Научная статья на тему 'К вопросу о правовом режиме служебной тайны'

К вопросу о правовом режиме служебной тайны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
841
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ / СЛУЖЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кармановский Николай Сергеевич, Савченко-новопавловская Софья Леонидовна, Дикий Дмитрий Игоревич

В статье приведены краткие результаты ретроспективного и сравнительно-правового анализа режима служебной тайны по законодательству России и ряда зарубежных стран. Определены возможные направления развития института служебной тайны в России. Проанализирована специфика российского и зарубежного законодательства в сфере охраны и защиты служебной тайны. Исследованы различные подходы к определению термина «служебная тайна». Выявлены проблемы правового регулирования института служебной тайны в России, в частности, выражена позиция о том, что отсутствие легального определения термина «служебная тайна» является серьезным пробелом в современном законодательстве. Сформулировано предложение включить в российскую систему информационного права специальный нормативно-правовой акт, в рамках которого будут решены вопросы о понятии служебной тайны, перечне составляющих ее сведений и порядке обращения с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом режиме служебной тайны»

УДК 34

Кармановский Николай Сергеевич

кандидат технических наук, доцент кафедры

проектирования и безопасности компьютерных

-

исследовательского университета

,

[email protected]

Савченко-Новопавловская Софья Леонидовна

инженер информационно-аналитического отдела Санкт-Петербургского национального

исследовательского университета

,

[email protected]

Дикий Дмитрий Игоревич

студент кафедры проектирования и безопасности компьютерных систем Санкт-Петербургского национального исследовательского

университета информационных ,

[email protected]

К вопросу о правовом режиме служебной тайны

Nikolay S. Karmanovsky

Candidate of Technical Sciences, associate professor of designing and safety of computer systems of the St. Petersburg national research university of information technologies, mechanics and optics [email protected]

Sofya L. Savchenko-Novoavlovskaya

engineer of information analysis department St. Petersburg national research university of information technologies, mechanics and optics [email protected]

Dmitry I. Dikii

student of department of designing and safety of computer systems St. Petersburg national research university of information technologies, mechanics and optics [email protected]

The question of the legal

regime of official secrecy

Аннотация. В статье приведены краткие результаты ретроспективного и сравнительно-правового анализа режима служебной тайны по законодательству России и ряда зарубежных стран. Определены возможные направления развития института служебной тайны в России. Проанализирована специфика российского и зарубежного законодательства в сфере охраны и защиты служебной тайны. Исследованы различные подходы к определению термина «служебная тайна». Выявлены проблемы правового регулирования института служебной тайны в России, в частности, выражена позиция о том, что отсутствие легального определения термина «служебная тайна» является серьезным пробелом в современном законодательстве. Сформулировано предложение включить в российскую систему информационного права специальный нормативно-правовой акт, в рамках которого будут решены вопросы о понятии служебной тайны, перечне составляющих ее сведений и порядке обращения с ними.

Ключевые слова: правовой режим информации, служебная информация, конфиденциальные сведения, информационная безопасность, сведения ограниченного доступа.

Annotation. The article presents brief results of the analysis of the legal regime of official secrecy. Identified possible directions of development of the Institute of official secret in Russia. Studied various approaches to the definition of the term «official secret». The identified problems of legal regulation of the Institute of official secret in Russia, in particular, expressed the position that the absence of a legal definition of the term «official secret» is a serious gap in the current legislation. The proposal was to include into the Russian system of information law the special legal act, in which issues are resolved on the concept of official secrets, the list of its constituent information and how to contact them.

Keywords: legal regime of information, proprietary information, professional secrecy, information security, confidential data.

Актуальность исследования института служебной тайны обусловлена тем, что на данный момент российское законодательство не содержит конкретных положений касательно правового режима служебной тайны. В основе

изучения служебной тайны лежит категория « », ,

очередь, является базовой категорией инфор-

мационного права. По мнению ГГ. Камаловой, служебная тайна представляет собой двуедин-ство правового режима и сведений, которые составляют данную тайну [1].

Режим служебной тайны включает в себя широкий , -

рядка обеспечения конфиденциальности, опреде-

ления прав и обязанностей субъектов соответствующих правоотношений. При этом в настоящее время значение термина «ет^ебная тайна» остается довольно размытым. Это обусловлено наличием целого ряда пробелов и противоречий действующего законодательства. До 2008 г. служебная тайна упоминалась в ст. 139 ГК РФ, которая гласила, что информация может быть отнесена к слу-, «

или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности» [9]. На данный момент является действующим Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233, которое содержит «

».

относится несекретная информация, касающаяся

, -

пространение которой диктуется служебной необ-

,

, -

ничен в соответствии с федеральными законами.

Однако допустимость рассмотрения таких понятий, « » «

» -же является спорной [7].

В современном праве вопрос о сущности служебной тайны является дискуссионным. Содержание служебной тайны составляют служебные сведения, доступ к которым ограничен в связи с установлением их конфиденциальности. И.Ю. Павлов полагает, что служебную тайну следует определить, , -

ной тайне и созданную или полученную государственным органом или органом местного самоуправления, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом в интересах иных лиц [2]. Однако данная точка зрения представляется не актуальной в рамках действующего законо-,

рассматривается в аспекте коммерческой деятельности. Пункт 3 Указа Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188 относит к служебной тайне

,

органами государственной власти. Однако в соответствии с ГК РФ и Федеральными законами рассматривать в качестве сведений, составляющих служебную тайну, исключительно сведения, полуЛитература: 1.

(часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

2. Закон Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-3 «О государственных секретах» 11Р1_: < http://www.kgb.by/ru/zakon170-3/> (поотеднее посещение - 12 июля 2016 г.).

3. Камалова Г Г. О правовом режиме служебной тайны // Вестник УдмГУ. 2014. № 2-4. С. 145-152.

ченные в ходе деятельности государственных служащих, не представляется возможным [8].

Категория служебной тайны не является исключительно порождением российской юридической док,

развитых и развивающихся стран используют систему ограничения доступа к информации с аналогичным (ти схожим) наименованием. Так, интересным является опыт Республики Беларусь в области охраны служебной тайны. Ст. 16 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах» от 19 июля 2010 г. № 170-3 разделяет государственные секреты на такие категории, как государственная тайна и служебная тайна [10]. Под служебной тайной понимается информация, разглашение которой может нанести вред государственному строю и безопасности страны. Также ,

составной частью государственной тайны, не раскрывая ее в целом. Ст. 17 Закона предусматривает степень секретности для служебной тайны - «гек-ретно». Ст. 53 Трудового кодекса Республики Беларусь закрепляет обязанность работника хранить государственную и служебную тайны, не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну нанимателя. Так, указанная норма предполагает независимое существование трех понятий: государственной, служебной и коммерческой тайны [5].

, -

ции правовой защиты сведений, составляющих

,

в себя комплекс мер, разработанных на опреде-.

совокупность всевозможных видов деятельности, нацеленной на совершенствование системы обеспечения сохранности информации. В современную российскую систему информационного

права необходимо включить нормативно,

вопросы о сущности служебной тайны, дано определение понятия «отужебная тайна» и приведен перечень сведений, составляющих служеб-.

защиты служебной информации на предприятии позволяет избежать таких проблем как утечка конфиденциальной информации и соответственно исключить финансовые потери предприятия или государственного учреждения.

Literature:

1. Civil code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 N 51-FZ (edition of 26.06.2007) // Collection of the legislation of the Russian Federation, 05.12.1994, № 32, Art. 3301.

2. The law of Republic of Belarus of July 19, 2010 No. 170-Z «About the state secrets» URL:< http:// www.kgb.by/ru/zakon170-3/> (the last visit - on July 12, 2016).

3. Kamalova G.G. About a legal regime of an official secret // the Messenger of UDMGU. 2014. № 2-4. P. 145-152.

4. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 1 (31). С. 29-37.

5.

03.11.1994 № 1233 (ред. от 18.03.2016) «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполни, -

ления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, № 30 (ч. II), ст. 3165.

6. Трудовой кодекс Республики Беларусь Ш1_: <http://etalonline.by/?type=text&regnum=HK990029 6> (последнее посещение - 12 июля 2016 г.).

7. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188 // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 марта, 1997 г. № 10, ст. 1127.

4. Pavlov I.Yu. Modern problems of legal regulation of the state and official secret in Russia//the Leningrad legal magazine. 2013. № 1 (31). P. 29-37.

5. The order of the Government of the Russian Federation of 03.11.1994 No. 1233 (an edition of 18.03.2016) «About approval of the Regulations on an address order with office information of limited distribution in federal executive bodies, authorized body of management of use of an atomic energy and authorized body on space activities» // the Collection of the legislation of the Russian Federation, 25.07.2005, № 30 (p. II), Art. 3165.

6. Labor code of Republic of Belarus URL: <http://etalonline.by/?type=text&regnum=HK990029 6> (the last visit - on July 12, 2016).

7. The presidential decree Russian Federation of March 6, 1997 № 188 // the Russian Federation Code of March 10, 1997 № 10, Art. 1127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.