Научная статья на тему 'Исследование применения авиации МЧС России'

Исследование применения авиации МЧС России Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
442
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование применения авиации МЧС России»

принцип методологического индивидуализма, что позволяет рассматривать неоинституционализм как обобщенный неоклассический подход. В свою очередь рациональность поведения рассматривается как переменная величина, которая зависит от сложности ситуации выбора, ее повторяемости, имеющейся у принимающего решения индивида вида информации, степени его мотивированности.

Список использованной литературы

1. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - Перев. с англ. С.Г. Сорокиной, В.В. Мотылева. - М.: Прогресс, 2013. - 368 с.

2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. М.: Наука, 2012. - С. 137.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ АВИАЦИИ МЧС РОССИИ

Л.С. Долгова, адъюнкт,

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург

Ежегодно на нашей планете гибнет от огня, по разным оценкам, до 520 тыс.

л

км ландшафта. Эти стихийные бедствия, кроме прямых убытков, причиняют серьезный экологический ущерб, а самое главное - уносят человеческие жизни. Во многих странах созданы специальные службы, которые прилагают огромные усилия, чтобы предупредить возникновение ландшафтных пожаров. Но если этого все-таки сделать не удалось, то огонь необходимо как можно раньше обнаружить и локализовать на возможно меньшей площади, а для этого следует максимально быстро достичь района возгорания. Однако, находясь на земле в больших ландшафтных массивах, это сделать либо очень трудно, либо вообще невозможно. Поэтому уже многие десятилетия для борьбы с огнем привлекается авиация, на которую в наши дни возлагается самый широкий круг задач - от обнаружения очага пожара и передачи сведений о нем наземным службам до полного подавления огня.

Эффективным является применение для авиапатрулирования и тушения ландшафтных пожаров вертолетных комплексов на базе вертолетов Ми-8Т и Ми-26Т, которые могут расходовать на тушение до 15 т жидкости. Их можно использовать для воздействия на кромку пожара водой в виде пролива крупнокапельной струи жидкости и прокладки перед кромкой ландшафтного пожара заградительной полосы растворами огнезадерживающих химикатов. При крупных ландшафтных пожарах эффективно применение самолетов с большим запасом огнетушащих веществ.

В целях исследования параметров сброса воды и отработки методики эффективного тушения пожаров при помощи авиационной техники (самолет Ил -76 МД) на территории ЛИИ (г. Жуковский) и в ландшафтном массиве Орехово-Зуевского района Московской области было осуществлено 18 экспериментальных

полетов. Самолет Ил-76МД, оборудованный выливным авиационным прибором (ВАП), способен перевезти 42 т огнетушащего вещества. ВАП состоит из 2 жестко соединенных между собой резервуаров цилиндрической формы и агрегатов для заправки и слива огнетушащей жидкости.

Экспериментальные исследования носили комплексный характер и включали в себя отработку методики тушения пожаров. В работе принимали участие сотрудники ФГУ ВНИИПО МЧС России.

При проведении экспериментальных исследований ставились следующие задачи:

- выбор экспериментальных площадок и организация очагов пожаров;

- оценка пространственного и поверхностного распределения выливаемой жидкости в диапазоне летно-технических характеристик самолета Ил-76;

- исследование дисперсного состава капель воды, достигаемых поверхности земли;

- измерение метеопараметров в районе экспериментальной площадки;

- тепловизионные измерения очага пожара.

В целях изучения влияния различных параметров полета на удельные характеристики наземного распределения сброшенной с самолета воды и дисперсности водного аэрозоля варьировались следующие параметры:

- высота полета;

- скорость самолета при сливе;

- курс самолета относительно направления ветра (по ветру, против ветра);

- слив в горизонтальном полете или в полете с набором высоты;

- залповый и последовательный слив.

Для изучения дисперсного состава и концентраций водного аэрозоля использовались следующие методы:

- интегрально-оптический, позволяющий определять при помощи фотометров среднемассовый размер частиц, прошедших через измерительную трассу;

- фотоэлектрический метод, который был реализован в приборе контроля загрязненности воздуха ПКЗВ-905-1, позволяющем измерять счетную концентрацию капель воды, в приборе ОАР-2Д-С с автоматизированной системой сбора данных, принцип действия которого основан на регистрации теневых изображений частиц;

- седиментационный метод улавливания выпадающих аэрозольных частиц нелетучей, маловязкой, не смешивающейся с водой жидкостью с дальнейшей регистрацией на фотопленку.

Для изучения влияния сбрасываемой с самолета воды на метеорологические параметры и влажность почвы. В районе проведения экспериментов осуществлялась непрерывная регистрация температуры и относительной влажности воздуха. Направления и скорости ветра, влажности почвы до глубины 50 см, до начала сброса, в момент сброса и после сброса.

Следует заметить, что часто одного пролета самолета Ил-76МД для тушения даже низовых ландшафтных пожаров недостаточно, поскольку требуется обеспечить удельный расход воды не менее 4 л/м2. Второй сброс воды должен

быть произведен с интервалом времени не более 10-15 мин. К тому же заправка самолета производится в течение нескольких часов. Поэтому для тушения ландшафтных пожаров более перспективным является использование самолета-амфибии Бе-200, который можно быстро заправить жидкостью с ближайшего водоема. Кроме того, самолет-амфибия, скорее всего, обеспечивает более высокую плотность выпадения жидкости, однако это требует экспериментального подтверждения. Для труднодоступных районов эффективно применение вертолета К-32, который может служить и средством доставки огнетушащей жидкости.

Наиболее эффективным является использование самолета Ил-76МД для прокладки защитных полос вблизи объектов и населенных пунктов, поскольку это позволяет быстро создать заградительную полосу длиной до 800 м и шириной до 60 м.

На основе опыта ликвидации крупных пожаров и других чрезвычайных ситуаций можно выделить пожары, при которых целесообразно использовать авиационную технику: пожары в населенных пунктах и на объектах; ландшафтные пожары; пожары на транспорте; пожары в районах стихийных бедствий и районах радиоактивного заражения. Основные направления применения авиационной техники; транспортировка личного состава, пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения, техники и огнетушащих веществ; организация разведки, управления и связи; эвакуация и спасание людей; тушение пожара с воздуха путем сброса огнетушащих веществ.

Экспериментально доказано, что интенсивности сброса воды даже с такого мощного самолета как ИЛ-76 не достаточно для ликвидации низового ландшафтного пожара. Верховые пожары, судя по моему предыдущему посту, вероятно, тушить совершенно бесполезно. А для низовых пожаров как минимум необходим повторный сброс в течение 10-15 минут, в противном случае интенсивность горения восстанавливается. Т.е. установлено, что для тушения с воздуха необходимо организовывать карусель из самолетов с точным наведением одного за другим для сброса в туже точку. Осталось найти или подготовить только людей готовых воплотить все это в жизнь.

Сравнительный анализ показал, что главной особенностью малой авиации является обнаружение и ликвидация мелких, зарождающихся ландшафтных пожаров, но пожары, распространившиеся на площади более 20 га, не может потушить группа из 4-5 человек парашютистов-пожарных. Необходимо применение комплексного использования авиации, создать в стране несколько центров, оснащенных пожарными самолетами и вертолетами, использовать гидроспуски и стояночные площадки для самолетов-амфибий. Доминирующую роль в обнаружении и тушении ландшафтных пожаров в течение нескольких десятилетий играла авиационная охрана лесов. Авиалесоохрана, охрана лесов от пожаров, действующая на основе использования авиационных средств. Первый экспериментальный полет был выполнен 7 июля 1931 года на самолете У-2 (ПО-2). Эту дату принято считать началом авиационной охраны лесов. Экономический кризис в стране негативно отразился во всех сферах общества. Доля обнаруживаемых авиацией пожаров на обслуживаемой ею территории снизилась

за последние годы с 70,0 до 40,0 %, а доля потушенных с применением авиации пожаров - с 45,0 до 19,0 %.

Список использованной литературы

1. Хасанов И.Р., Горшков B.C., Москвилин Е.А. Параметры процесса тушения лесных пожаров при подаче воды авиационной техникой // Лесные и степные пожары: возникновение, распространение, тушение и экологические последствия: Материалы междунар. конф. - Иркутск: ВСИ МВД России. 2001. - С. 157-158.

2. Горшков B.C., Москвилин Е.А., Хасанов И.Р. Оценка параметров тушения лесных пожаров авиационными средствами // Проблемы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их источников: Сб. тезисов науч.-практ. конф.- М.: ИИЦ ВНИИ ГОЧС, 2001 - С. 34-35.

3. Хасанов И.Р., Москвилин Е.А. Авиационные методы тушения крупных лесных пожаров // Проблемы горения и тушения пожаров на рубеже веков: Материалы XV науч.-практ. конф. - Ч. 1. - М.: ВНИИПО, 1999. - С. 300-301.

ВЛИЯНИЕ УКРАИНСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЗАПАДА

С.С. Ененко, курсант, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Трагедия, опустившаяся лавиной на наших соседей, не кажется случайной. Это не стечение обстоятельств и не естественный исторический путь, а заранее грамотно спланированная операция США и Европейских стран по дальнейшему расчленению постсоветского пространства, главной целью которого является Россия. Уже сейчас можно утверждать, что война Западной цивилизации против Российской Империи, СССР, и России не прекращалась не на секунду, менялись только способы, методы и планы ведения «подрывной» деятельности.

Современный человек живет в мире гласности, демократии и свободы. Однако важная информация искажается или попросту не замечается западными партнерами России. Многострадальная Украина преподносится своеобразным щитом, буфером России на западных рубежах. Хотя исторически нельзя разделять Россию и Украину на два совершенно разных государства, потому что до революции 1917 года была одна неделимая империя с общей культурой, языком. Только после революции появляется УССР получившая небольшую автономию, а лишь после распада СССР в 1991 году Украина становиться отдельным государством.

Отношения России с Западом, и в частности с Европейским союзом, всегда были напряженными, парою принимали драматичный характер. Например, мало кому известно, что после окончания Второй Мировой войны У. Черчилль отдал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.