доказанные временные характеристики применения вертолетов из режима дежурства (время реакции менее 20 мин.) [1] показывают, что сегодня такое могут позволить себе (по оборудованию и затратам), пожалуй, только Москва и Санкт-Петербург. Узость спектра задач, в которых применение вертолета более целесообразно, чем наземное тушение пожара или хотя бы оправданно, вместе со стоимостью самого ЛА, его наземного обслуживания и полетной эксплуатации пробьет ощутимую брешь в бюджете пожарной охраны даже таких благополучных городов, при практически не доказанной эффективности. По-видимому, с этим связано широкое освещение в СМИ самого применения вертолетов на тушении пожаров в городах (Москва, Волгоград, Казань) и полное отсутствие информации (в открытых источниках) по критерию «стоимость-эффективность» по итогам такого использования ЛА для борьбы с пожаром. Надо полагать, что и в реальных отчетах роль вертолетов должна преувеличиваться, чтобы оправдать решение по их применению, а также иметь возможность списать на это другие непродуктивные затраты, которые для наземных служб были бы более заметны и труднее объяснимы.

Следующим вопросом является техническое соответствие вертолета данной цели. Как правило вся боевая техника создается по заказу МО РФ, заранее прорабатывающего вопросы будущего применения, тактико-технические характеристики и объемы парка, в то время как пожарной охране приходится довольствоваться приспособленной для этих целей авиатехникой, либо отдельными специальными, но тоже переделанными ЛА. Разработка задания на специальный пожарный вертолет потребует сначала доказать, что он будет эффективен. И если с выработкой требований к такому ЛА, есть хотя бы какие-то

подвижки [1], то область его применения и рентабельность имеют больше вопросов, чем ответов. Разработка в инициативном порядке на КуАПО (г. Кумертау) специальной водяной пушки для оснащения вертолета Ка-32А для тушения пожаров в высотных зданиях так и не вышла за рамки презентационных показов и не нашла заинтересованности со стороны потенциального заказчика. И винить в этом надо не столько конструкторов, которые создали пушку с достаточно высокими характеристиками по сравнению с зарубежными аналогами, сколь искаженную логику принимавших решение на проектирование. Поступая вполне логично по отношению к продвижению обычной авиатехники на рынок -«выше возможности - выше продажи», они абсолютно игнорировали просчет потребности у заказчика в данном типе пожарной техники, а также реальные финансовые возможности отечественного заказчика. Если же предположить, что данная конструкция изначально создавалась как дополнение к оборудованию вертолета, то этому противоречит массовое и доказавшее целесообразность применение вертолетов вдали от городов и целевое предназначение пушки, как взаимоисключающие показатели. Существующее нормативно-правовое регулирование применения авиации также в большей части относится к тушению площадных пожаров с помощью выливных приборов на внешней подвеске и таким традиционным способам применения авиации как разведка и спасательные работы [2], и если и говорит о рассматриваемом вопросе, то лишь в заявительной форме [3]. Вышесказанное имеет цель не столько дискредитировать это направление развития авиационной пожарной техники, сколько сделать его обоснованным, экономически и тактически просчитанным, а не модным ныне «инновационным продуктом любой ценой», ибо как показывает практика платить приходится не из кармана «инноватора».

Список использованной литературы

1. Вектор науки ТГУ. № 1 (19), 2012 Семенов В.Ю. Использование вертолетов при тушении пожаров.

2. «Методические рекомендации по применению вертолетов при тушении пожара» МЧС РФ от 16.09.2011 г. №2-4-60-8-18.

3. Проект Правил применения авиации в МЧС РФ при тушении пожаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.