Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ЖИВОТНЫХ КАК ОБЪЕКТЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ЖИВОТНЫХ КАК ОБЪЕКТЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ - ЖИВОТНОГО / ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЖИВОТНОГО КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / ОТВЕТСТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ / НЕДОПУЩЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нетишинская Л.Ф., Акульшина К.Г.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся правового режима особенного объекта гражданских прав - животных. Анализ законодательных положений позволяет сделать определённые выводы об этом объекте гражданского правоотношения, подтверждающие, что животное - это живое существо, хотя законодатель указывает о применении к животным общих правил об имуществе. Особое внимание обращается на содержание законодательных положений, характеризующих отношение законодателя к исследуемому объекту гражданских прав и его правовому режиму, в результате анализа которых сделаны определенные выводы, которые можно использовать в практическом применении положений об объекте гражданских прав - животных не только, когда речь идет о содержании домашних животных, но и об использовании служебных животных для культурно-зрелищных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE LEGAL REGIME OF ANIMALS AS AN OBJECT OF CIVIL RIGHTS

The article deals with issues related to the legal regime of a special object of civil rights - an animal. Analysis of legislative provisions allows us to draw certain conclusions about this object of civil legal relations, confirming that the animal is a living being, although the legislator indicates the application of General rules on property to animals. Particular attention is drawn to the contents of legal provisions characterizing the relationship of the legislator the object of civil rights, and its legal regime, the analysis of which a number of conclusions that can be used in the practical application of the provisions on the object of civil rights - the animals, not only when it comes to Pets, but in cases where we are talking about the contents and use of service animals and animals used in entertainment purposes.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ЖИВОТНЫХ КАК ОБЪЕКТЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ»

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО, СЕМЕЙНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

УДК 347.1

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ЖИВОТНЫХ КАК ОБЪЕКТЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Нетишинская Л.Ф., Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар, Российская Федерация, lfn2020@mail.ru

Акульшина К.Г., Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар, Российская Федерация, akulshina99@bk.ru

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся правового режима особенного объекта гражданских прав - животных. Анализ законодательных положений позволяет сделать определённые выводы об этом объекте гражданского правоотношения, подтверждающие, что животное - это живое существо, хотя законодатель указывает о применении к животным общих правил об имуществе. Особое внимание обращается на содержание законодательных положений, характеризующих отношение законодателя к исследуемому объекту гражданских прав и его правовому режиму, в результате анализа которых сделаны определенные выводы, которые можно использовать в практическом применении положений об объекте гражданских прав - животных не только, когда речь идет о содержании домашних животных, но и об использовании служебных животных для культурно-зрелищных целей.

Ключевые слова: правовой режим объекта гражданских прав - животного; требования к содержанию животного как объекта гражданских прав; ответственное обращение с животными; недопущение жестокого обращения с животными.

DOI: 10.21779/2224-0241-2021-37-1-71-74

UDC 347.1

ON THE ISSUE OF THE LEGAL REGIME OF ANIMALS AS AN OBJECT OF CIVIL RIGHTS

Netishinskaya L. F., Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russian Federation,

lfn2020@mail.ru

Akulshina K.G., Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russian Federation,

akulshina99@bk.ru

The article deals with issues related to the legal regime of a special object of civil rights - an animal. Analysis of legislative provisions allows us to draw certain conclusions about this object of civil legal relations, confirming that the animal is a living being, although the legislator indicates the application of General rules on property to animals. Particular attention is drawn to the contents of legal provisions characterizing the relationship of the legislator the object of civil rights, and its legal regime, the analysis of which a number of conclusions that can be used in the practical application of the provisions on the object of civil rights - the animals, not only when it comes to Pets, but in cases where we are talking about the contents and use of service animals and animals used in entertainment purposes.

Key words: legal regime of an object of civil rights-an animal; requirements for keeping an animal as an object of civil rights; responsible treatment of animals; prevention of cruelty to animals.

DOI: 10.21779/2224-0241-2021-37-1-71-74

Статья 137 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) [1] содержит правило о том, что если законом или иными правовыми актами не установлено иное, то к животным при-

меняются общие правила об имуществе, а поскольку имущество перечислено в ГК РФ как один из объектов гражданских прав, следовательно, законодатель считает животное объектом гражданских

прав и оно может быть объектом гражданских правоотношений [2]. Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] (далее - ФЗ «Об ответственном обращении с животными») также устанавливает положение о том, что животное является объектом гражданских прав, указывая на возможность принадлежности животного физическому или юридическому лицу на праве собственности или ином законном основании, то есть животное может выступать в качестве объекта не только вещных, но и обязательственных правоотношений. Кроме того, следует обратить внимание на положение ГК РФ о том, что к животным должны применяться общие положения об имуществе, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Следовательно, как представляется, к гражданским правоотношениям, объектами которых являются животные, в первую очередь, должны применяться положения ФЗ «Об ответственном обращении с животными», а затем уже общие правила об имуществе как объекте гражданских прав.

Анализ законодательных положений ГК РФ, а также ФЗ «Об ответственном обращении с животными», относящихся к правовому регулированию правового режима такого объекта гражданских прав, как животные, позволяет сделать вывод о том, что этот объект гражданских прав выделяется среди других объектов гражданских прав своими отличительными признаками.

Рассмотрим, прежде всего, положение ГК РФ о том, что при осуществлении субъективных гражданских прав, объектом которых является животное, не должно допускаться жестокое обращение с животными. Что касается Федерального закона «Об ответственном обращении с животными», то он устанавливает понятие «жестокое обращение с животными», включающее: обращение с животным, которое может привести к его гибели или увечью; проведение процедур, вызывающих у него непереносимую боль. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что законодатель считает животное живым существом, способным испытывать физические страдания. Далее обратимся к положению ГК РФ, содержащему требование об определенном содержании животного на время розыска его собственника: лицо, содержащее такое безнадзорное животное должно иметь необходимые для этого условия. Что касается Федерального закона «Об ответственном обращении с животными», то в нем также устанавливаются определенные требования к содержанию животного, среди которых указывается обеспечение надлежащего ухода за ним, своевременное оказание ему ветеринарной помощи. По нашему мнению, законодателю следовало бы разъяснить, что означает понятие «обеспечение надлежащего ухода за животным». Видимо, имеется в виду предоставление животно-

му еды, воды, осуществление выгула животного при условии обеспечения его безопасности и оказание ему помощи, если оно находится в опасном для жизни или здоровья состоянии. На основе сказанного можно сделать вывод о том, что законодатель относится к животному как к объекту гражданских прав, учитывая, что это живое существо, жизнь и здоровье которого во многом зависят от действий в отношении него со стороны владельца животного и иных лиц.

Следует обратить особое внимание на положение ГК РФ о возможности возврата безнадзорного животного к прежнему собственнику только в том случае, если животное сохранило к нему привязанность. Считаем, что это законодательное положение свидетельствует о том, что законодатель относится к животному как к объекту гражданских прав, считая его живым существом, способным испытывать эмоции. Однако Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» по данному вопросу ограничился только указанием на наличие среди основных принципов обращения с животным обращение к нему как к существу, способному испытывать эмоции и физические страдания.

Итак, животные являются объектом субъективных гражданских прав, к ним применяется правовой режим вещей (имущества), но признать их вещами в строгом смысле слова нельзя, поскольку животное - это живое существо, способное испытывать эмоции и физические страдания, их жизнь и здоровье зависят от действий в отношении их со стороны владельца животного и иных лиц, использующих животное, в частности, при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха, развлечений, в целях охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. В качестве вывода следует отметить также то обстоятельство, что ГК РФ устанавливает различные правовые режимы для животных, у которых есть собственник, и животных безнадзорных. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» разграничивает понятия «животное, у которого есть владелец», «животное без владельца» и «животное, от права собственности на которое владелец отказался». При этом правовые режимы каждого животного как объекта гражданских прав различны.

Классики российской цивилистики отмечали наличие среди объектов гражданских прав животных с правовым режимом имущества. Так, Д.И. Мейер относил животное к вещам, которые не заменяют одна другую, но каждая имеет индивидуальное значение [4, с. 11]. Что касается советских цивилистов, то, к примеру, В.А. Рясенцев, рассматривая вопросы о понятии и юридической классификации вещей как объектов гражданских правоотношений, указывает на наличие среди них домашних животных, определяя их в качестве одушевленных вещей [5, с. 47].

Л.Ф. НЕТИШИНСКАЯ, КГ. АКУЛЬШИНА

Одним из важных и сложных вопросов, касающихся темы настоящего исследования, является вопрос о создании приютов для безнадзорных животных, поскольку именно в приютах осуществляется их содержание в случаях отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания, невозможности дальнейшего использования служебных животных, животных, которых использовали в культурно-зрелищных целях, при отлове животных без владельцев.

Сложность данного вопроса заключается в том, что содержание животных в приютах для животных обходится владельцу приюта дорого, к тому же следует учитывать и то обстоятельство, что владелец приюта должен соблюдать, кроме общих требований к содержанию животных, еще и дополнительные требования, среди которых, в частности, осуществление стерилизации и вакцинации животных. Каждая из таких процедур, оказываемых ветеринарными клиниками, являющихся, в основном, коммерческими организациями по своей организационно-правовой форме, осуществляются недешево. В связи со сказанным следует отметить, что приютов для животных создается очень мало. Главным образом, это - частные приюты, владельцами которых являются индивидуальные предприниматели или юридические лица. Следует отметить, что Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» не устанавливает обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации создавать приюты для содержания животных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Возможно, поэтому, например, на территории Краснодарского края, отсутствуют муниципальные приюты для содержания безнадзорных животных. Информация об этом содержится в «Российской газете» от 17 июля 2020 года. В начале июня 2020 года постановлением главы администрации Краснодарского края был утвержден Порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Краснодарского края [6], при этом в вышеуказанном постановлении речь идет о том, что главам муниципальных образований рекомендовано провести работу по организации приютов на территории муниципальных образований Краснодарского края и, хотя в «Российской газете» от 17 июля 2020 года утверждалось, что за организацию таких приютов для содержания безнадзорных животных ответственность должны нести главы муниципальных образований, в вышеуказанном

постановлении не устанавливается ни обязанность глав муниципальных образований провести работу по организации приютов для безнадзорных животных, ни, тем более, их ответственность за нее.

Что касается проведения работы по организации приютов для содержания животных на территории муниципальных образований Краснодарского края, то, как было указано в газете «Кубанские новости» от 20 июля 2020 года, по словам директора департамента муниципальной собственности и городских земель, для строительства приюта для содержания безнадзорных животных был выбран земельный участок, а заявление о предоставлении участка уже передано в соответствующее ведомство. В этой же газете указывалось также о том, что городские власти Анапы в 2017 году выделили земельный участок для строительства питомника для безнадзорных животных. Какая-либо другая информация о судьбе приюта для содержания животных в Анапе отсутствует [7].

Поэтому полагаем, что действующее законодательство, регулирующее правовой режим животных как объект гражданских прав, требует оптимизации, так как общая гуманизация отношения общества к животным в целом, включая безнадзорных животных, не соответствует уровню правового регулирования общественных отношений в области обращения с животными. В частности, Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» следует дополнить нормами, закрепляющими обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления заниматься строительством и содержанием объектов для безнадзорных животных.

Кроме того, необходимо предусмотреть систему налоговых льгот для владельцев частных объектов для содержания безнадзорных животных, а также льгот для ветеринарных клиник (ветеринаров), которые на безвозмездной основе будут оказывать услуги по ветеринарному сопровождению, стерилизации безнадзорных животных, содержащихся в вышеназванных объектах.

Помимо этого, следует разработать и принять Федеральный закон «Об общественном контроле в области обращения с животными», необходимость принятия которого была предусмотрена еще Федеральным законом от 21.07.2014 г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Это позволит осуществлять комплексное регулирование общественных отношений в области обращения с животными.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон Рос. Федерации от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301.

2. Нетишинская Л.Ф. К вопросу об объекте гражданского правоотношения // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2006. № 2. С. 281-291.

3. Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 дек. 2018 г. №498-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 53, ч. I, ст. 8424.

4. Леваев А.Ф. Гражданское право: учебное пособие. Уфа, 2020.

5. Светлов А.В. Гражданское законодательство в дореволюционной России: монография. Калининград, 2021.

6. Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Краснодарского края: постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 июня 2020 г. № 325 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/570810804 (дата обращения: 01.02.2021).

7. В Краснодаре построят муниципальный приют для бездомных животных // Кубанские новости.

2020. 20 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://kubnews.ru/obshchestvo/2020/07/20/v-krasnodare-postroyat-munitsipalnyy-priyut-dlya-bezdomnykh-zhivotnykh (дата обращения: 01.02.2021).

8. Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 дек. 2018 г. № 498-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/552045936 (дата обращения: 01.02.2021).

9. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70700452/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/ (дата обращения: 01.02.2021).

References

1. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii. Chast' pervaya: feder. zakon Ros. Federatsii ot 30 noyab. 1994 g. № 51-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 1994. № 32, st. 3301.

2. Netishinskaya L.F. K voprosu ob ob"ekte grazhdanskogo pravootnosheniya // Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2006. № 2. S. 281-291.

3. Ob otvetstvennom obrashchenii s zhivotnymi i o vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 27 dek. 2018 g. №498-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2018. № 53, ch. I, st. 8424.

4. Levaev A.F. Grazhdanskoe pravo: uchebnoe posobie. Ufa, 2020.

5. Svetlov A.V. Grazhdanskoe zakonodatel'stvo v dorevolyutsionnoi Rossii: monografiya. Kaliningrad,

2021.

6. Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii deyatel'nosti priyutov dlya zhivotnykh i norm soderzhaniya zhivotnykh v nikh na territorii Krasnodarskogo kraya: postanovlenie glavy administratsii (gubernatora) Krasno-darskogo kraya ot 8 iyunya 2020 g. № 325 [Elektronnyi resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/570810804 (data obrashcheniya: 01.02.2021).

7. V Krasnodare postroyat munitsipal'nyi priyut dlya bezdomnykh zhivotnykh // Kubanskie novosti. 2020. 20 iyulya. [Elektronnyi resurs]. URL: https://kubnews.ru/obshchestvo/2020/07/20/v-krasnodare-postroyat-munitsipalnyy-priyut-dlya-bezdomnykh-zhivotnykh (data obrashcheniya: 01.02.2021).

8. Ob otvetstvennom obrashchenii s zhivotnymi i o vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 27 dek. 2018 g. № 498-FZ [Elektronnyi resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/552045936 (data obrashcheniya: 01.02.2021).

9. Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 21 iyulya 2014 g. № 212-FZ [Elektronnyi resurs]. URL: https://base.garant.ru/70700452/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/ (data obrashcheniya: 01.02.2021).

Поступила в редакцию Я февраля 2021 г.

Received Я February, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.