1 См.: Карташов К.А. Позиционирование продукции как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 511-512.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 27, ст. 3479; 2014. № 11, ст. 1100.
3 См.: Камышанский В.П. Обновление гражданского кодекса Российской Федерации становится реальностью // Власть Закона. 2013. № 1 (13). С. 10-11.
4 См.: Интервью с Л.А. Новоселовой, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации, председателем Суда по интеллектуальным правам // Законодательство. 2013. № 1. URL: http://base.garant.rU/57795488/#ixzz3FMiaywna (дата обращения: 22.02.2015).
5 ВАС обсудит создание Суда по интеллектуальным правам. URL: Право.ру / (дата обращения: 21.01.2015).
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 50, ст. 7334; 2014. № 23, ст. 2921.
7 См.: Единый реестр. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. URL: eais.rkn.gov.ru / (дата обращения: 11.04.2014).
8 См.: Жаботинский М.В. К вопросу об осуществлении принципа добросовестности в договорных обязательствах // Актуальные проблемы развития гражданского законодательства на современном этапе. Краснодар, 2014. С. 124-136; Его же. Арбитражный управляющий как субъект гражданских правоотношений при банкротстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 3'
О.С. Сотскова
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ КОСМИЧЕСКИХ УСЛУГ
Статья посвящена вопросам оказания услуг в космической отрасли. Анализируется современное правовое регулирование космической деятельности в различных странах. Дается соотношение понятий «космические услуги» и «космическая деятельность».
Ключевые слова: космическая услуга, космическая деятельность, признаки космической деятельности.
O.S. Sotskova
THE QUESTION OF THE LEGAL REGULATION OF SPACE SERVICES
The article is devoted to providing services in the space industry. The author analyses the current legal regulation of space activities in various countries. The ratio of the concepts of space services and space activities is suggested.
Keywords: space service, space activity, main features of space activity.
Космическое право ученые традиционно относят к области публичного права, где основными субъектами выступают государства, и космическая деятельность носит преимущественно военно-стратегический и научно-исследовательский характер1. Между тем анализ ситуации, сложившейся в космической отрасли, дает все основания полагать, что вектор ее развития сегодня направлен в коммерческую плоскость.
Эволюцию этого общественно-экономического феномена сложно предугадать, однако за прошедшие 10-15 лет появился абсолютно новый уникальный вид услуг, который, принимая во внимание особенности производства и потребления, логично назвать «космическими услугами». Учитывая стремительность прогресса в области космической отрасли, пришлось бы сожалеть, если бы право-
© Сотскова Ольга Сергеевна, 2015
Преподаватель кафедры гражданского и международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
веды проявили безразличие и не стали считаться с потребностью в установлении специальных норм.
Термин «космические услуги» довольно редко употребляется в правовой доктрине, в то время как ученые-экономисты и специалисты в области техники давно ввели указанную дефиницию в обиход. Такой подход со стороны цивилистов можно оправдать стремительным развитием процессов в космической индустрии и формированием новых правоотношений в отсутствие норм гражданско-правового регулирования. Между тем в российских источниках можно встретить различную терминологию относительно этого явления: «услуги в области космической деятельности»2, «услуги в сфере космической деятельности»3 или вовсе «услуги, оказываемые при осуществлении космической деятельности»4. Содержание любого понятия есть не что иное, как совокупность его существенных признаков, так что имеет смысл разобраться, прежде всего, что есть «услуга» как объект гражданских прав.
В доктрине наибольшую поддержку получила точка зрения, согласно которой «услуга» есть деятельность, не имеющая овеществленного результата. Впервые термин «услуга» появился в праве Древнего Рима. Он означал вид трудовой деятельности, которую работник обязуется исполнять лично в обмен на соответствующее вознаграждение5. Термин locatio-conductio operarum (найм услуг), был введен юристами ius commune (общего права). Как указывает Р. Зиммерманн, «operae» есть не что иное, как услуга, оказываемая без намерения достигнуть определенного opus (результата), напротив, если же такое намерение усматривалось, речь шла о договоре подряда locatio-conductio operis6. Далее Р. Зиммерман приводит примеры, на основании которых можно предположить, что не только а овеществленный результат (opus) был предметом locatio-conductio operis (как, ? например, изготовление одежды из шерсти, постройка дома). Иногда объект
LT)
s вовсе не подвергался физическому воздействию (к примеру, транспортировка
| клади) или в качестве предмета договора выступали люди (обучение подмасте-
i рья). В других случаях в качестве opus было обозначено проведение игр или по-
1 дача сигнала в определенный момент. Используя схему Р. Зиммермана, можно
го
J заключить, что в договоре найма работ важен не столько сам процесс, сколько
| конкретный результат, совершенно точно обозначенный заказчиком. Напротив,
| что же касается оказания услуг, то сам процесс оказывается весьма значимым
2 для сторон. Как справедливо отметил О.С. Иоффе, в отношении вопроса оказа-° ния услуг речь идет «о деятельности таких видов, которые не получают или не « обязательно должны получить воплощение в материализованном, а тем более в | овеществленном результате»7. Е.Д. Шешенин выделял в качестве одного из при-
0 знаков — потребление полезного эффекта услуги в процессе ее предоставления8.
1 В конечном итоге при формировании понятия «услуги» в качестве основного
0
° признака можно отметить нематериальный результат, на что указывается боль-
го
§ шинством авторов. Поэтому не станем более вдаваться в рассуждения, поскольку
* Q
1 по данному вопросу имеется достаточно литературы9.
| Как уже отмечалось, космические услуги регулируются российским законода-
тельством в непосредственной связи с термином «космическая деятельность». В международных правовых источниках этой дефиниции места не нашлось, и определение термина отдано на откуп национальному законодательству различных стран. Так, в праве Украины под «космической деятельностью» понимаются научные космические исследования, создание и применение космической техники, использование косми-104 ческого пространства10. Интересный подход выработало право Южной Африки, раз-
деляя понятие «space activities» («космическая деятельность», напрямую связанная с запусками и управлением космических кораблей в космическом пространстве) и термин «space-related activities» (любая деятельность по оказанию поддержки или совместному использованию космических технологий)11. В США закреплен термин «aeronautical and space activities» — «авиационная и космическая деятельность», включающая следующие этапы:
исследование и решение проблем полета в пределах и за пределами атмосферы Земли;
разработка, изготовление, испытание и эксплуатация авиационных и космических аппаратов для исследовательских целей;
эксплуатация (управление) системами космического транспорта, включая космические корабли, разгонные блоки, космические платформы и прочее, связанное с ними оборудование;
иные мероприятия, необходимые для исследования космоса12. Анализ законодательства различных стран позволяет утверждать, что космическая деятельность не ограничивается лишь космическим пространством (она может осуществляться как с поверхности Земли, так и в воздушных слоях атмосферы), при этом она должна быть органически связана с запуском космического объекта, его эксплуатацией и возвращением на Землю13. В соответствии с Законом РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности» (в ред. от 21 ноября 2011 г.) под космической деятельностью понимается «любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела»14. Из определения вытекают несколько, на наш взгляд, существенных признаков: е
т
непосредственный характер космической деятельности — это исключительно и проведение работ по исследованию и использованию космического пространства; а территориальный признак космической деятельности — космическое про- о
в
странство, куда можно отнести Луну и другие небесные тела. §
й
Если следовать данному определению, то получается, что «космические с услуги» в области космической деятельности заключаются в проведении работ | по исследованию и использованию космического пространства, что, безусловно, е
теряет всякий смысл в отношении всего вышесказанного относительно разгра- °
й
ничения понятий услуг и работ. Деятельность по подготовке космонавтов к по- р
лету или медико-биологическому обеспечению экипажей космических полетов Ч
не подпадает под определение «космическая деятельность», поскольку она не |
носит непосредственного характера. Понятие «услуги в области космической к
деятельности» ограничивается территориальным признаком, что не соответ- |
ствует современным перспективным сегментам рынка: «космический туризм», и
«реклама в космосе», «космические похоронные услуги» и пр. Очевидно, раз ¡§
космические корабли и их части не относятся к космическому пространству и (10
небесным телам, реклама на форме космонавтов или космических аппаратах не ^
входит в понятие «услуги в области космической деятельности». 5
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что корректность употребления термина «услуги в области (сфере) космической деятельности», равно как и «услуги при осуществлении космической деятельности», представляется крайне сомнительной и не обеспечивается должным образом в российском законодательстве современным понятием «космическая деятельность». Стоит отметить, что ст. 2 Закона «О космической деятельности», постепенно обрастая дополнениями
и изменениями, определила следующие основные направления космической деятельности:
научные космические исследования;
использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания: дистанционное зондирование Земли из космоса, включая государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) и метеорологию; использование спутниковых навигационных и топогеодезиче-ских систем;
пилотируемые космические полеты;
использование космической техники, космических материалов и космических технологий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации; наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве; испытания техники в условиях космоса; производство в космосе материалов и иной продукции;
другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники. Направления космической деятельности относится к числу явлений бесконечно возобновляющихся, и перечень не является закрытым именно в силу данной причины. В связи с этим представляется необходимым разработать универсальную дефиницию, охватывающую «космическую деятельность» и все ее направления и тенденции развития.
Разделяя беспокойство тех, кто интересуется указанными проблемами, постараемся разобраться, что именно относится к услугам в области «космической деятельности». К таковым согласно подп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ можно отнести следующие:
услуги, оказываемые как с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, так и управляемой с поверхности и (или) из атмосферы Земли;
услуги по исследованию космического пространства,
услуги по наблюдению за объектами и явлениями в космическом пространстве, в т.ч. с поверхности и (или) из атмосферы Земли;
подготовительные и (или) вспомогательные (сопутствующие) наземные услуги, технологически связанные с исследованием космического пространства и (или) использованием техники, находящейся непосредственно в космическом про-странстве15. Анализируя приведенную норму, можно заметить, что в ней ничего не говорится об использовании космического пространства. В приложении к Положению о лицензировании космической деятельности содержится перечень из выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении космической деятельности, однако в нем также отсутствует упоминание об использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
При создании правовых дефиниций смелое творческое воображение необходимо сочетать все же с юридической точностью для создания необходимого правового каркаса зарождающихся общественных отношений. Коммерциализация выдвигает новые требования к системе национального права. Пока такие основополагающие понятия, как «космическая деятельность», не адаптируются к экономической ситуации в космической индустрии, стремление цивилистов найти свою нишу для «космических услуг» останется тщетным.
106
1 См.: Нозари Ф. Космическое право / под ред. Ю.М. Колосова. М., 1979. С. 51.
О. В. Степанова • К вопросу о правовом статусе общественных объединений
2 Подпункт 5 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 146-ФЗ (в ред. от 8 марта 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32, ст. 3340; 2015. № 10, ст. 1402.
3 Постановление Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. № 394 «Об использовании космических систем и комплексов военного назначения для оказания услуг в сфере космической деятельности» (в ред. от 6 декабря 2003 г.) // Собр. законодательства. Рос. Федерации. 1999. № 16, ст. 1995; 2003. № 50, ст. 4901.
4 См.: Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 160 «О лицензировании космической деятельности» // Собр. законодательства. Рос. Федерации. 2012. № 10, ст. 1248.
5 См.: Санфилиппо Ч. Курс римского права / под ред. Д. В. Дождева. М., 2002. С. 232.
6 Zimmermann R. The Law of Obligations: Roman Foundations of the Civilian Tradition. Oxford University Press, 1996. C. 394.
7 Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 419.
8 См. : Шешенин Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг // Сборник ученых трудов. Свердловск, 1964. Вып. 3. С. 151-193.
9 См.: Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России. М., 2007. С. 150.
10 См.: Закон Украины от 5 декабря 1996 г. № 503/96-ВР «О космической деятельности» (в ред. от 16 октября 2012 г. № 5461-VI). URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/Z960502.html (дата обращения: 21.04.2015).
11 URL: http://www.saflii.org/za/legis/num_act/saa1993113/ (дата обращения: 21.04.2015).
12 URL: http://uscode.house.gov/download/annualhistoricalarchives/pdf/2010/2010usc51.pdf (дата обращения: 21.04.2015).
13 См.: Жуков, Г.П., Колосов Ю.М. Международное космическое право. М., 1999. С. 7.
14 Российская газета. 1993. 6 окт.; Собр. законодательства. Рос. Федерации. 2011. № 48, ст. 6732.
15 См.: Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 146-ФЗ (в ред. от 8 марта 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32, ст. 3340; 2015. № 10, ст. 1402.
О.В. Степанова
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СВЕТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В статье рассматриваются особенности правового положения общественных объединений в системе некоммерческих организаций. Указывается на недостатки последних изменений российского гражданского законодательства в данной сфере и предлагается вариант классификации некоммерческих юридических лиц.
Ключевые слова: некоммерческие организации, общественное объединение, организационно-правовая форма, классификация некоммерческих юридических лиц.
O.V. Stepanova
TO THE QUESTION OF THE LEQAL STATUS OF SOCIAL ASSOCIATIONS IN THE CIVIL LAW REFORMATION
Special features of the leqal status of social associations in the system of non-profit organizations are shown in this article. Some disadvantaqes of last civil law reformations are reviewed there is also a version of non-profit orqanizations' classification.
Keywords: non-profit orqanization, social association, organizational and leqal form, nonprofit orqanizations' classification.
Последние изменения в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ), касающиеся правового статуса юридических лиц, внесли коррективы в традиционный подход к институту некоммерческих организаций.
© Степанова Ольга Владимировна, 2015
Старший преподаватель кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия)