Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ СОВЕРШЕНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ НОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК ЦЕЛИ УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

К ВОПРОСУ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ СОВЕРШЕНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ НОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК ЦЕЛИ УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОСУЖДЕННЫЕ / ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ЗАДАЧИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРЕДМЕТ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочкарев Владимир Викторович, Горбань Дмитрий Владимирович

В статье рассматривается вопрос законодательного оформления юридической конструкции предупредительного воздействия уголовно-исполнительного законодательства. Анализируется предупредительное воздействие на осужденных в правовых актах советского периода, определяется значение и роль данного процесса в учреждениях, исполняющих наказания, связанные с изоляцией. Проводится анализ общего законодательства в области предупредительного воздействия, реализуемого в рамках всех правоохранительных органов. Рассматриваются ведомственные нормативные правовые акты, определяющие предупредительное воздействие на осужденных к лишению свободы, а также указания, обзоры, методические рекомендации и письма, подготовленные профильными управлениями ФСИН России для реализации предупредительного воздействия на осужденных к лишению свободы. Анализируется исправительное направление уголовно-исполнительного законодательства на уровне целей, задач, принципов, средств и предмета уголовно-исполнительного законодательства. Рассматривается предупреждение совершения осужденными новых преступлений в уголовно-исполнительном законодательстве стран ближнего зарубежья. Предлагается закрепить предупреждение совершения преступлений в рамках системы средств, принципов, задач и предмета уголовно-исполнительного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бочкарев Владимир Викторович, Горбань Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PREVENTING THE COMMISSION OF NEW CRIMES BY THOSE SENTENCED TO DEPRIVATION OF LIBERTY AS THE GOAL OF PENAL LEGISLATION

The article considers the issue of legislative registration of the legal structure of the preventive impact of penal legislation. The preventive effect on convicts in the legal acts of the Soviet period is analyzed, the meaning and role of this process in institutions that carry out punishments related to isolation is determined. An analysis of the general legislation in the field of preventive impact is being carried out within the framework of all law enforcement agencies. Departmental regulatory legal acts are considered that determine the preventive effect on convicts to imprisonment, as well as instructions, reviews, guidelines and letters prepared by the relevant departments of the Federal Penitentiary Service of Russia for the implementation of the preventive effect on convicts to imprisonment. The correctional direction of penal law is analyzed at the level of goals, tasks, principles, means and subject matter of penal law. The prevention of new crimes committed by convicts in the penal legislation of neighboring countries is being considered. It is proposed to consolidate the prevention of crimes within the framework of the system of means, principles, tasks and the subject of criminal law.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ СОВЕРШЕНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ НОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК ЦЕЛИ УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

УДК 343.81

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/4(53)/16-24

В. В. Бочкарев, Д. В. Горбань

К ВОПРОСУ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ СОВЕРШЕНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ НОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В статье рассматривается вопрос законодательного оформления юридической конструкции предупредительного воздействия уголовно-исполнительного законодательства. Анализируется предупредительное воздействие на осужденных в правовых актах советского периода, определяется значение и роль данного процесса в учреждениях, исполняющих наказания, связанные с изоляцией. Проводится анализ общего законодательства в области предупредительного воздействия, реализуемого в рамках всех правоохранительных органов. Рассматриваются ведомственные нормативные правовые акты, определяющие предупредительное воздействие на осужденных к лишению свободы, а также указания, обзоры, методические рекомендации и письма, подготовленные профильными управлениями ФСИН России для реализации предупредительного воздействия на осужденных к лишению свободы. Анализируется исправительное направление уголовно-исполнительного законодательства на уровне целей, задач, принципов, средств и предмета уголовно-исполнительного законодательства. Рассматривается предупреждение совершения осужденными новых преступлений в уголовно-исполнительном законодательстве стран ближнего зарубежья. Предлагается закрепить предупреждение совершения преступлений в рамках системы средств, принципов, задач и предмета уголовно-исполнительного законодательства.

Ключевые слова: предупреждение преступлений; осужденные; цели уголовно-исполнительного законодательства; задачи уголовно-исполнительного законодательства; принципы уголовно-исполнительного законодательства; предмет уголовно-исполнительного законодательства.

Для цитирования: Бочкарев В. В., Горбань Д. В. К вопросу о предупреждении совершения осужденными к лишению свободы новых преступлений как цели уголовно-исполнительного законодательства // Вестник Кузбасского института. 2022. № 4 (53). С. 16-24. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/4(53)/16-24.

V. V. Bochkarev, D. V. Gorban

ON THE ISSUE OF PREVENTING THE COMMISSION OF NEW CRIMES BY THOSE SENTENCED TO DEPRIVATION OF LIBERTY AS THE GOAL OF PENAL LEGISLATION

The article considers the issue of legislative registration of the legal structure of the preventive impact of penal legislation. The preventive effect on convicts in the legal acts of the Soviet period is analyzed, the meaning and role of this process in institutions that carry out punishments related to isolation is determined. An analysis of the general legislation in

© Бочкарев В. В., Горбань Д. В., 2022 © Bochkarev V. V., Gorban D. V., 2022

the field of preventive impact is being carried out within the framework of all law enforcement agencies. Departmental regulatory legal acts are considered that determine the preventive effect on convicts to imprisonment, as well as instructions, reviews, guidelines and letters prepared by the relevant departments of the Federal Penitentiary Service of Russia for the implementation of the preventive effect on convicts to imprisonment. The correctional direction ofpenal law is analyzed at the level of goals, tasks, principles, means and subject matter of penal law. The prevention of new crimes committed by convicts in the penal legislation of neighboring countries is being considered. It is proposed to consolidate the prevention of crimes within the framework of the system of means, principles, tasks and the subject of criminal law.

Keywords: crime prevention; convicts; goals of penal legislation; objectives of penal legislation; principles of penal legislation; subject of penal legislation.

For citation: Bochkarev V. V., Gorban D. V. On the issue of preventing the commission of new crimes by those sentenced to deprivation of liberty as the goal of penal legislation. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2022, no. 4 (53), p. 16-24. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/4(53)/16-24.

Качественное функционирование Более того, законодатель того пери-

уголовно-исполнительной системы РФ ода в ст. 10 Исправительно-трудового невозможно без четко установленных кодекса РСФСР 1924 г. закрепил, что

целей. Предупреждение преступлений со стороны осужденных всегда было и остается важным направлением деятельности как учреждений, исполняющих уголовные наказания, так и законодателя, формирующего нормы уголовно-исполнительного права [9, с. 63].

Необходимость обеспечения предупредительного воздействия в местах лишения свободы подтверждает анализ пенитенциарных кодексов российского государства. Так, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. в ст. 2 определял, что лишение свободы имеет целью как общее предупреждение преступлений со стороны неустойчивых элементов общества, так и предупреждение дальнейших посягательств преступника [5].

В ст. 3 Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г. отмечается, что исправительно-трудовые учреждения создаются для приспособления преступника к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, соединенного с лишением свободы, для предотвращения возможности совершения дальнейших преступлений.

для наиболее успешной борьбы с преступностью и предупреждения развития рецидива исправительно-трудовую систему РСФСР дополняют учреждения, оказывающие различные виды помощи освобождаемым из мест заключения.

Данное положение свидетельствует, что в тот период времени у законодателя было понимание необходимости проведения непрерывной предупредительной работы с осужденными, в том числе за пределами мест заключения. В настоящее время видные ученые также уделяют данному аспекту серьезное внимание, говоря о необходимости предупредительного воздействия на лиц в допе-нальный, пенальный и постпенальный период [11, с. 114-122].

В общих положениях Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1933 г. задачей уголовной политики пролетариата на переходный от капитализма к коммунизму период ставилась защита диктатуры пролетариата и осуществляемого им социалистического строительства от посягательств со стороны классово-враждебных элементов и нарушений со стороны как деклассированных элементов, так и неустойчивых элементов из

среды трудящихся. Соответственно этому законодатель в п. 2 Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1933 г. определил, что исправительно-трудовая политика преследует цель, связанную с постановкой осужденного в такие условия, в рамках которых будет преграждаться возможность совершения действий, наносящих ущерб социалистическому строительству [5].

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 18.12.1970 определял своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало искоренению преступности [3].

Действующий Уголовно-

исполнительный кодекс Российской Федерации предупреждение совершения новых преступлений осужденными также определяет как цель уголовно-исполнительного законодательства.

Несмотря на столь значимую роль предупреждения преступлений со стороны осужденных в деле функционирования учреждений и органов УИС, а также длительный период законодательного развития предупредительного направления в пенитенциарном праве, в УИК РФ не предусмотрены задачи и принципы уголовно-исполнительного законодательства, связанные с предупредительным воздействием на осужденных, не обозначена конструкция системы средств (в работе средства и меры рассматриваются как синонимичные понятия) предупредительного воздействия на осужденных, не закреплено специальное понятие «предупреждение совершения осужденными новых преступлений».

Такое положение негативно сказывается на практической деятельности исправительных учреждений, в результате осужденными совершаются новые преступления, а также нарушения установленного порядка отбывания наказания.

Таким образом, правоприменитель должен сам разбираться, какие средства относятся к средствам предупреждения преступлений, а какие не обеспечивают этот процесс.

Справедливости ради стоит отметить, что законодатель определяет отдельные средства предупредительного воздействия на осужденных к лишению свободы, например, в рамках требований режима в исправительных учреждениях, правового статуса осужденных, организации раздельного содержания разных категорий осужденных, применения мер безопасности, проведение обысков досмотров и т. д.

В то же время Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» закрепляет общее понятие профилактики правонарушений, принципы профилактики, систему профилактики правонарушений, субъекты профилактики и специальные меры по профилактике правонарушений.

Учитывая общий характер обозначенного закона, законодатель закрепляет широкий спектр субъектов профилактики правонарушений, одним из которых являются органы уголовно-

исполнительной системы (далее — УИС). Законодатель в ст. 6 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» также определяет, что учреждения УИС реализуют «специальные меры» профилактики правонарушений уголовно-исполнительного характера.

Нужно оговорить, что в литературе «предупреждение» и «профилактика» используются как термины, обозначаю-

щие один и тот же вид деятельности [8, с. 195-196].

Таким образом, законодатель в Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» определяет категорию «специальные меры» профилактики правонарушений, которые согласно п. 3 ст. 6 указанного закона реализуют субъекты (участвующие в профилактике правонарушений) в пределах прав, предоставленных им данным законом и другими федеральными законами. Применительно к нашему случаю речь идет об Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее — УИК РФ). Возникает вопрос: какие специальные меры предупреждения правонарушений предусмотрены в УИК РФ? какова их система?

На ведомственном уровне для организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений действует приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

Указанный подзаконный нормативный правовой акт определяет порядок организации и проведения некоторых мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях.

Учитывая криминологические основы преступного поведения лиц (причины и условия совершения преступлений), в приказе определяется общая и индивидуальная профилактика правонарушений. Первая обеспечивается путем охраны, изоляции осужденных и надзора за ними, их размещения в соответствии с законом. Вторая предполагает установление лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятие мер по оказанию на них необходимого воздействия.

ФСИН России активно проводит методическую работу, направленную на

предупреждение совершения осужденными новых правонарушений. Разрабатываются различные методические рекомендации, указания, составляются обзоры, посвященные различным аспектам организации предупредительного воздействия на осужденных к лишению свободы.

Обозначенные выше в приказе Минюста России от 20.05.2013 № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» предупредительные мероприятия реализуются администрацией исправительных учреждений, которые в содержании своем так или иначе ограничивают права и свободы осужденных.

В этом контексте нельзя не отметить ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, где предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, исходя из положений Конституции Российской Федерации, предупредительное воздействие должно быть закреплено в УИК РФ.

О важности обеспечения предупредительного воздействия в местах лишения свободы свидетельствует анализ некоторых международных нормативных правовых актов.

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17.12.1979) определяет, что должностные лица по поддержанию правопорядка постоянно выполняют возложенные на них законом обязанности, служа общине и защищая всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности,

требуемой их профессией. Также в указанном Кодексе предусмотрено, что должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей.

Несмотря на то, что Минимальные стандартные правила в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы, приняты Резолюцией Генеральной Ассамблии ООН 17.12.2015) обращены на защиту прав и свобод человека и гражданина, предупредительное воздействие со стороны администрации обозначено в ряде положений.

Правило 4 Минимальных стандартных правил в отношении обращения с заключенными определяет, что целями приговора к тюремному заключению или к аналогичному лишению свободы являются главным образом защита общества от преступников и сокращение случаев рецидивизма.

Для обеспечения предупредительного воздействия Минимальные стандартные правила в отношении обращения с заключенными определяют необходимость подготовки персонала по вопросам охраны и безопасности, включая концепцию динамической безопасности, применения силы и средств усмирения и обращения с агрессивными правонарушителями, с должным учетом предупредительных методов и методов разрядки ситуации, таких как переговоры и посредничество.

Анализ исправительного воздействия в отношении осужденных наводит также на мысль о необходимости закрепления предупредительного воздействия на уровне УИК РФ. Так, ст. 9 УИК РФ определяет средства исправления осужденных. Ст. 8 УИК РФ предусматривает принципы уголовно-исполнительного законодательства, которые непосредственно связаны с исправительным воздействием на осужденных: «Рациональ-

ное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием». Ст. 2 УИК РФ определяет предмет уголовно-исполнительного законодательства; уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, среди прочего, закрепляется применение средств исправления осужденных. В ст. 1 УИК РФ на уровне задач уголовно-исполнительного законодательства также закреплена необходимость определения средств исправления осужденных.

Отсутствие на уровне УИК РФ указания на предупредительное воздействие негативно сказывается на практике деятельности УИС, в особенности — деятельности исправительных учреждений, поскольку именно в них в настоящее время сосредоточена наиболее криминогенная категория осужденных.

Одной из причин сложившейся ситуации является тот факт, что главной целью реализации наказания всегда являлось исправление осужденных. Указанная мысль в науке советского исправительно-трудового права встречается. Более того, и в настоящее время некоторые авторы придерживаются данного подхода.

С точки зрения практических работников учреждений и органов УИС, такая ситуация никак не способствует эффективному достижению цели уголовно-исполнительного законодательства, связанной с предупреждением совершения осужденными новых преступлений.

Анализ статистических данных свидетельствует о том же. Так, общее число зарегистрированных преступлений среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы, за 12 месяцев 2021 г. составило 1271. Наибольшая часть преступлений совершена в исправительных колониях — 944 (аналогичный период прошлого года — 969). Средний уровень преступлений среди осужденных, содержащихся

в исправительных колониях, в расчете на 1000 человек составил 2,77.

Число зарегистрированных преступлений среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы, за 12 месяцев

2021 г. составило 1271. В СИЗО — 251, в ЛИУ — 41, в ПФРСИ — 16, в ЛПУ — 10, в тюрьмах — 6, в ВК — 3. Наибольшая часть преступлений совершена в исправительных колониях — 944 (аналогичный период прошлого года — 969). Средний уровень преступлений среди осужденных, содержащихся в исправительных колониях, в расчете на 1000 человек составил 2,77 [6, с. 29].

Общее число зарегистрированных преступлений среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы, за 6 месяцев

2022 г. составило 678. В СИЗО — 127, в ЛИУ — 15, в ПФРСИ — 9, в ЛПУ — 5, в тюрьмах — 12, в ВК — 2. Наибольшая часть преступлений в уголовно-исполнительной системе за 2022 г. совершено в ИК — 508, в том числе в КП — 56. Средний уровень преступлений среди осужденных, содержащихся в ИК, в расчете на 1000 человек за 6 месяцев 2022 г. составил 1,527 [7, с. 25].

Структура совершенных преступлений в исправительных колониях следующая: преступления против жизни и здоровья; побеги из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; уклонения от отбывания лишения свободы; массовые беспорядки; незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов; незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств; приобретение, сбыт наркотических средств; мошенничество (ст. 1593 УК РФ, только с использованием средств мобильной связи и сети «Интернет»); заведомо ложное сообщение об акте терроризма; иные преступления.

Среди преступлений, совершаемых осужденными, содержащимися в местах

лишения свободы, выделяются основные группы, среди которых — преступления против жизни и здоровья, преступления, связанные с приобретением, сбытом наркотических средств, а также преступления, связанные с совершением побега из мест лишения свободы.

Основная часть преступлений совершается осужденными, как правило, в исправительных колониях общего, строгого и особого режима.

Таким образом, деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы России связана с предупреждением преступлений в период отбывания осужденными уголовных наказаний. Эта деятельность, несомненно, является очень важной для обеспечения стабильности и безопасности нашего государства [1, с. 23-30].

В науке уголовно-исполнительного права ряд специалистов также отмечают рассматриваемую проблему. А. Я. Гришко подчеркивает наличие определения целей и задач уголовно-исполнительного законодательства и его отсутствие относительно исполнения наказания; перенос правового регулирования значимых с точки зрения прав и законных интересов осужденных с законодательного на ведомственный уровень [2, с. 88-93].

А. П. Скиба отмечает, что в уголовно-исполнительном законодательстве применение профилактических мер регулируется вскользь. Более того, автор, рассматривая процесс предупреждения совершения осужденными нового преступления, указывает на то, что в УИК РФ четко не прописаны меры его обеспечения и не закреплен перечень потенциальных правонарушителей, в отношении которых эти меры должны применяться [10, с. 100-105].

Нельзя не проанализировать законодательный опыт предупредительного воздействия при реализации наказаний в странах ближнего зарубежья.

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь (далее — УИК РБ)

определяет, что уголовно-

исполнительное законодательство Республики Беларусь в соответствии с целями уголовной ответственности имеет, среди прочих, задачу «определения средств достижения целей уголовной ответственности».

При этом в ч. 2 ст. 44 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что уголовная ответственность имеет целью исправление лица, совершившего преступление, и предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами.

В предмет уголовно-исполнительного законодательства Республики Белоруссии входит, в том числе, установление применения в отношении осужденных средств исправительного и профилактического воздействия.

Законодатель Республики Беларусь в ч. 1 ст. 7 УИК РБ указывает, что применение наказания и иных мер уголовной ответственности имеет целью исправление осужденных и предупреждение совершения преступлений как осужденными, так и другими лицами.

В п. 3 ст. 7 УИК РБ предусмотрено, что основными средствами достижения целей уголовной ответственности в процессе ее применения являются установленный порядок исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение осужденными образования, общественное воздействие. Таким образом, законодатель Республики Беларусь все вышеперечисленные средства определяет и как средства исправления осужденных, и как средства предупреждения совершения осужденными преступлений.

Приоритет исправительного воздействия на осужденных также отмечается в уголовно-исполнительных кодексах Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Армении и др.

Резюмируем вышеизложенное.

1. Учитывая разный характер уголовных наказаний, полагаем, что система средств предупредительного воздействия для каждого вида уголовного наказания должна быть своя.

2. Система специальных предупредительных средств общего и индивидуального воздействия должна быть закреплена в рамках отдельной статьи в пределах раздела IV УИК РФ «Исполнение наказания в виде лишения свободы».

3. Необходимо законодательно предусмотреть принципы уголовно-исполнительного законодательства в рамках ст. 8 УИК РФ, непосредственно связанные с предупредительным воздействием на осужденных. Формулировка должна быть следующей: «Рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и предупреждения совершения осужденными новых преступлений, а также стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным и предупредительным воздействием».

4. В рамках ст. 2 УИК РФ следует также уточнить предмет уголовно-исполнительного законодательства путем внесения дополнительно в ч. 2 ст. 2 УИК РФ формулировки «применение средств предупреждения совершения осужденными новых преступлений».

5. В ч. 2 ст. 1 УИК РФ предусмотреть соответствующую предупредительную задачу — «определение средств предупреждения совершения осужден-

ными новых преступлений». Литература

1. Горбань, Д. В., Ефремова, О. С. Проблемные вопросы деятельности субъектов профилактики правонарушений и пути их решения // Вестник Томского институ-

та повышения квалификации работников ФСИН России. — 2019. — № 1. — С. 23-30.

2. Гришко, А. Я. Уголовно-исполнительный закон будущего: направления реформирования // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2014. — № 4. — С. 88-93.

3. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 18.12.1970) // Свод законов РСФСР. — Т. 8. — С. 753.

4. Об утверждении Исправительно-Трудового Кодекса Р.С.Ф.С.Р.: Постановление ВЦИК от 16.10.1924 // СУ РСФСР. — 1924. — № 86. — Ст. 870.

5. Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР: Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 01.08.1933 (ред. от 20.09.1936) // СУ РСФСР. — 1933. — № 48. — Ст. 208.

6. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы, январь-декабрь 2021 г.: информационно-аналитический сборник. — Тверь. 2022. — 436 с.

7. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы, январь-июнь 2022 г.: информационно-аналитический сборник. — Тверь. 2022. — 673 с.

8. Прозументов, Л. М., Шеслер, А. В. Криминология. Общая часть. — Томск, 2017. — 284 с.

9. Савушкин, С. М. Цели уголовно-исполнительной системы и проблемы дифференциации осужденных к лишению свободы // Вестник Кузбасского института. — 2020. — № 3 (44). — С. 63-72.

10. Скиба, А. П. Применение мер безопасности в контексте исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2015. — № 1. — С. 100-105.

11. Южанин, В. Е. Перспективы расширения предмета отрасли уголовно-исполнительного права // Lex russica (Русский закон). — 2019. — № 10 (155). — С.114-122.

References

1. Gorban D. V., Efremova O. S. Problemnye voprosy dejatel'nosti subyektov profilaktiki pravonarushenij i puti ih reshenija [Problematic issues of the activities of subjects of crime prevention and ways to solve them]. Vestnik Tomskogo instituta povyshenija kvalifkacii rabotnikov FSIN Rossii [Bulletin of the Tomsk Institute for Advanced Studies of Workers of the Federal Penal Service of Russia], 2019, no. 1, p. 23-30.

2. Grishko A. Ya. Ugolovno-ispolnitel'nyj zakon budushhego: napravlenija reformiro-vanija [Penitentiary law of the future: directions of reform]. Juridicheskaja nauka i pravoohranitel'naja praktika [Legal science and law enforcement practice], 2014, no. 4, p. 88-93.

3. Ispravitel'no-trudovoj kodeks RSFSR [Correctional Labor Code of the RSFSR]. Approved by the Supreme Court of the RSFSR on 12/18/1970. Svod zakonov RSFSR [Code of Laws of the RSFSR], vol. 8, p. 753.

4. Ob utverzhdenii Ispravitel'no-Trudovogo Kodeksa R.S.F.S.R. [On approval of the Correctional Labor Code of the R.S.F.S.R.] Decree of the All-Russian Central Executive Committee of 10/16/1924. SU RSFSR [Collection of Statutes of RSFSR], 1924, no. 86, art. 870.

5. Ob utverzhdenii Ispravitel'no-trudovogo kodeksa RSFSR [On approval of the Correctional Labor Code of the RSFSR]. Resolution of the All-Russian Central Executive

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Committee, Council of People's Commissars of the RSFSR of 08/01/1933 (as amended on 09/20/1936). SU RSFSR [Collection of Statutes of RSFSR], 1933, no. 48, art. 208.

6. Osnovnye pokazateli dejatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, janvar'-dekabr' 2021 g. [Key performance indicators of the penitentiary system, January-December 2021]. Information and analytical collection. Tver, 2022. 436 p.

7. Osnovnye pokazateli dejatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, janvar'-iyun' 2022 g. [Key performance indicators of the penitentiary system, January — June 2022]. Information and analytical collection. Tver, 2022. 673 p.

8. Prozumentov L. M., Shesler A. V. Kriminologija. Obshhaja chast' [Criminology. A common part]. Tomsk, 2017. 284 p.

9. Savushkin S. M. Celi ugolovno-ispolnitel'noj sistemy i problemy differenciacii osu-zhdennyh k lisheniju svobody [Goals of the penitentiary system and problems of differentiation of those sentenced to deprivation of liberty]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2020, no. 3 (44), p. 63-72.

10. Skiba A. P. Primenenie mer bezopasnosti v kontekste ispravlenija osuzhdennyh i preduprezhdenija sovershenija novyh prestuplenij [Application of security measures in the context of correcting convicts and preventing the commission of new crimes]. Severo-Kavkazskij juridicheskij vestnik [North Caucasian Legal Bulletin], 2015, no. 1, p. 100-105.

11. Yuzhanin V. E. Perspektivy rasshirenija predmeta otrasli ugolovno-ispolnitel'nogo prava [Prospects for expanding the subject of the branch of penal law]. Lex russica (Russian law), 2019, no. 10 (155), p. 114-122.

Сведения об авторах

Владимир Викторович Бочкарев: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры организации режима в УИС, кандидат юридических наук. E-mail: bochkar2201@mail.ru

Дмитрий Владимирович Горбань: Университет ФСИН России (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), начальник кафедры организации исполнения наказаний юридического факультета, кандидат юридических наук. E-mail: dimas8807@mail.ru

Information about the authors

Vladimir V. Bochkarev: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), head of the Chair for Organizing the Regime in the Penal System, candidate of law. E-mail: bochkar2201@mail.ru

Dmitry V. Gorban: the University of the FPS of Russia (St. Petersburg, Russia), head of the Chair of Organization of the Execution of Punishments of the Faculty of Law, candidate of law. E-mail: dimas8807@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.