УДК 342.41:347.73 (470)
К ВОПРОСУ О ПРАВОЗАЩИТНОЙ ФУНКЦИИ TO THE ISSUE OF THE HUMAN RIGHTS РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА FUNCTION OF THE RUSSIAN STATE
ГАРИПОВ Алмаз Айдарович
аспирант кафедры теории государства и права Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
Реализации государством своей правозащитной функции является одной из самых острых и актуальных проблем теории и практики существования правового государства. Осмысление опыта государственно-правового развития современной России требует внесения определенных корректив в теоретические основы исследования правозащитной функции государства. Необходима конкретизация понятийного аппарата, уточнение сущности и содержания правозащитных функций государства как предметных векторов его деятельности в наиболее важных сферах жизни человека и общества, выражающие суть государства и общественное предназначение. Условием успешной реализации правозащитной функции государства является тесное взаимодействие государства и гражданского общества. Обязательство государства по защите прав и свобод человека и гражданина охватывает как нормотворчество, так и реализацию права на всех его стадиях и любых формах.
Ключевые слова: права и свободы, обязанность, человек, гражданин, функции государства, правовое государство, защита, охрана, правозащита, Конституция Российской Федерации.
GARIPOV Almaz Aidarovich
Postgraduate Student of the Chair of Theory of State and Law of the Institute of Law of the FSBEI HE "Bashkir State University", Ufa, Russia.
E-mail: [email protected]
The state's exercise of its human rights function is one of the most acute and pressing problems of the theory and practice of the rule-of-law state. The comprehension of the experience of state legal development of modern Russia requires the introduction of certain adjustments in the theoretical basis of the study of the human rights function of the state. It is necessary to specify the conceptual apparatus, clarify the essence and content of human rights functions of the state as the subject vectors of its activity in the most important spheres of human and social life, expressing the essence of the state and public purpose. A condition for the successful implementation of the human rights function of the state is close interaction between the state and civil society. The state's obligation to protect human and citizen's rights and freedoms encompasses both standard setting and exercise of rights at all its stages and in any forms.
Key words: human rights and freedoms, duty, human being, citizen, state functions, rule-of-law state, protection, security, legal protection, the Constitution of the Russian Federation.
Одним из злободневных вопросов теории и практики правового государства в современной России является проблема реализации государством своей правозащитной функции. Действительно, в чрезвычайно сложных условиях затянувшегося системного кризиса экономической модели, постоянно снижающегося уровня жизни россиян, роста коррупции и низкой эффективности государственного механизма, на фоне внешних санкций и попыток международной изоляции Российской Федерации актуальность этой темы ощущается необычайно остро и даже болезненно.
Очевидно, что прежде чем рассуждать о практических возможностях реализовать современным Российским государством свою верховную функцию и конституционную обязанность, необходимо четко определить теоретические основы изучения этой глубокой проблемы. Поэтому цель данной публикации состоит в попытке конкретизации понятийного аппарата, в уточнении сущности и содержания правозащитной функции государства. Итак, раскроем этимологию термина «функция»: латинское Шпйю - исполнение, осуществление [6]. Сам термин хорошо знаком всем еще со школы в рамках предмета математики. Именно в математике зародился термин «функция», широко применялся и был интерпретирован в работах
Лейбница и Дирихле [10, с. 124]. На сегодняшний день данная категория является общенаучной, к применению которой обращаются многие отрасли знания. Традиционно под функциями государства в теории государства и права понимаются основные направления деятельности государства, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
На основе выше сказанного, мы считаем, что функции государства можно определить как предметные векторы его деятельности в наиболее важных сферах жизни человека и общества, выражающие суть государства и общественное предназначение. Полагаем, что такое понимание категории «функции государства» принципиально отличается от прочих двумя характерными чертами:
- во-первых, на первый план выходит сам человек, со своими человеческими интересами и потребностями;
- во-вторых, акцент делается только на наиболее существенных, принципиально важных сферах жизни. Это позволяет четко и ясно разграничить две тесно взаимосвязанные категории «функции государства» и «задачи государства».
Далее, представляется важным разобраться в понятиях «охрана прав человека» и «защита прав человека». Вопрос этот очень серьезный, в современной отечественной юриспруденции до сих пор нет единодушия по поводу соотношения этих категорий. Условно можно выделить три ключевые позиции. Часть ученых-правоведов считают, что, понятие «защита» поглощается наиболее обширным понятием - «охрана» прав человека. Например, А.С. Шевченко считает, что охрана - наиболее обширна по сравнению с защитной категорией, поэтому она имеет нормы как регулятивного, так и охранительного характера, а защита - только охранительного [7, с. 99]. Другая позиция прямо противоположна. Так, З.В. Макарова придерживается другой позиции к приведенному примеру. Согласно её суждению, определение понятия «защита» шире понятия «охрана», она включает охрану в защиту прав человека, и объясняет это тем что, охранять права - значит, не допускать их нарушения, а защита - не только не допустить нарушение прав, но и огородить личность от каких-либо посягательств на эти права [8, с. 25]. Мы разделяем именно этот подход к разграничению категорий «охрана прав человека» и «защита прав человека».
В российской правовой науке так же широко распространенным является суждение об идентичности терминов «защита» и «охрана» прав человека. Согласно мнению Н.В. Витрука, охрана права - это деятельность, направленная на установление преград в осуществлении прав и обязанностей, на борьбу с несоблюдением обязанностей и злоупотреблением прав, на предупреждение и дальнейшую профилактику нарушений прав и обязанностей, а защита в свою очередь наступает тогда, когда имеются признаки злоупотребления правом или неисполнения обязанностей, а так же когда возникает спор о наличии самих прав или же обязанностей, либо возникает препятствие к их осуществлению [2, с. 203]. Особенность позиции Н.В. Витрука заключается в том, что, определяя и выделяя эти явления - охрану и защиту, он полагает, что оба явления составляют единое целое, которое называется «охрана (защита) прав и обязанностей», а термин «защита» и «охрана» употребляет как синонимы. [3, с. 99].
Классик отечественной юридической науки С.С. Алексеев утверждал, что защита прав -это государственная принудительная деятельность, которая направлена на восстановление нарушенного права, и на обеспечение выполнения юридической обязанности [1, с. 280].
Профессор Ф.М. Раянов еще в 1998 году писал, что «обеспечение естественных прав недвусмысленно рассматривалось не только целью движения, но и главной задачей, верховной функцией государства, создаваемого людьми. Именно самоочевидность и разумность истин, что люди сотворены равными, что независимо от государства они имеют права на жизнь, свободу, стремление к счастью, а государственность создается для обеспечения их прав, объективно не могли противопоставлять людей друг против друга» [9, с. 82].
В предоставленной дефиниции, еще не принят во внимание институт самозащиты, точно так же, как и не предусмотрена правозащитная роль органов местного самоуправления, которые, в соответствии со ст. 12 Конституции России «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» [10]. Нам представляется, что необходимо помимо самозащиты и деятельности структур местного самоуправления также отметить всё возрастающую роль институтов гражданского общества - различных некоммерческих неправительственных организаций и движений. Причем как формальных (зарегистрированных и действующих в установленном законом порядке), так и неформальных (стихийно объединяющих людей на основе общности интересов и потребностей и абсолютно независящих от признания или непризнания со стороны публичной политической власти).
Однако, в контексте заявленной темы статьи, мы рассуждаем о правозащитной функции только государства. Подчеркиваем важность и необходимость тесного взаимодействия государства и гражданского общества. Уже очевидны примеры успешной передачи отдельных функций государства институтам гражданского общества. Так, социальная функция государства (при создании благоприятных условий) может быть эффективно реализована различными благотворительными фондами и организациями.
Ст. 2 Конституции Российской Федерации определяет: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта словесная конструкция четко определяет своеобразную иерархию конституционных ценностей. Для нас особенно важно место защиты прав и свобод человека и гражданина в данной иерархии, а конкретно высшее положение [5, с. 23].
Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только государственно организованного общества, но и действенной правовой защитой этого общества от любых попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных и коллективных интересов и потребностей людей.
Впрочем, согласно справедливому замечанию М.В. Мархгейма, более чем многолетний опыт практической реализации положений ст. 2 Конституции Российской Федерации показал, что существенного положительного изменения обстановки в сфере прав и свобод человека и гражданина, увы, не произошло. Права и свободы человека по-прежнему широко нарушаются представителями власти, вследствие чего у российских граждан формируется недоверие к государству, отторгаются его инициативы, включая и правозащитные [4, с. 26].
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, безусловно, касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Стоит подчеркнуть, что для демократического правового государства формируется особая правовая связь - взаимная ответственность, как со стороны государства, так и граждан. Права человека и его свободы - важный противовес к всевластию государственного механизма, признанный обеспечить его ограничение и самоограничение. Вследствие этого ценность человеческих прав по отношению к государству считается первичным, системообразующим принципом правозащитной функции государства, с которым связано построение как общественной, так и государственной жизни на фундаментальных принципах права, разделения ветвей власти, взаимной ответственности государства и индивида.
В данном исследовании мы солидарны с мнением О.А. Снежко, который под конституционной обязанностью государства подразумевает закрепленное в Конституции России должное, наиболее общественно значимое, объективно обусловленное поведение государства (его органов и должностных лиц), нацеленное на обеспечение общего блага всех и каждого.
Конституционная обязанность государства - это своего рода высший долг государства перед гражданами и социумом [11, с. 114].Также мы разделяем позицию В.А. Патюлина о том, что содержание всех без исключения обязанностей государства в общем виде сводится к обеспечению реализации и защите прав [12, с. 114].
На сегодняшний день государство сталкивается с огромными сложностями в осуществлении своей главной конституционной обязанности - защитить права и свободы человека и гражданина. Это, прежде всего, связано с рядом факторов социально-экономического, политического, правового и психологического характера. Среди этих факторов можно выделить несколько:
- изменения в конституционном строе страны, которые вызвали переоценку ценностей в общественном сознании, а нередко и непринятие частью граждан России глобальных перемен;
- просчеты и ошибки в осуществлении нового курса реформирования Российского государства и общества, вызванные некомпетентностью власти и ее отдельных органов и должностных лиц;
- рост коррумпированности, преступности в различных эшелонах власти и т.д. И как следует из такого положения, увеличения количества граждан, обращающихся за помощью в межгосударственные органы по защите прав человека, признаваемые Российской Федерацией, например, в Европейский суд по правам человека.
Существенную роль для адекватного представления о содержании рассматриваемой функции государства содержит ст. 18 Конституции РФ, которая устанавливает, что права и свободы человека и гражданина... определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Следует обратить внимание на то, что в такой конструкции правовой нормы главным назначением всех трех ветвей власти правового государства, смыслом их деятельности и существования провозглашаются и определяются права человека и гражданские свободы. Это в наиболее полной мере демонстрирует всю социальную ценность прав и свобод человека. Но это также доказывает и то, что вся юридическая деятельность, все законотворчество, действия властей всех уровней должны рассматриваться через призму обеспечения этих прав. Таким образом, развитие всей юридической науки и правоприменительной практики имеет очевидную тенденцию к исследованию всех общественных явлений, социальных конфликтов, социально-политических, экономических, этнических и культурных проблем с точки зрения соблюдения прав человека. Защиту прав и свобод гражданина государство в полной мере взяло на себя, заявив, что каждому гарантируется судебная защита (ст. 46 Конституции РФ) [13, с. 163].
В заключение еще раз подчеркнем, что обязательство защиты прав и свобод человека и гражданина охватывает как нормотворчество, так и реализацию права на всех его стадиях и любых формах. Неисполнение данной конституционной обязанности страны его органами и должностными лицами, согласно взгляду Б.С. Эбзеева, не может быть оправдано так называемыми «эксцессами исполнителя», так как последний действовал в рамках установленных государством нормативных правовых актов [14, с. 116]. Конституционная ответственность за надлежащее исполнение актов публичной власти не может возлагаться на непосредственного исполнителя, субъектом такой ответственности считается само правовое государство в лице собственных органов и должностных лиц.
Библиографические ссылки
1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981.
2. Витрук Н.В. Основные теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
3. Витрук Н.В. Реализация прав и свобод личности как процесс // Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. М., 1983.
4. Мархгейм М.В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации : дис. .д-ра юрид. наук. М., 2005.
5. Шарина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционная и муниципальное право. 2009. №2 11.
6. Большой Энциклопедический Словарь URL:http://www.vedu.ru/bigencdic/.
7. Шевченко А.С. О защите гражданских прав. Тарту, 1989.
8. Макарова З.В. Защита в российском уголовном процессе. Понятие, виды, предмет и пределы // Правоведение. 2000. №2 3.
9. Раянов Ф.М. Теория государства и права. Уфа : Издание Башкирск. ун-та, 1998.
10. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ), // Рос. газ. 1993. 25 декабря; 2009, 21 января.
11. Кашперский В.И. Отражение и функции. Свердловск, 1989.
12. Снежко О.А. Защита прав граждан - основная обязанность Российского государства // Право и политика. 2005. № 10.
13. Патюлина В.А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974.
14. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Теория прав человека : монография. Уфа : РИЦ БашГУ, 2016.
15. Эбзеева Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанность. М. : Норма, 2007.
References
1. Alekseev S.S. Obshchaya teoriya prava (General theory of law). T. 1. M., 1981.
2. Vitruk N.V. Osnovnye teorii pravovogo polozheniya lichnosti v sotsialisticheskomobshchestve (Basic theories of legal position of the individual in a socialist society). M., 1979.
3. Vitruk N.V.Realizatsiyaprav i svobod lichnosti kak protsess (Realization of human rights and freedoms as a process), Realizatsiyapravgrazhdan v usloviyakhrazvitogosotsializma. M., 1983.
4. Markhgeim M.V. Konstitutsionnaya sistema zashchity prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Ros-siiskoi Federatsii (Constitutional system for the protection of human rights and freedoms in the Russian Federation), dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2005.
5. Sharina L.A. Chelovek, ego prava i svobody kak vysshaya tsennost' (Man, his rights and freedoms as the supreme value), Konstitutsionnaya i munitsipal'noe pravo, 2009, № 11.
6. Bol'shoi Entsiklopedicheskii Slovar' (Large Collegiate Dictionary).URL: http://www.vedu. ru/big encdic/.
7. Shevchenko A.S. O zashchite grazhdanskikh prav (On the protection of civil rights).Tartu, 1989.
8. Makarova Z.V. Zashchita v rossiiskom ugolovnom protsesse. Ponyatie, vidy, predmet i predely (Protection in Russian criminal trial. Concept, types, subject and limits), Pravovedenie, 2000, №3.
9. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: prinyatav vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993g. (s uchetom popravok, vnesennykh zakonami Rossiiskoi Federatsii o popravkakh k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii ot 30dekabrya 2008 g. № 6-FKZ i ot 30 dekabrya 2008 g. № 7-FKZ) (Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993. (Taking into account the amendments introduced by the laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 6-FKZ and from December 30, 2008 No. 7-FKZ)), Ros. gaz. 1993. 25 dekabrya; 2009, 21 yanvarya.
10. Kashperskii V.I. Otrazhenie i funktsii (Reflection and functions).Sverdlovsk, 1989.
11. Snezhko O.A. Zashchita prav grazhdan - osnovnay aobyazannost' Rossiiskogo gosudarstva (The protection of citizens' rights is the main duty of the Russian state), Pravo ipolitika, 2005, № 10.
12. Patyulina V.A. Gosudarstvo i lichnost' v SSSR (pravovye aspekty vzaimootnoshenii) (State and Personality in the USSR (Legal Aspects of Relations). M., 1974.
13. Utyashev M.M., Utyasheva L.M. Teoriya prav cheloveka (Human Rights Theory), monografiya. Ufa, RITs BashGU, 2016.
14. Ebzeeva B.S. Lichnost' i gosudarstvo v Rossii: Vzaimnayaotvetstvennost' i konstitutsionnyeobyazannost' (Personality and state in Russia: mutual responsibility and constitutional duty). M., Norma, 2007.
Дата поступления: 10.05.2017 Received: 10.05.2017
УДК: 351.773
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В СССР В 1930-1940 гг.
АРЖИЛОВСКИЙ Дмитрий Евгеньевич
аспирант кафедры теории государства и права и международного права, Институт государства и права Тюменского государственного университета, г. Тюмень, Россия. E-mail: [email protected]
Правовое регулирование распространения и употребления табачной продукции в России является известным и актуальным явлением, корнями уходящим в позднее средневековье. С позиций историко-правового анализа данный вопрос на сегодняшний
LEGAL REGULATION OF TOBACCO PRODUCTION AND TRAFFICKING IN THE USSR IN 1930-1940
ARZHILOVSKIY Dmitry Evgenievich
Postgraduate Student of the Department of Theory of State and Law and International law of the Institute of State and Law of the Tyumen State University, Tyumen, Russia. E-mail: [email protected]
Legal regulation of distribution and consumption of tobacco products in Russia is a well-known and relevant phenomenon, going back to the late Middle Ages. From the standpoint of historical and legal analysis, this issue has been studied insufficiently