Научная статья на тему 'К вопросу о правовом статусе осужденных - представителей этнических групп'

К вопросу о правовом статусе осужденных - представителей этнических групп Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / ЭТНООСУЖДЕННЫЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / ПРАВА / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / LEGAL STATUS / ETHNO PRISONERS / ETHNIC GROUP / RIGHTS / LEGAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карькина Наталья Николаевна

в статье рассматриваются правовой статус этноосужденного как особого субъекта правоотношений в уголовно-исполнительной системе, нормы российского и международного права, гарантирующие соблюдение прав представителей этнических групп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF PRISONERS WHO ARE REPRESENTATIVES OF ETHNIC GROUPS

the article is devoted to the consideration of legal status of ethno prisoners as special subject of legal relations in penal system, it considers the norms of Russian and international law, guaranteeing observance of the rights of representatives of ethnic groups

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом статусе осужденных - представителей этнических групп»

УДК 343.81 ББК 67.409.01 К27

N.N. KARKINA*

LEGAL STATUS OF PRISONERS WHO ARE REPRESENTATIVES OF ETHNIC GROUPS

Аннотация: в статье рассматриваются правовой статус этноосужденногокак особого субъекта правоотношений в уголовно-исполнительной системе, нормы российскогои международногоправа, гарантирующие соблюдениеправ представителей этнических групп

Ключевые слова: правовой статус, этноосужден-ные, этническая группа, права, законные интересы.

Annotation: the article is devoted to the consideration of legal status of ethno prisoners as special subject of legal relations in penal system, it considers the norms of Russian and international law, guaranteeing observance of the rights of representatives of ethnic groups.

Key words: legal status, ethno prisoners, ethnic group, rights, legal interests.

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА КАРЬКИНА*

Конституция Российской Федерации закрепляет право определять и указывать (или не указывать) свою национальную принадлежность, что является гарантией осуществления прав и законных интересов этнических групп (п. 1 ст. 26).

В то же время механизм регулирования и защиты осужденных - представителей этнических групп должен учитывать их правовой статус, так как выходит за рамки юрисдикции отдельных государств и должен охватывать нормы как международно-правовых, так и национальных актов.

К группе международно-правовых актов следует отнести Всеобщую декларацию прав человека (1948), Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950), Международный пакт о граж-КВОПРОСУ данских и политических правах (1966), Международ-

О ПРАВОВОМСТАТУСЕ ный пакт об экономических, социальных и культурных

правах (1966), Декларацию о правах лиц, принадлежа-ОС у ЖДЕпПЫЛ — щих к национальным или этническим, религиозным и ПРЕДСТАВИТЕЛЕН языковым меньшинствам (1992), Европейскую хартию ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП региональных языков или языков меньшинств (1992)

и Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств (1995).

Положения, касающиеся этнических групп, отражаются в международных документах. В первую группу включаются те, которые представляют собой рекомендации, создают политико-правовой фон, стимулирующий благоприятное отношение к разным национальным меньшинствам и этническим группам. В них формулируются общие принципы государственной политики относительно национальных меньшинств, даются рекомендации о мерах, которые должны способствовать развитию культуры, языка и других сторон жизнедеятельности этнических групп, ограждать

---------- их представителей от дискриминации.

* Соискатель (Академия ФСИН России).

E-mail: [email protected].

Проблемы уголовно9исполнительного права

Проблемы уголовно-исполнительного права

Например, в Кодексе поведения, касающемся аспектов обеспечения безопасности, включенном в Декларацию Будапештской встречи на высшем уровне на пути к подлинному партнерству в новую эпоху, закреплено, что государства-участники не будут ограничивать мирное и законное осуществление прав человека и гражданских прав лицами, действующими в личном качестве либо в качестве представителей групп, или в целях лишения этих лиц их национальной, религиозной, культурной языковой или этнической самобытности.

Осуществление прав на свободное проявление своих этнических, культурных религиозных и языковых особенностей может подвергаться таким ограничениям, которые установлены законом и соответствуют международным нормам. Государства - участники указанной Декларации должны принимать надлежащие меры для более эффективного предотвращения расистских вылазок и других насильственных проявлений нетерпимости и в соответствии с внутренним законодательством и международными обязательствами будут и впредь предпринимать эффективные меры в этой области1.

Так, в Декларации Лиссабонской встречи на высшем уровне было закреплено, что межэтническая напряженность, агрессивный национализм, нарушения прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и серьезные трудности, связанные с переходными процессами в экономике, могут создавать угрозу для стабильности и способны распространяться на другие государства2.

В Декларации Стамбульскойвстречи на высшем уровне (19 ноября 1999 г.) отмечено, что для построения многоэтнического общества в полной и равной мере должны соблюдаться права каждого гражданина. Насилие и дискриминация по этническому признаку в какой бы то ни было форме должны быть прекращены. Противление подобным актам будет отрицательно сказываться на безопасности.

Вторую группу образуют международные юридически обязательные документы, то есть подписанные Российской Федерацией (или воспринятые ею как правопреемницей СССР) и являющиеся в соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) и Федеральном законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»3 составной частью ее правовой системы. В группе выделяются:

1) международные документы, содержащие общие положения, защищающие национальные меньшинства от дискриминации и иных видов

притеснения: Устав ООН (ч. 2 ст. 1), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 27), Международная конвенция 1965 г.

о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция ООН 1948 г. о предупреждении геноцида и наказании за него, Устав Совета Европы (ст. 3), Европейская конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г. (ст. 14);

2) международные документы, закрепляющие конкретные права и гарантии национальных меньшинств в области образования, культуры, языка, религии и т. п., например Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.;

3) международные договоры Российской Федерации, включающие в себя обязательства по защите прав национальных меньшинств, с Казахстаном (1992), Узбекистаном (1992), Грузией (1994), Таджикистаном (1995), Белоруссией (1995), Туркменией (1997), Украиной (1977), Азербайджаном (1997).

Третью группу составляют международные документы, оказывающие идеологическое влияние на государственную политику в области защиты прав национальных меньшинств, этнических групп, но не входящие в правовую систему Российской Федерации. Подобную роль играют, например, Конвенция № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств от 5 ноября 1992 г., Хартия европейской безопасности и Конвенция СНГ 1994 г.

об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Следует указать и на норму ст. 21 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (Минск, 1995), согласно которой лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, не может быть отказано в праве индивидуально, совместно и беспрепятственно выражать, сохранять и развивать этническую, культурную и религиозную самобытность (в соответствие с указанной нормой должно быть приведено национальное законодательство всех подписавших Конвенцию государств). При этом одного конституционного закрепления некоторых гарантий осуществления прав и законных интересов этнических групп недостаточно для формирования эффективного механизма обеспечения этносоциальной безопасности.

Нормы конституционного, гражданского, трудового, семейного и других отраслей права стимулируют социально полезное поведение людей, закрепляют такие общественные отноше-

ния, которые по своей сути противостоят преступности, устраняют (нейтрализуют, блокируют) действие ее причин и условий.

Это является важным направлением и в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и требует четкого нормативно-правового регулирования.

К внутреннему российскому законодательству, регулирующему правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, относится Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»4.

Исследователи вопросов обеспечения безопасности осужденных отмечают, что Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) закрепляет право осужденных (в том числе защищаемых лиц) на личную безопасность5 . В соответствии с ч. 1 ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Согласно ст. 13 УИК РФ осужденные имеют право на личную безопасность. В ст. 12 УИК РФ закреплены основные права осужденных, которые дифференцированы по признаку гражданства. Так, осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в ч. 4 ст. 12 УИК РФ предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания.

Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в ч. 4 ст. 12 УИК РФ предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.

Уже в начале XX в. появилась необходимость в создании учреждения, где наказание в виде лишения свободы будутотбывать иностранные граждане, совершившие преступления на территории нашей страны. Таким образом, первый

правовой статус для осужденных - представителей разных этнических групп был определен в XX в. - лицо иностранного государства или гражданин Российской Федерации.

Первым государственным документом, имеющим отношение к иностранным гражданам, стало Постановление Совета Рабоче-Крестьянской Обороны от 14 июня 1919 г. «О лагерях принудительных работ»: «Всех, проживающих на территории РСФСР иностранных подданных, из рядов буржуазии, тех государств, которые проводят враждебную деятельность, заключать в лагеря принудительных работ»6. Однако в действительности по представлениям ВЧК иностранных подданных направляли в особые лагеря, прежде всего в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), который был создан в 1920 г. Расположенный на Соловецких островах Беломорья, лагерь служил местом строгой изоляции не только для иностранцев, но и для участников всевозможных контрреволюционных организаций, белогвардейцев, реакционного духовенства и других заключенных.

Число лагерей принудительных работ (ЛПР) НКВД РСФСР стремительно росло. В январе 1920 г. к ним были отнесены лагеря для военнопленных Гражданской войны, переданные в НКВД из военного ведомства. Летом 1920 г. действовало 49 ЛПР (в 26 из них содержались военнопленные поляки), на 1 ноября 1920 г. - 84 ПЛР. В докладе НКВД РСФСР за 1920 г. называлось четыре типа ЛПР: лагеря особого назначения (Андроповский и Ивановский в Москве, в которых содержались иностранные и другие заложники, а также лица, осужденные до конца Гражданской войны); концентрационные лагеря нормального, общего типа; лагеря для военнопленных; лагерь-распределитель7.

В конце 1943 г. было создано 8 лагерей для иностранных военнопленных, к концу 1944 г. их было 75. По состоянию на 11 мая 1945 г. в лагерях для военнопленных содержалось 2 млн 70 тыс. человек8.

До 1953 г. граждане иностранных государств содержались в 11 исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ) ГУЛАГа. Это оправдывалось множеством иностранных заключенных и необходимостью их вкрапления в общую массу лагерного населения для результативной работы с ними.

После смерти И.В. Сталина по распоряжению министра внутренних дел СССР Л. Берии от 5 июня 1953 г. № 16/10/4-156207 было определено место заключения для осужденных иностранцев - Дубравный исправительно-трудовой

Проблемы уголовно-исполнительного права

Проблемы уголовно-исполнительного права

лагерь. В 1956 г. там находилось 758 заключенных на общем, строгом и облегченном режимах содержания, и уже тогда стали возникать проблемы с реализацией задач, стоявших перед администрацией лагерей.

В 1968 г. была проведена реорганизация системы мест заключения - ИТЛ преобразовали в исправительно-трудовые колонии (ИТК).

В 1986 г. приказом МВД СССР от 17 февраля 1986 г. N° 051 была образована ИТК-22 Дубравного Управления ИТУ - учреждение ЖХ-385/22, в которой было организовано содержание осужденных-иностранных граждан и лиц без гражданства. Тем же приказом впервые в системе ГУИТУ МВД СССР было объявлено о создании специального пункта при ИТК-22, куда после освобождения помещались бывшие осужденные на время решения вопросов, связанных с репатриацией иностранных подданных и направлением лиц без гражданства в места проживания. В 1986 г. в колонии находилось 386 человек, из них 110 осужденных без гражданства.

В настоящее время исключены положения об отбывании наказания в специальных исправительных учреждениях осужденными - иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также об отдельном содержании подозреваемых

и обвиняемых в совершении преступлений иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно ч. 3 ст. 10 УИК РФ осужденные-иностран-ные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательствомРоссий-ской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, необходимо учитывать религиозную и национальную, этническую принадлежность лица, отбывающего наказание в российском исправительном учреждении. Важнейшим показателем высокой степени демократичности и цивилизованности современного государства является закрепление в действующем законодательстве широкой системы прав и свобод человека и гражданина, а также системы средств их юридического обеспечения. В такой ситуации права и свободы приобретают качество своеобразного базиса, на котором основывается вся разветвленная система юридических возможностей, обеспечивающих максимально полную реализацию личностью своих интересов.

1 См.: Совещание по безопасности и сотрудничествув Европе. Декларация Будапештскойвстречи на высшем уровне на пути к подлинномупартнерству в новую эпоху (Будапешт 6 декабря 1994 г.) // Дипломат вестн. 1995. № 1. С. 6-29; Действующее международное право. М., 1997. Т. 2. С. 184-188.

2 См.: Лиссабонский документ1996 г. Декларация Лиссабонскойвстречи на высшем уровне. Лиссабонская Декларация о модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века // Дипломат, вестн. 1997. № 4. С. 21-33; Моск. журн междунар. права. 1997. № 2. С. 225-234; Действующее международное право. М., 1997. Т. 3. С. 727-736.

3 См.: Собрание законодательстваРФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

4 См.: Там же. 2002. № 30. Ст. 3032.

5 См.: Кобцова Т.С. и др. Комментарий к Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участниковуголовногосудопроизводства [ Электронный ресурс] // СПС «Г арант».

6 Цит. по: Улеватый В.М. Иностранцы на русских нарах. Рузаевка, 2007.

7 См.: Гиляров Е.М, Михайличенко А.В. Становление и развитие исправительно-трудовыхучреждений Со-ветскогогосударства(1917-1925 гг.) М., 1990. С. 54.

8 См.: ИвановаГ.М. ГУЛАГ в системе тоталитарного государства М., 1997. С. 52, 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.