Библиографический список
1. Мамут Л. Правовое государство: идеологема и современные конституционные тексты // Сравнительное конституционное обозрение. -2011. - № 2.
2. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. - 2002. - № 2.
3. Невинский В.В. К теории правового государства (сравнительно-правовой аспект) // Актуальные проблемы правоведения в современный период: Сб. ст. / Отв. ред. В.Ф. Волович. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991.
4. Короткова О.И. Формирование правового государства и обеспечение верховенства закона // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 5.
5. Арановский, К.В., Князев С.Д. Конституция и безопасность // Государство и право. - 2018. - № 1.
6. Малько А.В., Нырков В.В. Обзор международной научно-практической конференции «Проблемы внешней миграции и миграционной безопасности в современном мире: политико-правовой и гуманитарный аспекты» // Государство и право. - 2017. - № 12.
7. Червонюк, В.И. Соотношение свободы и безопасности: новые вызовы и проблема выбора приоритетов (конституционно-правовой контекст) // Развитие российского права: новые контексты и поиски решения проблем: Материалы X Междунар. научн.-практ. конф.: в 4 ч. - Ч. 1. - М.: Проспект, 2016.
8. Умнова И.А. О тенденции расширения предмета конституционного регулирования в условиях глобализации угроз и вызовов гражданскому миру и безопасности государств // Развитие российского права: новые контексты и поиски решения проблем: Материалы X Междунар. научн.-практ. конф.: в 4 ч. - Ч. 1. - М.: Проспект, 2016.
9. Умнова (Конюхова) И.А. Тенденции конституционного развития и конституционного правоприменения в условиях глобализации угроз и вызовов человечеству // Государство и право. - 2018. - № 2.
10. Конституция Турецкой Республики от 7 ноября 1982 г. // Конституции государств (стран) мира: [сайт]. -URL: https://worldconstitutions.ru/?p=84.
11. Конституция Японии от 3 ноября 1946 г. // Конституции зарубежных стран / Сост. В.Н. Дубровин. М: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001.
12. Конституция Федеративной Республики Бразилии от 20 августа 1949 г. // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Составитель В.В. Маклаков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2001.
13. Сорокин М. Чрезвычайное положение и парламентский контроль за его применением во Франции // Сравнительное конституционное обозрение. - 2017. - № 4.
14. Холмс С. Война с терроризмом: безрассудные шаги Америки // Сравнительное конституционное обозрение. - 2007. - № 3.
15. Фрайот С.П. Бумедьен против Буша: решение Верховного суда США на пересечении войны с терроризмом и конституционной доктрины разделения властей // Сравнительное конституционное обозрение. - 2008. - № 5.
16. Эллиотт М. Соединенное Королевство: «Война с террором» по-британски. Задержание и депортация подозреваемых в терроризме // Сравнительное конституционное обозрение. - 2010. - № 3.
17. Пап Л.А. Дискриминация по национальному признаку и война с терроризмом - венгерский прецедент // Сравнительное конституционное обозрение. - 2006. - № 4.
УДК 34.07
К вопросу о правовой регламентации функций прокуратуры и ее полномочий по обеспечению участия в различных видах судопроизводства
Макеев Николай Николаевич
Настоящая статья посвящена исследованию особенностей и причин правового установления функций прокуратуры не только отдельным пунктом или отдельной статьей основного законодательного акта о прокуратуре, но и разрозненными его статьями, а также другими законодательными актами; несоответствия полномочий прокурора по обеспечению участия в различных видах судопроизводства, установленных основным нормативным правовым актом о прокуратуре и процессуальными кодексами РФ; внесению предложений по совершенствованию действующего законодательства в целях устранения установленных противоречий и пробелов.
Ключевые слова: законодательное регулирование прокурорского надзора, функции прокуратуры, участие прокурора в обеспечении различных видов судопроизводства, полномочия прокурора, совершенствование законодательства о прокуратуре.
Федеральный закон «О прокуратуре РФ» (далее - закон о прокуратуре) давно требует своего комплексного обновления. С момента его принятия - 17.01.1992 г. за более чем 31-летнию свою исто-
рию, в него 76 раз вносились изменения и дополнения, в основном точечные, причем, в 1995 и 1999 гг. были приняты новые редакции закона, существенно изменившие его первоначальный смысл [1]. Однако в ряде случаев - при внесении изменений в другие федеральные законы или с принятием новых (таких как УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ) - соответствующие изменения в закон о прокуратуре не вносились. И наоборот - в связи с принятием новых федеральных законов или дополнением действующих (таких как ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [2] или ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [3], ФЗ от 07.11.2011 № 4-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О полиции» [4]) - устанавливались дополнительные функции прокуратуры, однако эти функции не дополнялись в законе о прокуратуре или же устанавливались не в его 1-й статье (где они перечислены), а дополнялись отдельными статьями.
Указанное привело к тому, что действующий закон о прокуратуре имеет пробелы, прямые противоречиям другим федеральным законам, из-за разных подходов в дополнении - неудобен для применения.
В этой связи будет уместно вспомнить расширенное ежегодное заседание коллегии ГП РФ об итогах работы за 2019 г. и задачах на 2020 г., состоявшееся 17.03.2020 г., на котором Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении, дав отличное от Конституции РФ и закона о прокуратуре определение органам прокуратуры, которые являются одним из самых значимых, самых влиятельных из звеньев государственной системы, сказал: «Поле Вашей ответственности очень широкое, а полномочия очень большие. Этот высокий статус должен быть в полной мере отражен и закреплен в новой редакции ФЗ «О прокуратуре РФ». Такая работа проводится ведомством с прошлого года. И прошу ее продолжить и ускорить максимально» [5].
С тех пор прошло много времени, а поручение Президента РФ так и не выполнено, новая редакция закона о прокуратуре до сегодняшнего дня не принята. Хотя с того времени внесены еще 14 отдельных изменений и дополнений. А что закон стал лучше? - Нет. Для иллюстрации - остановимся на отдельных примерах.
Начнем с определения понятия Прокуратуры РФ и ее функций. Отечественная Конституция в ст. 129 [6] и закон о прокуратуре в его в п. 1 ст. 1 определяют прокуратуру РФ тождественно - как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование. В этом определении названы главные, основные функции прокуратуры. Этот вывод можно сделать, поскольку оно оканчивается фразой «а также выполняющих иные функции». Следует согласиться с тем, что наш президент дал новаторское определение органам прокуратуры, потребовав, чтобы ее высокий статус был в полной мере отражен и закреплен в новой редакции рассматриваемого закона. В п. 2 законодатель перечислил функции прокуратуры, назвав главные и приведя другие, такие как надзоры за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, меры принудительного характера, мест содержания задержанных и заключенных под стражу, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В то же время следует не согласиться с тем, что здесь как функции прокуратуры указаны надзор за исполнением законов судебными приставами и возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования. В первом случае надзор за деятельностью судебных приставов является частью надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, коим ФССП и является. А возбуждение дел об административных правонарушениях является правовым средством реагирования прокуроров на выявленные административные правонарушения - как результат функций надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Излишнее указание об этом, по - моему мнению, усложняет рассматриваемую юридическую конструкцию.
Все ли прокурорские функции перечислены во втором пункте этой статьи и является ли она комплексной, исчерпывающей? - Нет. Так как далее законодатель отдельными п. п. 3, 3.1, 4 устанавливает дополнительные прокурорские функции, не отнесенные к основным: участие во всех видах судопроизводства, представительство и защита интересов нашей страны в межгосударственных органах, иностранных и международных судах, иностранных и международных третейских судах и участие в правотворческой деятельности. Почему это безусловные функции выделены отдельно, а не перечис-
лены во втором пункте, и чем они, может быть, важнее остальных других - логического объяснения не находится.
И это еще не все. Законодательно в анализируемом законе установлена отдельной статьей 2 функция международного сотрудничества прокуратуры, ст. 9.1 - проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, ст. 51 - ведение государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании и прокурорском надзоре. Проиллюстрированное показывает, что законодатель не только устанавливает комплексно другие прокурорские функции в п. 2 ст. 1 или ее отдельными пунктами, но даже отдельными статьями, которые, в свою очередь, изложены непоследовательно и в разных местах законодательного акта.
Как мы отмечали ранее отдельные функции прокуратуры установлены в различных федеральных законах, без внесения дополнений в основной законодательный акт о прокуратуре (формирование ежегодного плана проведения плановых проверок и санкционирование внеплановых - так называемый «госконтроль», координация деятельности уполномоченных органов по борьбе с коррупцией и др.).
Проведенный анализ ряда положений закона о прокуратуре и других федеральных законов, устанавливающих отдельные функции прокуратуры, наглядно показывает несовершенство законодательного процесса в последние три десятилетия в сфере организации прокурорской деятельности. Нет необходимости вдаваться в причины того, почему это произошло. Но совершенно точно напрашивается необходимость скорейшей подготовки и принятия новой редакции закона о прокуратуре, где бы эти и другие недостатки были бы устранены.
Кроме того, имеется настоятельная необходимость существенно скорректировать раздел 4 закона о прокуратуре, посвященный участию прокурора в рассмотрении дел судами, поскольку в правовом регулировании данной функции имеются существенные противоречия.
Целых три пункта - 1, 3 и 4 - ст. 35 закона о прокуратуре, являющихся бланкетными нормами, отсылают правоприменителей к процессуальному законодательству (прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством...; прокурор в соответствии с процессуальным законодательством.; полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством.). И не совсем ясно, какой пункт к какому виду судопроизводства относится. Пункт 1 мы можем отнести к уголовному судопроизводству, поскольку в следующем втором пункте говорится, что, осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Пункт 3, мы также смело можем отнести к гражданскому судопроизводству, поскольку его формулировка приближена к ст. 45 ГПК РФ [7]. Тогда к какому виду судопроизводства нужно относить пункт 4 - ко всем или не указанным ранее - арбитражному, административному? Зачем законодателю нужно было так строить норму закона, если полномочия прокурора по участию в суде всех видов, регулируются только отечественным процессуальным законодательством. Не проще было бы каждый вид судопроизводства оговорить отдельно и посвятить им отдельные пункты или, еще лучше было бы, отдельные статьи?
А если пойти дальше, то при подобном правовом регулировании полномочий прокурора, вызывает большие нарекания пункт 2 ст. 36 закона о прокуратуре, в котором прямо установлено полномочие прокурора истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Такие полномочия не содержатся и не раскрываются в процессуальном законодательстве и федеральных законах. Представляется, что в 2001-2002 гг., - когда издавались кодифицированные процессуальные нормативные правовые акты, в законодательство о прокуратуре изменение не было внесено. А пункт первый рассматриваемой правовой нормы не учитывает создание у нас в стране судов апелляционной инстанции и право прокурора на обжалование судебных решений в апелляционном порядке. Да и сам документ, которым прокурор обжалует судебное решение в порядке уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, протестом в процессуальном законодательстве не обозначается.
Подводя итоги, отметим, что совершенствование закона о прокуратуре позволит улучшить законодательную базу о полномочиях и участии прокурора в рассмотрении дел в различных видах судопроизводства - устранить имеющиеся противоречия, комплексно сосредоточить возложенные на прокуратуру функции в едином федеральном законе.
Библиографический список
1. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // Доступ из справ.-пра-вовой системы КонсультантПлюс.
2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ// Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции»: Федеральный закон от 07.02.2011 № 4-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
5. Заседание коллегии Генпрокуратуры // Президент России: [сайт] - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/62998/.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
УДК 349.2
Трудовая дискриминация в России: определение, проявления и противодействие
Минкина Наталья Ильинична, Дорохова Олеся Александровна
Настоящая работа посвящена исследованию дискриминации в сфере труда, проявляемой на территории России. Авторы дают понятие трудовой дискриминации, предлагая его легальное закрепление, раскрывают ее формы и виды, разграничивая их друг от друга. В статье приводятся актуальные примеры из судебной практики по отдельным видам трудовой дискриминации, а также предлагаются меры по противодействию ей с учетом анализа положений законопроекта «О занятости населения в Российской Федерации».
Ключевые слова: труд, равноправие, запрет на дискриминацию, работодатель, работник, законодательство, судебная практика, законопроект.
Как известно, дискриминация — это такое социальное явление и один из возможных факторов жизни, который негативно влияет на права человека, общественные институты и отношения. Более того, дискриминация потенциально способна привести к разрушению демократического строя государства. Не случайно в мире установлен запрет на дискриминацию в сфере труда, и основан он на равноправии граждан при реализации их свободы труда. Соответственно трудовая дискриминация заключается в ущемлении работодателями прав и законных интересов граждан при реализации ими права на труд по причинам, не связанным с их профессиональными (деловыми) качествами. Проблема предотвращения дискриминаций как в трудовых, так и служебных отношениях в различных аспектах их проявлений на сегодняшний день является одним из актуальных вопросов в науке трудового права не только в России, но и за рубежом.
В этой связи в отечественной специальной юридической литературе встречается немало научных работ, посвященных изучению отдельных аспектов поднимаемой проблематики, как социологами, так и юристами. В настоящее время по результатам проведенных правовых исследований преимущественно опубликованы научные труды по конкретным видам дискриминации (гендерной, возрастной, по расовому признаку и т. п.), а предлагаемые исследователями методы по борьбе с ней представлены без учета и анализа перспективных законопроектов, тем самым, и без выявления положительной динамики в вопросе по противодействию ей. Системный и комплексный подход с учетом указанных особенностей в изучении трудовой дискриминации в целом стал целью настоящей работы.
В ст. 19 и ст. 37 Конституции Российской Федерации (далее - РФ) закреплены положения, согласно которым в стране провозглашено равноправие граждан, запрещены любые формы ограни-