Научная статья на тему 'К вопросу о правовом статусе общественных объединений в свете ре-формирования гражданского законодательства'

К вопросу о правовом статусе общественных объединений в свете ре-формирования гражданского законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
796
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / SOCIAL ASSOCIATION / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА / ORQANIZATIONAL AND LEQAL FORM / КЛАССИФИКАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / NON-PROFIT ORQANIZATIONS' CLASSIFICATION / NON-PROFIT ORQANIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются особенности правового положения общественных объединений в системе некоммерческих организаций. Указывается на недостатки последних изменений российского гражданского законодательства в данной сфере и предлагается вариант классификации некоммерческих юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the leqal status of social associations in the civil law reformation

Special features of the leqal status of social associations in the system of non-profit orqanizations are shown in this article. Some disadvantaqes of last civil law reformations are reviewed there is also a version of non-profit orqanizations’ classification.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом статусе общественных объединений в свете ре-формирования гражданского законодательства»

2 Подпункт 5 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 146-ФЗ (в ред. от 8 марта 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32, ст. 3340; 2015. № 10, ст. 1402.

3 Постановление Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. № 394 «Об использовании космических систем и комплексов военного назначения для оказания услуг в сфере космической деятельности» (в ред. от 6 декабря 2003 г.) // Собр. законодательства. Рос. Федерации. 1999. № 16, ст. 1995; 2003. № 50, ст. 4901.

4 См.: Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 160 «О лицензировании космической деятельности» // Собр. законодательства. Рос. Федерации. 2012. № 10, ст. 1248.

5 См.: Санфилиппо Ч. Курс римского права / под ред. Д. В. Дождева. М., 2002. С. 232.

6 Zimmermann R. The Law of Obligations: Roman Foundations of the Civilian Tradition. Oxford University Press, 1996. C. 394.

7 Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 419.

8 См. : Шешенин Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг // Сборник ученых трудов. Свердловск, 1964. Вып. 3. С. 151-193.

9 См.: Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России. М., 2007. С. 150.

10 См.: Закон Украины от 5 декабря 1996 г. № 503/96-ВР «О космической деятельности» (в ред. от 16 октября 2012 г. № 5461-VI). URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/Z960502.html (дата обращения: 21.04.2015).

11 URL: http://www.saflii.org/za/legis/num_act/saa1993113/ (дата обращения: 21.04.2015).

12 URL: http://uscode.house.gov/download/annualhistoricalarchives/pdf/2010/2010usc51.pdf (дата обращения: 21.04.2015).

13 См.: Жуков, Г.П., Колосов Ю.М. Международное космическое право. М., 1999. С. 7.

14 Российская газета. 1993. 6 окт.; Собр. законодательства. Рос. Федерации. 2011. № 48, ст. 6732.

15 См.: Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 146-ФЗ (в ред. от 8 марта 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32, ст. 3340; 2015. № 10, ст. 1402.

О.В. Степанова

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СВЕТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В статье рассматриваются особенности правового положения общественных объединений в системе некоммерческих организаций. Указывается на недостатки последних изменений российского гражданского законодательства в данной сфере и предлагается вариант классификации некоммерческих юридических лиц.

Ключевые слова: некоммерческие организации, общественное объединение, организационно-правовая форма, классификация некоммерческих юридических лиц.

O.V. Stepanova

TO THE QUESTION OF THE LEQAL STATUS OF SOCIAL ASSOCIATIONS IN THE CIVIL LAW REFORMATION

Special features of the leqal status of social associations in the system of non-profit organizations are shown in this article. Some disadvantaqes of last civil law reformations are reviewed there is also a version of non-profit orqanizations' classification.

Keywords: non-profit orqanization, social association, organizational and leqal form, nonprofit orqanizations' classification.

Последние изменения в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ), касающиеся правового статуса юридических лиц, внесли коррективы в традиционный подход к институту некоммерческих организаций.

© Степанова Ольга Владимировна, 2015

Старший преподаватель кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия)

Так, ранее перечень некоммерческих организаций был открытым, но мог пополняться только на основании федеральных законов. В.В. Залесский и Р.Ф. Кал-листратова отмечали, что данный перечень «...нельзя считать абсолютно открытым в том смысле, что сверх указанных в Законе дозволено избрать любую форму по собственному усмотрению, но лишь такую организационно-правовую форму некоммерческой организации, которая предусмотрена федеральными законами»1.

В новой редакции ГК РФ содержится исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

В подп. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ в качестве одной из организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц названы общественные организации, к которым законодатель в т.ч. относит профессиональные союзы, политические партии, общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления. Такая формулировка представляется некорректной по следующим соображениям.

Во-первых, общественные объединения согласно ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»2 могут создаваться в шести организационно-правовых формах, одной из которых является общественная организация. Поэтому, назвав общественные объединения общественными организациями, законодатель допустил явную неточность, отождествляя все общественные объединения с одной из организационно-правовых форм — общественной организацией.

Во-вторых, в данном перечне профсоюзы и органы общественной самодеятельности, не являющиеся организационно-правовыми формами общественных й объединений, а относящиеся к их видам, представлены в простом порядке перечисления наряду с органами общественной самодеятельности, политическими * партиями и общественными движениями, которые относятся непосредственно | к организационно-правовым формам общественных объединений. | Организационно-правовые формы общественных объединений не следует ото-

| ждествлять с различными их видами, такими, например, как профессиональные ° союзы, благотворительные общественные объединения, территориальными

0

| общественными самоуправлениями и пр. Согласимся с О.В. Власовой, которая | пишет: «Единой точки зрения на критерии классификации объединений в науке не существует. Если перечень организационно-правовых форм объединений | строго ограничен законодательно, то видов общественных объединений может | быть довольно внушительное множество»3.

& В свое время С.В. Соловьева и М.Ю. Тихомиров предложили метод разгра-

ничения организационно-правовых форм от видов общественных объединений ё посредством проведения сравнительного анализа правовых норм4. Однако он § не разрешает полностью данную проблему, поскольку отдельные виды объеди-

1 нений могут создаваться в различных организационно-правовых формах или | только в одной из них. Так, например, общественные объединения по защите

прав потребителей могут быть созданы в организационно-правовых формах общественной организации, общественного учреждения и общественного фонда, а профессиональные союзы — только в форме общественной организации. Кроме того, может иметь место создание ряда некоммерческих организаций как в организационно-правовых формах общественных объединений, так и в 108 организационно-правовых формах самих некоммерческих организаций, напри-

мер, общественные и некоммерческие учреждения, общественные и некоммерческие фонды.

Эта проблема является производной от основной — отсутствия четкой классификации некоммерческих организаций. Обе проблемы не получили должного разрешения и в научной литературе.

Представляется целесообразным использовать иную классификацию некоммерческих организаций и, в частности, общественных объединений, и внести в ГК РФ и в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»5 следующие изменения и дополнения. В п. 1 ст. 50 ГК РФ следует ввести понятие «виды юридических лиц» — коммерческие и некоммерческие организации; подп. 2 п. 3 изложить в следующей редакции: «2) общественных объединений, созданных в организационно-правовых формах, предусмотренных законом».

Вид представляет собой каждый класс предметов, который входит в объем более широкого разряда предметов, называющегося родом, т.е. вид — это подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела — рода6. Таким образом, «юридическое лицо» является родовым понятием, а «коммерческие и некоммерческие организации» — видовыми.

В свою очередь, некоммерческие организации должны быть систематизированы по разновидностям (внутривидовое понятие). Так, разновидностями некоммерческих организаций будут являться потребительский кооператив, общественные объединения, благотворительные и иные фонды, учреждения и др. А уже для разновидностей некоммерческих организаций, таких, как общественные объединения, религиозные организации, учреждения, следует предусмотреть возможность их создания в различных организационно-правовых формах. е

т

Естественно, что подобная классификация не может обойтись без основопола- и гающего понятия для характеристики юридического лица — «организационно- а правовая форма». Поэтому оно должно фигурировать в классификации юридиче- о

в

ских лиц как внутривидовое, но, учитывая вышеназванную специфику неком- о

мерческих юридических лиц, целесообразно ввести два типа организационно- а

правовых форм: основные и производные. Р

К основным организационно-правовым формам (или разновидностям) должны е

быть отнесены все указанные в п. 3 ст. 50 ГК РФ формы некоммерческих органи- о

заций. В свою очередь, к производным от основных организационно-правовым р

формам должны быть отнесены организационно-правовые формы, в которых |

согласно закону могут создаваться общественные объединения, религиозные о

организации и учреждения. К

Верной представляется позиция А.Я Рыженкова и А.Н. Садкова, предла- м

гающих классифицировать некоммерческие организации по организационно- и

правовой форме, рассматриваемой этими авторами в качестве родовой харак- ¡§

теристики, которая «должна иметь совершенно определенный и завершенный 00

характер». А «в рамках той или иной организационно-правовой формы» целевая ^

(функциональная) классификация, по мнению указанных авторов, «может 5 носить расширительный характер». В качестве примера приводится благотворительная организация, которая может создаваться в формах общественной организации, фонда или учреждения7.

Однако авторы ошибочно, на наш взгляд, организационно-правовую форму рассматривают в качестве родовой характеристики, исключая основополагающую характеристику по видам юридических лиц, после которой классификация 109

коммерческих и некоммерческих юридических лиц осуществляется по внутривидовому принципу — организационно-правовым формам.

Сообразуясь с предложенной классификацией, в которой к видам относятся некоммерческие и коммерческие организации, следует вместо термина «вид» применительно к разнообразным видам общественных объединений применять термин «тип»8, который в данном случае будет означать типичные, однопоряд-ковые формы общественных объединений, действующих в единой сфере.

Решение другой проблемы — разграничение организационно-правовых форм общественных объединений и их видов (типов) (молодежные, детские объединения, профсоюзы, благотворительные, спортивные и т. д.) — может быть инициировано путем внесения в ст. 28 Федерального закона № 82-ФЗ четкого указания о том, что в наименовании общественного объединения, помимо указаний на его организационно-правовую форму и территориальную сферу деятельности, должен указываться тип общественного объединения.

Соответствующие изменения уместно внести в п. 1 ст. 54 ГК РФ: «Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица, а также на тип организации в случаях, предусмотренных законодательством».

Ранее в ч. I ГК РФ не содержалось понятия «организационно-правовая форма»; в ст. 50 говорилось лишь о «формах» юридических лиц. В научно-методической и учебной литературе, напротив, всегда широко использовался указанный термин9.

Понятие «организационно-правовая форма», предлагаемое рядом ученых, как 015 правило, ориентировано на способ использования своего имущества юридическим ? лицом, а не на признаки, характеризующие его организационную структуру10. 3 Удачным и полным представляется определение организационно-

| правовой формы, предложенное Е.А. Бабайцевой и В.Н. Цирульниковым: I «Организационно-правовая форма юридического лица — это санкционированное

1 законодателем технико-юридическое средство объективации в реальной дей-

го

| ствительности факта существования организации как субъекта гражданского

| права, что позволяет определить ее место в системе субъектов гражданского

| права. Функциональную предназначенность, способность достижения постав-

2 ленных целей, особенности конструирования внутренних и внешних юридически ° значимых организационных связей. Организационно-правовая форма имеет 1 большое значение и для определения правового статуса организации. Опреде-| ление этого понятия позволяет нам представить законченную классификацию

0 правового статуса по общим, организационным, родовым и личным признакам

1 юридического лица»11.

0

° Одним из значений слова «организация» является внутреннее строение или

го

3 устройство чего-либо; внутренняя согласованность, взаимодействие разных ча-

1 стей единого целого. Организация также означает объединение кого-либо или | чего-либо в одно целое, систему, а также совокупность людей, связанных общей

программой, целью или задачей12.

Под формой понимается строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с внешним содержанием13. С философской точки зрения, форма означает, прежде всего, внешнее выражение какого-либо содержания, а также внутреннее строение, структуру, определенный и опреде-110 ляющий порядок предмета или порядок протекания процесса14.

В.П. Штыков • Значение претензионного порядка в отношениях по перевозке

При подобном подходе к пониманию сути организационно-правовой формы юридического лица трудно согласиться с Т.В. Юрьевой, которая некоммерческую организацию определяет как организационно-правовую форму деятельности в некоммерческом секторе экономики15.

Таким образом, организационно-правовую форму юридического лица можно определить как внутреннее устройство конкретной организации плюс внешнее обрамление, т.е. определенную правовую форму, в которую должно быть облечено данное юридическое лицо.

1 Залесский В.В., Каллистратова Р.Ф. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях». 3-е изд., испр., доп. и перераб. М., 2000. С. 21.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 21, ст. 1930; 1998. № 30, ст. 3608; 2002. № 11, ст. 1018; № 12, ст. 1093; 2003. № 50, ст. 4855; 2004. № 27, ст. 2711; 2006. № 3, ст. 282; 2008. № 30, ст. 3616; 2010. № 21, ст. 2526; 2011. № 27, ст. 3880; 2012. № 30, ст. 4172; 2014. № 30, ч. 1, ст. 4237; 2015. № 1, ч. 1, ст. 58.

3 Власова О.В. Роль общественных объединений в формировании гражданского общества в России: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 144.

4 См.: Соловьева С.В., Тихомиров М.Ю. Некоммерческие организации: правовое положение, законодательство, учредительные документы / под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1998. С. 27.

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 145; 2006. № 3, ст. 282; № 45, ст. 4627; 2008. № 30, ст. 3616; 2009. № 29, ст. 3607; 2010. № 19, ст. 2291; № 21, ст. 2526; 2012. № 30, ст. 4172; 2014. № 30, ч. 1, ст. 4237; 2015. № 1, ч. 1, ст. 58.

6 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С. 78.

7 См. : Рыженков А.Я., Садков А.Н. Правовое положение некоммерческих организаций: учебное пособие. Волгоград, 2004. С. 26.

8 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. раб. С. 787.

9 См., например: Гражданское право России: учебник. Ч. 1 / под ред. З.И. Цыбуленко. М., 1998. С. 95, 98; Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление: учебное пособие. М., 1998, С. 2, 25; Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Договоры некоммерческих организаций с комментариями и бухгалтерскими проводками. М., 1998. С. 3.

10 См., например: Тотьев К.Ю. Предприятие и его организационно-правовая форма // Государство и право. 1994. № 10. С. 62; Меркулов В.В. Гражданско-правовой договор в механизме регулирования товарно-денежных отношений: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 1994. С. 23.

11 Бабайцева Е.А., Цирульников В.Н. Юридические формы предпринимательской деятельности / под ред. А.Я. Рыженкова. Волгоград, 2004. С. 79; см. также: Ципульников В.Н. Признак «Организационное единство» и его влияние на правосубъектность коммерческих организаций (теоретический и правовой аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1998. С. 8-9.

12 См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск, 2001. С. 587.

13 См.: Там же. С. 857.

14 См.: См.: Краткая философская энциклопедия / сост. Е.Ф. Губекский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М., 1994. С. 489.

15 См.: Юрьева Т.В. Указ. раб. С. 19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.П. Штыков

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕТЕНЗИОННОГО ПОРЯДКА В ОТНОШЕНИЯХ ПО ПЕРЕВОЗКЕ

В статье рассматривается соотношение досудебного и претензионного порядка урегулирования споров. Определяется перечень нормативно-правовых актов, в которых установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Предлагаются изменения в транспортные уставы и кодексы с целью повышения значения претензионного порядка в отношениях по перевозке.

Ключевые слова: претензия, претензионный порядок, досудебный порядок урегулирования споров.

© Штыков Виктор Павлович, 2015

Ассистент кафедры гражданского права и процесса (Дальневосточный федеральный университет); e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.