Научная статья на тему 'К вопросу о преобразовании Московского Сретенского монастыря в миссионерскую обитель'

К вопросу о преобразовании Московского Сретенского монастыря в миссионерскую обитель Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миссионерская деятельность / Московский Сретенский монастырь / Московский Покровский монастырь / Миссионерский Совет / Священный Синод / Высший церковный совет / Патриарх Тихон (Беллавин) / Патриарх Сергий (Страгородский) / архиепископ Гурий (Степанов) / архимандрит Афанасий (Самбикин) / бывший епископ Леонид (Скобеев) / missionary activity / Moscow Sretensky Monastery / Moscow Protection Monastery / Missionary Council / Holy Synod / Supreme Church Council / Patriarch Tikhon (Bellavin) / Patriarch Sergius (Stragorodsky) / Archbishop Gury (Stepanov) / Archimandrite Athanasius (Sambikin) / former Bishop Leon (Skobeev)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лудищев Дмитрий Владимирович

Московский Сретенский монастырь, имеющий многовековую историю, в разное время осуществлял различное, в том числе церковно-общественное и миссионерско-просветительское, служение. В первые годы советской власти руководством Русской Православной Церкви была предпринята попытка преобразовать Сретенскую обитель в миссионерский монастырь. По благословению Патриарха Тихона (Беллавина) и решению Священного Синода в 1919 г. настоятелем монастыря был назначен архимандрит, впоследствии архиепископ Гурий (Степанов). Отец Гурий к этому времени был известен как выдающийся миссионер и крупный ученый. Кроме того, именно архимандриту Гурию еще в начале 1919 г. удалось зарегистрировать устав «Общества распространения христианства среди язычников» в Отделе юстиции Московского совета рабочих и красноармейских депутатов. Дальнейшим шагом должно было стать преобразование и развитие Сретенского монастыря именно как миссионерского центра. К сожалению, этого не произошло. Уже осенью 1919 г. отец Гурий был арестован. В дальнейшем попыток вернуться к ранее уже одобренному проекту больше не предпринималось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лудищев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Question of the Transformation of the Moscow Sretensky Monastery into a Missionary Monastery

The Moscow Sretensky Monastery, which has a centuries-old history, at different times carried out various ministries, including social and missionaryeducational activities. In the first years of the Soviet regime, the leadership of the Russian Orthodox Church made an attempt to transform the Sretensky Monastery into a missionary monastery. With the blessing of Patriarch Tikhon (Bellavin) and by decision of the Holy Synod, Archimandrite, later Archbishop Gury (Stepanov), was appointed the abbot of the monastery in 1919. By this time, Father Gury was known as an outstanding missionary and a prominent scholar. In addition, it was Archimandrite Guriy who, at the beginning of 1919, managed to register the charter of the “Society for the Spread of Christianity among Pagans” in the Justice Department of the Moscow Soviet of Workers’ and Red Army Deputies. The next step was to transform and develop the Sretensky Monastery into a missionary center. Unfortunately, this did not happen. In the fall of 1919, Father Gury was arrested. In the future, there were no more attempts to return to the previously approved project.

Текст научной работы на тему «К вопросу о преобразовании Московского Сретенского монастыря в миссионерскую обитель»

вестник исторического общества санкт-петербургской Духовной академии

Иаучный журнал № 1 (6) 2021

Иеромонах Иоанн (Лудищев)

к вопросу о преобразовании московского Сретенского монастыря в миссионерскую обитель

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_287

Аннотация: Московский Сретенский монастырь, имеющий многовековую историю, в разное время осуществлял различное, в том числе церковно-общественное и миссионерско-просветительское, служение. В первые годы советской власти руководством Русской Православной Церкви была предпринята попытка преобразовать Сретенскую обитель в миссионерский монастырь. По благословению Патриарха Тихона (Беллавина) и решению Священного Синода в 1919 г. настоятелем монастыря был назначен архимандрит, впоследствии архиепископ Гурий (Степанов). Отец Гурий к этому времени был известен как выдающийся миссионер и крупный ученый. Кроме того, именно архимандриту Гурию еще в начале 1919 г. удалось зарегистрировать устав «Общества распространения христианства среди язычников» в Отделе юстиции Московского совета рабочих и красноармейских депутатов. Дальнейшим шагом должно было стать преобразование и развитие Сретенского монастыря именно как миссионерского центра. К сожалению, этого не произошло. Уже осенью 1919 г. отец Гурий был арестован. В дальнейшем попыток вернуться к ранее уже одобренному проекту больше не предпринималось.

Ключевые слова: миссионерская деятельность, Московский Сретенский монастырь, Московский Покровский монастырь, Миссионерский Совет, Священный Синод, Высший церковный совет, Патриарх Тихон (Беллавин), Патриарх Сергий (Страгородский), архиепископ Гурий (Степанов), архимандрит Афанасий (Самби-кин), бывший епископ Леонид (Скобеев).

Об авторе: Иеромонах Иоанн (Лудищев Дмитрий Владимирович)

Наместник Московского Сретенского монастыря, проректор по воспитательной работе Московской Сретенской Духовной Академии. E-mail: seminary@pravoslavie.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7568-6236

Ссылка на статью: Иоанн (Лудищев), иером. К вопросу о преобразовании Московского Сретенского монастыря в миссионерскую обитель // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 287-294.

* Изображения взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (6) 2021

Hieromonk John (Ludishchev)

On the Question of the Transformation of the Moscow Sretensky Monastery into a Missionary Monastery

DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_287

Abstract: The Moscow Sretensky Monastery, which has a centuries-old history, at different times carried out various ministries, including social and missionary-educational activities. In the first years of the Soviet regime, the leadership of the Russian Orthodox Church made an attempt to transform the Sretensky Monastery into a missionary monastery. With the blessing of Patriarch Tikhon (Bellavin) and by decision of the Holy Synod, Archimandrite, later Archbishop Gury (Stepanov), was appointed the abbot of the monastery in 1919. By this time, Father Gury was known as an outstanding missionary and a prominent scholar. In addition, it was Archimandrite Guriy who, at the beginning of 1919, managed to register the charter of the "Society for the Spread of Christianity among Pagans" in the Justice Department of the Moscow Soviet of Workers' and Red Army Deputies. The next step was to transform and develop the Sretensky Monastery into a missionary center. Unfortunately, this did not happen. In the fall of 1919, Father Gury was arrested. In the future, there were no more attempts to return to the previously approved project.

Keywords: missionary activity, Moscow Sretensky Monastery, Moscow Protection Monastery, Missionary Council, Holy Synod, Supreme Church Council, Patriarch Tikhon (Bellavin), Patriarch Sergius (Stragorodsky), Archbishop Gury (Stepanov), Archimandrite Athanasius (Sambikin), former Bishop Leon (Skobeev).

About the author: Hieromonk John (Ludischev Dmitry Vladimirovich)

Administrator of the Moscow Sretensky Monastery, Dean of Students at the Moscow Sretensky

Theological Academy.

E-mail: seminary@pravoslavie.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7568-6236

Article link: John (Ludishchev), hieromonk. On the Question of the Transformation of the Moscow

Sretensky Monastery into a Missionary Monastery. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg

Theological Academy, 2021, no. 1 (6), pp. 287-294.

* Images are taken from open sources.

Московский Сретенский монастырь, будучи одной из древних обителей Москвы, за всю свою многовековую историю переживал различные обстоятельства. После секуляризации церковных земель в 1764 г. монастырь был уже практически упразднен1, однако буквально в последний момент был включен в число заштатных обителей2. Чума 1771 г. привела к тому, что в монастыре скончалась вся братия за исключением настоятеля, который во время бедствия проживал в Чудовом монастыре3. В XIX в. Сретенский монастырь, переживший нашествие французов4, выполнял роль тюремного монастыря5, являлся одним из центров просветительской деятельности в Москве6. В начале XX в. при монастыре действовала небольшая церковная школа для мальчиков7. Наконец, уже в первые годы советского периода церковные власти планировали преобразовать эту обитель в один из миссионерских центров Москвы и России.

Так, в декабре 1918 г. рассматривался вопрос о передаче Московского Сретенского монастыря в ведение Северо-Американской православной миссии. Святейшим Патриархом Тихоном и Священным Синодом Православной Российской Церкви в постановлении от 23 декабря 1918 г. указывалось, что передача в ведение СевероАмериканской православной миссии Московского Сретенского монастыря признается неудобной «в виду тех затруднений, какие от этого возникнут при настоящих обстоятельствах в жизни обители»8.

Была предпринята и другая попытка преобразования Московского Сретенского монастыря в миссионерскую обитель, она и является предметом рассмотрения в данной статье.

Настоятелем Сретенского монастыря в последние предреволюционные и первые революционные годы — с 1908 по 1919 гг. — являлся архимандрит Афанасий (Самби-кин), сын архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина)9. В 1918 г. отец Афанасий покинул обитель, отправившись в разрешенный отпуск, однако обратно по неизвестным причинам уже не вернулся.

На время отсутствия настоятеля церковные власти Москвы стали назначать в монастырь управляющих. Так, в феврале 1919 г. Московское епархиальное управление назначило управляющим Сретенским монастырем архимандрита Леонида (Скобе-ева), впоследствии, к сожалению, одного из активных деятелей обновленческого движения10. Через полгода следующим управляющим Сретенской обителью становится архимандрит, впоследствии архиепископ Гурий (Степанов), который к этому времени был хорошо известен как крупный ученый и выдающийся миссионер11. Именно при отце Гурии была предпринята очередная попытка преобразовать столичный, некогда заштатный монастырь в миссионерскую обитель. Своеобразным

1 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 1. 1762-1772. СПб., 1910. С. 206.

2 Иоанн (Лудищев), иером. История Сретенского монастыря в период от учреждения Святейшего Синода до 1786 г. // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2010. Вып. 1. С. 226-227.

3 Скворцов Н., прот. Архив Московской Св. Синода Конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. 2-й вып. М., 1914. С. 602.

4 РГИА. Ф. 832. Оп. 1. Д. 19. Л. 7-7 об.

5 Иоанн (Лудищев), иером. Материалы к изучению истории Сретенского монастыря // Сретенский сборник. 2010. Вып. 2. С. 281.

6 Там же. С. 391-393.

7 ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 2. Д. 15. Л. 6, 10.

8 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 8. Л. 175.

9 Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг.: Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА: в 4 т. Т. 3: Р — Я. К.: Издательский отдел Украинской Православной Церкви, 2019. С. 104.

10 БовкалоА. А. Леонид (Скобеев), еп. бывш. // Православная энциклопедия. Т. XL. М., 2015. С. 484-485.

11 Зосима (Давыдов), еп. Гурий (Степанов), архиеп. // Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. С. 479-482.

Архиепископ Гурий (Степанов)

подготовительным этапом к этому послужили следующие события.

1 ноября 1918 г. Высшим церковным управлением был утвержден новый состав Миссионерского совета при Священном Синоде, во главе которого был поставлен митрополит Владимирский, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Владыка Сергий уже занимал пост председателя Миссионерского Совета с 1913 по 1915 гг., сразу после его образования еще в синодальный период. 31 января 1919 г. председатель Миссионерского совета обратился к Святейшему Патриарху, Священному Синоду и Высшему церковному совету с просьбой «об увеличении числа членов Миссионерского Совета приглашением в его состав, применительно к ст. 43 Соборного определения о внутренней и внешней миссии, представителей от разных областей миссионерского дела-

ния» , поскольку «трехмесячный опыт существования Миссионерского Совета показал, что установленный Высшим Церковным Управлением, в постановлении от 19 октября (1 ноября) 1918 г., состав сего Совета из пяти лиц представляется недостаточным для выполнения возложенных на Миссионерский Совет задач»13. С этой целью митрополит Сергий предложил «пригласить к участию в делах Совета на наступивший 1919 год: а) пребывающего ныне в Москве проректора Казанской Духовной Академии архимандрита Гурия, в качестве представителя от внешней миссии, б) бывшего настоятеля Нью-Йоркского кафедрального собора, ныне ключаря храма Христа Спасителя в Москве протоиерея Александра Хотовицкого, в качестве представителя от противокатоличе-ской и вообще противоинославной миссии, в) Московского епархиального миссионера протоиерея Иоанна Полянского, в качестве представителя от противораскольнической миссии, и г) члена Священного Собора Николая Дмитриевича Кузнецова, в качестве представителя от церковно-общественных учреждений»14. Священноначалие не стало возражать и тогда же, 31 января 1919 г., утвердило всех четырех поименованных кандидатов в качестве полноправных членов Миссионерского совета15.

О том, какова была деятельность архимандрита Гурия в этом служении, можно судить по обстоятельствам события, произошедшего спустя полгода. Так, 3 июня 1919 г. отцу Гурию удалось зарегистрировать устав «Общества распространения христианства среди язычников» в Отделе юстиции Московского совета рабочих и красноармейских депутатов. Учитывая тот факт, что Церковь с января 1918 г. юридически была отделена от государства, это событие можно считать серьезнейшим успехом, даже несколько неожиданным, учитывая контекст и особенности складывавшихся церковно-государственных отношений. Трудно предположить, как действовало бы вновь образованное Общество, если бы оно было утверждено и церковной властью; какие шаги удалось бы предпринять его членам в деле развития миссии в сложнейшее для Русской Церкви время. Как минимум, это было бы значимым прецедентом в эпоху, когда все церковные структуры не только не признавались государством, но и всячески преследовались. Однако проблема заключалась в том, что данное

12 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 22. Л. 27.

13 Там же.

14 Там же. Л. 27 об.

15 Там же. Л. 28.

Общество, напрямую связанное с деятельностью Миссионерского совета, было образовано и утверждено без предварительных консультаций и переговоров с самим Советом.

В постановлении Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего церковного совета Православной Российской Церкви от 27 июня 1919 г. указывалось, что членом Высшего Церковного Совета А. Г. Куля-шевым был сделан доклад «по докладной записке товарища председателя Миссионерского совета при Священном Синоде архимандрита Гурия на имя Святейшего Патриарха о преподании благословения на открытие деятельности вновь учрежденного по его инициативе общества под названием "Общество распространения христианства среди язычников"»16.

В документе отмечалось, что «товарищ председателя Миссионерского Совета Московский Сретенский монастырь при Священном Синоде архимандрит Гурий, в начале XX в. донося Святейшему Патриарху, что Отделом Юстиции Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов от 3 июня 1919 года зарегистрирован устав "Общества распространения христианства среди язычников", представленный им, архимандритом Гурием, и что в настоящее время означенное Общество сорганизовалось при Иноческом Просветительском Братстве, избрав его, архимандрита Гурия, председателем Общества, протоиерея А. А. Хотовицкого и протоиерея Н. И. Смирнова товарищами председателя, Н. М. Ремизова — казначеем, иеромонаха Данилова монастыря Поликарпа — секретарем и наместника Данилова монастыря архимандрита Герасима — членом Совета, испрашивает благословения Святейшего Патриарха на открытие деятельности указанного Общества»17.

В своем докладе член Высшего совета и Миссионерского совета А. Г. Куляшев объяснил, «что устав "Общества распространения христианства среди язычников" составлен архимандритом Гурием самостоятельно, без предварительного сношения с Миссионерским Советом, и представлен на регистрацию в Отдел Юстиции Московского Света Рабочих и Красноармейских депутатов также самостоятельно, без уведомления о сем Миссионерского Совета»18.

Также было отмечено, что «означенный устав ни одним параграфом не определяет своего отношения ни к Высшему Церковному Управлению вообще, ни к Миссионерскому Совету в частности»19.

При этом указывалось, что «в заседании Миссионерского Совета 28 мая (10 июня) с. г. архимандрит Гурий сообщил о регистрации устава, просил Миссионерский Совет исходатайствовать благословение Святейшего Патриарха на открытие действий названного Общества и на перенесение на него функций Православного Всероссийского Миссионерского Общества»20.

После доклада архимандрита Гурия было принято следующее решение: «Миссионерский Совет, имея в виду, что устав Общества распространения христианства среди язычников составлен без всякого участия Миссионерского Совета, который впервые узнает о предстоящем открытии сего Общества из доклада архимандрита

16 Там же. Д. 23. Л. 120.

17 Там же.

18 Там же. Л. 120-120 об.

19 Там же. Л. 120 об.

20 Там же.

Гурия, и что перенесение на него функций Всероссийского Миссионерского Общества соединено с большими практическими трудностями, признал какое-либо непосредственное участие Миссионерского Совета в открытии названного Общества нежелательным, предоставив архимандриту Гурию испросить на указанный предмет благословение Святейшего Патриарха непосредственно»21.

По всей видимости, упоминаемый устав «Общества распространения христианства среди язычников» разрабатывался среди ближайших учеников и сподвижников епископа Феодора (Поздеевского). Об этом свидетельствуют, прежде всего, названные представители Общества. Так, указанные насельники Даниловского монастыря — наместник архимандрит Герасим (Садковский)22 и иеромонах Поликарп23 — были верными учениками владыки Феодора (Поздеевского).

К кругу владыки Феодора был близок и сам архимандрит Гурий. В июле 1917 г. он, будучи товарищем председателя Всероссийского съезда ученого монашества в Московской духовной академии, «поддержал идею Волоколамского еп. Феодора (Поздеевского) о создании Всероссийского иноческого церковно-просветительского братства и Высшей церковно-богословской школы при нем»24.

В определении «О монастырях и монашествующих» Поместного Собора 1917— 1918 гг. от 13 сентября 1918 г. Собор постановил создать иноческое Всероссийское церковно-просветительное братство для «объединения ученых иноков в целях плодотворного служения Церкви на различных поприщах церковно-просветительской деятельности и для братской взаимопомощи». При братстве должны были существовать академия, печатный орган, типография. Несмотря на сложности времени, часть этого постановления удалось реализовать — Данилов монастырь в Москве стал центром иноческого братства, где действовало высшее духовное учебное заведение25. При этом братстве и было организовано, как сказано, «Общество распространения христианства среди язычников». Ранее, «в январе 1918 г., после декрета советской власти "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", архимандрит Гурий вместе с епископом Феодором (Поздеевским) составил проект устава Высшей церков-но-богословской школы и принял деятельное участие в ее организации при Данило-вом московском мужском монастыре»26.

Примечательной является и личность священномученика протоиерея Александра Хотовицкого, вошедшего и в состав Миссионерского совета, и в состав вновь созданного «Общества распространения христианства среди язычников». В течение почти двадцати лет он нес служение в Алеутской и Североамериканской миссии, пройдя путь от второго псаломщика в Свято-Никольском приходе в Нью-Йорке до его настоятеля, протоиерея (в сан протоиерея он был возведен в 1901 г. архиепископом Алеутским и Северо-Американским Тихоном, будущим Патриархом)27.

Итоговое решение Патриарха и Священного Синода, принятое 14 (27) июня 1919 г., было следующим: «Принимая во внимание, что новое Общество распространения христианства среди язычников, вызвано к жизни существующим у его учредителей предположением, будто деятельность Православного Всероссийского Миссионерского Общества, которое должно сосредотачивать в себе ближайшее заведывание делами внешней миссии, является в настоящее время, с точки зрения существующих постановлений центральной Советской власти недопустимой, между тем вполне твердых оснований

21 Там же.

22 См.: Р. П. Э. Данилов во имя преподобного Даниила столпника московский мужской монастырь. 1917-2007 // Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2007. С. 135-149.

23 Там же.

24 См.: Зосима (Давыдов), еп. Гурий (Степанов), архиеп.... С. 479-482.

25 См.: Журавский А.В. Вопрос о Братствах православных на Поместном Соборе 19171918 гг. // Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003. С. 201-213.

26 См.: Зосима (Давыдов), еп. Гурий (Степанов), архиеп.. С. 479-482.

27 См.: Цыпин В. А., прот. Александр Александрович Хотовицкий // Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000. С. 484-485.

к таковым предположениям не имеется, — предварительно выяснить вопрос о возможности возобновления деятельности Православного Всероссийского Миссионерского Общества, до исполнения чего отложить рассмотрение ходатайства архимандрита Гурия о преподавании благословения на открытие деятельности Общества распространения христианства среди язычников. Исполнение по настоящему постановлению возложить на Миссионерский Совет при Священном Синоде»28. Дальнейшие события показали, что Общество, уже утвержденное гражданской властью, так и не было утверждено властью церковной и, разумеется, так и не приступило к исполнению своих обязанностей.

Однако довольно активная церковно-общественная деятельность отца Гурия в этот период обращает на себя внимание. В июле 1919 г. отец Гурий был назначен управляющим Сретенской обителью и в этом звании управлял монастырем вплоть до августа того же года. Затем он был назначен настоятелем. За этот период патриарх Тихон дважды служил в Сретенском монастыре в дни престольных праздников в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы — 6 июля и 8 сентября29.

Скорее всего, именно в начале осени 1919 г. после возможных консультаций и некоторых переговоров на высшем церковном уровне было принято решение о преобразовании Сретенского монастыря в миссионерский. Так, уже 3 октября на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Тихона был рассмотрен доклад Московского епархиального совета «о согласии на обращении Сретенского монастыря в миссионерский»30. Тогда же был рассмотрен вопрос о пропавшем архимандрите Афанасии31, который решением Синода был уволен от должности настоятеля Московского Сретенского монастыря «в виду продолжительного неприбытия <...> из разрешенного ему в августе 1918 года отпуска»32. В документах 1920 г. как настоятель Сретенского монастыря подписывался уже архимандрит Гурий33.

К сожалению, принятые решения и назначения не получили своего дальнейшего продолжения и развития. Уже в октябре 1919 г. отец Гурий был арестован и некоторое время находился в Бутырской тюрьме34. После последовавшего вскоре освобождения, 8 февраля 1920 г., он был рукоположен во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии. Однако после хиротонии он вынужденно оставался в Москве. Более того, со 2 апреля владыка Гурий управлял Московским Покровским монастырем, который с 1870 г. функционировал и был известен именно как миссионерская обитель.

Можно предположить, что к весне 1920 г. замысел о преобразовании Сретенского монастыря в миссионерский центр был оставлен священноначалием. Также представляется, что к этому времени специфика складывавшихся церковно-государственных отношений показала церковным властям, что активизация или даже простое продолжение дальнейшей миссионерской работы является делом трудным для исполнения. И речь уже шла не о развитии, а о максимально допустимом сохранении всего того, что имелось.

Последовавшие затем события, как видится, только подтвердили это. Летом 1920 г. последовал повторный арест и ссылка епископа Гурия. Дальнейший жизненный путь владыки больше уже не был связан со Сретенской обителью35. Что же касается Сретенского монастыря, то его история продолжалась еще несколько лет, после чего в середине 1920-х гг. обитель была закрыта.

28 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 23. Л. 120 об.-121.

29 Казакевич А. Н., Э. П. Р. Московский в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери ставропигиальный мужской монастырь // Православная энциклопедия. Т. XLVII. М., 2017. С. 411.

30 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 1. Л. 91.

31 Там же. Л. 92.

32 Там же. Д. 12. Л. 219.

33 Иоанн (Лудищев), иером. История московского Сретенского монастыря: 1919-1923 гг. // Сретенский сборник. 2012. Вып. 3. С. 249.

34 Зосима (Давыдов), еп. Гурий (Степанов), архиеп.... С. 480.

35 См.: Иоанн (Лудищев), иером. Жизнеописание святителя Гурия (Степанова): 1919-1937 годы (по архивным материалам) // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2013. Вып. 4. С. 204-255.

Источники и литература

1. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг.: Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА: в 4 т. Т. 3: Р — Я. К.: Издательский отдел Украинской Православной Церкви, 2019. 640 с.

2. Бовкало А. А. Леонид (Скобеев), еп. бывш. // Православная энциклопедия. Т. XL. М., 2015. С. 484-485.

3. Журавский А. В. Вопрос о Братствах православных на Поместном Соборе 19171918 гг. // Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003. С. 201-213.

4. Зосима (Давыдов), еп. Гурий (Степанов), архиеп. // Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. С. 479-482.

5. Иоанн (Лудищев), иером. Жизнеописание святителя Гурия (Степанова): 1919-1937 годы (по архивным материалам) // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2013. Вып. 4. С. 204-255.

6. Иоанн (Лудищев), иером. История московского Сретенского монастыря: 19191923 гг. // Сретенский сборник. 2012. Вып. 3. С. 245-326.

7. Иоанн (Лудищев), иером. История Сретенского монастыря в период от учреждения Святейшего Синода до 1786 г. // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2010. Вып. 1. С. 171-254.

8. Иоанн (Лудищев), иером. Материалы к изучению истории Сретенского монастыря // Сретенский сборник. 2010. Вып. 2. С. 244-402.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Казакевич А. Н., Э. П. Р. Московский в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери ставропигиальный мужской монастырь // Православная энциклопедия. Т. XLVII. М., 2017. С. 406-416.

10. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 1. 1762-1772. СПб., 1910.

11. Р. П. Э. Данилов во имя преподобного Даниила столпника московский мужской монастырь. 1917-2007 // Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2007. С. 135-149.

12. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 1. Деяния (протоколы) Святейшего патриарха и Священного Синода. 1918-1920.

13. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 12. Постановления патриарха и Священного Синода. 1919 г.

14. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 22. Постановления патриарха, Священного Синода и Высшего церковного совета. 1919 г. Ч. I.

15. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 23. Постановления патриарха, Священного Синода и Высшего церковного совета. 1919 г. Ч. II.

16. РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 8. Постановления патриарха и Священного Синода. 1918 г. Ч. V.

17. РГИА. Ф. 832. Оп. 1. Д. 19. О монастырях и общинах в России. Московские монастыри в 1812 г.

18. Скворцов Н.А., прот. Архив Московской Св. Синода Конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. 2-й вып. М., 1914. VIII, 811 с.

19. ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 2. Д. 15. Донесения настоятеля монастыря архимандриту о составе братии, приходской школы и о другом.

20. Цыпин В. А., прот. Александр Александрович Хотовицкий // Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000. С. 484-485.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.