Научная статья на тему 'К вопросу о причинном комплексе протестных проявлений автомобилистов в вопросах обеспечения национальной безопасности России'

К вопросу о причинном комплексе протестных проявлений автомобилистов в вопросах обеспечения национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
90
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЧИННЫЙ КОМПЛЕКС / CAUSAL COMPLEX / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SAFETY / АВТОМОБИЛИСТЫ / MOTORISTS / ПРОТЕСТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / PROTEST MANIFESTATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чапурко Сергей Владимирович, Чапурко Татьяна Михайловна

В статье предлагается рассмотреть политико-правовые особенности причинного комплекса проявлений автомобилистов в России в сфере обеспечения национальной безопасности, безопасности здоровья населения, общественной нравственности и иных социально-значимых интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Чапурко Сергей Владимирович, Чапурко Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO QUESTION ABOUT CAUSAL COMPLEX OF PROTEST DISPLAYS OF MOTORISTS IN QUESTIONS OF PROVIDING OF NATIONAL SAFETY OF RUSSIA

T is suggested to consider the politiko-pravovye features of causal complex of displays of motorists in Russia in the field of providing of national safety, bezopasno-sti health of population, public morality and other social-meaningful interests.

Текст научной работы на тему «К вопросу о причинном комплексе протестных проявлений автомобилистов в вопросах обеспечения национальной безопасности России»

Литература

1. Выступление Ю.А. Жданова на защите докторской диссертации А.Ю. Шадже. (из стенограммы) //

Гуманитарный ежегодник. Ростов н/д., 2009. С. 229-230.

2. Яковлев А.Н. Обращение к общественности. М., 1996.

3. http: //newworldsystems.ru/tag/

4. Панарин А.С. Правда железного занавеса. М.: Алгоритм, 2006. 336 с.

5. Кислицын С.А. Ю.Жданов: рядом со Сталиным, Шолоховым, Ильенковым... М., 2014.

6. Перспективы евразийского союза Перспективы евразийского союза - Svargaman Ноя 3, 2012.

Kislitsyn Sergey Alekseevich, doctor of historical sciences, professor; South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Repinskaya Olesya Vasilyevna, candidate of political sciences, doctoral candidate; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected] VALUE OF THE EUROASIAN INTEGRATION OF SOCIAL TYPE FOR ENSURING INTERNATIONAL SAFETY

OF THE FORMER SOVIET UNION Abstract

The article attempts to examine the experience of searching for new forms of integration of post-Soviet space on the basis of principles of national security of Russia and its allies. Keywords: integration, civilization, national security, the Eurasian Union.

References

1. Vystuplenie Ju.A. Zhdanova na zashhite doktorskoj dissertacii A.Ju. Shadzhe. (iz stenogrammy) // Gumanitarnyj

ezhegodnik. Rostov n/D., 2009. S. 229-230.

2. Jakovlev A.N. Obrashhenie k obshhestvennosti. M., 1996.

3. http: //newworldsystems.ru/tag/

4. Panarin A.S. Pravda zheleznogo zanavesa. M.: Algoritm, 2006. 336 s.

5. Kislicyn S.A. Ju.Zhdanov: rjadom so Stalinym, Sholohovym, Il'enkovym... M., 2014.

6. Perspektivy evrazijskogo sojuza Perspektivy evrazijskogo sojuza - Svargaman Noja 3, 2012.

УДК 323

К ВОП РОС У О ПРИЧИННОМ КОМПЛЕКСЕ ПРОТЕСТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ АВТОМОБИЛИСТОВ В ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Чапурко адъюнкт, Краснодарский университет МВД России

Сергей (350005, Россия, г.Краснодар, ул. Ярославского, 128).

Владимирович E-mail: [email protected]

Чапурко доктор политических наук, профессор, Южный институт менеджмента

Татьяна (350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 216).

Михайловна E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье предлагается рассмотреть политико-правовые особенности причинного комплекса проявлений автомобилистов в России в сфере обеспечения национальной безопасности, безопасности здоровья населения, общественной нравственности и иных социально-значимых интересов.

Ключевые слова: причинный комплекс, национальная безопасность, автомобилисты, протестные проявления.

В условиях перманентного накопления политико-правовой энтропии, дальнейшего разложения государственных институтов, эскалации произвола и роста правового нигилизма, политические протесты автомобилистов отражают глубинные процессы, происходящие в российском обществе и затрагивающие национальные интересы общества. Так, в стране не осталось почти никаких институтов,

способных реально поддержать общественное движение автомобилистов требующих одного - соблюдать установленные же государством законы связанные как с организацией дорожного движения, так и с соблюдением чиновниками этическим и моральных норм на автодорогах.

Дискурсивная конфронтация власти с гражданами, наделенными равными правами, представляется нам малоперспективной, поскольку данный дискурс только способствует регенерации диссидентского движения, которое бездействовало в последние годы. Так, в Конституции Российской Федерации [1] есть принцип плюрализма, однако на практике он практически не реализуется в силу господства в стране одной партии.

Протестные выступления, в том числе и выступления автомобилистов неизбежно будут способствовать появлению кумулятивного эффекта, необходимого для трансформации политической системы страны. Это политическое измерение механизмов воспроизводства статус-кво. Технология, как ее тонко описал Пьер Бурдье: «Существование механизмов, способных воспроизводить политический порядок независимо от сознательного вмешательства, позволяет опознать в качестве политического -среди разных типов поведения, направленного на приобретение или удержание власти, - только такие практики, которые незаметно исключают контроль над воспроизводством этих механизмов из сферы легитимной конкуренции». Политика, из которой исключены вопросы о том, воспроизводить ли эти механизмы поддержания статус-кво и кто контролирует их воспроизводство, предстает как легитимная политика с четкими границами допустимой в её рамках политической конкуренции. Именно такая политика, добавляет Бурдье, и является исключительным предметом политической науки, которая поэтому не может знать о той «изнанке» своего предмета, которая конституирует его [2, с.189].

Безразличное отношение бюрократии к законным требованиям граждан не может продолжаться бесконечно долго.

В последние годы становится очевидным, что разваливается социальный контракт между властью и населением, который основывался на способности режима обеспечить людям приемлемый минимум достатка и безопасности, и в особенности в сфере обеспечения здоровья населения, общественной нравственности и иных социально-значимых интересах, а в целом можно сказать и национальной безопасности. Речь идет о нарастании в обществе протестной активности, частью которой являются выступления автомобилистов. Утрата доверия к чиновникам стала приметой современной России. Поскольку реальных изменений не происходит, прежде всего, в сфере политической конкуренции, в рамках закона такая уличная деятельность протестного движения автомобилистов возможна, если оппоненты граждан в среде бюрократии не слышат и не хотят слышать законные требования. У элиты же отсутствуют ресурс организаторов социополитических взаимодействий, которые умеют объяснять людям сложности и проблемы государственной и муниципальной политики. Поэтому необходимо констатировать, что правящая элита сама провоцирует рост протестных настроение автомобилистов, на регулярной основе демонстрируя свое неуважение к праву. Перманентное игнорирование требований автомобилистов может повлечь за собой более серьезные неприятности для власти, чем проводимые пикеты и митинги, вплоть до политического кризиса, что вполне вероятным может проявиться в преступных проявлениях против общественной и национальной безопасности, а также иных социально-значимых интересов.

И как результат - прогноз неблагоприятного развития криминальной ситуации на автодорогах в России в значительной степени оправдывается. На протяжении последних пяти лет ее определяли тенденции дальнейшего накопления отрицательного потенциала и вытекающие из этого изменения качественных характеристик совершаемых правонарушений, большое распространение которых совершается молодыми людьми (от 14 до 25 лет) и во многом это объясняется тем, что у них еще отсутствуют устоявшиеся воззрения. Они легче поддаются вредному влиянию со стороны антиобщественных фактов и элементов, и не обладая достаточными правовыми знаниями, они совершают правонарушения, часто не осознавая всей тяжести возможных последствий.

Вместе с тем, в политике уже присутствуют застойные явления, отражением которых является нежелание элиты соблюдать требования законов, в то время как простые граждане добиваются этого,

участвуя в протестных акциях. Элита не может дать ответа на ключевые темы, представленные в массовом сознании, а это сегодня — борьба с коррупцией и неравенством на дорогах.

Отказ власти признавать неформальные организации автолюбителей в качестве полноценных политических акторов может привести к радикализации протестных действий. В ответ на протестные акции элита предлагает ужесточать законодательство, а такие проводить действия, ограничивающие возможности политического самовыражения, что становится еще одной детерминантой выступлений автомобилистов выдавливаемых властью из легитимированного поля политического действия.

Противостояние утрачивающей легитимность элите через политическое действие, хотя бы и в форме социальной критики, является шагом к формированию новой политической культуры, как индивида, так и групп в рамках местного сообщества. Это способствовало появлению новых форм сопротивления тем решениям власти, которые воспринимаются социумом как антиобщественные. Сопротивление деструктивному политическому дискурсу сказывается на трансформации политической реальности. При этом повседневность не трансформировалась мгновенно, тем не менее, латентные процессы рано или поздно выйдут наружу и с высокой вероятностью это произойдет во время экономического кризиса.

Относительно массовое политическое движение автомобилистов порождено гражданской инициативой. В современном российском обществе наблюдается изменение общественных настроений, вызванное дефицитом инструментов влияния на государственную политику.

В итоге, отторжение граждан от управления государством привело к тому, что большинство россиян сняли с себя ответственность за происходящее в стране. Поэтому, чтобы принципиально исключить риски возрастания нестабильности среди населения, политическая элита должна принимать ответственные решения, обращаться с гражданами страны так, как подобает их достоинству, уважать их права и обеспечивать им экономические возможности, в том числе связанные с владением и безопасной эксплуатацией автотранспорта. Принятие мер по уменьшению нестабильности политической системы подразумевает необходимость проведения реформ связанных, в частности, с ситуацией на автодорогах.

Литература

1. Конституция Российской Федерации, принята референдумом 12 декабря 1993г., с изм 2014г. // Рос-

сийская газета. 1993. 25 декабря.

2. Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1977.

Chapurko Sergey Vladimirovich, adjunct; Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (128, Yaroslavl st., Krasnodar, 350005, Russian Federation). E-mail: [email protected] Chapurko Tatyana Mikhaelovna, doctor of political sciences, professor; Southern institute of management (216, Stavropolskaya St., Krasnodar, 350040, Russian Federation). E-mail: [email protected]

TO QUESTION ABOUT CAUSAL COMPLEX OF PROTEST DISPLAYS OF MOTORISTS IN QUESTIONS OF PROVIDING OF NATIONAL SAFETY OF RUSSIA

Abstract

t is suggested to consider the politiko-pravovye features of causal complex of displays of motorists in Russia in the field of providing of national safety, bezopasno-sti health of population, public morality and other social-meaningful interests.

Keywords: causal complex, national safety, motorists, protest manifestations.

References

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii, prinjata referendumom 12 dekabrja 1993g., s izm 2014g. // Rossijskaja gazeta.

1993. 25 dekabrja.

2. Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.