Научная статья на тему 'К вопросу о применении технологии испытания газопроводов методом «Стресс-теста» для торможения дефектов КРН (обзор зарубежного опыта)'

К вопросу о применении технологии испытания газопроводов методом «Стресс-теста» для торможения дефектов КРН (обзор зарубежного опыта) Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
330
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ИСПЫТА НИЕ / STRESS TEST / ГАЗОПРОВОД / GAS PIPELINE / "СТРЕСС-ТЕСТ" / СТРЕСС-КОРРОЗИЯ / STRESS-CORROSION / TESTING / OVERVIEW

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Чучкалов Михаил Владимирович

В статье приведён обзор опубликованных результатов исследований применения технологии испытания газопроводов методом «стресс-теста» для торможения дефектов КРН.Мировой опыт показывает, что наряду с качественным ремонтом данный метод способствует обеспечению целостности трубопровода в течение длительного срока безопасной эксплуатации. Вместе с тем отмечается, что в достаточной степени не исследованы особенности «стресс-теста» при капитальном ремонте в отличие от аналогичных испытаний нового трубопровода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the application of testing technology of gas pipelines by the «stress test» for braking defects stress corrosion (review of foreign experience)

The article is a summary of the published results of research of test method of gas pipelines of «stress test» for braking defects of stress corrosion.The world experience shows that along with high-quality repair, this method promotes the integrity of the pipeline for the long-term safe operation. It is noted, however, that is not sufficiently explored especially «stress test» when major repairs in contrast with similar tests of a new pipeline.

Текст научной работы на тему «К вопросу о применении технологии испытания газопроводов методом «Стресс-теста» для торможения дефектов КРН (обзор зарубежного опыта)»

УДК 622.691.4.01: 532.5

К вопросу о применении технологии

испытания газопроводов методом

«стресс-теста» для торможения дефектов крн

(обзор зарубежного опыта)

в

процессе развития газотранспортной системы, с увеличением диаметров магистральных газопроводов от 720 до 1420 мм и повышением рабочих давлений от 5,5 до 10,0 МПа, повышаются и требования к испытаниям, при этом вопросы обеспечения безопасности газопроводов становятся все более актуальными.

В процессе эксплуатации трубопроводы испытывают температурные воздействия и подвергаются коррозионному и эрозионному износу.

Процесс образования трещин, как очагов разрушения, связывают с движением дислокаций вследствие деформаций металла и взаимодействия полей напряжений, окружающих дислокации. Зародыш трещины возникает в некотором микро- и субмикроскопическом объеме скопления дислокаций, в котором упругая энергия деформации достигла некоторой предельной величины, равной скрытой теплоте плавления. Такая насыщенность энергии и вызывает разрушение металла [1].

Следовательно, для раскрытия микротрещин и выявления дефектов в трубах, необходимо довести материал трубы до предела текучести, но так, чтобы не перейти в область неконтролируемой пластической деформации, что недостижимо даже при заводских испытаниях, так как максимальное «заводское» испытательное давление соответствует окружному напряжению растяжения, равному 0,95 ат [2].

Мировой опыт и результаты исследований влияния испытаний трубопроводов методом «стресс-теста» подтверждают эффективность данного способа для торможения развития трещиноподобных дефектов.

Стресс-испытание представляет собой особую форму гидроиспытания. Являясь настоящим испытанием на прочность и испытанием под нагрузкой, оно должно дойти до фактического предела текучести при растяжении на самом слабом элементе трубопровода. Например, в Германии за последние 15 лет стресс-испытания оправдали себя при восстановительных испытаниях дефектных трубопроводов различного возраста. Данные трубопроводы, признанные экспертами частично потерянными, после проведения на них стресс-испытаний снова приобрели проектные эксплуатационные свойства [2].

В результате теоретических соображений и предварительных испытаний была принята рекомендация увеличить испытательную нагрузку в направлении периметра до 110% фактически возникающих пределов текучести при растяжении. Этот способ испытаний довольно быстро нашел практическое применение. Во избежание недопустимых высоких деформаций фиксируют объем закачанной воды при соответствующем данному объему приросту давления в трубах (рис. 1). Аналогичный график с учетом эффекта тренинга приведен

М.В. ЧуЧкАЛОВ, к.т.н.,

помощник генерального директора

ООО «Газпром трансгаз уфа»

E-mail: mchuchkalov@ufa-tr.gazprom.ru

В статье приведён обзор опубликованных результатов исследований применения технологии испытания газопроводов методом «стресс-теста» для торможения дефектов КРН.

Мировой опыт показывает, что наряду с качественным ремонтом данный метод способствует обеспечению целостности трубопровода в течение длительного срока безопасной эксплуатации. Вместе с тем отмечается, что в достаточной степени не исследованы особенности «стресс-теста» при капитальном ремонте в отличие от аналогичных испытаний нового трубопровода.

ключевые слова: технология, испытание, газопровод, «стресс-тест», стресс-коррозия.

The article is a summary of the published results of research of test method of gas pipelines of «stress test» for braking defects of stress corrosion.

The world experience shows that along with high-quality repair, this method promotes the integrity of the pipeline for the long-term safe operation. It is noted, however, that is not sufficiently explored especially «stress test» when major repairs in contrast with similar tests of a new pipeline.

Keywords: technology, testing, gas pipeline, stress test, stress-corrosion, overview.

ТРУБОПРОВОДНОЕ ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

на рис. 2. Для определения максимального испытательного давления при помощи приемочных актов дополнительно используются функции распределения произведения «предел текучести при растяжении I толщина стенки» (величин ат х s).

Причём вводится так называемый понижающий фактор (от 0,92 до 0,98), что исключает попадание самой слабой трубы в зону предела текучести в размере 0,2% остаточного удлинения.

Гесслер [3] подвергал трубы статистической оценке и в результате теоретических исследований он рассчитал максимальные допустимые отклонения объема. Эти величины были включены в модифицированной форме в рекомендации [4] в качестве фактора безопасности.

При естественном нормальном распределении дефектов количество выявленных дефектов возрастает сверхпропорционально размеру напряжения в окружном направлении сечения трубы (рис. 3). Чем выше прочность и соотношение предела текучести при растяжении к прочности при растяжении, тем больше будет количество более мелких дефектов, обнаруживаемых при стресс-испытании [2].

Уменьшение напряжения

При «стресс-тесте» внутренние и дополнительные напряжения накладываются на прилагаемые испытательные напряжения. При неравномерно распределенных внутренних напряжениях увеличение нагрузки, выходящее за предел пропорциональности, как правило, приведет только к относительно малым пластическим деформациям. Внутренние напряжения, действующие в окружном направлении, уменьшаются примерно до остаточной величины в размере около 15-20% предела текучести при растяжении.

Отклонения от формы

Как показывает опыт, имеют место отклонения от формы по причине самого производства труб. Если ограничить факторы, увеличивающие напряжения при овальности и сравнимых деформациях, величиной 2, то потребуются испытательные окружные напряжения около 85% фактического предела текучести при растяжении и выше. В результате такой нагрузки эллипсовидные овальности уменьшаются до величин, ниже 2% [5].

На рис. 4 приведены различные кривые Вёлера по Веллингеру. Можно сказать следующее: чем меньше локальные размеры деформации, тем нормативное напряжение должно быть ближе к фактическому пределу текучести при растяжении и тем больше должна быть пластическая деформация в этих зонах, чтобы вызвать отклонения от первоначальной формы.

Поведение оставшихся дефектов и пиков напряжений в условиях эксплуатационной нагрузки

Во многих трудах и результатах исследований [1-4] говорится о том, что высокие нагрузки улучшают поведение оставшихся дефектов в отношении цикличных нагрузок. В частности, на их вершинах

Рис. 1. Диаграмма «давление-объём»

Рис. 2. Квантифицированное стресс-испытание с эффектом тренинга

Количество разрывов

Рис. 3. Распределение изломов на газопроводе с коррозией растрескивания из-за внутренних напряжений

и краях, а также на пиках напряжений под влиянием высоких нагрузок будет начинаться течение, которое при снятии нагрузки приводит к отрицательным предварительным напряжениям.

Практика показывает, что развитие трещин замедляется до остановки трещинообразования тем больше, чем выше предварительная нагрузка и чем больше расстояние от предварительной нагрузки.

Рис. 4. Диаграмма Вёлера для круглых и эллиптических труб по Веллингеру

При обобщении литературных данных оказалось, что в будущем желательно проводить испытания ближе к требованиям практики. Так, например, следовало бы выбрать двукратное медленное приложение предварительной нагрузки достаточной продолжительностью, то есть, не только продолжительностью в несколько секунд. К сожалению, испытания с пульсирующим внутренним давлением ранее не проводились. На практике проведения таких гидроиспытаний многие из этих дефектов могли бы быть выявлены уже при более низких давлениях и, следовательно, соотнесены к более низкому испытательному давлению.

Обобщая многие труды и результаты исследований, Дэшант сделал вывод о том, что для трубопроводов с разрывами и утечками в результате коррозии растрескивания из-за внутренних напряжений или с прочими скоплениями трещин кроме стресс-испытания еще не найдено другого приемлемого метода для восстановления трубопроводов [1,2].

Кроме того, «стресс-тест» позволяет выявить такие дефекты, которые никакими иными способами выявить не удавалось. Например, разрыв, который зарождается в длинной царапине, уже не может быть остановлен в пределах остаточной толщины стенки.

Результаты исследований и мировой опыт применения испытаний трубопроводов методом «стресс-теста» показывают, что наряду с качественным ремонтом данный метод способствует обеспечению целостности трубопровода в течение длительного срока безопасной эксплуатации, а именно:

• предотвращает дальнейшее развитие трещин;

• выравнивает деформационные свойств труб;

• снижает напряжения (от сварки, укладки и пр.);

• способствует восстановлению несущей способности трубопровода;

• обеспечивает запас прочности по отношению к рабочему давлению не ниже 1,55.

Вместе с тем следует отметить, что современное состояние исследований в области испытаний трубопроводов повышенным давлением пока не позволяет в полной мере использовать результаты данных исследований для широкого применения стресс-испытаний с целью реабилитации трубопроводов, включая использование труб повторного применения с дефектами КРН после их восстановления, по следующим причинам:

1. Нормативные методические указания по проведению стресс-испытаний, действующие в ЕС [4] и РФ (ВН 39-1.9-004-98), разработаны применительно к новым, строящимся трубопроводам, и не учитывают специфику состояния трубопроводов после капитального ремонта.

В частности, контроль нагружения трубопровода внутренним давлением воды осуществляется без учета гидродинамических скачков давления и расхода воды, что в значительной степени влияет на распределение кольцевых напряжений при растяжении и остаточных напряжений при сжатии как по периметру труб, так и вдоль продольной координаты.

2. В достаточной степени не исследованы особенности «стресс-теста» трубопровода при капитальном ремонте в отличие от аналогичных испытаний нового трубопровода:

• трубопровод смонтирован из труб с различным качеством ремонта;

• трубы обладают различными деформационными свойствами и уровнем остаточных напряжений.

Данное обстоятельство приводит к тому, что необходимо предъявлять дополнительные требования к технологии испытаний.

список литературы

1. Dechant K.E. Stresstests an Rohrleitungen zur Erhöhung der Sicherheit und Lebensdauer. TO 13 (1972) Nr. 3, S. 79-85.

2. Dechant K.E. Stresstest - Prüfziel und bisherige Erfahrungen. 3R international 15 (1976) Nr. 1, S. 26-30.

3. Gaessler H. Die Belastbarkeit von Stahlrohren bei der Festigkeitsprüfung von Rohrleitungen nach dem «Stresstestvervahren». 3R international 15 (1976) Nr. 7, S. 367-374.

4. Vereinigung der Technischen Uberwachungs -Vereine; Vd TÜV - Merkblatt Rohrleitungen 1060. Richtlinien für Duchfuhrung des Strebtest, 1977. Maxmilian Vertal, Herford.

5. Delbeck W., Engel A., Knocinski Z. und Müller D. Auswirkung des Stresstests auf spannungsriükorros ionsgeschüdigte Leitungsbauteile. GAS-Erdgas 134 (1993) Nr. 5, S. 263-271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.