Л.К. Кокунина
(Институт славяноведения РАН)
Австро-венгерское Соглашение 1867 г. глазами сербов: источники и историография
В настоящее время в сербской историографии наблюдаются две тенденции восприятия австро-венгерского Соглашения 1867 г. Первая базируется на негативной оценке этого компромисса, убежденности в его антиславянской направленности и рефлексии о несостоявшейся возможности сербов поучаствовать в разработке самого документа. Эта традиция - наследие XIX в., она зародилась в газетных статьях, аналитических сочинениях и публичных выступлениях сербских политиков. В основе второй тенденции лежит пересмотр образа Австро-Венгрии как «тюрьмы народов» и поиск позитивного опыта вхождения в состав империи. Это связано, в первую очередь, с тем, что исследователи постепенно отходят от использования по преимуществу источников личного характера. Представители данного направления сербской историографии заново открывают источники, разработкой которых занимались их предшественники в межвоенный период. Это документы, связанные с политикой венгерских и австрийских государственных структур в отношении к сербскому сабору и церковно-школьной автономии, которые позволяют взглянуть исследователям на конфликт сербов с «титульными» нациями с другой стороны.
А.А. Леонтьева
(Институт славяноведения РАН)
К вопросу о применении этнологических терминов в контексте изучения процессов этнокультурной интеграции в болгарских землях в конце ХУН—ХУШ вв.
Историки редко обращаются к теоретическим вопросам этнологии применительно к изучению конкретных исторических реалий. Этнокультурные процессы, протекавшие в болгарских землях в османский период, относятся к числу наименее изученных аспектов болгарской истории. Согласно устоявшейся в отечественной историографии терминологии, этнические процессы - процессы, приводящие в конечном счете к изменению этнической (национальной) принадлежности людей - разделяются на два основных типа: процессы этнического
разделения и этнического объединения. Принято выделять три типа этнических процессов объединительного характера: консолидация, ассимиляция и интеграция, при этом необходимо учитывать тесную взаимосвязь трех этих разновидностей. В первую очередь рассматриваемые процессы различаются своими результатами: если консолидация и ассимиляция приводят к относительно полной этнической однородности, то интеграция сопровождается лишь возникновением общих этнических черт у взаимодействующих этносов, при этом в различных сферах этноса соответствующие изменения происходят не одинаково. Как правило, наиболее пластична для изменения сфера бытовой культуры, что подтверждается данными источников. Документы кадийско-го суда предоставляют широкий круг сведений о проникновении османской культуры в различные области повседневной жизни и материальной культуры болгарского населения.
Б.С. Новосельцев
(Институт славяноведения РАН)
«Троянский конь капитализма»: югославский пример для государств советского блока. Обзор источников и историографии
В современной историографии распространено утверждение, согласно которому международное влияние Югославии значительно превышало ее военные и экономические возможности. Как правило, это объясняется заметной ролью Белграда в странах «третьего мира» (как одного из лидеров Движения неприсоединения) и попытками играть роль посредника между сверхдержавами. Однако, говоря о месте Югославии в мире времен «холодной войны», необходимо иметь в виду ее особое положение социалистической страны, не входящей в советский лагерь. Это представляло собой яркий и завлекательный рекламный образ, служило примером того, как в условиях биполярного противостояния малое государство способно не просто сохранить свой суверенитет и проводить независимый политический курс, но при этом играть заметную роль в мире и повысить уровень благосостояния своих граждан. Это особое положение Югославии, часто именуемое «югославским путем» социалистического строительства, вызывало стабильно большой интерес среди сторонников реформирования социализма в разных странах советского лагеря в 1950-1960-е годы. Для них Югославия стала своеобразным примером и образцом для подражания. В данном выступлении делается попытка рассмотреть историографиче-