Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

К ВОПРОСУ О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экстремизм / терроризм / подростковая преступность / факторы экстремизма и терроризма / профилактика экстремизма и терроризма / extremism / terrorism / juvenile delinquency / factors of extremism and terrorism / prevention of extremism and terrorism

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Диляра Фаатовна Абдуллина, Альберт Вильданович Рамазанов

Подрастающая личность подвержена воздействию множества внешних факторов, среди которых наибольшее деструктивное воздействие оказывают факторы, пропагандирующие идеологию экстремизма и терроризма. События последних лет, связанные с нападением преступников на учебные заведения в разных регионах Российской Федерации (Пермь – 2018, Керчь – 2018, Нарьян-Мар – 2019, Казань – 2021, Серпухов – 20211), что привело к гибели и ранению людей, актуализируют необходимость разработки комплексных мероприятий по защите подростков и учителей от преступных посягательств. В связи с этим представляется значимым выявление воздействующих факторов и реализация мероприятий, способствующих снижению доли участия несовершеннолетних граждан в экстремистских и террористических преступлениях. Материалом исследования послужили результаты проведенного авторами социологического опроса, отчетные сведения Генеральной прокуратуры РФ о состоянии преступности, действующие нормативные правовые акты. Использовались познавательные процедуры системного анализа, комплексного подхода к рассматриваемой проблеме, формально-логические методы (анализ, синтез). Проведение анонимного социологического опроса в сентябре–ноябре 2021 года и в июне 2022 года позволило сравнить отношение обучающихся в гражданском вузе и в ведомственном вузе МВД России к проявлениям экстремизма и терроризма. Предложены мероприятия по усилению воздействия институтов формального и неформального социального контроля с целью минимизации проявлений экстремизма среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Диляра Фаатовна Абдуллина, Альберт Вильданович Рамазанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PREVENTING MANIFESTATIONS OF EXTREMISM AND TERRORISM IN THE YOUNG ENVIRONMENT

The growing personality is exposed to a variety of external factors, among which the factors propagating the ideology of extremism and terrorism have the greatest destructive impact. The events of recent years related to the attack of criminals on educational institutions in different regions of the Russian Federation (Perm 2018, Kerch 2018, Naryan-Mar 2019, Kazan 2021, Serpukhov 2021), which led to the death and injury of people, actualize the need to develop comprehensive measures to protect adolescents and teachers from criminal attacks. In this regard, it seems important to identify the influencing factors and implement measures that contribute to reducing the participation of minors in extremist and terrorist crimes. The research material was the results of a sociological survey conducted by the authors, the reporting information of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation on the state of crime, the current regulatory legal acts. Cognitive procedures of system analysis, an integrated approach to the problem under consideration, formal logical methods (analysis, synthesis) were used. Conducting an anonymous sociological survey in September-November 2021 and in June 2022 made it possible to compare the attitude of students at a civil university and at a departmental university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to manifestations of extremism and terrorism. Measures are proposed to strengthen the impact of institutions of formal and non-formal social control in order to minimize manifestations of extremism among young people.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья

УДК 343.915:343.34(470)

Диляра Фаатовна Абдуллина1,

Альберт Вильданович Рамазанов2

2 Казанский юридический институт МВД России, Казань, Россия

1 [email protected]

2 rav83@mail. ги

К ВОПРОСУ О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Подрастающая личность подвержена воздействию множества внешних факторов, среди которых наибольшее деструктивное воздействие оказывают факторы, пропагандирующие идеологию экстремизма и терроризма. События последних лет, связанные с нападением преступников на учебные заведения в разных регионах Российской Федерации (Пермь - 2018, Керчь - 2018, Нарьян-Мар - 2019, Казань - 2021, Серпухов - 20211), что привело к гибели и ранению людей, актуализируют необходимость разработки комплексных мероприятий по защите подростков и учителей от преступных посягательств. В связи с этим представляется значимым выявление воздействующих факторов и реализация мероприятий, способствующих снижению доли участия несовершеннолетних граждан в экстремистских и террористических преступлениях.

Материалом исследования послужили результаты проведенного авторами социологического опроса, отчетные сведения Генеральной прокуратуры РФ о состоянии преступности, действующие нормативные правовые акты. Использовались познавательные процедуры системного анализа, комплексного подхода к рассматриваемой проблеме, формально-логические методы (анализ, синтез).

Проведение анонимного социологического опроса в сентябре-ноябре 2021 года и в июне 2022 года позволило сравнить отношение обучающихся в гражданском вузе и в ведомственном вузе МВД России к проявлениям экстремизма и терроризма. Предложены мероприятия по усилению воздействия институтов формального и неформального социального контроля с целью минимизации проявлений экстремизма среди молодежи.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, подростковая преступность, факторы экстремизма и терроризма, профилактика экстремизма и терроризма

Для цитирования: Абдуллина Д. Ф., Рамазанов А. В. К вопросу о предотвращении проявлений экстремизма и терроризма в молодежной среде // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2023. № 3 (15). С. 35-42.

Original article

Dilara F. Abdullina1, Albert V. Ramazanov2

12 Kazan Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia, Kazan, Russia

1 [email protected]

2 rav83@mail. ru

TO THE QUESTION OF PREVENTING MANIFESTATIONS OF EXTREMISM AND TERRORISM IN THE YOUNG ENVIRONMENT

Abstract. The growing personality is exposed to a variety of external factors, among which the factors propagating the ideology of extremism and terrorism have the greatest destructive impact. The events of recent

1 Нападения на учебные заведения в России: громкие случаи // inkazan.ru. URL: https://inkazan.ru/news/ incident/27-04-2022/napadeniya-na-uchebnye-zavedeniya-v-rossii-gromkie-sluchai/se 1 (дата обращения: 02.06.2022)

© Абдуллина Д. Ф., Рамазанов А. В., 2023

years related to the attack of criminals on educational institutions in different regions of the Russian Federation (Perm 2018, Kerch 2018, Naryan-Mar 2019, Kazan 2021, Serpukhov 2021), which led to the death and injury of people, actualize the need to develop comprehensive measures to protect adolescents and teachers from criminal attacks. In this regard, it seems important to identify the influencing factors and implement measures that contribute to reducing the participation of minors in extremist and terrorist crimes.

The research material was the results of a sociological survey conducted by the authors, the reporting information of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation on the state of crime, the current regulatory legal acts. Cognitive procedures of system analysis, an integrated approach to the problem under consideration, formal logical methods (analysis, synthesis) were used.

Conducting an anonymous sociological survey in September-November 2021 and in June 2022 made it possible to compare the attitude of students at a civil university and at a departmental university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to manifestations of extremism and terrorism. Measures are proposed to strengthen the impact of institutions of formal and non-formal social control in order to minimize manifestations of extremism among young people.

Keywords: extremism, terrorism, juvenile delinquency, factors of extremism and terrorism, prevention of extremism and terrorism

For citation: Abdullina D. F., Ramazanov A. V. To the question of preventing manifestations of extremism and terrorism in the young environment // Society, law, statehood: retrospective and perspective. 2023. No. 3 (15). P. 35-42. (In Russ.)

ГО g

ro

<N О <N

ti В

И

V

к

u &

V

к

S (в в S

о

о №

№ щ

ре н

и &

15

о в

(в &

К

ВВЕДЕНИЕ

Обзор литературы показал, что проблема профилактики проявлений терроризма и экстремизма в молодежной среде является предметом обсуждения многих авторов, при этом выделяемые ими воздействующие факторы различны. Одна группа авторов связывает цифровизацию (расширение доступа в сеть Интернет, использование социальных сетей) с причинами появления и развития экстремизма и терроризма среди подростков [1-2], другая - делает акцент на особенностях психики подрастающего поколения [3-7]. Иные авторы выделяют социальную среду в качестве важного фактора влияния на поведение молодежи [8-11]. Роль педагога в профилактике подростковой девиации высока, о чем свидетельствуют многочисленные научные труды [12-15]. Также имеются авторы, учитывающие совокупность воздействующих факторов и необходимость комплексного воздействия на молодежь с целью снижения проявлений экстремизма и терроризма [16-21]. Таким образом, в настоящее время отсутствует единое мнение относительно факторов, которые могут оказать влияние на формирование деструктивного поведения в сфере экстремизма и терроризма среди молодежи.

Цель исследования: выявить факторы, негативно воздействующие на усиление деструктивного поведения в сфере экстремизма и терроризма среди молодежи. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Раскрываемость преступлений экстремистской направленности в России ежегодно растет (таблица 1)1.

Общеизвестно, что 16-летие является возрастом наступления уголовной ответственности, при этом нормативные акты Генеральной прокуратуры РФ не учитывают возраст несовершеннолетнего при совершении им преступлений экстремистской направленности. Это приводит к позднему выявлению экстремистской предрасположенности среди представителей молодежи и не позволяет осуществить своевременные меры профилактики данных преступлений.

Авторами с учетом имеющегося опыта, в том числе опыта проведения учебных занятий по блоку «Обеспечение безопасности, формирование мышления против терроризма и экстремизма» программы повышения квалификации для учителей средних общеобразовательных учебных заведений Республики Татарстан, обзора СМИ, были разработаны

&

ю

1 Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/ offenses_chart (дата обращения: 08.04.2022)

Таблица 1

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Зарегистрировано преступлений экстремистской направленности, шт. 1 329 1 450 1 521 1 265 585 833 1 057

Выявлено лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, шт. 931 934 972 894 445 664 925

Раскрываемость преступлений экстремистской направленности, % 70,1 64,4 63,9 70,7 76,1 79,7 87,5

вопросы и проведено анонимное добровольное анкетирование 115 человек, из них 67 человек - курсанты и слушатели Казанского юридического института МВД России (далее - КЮИ), 48 - студенты очной и заочной форм обучения Казанского (Приволжского) федерального университета (далее - КФУ). Анкетирование состояло из двух блоков: 1) проверка теоретических знаний респондентов; 2) изучение личного мнения и опыта респондентов. Были получены следующие результаты (в скобках будут приведены результаты ответов на аналогичные вопросы респондентами из КФУ):

I. Проверка теоретических знаний

респондентов На вопрос «Что такое экстремизм?» ответы распределились следующим образом. Подавляющее большинство респондентов из КЮИ (73,1 %) выбрали правильный вариант ответа, другие респонденты (22,4 %) выбрали вариант ответа, характеризующий террористическую деятельность (см. рисунок 1).

Ответы студентов КФУ выглядят следующим образом. На вопрос «Что такое экстремизм?» подавляющее большинство респондентов из КФУ (68,8 %) выбрали правильный вариант ответа, другие респон-

желание молодежи быть самостоятельными, что проявляется в стремлении к финансовой независимости, повышенном чувстве собственного достоинства

преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти

• или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы

просмотр видеороликов оппозиционеров, в которых они изобличают коррупцию в органах власти либо иные преступления, совершаемые власть имущими

совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причи-^^ нения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения ^^ указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями другое

Рис. 1. Распределение ответов респондентов из КЮИ на вопрос «Что такое экстремизм?»

с/з

0

о

1 г

п

¡3-

о о П

г

о

о

СП

Л п

о

V

п

и. р

£5

X.

п

п

о

V п

2 О

ю ,

П

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

денты (14,6 %) выбрали вариант ответа, характеризующий террористическую деятельность (см. рисунок 2).

На вопрос «Что такое терроризм?» 82,1 % респондентов из КЮИ выбрали верный вариант ответа (из КФУ - 75 %), 13,4 % - выбрали ответ, характеризующий экстремистскую деятельность (из КФУ - 16,7 %).

гольного, наркотического) (22,9 %), другие 67,2 % - наличие членства в неформальных организациях (31,3 %), иные 67,2 % - конфликты, неблагоприятная атмосфера в семье (18,8 %), 47,8 % - стремление реализовать свои скрытые незаконные желания (18,8 %) и др.

На вопрос «Сталкивались ли Вы с экс-

го

£[

го гч о

гч «

ре

И

V К

и

и.

V К

¡а (в в 8

о

.

о № №

V

ре н

и

.

п

15

о ре (в

.

К

& ю

желание молодежи быть самостоятельными, что проявляется в стремлении к финансовой независимости, повышенном чувстве собственного достоинства

преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы

просмотр видеороликов оппозиционеров, в которых они изобличают коррупцию в органах власти либо иные преступления, совершаемые власть имущими

совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения

указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями другое

Рис. 2. Распределение ответов респондентов из КФУ на вопрос «Что такое экстремизм?»

II. Изучение личного мнения и опыта

респондентов На вопрос «Каковы причины участия молодежи в преступных сообществах?» респонденты имели возможность одновременного выбора нескольких вариантов ответов: 59,7 % респондентов выбрали вариант «стремление реализовать свои скрытые незаконные желания» (35,4 %), 55,2 % - «получение финансовой независимости» (25 %), 49,3 % - «возможность самореализации» (37,5 %), иные 49,3 % - «желание не быть изгоем среди сверстников» (39,6 %), 16,4 % -«боязнь наказания, избиения» (14,6 %) и др.

На вопрос «Что может побудить молодежь совершить преступление?» ответы распределились следующим образом: 76,1 % респондентов отметили наличие психических заболеваний у молодежи (39,6 %), 68,7 % -желание отомстить (47,9 %), 67,2 % - нахождение в состоянии опьянения (алко-

тремистскими, террористическими преступлениями?» респонденты ответили следующим образом: 97 % - не сталкивались (93,8 %), 3 % - были потерпевшими (0 %), 1,5 % - отметили, что принимают участие в противодействии и противоборстве с указанными явлениями. Респонденты из КФУ при ответе на данный вопрос выбрали варианты ответов, которые не выбрали респонденты из КЮИ: 4,2 % - да, были очевидцами, 2,1 % - в городе, где я был, произошел террористический акт.

Отвечая на вопрос «Как можно выявить человека, предрасположенного к совершению экстремистских, террористических и иных преступлений?» были выбраны следующие ответы: 61,2 % - у человека заметно изменяется поведение, настроение (20,8 %), другие 61,2 % - он сокращает контакты с окружающими людьми (10,4 %), иные 61,2 % - он становится участником нефор-

мальных объединений, в т. ч. в сети Интернет (37,5 %), 20,9 % - у него, как правило, происходят конфликты в семье (14,6 %) и др.

На вопрос «Как Вы думаете, можно ли оказать сопротивление, обезоружить преступника?» респонденты ответили следующим образом: 76,1 % - зависит от количества преступников и количества потенциальных жертв преступника, уверенности и сплоченности потерпевших (14,6 %), 61,2 % - можно при наличии оружия самообороны и/или должной физической подготовки (27,1 %), 50,7 % - можно, но это зависит от вида используемого преступником оружия (16,7 %) и др.

На вопрос «Какие факторы внешней среды, на Ваш взгляд, оказывают существенное влияние на вероятность формирования преступника?» респонденты ответили так: 74,6 % - сверстники (52,1 %), 65,7 % - активность в сети Интернет (60,4 %), 55,2 % -семья (38,6 %), 53,7 % - школа (31,3 %), и др.

На вопрос «Как можно снизить проявления экстремизма, терроризма, иных преступлений среди молодежи?» респонденты ответили таким образом: 65,7 % - обеспечить бесплатными спортивными, творческими секциями в свободное время (60,4 %), 62,7 % -усилить меры безопасности в общественных местах и учреждениях (50 %), 47,8 % - ужесточить меры ответственности для организаторов и участников экстремистских и террористических организаций (47,9 %), 46,3 % - повысить заработную плату в стране (52,1 %), другие 46,3 % - расширить государственную поддержку семей с детьми (41,7 %) и др.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты проведенного социологического анкетирования показали, что обучающиеся в ведомственном вузе МВД России имеют лучшую подготовленность к противодействию экстремистским и террористическим преступлениям. При этом фактически идентичны мнения респондентов из КЮИ и КФУ относительно воздействующих факторов и мер по снижению экстремизма и терроризма, если соотнести доли ответивших респондентов на предложенные варианты ответов.

Именно комплексное систематическое воздействие неформального и формально-

го социального контроля способно снизить долю девиантного поведения экстремистской направленности среди молодежи. При этом формальный социальный контроль должен быть направлен на ограничение деструктивной информации в Интернете, неформальный - на вовлечение молодежи в альтернативные спортивные и игровые мероприятия (возобновление работы бесплатных кружков, спортивных секций, финансируемых государством), помощь нуждающимся семьям с детьми и др.

ВЫВОДЫ

Органам государственной власти необходимо продолжать целенаправленную комплексную профилактическую работу по недопущению проявлений экстремизма и терроризма среди молодежи. Площадкой для проведения профилактических мероприятий со стороны государства должны быть учебные заведения. Например, в первых классах школ на уроках по безопасности жизнедеятельности необходимо изучать не только теоретические сведения об угрозе терроризма и экстремизма, о мерах ответственности за такие преступления, но и возможные меры поведения школьников в случае вероятности возникновения террористического акта. Возрастает роль психолога в учебных заведениях в части раннего выявления отклонений в поведении обучающегося.

Помимо обеспечения безопасности учебных заведений, связанных с недопущением проникновения террористов в школы, в средние специальные или в высшие учебные заведения, следует принять меры по защите школьников или студентов в случае произошедшего нападения. При отсутствии у учебного заведения договора с вооруженной охранной фирмой или с подразделением Росгвардии ФГУП «Охрана» такой мерой может явиться обязательное обучение учителей на курсах по стрельбе из оружия с выдачей бронежилета и служебного оружия (как для сотрудников охранных фирм), хранимого в сейфах учебных классов. Как известно, ежегодно в учебных заведениях проводятся учебные пожарные эвакуации, но обучающие мероприятия практической направленности для

ся о

о

п

п

¡3-о

о &

г

л

г

о

си >13

л

о

<

л а 3 О-Р

Й

си р

л

о

<

2 О К)

П о

учителей и сотрудников образовательных организаций по мерам поведения в случае террористической атаки не проводятся. В этой связи следует рассмотреть возможность подготовки преподавателей и сотрудников учеб-

ных заведений подразделениями МВД России, Росгвардии, ФСБ России по программе, связанной с действиями в случае реальной террористической атаки. Такие обучающие мероприятия следует проводить ежегодно.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Болдырев Е. В., Гонтаренко Н. Н. Молодежный экстремизм в социальных сетях: анализ основных трендов и мер противодействия // Обзор.НЦПТИ. 2020. № 2 (21). С. 37-46.

2. Когай Е. А. Молодежный экстремизм и виртуальный мир // Социально-гуманитарное обозрение. 2019. № 1 (1). С. 13-14.

3. Немцова Н. А. Причинный комплекс преступлений экстремистской направленности в молодежной среде // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5-4 (44). С. 112-116. DOI 10.24411/2500-1000-2020-10613.

4. Ливак Н. С., Климова Н. С., Лебедихин В. В. Психологические подходы к профилактике экстремизма в системе высшего образования // Образовательный вестник Сознание. 2020. Т. 22. № 12. С. 5-9. DOI 10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-12-5-9.

5. Сидукова М. Г. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних и молодежи в экстремистскую деятельность // Наукосфера. 2021. № 2-1. С. 220-223.

6. Грушецкая C. Психологическа профилактика экстремизма в молодежной среде посредством развития персональной идентичности // Via scientiarum - Дорога знаний. 2019. № 1. С. 168-173.

7. Чудина-Шмидт Н. В., Литвинова О. С. Склонность молодежи к проявлению экстремистских взглядов как признак роста антигуманистических идей // Архонт. 2020. № 6 (21). С. 93-99.

8. Золина Ю. В. Молодежный экстремизм как социальный феномен (социологическое исследование НГТУ) // Обзор.НЦПТИ. 2020. № 3 (22). С.19-26.

9. Ишков Д. Н. Социальные предпосылки экстремизма в молодежной среде // Казанский социаль-w но-гуманитарный вестник. 2020. № 5 (46). С. 14-18. DOI 10.24153/2079-5912-2020-11-5-14-18.

¡Ц 10. Ищенко Д. П., Григорян Д. К. Молодежный экстремизм как способ самореализации в обществе

$ и достижения власти // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и ° управление. 2021. № 2 (129). С. 139-143.

Ц 11. Корнилова О. А. Особенности экстремистских настроений и поведенческих практик в моло-

| дежной среде маргиналов и социально-адаптированы студентов // Человек-картина мира: этнический 13 аспект : Коллективная монография / под общей редакцией В. В. Рябова Г. Е. Козловской, О. А. Корни-& ловой. Самара : ООО «Порто-принт», 2020. С. 153-158.

s 12. Жигулина А. О., Лазуткина Ю. С., Огнев И. В. Профилактика экстремизма и национализма в g студенческой среде: из опыта внеучебной работы АЛТГТУ // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2019. № 19-1. С. 164-166. § 13. Фортова Л. К. Профилактика экстремизма среди молоддежи // Пенитенциарное право: юриди-

Ц ческая теория и правоприменительная практика. 2019. № 2 (20). С. 137-140.

14. Русова Ю. С., Булычев Е. Н. Педагогическая профилактика подросткового экстремизма средствами электронных образовательных ресурсов // Вестник Башкирского государственного педагогиче-g ского университета им. М. Акмуллы. 2021. № 2 (59). С. 175-177.

S 15. Потапова Л. А. Актуализация отдельных методов профилактики распространения идеологии

PQ

Й экстремизма и терроризма в молодежной среде (опыт НИЛ «Научно-методическое обеспечение профи-

^ -rn—w-w

лактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования» МГПИ имени М.Е. Евсевье-^ ва) // Обзор.НЦПТИ. 2019. № 1 (16). С. 14-24.

16. Антипьев К. А., Лазукова Е. А., Разинский Г. В., Стегний В. Н. Отношение молодежи к идео-Ц логии и практике экстремизма: теоретико-методологический аспект // Вестник Пермского национальна ного исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020. N° 2.

С. 23-34. DOI 10.15593/2224-9354/2020.2.2. Ц 17. Сорокин А. И. Факторы, влияющие на возникновение экстремизма в молодежной среде и их ю профилактика // Виктимология. 2018. № 4 (18). С. 14-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уголовно-правовые науки

18. Эрдынеева К. Г., Попова Н. Н., Попова Р. Э. Профилактика экстремизма у подростков: междисциплинарный подход // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. № 4-5. С. 119-127.

19. Нагорный А. П., Попов А. Н. Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7. № 1. С. 105-115.

20. Гринько С. Д. Профилактика молодежного экстремизма // Государственная служба и кадры. 2021. № 1. С. 133-135.

21. Цалюк А. М. Профилактика проявлений экстремизма и терроризма в молодежной среде с учетом имплементации зарубежного опыта // Право Донецкой Народной Республики. 2021. № 1 (21). С. 88-94.

REFERENCES

1. Boldyrev E. V., Gontarenko N. N. Youth extremism in social networks: analysis of the main trends and counteraction measures // Review.NCPTI. 2020. No. 2 (21). P. 37-46. (In Russ.)

2. Kogai E. A. Youth extremism and the virtual world // Socio-humanitarian review. 2019. No. 1 (1). P. 13-14. (In Russ.)

3. Nemtsova N. A. Causal complex of extremist crimes in the youth environment // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. No. 5-4 (44). P. 112-116. DOI 10.24411/2500-1000-2020-10613. (In Russ.)

4. Livak N. S., Klimova N. S., Lebedikhin I. V. Psychological approaches to the prevention of extremism in the system of higher education // Educational Bulletin Consciousness. 2020. Vol. 22. No. 12. P. 5-9. DOI 10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-12-5-9. (In Russ.)

5. Sidukova M. G. Prevention of involvement of minors and youth in extremist activities // Naukosphere. 2021. No. 2-1. P. 220-223. (In Russ.)

6. Grushetskaya C. Psychological prevention of extremism among young people through the development of personal identity // Via scientiarum - The Road of Knowledge. 2019. No. 1. P. 168-173. (In Russ.)

7. Chudina-Schmidt N. V., Litvinova O. S. The propensity of youth to manifest extremist views as a sign of the growth of anti-humanistic ideas // Archont. 2020. No. 6 (21). P. 93-99. (In Russ.)

8. Zolina Yu. V. Youth extremism as a social phenomenon (sociological research NSTU) // Review.NCPTI. 2020. No. 3 (22). P. 19-26. (In Russ.)

9. Ishkov D. N. Social prerequisites of extremism in the youth environment // Kazan Socio-humanitarian Bulletin. 2020. No. 5 (46). P. 14-18. DOI 10.24153/2079-5912-2020-11-5-14-18. (In Russ.)

10. Ishchenko D. P., Grigoryan D. K. Youth extremism as a way of self-realization in society and achieving power // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2021. о No. 2 (129). P. 139-143. (In Russ.) y

11. Kornilova O. A. Features of extremist sentiments and behavioral practices in the youth environment of " marginals and socially adapted students // Man is a picture of the world: Ethnic aspect : collective monograph / ft Under the general editorship of V. V. Ryabov, G. E. Kozlovskaya, O. A. Kornilova. Samara : Porto-Print LLC, ST 2020. P. 153-158. (In Russ.) |

12. Zhigulina A. O., Lazutkina Yu. S., Ognev I. V. Prevention of extremism and nationalism among ^ students: from the experience of extracurricular work of ALTSTU // Actual problems of combating crimes and S other offenses. 2019. No. 19-1. P. 164-166. (In Russ.) f

13. Fortova L. K. Prevention of extremism among young people // Penitentiary law: legal theory and law 0

enforcement practice. 2019. No. 2 (20). P. 137-140. (In Russ.) V

ft

14. Rusova Yu. S., Bulychev E. N. Pedagogical prevention of adolescent extremism by means of electronic n educational resources // Bulletin of Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla. 2021. p No. 2 (59). P. 175-177. (In Russ.) g

15. Potapova L. A. Actualization of certain methods of preventing the spread of the ideology of extremism 0 and terrorism among young people (experience of the Research Institute «Scientific and methodological Ц" support for the prevention of extremism and xenophobia in the system of Russian education» MGPI named 0 after M. E. Evsevyev) // Review. NCPTI. 2019. No. 1 (16). P. 14-24. (In Russ.) §

16. Antipyev K. A., Lazukova E. A., Razinsky G. V., Stegny V. N. The attitude of youth to the ideology and ft practice of extremism: theoretical and methodological aspect // Bulletin of Perm National Research Polytechnic 1 University. Socio-economic sciences. 2020. No. 2. P. 23-34. DOI 10.15593/2224-9354/2020.2.2. (In Russ.) ft

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

17. Sorokin A. I. Factors influencing the emergence of extremism among young people and their prevention // Victimology. 2018. No. 4 (18). P. 14-19. (In Russ.)

18. Erdyneeva K. G., Popova N. N., Popova R. E. Prevention of extremism in adolescents: an interdisciplinary approach // Scientific review. Series 2: Humanities. 2018. No. 4-5. P. 119-127. (In Russ.)

19. Nagorny A. P., Popov A. N. Prevention of extremism and terrorism among the youth of Russia // Scientific Notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Legal sciences. 2021. Vol. 7. No. 1. P. 105-115. (In Russ.)

20. Grinko S. D. Prevention of youth extremism // State service and personnel. 2021. No. 1. P. 133-135. (In Russ.)

21. Tsalyuk A. M. Prevention of manifestations of extremism and terrorism among young people, taking into account the implementation of foreign experience // The law of the Donetsk People's Republic. 2021. No. 1 (21). P. 88-94. (In Russ.)

Информация об авторах:

Д. Ф. Абдуллина - без ученой степени;

А. В. Рамазанов - кандидат экономических наук, доцент.

Information about the authors:

D. F. Abdullina - no academic degree;

A. V. Ramazanov - Candidate of Economy, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 30.08.2022; одобрена после рецензирования 07.04.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 30.08.2022; approved after reviewing 07.04.2023; accepted for publication 15.09.2023.

&

ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.